Научная статья на тему 'Необходимость политики жесткого государственного регулирования экономики России в период глобального кризиса фондовых рынков'

Необходимость политики жесткого государственного регулирования экономики России в период глобального кризиса фондовых рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглов В. Н.

Аспекты безопасности экономики России сегодня, как никогда прежде, показывают зависимость от фондовых рынков, в том числе и от их глобального уровня. И это несмотря на то, что 2006-2007 гг. стали периодом роста активов целого ряда российских производственных и кредитных фирм. В том числе это было связано и с массовым вовлечением частных инвесторов в «народные» IPO, которые не только диверсифицировали состав акционеров компаний, но и привели к подъёму национального фондового рынка в целом. Первой этот шаг в 2006 г. сделала компания «Роснефть». За 14,8% акций государство и компания выручили тогда 10,6 млрд долл. Капитализация фирмы в этот момент составила 79,8 млрд долл., что сделало её второй в России по величине. В 2007 г. 70% привлеченных средств домашних хозяйств обеспечили отечественной экономике Сбербанк и ВТБ. Сбербанк в результате размещения акций привлёк 8,8 млрд долл., ВТБ 7,8 млрд долл…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость политики жесткого государственного регулирования экономики России в период глобального кризиса фондовых рынков»

5 (38) - 2009

Стратегия развития экономики

необходимость политики жесткого государственного регулирования экономики россии в период глобального кризиса фондовых рынков

В. Н. КРУГЛОВ,

кандидат экономических наук, доцент

Среднерусский университет

(Институт управления, бизнеса и технологий)

Аспекты безопасности экономики России сегодня, как никогда прежде, показывают зависимость от фондовых рынков, в том числе и от их глобального уровня. И это несмотря на то, что 2006—2007 гг. стали периодом роста активов целого ряда российских производственных и кредитных фирм. В том числе это было связано и с массовым вовлечением частных инвесторов в «народные» IPO, которые не только диверсифицировали состав акционеров компаний, но и привели к подъему национального фондового рынка в целом.

Первой этот шаг в 2006 г. сделала компания «Роснефть». За 14,8 % акций государство и компания выручили тогда 10,6 млрд долл. Капитализация фирмы в этот момент составила 79,8 млрд долл., что сделало ее второй в России по величине [1, с. 20].

В 2007 г. 70 % привлеченных средств домашних хозяйств обеспечили отечественной экономике Сбербанк и ВТБ. Сбербанк в результате размещения акций привлек 8,8 млрд долл., ВТБ — 7,8 млрд долл. «Роснефть» привлекла в свои активы средства 115 000 российских граждан, Сбербанк — 30 000, ВТБ — 131 000. Но, в то же время, к примеру, банк ВТБ размещал в России только 35 % от общего объема IPO, а еще 65 % — за рубежом. Выиграли те граждане, которые поддержали российскую экономику? Давайте сначала посмотрим на их доход в виде дивидендов.

По итогам 2006 г. компания «Роснефть» направила на выплату акционерам 13,3 % чистой прибыли от операционной деятельности, т. е., было заплачено по 1,33 руб. на акцию, и, люди, купившие

ценные бумаги менее, чем на 100 000 руб., с учетом налога на прибыль и платы за хранение бумаг в депозитарии, оказались в убытке. По итогам 2007 г., дивиденды составили 1,6 руб. на акцию. С учетом отмены комиссии за хранение акций их держатели заработали за год 0,78 %. Практически такую же долю прибыли, по итогам 2007 г., направил на дивиденды и Сбербанк — порядка 10 %. Тогда как ВТБ выделил на эти цели до 50 % чистой прибыли банка за 2007 г.

Компания и банки, размещавшие эмиссию, безусловно, выиграли. Так, «Роснефть», продав 14,8 % своих акций за 10,6 млрд долл., стала крупнейшей нефтяной корпорацией РФ по капитализации. Кроме того, за счет IPO ей удалось рассчитаться с долгами по кредитам, взятым еще в 2004 г. (на это было направлено около 82 % всех привлеченных средств). Оставшиеся средства были израсходованы на финансирование инвестиционных проектов и операционную деятельность.

Привлеченные средства позволили ВТБ войти в список 100 крупнейших банков мира по размещению собственного капитала. Привлеченные активы были направлены на развитие розничного и корпоративного банковского бизнеса. В результате по промежуточным показателям 2008 г. активы возросли на 76,7 % — до 92,6 млрд долл., кредитный портфель удвоился, а чистая прибыль повысилась на 28,4 % — до 1,5 млрд долл.

Сбербанк полученные от IPO средства использует на расширение активных операций — в первую очередь по кредитованию. По итогам 2007 г. кредит- 71

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Стратегия развития экономики

5 (38) - 2009

ный портфель Сбербанка вырос на 54 % — до 3,45 трлн руб. Доля ссуд юридическим лицам за год выросла с 73,6 до 76,4 %. Активы банка составляют порядка 25 % всей банковской системы РФ [1, с. 22].

На основании сказанного можно сделать вывод, что фирма и банки остались в выигрыше, а вот держатели акций — нет. Тем более на фоне общего падения фондового рынка и, соответственно, стоимости акций. Поэтому стоит ли удивляться низкой активности населения при сотрудничестве с российскими финансовыми институтами? Так, если в Саудовской Аравии и ряде соседних государств «народный капитализм» включает до четверти всего трудоспособного населения страны, то в России это всего 1 %, и, думается, что после создавшейся в 2008 г. ситуации цифра эта будет еще ниже.

В течение последнего года многие акции российского фондового рынка упали в цене практически вдвое. Аналитики ИК «Тройка-диалог» подсчитали, что средние по российскому рынку коэффициенты «цена/прибыль 2009» (4,4) и «цена/ балансовая стоимость» (0,9) находятся в октябре 2008 г. на уровне 2004 г. и подразумевают снижение цен на нефть до 50 долл. за баррель [2, с. 8].

Отечественные эмитенты оценены с 30—50 % дисконтом по отношению к иностранным вложениям. И активы продолжают дешеветь. За баррель запасов нефти рынок дает 2 долл., за мегаватт генерирующих мощностей — 170 долл., за абонента сотовой связи — 300 долл. Дисконт к другим развивающимся рынкам достиг уровня 2001 г., а капитализация опустилась ниже 40 % от ВВП.

«Всю нефтяную отрасль России сегодня можно купить по цене бразильской компании Petrobras, а всю банковскую — по цене китайского банка 1СВС», — подчеркивают критичность ситуации ИК «Тройка-диалог» [2, с. 8].

Правительство РФ принимает целый ряд мер по стабилизации кризисных явлений на фондовом рынке, но каждая из них, стоит отметить, далеко не свободна от недостатков.

Вопрос первый: почему значительные кредиты были выданы только трем банкам? Из поддержки банковскому сектору в размере 950 млрд руб. 500 млрд руб. досталось Сбербанку, 200 млрд руб. — ВТБ, остальные средства — Внешэкономбанку [3, с. 14]. Но ведь среди коммерческих кредитных учреждений есть те, кто занимается непосредствен-

но обеспечением деятельности промышленности и сельского хозяйства. И средства логичнее было бы направить именно им, хотя и в меньшем объеме.

Следующий вопрос — о целесообразности выделения 500 млрд руб. на поддержание финансового рынка. Мало того, что помощь эта, по сути дела, безадресная, она еще и вектор имеет своеобразный: спасение не столько финансового рынка РФ, сколько самого источника глобального кризиса в лице США.

В нынешних условиях, и это становится очевидным, исходя из мирового опыта, могут быть приемлемы только методы жесткого государственного регулирования экономики. Тем более что США, живя последние 50 лет за счет всего мира, сейчас пытаются решить свои проблемы опять-таки за счет всего мирового сообщества. Так, с 2000 г. на 1 долл. прироста ВВП в мире приходилось 4,4 долл. финансовых активов [№3,с. 15].

Скажем, та же Великобритания уже заморозила все «шорты» на своих биржах, вплоть до 2009 г. Российской Федерации сегодня необходимо создавать в срочном порядке антикризисную систему управления страной, чтобы не только защитить, но и укрепить свою экономику. Для этого, в плане создания антикризисной системы жесткого государственного регулирования, представляется, будет логичным предпринять следующие шаги:

1) системно упорядочить национальные и международные институты регулирования;

2) восстановить баланс между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ;

3) укрепить систему управления рисками;

4) сделать предельно прозрачной и достоверной информацию о компаниях — участниках рынка;

5) снять ограничения со свободы перемещения капиталов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Массовые инвестиции. Энергия успеха. Российская Федерация сегодня. 2008. №5. С. 17—23.

2. Минеева Ю. Российские акции уходят в ноль. /Ю. Минеева//Российская бизнес-газета. 2008. №40. С. 8.

3. Мусин М. На дне финансового океана. /М. Мусин//Парламентская газета. 2008. №363. С. 5, 14-15.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.