Научная статья на тему 'Необходимость культуры общения'

Необходимость культуры общения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
552
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сухов С. Р.

В данной статье выявляются основания для возникновения и соблюдения в обществе различных норм культуры общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость культуры общения»

НЕОБХОДИМОСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

© Сухов С.Р.*

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

В данной статье выявляются основания для возникновения и соблюдения в обществе различных норм культуры общения.

Ключевые слова культурная коммуникация, культура общения, нормы поведения.

Человек является структурной единицей социума, в рамках которой создаются специфические условия жизнедеятельности. Окружающая среда способствует выработке бесконечного количества потребностей, когда люди помещаются в определенное материальное и духовное пространство [6]. Общение - одна из потребностей человека, от реализации которой зависит возможность удовлетворения других. Такого рода обстоятельства диктуют конкретные методы приспособления к реальности, в рамках которой оформляются универсальные инструменты взаимодействия. Именно они шаг за шагом создают так называемое коммуникативное поле, поддерживаемое при помощи культуры общения. Культура общения может пониматься как «своего рода компенсаторный механизм», предотвращающий или нивелирующий проявление негативных явлений в общественной жизни [2, с. 325]. Культура общения, следовательно, определяет способность и общества в целом, и личности в отдельности к выживанию.

Культурой общения называют «совокупность норм, способов и условий эффективного взаимодействия, принятых в определенной социальной среде как этический эталон» [2, с. 326]. Это понятие вошло в лексический оборот уже в далеком прошлом, но стечением времени его значение постепенно сокращалось. Современность возродила культуру общения на локальном, региональном и глобальном уровнях общественных отношений [8]. Возникает вопрос: почему становится возможным использовать словосочетание «культура общения», если культура и есть определенные уровень и качество общения? Конечно, общение предполагает наличие категории «культурный», но дихотомия в виде термина «культура общения» вводит явление особого ряда со всеми сопутствующими признаками.

Банальная повседневность помещает человека в череду бесконечно сменяющихся событий, где имеется хаотичность и нагромождение действий. В настоящее время технократизм, чрезмерная деловитость и официальность личности только усугубляют положение, поскольку само «технологическое общество является системой господства» [5, с. 19]. По мнению Г. Маркузе,

* Кафедра Философии и культурологии. Научный руководитель: Потапчук Е.Ю., доцент кафедры Философии и культурологии, кандидат культурологии, доцент.

человек остается «по-прежнему порабощен инструментами своего труда, и это порабощение происходит в высоко рационализированной, эффективной и многообещающей форме» [5, с. 55]. Например, «особыми социальными интересами» навязывается часть «ложных» потребностей [5, с. 6], ведущих к стандартизированному существованию. Выход из всей этой противоречивой неорганизованности и беспорядочности предоставляет культура общения. Обнаруживается, что вся содержательная сторона культуры общения сводится к выработке социумом правил, норм и принципов поведения на все случаи жизни. Культура может пониматься как аккумуляция достижения человеческих коллективов, а общение людей - как способы координации целенаправленной деятельности отдельного индивида и общества в целом. Соединение двух этих феноменов открывает дверь к возможности получения позитивных результатов взаимодействия людей, стремящихся рационализировать предметы и вещи объективного мира.

Культура общения управляет формированием, существованием и применением определенных стереотипов поведения. На этой почве создаются, так называемые, неписаные законы культуры общения. Нормативность указанной сферы - неотъемлемая часть системы. В обществе возникает множество ступеней и видов общения: производственное, семейное, интимно-личностное, письменное, устное, вербальное, официальное, повседневное и т.д. Существует и особый вариант общения в деловой сфере, с которой, зачастую, ассоциируются правила культуры общения, поскольку им уделяется значительное внимание в процессе образования, воспитания, просвещения и пр. Оценивая уровень своей культуры общения человек, вольно или невольно, говорит о своем деловом (официальном) поведении и общении. Отметим, однако, что соблюдение правил и требований присуще любому виду или типу общения, как формальному, так и неформальному. Соблюдаются обязательные нормы в общении участников как бизнес-ланча, так и рэпер-ской тусовки. Так, по словам одного из участников интернет-форума, рэпер не только слушает рэп, знает его направления и тенденции, но и одет определенным образом: широкие штаны-трубы с многочисленными карманами; рубаха, на несколько размеров большая, чем следует; бейсболка или черная шапочка; кроссовки. «Первое, на что смотрит тусовка это прикид ... Широкие штаны можно купить на рынке или в секонде (кстати, секонд просто куль-товейшее место для репера), кроме того, можно взять папины или братовы старые джинсы (донашивать шмотки своих родичей - традиция обитателей гетто)... Для тусовки очень важны лейблы (фирмы-производители) твоих шмоток. Наиболее почитаются Adidas, Dr Wear, FUBU» [9]. Кроме того рэ-пера отличают особые жесты и выражения (например, междометие «Yo! [Йоу]», восклицание «Come on [Камон]») [9]. Составные элементы культуры общения, в данном случае, субкультуры рэперов обеспечивают: во-первых, узнавание своего, во-вторых, различение своего - чужого, в-третьих, взаимопонимание и эффективное общение.

Каждая область общения людей включает множество элементов, и, соответственно, правил, но основы делового общения и этикета преподаются и изучаются в учебных заведениях, требования иных вариантов общения личность осваивает и усваивает вне их стен в ходе ее взаимодействия с разнообразными социальными группами, иначе говоря, в ходе ее социализации и аккультурации. Нормы культуры общения обычно опираются на существующие неявные, но рациональные основания. Действительно, человек, отправляющийся в ресторан на встречу с другом, должен знать, кто и как будет оплачивать угощение. Здравый смысл установил правила, в соответствии с которыми оплачивает счет приглашающая сторона. Иные договоренности должны быть достигнуты заранее, потому что правила этикета запрещают вести споры по данному вопросу в ресторане в присутствии обслуживающего персонала. Также в рамках повседневной логики решаются вопросы счетов за ресторан или кафе денег, если вечер дружеский, если приглашает дама на деловой ужин и т.д. Все эти варианты поведения закреплены в ресторанном этикете [3]. Таким образом, требования культуры общения, действительно, ориентированы на упрощение повседневного существования человека в общества, облегчения процесса принятия решения. Но в системе требований культуры общения могут сохраняться архаичные, устаревшие правила, которые не соответствуют содержанию современной культуры. Так, новые правила разрешают кушать такие блюда, как пицца, руками (потому что это удобно), в то время как предыдущие требования к поведению за столом категорически это запрещали [7].

Общественные установки способствуют внешней и внутренней однородности культуры общения. Ее фундамент скрепляется благодаря нравственно-этическим и моральным традициям предшествующих поколений. Этические нормы регламентируют поведение человека в зависимости от социальной среды. Мораль систематизирует правильное соотношение мыслительных и поведенческих мотивов людей. В культуре общения имеют значение представления о долге, чести, почтительности, открытости и т.п. К тому же уточняются границы применения и использования слова, чтобы избежать непонимания или ошибки. Культура общения, таким образом, - не просто нагромождение элементов, слов, выражений, поступков, их использование не только вполне рационально и обеспечивает взаимопонимание участников коммуникации, а также эффективную передачу разнообразной информации: не только, что непосредственно говорится, но и сведения о статусе, уважительности, важности и пр. Следовательно, культура общения - зна-ково-символическое поведение человека, для которого характерно триединство речи, жеста и поступка. Они связываются все части культуры общения в единую систему, без использования которой существование человека в обществе и взаимодействие с другими его членами весьма затруднительно.

Многогранность культуры общения имеет некоторые неразрешимые проблемы. Казус заключается в относительной поляризованности культуры

общения вследствие разных временных и пространственных характеристик. На международной арене утвердились однотипные, западноевропейские по происхождению, правила общения между людьми, сформировавшимися в условиях различных социокультурных систем. Один и тот же жест, например, в культурах разных народов может иметь различное значение. Жест «указательный палец у нижнего века» в Австрии обозначает презрение к адресату, во Флоренции - доброжелательность, в Испании - недоверие, во Франции - ложь [8, с. 399]. Культура общения отдельного этноса или региона может быть весьма специфичной и не совпадать с общепринятыми в современной мировой цивилизации. Очень показательна в этом отношении, например, культура общения японцев. Вся жизнь японца проходит в рамках подробно расписанной соподчиненности, связанной с правилами уважения и почтительности к старшему по возрасту. Иерархичность для японского народа является нормой жизни Уважение к родителям, коллегам, культ предков имеют всеохватывающий характер. Правила своеобразного японского этикета обличены в форму «гири» - феномена, не имеющего аналога в европейской культуре. Гири - это такой вид человеческих отношений, в которых сплавляются воедино долг, правила и нормы поведения, которые человек исполняет вопреки своим личным желаниям [1]. В современной японской культуре «гири» превратилось в «долг перед обществом», «моральные обязательства» и просто «долг». Гири в наши дни, например, привели к возникновению у японцев обычая дарить так называемые «обязательные подарки». В день Святого Валентина девушки и женщины дарят знакомым и друзьями «гири-чоко» - «обязательные шоколадки»). В середине декабря в Японии также принято совершать обязательный обмен подарками, приуроченный окончанию года. Отмечается, что «человек, не совершающий ответного дара на полученный подарок, считается пренебрегающим общественными нормами» [1].

Культура общения способствует интеграции человека в социум. Ее требования являются вынужденной необходимостью в связи со сплочением коллектива. Она преобразует разрозненность и конфликтность человеческой натуры, способствуя ее включению в культурную систему. Люди вправе решать придерживаться ли им принципов культуры общения или пренебрегать ее наработками. Но общество способно применять те или иные санкции против индивидуумов, нарушающих его правила. В результате возникает своеобразный круг в обязанностях личности. Так, например, гири «побуждает японца всячески избегать ситуаций, в которых есть риск «потерять лицо», подвергнуться унижению» [2, с. 187]. Отмечается, что «нормативная недостаточность» культуры общения может привести к дезорганизации общества, а «нормативная избыточность» стабилизирует его [2, с. 37]. Однако, излишества в нормировании культуры общения также опасны, поскольку препятствует свободному творчеству [2, с. 37]. И XXI век, несмотря на его

культурную динамичность, сохраняет в культуре нормативность, не ослабляя, а порой увеличивая ее за счет появления общепринятых (так называемых общечеловеческих) требований глобальной цивилизации.

Список литературы:

1. Кальчева А. «Гири»: японское чувство долга / А. Кальчева // Культура Японии [Электронный ресурс] // Сайт «Fushigi Nippon» - Загадочная Япония. - Режим доступа: http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage& pid=398 (дата обращения: 27.07.2015).

2. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Изд-во «Лань», 1997. - 512 с.

3. Кто платит по счету в ресторане [Электронный ресурс] // Центр эффективных коммуникаций Ивана Арцишевского// Сайт «Razmir. - Режим доступа: http://razmir.ru/blogs/post/kto-platit-po-schetu-v-restorane-1907 (дата обращения: 28.07.2015).

4. Культурология / Под ред. Б.А. Эренгросс. - М.: Издательство Оникс,

2007. - 480 с.

5. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М.: «REFL-book», 1994. - 368 с.

6. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Питер,

2008. - 352 с.

7. Новые правила этикета: в ресторане можно кушать пальцами [Электронный ресурс] // Сайт «Едим со вкусом». - Режим доступа: www.edimso-vkusom.com/news/10888/novye-pravila-etiketa-v-restorane-mozhno-kushat-palcami (дата обращения: 28.07.2015).

8. Теория культуры / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. -СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

9. Hip-Hop.Ru Форум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hip-hop.ru/forum/kak-stat-raperom-ili-kak-ya-nashel-pravila-311916/ (дата обращения: 27.07.2015).

10. Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры / Под ред. Роджера Дж. Дэвиса, Осаму Икэно. - М.: АСТ, Астрель, 2006. -320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.