Научная статья на тему 'Необходимость использования государственно-частного партнерства в социальной сфере'

Необходимость использования государственно-частного партнерства в социальной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винар А. А., Иванченко Л. А.

Рассматривается социальная сфера, проблемы ее развития и финансирования государством. Необходимость привлечения ГЧП в социальную сферу, как способ решения проблем в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость использования государственно-частного партнерства в социальной сфере»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 332

А. А. Винар Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Рассматривается социальная сфера, проблемы ее развития и финансирования государством. Необходимость привлечения ГЧП в социальную сферу, как способ решения проблем в данной сфере.

Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего развития граждан. Обобщающим показателем развития социальной сферы служат повышение уровня жизни, рост денежных доходов населения при сокращении разрыва в доходах между богатыми и малообеспеченными, что особенно важно для экономики, так как способствует расширению внутреннего спроса, производству продукции отечественных предприятий.

В России актуальность партнерства в социальной сфере подчеркивается ее низким уровнем развития в плане применения передовых методов управления, так как в течение многих десятилетий данная сфера являлась объектом прямого государственного управления, поэтому сейчас особо нуждается в использовании потенциала предпринимательских структур [1].

Общей и наиболее острой для всех отраслей и видов деятельности социальной сферы является проблема отсутствия стабильного и достаточного бюджетного финансирования, следствием чего становится ухудшение качества услуг и обслуживания, сокращение их объема (см. таблицу). При этом растут потребности общества в данных услугах, требования к уровню обслуживания, качества услуг и социально-экономической эффективности деятельности учреждений.

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что многие из аспектов социальной сферы имеют тенденцию снижения в финансовом плане, а это прямым образом негативно отразится на обществе.

Практика государственно-частного партнерства в Российской Федерации показывает, что крайне ограничены сферы использования данного механизма. ГЧП преимущественно реализуется в транспортной, инфраструктурной области. В то же время, возникает ряд процессов, которые становятся предпосылками развития института государственно-частного партнерства в социальной сфере.

Во-первых, Российская Федерация и большинство ее субъектов сформулировали свои стратегии развития на среднюю и долгосрочную перспективу. Значительное место в данных стратегиях занимают отрасли и виды деятельности социальной сферы, сотрудничество органов власти и предпринимательства.

Во-вторых, социальная сфера испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологий оказания услуг и обслуживания. Бюджетные и внебюджетные средства, ресурсы целевого финансирования, в том числе национальных проектов, не позволяют полностью удовлетворять эти потребности. Становится необходимым прямое привлечение ресурсов института предпринимательства.

Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов [3]

Показатели 2012 год (млрд. руб.) 2013 год (млрд. руб.) 2014 (млрд. руб.)

план % к пред. году план % к пред. году план % к пред. году

Расходы, всего 12 198,3 110,7 13 431,9 110,1 14 293,9 106,4

Общегосударственные вопросы 794,6 91,3 801,0 100,9 784,6 97,8

Национальная оборона 1 847,5 120,5 2 334,3 126,4 2 750,8 117,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 687,2 137,2 1 903,3 112,8 1 994,6 104,8

Национальная экономика 1 762,2 96,1 1 681,4 95,4 1 653,9 98,4

Жилищно-коммунальное хозяйство 99,7 42,9 86,3 86,6 62,2 72,1

Охрана окружающей среды 19,6 111,7 19,9 101,7 21,4 107,1

Образование 559,9 101,4 521,5 93,2 467,6 89,7

Культура, кинематография 80,9 92,4 78,5 96,9 76,4 97,4

Здравоохранение 498,8 106,9 454,0 91,0 445,0 98,0

Социальная политика 3 796,9 120,4 4 102,3 108,0 4 132,2 100,8

Физическая культура и спорт 38,7 91,3 30,7 79,3 24,4 79,5

Средства массовой информации 62,6 102,0 56,4 90,1 50,3 89,1

Обслуживание государственного и муниципального долга 438,9 125,1 538,0 122,6 640,5 119,0

Межбюджетные трансферты общего характера 510,8 86,5 487,3 95,4 473,6 97,2

Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»

В-третьих, приватизация объектов социальной сферы влечет крайне негативные социальные, экономические и политические последствия, это не отвечает конституционным требованиям. Вместе с тем, государство является неэффективным собственником и попытки внедрения современных методов менеджмента в рамках государственного управления на объектах социальной сферы, как показывает практика, успеха не достигали. Государственно-частное партнерство, позволит с одной стороны, привлечь ресурсы субъектов предпринимательской деятельности, с другой - сохранить контроль и надзор государства за оказанием социально значимых услуг, необходимых на-

селению объема, структуры и качества, позволит отчасти решить данную проблему [2].

Библиографические ссылки

1. Судас Л. Г., Юрасова М. В. Маркетинговые исследования в социальной сфере. М. : Инфра, 2010. 232 с.

2. Фильченков В. А. Особенности государственно-частного партнерства в социальной сфере // Сервис +. 2007. № 3. С. 30-40.

3. КонсультантПлюс, 1992-2014. Динамика расходов федерального бюджета [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

© Винар А. А., 2014

УДК 336.563.1

А. А. Гальковская Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ

Рассматриваются особенности инфляции в России: текущее состояние, причины. Сопоставляются два инфляционных процесса в России: инфляция 90-х годов и современная инфляция. Приводятся необходимые меры по снижению уровня инфляции в РФ.

Инфляция представляет собой длительное и относительно устойчивое повышение цен на все продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Это процесс обесценивания денег, который происходит в результате переполнения каналов обращения денежной массы. Инфляция как общемировая экономическая проблема остро стала проявляться в ХХ веке после отказа от золотого стандарта и распространения инфляционного способа финансирования государственных расходов. От нее, как правило, зависит покупательская способность денег.

Каждая страна имеет свои особенности инфляции. По мнению директора Института экономического анализа А. Н. Илларионова, природа российской инфляции уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Он выделяет немонетарную и чисто монетарную природу инфляции.

Инфляция в России имеет сложный характер и подвержена влиянию многих факторов. Одни из них оказывают влияние в долгосрочном периоде, другие -на коротком отрезке времени. Отдельные факторы носят эпизодический характер, но тоже оказывают сильное воздействие. Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфики планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. На протяжении всего постсоветского периода состав факторов, определяющих поведение ИПЦ и характер их влияния на инфляцию, постоянно менялся.

В 2011 году Владимир Путин назвал инфляцию «ахиллесовой пятой» России с точки зрения подхода к кризису, который наихудшим образом сказался на России среди развивающихся стран двадцатки. Он

заявил, что в безостановочном росте российских цен виноваты высокие мировые цены на нефть. Интересно, что цены в других странах-экспортерах нефти, таких как Арабские Эмираты и Норвегия остаются нетронутыми.

Однако резкая инфляция в РФ началась уже давно, когда нефтяные цены пошли в резкий подъём. В 1992 году, когда средние мировые цены на нефть были всего 25-30$ за баррель, бурный рост российских цен был вызван конкретными действиями Центробанка и правительства, которые запустили разгон цен, согласованно запустив либерализацию цен и бурную кредитную и эмиссионную деятельность. В это время ЦБ значительно увеличил денежное предложение над одновременно снижаемым товарным предложением, ставшим вследствие подавленной инфляции невысокого качества, а правительство Гайдара этот дисбаланс законодательно закрепило в отпускных ценах при разрушаемом «реформаторами» товарном предложении со стороны приватизируемой промышленности. В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведший к гиперинфляции, а затем стагфляции экономики. Способствовали усугублению инфляции и политические процессы, связанные с развалом СССР. Точно так же, как инфляция 90-х годов была вызвана немонетарными факторами, точно так же и на современном этапе умалчивается об иных факторах инфляции. А к ним можно, и нужно, отнести: высокую конечную ставку кредитов банковского сектора с ЦБ во главе, составляющую около 20 %; высокую степень монопольного произвола: ежегодный рост тарифов на электро и тепло-энергию на 15-25 %, который разгоняет рост цен прямо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.