Научная статья на тему 'Необходимость инновационных технологий в высших учебных заведениях'

Необходимость инновационных технологий в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШАЯ ШКОЛА УКРАИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винник Н.И.

Введение инновационных подходов к процессу обучения в наше время является не просто экспериментом или творческим поиском, а необходимостью, которую диктуют современные требования к специалистам и к сфере их деятельности. В интеграционных процессах образования очень важно перенимать всё лучшее в сфере педагогики, правильно адаптировать иностранные методики к нашим особенностям образования и менталитету преподавателя и студента. В статье освещена одна из проблем образования, заключающаяся в том, что студенты не видят необходимости изучения ряда предметов, знание которых, по их мнению, не имеет для них ни практического, ни теоретического применения. Предложен философский подход к такой проблеме, как получение студентом большого количества знаний, не связанных между собой. Рассмотрены субъективные и объективные факторы восприятия учебного процесса преподавателями и студентами. Поднят вопрос о необходимости адаптации и комплексности учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость инновационных технологий в высших учебных заведениях»

врачом профессиональной деятельностью и сознательным профессиональным поведением происходит через мысль и язык, что ее выражает. Цель статьи - проанализировать содержание профессиональной деятельности врача, чтобы помочь направить формирования профессионально-речевой компетентности и наполнить этот процесс профессиональным содержанием. В статье доказано, что профессиональная деятельность способствует не только проявлению определенных свойств и качеств человека, но и формирует профессиональные качества личности, которые проявляются в прямой зависимости от особенностей профессии. В работе выделено пять составляющих: гностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную и организаторскую, которые соотносятся с профессиональной деятельностью врача. Выяснено, что будущие врачи должны обладать операционными и концептуальными способностями. Однако развитые гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские умения, делая специалиста профессионалом высокого класса, явно недостаточны, поскольку ядром специалиста является не сама деятельность, а мо-тивационно-ценностное отношение к объекту деятельности - человеку.

Summary

COMPONENTS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE DOCTOR Vardanian A.O., Efendiieva S.M., Melaschenko M.P.

Key words: professional activity, formation, competency, conceptualization, aspect.

The article describes the question of the professional activity of the future doctor. The acquirement of the future physician's professional activities and conscious professional behavior is due to the thought and language that expresses it. The purpose of the article is to analyze the components of the professional activity of the doctor to help guide the formation of vocational competence and to fill this process with professional content. The article proves that professional activity does not promote only the manifestation of certain properties and qualities of a person, but also forms the professional features of the person, which is manifested in direct dependence on the features of the profession. There are five components in our research work such as gnostic, design, constructive, communicative and organizational, which are correlated with the professional activity of the doctor. It is revealed that future physicians should have operational and conceptual abilities. However, developed gnostic, design, constructive, communicative and organizational skills, making a skilled specialist is not enough. So, the core of the specialist is not only the activity, but the motivational-value attitude to the object of activity - the person.

УДК 378.0:[005.342+001.8] Винник Н.И.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

ВГУЗ Украины «Украинская медицинская стоматологическая академия»

Введение инновационных подходов к процессу обучения в наше время является не просто экспериментом или творческим поиском, а необходимостью, которую диктуют современные требования к специалистам и к сфере их деятельности. В интеграционных процессах образования очень важно перенимать всё лучшее в сфере педагогики, правильно адаптировать иностранные методики к нашим особенностям образования и менталитету преподавателя и студента. В статье освещена одна из проблем образования, заключающаяся в том, что студенты не видят необходимости изучения ряда предметов, знание которых, по их мнению, не имеет для них ни практического, ни теоретического применения. Предложен философский подход к такой проблеме, как получение студентом большого количества знаний, не связанных между собой. Рассмотрены субъективные и объективные факторы восприятия учебного процесса преподавателями и студентами. Поднят вопрос о необходимости адаптации и комплексности учебного материала.

Ключевые слова: инновационные технологии, образовательный процесс, высшая школа Украины.

Педагогика, как и любая другая наука, не стоит на месте. Введение инновационных подходов к процессу обучения в наше время является не просто экспериментом или творческим поиском, а необходимостью, которую диктуют современные требования к специалистам и к сфере их деятельности. Медицина - не исключение. Современные подходы к диагностике и лечению, которые стали возможны в результате научного прогресса, требуют от врача не только технических навыков, но и комплексного восприятия медицины, как широкой сферы деятельности, в которой все механизмы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Понятие «инновация» с латыни имеет значение обновление и улучшение. В педагогике инновация это «целенаправленное, систематическое и последовательное внедрение в практику оригинальных, новаторских способов, приемов педагогических действий и средств, охватывающих целостный учебный процесс от определения его цели до ожидаемых результатов» [2]. Это все полезное, передовое и

Том 17, Випуск 4 (60) частин299

прогрессивное, что может дать современная наука на сплаве разных её отраслей.

Целый ряд авторов, в том числе и В. Кукушкина, считают, что любая педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности) [4,5,7]:

- концептуальность: необходимость не только научного, дидактического обоснования, но и обоснования психологического, философского и социального. Только такой подход даст возможность раскрыть перед студентами тесную взаимосвязь и взаимопроникновение медицинских наук и методик, и создаст предпосылки для комплексного восприятия медицины в целом, улучшения усваиваемости учебного материала;

- системность: инновационная концептуальная технология должна иметь все признаки системы -логика процессов, взаимосвязь всех её составляющих, общая целостность;

- эффективность: технология обучения должна обеспечить высокий стандарт подготовки специалистов в условиях современных технологий и научных достижений, так же быть экономически обоснованной в плане затрат на введение инновационных методов обучения и, конечно, соответствовать временным рамкам программы обучения;

- управление: предполагает возможность планирования, проектирования учебных процессов, использование различных инструментов анализа эффективности учебного процесса на различных его этапах с целью его корректировки;

- визуализация: возможность использования видео- и аудиоматериалов, конструирование различных дидактических материалов, использование оригинальных учебных пособий и приспособлений.

Любое понятие должно соответствовать своей сути. Так, например, слово «технология» имеет греческое происхождение и состоит из двух слов - мастерство и искусство. Таким образом, любая технология может интерпретироваться как осознанное искусство и отточенное мастерство. Тем более технологии педагогические, работающие с сознанием студента. Ошибки этих технологий не видны сразу, но явно проявляются со временем. А потому именно на педагогических технологиях и тех, кто их внедряет в практику, лежит огромная ответственность за развитие системы образования и повышения квалификации студентов.

Классический и инновационный подходы к образованию существовали всегда, конкурируя между собой. В традиционной системе образования выделяют следующие недостатки: авторитарность, доминирование пояснительно-иллюстрационного типа обучения и, как следствие, отсутствие прямого диалога между преподавателями и студентами.

В современном мире постоянно повышается уровень и темп международной интеграции. Современная система образования в Украине имеет возможность перенимать прогрессивный опыт педагогов других стран. В интеграционных процессах образования очень важно перенимать всё лучшее в сфере педагогики, правильно адаптировать иностранные методы к нашим особенностям образования и менталитету преподавателя и студента. Но не менее важно сохранить всё лучшее, что было в старой системе, которая и является базисом современной системы образования в Украине [1,3,9,10].

Много нареканий от представителей классического подхода в педагогике вызывают механизмы оценки уровня знаний студентов. А именно - тестовая система. По своей сути любая тестовая система имеет ряд существенных недостатков. При тестовом оценивании знаний у студента всегда есть определённая возможность сдать экзамен на средний уровень. Сами тесты зачастую охватывают основные вопросы предмета и не способны оценить весь объём и глубину знаний. А потому в тестовой системе неизбежно уравнивание студентов по уровню их знаний и способности к клиническому мышлению, что особо важно в вопросах дифференциальной диагностики. Еще более высока вероятность списывания и использования заранее подготовленных материалов. В ходе подготовки основная масса студентов готовится к экзамену поверхностно, избегая изучения многих нюансов и особенностей изучаемого предмета, которые могут быть выявлены только при прямом общении с преподавателем. Но в процессе тестирования диалог между студентами и экзаменаторами исключён. Из этого вытекает ещё один недостаток тестов - студенты зачастую не способны чётко выражать свои мысли и знания, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Способность грамотного общения очень важна для будущих врачей. Так как им, в отличии от, например, технических специалистов, предстоит общаться не только с коллегами, но и с пациентами. Как говориться, и слово лечит, а потому врач, который умеет грамотно и лаконично выражать свою мысль, адаптировать свои мысли для восприятия пациентом, будет лучшим специалистом. Этот фактор поможет во врачебной практике избегать грубых психологических ошибок, приводящих к ятрогениям, и повысит уровень профессионального общения с коллегами.

Отношение студента к предмету, к преподавателю имеет решающее значение в процессе его обучения. Одна из проблем образования заключается в том, что студенты не видят необходимости изучения ряда предметов, знание которых, по их мнению, не имеет для них ни практического, ни теоретического применения. Эта проблема - одна из ключевых. Решение этой проблемы зачастую приводит к возникновению идей о сокращении объёма изучаемого материала. Сторонники данных нововведений утверждают, что подобные инновации позволят освободить дополнительное время студен-

тов для более глубокого изучения профилирующих предметов. Эта концепция одна из тех, которые перенимает украинское образование. Такой подход приводит к созданию "мозаичной" системы обучения, дающий лишь необходимый минимум для будущего специалиста [2,8].

Субъективная оценка студентом необходимости подробного изучения того или иного предмета негативно сказывается на процессе образования и качестве выпускаемых специалистов. Например, в древности доскональное знание анатомии было залогом успешной практики врача. В современной медицине есть ещё и мощный пласт знаний по патофизиологии, патологической анатомии, биохимии, но студенты зачастую не видят необходимости в фундаментальном знании вышеуказанных предметов [13]. Многие из них считают, что для их будущей практики будет достаточным наличие справочной информации или информации из сети Интернет. Но подобное восприятие является большим заблуждением. Даже если практика врача не связана с неотложной помощью, доскональное знание ряда медицинских дисциплин является залогом наличия багажа знаний, на котором и основывается врачебная интуиция, которая во все века ценилась превыше всего и позволяла поставить правильный диагноз и спасать человеческие жизни докторам, вооруженным одним лишь стетоскопом. Даже в условиях наличия сложного диагностического и лабораторного оборудования современный врач всегда должен помнить, что нельзя исключить ситуацию, в которой он может оказаться, оставшись один на один с пациентом, и помочь ему смогут лишь его врачебные навыки и интуиция. Врач всегда остаётся врачом, даже если необходимость оказания помощи пациенту возникнет не на его рабочем месте, без инструментов и диагностической аппаратуры.

По мнению многих авторов, успешность обучения студента зависит от нескольких основных факторов:

1. личные способности;

2. личное восприятие актуальности изучаемой информации;

3. педагогические способности преподавателя.

Факторы №1 и №3 относятся к факторам объективным, влияние на которые со стороны методологии редко может быть эффективным. Но фактор №2 является субъективным по своей сути, подвержен методологическому влиянию, которое может трансформировать этот фактор в составляющую синергии, направленную на повышение эффективности процесса обучения.

Одной из главных задач инновационной педагогики является также передача студентам навыков самостоятельного обучения и поиска знаний. В современном, активно развивающемся мире, врач, как и любой другой специалист, должен постоянно обучаться. Привить подобные навыки способен только учитель, который, как и полагается хорошему учителю, всю жизнь учится сам. Новая программа требует в перспективе новых учителей, подготовка которых займет не один год. Так же, как не один год займёт процесс вытеснения старых подходов к педагогике. Быстрые изменения в этом вопросе могут наступить быстро лишь по форме, но не по содержанию.

Проблема развития у студентов способностей к самообучению отображает противоречия развития современного общества [11]. Эти противоречия заключаются в необходимости выпуска специалистов с разносторонним творческим подходом к работе, но, в то же время, активно развивается тенденция использования узких специалистов, компетентных исключительно в своём сегменте деятельности. "Мозаичная система" образования не в полном объеме даёт студенту возможности к развитию навыков самообучения. Данную проблему можно сформировать так - человечество пытается научить учиться роботов, и отучивает учиться людей.

Помочь преподавателю в понимании психологии и мировоззрения студента могут интерактивные технологии. Эти технологии основываются прямом диалоге между преподавателем и студентом в педагогическом процессе, приводящем к взаимопониманию, коллективному определению целей и задач, инструментов и методов их решения [12]. Академик П.М. Эрдниев в своих работах отмечал, что при использовании подобных технологий учитель, по возможности, чётко определяет понятия, идеи и навыки, которые должны быть усвоены учеником, а потом, при помощи многостороннего подхода, помогает ученику направить свою деятельность на достижение этих целей. При этом ученик может работать в собственном темпе, заполняя пробелы в своих знаниях, или пропуская то, что уже усвоено.

Преподаватель, активно общающийся с аудиторией, способен эффективно менять форму подачи необходимых знаний, адаптируя её для студентов, показывая всю актуальность информации. Он так же обосновывает важность связи с комплексом других предметов и знаний, овладение которыми является залогом будущей успешной врачебной и научной практики.

Инновационная деятельность сложна и специфична. Она требует от педагога особых знаний, навыков и оригинального комплексного видения образовательного процесса, его целей. Мудрец Сенека говорил: «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Одной из главных задач педагогической инновации - не учить студента ради самого процесса, а связывать знания с практикой и другими знаниями, не давать лишнего, но и не лишать необходимого, показывать путь учения, но и позволять протаптывать свои пути. Потому что, как писал Эйнштейн, - «образование - это то, что остается после того, когда забывается все, чему учили»...

Том 17, Випуск 4 (60) частинЗО 1

Литература

1. Горшунова Н.К. Инновационные технологии в подготовке врача в системе непрерывного профессионального образования / Н.К. Горшунова // Фундаментальные исследования. - 2009. - №2 - С. 86-88.

2. Дичювська 1.М. 1нновацшш педагопчш технологи : пщручник / I. М. Дичювська. - 2-ге вид., доповн. - К. : Академвидав, 2012. - 349 с.

3. Доронина Н. Н. Организация учебного процесса в вузе с использованием активных методов обучения: методы обучения студентов в вузе / Н. Н. Доронина // Социология образования. - 2011. - №3. - С. 31-38.

4. Дудко Л. А. Роль шновацшних педагопчних технологш у становленш конкурентоспроможних спец1ал1ст1в / Л. А. Дудко // Мультиверсум. Фто-софський альманах. - К. : Центр культури. - 2004. - №39. - С. 1-4.

5. Ыновацп у вищш освт: проблеми, досвщ, перспективи: монограф1я / [П.Ю. Саух, О.6. Антонова та ш.] ; за ред. П.Ю. Сауха. - Житомир: Вид-во ЖДУ 1м. . Франка, 2011. - 443с.

6. Кузьмшський А. I. Педагопка вищоТ школи: навч. поЫбник / А. I. Кузьмшський. - К.: Знання, 2005. - 486с.

7. Кукушкша Л.А. Роль самостшноТ' роботи у формуванш професшноТ' компетентност1 студент1в вищого техшчного навчального закладу [Електронний ресурс] / Л. А. Кукушкша // Науков1 прац1 Вищого навчального закладу "Донецький нац1ональний техн1чний ушверситет". Сер. : Педагог1ка, психолог1я i соц1олог1я. - 2014. - № 1(2). - С. 129-132.

8. Медична освта у свт та УкраТ'ш / [Поляченко Ю.В., Передерiй В.Г., Волосовець О.П. та ш.]. - К., 2005. - 384 с.

9. Положення про оргашзацто навчального процесу у вищих навчальних закладах УкраТ'ни вщ 02,06, 93 №161 // Збiрник нормативних акпв УкраТ'ни щодо оргашзацп навчально-виховного процесу у вищому навчальному закпадк

10. Про вищу освп-у : Закон УкраТ'ни вщ 1 лип. 2014 р. №1556-VII // Офiц. вюн. УкраТни. - 2014. - №63. - Ст. 1728

11. Старченко I.I. Роль самостшноТ' роботи студенев при вивченш патоморфологп / I.I. Старченко, Н.1. Винник, С.М. Совгиря [та ш.] : матерiали навчально—науковоТ' конференцп з мiжнародною участю «1нновацшш технологи в оргашзацп самостшноТ роботи студентiв медичних осв^-нiх закладiв». - Полтава, 2017. - С.155- 156.

12. Садуакасова Г.М. Использование современных информационных технологий для оптимизации учебного процесса / Г.М. Садуакасова, А.Б. Мысеке, К.С. Бекенаева // Вестник КазНМУ: спец. выпуск, 25-26 мая 2012. - С. 259-262.

13. Винник Н.1. Формування професшноТ' мотивацп у студенев при вивченш патолопчноТ' анатомп / Н.1. Винник, С.М. Совгиря, А.П. Гасюк [та ш.] : матерiали науково-практичноТ' конференцiТ' «Актуальнi проблеми сучасноТ' патологiчноТ' анатомГ''». - КиТ'в, 2017. - С.14-15.

Реферат

НЕОБХ1ДН1СТЬ 1ННОВАЦ1ЙНИХ ТЕХНОЛОПЙ У ВИЩИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ Винник Н.1.

Ключовi слова: Ыновацшы технологГ|, освiтнiй процес, вища школа УкраТни.

Введення шновацшних пiдходiв до процесу навчання в наш час е не просто експериментом або творчим пошуком, а необхщнютю, яку диктують сучаснi вимоги до фахiвцiв i до сфери Т'х дiяльностi. В iнтеграцiйних процесах освiти дуже важливо переймати все краще в сферi педагогiки, правильно ада-птувати закордонш методики до наших особливостей осв^и та ментапiтету викладача i студента. У статтi розглянуто одну з проблем осв^и, яка полягае в тому, що студенти не бачать необхщносп ви-вчення ряду предме^в, знання яких, на Т'хню думку, не мае для них ы практичного, нi теоретичного за-стосування. Запропоновано фiпософський пiдхiд до такого факту, як отримання студентом велико' ю-лькосп знань, яю не пов'язанi мiж собою. Розглянуто суб'ективш та об'ективнi чинники сприйняття навчального процесу викладачами та студентами. Порушено питання про необхщнють адаптацп та ком-ппексностi навчального матерiалу.

Summary

URGENCY OF IMPLEMENTING INNOVATION TECHNOLOGIES INTO HIGHER EDUCATION Vinnik N.I.

Key words: innovative technologies, educational process, higher schools of Ukraine.

Implementing innovative approaches and technologies into the system of higher education has not just overstep the limits of an experiment or a creative search, but has become a prerequisite demand of the time dictated by novel requirements towards specialists and their sphere of professional activity. Implementing of new approaches and methodology should be based on the national advances in the field of pedagogy, correctly adapt foreign achievements to our peculiarities of education and the mentality of both teachers and students. The article deals with one of education challenges that consist in the fact that students do not see the need to study a number of subjects, which, in their opinion, has neither practical nor theoretical application in their future career. The philosophical approach to the fact that students receive a large amount of knowledge, which would appear not to be directly related to each others, is proposed. The subjective and objective factors of perception of higher educational process by teachers and students are considered. The issue on the necessity of adaptation of educational material has been highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.