СЕКЦИЯ 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ, ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПУТИ РАЗВИТИЯ
ВАХАБОВ Абдурахим Васикович
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой "Макроэкономика" Национального университета Узбекистана, ХАЖИБАКИЕВ Шухрат Хужаёрович старший преподаватель Национального университета Узбекистана
НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДА К «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕ» В УЗБЕКИСТАНЕ
Глобальные проблемы, связанные с ограниченностью природных ресурсов, необходимости переработки, оказывают существенное влияние на экономическое развитие мировой экономики. Изучение этой научной проблемы начало приобретать актуальность в 60-70-х годах XX века. В результате реализации в экономическую политику принципов, выдвинутых на основе развития экономики окружающей среды и экономики экологии, началось формирование понятия «зеленая экономика». В отличие от экономики окружающей среды или экологической экономики, «зеленая экономика» носит более практический характер. Формирование и развитие концепции «зеленой экономики» будет решаться путем внедрения этих идей в практику обеспечения устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается развитие, основанное на том, чтобы не подвергать опасности возможности удовлетворения потребностей будущего поколения, рассматривая это как полное удовлетворение потребностей населения. Экономический подход в обеспечении устойчивого развития предполагает рациональное использование ограниченных ресурсов. Социальный подход будет направлен на обеспечение социальной стабильности и культурного разнообразия в глобальном масштабе. Экологический подход должен способствовать обеспечению нормального функционирования экологических систем.
В экономической литературе нет единого общепринятого подхода к понятию «зеленая экономика». Если в некоторых источниках «зеленая экономика» описывается как новые отрасли экономики, способствующие улучшению охраны окружающей среды, в других научных исследованиях отмечается, что «зеленая экономика» изучает новые технологии, экосистемы, которые оказывают содействие и приносит пользу природе. Третья группа исследователей считает, что «зеленая экономика» означает переход на новый этап развития, направленный на создание экологически чистых продуктов.
В экономической литературе широко распространено понятие «зеленая экономика» разработанная специалистами Программы ООН по окружающей среде (ЫЫЕР) - «зеленая экономика» способствует «улучшение благосостояния и социального равенства людей, существенно снижает экологические риски и экологического дефицита»[1].
На наш взгляд, термин «зеленая экономика» не может заменить понятие устойчивое развитие и является важным условием, способствующим достижению устойчивого развития. Для «коричневой экономики», функционирующий в мире, характерны следующие признаки: нарушение экологии (изменение климата, потепление, потеря биоразнообразия), ограничение естественного капитала, рост уровня бедности населения, нехватка пресной воды, продовольствия, энергии, экономико-социальные отношения между людьми и странами. Согласно вышеперечисленным причинам, в мире, в том числе в Узбекистане, следует перейти от «коричневой экономики» к «зеленой экономике». Формирование «зеленой экономики» обеспечит «зеленый рост» и будет способствовать реализации стратегии устойчивого развития.
Необходимость перехода к «зеленой экономике» в Узбекистане объясняется тем, что большая часть потребляемой в национальной экономике энергии вырабатывается с использованием невоспроизводимых органических природных ресурсов, истощением ограниченных запасов ресурсов, обострением экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, дефицитом воды, высыхание Аральского моря вследствие ускоренного развития промышленности. Устойчивое развитие экономики Узбекистана, разработка долгосрочной стратегии структурных преобразований требует учета внутренних и глобальных процессов и проблем.
По данным Всемирной метеорологической организации ООН, к настоящему времени средняя среднегодовая температура воздуха в мире превысила уровень 1880 года на 1 градусов Цельсия. В Узбекистане за тот же период среднегодовая температура воздуха
«НОВАЯ АРХИТЕКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
повысилась на 1,6 градусов Цельсия (с 13,2 до 14,8 градусов). Интенсивность потепления средних температур воздуха в нашей стране превышает средние темпы, наблюдаемые в глобальном масштабе. Климатическое потепление негативно сказывается на состоянии экосистем, что приводит к обострению экологической обстановки в Республике Каракалпакстан, Хорезмской, Бухарской, Навоиской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Сурхандарьинской областях.
В результате глобального потепления климата в Центральной Азии за последние 50-60 лет площадь ледников сократилась примерно на 30%. Анализ показал, что при повышении температуры 20С объем ледников уменьшится на 50%, а при потеплении 40С - на 78%. По расчетам ученых, до 2050 года ожидается снижение водных ресурсов в бассейне Сырдарьи на 5%, в бассейне Амударьи - на 15%. Как показывают расчеты специалистов, общий дефицит воды в Узбекистане за период до 2015 года составил более 3 млрд. м3, к 2030 году может составит 7 млрд. м3 и к 2050 году - 15 млрд. м3.
Экономика Узбекистана входит в десятку стран мира по показателям энерго и углеродоемкости ВВП. Расход энергии на производство единицы ВВП в мире в 1990-2019 годах снизился с 0,170 кг н.э. до 0,110 кг н.э., этот показатель в Узбекистане уменьшился соответственно с 0,689 кг н.э. до 0,150 кг н.э. Следовательно, энергоемкость ВВП в Узбекистане по-прежнему остается выше среднемировых показателей. Этот показатель в два раза выше, чем уровень в Великобритании, Италии, Турции, Испании, Германии. Несмотря на то, что в Узбекистане резко снизилась углеродоемкость экономики, она в 1,5 раза выше, чем среднемировые показатели.
1990 1995 200 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019 Энергоемкость ВВП, кг.н.э./долл (ППС, 2015 г.) Интенсивности выбросов СО2, кг СО2/долл., ВВП (ППС, 2015 г.)
-СО2, млн. тонна
Рис. 1. Показатели энергоэффективности экономики Узбекистана
[2]
Как показывают обследования, в стране большинство электросетевых объектов эксплуатируются более 30 лет, в частности, 66% магистральных и распределительных сетей, 74% подстанций и более 50% трансформаторных подстанций находятся в эксплуатации более 30 лет. Это один из основных факторов, приводящих к увеличению уровня технологических потерь при распределении и поставке электроэнергии. В 2012-2019 годах спрос на электроэнергию не был полностью удовлетворен, при этом производство электроэнергии за этот период увеличивалось в среднем на 2,6% в год. По некоторым оценкам, в 2019 году дефицит между спросом и предложением электроэнергии составил 9,4%.
Низкий уровень энергоэффективности национальной экономики, низкий уровень использование природных ресурсов, медленные темпы технологической инновации, пассивное участия малого бизнеса во внедрении инновационных решений для развития «зеленой экономики» препятствуют достижению целей устойчивого развития. На наш взгляд, отсутствие долгосрочной стратегии в этой сфере не позволяло обеспечить внедрение «зеленых технологий» и системных мер по переходу к «зеленой экономике».
В целях выполнения обязательств Парижского соглашения от 4 октября 2019 года Президент Республики Узбекистан принял Постановление № ПП-4477 «Об утверждении Стратегии перехода Республики Узбекистан к «зеленой» экономике на 2019-2030 годы».
Целью Стратегии является достижение устойчивого экономического прогресса, который способствует социальному развитию, снижению уровня выбросов парниковых газов, климатической и экологической устойчивости, посредством интеграции принципов «зеленой экономики» в реализуемые структурные реформы.
В Узбекистане в долгосрочной перспективе переход на «зеленую экономику» должен основываться на следующих принципах: соответствие Национальным целям и задачам в области устойчивого развития; рациональное использование ресурсов, устойчивое потребление и производство; включение экологических и социальных критериев в систему экономического учета; приоритетность применения «зеленых» инструментов и подходов для достижения целей социально-экономического развития; достижение существующих макроэкономических целей посредством повышения конкурентоспособности и темпов роста показателей в ключевых секторах, создания «зеленых» рабочих мест, повышения благосостояния населения; обеспечение инвестиционной привлекательности мероприятий по эффективному использованию экономических ресурсов.
По первому приоритетному направлению, установленному Стратегией, поставлена задача повысить энергоэффективность в базовых отраслях экономики в 2 раза к 2030 году. В частности, для этой цели планируется повышение энергоэффективности за счет модернизации инфраструктуры промышленных предприятий, дальнейшего использования чистых и экологически безопасных технологий и промышленных процессов на величину не менее 20%, энергоэффективность и экологическое улучшение производства моторного топлива и автотранспортных средств, развитие электротранспорта (таблица 1).
Таблица 1
Целевые показатели реализации стратегии перехода Республики
Узбекистан к "зеленой экономике" на 2019-2030 годы [3]
Целевые показатели Ожидаемые результаты
снижение удельного выброса парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта Снижение на 10 % от уровня 2010 года
повышение энергоэффективности и снижение углеродоемкости валового внутреннего продукта; В двукратном размере
дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии доведение их доли до 25 % от общего объема генерации электрической энергии
обеспечение доступа к современному, недорогому и надежному энергоснабжению населения и отраслей экономики до 100 %
модернизация инфраструктуры промышленных предприятий, обеспечение их устойчивости за счет повышения энергоэффективности и более широкого использование чистых, экологически безопасных технологий и промышленных процессов не менее на 20 %
существенное повышение эффективности водопользования во всех секторах экономики внедрение технологий капельного орошения на площади до 1 млн гектаров и повышение урожайности на выращиваемых на них культур на 20 — 40 %
производство основных видов продовольственной сельскохозяйственной продукции. повышение средней продуктивности до 20 — 25 %
Второе приоритетное направление - диверсификация потребления энергоресурсов и развитие использования возобновляемых источников энергии при переходе к "зеленой" экономике в стране.
Третье приоритетное направление включает в себя проблемы адаптации и смягчения последствий изменения климата, повышения эффективности использования природных ресурсов и сохранения природных экосистем.
Четвертое направление стратегии направлено на разработку экономических механизмов поддержки «зеленой экономики», развитие институциональных основ внедрения «зеленых технологий», совершенствование нормативно-правовой базы в сфере «зеленой экономики», механизмов регулирования и контроля энергоэффективности, интеграция принципов «зеленой экономики» в образование и науку, повышения производственного потенциала и создание благоприятной среды для перехода к «зеленой экономике».
В Узбекистане имеются большие запасы возобновляемых источников энергии. В структуре этих источников преобладающая часть приходится на долю солнечной и ветровой энергетики. Вместе с этим, одной из причин, препятствующих развитию данной отрасли, является зависимость альтернативных источников энергии от изменения погодных условий. Ветрогенераторы производятся только при скорости ветра выше 5-6 м/с и дают энергию в среднем в течение 3200-4300 часов в год в районах Узбекистана с высоким ветровым потенциалом (продолжительность года 8760 час). Солнечные фотоэлектрические
станции будут работать только в дневное, безоблачное и маловодное время, в среднем в течение 1500-2200 часов в год в районах Узбекистана с высоким солнечным потенциалом.
Общий потенциал Узбекистана по возобновляемым источникам энергии составляет 117 984 млн. т.н.э., его технический потенциал равен 179,3 млн. т.н.э. Существенная часть альтернативной энергетики приходится на долю солнечной энергии, общий потенциал которой составляет 51 млрд. т.н.э., а технический потенциал приравнивается к 177 млн. т.н.э. Технический потенциал солнечной энергии в четыре раза превышает потребление первичной энергии в стране. Благоприятные климатические и географические условия в Узбекистане позволяют использовать солнечную энергию на промышленном уровне. Общий потенциал ветровой энергии составляет 2,2 млн. т.н.э. Как показывают расчеты, существует возможность технического освоения ее на 19%. Общий потенциал геотермальной энергии больше, чем потенциал солнечной энергии, и составляет 67 млрд. т.н.э. Из-за неразвитости простых и экономически эффективных технологий возможность технического освоения данного вида энергии составляет около 0,3 млн. т.н.э.
В Узбекистане имеются ряд факторов, негативно влияющих на развития сектора «зеленой экономики»:
- высокая стоимость производства возобновляемых источников энергии и их низкая мощность, по сравнению с традиционными источниками энергии, чем в других странах. На начало XXI века в странах с формирущиейся рыночной экономикой стоимость производства электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии остается высокой. Узбекистан лидирует в группе стран по поставке населению дешевой электроэнергии. По данным Global Petrol Prices стоимость кВт-часов электроэнергии в нашей стране в 2020 году составила в среднем 2,8 центов, тогда как в Казахстане она составла 4,0 цента, России - 6,0 цента, Беларуссии - 7,2 цента; в развитых странах: в Норвегии - 10 цента, во Франции - 21,6 цента, Великобритании - 26,1 цента, Германии - 36,6 цента1.
- отсутствуют экономические механизмы финансовой поддержки, стимулирующие использование возобновляемых источников энергии. Правовая-институциональная база для функционирования экономических механизмов, использования возобновляемых источников энергии является недостаточной.
1 https://ru.globalpetrolprices.com/electricity_prices/
«НОВАЯ АРХИТЕКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИКИ В ПОСТПАНДЕМИЙНОМ МИРЕ»
- недостаточная информированность населения о «зеленой экономике», современных видах «зеленой энергетики», в частности о возобновляемых источниках энергии;
- одним из факторов, препятствующих влиянию на масштабы использования возобновляемых источников энергии является развитие атомной энергетики. Как свидетельствует исследование, издержки производства экологически чистой энергии из возобновляемых источников энергии примерно в 20 раз дороже, чем на атомных электростанциях. По оценкам экспертов, мировых запасов угля хватит на 270 лет, нефти - на 50 лет, газа - на 70 лет. Запасы урана, используемые на АЭС, составляют 5 718 400 тонн. Рассчитано, что его хватит на 2500 лет. В некоторых странах доля АЭС в общем объеме производства электроэнергии относительно высокая, в частности во Франции - 70,6 %, в Словакии и на Украине - 53,9 %, Венгрии - 49,2%, Бельгии - 47,6 % электроэнергии производится на АЭС [4];
- в Узбекистане существует органическое сельское хозяйство. Однако, научные критерии для классификации органических продуктов, производимых данным способом неразработаны. Несмотря на то, что существуют продукты органического земледелия, не существует норм и стандартов, подтверждающих, что они действительно являются экологически чистыми. Исходя из мировой практики, необходимо разработать правовую базу для внедрения стандартов на экологически чистые продукты, их регулирования и системы сертификации.
Приоритетными направлениями разработки финансовых и нефинансовых механизмов развития «зеленой экономики» в Узбекистане в долгосрочной перспективе являются:
- развитие институциональных основ внедрения «зеленых технологий». В частности, необходимо оценить технологические потребности, определить приоритетные задачи и выбрать наиболее высокие технологии, оказывающие содействие в их разработке. Для развития экономического механизма коммерциализации «зеленых технологий», поддержки инновационной деятельности необходимо создание организационных структур - агентств по поставке технологий, технологических бизнес-инкубаторов, технопарков, кластеров;
- совершенствование нормативно-правовой базы развития «зеленой экономики», в частности следует разработать предложения по инвентаризации, совершенствованию нормативно-правовой базы, охватывающей приоритетные направления Стратегии и внедрить в практику национальную систему показателей оценки «зеленой экономики»;
- развитие механизмов регулирования и контроля энергоэффективности. В частности, следует ввести тариф по
«НОВАЯ АРХИТЕКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
гарантированной закупке электрической энергии предприятиями территориальных электрических сетей от вновь вводимых солнечных, ветровых и биогазовых электростанций, микро- и малых гидроэлектростанций установленной мощностью до 1 МВт. Определение потенциальных инвесторов для реализации проектов в сфере возобновляемых источников энергии (кроме ГЭС) промышленного масштаба (1 МВт и более) осуществляется посредством прозрачных аукционных (конкурсных) торгов;
- интеграция принципов «зеленой экономики» в образование и
науку;
- повышение потенциала и создание благоприятной среды для перехода к «зеленой экономике», создание системы мониторинга, учета и верификации выделений парниковых газов с учетом национальных условий для непрерывного отслеживания выполнения их количественных обязательств по Парижскому соглашению, обеспечение отчетности по выпуску парниковых газов; развитие потенциала государственно-частного партнерства для внедрения «зеленых технологий»; содействие частным инвесторам в внедрении «зеленых инноваций»; разработка механизмов стимулирования государственных «зеленых закупок» с внедрением системы сертификации энергоресурсной эффективности товаров; учет основ «зеленой экономики» при разработке государственных образовательных программ подготовки и переподготовки кадров; развитие исследований в сферах, связанных с вопросами смягчения и адаптации последствий изменения климата; укрепление сотрудничества национальных и зарубежных научных организаций в области создания «зеленых технологий».
- поддержка «зеленых инвестиций»: «зеленого кредитования", внедрение системы венчурного финансирования; создание «зеленых» фондов, специальных фондов энергосбережения и других аналогичных механизмов; активизация частного сектора в финансировании проектов по переходу на «зеленую экономику», поддержка устойчивого роста «зеленой экономики» государством на основе фискальной политики.
Реализация, предполагаемых мер позволит повысить конкурентоспособность национальной экономики, поспособствует переходу на устойчивый путь развития на основе «зеленой экономики». «Озеленение» национальной экономики будет способствовать росту потенциала экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью путем глубокой переработки природных ресурсов, диверсификации ее структуры и повышения конкурентоспособности национальных компаний на мировых рынках.
Список литературы:
[1] Навстречу «зелёной» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности / Штайнер А., Айрис Р., Бэсса С. и др.: ЮНЕП/Грид Арендаль, 2011. С. 17.
[2] https://yearbook.enerdata.net/co2-fuel-combustion/CO2-emissions-data-from-fuel-combustion.html
[3] Постановление Президента Республики Узбекистан "Об утверждении стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019 — 2030 годов" от 4 октября 2019 года № ПП-4477.
[4] https://pris.iaea.org/PRIS/WorldStatistics/NuclearShareofElectricity Generation. aspx