проблемы
экологической устойчивости
государств
евразийского региона
PROBLEMS OF ENVIRONMENTAL SUSTAINABILITY OF EURASIAN REGION
УДК 330.15
СЕЛИЩЕВА Тамара Алексеевна
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор, selishcheva@list.ru
SELISHCHEVA, Tamara Alexeevna
Professor of the General Economic Theory and History of Economic Thought in the Saint Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor, selishcheva@list.ru
Аннотация.
В статье рассмотрено понятие устойчивого развития экономик, в котором выделены три компонента: экономический, экологический и социальный. Дана характеристика глобального экологического кризиса и его причин; рассмотрен индекс устойчивости общества ряда стран Евразийского региона. Проанализированы преимущества «зеленой» экономики как возможный путь преодоления глобального экологического кризиса в странах евразийского региона.
Ключевые слова: устойчивое развитие, глобальный экологический кризис, экологическая устойчивость, индекс устойчивого развития общества, евразийские страны, «зеленая экономика».
Abstract.
The article is dedicated to the problem of sustainable development with analysis of economic, environmental and social specifics of the process. The reasons and causes of current global environmental crisis are mentioned with analysis of such data as Sustainable Society Index of Eurasian countries. The author writes about the benefits of "green economy" as a possible way to overcome the crisis in Eurasia.
Key words: sustainable development, global ecological crisis, use of natural resources, sustainable society index, Eurasian countries, "green economy".
Статья написана при финансовой поддержке РГНФ, проект 16-02-0531а.
В Евразийском регионе находится ряд динамично развивающихся экономик, таких как Китай, Индия, Республика Корея и других, в результате функционирования которых усиливается антропогенная нагрузка на окружающую среду, что неизбежно на первый план выдвигает задачу защиты экологии.
Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества называется природопользованием и включает в себя три компонента: использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды и ее воспроизводство [1]. С одной стороны, природопользование носит ярко выраженный региональный характер, так как ресурсы и экосистемы каждой страны лишь условно отделены в пространстве и времени, а ущерб, полученный от хозяйственной деятельности, проявляется, прежде всего, на конкретной территории. С другой стороны, он носит одновременно глобальный характер, так как все экосистемы Земли объединены в единую глобальную экосистему, называемую биосферой, и экологические последствия в отдельно взятой стране или регионе могут воздействовать на несколько государств, например, радиационные катастрофы в Чернобыле (СССР, 1986 г.) и Фукусиме (Япония, 2011 г.); промышленно-экологическая катастрофа в Мексиканском заливе (США, 2010 г.) и др.
Высокоразвитые страны решают собственные экологические проблемы за счет менее развитых государств, которые слабее по экономическим, политическим, военным и иным показателям, перемещая туда опасные производства и их отходы. Развитые страны эксплуатируют биосферную оболочку Земли на основе права сильного. Эти страны используют непропорционально высокую долю глобального природно-экологического потенциала Земли: 20% населения нашей планеты, проживающие на территории промышленно-разви-тых стран, потребляют 80% от используемых мировых природных ресурсов. При этом они стремятся сохранить для себя неограниченный и бесконтрольный доступ к данному потенциалу и закрепить это в соответствующих международных соглашениях, что приводит к деградации ресурсов Земли, их разграблению,
а сопряженная с этим несправедливость -к росту социальной напряженности.
Во второй половине XX в. человечество оказалось перед лицом экологического кризиса, представляющего собой нарушение равновесия между природными условиями и воздействием человека на окружающую природную среду. Экологический кризис проявляется в следующих явлениях: глобальное потепление, парниковый эффект, сдвиг климатических зон; образование озоновых дыр и разрушение озонового экрана; сокращение биологического разнообразия на планете; глобальное загрязнение окружающей среды; рост неутилизи-рованных радиоактивных отходов; водная и ветровая эрозия и сокращение площадей плодородных почв; истощение невозобновляемых минеральных ресурсов; энергетический кризис; рост числа ранее неизвестных и зачастую неизлечимых болезней; недостаток продуктов питания, состояние голода большой части населения планеты; истощение и загрязнение ресурсов Мирового океана и др.
Возрастающие материальные потребности ведут к расширению масштабов хозяйственной деятельности и увеличению антропогенной нагрузки на окружающую среду, что обостряет глобальный экологический кризис. Мощности мировой индустрии удваиваются каждые 14-15 лет. В этих условиях ключевое значение приобретает проблема разработки мер по согласованию усилий мирового сообщества по выходу на тот уровень потребления экологического потенциала, при котором естественные процессы обеспечивают устойчивость биосферы. Неотъемлемым элементом такой стратегии должно стать распределение между государствами обязательств (квот) по сокращению масштабов потребления ограниченной экологической емкости Планеты, под которой понимается ее способность выдержать совокупную антропогенную нагрузку без необратимых нарушений для функционирования глобальной экосистемы.
Процесс глобализации существенно влияет на характер управления охраной окружающей среды, с одной стороны, усиливая влияние рыночных сил, конкуренции и стимулируя разработку и реализацию экологической по-
литики отдельными странами. С другой стороны, усиливает воздействие международных экономических организаций на структуру национальных экологических отношений. Этим вызвана необходимость создания системы наднационального управления охраной окружающей среды, унификации и координации применяемых при этом методов управления. Именно поэтому еще в 1983 г. в ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила норвежский политик Гру Харлем Брундтланд (впоследствии - «Комиссия Брундтланд»), что означало признание Организацией Объединенных Наций глобального характера экологических проблем и необходимости совместного их решения. Итогом работы комиссии стал опубликованный в 1987 г. доклад «Наше общее будущее», в котором впервые было введено в оборот понятие «устойчивое развитие» («sustainable development»), определяемое как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро, на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию, была провозглашена необходимость перехода к устойчивому развитию, которое было охарактеризовано как создание социально ориентированных экономик, основанных на разумном использовании ресурсной базы и охране окружающей природной среды, не подвергающей риску возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Уже тогда речь шла по существу о внесении изменений в экономическую политику сверхдолгосрочного измерения, в которой бы сочетались экономический, экологический и социальный компоненты. Экономическая составляющая устойчивого развития связана с переходом от традиционной экономики использования ресурсов к их системному воспроизводству. Каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития на основе экономических, социальных и экологических планов.
На Саммите Тысячелетия в 2000 г. мировые лидеры приняли Декларацию тысячелетия
ООН, в которой были представлены цели развития тысячелетия, где наряду с ликвидацией нищеты и голода, обеспечения всеобщего начального образования, сокращением детской смертности, улучшением охраны материнства и других, была названа необходимость обеспечения экологической устойчивости.
Ни рыночная, ни плановая экономика сами по себе не создают у производителей особых стимулов по рациональному природопользованию и охране природы, однако соотношение между формами стимулирования меняется в сторону плановых начал, о чем свидетельствуют активные действия по налаживанию механизма международного регулирования природопользования. Например, Киотский протокол, который был подписан 159-ю государствами в 1997 г. и ставший первым глобальным соглашением об охране окружающей среды на Планете. Целью протокола было сокращение развитыми странами и государствами с переходной экономикой к 20082012 гг. эмиссии углекислого газа на 6-8% от уровня 1990 г. (этот год был принят за базовый). Для решения этой проблемы было предложено создать как систему регулирования уровня выбросов, так и организовать международный рынок, на котором можно покупать и продавать квоты на эмиссию углекислого газа. Первыми Киотский протокол ратифицировали страны Европы и Япония, имеющие энергоэффективные экономики. В 2004 г. протокол ратифицировала и Россия, где преобладают энергоемкие технологии. В 2001 г. США, на чью долю приходится 25% выбросов углекислого газа от мирового объема, отказались от поддержки проекта. Не участвовали в нем Китай и Индия, на которые приходится одна треть всех мировых выбросов углекислого газа. В 2011 г. в рамках Киотского протокола отказалась выполнять свои обязательства по уменьшению парникового эффекта Канада. Все это снизило эффективность мер, предпринимаемых странами, ратифицировавшими Киотский протокол. Первый период обязательств по протоколу истек в декабре 2012 г., второй начался в 2013 г. (Киото-2), обязательства в рамках которого приняли ЕС, Австралия, Казахстан, Украина,
Белоруссия, Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн и Монако. О своем отказе участвовать заявили евразийские государства: Россия, Япония и Новая Зеландия. Не участвует в проекте и Канада.
Вместе с укреплением в мире идеи о необходимости экологического развития в последние 10-15 лет усиливаются плановые начала в регулировании охраны окружающей среды. Большинство стран, сделавших реальные шаги по переходу к устойчивому развитию своих экономик, создали государственные органы, ответственные за это (советы, комиссии, комитеты при правительствах или главах государств); разработали или разрабатывают документы национального уровня, ориентирующие на устойчивый экономический рост и устойчивое развитие. Во многих странах были приняты 5-10-летние планы улучшения качества окружающей среды. В настоящее время свыше 100 государств мира имеют государственные органы охраны окружающей среды.
Наряду с усилиями национальных государств по устойчивому развитию их экономик,
они вступают в различные экологические отношения, часто под эгидой международных организаций, программ, входящих в ООН, а также других неправительственных организаций. Только встречное движение может ускорить выход мирового сообщества на уровень устойчивого развития.
В сентябре 2015 г. в Нью-Йорке прошел крупнейший за последнее десятилетие саммит ООН по устойчивому развитию, на котором был принят документ под названием «Меняя наш мир: Повестка дня устойчивого развития до 2030 года», который содержит комплексный план действий по вопросам стратегии глобального развития и 17 целей устойчивого развития (рисунок), из которых пять целей связаны с сохранением существующей экосистемы.
Организация «Фонд устойчивого общества» (Sustainable Society Foundation), начиная с 2006 г., через каждые два года рассчитывает для 151 страны мира индекс устойчивого развития общества (Sustainable Society Index (SSI), который измеряет достижения страны с точки зрения устойчивости общественного развития по шкале от 0 (наименьшая степень устойчивости)
Цели достижения экологической устойчивости в структуре целей устойчивого развития экономик [3]
Таблица 1
Рейтинг стран мира по индексу устойчивости общества, 2012 г. [2]
Рейтинг Страна Благополучие человека Экологическое благополучие Экономическое благополучие Индекс устойчивости общества
В среднем по миру 6,59 4,57 3,96 4,8
Европейские страны и США
1 Швейцария 9,08 5,36 8,63 7,36
2 Швеция 9,41 4,2 8,26 6,73
3 Австрия 9,21 4,47 7,04 6,56
5 Норвегия 9,44 3,7 8,05 6,38
8 Финляндия 9,4 3,43 7,53 6,09
116 США 8,22 2,71 3,05 4,23
Крупнейшие евразийские страны
7 Вьетнам 6,47 4,98 3,84 5,15
57 Республика Корея 8,59 2,68 5,88 5,05
72 Япония 9,12 3,37 3,39 4,9
82 Китай 5,84 4,01 4,5 4,75
104 Индия 5,12 4,75 3,03 4,37
106 Россия 7,05 2,64 4,39 4,33
до 10 (наивысшая степень устойчивости) на основе 22 показателей и по трем направлениям: благополучие человека, экологическое благополучие и экономическое благополучие.
Индекс устойчивого развития общества применительно к евразийским странам показывает, что их экономики различаются между собой по степени устойчивости развития (таблица 1).
Как видно из таблицы 1, такие евразийские государства, как Вьетнам, Республика Корея и Япония, имеют индекс устойчивости развития общества выше среднемирового: 5,15; 5,05 и 4,9 соответственно (мировой индекс SSI -4,8 баллов). В этих странах высок показатель «благополучие человека», но показатель «экологическое благополучие» выше среднемирового только у Вьетнама, а показатель «экономическое благополучие» выше среднемирового только у Республики Корея. Индекс устойчивого развития Японии понижает показатель «экологическое благополучие», что объясняется последствиями аварии в Фукусиме.
У таких стран Евразии, как Китай, Индия, Россия и Казахстан, индекс SSI ниже средне-
мирового значения, т. е. менее 4,8; показатели «благополучие человека» и «экологическое благополучие» ниже среднемирового, а показатель «экономическое благополучие» на 2012 г. выше средних значений по мировой экономике у Китая и России.
Среди развитых стран, как видно из таблицы 1, первые места в рейтинге держат Швейцария и другие европейские страны. В то же время США, являясь лидером мировой экономики, занимает в рейтинге устойчивости развития только 116-е место, а по показателю экологического благополучия (2,71) в 1,6 раза уступают среднемировому показателю (4,57).
Наибольший «вклад» в загрязнение окружающей среды среди евразийских государств вносят экономики Китая, Индии и России, о чем, в частности, свидетельствует динамика выбросов углекислого газа этими странами (таблица 2). Так, с 1992 по 2011 г. выбросы СО2 в атмосферу в Индии выросли в 2,65 раза, в Китае - в 3,35 раза, а в России -снизились на 13%, что связано с сокращением в стране объемов промышленного производства.
Таблица 2
Выбросы двуокиси углерода (СО2) в ряде евразийских стран в 2000-2011 гг., тыс. метрических тонн [3]
Страна 1992 г. 2011 г. 2011 г./ 1992 г. (раз)
Индия 783634,2 2074344,9 2,65
Китай 2695982,1 9019518,2 3,35
Россия 2081840,2 1808073,0 0,87
Экологическая ситуация в Китае в настоящее время настолько серьезная, что является угрозой не только здоровью населения и сохранению природного баланса, но и внутриполитической стабильности и международным отношениям. В стране катастрофически быстро ухудшается состояние почв, рек, озер, морей, сокращаются площади лесов и зеленых насаждений, падает качество и сокращаются запасы питьевой воды. Уровень загрязнения воздуха, рек и городов в стране -один из самых высоких в мире. Около 80% тепловых электростанций Китая работают на угле, самом экологически вредном в плане выбросов углекислого газа топливе. Китай стал самым крупным эмитентом парниковых газов в мире.
В двух третях городов максимально допустимое загрязнение воздуха превышено в пять раз. Китай лидирует по выбросам из угольных шахт биогенного метана, увеличивающего парниковый эффект. Усиливают экологическое бедствие ядовитые выхлопные газы автомобилей, по количеству которых Китай быстро догоняет США. Сокращаются запасы и ухудшается качество воды: уже загрязнены 75% рек и озер и 90% подземных вод. Идет деградация почв, повсеместная вырубка леса, опустынивание и расширение ареалов стихийных бедствий. В стране ежегодно от рака умирают до 1,4 млн чел., а от смога - до 750 тыс. чел. [4]. Экологические проблемы КНР влияют на природный баланс России, а также на экологию других приграничных государств. Именно поэтому Китай в 2015 г. компенсировал развивающимся странам
2 млрд долл., а к 2030 г. эта помощь может увеличиться до 12 млрд долл. [5].
Экологический кризис затронул Индию, которая совместно с Китаем производит около одной трети от мировой величины выбросов углекислого газа, а, по прогнозам многих экспертов, к 2050 г. эта цифра возрастет до 45% [6]. Очевидно, что неэкологичные производства в Индии и Китае приводят к загрязнению природной среды не только самого государства, но и сопредельных стран. В 2015 г. Дели опередил Пекин по уровню загрязненности воздуха, хотя столица Китая на протяжении нескольких десятилетий занимала первое место в Евразийском регионе. Индия имеет уникальный уровень биоразнообразия (на ее территории проживает 8% всех существующих в мире, но из-за плохой экологии под угрозой исчезновения находятся 2530 видов животных и 366 растений [7].
С серьезными экологическими проблемами сталкивается и Россия, на территории которой более 500 млн. кубометров ядерных отходов, большая часть которых — наследие Советского Союза. По оценкам экспертов, около 40% территории России к концу 1990-х гг. испытывали на себе серьезные экологические проблемы: обезлесение, радиоактивное загрязнение, загрязнение воздуха и воды. В России насчитывается 194 территории с высокой степенью загрязнения, в которых по совокупности накоплено 2,3 млн тонн токсичных отходов. Под свалки в России занято 1 млн га, а общий объем отходов в стране превысил 3,5 млрд тонн. 56% городского населения России проживает на загрязненных территориях; 58,2 млн человек в 142 городах дышат отравленным воздухом [1, с. 253]. Разрушение окружающей природной среды сказывается на здоровье человека и состоянии его генетического фонда. Более 20% территории России находится в критическом экологическом состоянии, т. е. в районах экологического бедствия. Более 70 млн человек населения страны дышат воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами, в пять раз и более превышающими предельно допустимые нормы. По оценкам ряда специалистов, убытки, нанесенные экологии от тех-
ногенных катастроф, составляют половину национального дохода России [8, с. 80].
Острые экологические проблемы в динамично развивающейся Республике Корея, которая менее чем за 40 лет, с начала 1960-х гг., совершила беспрецедентный прорыв от одной из самых отсталых аграрных стран до одной из самых инновационных экономик мира. Высокие темпы индустриализации, рост городов и внутреннего потребления вызвали загрязнение окружающей среды, которое достигло огромных масштабов и привело к загрязнению морей, рек и озер.
В КНДР, по данным Организации Объединенных Наций, более 70% взрослых жителей страны и 28% детей в возрасте до пяти лет страдают хроническими болезнями и имеют задержку в росте из-за недоедания.
В странах СНГ, также входящих в группу евразийских государств, тоже существуют острые экологические проблемы. Об этом свидетельствует, в частности, огромный объем годовых выбросов вредных веществ в атмосферу (по данным на 2005 г.): Белоруссия - 385 тыс. тонн; Казахстан - 3017 тыс.; Кыргызстан -37 тыс.; Таджикистан - 36 тыс.; Узбекистан -свыше 800 тыс. Россия - 20491 тыс. тонн [8, с. 123].
Таким образом, для рассмотренных евразийских государств, также как для других стран мира, существуют серьезные экологические проблемы, которые зачастую касаются нескольких стран и носят глобальный характер. Перед евразийскими государствами остро встал вопрос о совершенствовании системы регулирования природопользования. В условиях перехода на путь устойчивого развития экономик существенно возрастает роль государства в качестве координатора процессов, направленных на усиление учета экологического фактора. В Японии, Республике Корея бизнес и общество получают со стороны государства четкую ориентацию на экологически приемлемое поведение. Следует отметить, что региональные организации Евразии - СНГ, ШОС, ЕАЭС, Организация экономического сотрудничества (ОЭС), Лига арабских государств (ЛАГ), ГУАМ и другие, - в уставах своих организаций сделали приори-
тетными проблемы энергетики, минеральных ресурсов, гуманитарные проблемы, вопросы охраны окружающей среды.
Каков же выход в условиях сложившегося экологического кризиса для стран Евразийского региона?
В настоящее время мировая экономика переходит к шестому технологическому укладу, который наряду с качественным обновлением технологической базы, повышением эффективности производства и конкурентоспособности призван обеспечить улучшение качества жизни и окружающей среды. Новый технологический уклад предусматривает ресурсосберегающие и экологически чистые, инновационные технологии, которые могут использоваться в высокотехнологичном секторе экономик стран, его осваивающих [9]. Инвестиции в технологии шестого технологического уклада на порядок превышают капиталовложения пятого уклада и становятся возможными только при кооперации финансовых ресурсов нескольких государств, что накладывает ответственность на несколько государств за экологические последствия внедряемых инноваций.
На наш взгляд, одним из путей решения существующих экологических проблем в мире может быть переход к «зеленой» экономике в рамках устойчивого развития. В 2008 г. был опубликован Доклад Программы ООН по окружающей среде по «зеленой» экономике, который дал старт ее развитию. Политика «зеленого» роста официально принята Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2009 г. в качестве стратегического направления развития экономик всех ее членов на среднесрочную (до 2030 г.) и долгосрочную (до 2050 г.) перспективу.
Курс на «зеленую» экономику был обозначен на конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро («Рио +20») в июне 2012 г. в Докладе «Будущее, которого мы хотим». На конференции было обращено внимание на то, что население мира к 2040 г. увеличится до 9 млрд человек, а спрос на ресурсы будет повышаться в геометрической прогрессии. К 2030 г. потребность населения мира в продовольствии увеличится на 50%, в
энергии — на 45%, а в водных ресурсах — на 30%, а масштабы использования потенциала биосферы уже в настоящее время достигли пороговых значений [10].
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) определяет «зеленую» экономику как такую экономику, которая обеспечивает повышение благосостояния людей и сокращение неравенства на долгосрочную перспективу, при этом позволяя будущим поколениям избежать существенных рисков для окружающей среды и ее обеднения. «Зеленая» экономика -это экономики, которые создают и увеличивают природный капитал земли и уменьшают экологические угрозы и риски. При прочих равных условиях «зеленые» технологии и производства менее рисковые, чем индустриальные технологии ХХ в. Высокотехнологичные «зеленые» производства помогут обеспечить ускоренный переход к шестому технологическому укладу, который будет определять в будущем вектор развития мирового хозяйства и конкурентоспособность национальных экономик.
На мой взгляд, концепция «зеленой» экономики дополняет концепцию устойчивого развития. Все большее количество ученых сходятся во мнении, что достижение устойчивости зависит, прежде всего, от развития «зеленой» экономики. Поскольку энергетика и транспорт сильно загрязняют окружающую среду, то модернизация энергетики является основой «зеленой» экономики, а альтернативная энергетика и развитие интеллектуальных систем энергораспределения - ее ядром. Развитие возобновляемых источников энергии — это не только вопрос энергетики, это вопрос экологии и будущего цивилизации.
К началу 2008 г. 43 страны мира разработали стратегические планы по переходу на использование возобновляемых источников энергии. Из 55 ГВт новых мощностей, введенных в строй в Евросоюзе в 2010 г., более половины пришлись на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). В декабре 2011 г. Еврокомис-сия разработала «Энергетическую дорожную карту 2050», где определены пути развития европейской энергетики до 2050 г. В 2009 г. США инвестировали 150 млрд долл. на 10 лет в
развитие экологически чистых видов энергии, транспортную инфраструктуру и повышение энергоэффективности. Масштабы мировой «зеленой» экономики невелики - 2,7% мирового ВВП [11], но следует ее ускоренно развивать вследствие необходимости повышения экологической чистоты и экологической безопасности экономики, а также - снижения рисков климатических изменений.
Большой вклад в продвижение концепции «зеленой экономики» в Евразийском регионе вносит Экономическая и Социальная комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), членами которой являются 53 государства и 9 ассоциированных членов стран Евразии и которая в 2005 г. приняла стратегию «зеленого» роста.
В Японии правительство страны уделяет большое внимание развитию «зеленой» экономики, что отражено в таких документах, как: «Стратегия устойчивого развития общества в XXI в.» (2007 г.), «Третий основной план развития науки и техники» (2007 г.), «Новая стратегия роста» (2009/2010 г.), где экологические инновации рассматриваются как ядро экономической, промышленной и экологической политики, а инвестиции в экологические инновации могут стать фактором повышения конкурентоспособности экономики. В Японии принята специальная программа государственно-частного партнерства под названием «3R»: «Reduce, Reuse, Recycle» (Сокращение, Повторное использование, Переработка). В стране «зеленый» сектор производит 3,4% ВВП, и в нем заняты примерно 1,5 млн человек [11].
Среди евразийских государств Республика Корея была одной из первых стран, которая объявила реализацию концепции «зеленого» роста в качестве национальной стратегии. В 2009 г. правительство Южной Кореи приняло пятилетний план развития «зеленой» экономики на 2009-2013 гг. Общий объем финансирования плана «зеленого» роста в эти годы был предусмотрен в размере 83,6 млрд долл. [12]. Огромные средства были выделены на борьбу с изменениями климата, на обеспечение энергетической независимости, развитие «зеленых» технологий и их применение в про-
мышленности, создание «зеленых» городов, развитие общественного транспорта, обеспечение всему населению доступа к чистой воде. Южная Корея намерена добиться сокращения выбросов парниковых газов на 30% к 2020 г. с помощью системы «зеленых карточек», запущенной в 2011 г.; субсидирования покупок электромобилей; поддержки «зеленых» товаров и создания экспериментальной системы торговли выбросами.
Китай также предпринимает усилия в направлении развития своей «зеленой» экономики. Установленные мощности ветровых электростанций в 2007-2010 гг. удваивались каждый год, и в 2010 г. Китай стал глобальным лидером в развитии экологически чистой энергетики, инвестировав в нее почти 40% мировых капиталовложений, но в 2011 г. он уступил пальму первенства США [12]. В 2011 г. Китай запустил самую крупномасштабную экологическую реформу за время своей истории - пятилетний «зеленый» план развития, который предполагает среди прочих мер введение рыночной системы платежей за промышленные выбросы и «зеленое» налогообложение. Китай является мировым лидером по производству солнечных батарей. В 2013 г. Китай инвестировал в ВИЭ больше, чем все страны ЕС. Эти инвестиции впервые в истории превысили вложения КНР в топливную энергетику. В 2014 г. доля КНР в мировых мощностях ГЭС приблизилась к 30%. Китай является абсолютным лидером по подогреву воды в городских зданиях за счет солнечной конвекции - 70% (!) от мирового показателя [11], но, к сожалению, пока остается одним из основных «загрязнителей» мировой экологии.
В 2008 г. Индия начала осуществление Национального плана действий в связи с изменением климата, который предусматривает реализацию восьми программ по использованию солнечной энергии, энергоэффективных технологий и механизмов, по развитию экосистемы в Гималаях и др. Страна взяла на себя добровольное обязательство по сокращению «углеродоемкости» ВВП на 20-25% к 2020 г. по сравнению с уровнем 2005 г.
В России важность развития «зеленой» экономики отмечается в документе «Страте-
гия-2020: стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года». В нем подчеркивается, что содержание федеральной политики в области экологического развития страны должна составить стратегия «зеленого» роста, предусматривающая интеграцию социально-экономического и экологического развития в виде «зеленой» экономики. К 2020 г. предусматривается сократить на 40% и увеличить долю возобновляемых источников энергии с 1,5% в 2010 г. до 4,5% в 2020 г., а при необходимой поддержке развития ВИЭ (гарантиях доходности инвестиций, налоговых льготах, благоприятной тарифной политике) и масштабном внедрении энергосберегающих технологий этот показатель может возрасти до 13% от всего объема произведенной электроэнергии [12].
В России ближайшие перспективы развития ВИЭ связаны в первую очередь с малыми ГЭС и установками, использующими биомассу. Перспективны ветроэнергетические установки, размещенные в основном в прибрежных зонах. По совокупному ветроэнергетическому потенциалу (ресурсам энергии ветра) Россия является мировым лидером (вслед за ней идут США и Китай). У солнечной энергетики есть возможности развития в Бурятии и Краснодарском крае. Развитие «зеленого» сектора экономики России имеет неплохие предпосылки в сельском и лесном хозяйстве, а также - туризме.
Таким образом, следствием динамично развивающихся экономик евразийского региона является обострение экологических проблем, стимулировавших эти страны присоединиться к участию в разработке концепции устойчивого развития. Преодолеть экологический кризис в евразийском регионе возможно за счет внедрения более эффективных, менее энергоемких и более экологически чистых технологий в рамках шестого технологического уклада. Это возможно, на мой взгляд, при условии перехода евразийских стран к реализациям стратегий «зеленой» экономики, ядром которой является развитие возобновляемых источников энергии, что позволит решить не только проблемы энергетики, но и вопросы экологически безопасного развития будущего цивилизации.
Список литературы
1. Селищева Т. А. Региональная экономика: учебник. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. 470 с.
2. Рейтинг стран мира по индексу устойчивости общества. URL: http://gtmarket.ru/ ratings/sustainable-society-index/info (дата обращения: 17.01.2016).
3. Показатели достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Официальный сайт ООН. URL: unstats.un.org unstats (дата обращения: 30.01.2015).
4. Власова Е. Экологическая ситуация в Китае - проблема для всего мира. URL: http:// www.bellona.ru/articles_ru/articles_2013/1363180361.2 (дата обращения: 17.01.2015).
5. Китай пообещал выделить $2 млрд бедным странам. URL: https://news.mail.ru/ politics/23436129/?frommail=1 (дата обращения: 27.09. 2015).
6. Чопра Р. Экология в Индии: проблемы и попытки решения. URL: http://thewall-magazine.ru/ecology-india/(дата обращения: 16.01.2015).
7. Government of India. Ministry of Environment, Forests and Climate Change. Annual Report. 2013-2014 New Delhi: Government of India. Ministry of Environment, Forests and Climate Change. 2014. URL: http://www.moef.nic.in/sites/default/files/annual_report/ AR-2013-14-Eng.pdf (дата обращения: 15.01.2016).
8. Гарнов А. П. Общие вопросы эффективного природопользования: монография / А. П. Гарнов, О. В. Краснобаева. М.: ИНФРА-М, 2014. 212 с.
9. Еникеева Л. А. Механизм управления знаниевыми инновациями наукоемких предприятий // Петербурский экономический журнал. 2015. № 4. С. 70-74.
10. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 год. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 03.03.2015).
11. Порфирьев Б. Н., Пахомова Е. А. «Зеленая» экономика: реалии, перспективы и пределы роста. М.: Московский центр Карнеги, 2013.
12.- Шаповалов А. Тайна зеленого ВВП // Власть. 2010. № 16. С. 46-52.
13. Салицкий А., Чеснокова С., Шахматов А. Китай: мощный старт экологической революции. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/azia/kitaj_moshhnyj_start_eko-logicheskoj_revolucii_2015-03-23.htm (дата обращения: 17.01.2015).