СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 332.02
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОРЕГИОНА «ДОНБАСС»: ЦЕЛИ, УСЛОВИЯ,
ФАКТОРЫ, ЗАДАЧИ
Л.А. КОТОВА, преподаватель кафедры менеджмента и экономика Южного федерального университета (филиал, г. Новошахтинск), соискатель кафедры мировой и региональной экономики Волгоградского государственного университета E-mail: labser@volsu.ru
В статье рассмотрен новый «шелковый путь» — юго-евразийский международный транспортный коридор, который трансформирует измерение экологических проблем. Проведен анализ прецедента ««сшивания» ценностей (встраивание в систему ценностей внешней среды) и согласования масштабов эколого-экономического управления в целях интенсивного вовлечения активов территории в глобальный обмен посредством попадания Еврорегиона ««Донбасс» в зону макро- и мезопространственных изменений глобального характера.
Ключевые слова: устойчивое развитие, ме-зопространство, еврорегион, «зеленая» экономика, международный транспортный коридор, федеральная целевая программа.
Еще в 1958 г. на XXV Сессии экономического и социального Совета ООН подчеркивалась необходимость уделять надлежащее внимание вопросам водных ресурсов при помощи программ, разработанных по двусторонним и многосторонним соглашениям.
На необходимость перехода к новому экологически адаптированному типу экономического развития обратил внимание на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 2012 г. председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, заявив, что «...общество, экономика
и природа неразделимы. Именно поэтому нам нужна и новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу. Интересы экономики, с одной стороны, и сбережение природы, с другой стороны, должны быть сбалансированы и должны ориентироваться на долгосрочную перспективу. При этом необходим инновационный рост и рост энергоэффективной, так называемой «зеленой» экономики, который, безусловно, выгоден всем странам...»1.
При определении проблем формирования «зеленой» экономики в России С. Бобылев и В. Захаров замечают: «К сожалению, новые эколого-экономи-ческие реалии недостаточно принимаются во внимание в долгосрочных экономических документах развития страны. Например, такой амбициозный концептуальный документ, как «Стратегия 2020» (2012 г.), разработанный для Правительства РФ на период до 2020 г., учитывает экологический фактор в минимальной степени и базируется на традиционной парадигме ВВП.... необходимо изменить
1 Доклад Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева на конференции ООН в Рио-де-Жанейро. URL: http://govemment ru/docs/19427/.
сложившийся тип развития, переломить тенденции неустойчивого развития в экономике. Ключевую роль ... должен сыграть переход .. .к ... экологизации экономики» [1].
В данном контексте особую значимость в международных и национальных диалогах эксперты в области политики, экономики, религии и культуры отводят сценариям глобальной устойчивости, поиску альтернативных путей мирового развития с учетом современных политических изменений, частоты природных катастроф, нарастания и спецификации миграционных и финансово-экономических проблем.
Становится все более очевидно, что решение проблем экономической устойчивости и перехода к «зеленой» экономике находится в русле определения траектории развития концептуального стратегического мышления. Как замечает И. Василенко, концептуальное стратегическое мышление предполагает «реалистическое, а иногда и трагическое видение происходящих событий для обеспечения более прочной связи между долгосрочной политикой и непосредственными решениями., дающее осознание глубинной многовариантности и альтернативности общественного развития и доказывающее возможность человека находить и реализовывать оптимальные сценарии» [2].
Однако, несмотря на то, что теоретическим основам программно-целевого управления (ПЦУ) и реализации стратегии устойчивого развития макрорегионов посвящено значительное число научных трудов, автор статьи считает необходимым указать на появление «особого мезопространства» Южного макрорегиона — Еврорегиона (далее — ЕР) «Донбасс», образование которого детерминировано природой социально-экономических программных потребностей, составом и структурой населяющих территорию людей, влиянием географических, природно-климатических, культурно-исторических факторов и геополитического расположения в центре Юго-Евразийского международного транспортного коридора (МТК). «... Развитие транзитного потенциала России, в частности нового «шелкового пути» — Юго-Евразийского МТК, предусматривает развитие международного транспортного коридора Еврорегиона «Донбасс» — зоны опережающего развития РФ» [4].
Для достижения нового качества гомеостаза мезорегиональной социохозяйственной системы ЕР «Донбасс» необходимо, как отмечают О. Иншаков, Е. Иншакова, И. Митрофанова, Е. Петрова, создать
прецедент «сшивания» ценностей (встраивания в систему ценностей внешней среды) и согласования масштабов управления в целях интенсивного вовлечения активов территории в глобальный обмен посредством попадания ЕР «Донбасс» в зону макро-и мезопространственных изменений глобального характера. Образование макрорегионов (далее — МР) и ЕР в рамках федеральных округов — новое для современной России явление. В отношении первых О. Иншаков замечает, что они «... предстают как конгломераты региональных экономик с предпосылками совершенствования общих условий воспроизводства на основе укрепления кооперационных связей субъектов различных отраслей, сфер, сегментов, секторов и уровней. Нужен стратегический подход к интеграции частей этих конгломератов в гармоничные территориальные системы хозяйства» [3].
На моделирование процессов трансформации условий и ресурсов региона в факторы и продукты производства и отражение меры нового желаемого состояния через определенное время оказывает влияние, по определению О. Иншакова, «..экоге-нетический код. региона.как системное, «насыщенное» условиями формирования, потенциальными ресурсами и взаимодействием факторов осуществляемого в нем производства, а также как продукт последнего» [3].
Как считает И. Митрофанова, концепция приоритетного мегапроекта «Развитие Юга России» требует повсеместной поддержки для решения приоритетной задачи мобилизации ресурсов на модернизацию социохозяйственной системы Южного макрорегиона с учетом глобальных тенденций и интересов, а также для создания на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов будущего портала для международного движения товаров, услуг и капиталов [6, 7, 8].
Резервом концептуальных основ стратегии устойчивого развития Южного макрорегиона (далее — ЮМР) и формированием достаточного потенциала для совершения инновационного прорыва в национальном и мировом экономическом пространстве может послужить уникальный экологический потенциал территории. По оценкам Всемирного банка, доля природного капитала в структуре национального богатства России составляет около 70%, и «предлагается рассматривать экосистемы в качестве одной из форм капитала. ... Запас природного капитала определяет количество экологических услуг, которые может получить страна. [1].
Еврорегион «Донбасс» объединяет территории, единые с точки зрения географии и экологии, и народы, близкие исторически, этнически и духовно, с достаточно большой протяженностью границы (660 км): Ростовскую область РФ и Донецкую и Луганскую области Республики Украины. Значительный ресурсный потенциал макрорегиона определяется топливно-энергетическим, строительным, теплоизоляционным, металлургическим, агропромышленным, агрохимическим и рудным сырьем. Основной специализацией ЕР «Донбасс» и одновременно доминирующим сектором экономики является обрабатывающая (перерабатывающая) промышленность.
Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста России. Однако транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития РФ. В соответствии с утвержденной Стратегией транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года увеличение транзита требует качественно нового развития транспортных узлов, терминально-логистических комплексов и таможенных переходов.
Река Северский Донец ЕР «Донбасс», протекающая по территории с высокоразвитыми промышленным и сельскохозяйственным потенциалами, представляет собой уникальный мировой транспортный транзитный потенциал — инновационное преимущество в логистической водной взаимосвязи судоходства России и мирового водного бассейна. Северский Донец обусловливает наличие Волго-Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Корея, Япония) со странами Средиземноморского бассейна, и является трансграничной водной артерией России и Украины.
Для реализации транспортно-логистического подхода инновационного развития ЕР «Донбасс» и предотвращения негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, а также для полноценного учета отдаленных экологических последствий следует организовать эффективную систему социально-экономико-экологического партнерства — интеграции в области экологического сопровождения крупных инвестиционных проектов за счет создания добавленной стоимости посредством внедрения инноваций на
ведущих предприятиях макрорегиона, расположенных в бассейне и по потоку р. Северский Донец.
При переходе к модели «зеленой» экономики существенную роль играет международное сотрудничество с межправительственными организациями, международными финансовыми институтами и неправительственными организациями. Международные экологические соглашения могут инициировать и облегчить процесс экологизации экономической деятельности.
Сегодня мировое сообщество (72 финансовые организации из 27 стран, обеспечивающие 70% международного инвестирования развивающихся рынков) соблюдает «принцип Экватора» — свод правил, разработанных Международной финансовой корпорацией (входит в структуру Всемирного банка) и группой банков для оценки экологических и социальных рисков, что находит свое отражение в деятельности коалиции международных инвесторов.
Сотрудничество между Банком «Центр-инвест» и международными западными финансовыми капиталами активизируется посредством внедрения энергоэффективных технологий в промышленность Ростовской области. Банк «Центр-инвест» при поддержке Международной финансовой корпорации стал первым банком — партнером корпорации по Программе стимулирования инвестиций в энергосберегающие технологии в России. Данная Программа предусматривает предоставление кредитных линий российским банкам для кредитования проектов клиентов, обеспечивающих снижение затрат энергоресурсов и выбросов углекислого газа [5].
Наступлению стохастического элемента (случайного момента времени) и изменению макроэкономических параметров развития мировой экономики способствовал ряд условий, в том числе принятие Россией решения об отказе от участия во второй фазе Киотского протокола. Причиной возникновения новых отношений послужил выход из Киотского протокола ведущих эмитентов парниковых выбросов (США, Китая и Японии) в связи с потерявшим актуальность экологическим и экономическим эффектом от торговли квотами.
Крупномасштабная «позеленевшая» политика Китая отражает реалии нового механизма эколого-экономического развития хозяйственной деятельности. Новая система экологического регулирования, нацеленная на снижение уровня загрязнения окружающей среды, внедрение и реализация проектов «низкоуглеродной» промышленности, внутренняя схема
торговли квотами — все это оборачивается в пользу экологов. Мировое сообщество ожидает переход от системы оценки экономического развития с учетом роста ВВП к системе, основанной на индексе устойчивого развития. По данным бюллетеня Института устойчивого развития Общественной палаты РФ, «..Китай планирует вложить не менее 3 трлн юаней (468 млрд долл.) в реализацию программ охраны окружающей среды на ближайшие 5 лет [1].
Для достижения поставленной цели автором обоснована перспективность форсайтной траектории ЕР «Донбасс», направленной на разработку модели устойчивого и сбалансированного развития макрорегиона методом развертывающих преобразований в координатах времени и пространства, основоположником которого выступил Ф.Е. Темников в области исследования и проектирования автоматики, телемеханики, вычислительной и измерительной техники. Данный метод трансформирован автором и представляет элемент «приращения знаний» в научном опыте — «мультиплицированный последовательно-параллельный крест с адаптивной развертывающей системой» [9].
Разработанный метод позволяет на основе применения природно-ресурсных, инновационных, конкурентоспособных характеристик макрорегиона добиться стойкого вектора развития ЕР «Донбасс» как буфера обмена технологиями, устойчивым условием и потенциальной ресурсно-экологической возможностью обеспечения управляемого развития экономического пространства интегрирующих мировых уровней.
В процессе развертывающего преобразования определены параметрические функции и показатели исследования в соответствии со схемой мультиплицированного последовательно-параллельного креста, синхронизированного автором с адаптивной развертывающей системой, положенной в основу форсайтной траектории развития пространственно-экономической трансформации Еврорегиона «Донбасс».
Россия благодаря уникальному природному потенциалу, реализуя развертывающую функцию ХДО, отражающую ассимиляцию природной составляющей р. Северский Донец, способна решить проблему глобального характера — создание модели учета, оценки и распределения характера ущерба от промышленной деятельности мирового сообщества с учетом экономик стран, получающих выгоды не только от производства, но и от потребления товаров и услуг.
В свою очередь, производственные отношения вступают в тесную взаимосвязь с механизмом формирования среднего общественного капитала и органического строения самого капитала и производством прибавочной стоимости. Развертывание системы устойчивого развития макрорегиона по Х2(^, предполагающее создание международной коалиции эколого-экономического сопровождения макрорегиона, будет способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата России.
Усилительная схема релейного преобразователя И2 (создание добавочной прибыли эколого-эконо-мическим капиталом) сможет преодолеть барьеры, мешающие конкуренции выровнять прибавочную прибыль. Сформированное сопротивление будет противостоять обособлению добавочной прибыли в ренту.
Земельная собственность служит здесь барьером, который, если не взимается рента, не допускает никаких новых затрат капитала на невозделанной земле. Собственник воздерживается от эксплуатации своей земли, до тех пор пока экономические отношения не сформируют возможности такого использования ее, которое принесет ему известный избыток. В связи с этим владение естественной природной силой является монополией в руках ее владельца, и эта естественная сила всегда связана с землей.
Вступление России в мировую «открытую» систему торговли квотами от модели «производство + потребление» создаст предпосылку развертывающей функции Х3(0 — производство продукции в соответствии с «формулой венчурной экосистемы России «Экология + Технология + Чистая Энергетика» и послужит непременным «внутренним» условием для переливания мировых эколого-экономических капиталов. Становится очевидным, что переход к «зеленой» экономике и устойчивому развитию зависит от перспектив энергетического сектора, который является базисом экспортно-сырьевой модели экономики, исчерпавшей потенциал своего развития.
Инновационная, природная рента 13(^ станет новым условием формирования изменений пропорций распределения всего общественного капитала между различными сферами производства, на постоянной иммиграции и миграции капиталов, на возможности перелива из одной сферы в другую, на свободе передвижения их между различными сферами производства как между свободными областями для приложения самостоятельных частей совокупного общественного капитала.
/1«
ш
Метод «мультиплицированный последовательно-параллельный крест с адаптивной развертывающей системой»:
Х1(/) — ассимиляция природной составляющей реки Северский Донец (источник преобразований); Х (() — создание международной коалиции эколого-экономи-ческого сопровождения макрорегиона (источник преобразований); Х3(() — производство продукции в соответствии с «формулой венчурной экосистемы России «Экология + Технология + Чистая Энергетика» [4] (источник преобразований); Н1 — экологическая политика Еврорегиона «Донбасс» (релейный нуль-орган); Н2— создание добавочной прибыли эколого-экономическим капиталом (релейный нуль-орган); Н3— капитализация преимуществ макрорегиона (релейный нуль-орган); I (() — модель оценки ущерба от промышленной деятельности (импульс); I (() — инвестиции (импульс); 1Ъ(() — инновационная, природная рента (импульс); R — энергетика и доступ к энергетике (реохорд-реостат); £"(() — наднациональное стимулирование устойчивого развития (генератор развертывания); 1, 2, 3 — буфер трансформации — Еврорегион «Донбасс» (системы шин); У — управляющее устройство; К, К , К3 — ключи
эколого-экономического капитала и хозяйствующих субъектов. При этом развертывание макроэкономических процессов в соответствии с представленной траекторией развития определено уникальными процессами: с одной стороны, каждая функция Х(() сможет достигнуть самостоятельно траектории развития, с другой стороны, присутствие в трех функциях одномоментных асинхронных векторов движения проявляется как единое и нераздельное начало развития.
Уникальность и неповторимость трех развертывающихся социально-экономических процессов, происходящих в буфере трансформаций ЕР «Донбасс», не поддается частному описанию, а раскрывается и воспринимается только через свое отношение к другим функциям, где, согласно модели, определяются существующие между функциями отношения.
Ассимиляция природной составляющей р. Северский Донец Х1(() нераздельно связана с ресурсно-природной составляющей макрорегиона. Создание международной коалиции эколого-экономического сопровождения макрорегиона Х2(() проявляется в векторе политических, экологических, социально-экономических процессов устойчивого развития Еврорегиона «Донбасс». Производство продукции в соответствии с формулой венчурной экосистемы России «Экология + Технология + Чистая Энергетика»
Международные потоки эколого-экономического капитала, попадая в буфер пространственно-экономической трансформации Еврорегиона «Донбасс», могут формировать результативный вектор нового строения капитала при формировании совокупного общественного капитала. В этом ключе Южный макрорегион приобретает статус буфера, преобразующего существующие связи международных потоков
Х3(() характеризуется исходящим целенаправленным действием развития, источником которого является функция Х1((). Наблюдается феномен свойств, принадлежащих исключительно каждой функции, и существующих отношений функций Х1(() и Х2((), Х1(() и Х3(().
В России, и в частности в ЕР «Донбасс», имеются огромные резервы получения экологических эффектов. В свою очередь, «.экологическая политика
России должна представить мировому сообществу такой сценарий эколого-экономического развития, где доминирующими выступают внутренние «каркасные» связи экономических, экологических и политических процессов, как более интенсивные и приоритетные, над внешними.....» [10].
Еврорегион «Донбасс» — носитель функции заместительного «транзитного шелкового пути», отвечающего требованиям новой экономической логики мирового сообщества, при этом обновленный континуум устойчивого и сбалансированного развития обусловлен добровольностью и единственной возможностью.
Таким образом, назрела необходимость внедрения такого эффективного инструмента стратегического управления территориальным развитием в мезограницах экопространства ЕР «Донбасс», как, например, федеральная целевая программа межрегионального статуса2, которая направлена на реализацию интеграционных процессов в экономике при решении сложных проблем экономического развития в условиях отраслевой и территориальной дифференциации региональных экономических систем. Все это, безусловно, ставит новые важные задачи перед стратегическим территориальным менеджментом.
Список литературы
1. Бобылев С.Н., Захаров В.М. «Зеленая» экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития // На пути к устойчивому развитию России. 2012. № 60.
2 . Василенко И. Новые подходы к разработке государственных программ: рекомендации экспертов ООН // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 6.
2 Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года. URL: http://mindortrans.donland.ru/Default. aspx?pageid=107384.
3. Иншаков О.В., Иншакова Е.И., Митрофанова И.В., Петрова Е.А. Развитие эволюционного подхода в стратегии модернизации региона и макрорегиона. Волгоград: ВолГУ. 2009.
4 . Котова Л.А. Новая экономика Русской Православной Церкви: практика метаморфоз венчурного капиталиста // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 32.
5. Котова Л.А. Северский Донец — точка «сборки» венчурной экосистемы России // Экономика, социология и право в современном мире: проблемы и поиски решений: материалы 14-й Международной научно-практической конференции 8-9 сентября 2012 г. Пятигорск: МАФТ. 2012. 296 с.
6 . Митрофанова И.В., Жуков А.Н. Мегапро-ектирование как инструмент стратегического территориального менеджмента // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 3.
7. Митрофанова И.В. Совершенствование технологии стратегического программирования развития южного макрорегиона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 9.
8. Митрофанова И.В. Федеральные целевые программы межрегионального класса как инструмент управления макрорегионом: реалии и перспективы модернизации // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 3.
9. Темников Ф.Е. Теория развертывающих систем. М.-Л.: Госэнергоиздат. 1963. 168 с.
10 . Kotova L. Die standfeste Entwicklung und die Gleichheit der Möglichkeiten: die gewinnsichere Begreiflichkeit des okologo-okonomischen Kapitals // European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches, Papers ofthe 1st International Scientific Conference. December 17-19, 2012, Stuttgart, Germany, 488 p. URL: http://nshf.sfedu.ru/news/2013/ Die.pdf.
Region development strategy
THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE "DONBASS" EUROREGION: GOALS, CONDITIONS, FACTORS AND TASKS
Larisa A. KOTOVA
Abstract
The article deals with a new "silk way" — the South Eurasian international transport corridor, which trans-
forms measurement of environmental problems . The author carried out the analysis of the precedent of values "matching" (embedding in the system of en-
vironmental values), and the analysis of coordination of scales of ecologic-and-economic management for intensive involvement of the assets of the territory in a global exchange by the "Donbass" Evroregion hitting a zone of macro- and mesospatial changes of the global character
Keywords: sustainable development, mesospace, Euroregion, "green" economy, international transport corridor, federal target program
References
1. Bobylev S.N., Zakharov V.M. "Zelenaia" ekonomika i modernizatsiia . Ekologo-ekonomicheskie osnovy ustoichivogo razvitiia [The "green" economy and modernization . The ecologic and economic basis of a sustainable development]. Naputi kustoichivomu razvitiiu Rossii — On the way to sustainable development of Russia, 2012, no. 60.
2 . Vasilenko I . Novye podkhody k razrabotke go-sudarstvennykh programm: rekomendatsii ekspertov OON [New approaches to development of state programs: recommendations of the UN experts]. Problemy teorii ipraktiki upravleniia—Problems of management theory and practice, 2003, no. 6.
3. Inshakov O.V., Inshakova E.I., Mitrofanova I.V., Petrova E.A. Razvitie evoliutsionnogo podkhoda v strategii modernizatsii regiona i makroregiona [Development of an evolutionary approach in strategy of modernization of the region and macroregion]. Volgograd, Volgograd State University Publ., 2009.
4 . Kotova L . A . Novaia ekonomika Russkoi Pra-voslavnoi Tserkvi: praktika metamorfoz venchurnogo kapitalista [The new economy of the Russian Orthodox Church: practice of metamorphoses of a venture capitalist]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost' — National interests: priorities and security, 2012, no. 32.
5 . Kotova L . A . [The Seversky Donets — a point of "assembly" of a venture ecosystem of Russia]. Ekonomika, sotsiologiia i pravo v sovremennom mire: problemy i poiski reshenii: materialy 14-i Mezhd-unarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 8-9 sentiabria 2012 g. ["Economy, sociology and law in
the modern world: problems and search of decisions": Proc . 14th Int. Sci. and Pract. Conf. of September 8-9, 2012]. Pyatigorsk, International Academy of Financial Technologies Publ., 2012, 296 p.
6. Mitrofanova I.V., Zhukov A.N. Megaproektirov-anie kak instrument strategicheskogo territorial'nogo menedzhmenta [Megadesign as an instrument of strategic territorial management]. Ekonomicheskie i sotsial 'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz—Economic and social changes: facts, tendencies, forecast, 2012, no.3.
7. Mitrofanova I.V., Zhukov A.N. Sovershen-stvovanie tekhnologii strategicheskogo programmirov-aniia razvitiia iuzhnogo makroregiona [Improvement of technology of strategic programming of development of the Southern macroregion]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'— National interests: priorities and security, 2009, no. 9.
8. Mitrofanova I.V. Federal'nye tselevye pro-grammy mezhregional'nogo klassa kak instrument upravleniia makroregionom: realii i perspektivy modernizatsii [Federal target programs of interregional class as an instrument of management of the macroregion: realities and modernization prospects]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economy: theory and practice, 2007, no. 3.
9. Temnikov F.E. Teoriia razvertyvaiushchikh system [The theory of developing systems]. Moscow — St. Petersburg, Gosenergoizdat Publ., 1963, 168 p.
10. Kotova L. Die standfeste Entwicklung und die Gleichheit der Moglichkeiten: die gewinnsichere Begreiflichkeit des okologo-okonomischen Kapitals: European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches, Papers of the 1st International Scientific Conference. December 17-19, 2012, Stuttgart, Germany, 488 p. Available at: http://nshf.sfedu. ru/news/2013/Die.pdf.
Larisa A. KOTOVA
Southern Federal University, Branch, Novoshakhtinsk, Rostov region, Russian Federation labser@volsu . ru