Научная статья на тему 'Необходимость и перспективы создания мировой юстиции в Украине'

Необходимость и перспективы создания мировой юстиции в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД / СУДЬИ / РЕФОРМА СУДЕБНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ / НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА / КОНСТИТУЦИОННАЯ АССАМБЛЕЯ / МИРОВЫЕ СУДЬИ / ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЬИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Терлецкий А. Н.

В статье изучены перспективы введения мировой юстиции в Украине. На практике деятельности третейских судов смоделирован возможный отрицательный результат от действий мировых судей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость и перспективы создания мировой юстиции в Украине»

НЕОБХОДИМОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В УКРАИНЕ

© Терлецкий А.Н.*

Восточноевропейский национальный университет им. Л. Украинки,

Украина, г. Луцк

В статье изучены перспективы введения мировой юстиции в Украине. На практике деятельности третейских судов смоделирован возможный отрицательный результат от действий мировых судей.

Ключевые слова суд, судьи, реформа судебной ветви власти, независимость судопроизводства, Конституционная ассамблея, мировые судьи, третейские судьи.

21 февраля 2011 года Президент Украины выдал Указ № 224/2011 «О поддержке инициативы по созданию Конституционной Ассамблеи» [1]. Созданием независимого, отдаленного от политики, коллегиального органа начат активный процесс обсуждения конституционных инициатив с привлечением к нему общественности, ученых и международной экспертной среды.

За результатами проведенных заседаний Конституционной ассамблеи утверждено проект концепции внесения изменений к Конституции Украины [2]. Одним из направлений реформирования конституционального законодательства, согласно концепции определено создание мировых судов. Так как проект концепции неокончательный, в него еще можно вносить изменения с целью приведения текста Конституции Украины в соответствие с общепризнанными международными стандартами, принципами и требованиями международных документов. Поэтому на сегодняшний день вопрос создания мировых судов является как никогда актуальным.

Стоя на пороге кардинальных изменений в Основном Законе страны, каждый шаг нужно весьма тщательно обдумывать. Вопрос необходимости введения института мировых судей является предметом многолетней дискуссии в Украине. Исходя из актуальности, цель статьи направлена на исследование основных позиций по этому вопросу. Результат исследования должен предоставить ответ на вопрос: Стоит ли ожидать позитивных результатов для Украины, которых достигли зарубежные страны после введения института мировых судей, и нужен ли дополнительный судейский институт в системе судоустройства Украины?

Вопрос необходимости возврата к практике деятельности мировых судей в Украине обсуждается многими учеными и юристами-практиками: А.В. Гетманцева, В.М. Кампо, Д.А. Шигаль, В.И. Шишкина, М.И. Хавро-нюк и другие... Для каждого из перечисленных, в том числе и для Украины

* Соискатель.

в целом, реформирование судебной системы - серьезный вопрос и на его счет существует множество мнений и взглядов.

Прежде чем обговаривать возможные изменения, обратимся к статистическим данным опросов граждан Украины. Судя по результатам социологических опросов, проведенных Центром Разумкова, динамика роста недоверия граждан Украины к деятельности судов, начиная с 2005 года по март 2013 года, выросла вдвое с 29,3 % до 59,8 % [3].

Из-за недоверия к действующим судам общей юрисдикции теряется вера украинских граждан в существование справедливости, и в следствии возникает потребность украинского общества в эффективной защите своих прав и законных интересов. Катастрофически нарастающий ком недоверия вынуждает власть вводить определенные изменения в судебной системе, проводить реформирование.

По мнению В.М. Кампо в Украине есть потребность возобновления института мировых судей. Его позиция обоснована необходимостью в существовании эффективных судов и доступа к правосудию, что может обеспечить только конституционные изменения. Предпочтительной перспективой является то, что мировые судьи смогут выполнить государственное задание, а именно обеспечить украинских граждан действительно демократическим судом. В отличие от нынешних судов, которые защищают, несовершенный относительно потребностей граждан, закон, мировые судьи станут на защите верховенства права украинского общества [4, с. 4].

Мнение В.М. Кампо поддерживает А.В. Гетманцев, также считая, что главной целью возобновления института мировых судей станет разгрузка местных судов и улучшение условий подготовки кадров. Реформирование в этом направлении явно улучшит судебную ситуацию в Украине [5, с.61].

В процессе обсуждения судебной реформы, с инициативой введения в Украине института мировых судей также выступил и академик В.Я. Таций, обосновав свою позицию желанием уменьшить загруженность органов судебной власти, передав часть судейских полномочий мировым судьям [6, с. 28].

Итак, осмыслив цели создания института мировых судей, а именно: повышение доступности правосудия для украинских граждан, разгрузки местных судов и улучшения подготовки кадров, задаемся некоторыми серьезными вопросами: Действительно ли для достижения поставленных целей нужно создавать отдельный институт мировых судей, или может достаточно усовершенствовать подготовку, деятельность и увеличить количество уже существующих местных судов? Чем могут обернуться подобные эксперименты для страны, где отсутствует эффективное судоустройство?

Мировые судьи - это не единственная панацея от социальной несправедливости.

Как пример, посмотрим на 2004 год, год создания третейских судов, которые своими особенностями и признаками очень напоминают предложен-

ных мировых судей. Законодатели, создав систему третейского урегулирования споров, дали возможность сторонам гражданских и хозяйственных взаимоотношений передать возникший спор на рассмотрение в третейский суд.

Пятилетний результат действия Закона Украины «О третейских судах» является неутешительным - злоупотребление третейскими судьями своими полномочиями, нанесение государству значительного материального ущерба. Всё это связано частично с необразованностью, безответственностью третейских судей, коммерческой составляющей их деятельности. Именно эти факторы привели к тому, что в парламенте страны рассматривались предложения о прекращении развития института третейского судейства [7].

Как результат, в 2009 году принят Закон Украины № 1076-У1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности третейских судов и выполнения решений третейских судов» и 3 февраля 2011 - Закон Украины № 2983-VI «О внесении изменения в статью 6 Закона Украины «О третейских судах» относительно подведомственности дел в сфере защиты прав потребителей третейским судам» которыми существенно сужен круг дел, подведомственных третейскому судопроизводству. Третейским судам стали уже неподсудны споры по поводу недвижимо -сти, установления фактов, имеющих юридическое значение, трудовые споры, споры, возникающие из корпоративных отношений, споры по результатам рассмотрения которых выполнение решения третейского суда требует совершения соответствующих действий органами государственной власти, споры по защите прав потребителей, в том числе потребителей услуг банка (кредитного союза) и др. ...

Есть большие шансы, что результат деятельности мировых судей будет такой же, как и от третейских судов. Опасения подтверждаются тем, что в проекте Закона Украины «О мировых судьях территориальных обществ», внесенном на рассмотрение в Верховную Раду депутатами А.С. Матвиен-ком и О.М. Бондарем, основные требования к кандидату на должность мирового судьи сводятся к тому, что он должен иметь высшее образование (уточнений касательно юридического образования нет), а также опыт работы в качестве должностного лица по рассмотрению жалоб, заявлений и обращений граждан, третейского судьи, медиации, другой юрисдикционной деятельности не менее 3 лет. Законом предусмотрено, что судья будет должностным лицом территориальной общины и возможность создания отдельной отрасли органом мирового самоуправления [8].

Судьей третейского суда, согласно Закону Украины «О третейских судах» от 11.05.2004 №1701-ГУ, может быть назначено или избрано лицо, прямо или косвенно не заинтересованное в результате разрешения спора, а также признанные сторонами знания, опыт, деловые и моральные качества, необходимые для решения спора [9].

Сопоставляя наведенные определения и требования к мировому и третейскому судьям, подтвердить, то, что это будут профессионалы своего де-

ла, очень сложно. Кроме того, появление отдельных органов мирового самоуправления не связанных с органами судейского самоуправления, предусмотренных Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей», противоречит основным принципам разделения властей.

Если реформирование будет проведено таким образом, тогда, чем новые мировые судьи будут отличатся от третейских, чьи полномочия были сужены? Ответ здесь прогнозированный - ничем.

Соответственно, из этого следует вывод, что нужно увеличивать не количество введенных реформ, а качество их выполнения. Поэтому, можно без сомнения не соглашаться с мнениями вышеупомянутых ученых, констатируя, что мировые судьи - это не единственная панацея от социальной несправедливости, а эффективнее будет улучшить существующие реформы, чем вводить новые.

Украине нужно учитывать свою специфику, а не бездумно перенимать зарубежный опыт. На создание концепции «О мировых судьях» власть подтолкнула положительная практика функционирования мировых судей зарубежных стран. В судебной системе каждого из государств, мировые судьи играют особую роль. Анализ общих и отличительных черт института мировых судей различных государств показывает, что у каждой страны есть свой специфический подход к институту мировых судей и судоустройству.

Например, мировой судья в Италии не является профессиональным юристом и рассматривает только гражданские дела с небольшой суммой иска. Противоположная ситуация в Израиле, где мировой судья уже должен бить профессиональным юристом, так как будет уполномочен, кроме гражданских и семейных, рассматривать уголовные дела и может назначить наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет. Мировых судей Бразилии избирает население прямым, всеобщим и тайным голосованием, а вот в Новой Зеландии их назначает Генерал-губернатор. Если в Российской Федерации районный суд является вышестоящей судебной инстанцией для мировых судов, то в Южно-Африканской Республике решение мирового суда является окончательным и пересмотру не подлежит [10].

Текущее состояние судебной системы требует не реформирования, а надлежащего финансирования и качественного отбора кандидатов в судейский корпус.

Административно-территориальное устройство, менталитет и сущностные признаки государств, на которые равняется украинская власть, очень отличаются от показателей Украины и это следует учитывать.

Тот факт, что государство не всегда находит средства финансирования новых рабочих мест для судей в судах общей юрисдикции, ставит под сомнение его возможность найти источник финансирования целого, совсем нового, института мировой юстиции? Или может законодатель рассчитывают рассадить мировых судей возле уже действующих судей? Тогда зачем

создавать что-то вовсе новое и тратить деньги налогоплательщиков на то, что может не прижиться в обществе, когда проще, будет усовершенствовать существующую систему судоустройства, заполнив кадровый состав судейского корпуса в полном объеме, что снимет нагрузку и обеспечит полноценный (не поверхностный) процесс рассмотрения дел.

Анализируя текущее состояние судебной системы, когда суды не обеспечены в полном объеме самыми элементарными вещами (бумагой, конвертами, компьютерной техникой), нет надлежащих помещений для проведения судебных заседаний, как можно говорить про создание нового судебного института.

При такой организации действующего судопроизводства, его недофинансирования, создавая новую систему рассмотрения споров, не усовершенствовав первую, судебная система получит ещё одну нерешённую проблему.

Выводы.

Учитывая все выше изложенное, целесообразно сделать следующие выводи и рекомендации:

1. Введение нового института мировой юстиции с целью повышения доступности правосудия для украинских граждан, ни каким образом не решит проблему.

2. Функционирование мировых судей в каждой стране имеет свою специфику, поэтому Украина должна учитывать все особенности своего уровня развития, и не копировать, бездумно, международный опит.

3. Лучшей судебная система Украины станет при развитии существующих институтов, а не введении новых.

Список литературы:

1. О поддержке инициативы по созданию Конституционной Ассамблеи: Указ Президента Украины: 21 февраля 2011 года № 224/2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.president.gov.ua/ru/documents/13153.html.

2. Концепция внесения изменений к Конституции Украины (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ua/docs/ 2013/20130621_const_concept.pdf.

3. Поддерживаете ли вы деятельность суда в Украине? (динамика, 20052013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.razumkov.org. ua/ukr/poll.php?poll_id= 169.

4. Мировi суддi та громадсьш мировi судд в Украш: проблеми та пер-спективи впровадження [Электронный ресурс]. - К.: 1н-т громадян. суст-ва: ТОВ «1КЦ Леста», 2007. - 40 с. - Режим доступа: www.csi.org.ua/www/wp-content/uploads/2009/06/mirsud.pdf.

5. Гетманцев А.В. Исторические и процессуальные аспекты создания и деятельности мировых судей в Украине [Электронный ресурс] // Науковий

вюник Чершвецького ушверситету: Збiрник наук. праць. Вип. 236: Право-знавство. - Чернiвцi: Рута, 2004. - С. 58-62. - Режим доступа: http://lawre-view.chnu.edu.ua/visnuku/st/2004_236visnuk.pdf.

6. Конституционная ассамблея: политико-правовые аспекты деятельности [Электронный ресурс] // Бюллетень информационно-аналитических материалов / Основан в июле 2012 г. - Режим доступа: http://uajudges.org.ua/ wp-content/uploads/2012/09/Konstitutsiyna-asambleya-MONITORING—2.pdf.

7. Третейський «м1жсобойчик» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalweekly.com.ua/index.php?id=16061&show=news&&newsid=120905.

8. Проект Закону про мирових суддав територiальних громад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/web-proc4_2?id=&pí3 516=329 ^Ы=7.

9. Про третейсью суди, Закон Украни ввд 11.05.2004 №1701-1У [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1701-15.

10. Сухицкая Н.В. Правосознание граждан Украины: состояние и направления развития [Электронный ресурс]. - 2012. - Т. 25 (64), № 1. - С. 4652. - Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/UZTNU_law/ 2012_1/2012/uch_25_1_law/008_suxi.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.