Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ ДЛЯ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ ДЛЯ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ ВУЗОВ / ЛИДЕРСТВО / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / MISSION OF UNIVERSITIES / LEADERSHIP / HUMANITARIZATION / CREATIVITY / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Елена Анатольевна

В статье рассматриваются особенности современной системы высшего образования в аспекте направленности учебной программы на формирование практических навыков обучающихся. Работодателям нужен профессионал, способный без дополнительного обучения сразу приступить к служебным обязанностям. В то же время более ценятся сотрудники, обладающие лидерскими качествами, креативным мышлением, высоким уровнем коммуникативной компетенции. Эти навыки являются, прежде всего, результатом гуманитарного знания. Только с высокообразованными и творческими специалистами возможна успешная модернизация производства, повышение конкурентоспособности и делового имиджа компаний. Креативные же способности личности зависят от особенностей работы правого и левого полушарий: образной и логической составляющих, гармонично сочетающихся при анализе проблем, причем ведущими в творчестве являются правополушарные механизмы. Разрыв между техническим и гуманитарным знанием является причиной отсутствия инициативности, креативности и этической ответственности выпускников вуза. Глобальная переориентация общества на знания, полезные только с материальной точки зрения, приводит руководителей вузов, абитуриентов и их родителей к ошибочной точке зрения о гарантиях профессиональной эффективности. В работе доказывается, что гуманитарное знание больше, чем какое-то другое, эффективно влияет на формирование качественного мышления, творческого сознания, самосознания, социально-профессиональных качеств; раскрывается понятие креативности и лингвокреативности. Гуманитаризация рассматривается как процесс насыщения учебных программ дисциплинами гуманитарного цикла, а также как система продуманных и сбалансированных мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компетенций, представленных в целях и задачах, содержании учебных дисциплин, технологиях обучения, ориентированных на всестороннее развитие и совершенствование человеческой личности, которая занимает центральное место в структуре общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE FOR CREATIVE EDUCATION

The article examines the features of the modern higher education system in the aspect of the excessive focus of the curriculum on the formation of practical skills of students. Employers need a professional who can immediately take up their duties without long-term training. At the same time, employees with leadership qualities and creative thinking are more appreciated. These qualities are part of the humanitarian knowledge. Only with highly educated and creative specialists is it possible to successfully modernize production, increase the competitiveness and business image of companies. The creative abilities of a person depend on the characteristics of the work of the right and left hemispheres: figurative and logical components, harmoniously combined when analyzing problems. It is the ability of analysis and synthesis that higher education is called upon to develop, this is its mission. The gap between technical and humanitarian knowledge is the reason for the lack of initiative, creativity and ethical responsibility of university graduates. The global reorientation of society towards knowledge that is useful from a material point of view leads the heads of universities, applicants and their parents to an erroneous point of view about guarantees of professional efficiency. The work proves that humanitarian knowledge, more than any other, effectively influences the formation of high-quality logical thinking, creative consciousness, self-awareness, social and professional qualities. The concept of creativity and linguistic creativity is revealed in detail. Humanitarization is considered as a process of saturation of curricula with disciplines of the humanitarian cycle. And also as a system of thoughtful and balanced measures aimed at the priority development of general cultural competencies, presented in the goals and objectives, the content of academic disciplines, learning technologies focused on the comprehensive development and improvement of the human personality, which is central to the structure of social relations. The essence of the humanization of education is the recognition of the spiritual world of a person as the highest value, the raising of ethical questions at the center of educational activities.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ ДЛЯ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

УДК 81'23 ББК 81

Б01 10.51955/2312-1327_2021_1_188

НЕОБХОДИМОСТЬ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ ДЛЯ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Анатольевна Козлова, orcid.org/0000-0002-6316-9597, кандидат филологических наук, доцент Вятская государственная сельскохозяйственная академия,

Октябрьский пр., 133 Киров, 610001, Россия elena. kozlova1234@mail. т

Аннотация. В статье рассматриваются особенности современной системы высшего образования в аспекте направленности учебной программы на формирование практических навыков обучающихся. Работодателям нужен профессионал, способный без дополнительного обучения сразу приступить к служебным обязанностям. В то же время более ценятся сотрудники, обладающие лидерскими качествами, креативным мышлением, высоким уровнем коммуникативной компетенции. Эти навыки являются, прежде всего, результатом гуманитарного знания. Только с высокообразованными и творческими специалистами возможна успешная модернизация производства, повышение конкурентоспособности и делового имиджа компаний. Креативные же способности личности зависят от особенностей работы правого и левого полушарий: образной и логической составляющих, гармонично сочетающихся при анализе проблем, причем ведущими в творчестве являются правополушарные механизмы. Разрыв между техническим и гуманитарным знанием является причиной отсутствия инициативности, креативности и этической ответственности выпускников вуза. Глобальная переориентация общества на знания, полезные только с материальной точки зрения, приводит руководителей вузов, абитуриентов и их родителей к ошибочной точке зрения о гарантиях профессиональной эффективности. В работе доказывается, что гуманитарное знание больше, чем какое-то другое, эффективно влияет на формирование качественного мышления, творческого сознания, самосознания, социально-профессиональных качеств; раскрывается понятие креативности и лингвокреативности. Гуманитаризация рассматривается как процесс насыщения учебных программ дисциплинами гуманитарного цикла, а также как система продуманных и сбалансированных мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компетенций, представленных в целях и задачах, содержании учебных дисциплин, технологиях обучения, ориентированных на всестороннее развитие и совершенствование человеческой личности, которая занимает центральное место в структуре общественных отношений.

Ключевые слова: миссия вузов, лидерство, гуманитаризация, креативность, социальная ответственность.

THE NEED OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE FOR CREATIVE EDUCATION

Elena A. Kozlova orcid.org/0000-0002-6316-9597, кандидат филологических наук, доцент, Cand. Sci. Philology, Assoc. Prof., Vyatka State Agricultural Academy Kirov, 610001, Russia 133, Oktjabrski elena.kozlova1234@mail.ru

Abstract. The article examines the features of the modern higher education system in the aspect of the excessive focus of the curriculum on the formation of practical skills of students. Employers need a professional who can immediately take up their duties without long-term training. At the same time, employees with leadership qualities and creative thinking are more appreciated. These qualities are part of the humanitarian knowledge. Only with highly educated and creative specialists is it possible to successfully modernize production, increase the competitiveness and business image of companies. The creative abilities of a person depend on the characteristics of the work of the right and left hemispheres: figurative and logical components, harmoniously combined when analyzing problems. It is the ability of analysis and synthesis that higher education is called upon to develop, this is its mission. The gap between technical and humanitarian knowledge is the reason for the lack of initiative, creativity and ethical responsibility of university graduates. The global reorientation of society towards knowledge that is useful from a material point of view leads the heads of universities, applicants and their parents to an erroneous point of view about guarantees of professional efficiency. The work proves that humanitarian knowledge, more than any other, effectively influences the formation of high-quality logical thinking, creative consciousness, self-awareness, social and professional qualities. The concept of creativity and linguistic creativity is revealed in detail. Humanitarization is considered as a process of saturation of curricula with disciplines of the humanitarian cycle. And also as a system of thoughtful and balanced measures aimed at the priority development of general cultural competencies, presented in the goals and objectives, the content of academic disciplines, learning technologies focused on the comprehensive development and improvement of the human personality, which is central to the structure of social relations. The essence of the humanization of education is the recognition of the spiritual world of a person as the highest value, the raising of ethical questions at the center of educational activities.

Key words: mission of universities, leadership, humanitarization, creativity, social responsibility.

Введение

В настоящее время очень остро стоят вопросы, связанные с духовным здоровьем подрастающего поколения. Чувствуется нехватка креативных лидеров, ответственных и инициативных руководителей высшего и среднего звена. В научных современных исследованиях активно ставится проблема недостаточности лидерского потенциала у современных руководителей [Лукаш, 2015; Наумова и др, 2017; Писаренко, 2015]. Например, такие лидерские качества, как воля, выносливость, психическая устойчивость, настойчивость, инициативность, креативность, независимость на высоком уровне отмечается только у 15% красноярских руководителей [Пожарский,

2015]. Недостаток личностных лидерских способностей проявляется уже в молодежной среде. По этой причине часть молодёжи пополняет ряды социально неуверенных граждан, пасующих при встрече с трудностями, не желающих отстаивать свои убеждения, не имеющих высоких духовных потребностей. Трансформируется и само представление о лидерстве: лидер -это расторопный человек, умеющий работать локтями. Итогом этого процесса является коррупция в государстве, недобросовестность, конфликтный профессиональный дискурс.

Учитывая, что образование является динамичным фактором воздействия на молодую личность, особое значение приобретает его гуманитарная направленность и комфортная гуманная учебно-воспитательная среда вуза. Проблемой современной системы образования является то, что гуманистические аспекты образования в вузах уходят на мировоззренческую периферию формирования сознания и мышления выпускников учебных заведений. Подобная тенденция рано или поздно при определенных условиях создает основы для формирования идеалов и установок потребительского общества и воспитанию homo consumens (человека потребляющего), девиз которого - не создавать самому, а потреблять информацию и технологию, созданную где-то и кем-то. В классических моделях образования была заложена взаимосвязь информационных, технологических и гуманитарных основ обучения. Ныне они постепенно теряют свои логические и смысловые связи.

Исследователи делового дискурса отмечают, что деловая коммуникация способствует креативности, так как требует постоянно поиска новых продуктивных идей реализации, «а носителем творческого начала как явления социокультурного выступает личность» [Дорошук и др., 2016]. В работе [Железовская и др., 2015] отмечается необходимость подготовки выпускников вуза к креативной деятельности. Автор говорит, что образовательный процесс должен перейти от предметно-информационного, констатирующего и репродуктивного формата к профессионально-деловому, перспективно-опережающему и креативному. Заниматься этим должна креативная педагогика как основа креативного высшего образования, ориентированного на развитие творческих способностей человека, закрепление в его сознании установок на поиск инноваций, анализ профессиональных проблем и вариантов деятельности, мотивированное самостоятельное осмысление действительности, самопознание собственной индивидуальности, превращение знаний в потенциал

самосовершенствования. В результате чего студент должен уметь проявлять креативность, заключающуюся в гибкости и нестандартности при выполнении различных задач в профессиональной деятельности [Там же, с. 82].

Материал и методы

Целью статьи является нахождение пути к гармоничному развитию личности современного студента в условиях растущей индустриализации и

направленности учебной программы на освоение профессиональных компетенций в ущерб общекультурным. Основным методом данного исследования является сравнительный теоретический анализ работ психологов, педагогов и лингвистов. В первой части основного блока статьи говорится о роли вузов, рассматриваются современные тенденции образовательного процесса и выявляются плюсы и минусы новых образовательных стандартов, направленных на практическое обучение. Вторая часть посвящена описанию особого - лидерского типа мышления и механизмов креативности и лингвокреативности как части коммуникативной компетенции лидера. В третьей части обосновывается связь между креативностью, лидерством и гуманистической направленностью образования.

Дискуссия

В научной среде крайне популярным в последнее время является разговор о «третьей миссии» университетов, связанной с ролью вузов с позиций их «влияния на развитие региона, взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами, с точки зрения их участия в социально-экономических процессах» [Кудряшова и др., 2020, с. 9]. Результатом упомянутого взаимодействия должны стать: 1) коммерциализация научных исследований, проведённых совместно с предприятиями и организациями; 2) разработка и реализация инновационных программ, ориентированных на потребителя. В России уже реализуется модель НТИ (национальной технологической инициативы) - варианта концепции Университет 3.0, распространяющаяся в условиях новой технологической революции, когда статус Университет 3.0 получает вуз, где к двум традиционным миссиям - образовательной и научно-исследовательской - добавляется третья: коммерциализация знаний и технологий [Нариманова, 2019]. Что же отличает университеты «третьего поколения»? Их деятельность направлена на обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественной экономики за счет выпуска инновационного индивидуализированного продукта в области нейротехнологий, квантовых технологий, искусственного интеллекта и др. Все это должно привести к появлению систем беспилотных летательных аппаратов, морского транспорта без экипажа, автотранспорта без водителя, высокотехнологичных медицинских услуг, искусственных компонентов сознания и психики, распределённой энергетики и т.д. За десятилетие 2020-2030 мир настолько изменится, что те страны, которые не будут стремиться к лидерству в перечисленных областях, станут технологической периферией [Там же].

Для того чтобы реализовать образовательный процесс в контексте перехода к новым образовательным стандартам, происходит кастомизация выпускника вуза: подстройка его под конкретного работодателя. Эта тенденция имеет несомненные плюсы, однако при смене деятельности, работая на других промышленных площадках, такой специалист может оказаться совершенно некомпетентным. Вторым недостатком кастомизации

отмечают тенденцию прохождения будущими специалистами гуманитарных предметов в усеченном объеме, из-за чего в коммуникативном, креативном и личностном аспектах его ценность для работодателя понижается [Леушин и др., 2020]. Эту задачу решают предметы гуманитарного цикла, статус которых в технических вузах крайне низок, а количество часов сведено к минимальному количеству.

В результате кастомизации и излишней инновационно -технократической направленности вузов мы можем получить узких специалистов, способных решать локальные задачи, но не принимающих во внимание вопросы социальной значимости, экологии, политики, либо использующих перечисленные сферы в личных интересах. В то же время в ведущих компаниях страны крайне необходимы креативные лидеры, воспитание которых не может обеспечить раннее погружение студентов в производство. Многие компании предпринимают даже самостоятельные исследования причин креативности, привлекая к этому ведущих ученых разных стран. Так, например, 23 июля 2020 г. компания «Сбербанк» инициировала открытый семинар «EduTech - Креативное мышление: как научиться мыслить нестандартно? - Сессия 36», который прошёл в прямом эфире и до сих пор доступен на портале YouTub (ссылка -https: //www.youtube. com/watch?v=2Ilw2v pn8s). Участниками семинара стали: Сергей Филонович, профессор, декан Высшей школы менеджмента, НИУ ВШЭ; Пьер Витторио Маннуччи, доцент кафедры организационного поведения, Лондонская школа бизнеса; Оливер Кемпкенс, управляющий директор Управления развития и карьеры, ПАО Сбербанк и др. Каждый выступающий с позиции своих профессиональных компетенций старался сформулировать понятие креативности и предпосылки её формирования и развития. Сергей Ростислававич Филонович, опираясь на модель креативности, созданной психологом Чикчентмихали, сформулировал понятие креативности как порождение новой идеи с помощью символов какого-то домена (музыки, математики, механики...) и подчеркнул, что современный университет должен вводить студентов в круг креативных людей, которые сами ставят и решают задачи. Поскольку университет способствует выработке идентичности человека, он и обязан предоставлять поле для развития и экспериментов. Следует также отметить подход к креативности Пьера Витторио Маннуччи: «Креативность - это уникальная черта человечества. За последние 20 лет этот навык особенно стал важен в условиях конкурентности и глобализации. Если раньше считалось, что это удел ученых и художников, то сейчас понимание креативности расширяется за счет интересов бизнеса. Креативность - это способность находить решение проблем в различных обстоятельствах. Большинству работающих людей она необходима».

Существует точка зрения об особом типе мышления, присущем лидеру и формируемом через воспитание и обучение [Богунов, 2015; Бураканова, 2018; Евтихов, 2012 и др.]. Исследователи описывают такие качества этого мышления, как горизонтальная и вертикальная векторность развития,

динамичность, продуктивность, наличие определённого алгоритма решения проблем (чувство направленной напряженности; мобилизация творческих сил; осознание потребности решения; анализ ситуации в результате объединения интуитивного и рационального мышления; соотношение модели решения с реальным процессом) [Бураканова, 2018]. Управленческое мышление - это механизм, оперирующий методами сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации, категоризации, аналогии, индукции и дедукции [Богунов, 2015]. Это особая когнитивная структура, включающая в себя представления лидера о своем месте в окружающем социальном мире [Евтихов, 2012]. То есть управленческое мышление рассматривается в противовес стереотипному инерционному мышлению, а значит вполне уместно лидерское мышление назвать также креативным мышлением. Поскольку механизмы мышления изучаются в психологии и психиатрии, мы обратились к работам из этих областей знаний, в которых более подробно рассматриваются процессы работы полушарий головного мозга. В работе [Игнатова и др., 2016] произведен обзор литературы, посвященной функциональной межполушарной асимметрии мозга. Исследования разных ученых дают право предполагать, что структуры правого полушария человека обеспечивают целостность восприятия и поведения. Так, правые передние отделы мозга отвечают за гармоничную интеграцию человека в мире и за творчество. У психически здоровых испытуемых выявлено доминирование правого полушария. Интересно, что в условиях умеренного стресса (авиаперелет) интеллектуальные возможности испытуемых повышаются за счет усиления работы именно правого полушария. Развитие правого полушария также неразрывно связано с понятием лингвокреативности, так как процессы восприятия, в основе которых лежит сходство предметов или явлений или их смежность, образность протекают у человека в его правом полушарии мозга на уровне подсознания [Седов, 2007]. В работах по речевому воздействию [Козлова, 2011; Козлова, 2015; Козлова, 2017 и др.] нами подробно рассматривался прагмаэстетический потенциал, используемый представителями российской деловой элиты в публичном деловом дискурсе с целью убеждения. Были выделены и описаны креативные языковые модели, позволяющие в силу своей оригинальности, нестандартности в публичной деловой коммуникации, привлекать внимание к проблеме и способствовать убеждению.

Таким образом, можно предположить, что креативное развитие связано с развитием правого полушария в целом. То есть музыкальное, художественное, танцевальное, литературное и другое творчество способствует творчеству научному, производственному, коммуникативному. Разрыв между техническим и гуманитарным знанием при этом невозможен: одно творчество питает другое.

Анализ и результаты

Теперь необходимо разобраться, чем обусловлена готовность самого вуза к креативному образованию, обеспечивающему выпускнику навыки лидерского мышления и осознание социальной ответственности. Прежде всего - отказом от пассивных форм накопления знаний и переходом к интерактивным формам, позволяющим сформировать у студента умение мыслить, искать разные решения, решения не по шаблону. В этой системе становится неуместным тестовый контроль знаний. Творческие решения необходимо формировать в тесном контакте с группой и педагогом, который также должен соответствовать определенным требованиям. Именно гуманизация образования даёт возможность раскрыть способности и потенциал каждого человека, т.к. в её основе лежат вера и уважение к личности, комфортность её нахождения в социальной среде. Такие предметы гуманитарного цикла, как философия, культурология, педагогика, психология, риторика, культура речи, история и другие способны сформировать высшие ценности человека, поставить их в центр образовательной деятельности. Именно эти предметы развивают культуру мышления и креативность коммуникации. Гуманитаризация образовательного процесса в российском вузе сегодня необходима, возможна и должна стать фундаментальным компонентом современного педагогического мышления. Это система продуманных и сбалансированных мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компетенций, представленных в целях и задачах, содержании учебных дисциплин, технологиях обучения, ориентированных на всестороннее развитие и совершенствование человеческой личности, которая занимает центральное место в структуре общественных отношений. Гуманизация и гуманитаризация образования предполагают учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья (физического и психического), формирование чувства собственного достоинства, построение особых отношений между педагогом и учеником, основанных на уважении и признании прав каждого человека. Благодаря этому ученик как субъект педагогического процесса перестаёт быть пассивным существом и активно включается в процесс саморазвития, самовоспитания, самоопределения.

На практике гуманизация образования реализуется через: индивидуализацию учебно-воспитательного процесса (его содержания, методов, средств, форм) и персонализацию педагогического процесса (индивидуальные особенности личности педагога).

Индивидуализация содержания, форм, методов и т.д. обучения и воспитания предполагает их проектирование и использование с учётом уровня подготовки и опыта обучающихся, направленности их личности, иерархии мотивов и интересов. Т. е. педагог должен представить разноуровневый по объективной сложности и субъективной трудности усвоения научный материал и применить личностно ориентированный подход к построению обучения. Для этого необходимы условия личного

контакта с обучающимися, диалоговость, творческая совместная деятельность. Следует отметить, что такие условия практически невозможно создать в формате популярного в последнее время смарт-образования, несмотря на все его плюсы и «удобства» [Гремицкая и др, 2020].

Персонализация учебного процесса означает, что именно педагог является носителем содержания своего учебного предмета, олицетворяет его (т.е. персонифицирует), становится своеобразным образцом для подражания. Исходя из этого, педагог является главнейшим компонентом гуманитарного образовательного процесса как носитель передаваемой культуры [Смарт-образование..., 2020; Луткин, 2010; Подберезный, 2018]. Поэтому необходимо выделить плохо решённую на сегодняшний день проблему высшей школы, научиться ценить педагога и создавать условия для развития его личностного потенциала.

Заключение

В результате гуманитаризации образования педагогический процесс должен строиться на принципах:

1) отказа от культуры «полезности», «технократизма» и ориентирования на культуру «достоинства»;

2) меньшего использования занятий в форме авторитарного монолога и внедрение урока-диалога, сотворчества;

3) замены технологии обучения по формуле «ответы без проблемных вопросов» на решение жизненных практических задач и познавательных интересов ученика;

4) исключения адаптивно-дисциплинарной модели усвоения обучающимися суммы знаний, умений, навыков и перехода к рождению системного знания в совместной деятельности с педагогом и сверстниками.

Конечно, гуманизация образования предполагает изменение отношения педагога к своей профессиональной деятельности. Сейчас у педагогов есть право индивидуального составления учебных программ, отбора содержания преподаваемой дисциплины, выбора технологии обучения и т.д. Кроме того, учитель перестаёт быть авторитарным, а всё больше выполняет роль наставника, сотрудника и организатора совместного взаимодействия с обучающимися. Такое обучение создаёт атмосферу творческого поиска, обмена опытом и т. п. Именно в этом случае основным смыслом педагогического процесса становится развитие своего ученика. А мера его развития становится мерилом качества работы педагога, образования в вузе. При гуманитарном подходе результативность обучения не сводится только к оценке знаний через тестирование и контрольные срезы. На первый план выходит и особый вид общения - гуманистическое, основанное на взаимном доверии, педагогическом такте, внимательности, чувстве собственного достоинства и т.п. Такое педагогическое общение не только будет способствовать подготовке к будущей жизни, но и обеспечит полноценность сегодняшнего бытия студентов. В настоящее время не разработана целостная модель гуманитаризации и гуманизации образования, не используются

конкретные социально-педагогические технологии. Социологические исследования общекультурных компетенций современной молодёжи показывают растущий дефицит навыков, формируемых этими компетенциями [Ореховская, 2017]. Грамотный подход к разработке такой модели должен привести, по нашему мнению, к установке на четвертую миссию вузов - гуманизацию образования, связанную с повышением статуса гуманитарных дисциплин и направленную на формирование у будущих выпускников вуза креативности, лидерской позиции и социальной ответственности.

Библиографический список

Богунов, Л. А. Анализ содержания компонентов управленческого экономического мышления менеджера // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 2 (97). С. 242-245.

Бураканова, Г. М. Формирование управленческого мышления лидера // Гуманитарные науки. 2018. № 3. С. 27-32.

Гремицкая, М. В. Страноведческая викторина «Icons of Britain» как пример интерактивной мультимедийной образовательной технологии (при обучении английскому языку) / М. В. Гремицкая, М. Э. Казакова // Инновационное развитие агропромышленного комплекса как фактор конкурентоспособности: проблемы, тенденции, перспективы: коллективная монография. Ч 2 / Л.М. Васильева [и др.]; под общ. ред. д-ра пед. наук Симбирских Е С. Киров, 2020. С284-295.

Дорошук, Л. А. Коммуникативная креативность личности как фактор эффективности делового общения / Л. А. Дорошук, С. А. Новоселов // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 265-268.

Евтихов, О. В. Социально-психологическая модель развития лидерского потенциала руководителя // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4. С. 3-6. Железовская, Г. И. Креативное коммуникативное поведение как средство творческой самореализации личности обучающегося / Г. И. Железовская, Н. В. Абрамова, Е. Н. Гудкова // Образование и наука. 2015. № 4. С. 79-88.

Игнатова, Ю. П. Современные аспекты изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга (обзор литературы) / Ю. П. Игнатова, И. И. Макарова, О. Ю. Зенина, А. В. Аксенова // Экология человека. 2016. № 9. С. 30-39.

Козлова, Е. А. Прагмаэстетические средства убеждающей речи в публичном деловом дискурсе дисс. канд. филол. наук. Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2011. 207 с.

Козлова, Е. А. Художественно-языковая компетенция как фактор лингвокреативности и коммуникативной эффективности будущего специалиста // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 8. С. 147-151. Козлова, Е. А. Акт провокации как продукт речетворчества в аспекте речевого воздействия // Когнитивные исследования языка. 2017. № 30. С. 717-720.

Кудряшова, Е. В. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» / Е. В. Кудряшова, С. Э. Сорокин, О. Д. Бугаенко // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 9-21

Леушин, И. О. Кастомизация выпускника вуза: иллюзия или требование времени? / И. О. Леушин, И. В. Леушина // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 56-63. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-56-63

Лукаш, С. Н. Роль семьи в формировании лидерских качеств у подрастающего поколения / С.Н. Лукаш // Научный журнал КубГАУ. 2015. №11. С. 1471-1480. Scientific Journal of KubSAU.

Луткин, С. С. Осмысление лидерской позиции педагога как условие развития его профессионально-педагогических компетентностей // Педагогическое образование в России. 2010. №2. С. 57-63.

Наумова, Ю. А. Харизматичность как компонент трудового потенциала личности руководителя / Ю. А. Наумова, Т. А. Филь // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С. 292-295.

Нариманова, О. В. Концепция Университет 3.0: перспективы реализации в России в условиях новой технологической революции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т.7. № 2 (25). С. 350-363, doi: 10.23888/humJ20192350-363 Ореховская, Н. А. Формирование гражданственности путем гуманитаризации образования / Н. А. Ореховская, А. Г. Тюриков // Казанский педагогический журнал. 2017. № 4 (123). С.153-157.

Писаренко, Г. П. К вопросу о формировании личностной готовности воина-контрактника к лидерской деятельности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 109. С. 1090-1101. Подберезный, В. В. Гуманизация и гуманитаризация современного образования / В. В. Подберезный, В. А. Панова // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. № 10 (1). С. 146-151.

Пожарский С. О. Исследование лидерского потенциала руководителей // Вестник КГПУ

им. В.П. Астафьева. 2015. №3 (33). С.207-212.

Седов, К.Ф. Нейропсихолингвистика. М.: Лабиринт, 2007. 220 с.

Смарт-образование как трансляция информации / Е. А. Козлова, А. Г. Праздников, О. А. Казакова, С. А. Чиркин, Э. А. Цеглеев, Ю. П. Попов, И. Ю. Китаева // Цифровая экономика и управление знаниями: проблемы и перспективы развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. Киров, 2020. С. 74-79.

References

Bogunov, L.A. Analiz soderzhanija komponentov upravlencheskogo jekonomicheskogo myshlenija menedzhera. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2015. No. 2 (97), pp. 242-245. (In Russ., abstract in Eng.)

Burakanova, G.M. Formirovanie upravlencheskogo myshlenija lidera. Gumanitarnye nauki. 2018 No. 3 (43), pp. 27-32. (In Russ., abstract in Eng.)

Doroshuk, L.A., Novoselov, S.A. Kommunikativnaja kreativnost' lichnosti kak faktor jeffektivnosti delovogo obshhenija // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 12. S. 265-268. (In Russ., abstract in Eng.)

Evtihov, O.V. Social'no-psihologicheskaja model' razvitija liderskogo potenciala rukovoditelja. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah, 2012. No. 4 (51), pp. 3-6. (In Russ., abstract in Eng.)

Gremitskaya M.V., Kazakova M.E. Cross-Cultural quiz "Icons of Britain" as an example of interactive multi-media educational technology used for teaching English" // Innovation development of the agricultural complex as a factor of its competitiveness: problems, trends, prospects. Collective monograph in 2 parts. Part 2/ L.M. Vasilyeva [et al.]; under the general editorship of Doctor of Pedagogics E.S. Simbirskikh. Kirov, 2020. p.284-295. (In Russ.) Ignatova Yu.P., Makarova I.I., Zenina O.Yu., Aksenova A.V. Sovremennye aspekty izucheniya funkcional'noj mezhpolusharnoj asimmetrii mozga (obzor literatury) [Current aspects of functional interhemispheric brain asymmetry studying (literature review)]. Ekologiya cheloveka [Human Ecology], 2016, no 9. S. 30-39. (In Russian).

Kozlova, E.A. Pragmajesteticheskie sredstva ubezhdajushhej rechi v publichnom delovom diskurse diss. kand. filol. nauk. Vjatskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet. Kirov. 2011 Kozlova, E.A. Hudozhestvenno-jazykovaja kompetencija kak faktor lingvokreativnosti i kommunikativnoj jeffektivnosti budushhego specialista. Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. No. 8, pp. 147-151. (In Russ., abstract in Eng.)

Kozlova, E.A. Akt provokacii kak produkt rechetvorchestva v aspekte rechevogo vozdejstvija // Kognitivnye issledovanija jazyka. 2017. No. 30. pp. 717-720. (In Russ., abstract in Eng.) Kudryashova, E.V., Sorokin, S.E., Bugaenko, O.D. University-Industry Interaction as an Element of the University's "Third Mission». Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020. Vol. 29, no. 5, pp. 9-21. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5 -9-21

Leushin, I.O., Leushina, I.V. Customization of a University Graduate: Illusion or Requirement of Time? Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2020. Vol. 29, no. 7, pp. 5663. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-56-63 Lukash, S.N. Rol' sem'i v formirovanii liderskih kachestv u podrastajushhego pokolenija. Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, no. 110, 2015, pp. 1471-1480. (In Russ., abstract in Eng.) Lutkin, S.S. Osmyslenie liderskoj pozicii pedagoga kak uslovie razvitija ego professional'no-pedagogicheskih kompetentnostej. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2010. No. 2. pp. 5763. (In Russ., abstract in Eng.)

Narimanova, O.V. University 3.0 Concept: prospects for implementation in Russia under the conditions of a new technological revolution. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (2). Available at: hp://humjournal.rzgmu.ru/art&id=377 Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20192350-363 (In Russ., abstract in Eng.) Naumova, Ju.A., Fil', T.A. Harizmatichnost' kak komponent trudovogo potenciala lichnosti rukovoditelja. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, no. 2 (63), 2017, pp. 292-295. (In Russ., abstract in Eng.)

Orehovskaja, N.A., Tjurikov, A.G. Formirovanie grazhdanstvennosti putem gumanitarizacii obrazovanija. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, no. 4 (123), 2017, pp. 153-157. (In Russ., abstract in Eng.)

Pisarenko, G. P. K voprosu o formirovanii lichnostnoj gotovnosti voina-kontraktnika k liderskoj dejatel'nosti. Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, no. 109, 2015, pp. 1090-1101. (In Russ., abstract in Eng.)

Podbereznyj, V.V., Panova, V.A. Gumanizacija i gumanitarizacija sovremennogo obrazovanija // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'. 2018. No. 10 (1). pp. 146-151. (In Russ., abstract in Eng.)

Pozharskij, S.O. Issledovanie liderskogo potenciala rukovoditelej. Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva, no. 3 (33), 2015, pp. 207212. (In Russ., abstract in Eng.)

Sedov, K.F. Nejropsiholingvistika. Moscow St. Univ, 2007 (In Russ.).

Smart-obrazovanie kak transljacija informacii E.A. Kozlova, A.G. Prazdnikov, O.A. Kazakova, S.A. Chirkin, Je.A. Cegleev, Ju.P. Popov, I.Ju. Kitaeva // Cifrovaja jekonomika i upravlenie znanijami: problemy i perspektivy razvitija: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kirov, 2020. pp. 74-79. (In Russ., abstract in Eng.) Zhelezovskaja, G.I., Abramova, N.V., Gudkova, E.N. Kreativnoe kommunikativnoe povedenie kak sredstvo tvorcheskoj samorealizacii lichnosti obuchajushhegosja. Obrazovanie i nauka. 2015. No. 4. pp. 79-88. (In Russ., abstract in Eng.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.