Необходимость формирования региональной инновационной
подсистемы
Need of formation of a regional innovative subsystem
Николаева Александра Николаевна к.э.н., доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», факультет управления, кафедра менеджмента,
E-mail: [email protected] Яковлев Анатолий Егорович д.э.н., профессор, зав. кафедры региональной экономики и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» E-mail: yakovlev [email protected]
Аннотация: В данной статье отражена необходимость формирования региональной инновационной системы как подсистемы НИС. Уделяя особое внимание различиям в социально-экономическом положении регионов, авторы делают вывод о необходимости разработки индивидуальных подходов к решению проблем инновационного развития.
Annotation: In this article need of formation of a regional innovative system as NIS subsystems is reflected. Giving particular attention to distinctions in economic and social situation of regions, the authors does a conclusion about need of development of individual approaches to the solution of problems of innovative development.
Ключевые слова: национальная инновационная система, региональная инновационная система, инновационная инфраструктура, дифференциация в социально-экономическом развитии регионов.
Keywords: national innovative system, regional innovative system, innovative infrastructure, differentiation in social and economic development of regions Положение государства на мировой арене определяется в современных условиях, его конкурентоспособностью, которая, в свою очередь, зависит от структуры и эффективности инновационной системы страны. Именно инновационная система позволяет государству занять определенную нишу в системе международного разделения труда, приобрести вес и статус в системе международных отношений. Перед многими странами остро стоит проблема повышения международной конкурентоспособности, не исключение и Россия. Поэтому вопрос о перспективах формирования национальной инновационной системы занимает ведущее место в российской политике.
Национальная инновационная система - это совокупность хозяйствующих субъектов (предприятий, научно-исследовательских организаций, потребителей) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого экономического развития и способствующих повышению конкурентоспособности не только ее субъектов, но и государства [1].
Основная цель создания национальной инновационной системы России может быть определена как обеспечение условий для устойчивого развития экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.
Создание российской инновационной системы только начинается. В настоящее время в России присутствуют отдельные ее фрагменты: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд развития инновационного центра Сколково, российские особые экономические зоны промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, Го-
сударственная венчурная компания, Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий, Ассоциация бизнес-ангелов “Стартовые инвестиции”, Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования, есть решение о создании государственных корпораций как структур, которые должны продвинуть на внутренний и внешний рынок наукоемкую инновационную продукцию.
Неотъемлемой частью национальной инновационной системы признается инфраструктура инновационной деятельности, под которой понимается система взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различных организационно-правовых форм и различной направленности, а также порядок их взаимодействия, способствующий эффективной реализации инновационной деятельности на всех этапах инновационного процесса. Главным ее назначением является обеспечение взаимодействия между основными компонентами НИС: высшим образованием, сектором исследований и разработок, государственной инновационной политикой и бизнесом. При этом больтттин-ство источников признают ее несовершенный фрагментарный характер и определяют ее развитие одной из основных задач на пути перехода к инновационному типу экономики.
В настоящее время в России присутствуют основные элементы инновационной инфраструктуры: инновационно-технологические центры и технопарки, центры трансфера технологий, бизнес инкубаторы, различные фонды, специализирующиеся на поддержке инновационного предпринимательства, центры коллективного пользования научным оборудованием, начали действовать технико-внедренческие особые экономические зоны, осуществляется поддержка создания и развития инновационных кластеров на конкурсной основе в ряде регионов. Начата работа по строительству современного научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в подмосковном Сколково. В комплексе будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос,
биомедицинские технологии, энергоэффективность, информационные и ядерные технологии. Образован Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, в задачи которого входит определение основных направлений и механизмов модернизации экономики и инновационного развития России, а также мер государственной поддержки в данной сфере деятельности и координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, предпринимательского и экспертного сообщества в данной области. В то же время эффективность использования инфраструктуры остается пока низкой. Прежде всего она ограничена стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний. К тому же она обусловлена недостаточной поддержкой созданных объектов в период их выхода на окупаемость [4].
Необходимым условием существования национальной инновационной системы является наличие региональных инновационных систем.
По мнению аналитиков, объединение субъектов в национальную систему должно начинаться снизу и изначально произойти на местном уровне. А высший общероссийский уровень в данной системе должен устанавливать лишь единый язык, единые правила игры [2].
В официальных материалах структура инновационной системы включает пять подсистем и конкретизируется следующим образом:
1. Воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, отраслевых академиях наук, а также в университетах страны.
2. Проведение прикладных исследований и технологических разработок в ГНЦ РФ и научных организациях промышленности, внедрение научнотехнических результатов в производство.
3. Промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции.
4. Развитие инфраструктуры инновационной системы.
5. Подготовка кадров в сфере инновационной деятельности [3].
Региональные инновационные системы имеют схожую совокупность структурных элементов, но отличаются по их наличию, учитывают особенности каждой территории и зависят от инновационного потенциала региона. В рамках инновационной системы формируются и развиваются новые элементы и взаимосвязи между ними. Инновационные процессы, возникающие как в НИС, так и в РИС, одинаковы. Наблюдается теоретическая и методологическая схожесть подходов к изучению инновационных систем как региона, так и государства.
Правовая база функционирования НИС едина для всей страны, и государственная политика, направленная на стимулирование инноваций, реализуется, как правило, на национальном уровне. Региональная инновационная система является подсистемой НИС, следовательно, ей необходимо вписываться в инновационную политику, проводимую центром. Государство определяет приоритеты и создает соответствующие условия развития на макроэкономическом уровне, а основная роль в реализации государственной инновационной политики отводится регионам.
В современных условиях регионы РФ отличаются неравномерностью социально-экономического развития и, естественно, как следствие, уровнем инновационных возможностей.
Так в региональном разрезе картина, иллюстрирующая динамику промпроизводства в 2011г., получилась довольно пестрой. Разброс темпов прироста составил от 27.1% в Калужской области, где наблюдается бурный рост производства продукции машиностроения, до -22.5% в Ненецком АО, где произошло заметное снижение объемов добычи нефти.
Кроме того на фоне общего экономического роста сохранился высокий уровень региональной концентрации производства товаров услуг. На долю 15 крупнейших регионов пришлось 60% суммарного объема произведенных в России товаров и услуг. При этом два лидера по этому показателю - Москва и Тюменская область (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий
автономные округа) - обеспечили более 18% суммарного объема произведенных товаров и услуг.
Анализируя распределение объемов производства по регионам, также можно выделить Ханты-Мансийский автономный округ, г. Санкт-Петербург и Московскую область. По итогам 2011 г. в каждом из этих субъектов РФ было произведено товаров и услуг более чем на 2 трлн. руб. Данные регионы являются основными донорами федерального бюджета, здесь формируется большая часть потребительского спроса и отсюда исходит основной экспортный поток страны. В этих же регионах сосредоточено большинство крупнейших корпораций страны, в том числе все основные российские монополисты.
На протяжении последних лет самым низким уровнем развития в Российской Федерации отличались регионы Северо-Кавказского (республики Ингушетия, Дагестан и Кабардино-Балкария, Ставропольский край) и Сибирского (Республики Тыва и Алтай) федеральных округов, а также регион представитель Центрального ФО - Ивановская область. В этих регионах объем производства товаров и услуг, менее 100 млрд. руб. за год, из которых в двух - в республиках Ингушетия и Тыва - менее 20 млрд. руб.
При этом потенциал в республиках довольно большой - здесь есть и минеральные, и трудовые ресурсы, да и инфраструктура во многих этих регионах развита не хуже, чем в целом ряде других субъектов федерации. Поэтому возможности для развития Северного Кавказа есть, и довольно значительные, но для их полной реализации потребуются немалые усилия, причем не только материальные.
Поэтому одним из направлений государственной политики, в том числе и посредством осуществления инновационной деятельности, является уменьшение дифференциации в социально-экономическом развитии регионов. С учетом российских условий для каждого региона (или группы регионов) требуется разработка индивидуальных подходов к решению проблем территориального развития. Весьма эффективным инструментом в данном
случае, как показывает зарубежный опыт, является создание региональных инновационных систем, учитывающих экономические особенности, исторические и культурные традиции и обеспечивающих необходимые темпы экономического развития.
Одновременно с этим на федеральном уровне должна быть создана своя инновационная система, базирующаяся на проводимой макроэкономической политике и федеральном законодательстве. Интеграция федеральной и региональной составляющей позволит сформировать единую Российскую инновационную систему нового качества.
Библиографический список
1. Гретченко А.А. Методология и механизмы формирования национальной инновационной системы: зарубежный опыт и российские перспективы. Научный доклад. —М., 2008
2. Монастырский Е.А. Структурная модель инновационной системы // Инновации. 2005. № 8. С. 45-46
3. Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года // Инновации. 2005. № 7. С. 3
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. URL.: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения 10.10.2012).
Bibliographic list
1. Gretchenko A. A. Methodology and mechanisms of formation of a national innovation system: foreign experience and Russian perspectives. Scientific report. - M., 2008.
2. Monastyrsky E. A. Structural model of the innovation system // Innovations. 2005. № 8. Page 45-46.
3. The basic policies of the Russian Federation in the field of innovation system for the period up to 2010 // Innovations. 2005. № 7. Page 3.
4. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020: approved by the Federal Government on December 8, 2011 № 2227-r. URL.: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (date accessed 10/10/2012)