Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иржанова А.А.

В статье рассматривается понятие «психологическая культура». Подробно расписаны основные аспекты психологической культуры и ее актуальность в социальной работе. Отмечено, что психологическая грамотность является важным профессиональным качеством работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NECESSITY OF FORMING PSYCHOLOGICAL CULTURE BY A SPECIALIST ON SOCIAL WORK

The article deals with the concept of "psychological culture". The main aspects of psychological culture and its relevance in social work are described in detail. It is noted that psychological literacy is an important professional quality of the employee.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ»

области культуры.

В ходе нравственной деградации личности процесс ослабевания духовного развития быстро ведёт к падению интеллекта, таким образом, вызывая процесс регрессии общества. Поэтому осознанность и усовершенствование духовности остается единственной надеждой будущего поколения.

Использованные источники:

1. http://www.pravda.ru/ дата обращения 5.08.2017

2. Гиндикин, В.Я., Гурьева, В.А. Личностная патология. - М.: Триада-Х, 1999. - 266 с.

3. Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. - 1997. - № 4 - 32 с.

УДК 159.9

Иржанова А.А. магистрант 1 курса кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования научный руководитель: Безенкова Т.А., к.пед.н.

профессор PAE

Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова

Россия, г. Магнитогорск НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аннотация:

В статье рассматривается понятие «психологическая культура». Подробно расписаны основные аспекты психологической культуры и ее актуальность в социальной работе. Отмечено, что психологическая грамотность является важным профессиональным качеством работника.

Ключевые слова: психология, культура, психологическая культура, социальная работа, специалист по социальной работе.

Irzhanova AA, Master of 1 course of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical

Education

Magnitogorsk State University. G.I. Nosova

Russia, Magnitogorsk

Scientific adviser: Bezenkova TA, candidate of pedagogical sciences,

professor PAE Magnitogorsk State University. G.I. Nosova

Russia, Magnitogorsk

THE NECESSITY OF FORMING PSYCHOLOGICAL CULTURE BY A SPECIALIST ON SOCIAL WORK

Annotation:

The article deals with the concept of "psychological culture". The main aspects of psychological culture and its relevance in social work are described in detail. It is noted that psychological literacy is an important professional quality of the employee.

Key words: psychology, culture, psychological culture, social work, specialist in social work.

В современной общественной жизни большое внимание уделяется культуре специалистов по социальной работе, изучается имидж, поведение и манеры. Но, так как труд специалиста по социальной работе, прежде всего, основан на взаимодействии с обществом, специалист должен иметь психологические знания, чтобы защитить свою личность от негатива и выстроить эффективную работу.

По мнению А.В.Петровского, психологическая культура личности -это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития [3].

Психологическая культура включает в себя следующие основные компоненты [2]:

- когнитивный (знаний о людях и о себе, умение применять их на практике, а также определенный уровень развития интеллекта, способность к творчеству);

- рефлексивный (умение адекватно воспринимать самого себя, других людей, прогнозировать поведение людей);

- эмоциональный (развитая эмпатия, умение сопереживать, способность к идентификации);

- коммуникативный (умение общаться, адекватно воспринимать и передавать информацию);

- регулятивный (самоконтроль, владение собой, умение управлять своими состояниями).

Существует ряд исследований, в которых рассматриваются составляющие психологической культуры. Это понятие изучается в контексте таких вопросов, как особенности управленческой деятельности и организация психологического консультирования [4]. Управленческая деятельность специалиста по социальной работе заключается в организации профессиональной деятельности посредством таких инструментов, как планирования, стимулирования, организации и контроля. Психологическое консультирование, в свою очередь, рассматривает индивидуальное взаимодействие субъекта и объекта.

Данный подход к изучению дает возможность рассматривать психологическую культуру, как регулятора всего процесса жизнедеятельности и ядром общечеловеческой культуры.

Психологическая культура является частью общей культуры специалиста по социальной работе, важнейшим компонентом личности и обеспечивает эффективное взаимодействие человека с другими людьми при решении различных жизненных проблем, что объясняет причину её возникновения, развития и существования на протяжении всей жизни. Зрелая психологическая культура выступает социально-психологическим механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, условием полноценного и успешного взаимодействия личности с окружающими людьми и культурой, детерминантом психологического здоровья человека, фактором качества любой человеческой деятельности, в том числе и социальной.

С термином «психологическая культура» тесно связаны такие понятия, как «психологическая компетентность», «психологическая

проницательность», «профессиональная культура» и др., но они не являются идентичными. Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности на основе психологической грамотности, то есть эффективное применение знаний и умений для решения стоящих перед специалистом задач. Психологическая проницательность специалиста заключается не только в умении строить суждения на основании внешних успехов ученика, но и умение составлять полную картину внутренних психических задатков клиентов социальных служб.

Профессиональная культура специалиста по социальной работе соединяет в себе элементы формального и неформального плана. К формальному относится следование определенному алгоритму действий, прописным нормам и правилам; к неформальному относится творческий подход, импровизация и индивидуальность. Чаще всего данные элементы характеризуются взаимосвязанностью и органичным переходом друг в друга

По мнению Г.М. Андреевой специалист по социальной работе должен развивать все все стороны его личности [1], поэтому вопрос повышения психологической культуры особенно актуален.

Но как можно повысить психологическую культуру специалиста по социальной работе в современных условиях? Ответ на поставленный вопрос мы нашли у известного психолога И.И. Чесноковой [4, с. 84].

Во-первых, психологическая грамотность специалиста должна формироваться уже при получении специальности, то есть в момент его обучения. На этом этапе необходимо познакомиться с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей.

Во-вторых, специалист должен самостоятельно развивать такие качества как: чуткость к людям, эмпатию, эмоциональную стабильность, отзывчивость, доброжелательность и т.д.

Психологическая культура, опираясь на всё многообразие знаний современной психологической науки, определяет специфику новой модели профессиональной подготовки. При подготовке специалиста важно не только передать систему знаний о явлениях психической жизни человека, но и сформировать специфический субъектный мир профессионала как внутреннее условие использования знаний. Обращение к проблемам формирования психологической культуры объясняется тем, что данное явление относится к основополагающим параметрам в его личностной структуре и деятельности.

Из всего вышеизложенного, можно дать следующее определение психологической культуры специалиста: это характеристика личности, выступающая ядром структуры в профессиональной деятельности и обеспечивающая высокий уровень безопасности, гуманности и успешности в самореализации.

Так же следует добавить, что формирование психологической культуры у специалиста возможно лишь с привлечением его жизненного опыта, мотивации и личной заинтересованностью.

Использованные источники:

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото - Санкт - Петербург. -2010. - № 3. - С. 52-61.

3. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

4. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова -М., 1977

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.