Научная статья на тему 'Необходимость формирования государственной политики регионального развития в современных экономических условиях'

Необходимость формирования государственной политики регионального развития в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
354
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / REGIONAL MANAGEMENT / РЕГИОН / DISTRICT / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMICS / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / GOVERNMENT POLICIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Беков В. А.

В статье обосновывается необходимость научного обеспечения формирования государственной политики регионального развития в современных экономических условиях. Анализируются проблемы стратегического управления региональным развитием. Выявляются региональные особенности, как сдерживающие, так и стимулирующие социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа, с учетом реализуемой региональной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR FORMATION OF STATE POLICY OF REGIONAL DEVELOPMENT IN THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

The necessity of scientific support for the formation of the state policy of regional development in the current economic conditions. The problems of strategic management of regional development. Revealed regional features as constraints and stimulate socio-economic development of the North Caucasus Federal District, taking into account the implemented regional policies

Текст научной работы на тему «Необходимость формирования государственной политики регионального развития в современных экономических условиях»

УДК 330.3

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

THE NEED FOR FORMATION OF STATE POLICY OF REGIONAL DEVELOPMENT IN THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

Беков В. А., магистрант ЮжноРоссийского института управления - филиала РАНХиГС

Bekov V., master student of South-Russian Institute of Administration of RANEPA

В статье обосновывается необходимость научного обеспечения формирования государственной политики регионального развития в современных экономических условиях. Анализируются проблемы стратегического управления региональным развитием. Выявляются региональные особенности, как сдерживающие, так и стимулирующие социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа, с учетом реализуемой региональной политики.

Ключевые слова: государственная политика, региональное развитие, региональное управление, регион, региональная экономика, стратегическое управление.

The necessity of scientific support for the formation of the state policy of regional development in the current economic conditions. The problems of strategic management of regional development. Revealed regional features as constraints and stimulate socio-economic development of the North Caucasus Federal District, taking into account the implemented regional policies.

Key words: government policies, regional development, regional management, district, regional economics, strategic management.

Федерализм и пространственное развитие современной России, проводимая в стране региональная политика имеют противоречивый характер. С одной стороны, в последнее десятилетие удалось преодолеть (или смягчить) ряд крайне опасных и негативных тенденций, возникших в период начала экономических и политических реформ российского постсоветского пространства. С другой стороны, модернизационные преобразования страны, осуществлявшиеся в следующее десятилетие, лишь в очень слабой степени были направлены на совершенствование пространственного развития и на государственную региональную политику, которая должна была обеспечивать такую модернизацию.

Очевидно, что региональная политика постсоветской России и «неявная», т.е. официально не артикулируемая, парадигма пространственного развития страны слабо вписываются в современные мировые тенденции. Фактически только в настоящее время региональная политика в нашей стране начинает постепенно формировать свои черты с учетом, как мирового опыта, так и российской специфики.

В целях управления территориальным развитием России, федеральные и региональные органы власти и управления долгое время использовали довольно ограниченную систему инструментов, сводившуюся в основном к

получению бюджетных трансфертов и реализации федеральных целевых программ.

Для этого необходимо повысить эффективность федеральной политики территориального развития. В связи с этим, она должна включать законодательно оформленные правовые, финансово-экономические и организационные меры, определяющие деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и быть направлена на достижение цели и решение ряда задач, связанных с политическим, экономическим и социальным развитием территорий, согласована с рядом основных направлений внутренней и внешней политики нашей страны. Целью данной политики будет являться поступательное развитие территориальных образований, которое предполагает, с одной стороны, обеспечение сокращения межрегиональных различий в социально-экономическом развития субъектов Российской Федерации, с другой стороны — будет обеспечивать баланс между ростом экономического потенциала региона и необходимостью обеспечения благоприятной среды обитания для населений соответствующих территорий.

Ряд научных публикаций содержит результаты исследований российских ученых, показывающие, что эффективную систему стратегического управления можно рассматривать как более значимый фактор регионального развития, чем наличие природных ресурсов.

Теоретическую основу разработки стратегического подхода к управлению территориальным развитием составляют результаты изучения некоторых факторов, к которым относятся закономерности, определяющие его развитие.

К проблемам, имеющим методологический и методический характер в сфере организации стратегического управления региональным развитием, на наш взгляд, относятся те, которые связаны с:

- несовершенством методического обеспечения, необходимого для того, чтобы оценить стартовые условия и предпосылки социально-экономического развития региона;

- отсутствием системы критериев и принятой оценки эффективности стратегических решений;

- отсутствием научных основ формирования системы стратегического управления развитием региона, особенно механизмов их достижения;

- несовершенством имеющихся методологических основ и системы нормативно-правового регулирования процессов стратегического планирования на региональном уровне.

Практика стратегического управления свидетельствует о том, что данным важным этапам формирования стратегии не уделяется должного внимания. В связи с этим, основной проблемой является слабая научная разработанность проблем, связанных со стратегическим анализом стартовых условий территориального развития, и прежде всего в части, регламентирующей оценку уровня и качества жизни населения в регионе.

В федеративном государстве объективно существуют различные государственные интересы в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов. Их согласование и реализация вызывают к жизни целый комплекс межрегиональных и внутрирегиональных отношений, исследование и практическая реализация которых привели к необходимости изменения парадигмы управления региональным развитием.

Усиление самостоятельности регионов увеличивает значимость региональной политики, при этом компенсационные и конкурентные механизмы ее реализации приводят к необходимости качественного

изменения институциональной системы управления в целях достижения устойчивого экономического развитии, как региона, так и национальной экономики.

В этих условиях разработка региональных управленческих решений требует современных подходов к информационному обеспечению и экономическому обоснованию развития мезоэкономических систем.

Представляется, что главной причиной создавшегося положения, когда идеология стратегического управления региональным развитием, оказалась фактически невостребованной, выступает практически полное отсутствие научного обеспечения такого управления. Следовательно, необходимо создать соответствующее обеспечение, и в частности по возможности адаптировать к российским условиям зарубежные рекомендации.

В современных экономических условиях значительная дифференциация территориальных образований по уровню социально-экономического положения, изменяющиеся макроэкономические условия, требуют новых подходов к регулированию территориального развития, которое должно обеспечивать целостность и комплексность процессов социально-экономического развития в масштабах всей России, вместе с тем позволяя учитывать особенности отдельных регионов. При этом реализация государственной политики должна основываться на прочной научно-методологической базе.

Сегодня объективно необходимо сформировать, по сути, новую сферу управленческой деятельности - стратегическое управление региональным развитием. Это значит, что первая задача, встающая перед органами государственной власти, связана с задачей овладения методикой и инструментами регулирования социально-экономических процессов и явлений в стратегической перспективе.

Вместе с тем, оценка результативности региональной политики федерального и субфедерального уровней должна основываться на следующих критериях: обоснованность, т.е. соответствие заявленных целей проводимой политики потребностям территории; результативность, т.е. количественная и качественная характеристика достижения целей, объявленных при начале реализации политики; экономическая эффективность, когда сравниваются затраты, связанные с проведением объявленной политики, с полученными результатами; полезность, т.е. степень, в какой реализуемые мероприятия региональной политики соответствуют потребностям территории; и др.

Управлять региональным развитием можно лишь через воспроизводственные циклы с высоким уровнем локализации. При этом можно воздействовать как на каждое предприятие и объединение в отдельности, так и на весь процесс регионального воспроизводства. В Северо-Кавказском федеральном округе это может быть достигнуто благодаря стратегическому планированию.

Стратегический план развития региона должен стать стержневым элементом процесса управления региональным воспроизводством, инструментом установления и поддержания нужных пропорций, должен учитывать место региона в национальной экономике, нацеливать на выполнение заказов страны, отражать социально-экономическую и природоохранную стратегию развития региона. Этот план должен определять наиболее рациональную структуру региона, чтобы максимально полно использовались вторичные рынки сырья.

Стратегический план управления комплексным развитием региона решает многие задачи, даёт общее представление о воспроизводственном процессе, количественную и качественную характеристику этого процесса, что позволяет в ходе принятия управленческих решений выяснить, какие

взаимоотношения (структурные, функциональные) складываются между отдельными звеньями региональной хозяйственной системы и как построить шкалу приоритетов для вопросов, требующих первоочередного решения.

При обосновании стратегических перспектив республик Северного Кавказа следует иметь в виду, что региональные особенности могут способствовать или препятствовать их развитию. К региональным особенностям, стимулирующим социально-экономическое развитие республик Северного Кавказа можно отнести следующие, связанные с: выгодным экономико-географическим положением; наличием благоприятных условий для того, чтобы развивать агропромышленный комплекс, туризм, санаторно-курортную сферу, электроэнергетику, добывающие и обрабатывающие секторы промышленности, а также возможности выполнения транзитных функций; богатыми запасами природных ресурсов по ряду направлений, высоким гидроресурсным потенциалом; благоприятной демографической ситуацией; возможностями ускоренного развития корпоративного и этноэкономического укладов посредством их взаимодействия.

Региональные особенности, сдерживающие социально-экономическое развитие республик Северного Кавказа связаны с: высокой степенью бюджетной зависимости и социальной перегруженностью региональных бюджетов; углубляющимися территориальными социально-экономическими различиями в республиках; структурной безработицей и значительным отставанием по уровню оплаты труда, стимулирующими отток наиболее перспективных специалистов и молодежи в более развитые регионы страны; неразвитостью инновационной инфраструктуры, в частности технопарков, бизнес-инкубаторов и низкой инновационной активностью ведущих предприятий республик; более высоким уровнем занятости в управлении;

низкой инвестиционной привлекательностью, несформированным имиджем республик; широким распространением теневой экономики.

При этом проблемы в организации аппаратного управления относятся к тем существенным недостаткам, которые порождают многие другие проблемы в различных сферах жизнедеятельности любого территориального образования.

Таким образом, систему государственного управления региональным развитием в Российской Федерации должны составлять элементы, включающие: целевую базу развития территории; стратегическую (факторную) базу данных по основным факторам жизнедеятельности и социально-экономического развития территории; концепцию и программу социально-экономического развития территории.

При этом одной из ключевых проблем стратегического управления социально-экономическим развитием территории является обоснование его стратегического выбора, формирование целей и приоритетов территориального образования на долгосрочную перспективу. Традиционно слабое звено стратегического планирования - это целеполагание, поскольку цели могут формулироваться нечетко, дублировать некоторые мероприятия по их достижению на разных уровнях управления, а зачастую не иметь возможности оценки их достижения. В связи с этим необходимо совершенствование системы научного обеспечения целеполагания.

Актуальны также проблемы, обусловленные недостаточно четким разграничением ответственности и излишней бюрократизацией. Для их решения необходимо не только совершенствовать программно-целевой подход в части, применяющей механизм реализации целевых программ, но также искать и внедрять новые подходы, формы и методы управления.

Существующие в настоящее время модели стратегического развития территорий страны часто оказываются малоэффективными ввиду таких

обстоятельств, как: отсутствие ответственности руководства регионов за состояние работоспособной аналитико-экспертной базы территорий; наличие жестко структурированных алгоритмов принятия и реализации управленческих и иных решений, не позволяющих создавать и воспроизводить альтернативные модели территориального развития; отсутствие общих точек соприкосновения интересов элит и институтов гражданского общества по вопросам стратегического развития территориальных образований, что приводит к изначальной неэффективности стратегий территориального развития и слабой результативности мероприятий по их реализации с точки зрения социально-политического развития территории. Отмеченные проблемы говорят о том, что в нашей стране методы стратегического управления, используемые в рамках реализации государственной региональной политики применяются еще недостаточно широко, несмотря на то, что их внедрение в организацию управления социально-экономическим развитием территории имеет большой нереализованный потенциал.

Список литературы

1. Кюрджиев С.П. Экономически устойчивое развитие региона при реформировании межбюджетных отношений: факторы обеспечения и инвестиционно-финансовый механизм повышения результативности управления. Ростов на Дону, 2009.

2. Лукин М.В. Проблемы административно-правового обеспечения стратегического развития регионов и муниципальных образований России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2012. №2.

3. Морозов С.И., Смирнов Е.Б. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития региона // Проблемы современной экономики.- 2014.- № 3 (39).

4. Невейкина Н.В. Региональный потенциал и ресурсы в контексте эффективного использования // Российское предпринимательство. № 17 (239). 2013.

5. Тамов К.А. Роль региональных особенностей в стратегическом развитии республик Северного Кавказа // Вестник Адыгейского университета. Серия5: Экономика. 2013. Выпуск №4 (131).

6. Уварова Г.Г. Инновационные подходы к обеспечению конкурентоспособности региона в условиях посткризисного развития // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.