УДК 374 Мисник А.В., Дубских Т.М.
Мисник А.В.
преподаватель высшей категории Омский колледж культуры и искусств (г. Омск, Россия)
Научный руководитель: Дубских Т.М.
канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики хореографии Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия)
НЕОБХОДИМОСТЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в работе приведены понятия «этнокультура» и «этнокультурное образование». Описана суть и концепция этнокультурного образования, обоснована необходимость и актуальность этнокультурного образования в школьном возрасте. Приведены негативные тенденции, возникающие вследствие недостаточного этнокультурного образования в школьном возрасте. Описаны проблемы, которые решает этнокультурное образование.
Ключевые слова: этнокультура, этнокультурное образование, школьное образование, личность, нравственно-эстетическая культура, семейные ценности, традиционные ценности, современная глобализация.
Сегодня образовательная система в нашей стране испытывает острую необходимость в повышении качества и объема этнокультурного образования. Факторами, определяющими данную необходимость, являются: снижение уровня морально-нравственных, эстетических, патриотических качеств
личности подрастающего поколения. Важность решения проблемы этнокультурного воспитания школьников находит отражение в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. Младший школьный возраст - это период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому, именно в младшем школьном возрасте, правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно-ценностных ориентаций в соответствии с устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями, уходящими в далекое прошлое.
Такой многогранный цивилизационный процесс как современная глобализация приводит несет множество последствий, одним из которых является пробуждение различных идентичностей. Недостаточная роль этнокультурного образования в общей системе образования приводит к неправильному формированию многоуровневой самоидентификации: личностной, гражданской, профессиональной, этнокультурной. В следствие неправильного формирования различных сторон идентичности личности мы имеем тенденцию к:
- снижение уровня социализированности личности,
- снижение уровня патриотизма или его отсутствие,
- снижение интереса к рабочим профессиям, снижение интереса к получению высшего образования,
- ослабление влияния института семьи, традиционных семейных ценностей, а также формирование противоположной гендерной идентичности,
Понятие «этнокультурное образование» появилось лишь в конце XX века. В настоящее время оно приобретает широкое распространение и использование, хотя единого понимания в отношении него нет. Тематика «этнокультурного образования» активно исследуется в педагогической науке, хотя определения «этнокультурного образования» практически нет в современных словарях и энциклопедиях.
Суть и концепцию этнокультурного образования в своих работах и статьях изучала Афанасьева А.Б., которая вывела собственные рабочие определения ключевых понятий «этнокультура» и «этнокультурное образование».
Этнокультура - это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.
Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), становление и воспитание личности на традициях культуры этноса, сочетающих моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту.
В выведенных Афанасьевой А.Б. собственных определениях понятий мы можем отметить, что этнокультурное образование играет большую ключевую роль в сохранении этнокультурного наследия и традиционном воспитании личности. В данном контексте нельзя умалять актуальность и важность этнокультурного образования в школьном образовании, т. к. именно начиная с младшего школьного возраста и заканчивая старшим школьным возрастом происходит становление личности, определение ценностных ориентиров и формирование нравственно-эстетической культуры индивида.
Этнокультурное образование помогает решать следующие проблемы:
- преодоление отчуждения человека от культурно-исторического наследия своего этноса. В рамках этнокультурного образования сохраняются и осознаются отечественные традиции,
- сохранение национальной идентичности. Моноэтнический вектор этнокультурного образования необходим для этого,
- разрешение межнациональных противоречий. Полиэтнический вектор служит инструментом для этого и формирования толерантности в межкультурном взаимодействии,
- поиск баланса между этнокультурными, поликультурными и общечеловеческими ценностями. Органичный баланс в процессе образования обеспечивает этнокультурную и гражданскую идентификацию личности,
- противодействие «вестернизации» культуры. Этнокультурный компонент образования противодействует доминирующей культуре, которая активно внедряется и захватывает культурное поле социума и личности.
Благодаря этнокультурному образованию в школе мы стремимся получить личность, воспитанную на традициях и культуре своего народа, уважающую и сохраняющую историю своего этноса. Что в свою очередь формирует здоровое общество, нацию, государство.
В заключение следует отметить, что этнокультурное образование является актуальной и важной областью исследования. Дальнейшее изучение этнокультурного образования может привести к более глубокому пониманию его механизмов воздействия и влияния на личность человека в школьном возрасте. Это, в свою очередь, может способствовать разработке новых подходов и методов, а также содержания образования, которые могут быть применены в школьной педагогике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Афанасьева А.Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов. // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования «Человек и образование». 2008. №4 (17). С. 34-38;
2. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. С. 100-116;
3. Григорьева М.И., Журавлева Н.Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2012. №2 (6). С. 28-32;
4. Жаде З.А. Феномен многоуровневой идентичности: цивилизационная составляющая. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2007. №5. С. 19-23
Misnik A. V., Dubskikh T.M.
Misnik A.V.
Omsk College of Culture and Arts (Omsk, Russia)
Dubskikh T.M.
Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia)
NEED FOR ETHNOCULTURAL EDUCATION IN SYSTEM OF MODERN SCHOOL EDUCATION
Abstract: the paper presents the concepts of "ethnoculture" and "ethnocultural education". The essence and concept of ethnocultural education are described, the necessity and relevance of ethnocultural education at school age are substantiated. The negative trends arising as a result of insufficient ethnocultural education at school age are presented. The problems that ethno-cultural education solves are described.
Keywords: ethnoculture, ethnocultural education, school education, personality, moral and aesthetic culture, family values, traditional values, modern globalization.