Научная статья на тему 'Необходимость аутсорсинга транспортных функций в современных организациях'

Необходимость аутсорсинга транспортных функций в современных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ТРАНСПОРТИРОВКА / БИЗНЕС-ФУНКЦИИ / ТРАНСПОРТНЫЕ ФУНКЦИИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ / ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова О. В.

В статье рассмотрены вопросы о необходимости аутсорсинга транспортных функций в современных организациях. Как показывает практика, аутсорсинг как форма разделения труда находит все новые ниши применения в сфере производства, торговли, транспорта, а также и в сфере логистики крупных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость аутсорсинга транспортных функций в современных организациях»

УДК 338.45.01

Ольга Викторовна Титова

(кандидат экономических наук, доцент кафедры управления социально-экономическими процессами Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул)

НЕОБХОДИМОСТЬ АУТСОРСИНГА ТРАНСПОРТНЫХ ФУНКЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ключевые слова: аутсорсинг, транспортировка, бизнес-функции, транспортные функции, логистический аутсорсинг, затраты на содержание.

Проблема управления материальными потоками занимает важное место в деятельности предприятий. В современных условиях развития рыночных отношений ее решение позволит повысить эффективность производства. Усилия производителей, как зарубежных, так и отечественных, концентрируются на процессе оптимизации материальных потоков с целью, прежде всего, снижения издержек в снабженческо-производственно-сбытовых процессах.

В условиях углубления разделения труда, активизации процессов слияния и поглощения производств, роста конкуренции и развития информационных технологий становятся все более востребованными новые подходы к организации управления материальными потоками, к которым и относится аутсорсинг логистических услуг. Логистический аутсорсинг представляет собой передачу части логистической деятельности предприятия сторонним организациям - аутсорсинговым провайдерам, или аутсорсерам - фирмам, которые способны эти функции выполнять быстрее, качественнее и с меньшими затратами, чем службы данного предприятия [1].

Как показывает практика, аутсорсинг как форма разделения труда находит все новые ниши применения в сфере производства, торговли, транспорта, а также и в сфере логистики крупных организаций.

Транспортировка - это связующий процесс логистики, который отбирает едва ли не большую часть ресурсов, выделяемых на логистическую функцию. С позиции аутсорсинга транспорт можно рассматривать с точки зрения стратегии, тактики и операций. Какие виды транспорта требуются для перевозки тех или иных товаров и следует ли вклады-

вать деньги в приобретение и обслуживание собственных транспортных средств или целесообразнее обратиться за транспортными услугами к внешним перевозчикам - вопрос стратегический.

Тактические вопросы включают диспет-чирование, выбор маршрутов, перевозчиков, а операционные - загрузку транспорта, упаковку, обеспечение безопасности и сохранности груза и т.д. Практически границы между тактическими и операционными вопросами часто являются размытыми [2].

Выделению транспортной функции на аутсорсинг должен предшествовать анализ ее на соответствие стратегии компании. В зависимости от соответствия бизнес-функций стратегии компании и отношению к конечному продукту можно выделить следующие бизнес-функции:

- основные;

- вспомогательные;

- непрофильные.

Далее строится матрица аутсорсинга для вспомогательных бизнес-функций (см. рис.).

По оси X данной матрицы откладывается отношение стоимости услуги внутри предприятия к аналогичной услуге на рынке. По оси Y отражаются качественные характеристики бизнес-функции также в отношении к рыночным. В результате матрица разделена на девять сегментов, каждому из которых соответствует одно из четырех решений:

- аутсорсинг - отказ от услуг собственных подразделений и приобретение их на рынке;

- развитие - совершенствование бизнес-функции в сторону повышения качества услуг или снижения себестоимости;

- развитие или аутсорсинг - вариант, при котором возможны оба решения. Предпочте-

Раздел 3. Бизнес

ние того или иного варианта зависит от поли- - выделение - бизнес-функция является

тики компании в отношении рассматриваемой конкурентоспособной и может быть выделена бизнес-функции; в отдельный бизнес для получения дохода.

Наименование услуг Стоимость услуг внутри предприятия к аналогичной услуге на рынке

основные вспомогательные непрофильные

Диспетчирование V V V

Выбор марки V V V

Качество доставки V V V

Безопасность V V V

Аутсорсинг V V V

Развитие V V -

Совершенствование V V V

Предпочтение V - V

Выделение - - -

Матрица аутсорсинга по функциям («V» - положительные результаты; «-» - отрицательные результаты)

После того как бизнес-функции компании классифицированы, необходимо рассчитать и сравнить финансовые и качественные показатели бизнес-функций с аналогичными услугами (товарами), предлагаемыми на рынке. К финансовым показателям относятся затраты на содержание бизнес-функции. Качественный показатель - это оценка качественных характеристик функции, которая, как правило, выражена в баллах. В случае вынесения на аутсорсинг функции «Транспортное обеспечение» необходимо сопоставить стоимость одного машино-часа работы собственного транспортного средства и аналогичного автотранспорта, предлагаемого на рынке. Качественная оценка в данном случае будет формироваться с учетом следующих показателей: времени подачи автотранспортного средства, наличия ремонтной базы, степени износа транспортных средств [3].

По итогам сравнения качественных и стоимостных показателей собственных подразделений и внешних организаций-поставщиков услуг производится позиционирование на матрице. Решение принимается в зависимости от того, какому квадрату соответствуют полученные показатели. Если по результатам анализа финансовые и качественные параметры услуги оказываются значительно ниже предлагаемых

на рынке, то целесообразно передавать функцию на аутсорсинг [4].

К числу преимуществ аутсорсинга транспортной функции относятся следующие:

- экономия различных средств. Возможность снижения стоимости услуг по сравнению с затратами на содержание собственной структуры (экономия рабочего места, увеличение затрат - уменьшение налогов). Возможность сфокусировать усилия на процессах, которые непосредственно приносят прибыль компании. Снижение косвенных затрат [5];

- экономия затрат на обучение (получаем готовых «узких» специалистов без вложений). А также добавим сюда отсутствие необходимости увеличивать штат компании за счет непрофильного бизнес-процесса;

- предоставление возможности руководству компании и ключевым сотрудникам целиком сосредоточиться на профильном бизнесе, уделяя ему все внимание;

- перераспределение ресурсов организации, ранее задействованных во второстепенных функциях и направлениях;

- гарантия постоянной безотказной работы (нет понятия отпусков и больничных);

- большая прозрачность (оценивается не процесс, а результат в готовом виде);

Необходимость аутсорсинга транспортных функций в современных организациях

- смена поставщика (аутсорсера), которая происходит проще, чем смена персонала;

- снижение рисков (разделяет их с аутсор-сером);

- повышение качества (профессионалы в своем деле, опыт аналогичных проектов).

В условиях экономического кризиса практически на всех предприятиях назрела необхо-

димость в аутсорсинге транспортных функций. Это позволит в большей степени экономить оборотный капитал, избегая инвестиций в подвижной состав, техническую базу для его содержания и ремонта, обеспечивающие сохранность грузов средства, специализированное программное обеспечение, подготовку квалифицированного персонала и т.д.

Библиографический список

1. Боговиз, А.В. Современное состояние системы налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности / А.В. Боговиз, Е.В. Строителева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2015. - Вып. 1 (39). - С. 66-69.

2. Мищенко, В.В. Экономика региона : учебное пособие / В.В. Мищенко. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003.

3. Тодошева, С.Т. Особенности управления и разработки стратегии развития в депрессивном регионе / С.Т. Тодошева // Стратегия развития региона: теория, методология, практика / Л.В. Ищук, М.А. Филиппова, М.Н. Тарасова, С.Т. Тодошева, О.Н. Третьякова, В.В. Тупикин, Р.Т. Тюхтенева, Е.Е. Шваков, Л.М. Шодоева, Е.В. Ялбачева ; под общ. ред. Л.М. Шодоевой, Е.Е. Швакова. - Барнаул : Изд-во Алт. унта, 2006. - С. 46-61.

4. Лобова, С.В. Теоретико-методологические аспекты организационных взаимодействий участников рынка / С.В. Лобова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2015. - Вып. 1 (39). - С. 52-57.

5. Строителева, Т.Г. Совершенствование коллективного управления на предприятиях в условиях экономического кризиса / Т.Г. Строителева // Вестник алтайской науки. - 2015. - №2 (24). - С. 273-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.