ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 658.5(045)
Т.Н. Львова, И.А. Семенова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АУТСОРСИНГА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ
Рассматриваются вопросы эффективности использования аутсорсинга в торговых сетях.
Ключевые слова: аутсорсинг, торговые сети, технология аутсорсинга, эффективность аутсорсинга.
Современный экономический спад привел к необходимости разработки и реализации антикризисных программ как на корпоративном уровне, так и на уровне управления цепями поставок продукции, где конкурентоспособность отдельно взятого предприятия зависит не только от эффективности внутренних операций и функций, но и от вклада каждого участника в процесс создания потребительской стоимости. Многие зарубежные и отечественные предприятия включили в свои программы развития бизнеса различные способы оптимизации затрат, адаптации продукции и услуг к условиям сокращающегося рынка. Одним из таких способов оптимизации является аутсорсинг, предусматривающий передачу части бизнес-функций предприятия внешним исполнителям.
Термин «аутсорсинг» происходит от английских слов outside resourse using - «использование внешних ресурсов». В международной бизнес-практике этот термин определяет последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых ранее самостоятельно реализуемых организацией функций или видов деятельности внешней организации или, как принято говорить, «третьей стороне» [1. С. 257].
В «Современном экономическом словаре» дается следующее определение аутсорсинга - «передача традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям - аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной организации».
Б.А. Аникин, И.Л. Рудая трактуют аутсорсинг как «выполнение отдельных функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, логистических, управленческих и пр.) или бизнес-процессов (организационных, финансово-экономических, производственно-технологических, маркетинговых) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами на основе долгосрочного соглашения» [2. С. 353].
В.В. Поляков, Р.К. Щенин определяют аутсорсинг как привлечение так называемой третьей стороны для решения проблем организации во взаимоотношениях с внешней средой, а также внутренних проблем, связанных с реализацией конкретных бизнес-процессов или использованием наукоемких технологий, например информационных. Применение аутсорсинга подразумевает приобретение услуг, и именно с такой точки зрения этот процесс рассматривается большинством современных специалистов в области практического менеджмента.
Благодаря множеству примеров практического использования методологии аутсорсинга сформировался целый ряд определений, по-разному характеризующих ее содержание. Вот только некоторые из них:
• оказание услуг или снабжение продукцией внешними поставщиками или производителями для уменьшения издержек (The American Heritage, Dictionary of the English Language);
• перевод внутреннего подразделения предприятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене (Д.В. Хейвуд);
• передача определенных вспомогательных функций третьему лицу, специализирующемуся в этой области (З.С. Айвазян);
• привлечение ресурсов извне. Пример: компания-заказчик заключает договор со сторонней фирмой, имеющей большой опыт в важных для заказчика направлениях, но не являющихся предметом его профессиональной деятельности (Н. Рыбаков);
• делегирование прав на представление непрофильных услуг сторонним компаниям. Означает глубокую специализацию внутри дружественных компаний для повышения эффективности работы каждой из них (А. Лазарев);
• организационное решение, оптимизирующее конфигурацию бизнес-системы, исходя из параметров «качество - издержки - обладание». Аутсорсинг - это заимствование на стороне (А. Ивлев).
Методология аутсорсинга отражается в отдельных организационных решениях, суть которых заключается в разделении всех бизнес-процессов на основные и вспомогательные и реализации вспомогательных, а иногда и основных бизнес-процессов силами сторонних организаций - аутсорсеров. Цель применения аутсорсинга - использование передовых бизнес-технологий и ноу-хау для завоевания и удержания конкурентных преимуществ во все более обостряющейся конкурентной борьбе. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение отдельных видов деятельности на основе заключаемых долгосрочных соглашений. Практическим результатом применения аутсорсинга является возможность направлять собственные ресурсы организации на выполнение тех функций, которые составляют ее сильную сторону, на то, что организация умеет делать лучше других, предоставив внешнему исполнителю (аутсорсеру) те функции, которые он умеет выполнять лучше других. Тем самым организация может сосредоточить в своих руках новейшие достижения в области науки, техники и технологии, обеспечив максимальное удовлетворение ожиданий потребителя, максимальное соответствие требованиям рынка.
Для торговых сетей использование внешних ресурсов, позволяющих снизить издержки и оптимизировать систему управления - важнейший фактор развития компании. Аутсорсинг стал широко применятся в последнее время, поскольку высокая конкуренция на рынке торговых услуг заставляет находить и использовать новейшие схемы, средства и методы в области технологии, организации и управления торговыми процессами, многими видами которых владеют профессионалы, сосредоточенные в специализированных организациях.
Основные принципы аутсорсинга - «заниматься тем, что можешь и умеешь делать лучше, чем другие», и «поручать другим то, что они делают лучше и дешевле».
Преимущества аутсорсинга для фирмы-заказчика услуг:
1) аутсорсинг позволяет сосредоточить внимание на развитии основного вида деятельности. Это особенно важно для торговых сетей, постоянно развивающихся в разных регионах страны и мира, так как они получают возможность выполнять работы, не привлекая дополнительные штаты;
2) эта форма дает возможность организации использовать современные системы, технологии и высококвалифицированные профессиональные ресурсы, которые в противном случае для нее недоступны;
3) аутсорсинг позволяет сокращать издержки, к примеру появляется возможность перенести затраты в статью расходов на оплату услуг, переложить ответственность на исполнителя в случае обнаружения каких-либо нарушений, ведение делопроизводства на опытных сотрудников в соответствии с нормами российского законодательства, возможность сосредоточиться на основном бизнесе;
4) аутсорсинг предоставляет возможность сокращения капитальных вложений. К примеру, если использовать технические средства (автопарк) логистического аутсорсера, высвобождаются капиталовложения для основного направления деятельности;
5) аутсорсинг позволяет устранить противоречие между численностью трудовых ресурсов фирмы и цикличной потребностью в них;
6) легче расторгнуть договор аренды персонала при наступлении форс-мажорных обстоятельств, чем трудовые договоры с каждым работником;
7) повышается конкурентоспособность фирмы. Это обусловлено увеличением мобильности в работе с персоналом. В договоре с аутсорсерами можно предусмотреть как изменения в предоставлении персонала в соответствии с потребностями, так и другие необходимые меры, например переобучение и т.д.;
8) увеличивается стоимость компании.
Сочетание эффективности применения инструментов логистики и тенденции концентрации предприятий на основных видах деятельности дает широкие возможности для развития рынка логистического аутсорсинга и специализированных логистических посредников, что необходимо для деятельности предприятий торговли.
Концепция логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических операций, которые фирма может доверить внешнему партнеру.
Таким образом, торговые сети могут передать свои полномочия логистическим провайдерам.
Логистические провайдеры, они же провайдеры (операторы) логистических услуг - это коммерческие организации, оказывающие услуги в сфере логистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции (складирование, транспортировка, управление заказами, физическое распределение и пр.), а также осуществляющие интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента.
В отличие от развития собственной логистики использование аутсорсинговых схем подразумевает качественный, но стандартизированный сервис. Немаловажную роль играет и сокращение финансовых рисков компании, поскольку логистический посредник берет на себя ответственность за исполнение той или иной логистической операции. В ряде случаев при использовании аутсорсинга может наблюдаться значительное сокращение издержек на логистическую часть бизнеса за счет сокращения транспортных расходов, трат на приобретение оборудования и содержание многочисленного штата специалистов по логистике. Кроме того, за счет жесткой конкуренции на рынке логистических услуг логистические компании стремятся сделать наиболее выгодное коммерческое предложение для своих клиентов в части оптимального соотношения цены и качества услуги. В стратегическом плане использование аутсорсинга позволяет компании сконцентрироваться на профильном бизнесе без отвлечения ресурсов на логистику.
Отдать все функции логистики компании-подрядчику целесообразно в случае, если компании необходимы не отдельные услуги, а вся логистическая цепочка. Это могут быть предприятия малого и среднего бизнеса, которые по каким-либо причинам не хотят или не могут инвестировать средства в развитие собственной логистики, либо крупные компании, реализация поставок которых - это сложный, многоэтапный процесс.
В настоящее время в России не существует четкого описания способа выбора аутсорсера. Обобщая практический опыт компаний, использующих аутсорсинг, можно выделить пять основных этапов при выборе поставщика аутсорсинговых услуг (рис. 1).
Ключевым моментом, определяющим успех применения аутсорсинга, является правильный выбор поставщика аутсорсинговых услуг (рис. 2). Ведь аутсорсинг - это не просто вид партнерского взаимодействия (в отличие от обычных субподрядных отношений), а стратегия управления компанией, предполагающая определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании.
Рис. 1. Схема выбора аутсорсера
Начало
Нет
^ Затраты на реализацию логистических
функций собственными силами / >1
Затраты на приобретение
Да
Выявление проблем развития бизнес системы
Выполнение контракта об аутсорсинге
Анализ результатов реализации аутсорсинг-проекта (расчет интегрального экономического эффекта)
Рис. 2. Алгоритм реализации аутсорсинг-проекта
Условно можно выделить пять групп логистических услуг, которые являются востребованными на российском рынке и могут быть использованы торговыми сетями:
• транспортно-экспедиционные услуги. Здесь можно выделить две самостоятельные услуги - транспортные и экспедиционные. Как правило, транспортную услугу заказывают те компании, в которых уже существует отдел экспедирования. В этом случае транспортная компания выполняет только перевозку груза, а подготовку документов и т.д. компания осуществляет собственными силами. Чаще более востребованной является транспортно-экспедиционная услуга, поскольку включает в себя полную координацию грузоперевозки в целом;
• услуги по таможенному оформлению. Таможенное оформление - достаточно специфическая сфера логистической деятельности. Она подразумевает работу непосредственно с таможенными органами в регламентированном правовом поле. Это обусловливает наличие в компании аттестованных специалистов по таможенному оформлению, досконально знающих таможенное законодательство, а также обеспечение уплаты таможенных платежей. В большинстве случаев достаточно трудно организовать работу по таможенному оформлению внутри компании, так как это требует больших финансовых и трудовых затрат. Кроме того, при возникновении разногласий с таможенными органами, проблем в части декларирования товаров вся ответственность, как юридическая, так и финансовая в виде штрафов, ложится непосредственно на компанию;
• услуги склада. Организация складского комплекса (либо просто складских помещений) внутри компании достаточно дорогостоящее мероприятие, подразумевающее большие финансовые инвестиции: в покупку либо аренду помещения и в оборудование склада в соответствии с требуемыми нормами;
• координация процесса закупок, упаковка/переупаковка товаров, складирование и т.д. Данный вид услуг востребован чаще всего компаниями, имеющими в своей организационной структуре достаточно разветвленные филиальные (торговые) сети. В данном случае заказ такого рода логистических услуг будет целесообразен и оправдан;
• комплексные услуги (комплексный аутсорсинг). Здесь в роли компании-подрядчика выступает единый логистический оператор. Как правило, это крупные логистические компании, имеющие в своем распоряжении все ресурсы, необходимые для реализации логистических бизнес-процессов по всей логистической цепочке компании-клиента. Данная комплексная услуга востребована, как уже было отмечено, компаниями, алгоритм поставок которых достаточно сложен и имеет несколько промежуточных этапов. По сути, это услуга по товаропродвижению от производителя к потребителю.
Для расчета экономической целесообразности аутсорсинга (ЭЦА) рассчитывается коэффициент ЭЦА за весь период выполнения логистических функций. При этом учитывается индекс рыночной устойчивости с учетом аутсорсинга и индекс рыночной устойчивости без учета аутсорсинга. Алгоритм расчета коэффициента ЭЦА можно определить по формулам 1-3:
(1)
Іруо ’
где Кэца - коэффициент экономической целесообразности аутсорсинга; 1руа - индекс рыночной устойчивости с учетом аутсорсинга;
1руо - индекс рыночной устойчивости без учета аутсорсинга;
Іруа
S х ПхШ х ґ
т
где S - годовой объем продаж, руб.;
D' - доля чистого дохода от продаж, %;
W - вероятность успеха бизнес-операции, варьируется в пределах шкалы успеха от 0 до 1;
^ - 1, 2.. Т - длительность расчетного периода на осуществление бизнес-операции, мес.;
Pа - совокупные возможные рыночные потери в ^м месяце с учетом аутсорсинга, руб.;
Rа - будущие расходы на осуществление бизнес-операции в Ъ-м месяце с учетом аутсорсинга, руб.
S х ПхЖ х Г
1руо =-----г-----------, (3)
100£(Х, + Р.,)
где Ро - совокупные возможные рыночные потери в ^месяце без учета аутсорсинга, руб.;
Rо - будущие расходы на осуществление бизнес-операции в ^месяце без учета аутсорсинга, руб. Чем больше Кэца, тем привлекательнее фирма-аутсорсер.
1. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции: учебник. Ростов-н/Д: Феникс, 2001. 512 с.
2. Логистика: учеб. пособие / под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 408 с.
Поступила в редакцию 19.10.10
T.N. L’vova, I.A. Semyonova
Outsourcing applications in commercial activity of trade networks
The authors consider the efficiency of outsourcing in trade chains.
Keywords: outsourcing, trade chains, outsourcing technique, outsourcing efficiency.
* * *
Львова Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент ГОУВПО «Ижевский государственный технический университет» 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7
Семенова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4)
E-mail: [email protected]
L’vova T.N., candidate of economics, associate professor
Udmurt State Technical University
462034, Russia, Izhevsk, Studencheskaya str., 7
Semyonova I.A., candidate of economics, associate professor GOUVPO « Udmurt State University»
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4 E-mail: [email protected]