Научная статья на тему 'НЕНОРМАТИВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРОБЛЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМАТИВНОСТИ'

НЕНОРМАТИВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРОБЛЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМАТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закон / ненормативный закон / нормативные юридические факты / правоприменительный закон / смешанный закон / юридическая нормативность / law / non-normative law / normative legal facts / law enforcement law / mixed law / legal normativity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Музалевская Елена Павловна

Введение. Актуальность настоящей научной статьи обусловливается недостаточной разработанностью в теории права проблемы ненормативных законов, а также необходимостью уточнения понятия юридической нормативности, которое не учитывает существования нормативных юридических фактов. Цель. Целью статьи является исследование отдельных аспектов ненормативных законов, обоснование расширения понятия юридической нормативности за счёт включения в него нормативных юридических фактов. Методология. При подготовке настоящей статьи использованы общенаучные методы (анализ, синтез), общелогические методы (индукция, дедукция, обобщение, классификация), специально-юридические методы (формально-юридический, метод толкования норм права). Результаты. Отмечается, что в российской правовой системе достаточно широкое распространение получило использование в законотворческой практике ненормативных законов. Вместе с тем правильность квалификации отдельных видов законов как актов ненормативных в ряде случаев вызывает сомнение, так как не учитывает возможность фиксации в них не только индивидуальных правовых предписаний, но и нормативных юридических фактов. Более широкое, чем традиционное, понимание юридической нормативности позволяет уточнить содержательную классификацию законов, в том числе законов нормативных. Заключение. Резюмируется, что понятие юридической нормативности должно охватывать два вида её проявления: общеобязательные правила поведения и нормативные юридические факты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-NORMATIVE LAWS AND THE PROBLEM OF LEGAL NORMATIVITY

Introduction. The relevance of this scientific article is due to the insufficient elaboration of the problem of non-normative laws in the theory of law, as well as the need to clarify the concept of legal normativity, which does not take into account the existence of normative legal facts. Purpose. The purpose of the article is to study certain aspects of non-normative laws, substantiate the expansion of the concept of legal normativity by including normative legal facts in it. Methodology. In the preparation of this article, general scientific methods (analysis, synthesis), general logical methods (induction, deduction, generalization, classification), special legal methods (formal legal, method of interpretation of legal norms) were used. Results. It is noted that in the Russian legal system, the use of non-normative laws in legislative practice has become quite widespread. At the same time, the correctness of the qualification of certain types of laws as non-normative acts in some cases is questionable, since it does not take into account the possibility of fixing in them not only individual legal prescriptions, but also regulatory legal facts. A broader understanding of legal normativity than the traditional one makes it possible to clarify the substantive classification of laws, including regulatory laws. Conclusion. It is summarized that the concept of legal normativity should cover two types of its manifestation: generally binding rules of conduct and normative legal facts.

Текст научной работы на тему «НЕНОРМАТИВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРОБЛЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМАТИВНОСТИ»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2024. Т. 21, № 1. С. 15-23.

УДК 340.130

Б01 10.24147/1990-5173.2024.21(1).15-23

НЕНОРМАТИВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРОБЛЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМАТИВНОСТИ

Е. П. Музалевская

Адвокатское бюро «АВЕДА», г. Омск, Россия

Введение. Актуальность настоящей научной статьи обусловливается недостаточной разработанностью в теории права проблемы ненормативных законов, а также необходимостью уточнения понятия юридической нормативности, которое не учитывает существования нормативных юридических фактов. Цель. Целью статьи является исследование отдельных аспектов ненормативных законов, обоснование расширения понятия юридической нормативности за счёт включения в него нормативных юридических фактов. Методология. При подготовке настоящей статьи использованы общенаучные методы (анализ, синтез), общелогические методы (индукция, дедукция, обобщение, классификация), специально-юридические методы (формально-юридический, метод толкования норм права). Результаты. Отмечается, что в российской правовой системе достаточно широкое распространение получило использование в законотворческой практике ненормативных законов. Вместе с тем правильность квалификации отдельных видов законов как актов ненормативных в ряде случаев вызывает сомнение, так как не учитывает возможность фиксации в них не только индивидуальных правовых предписаний, но и нормативных юридических фактов. Более широкое, чем традиционное, понимание юридической нормативности позволяет уточнить содержательную классификацию законов, в том числе законов нормативных. Заключение. Резюмируется, что понятие юридической нормативности должно охватывать два вида её проявления: общеобязательные правила поведения и нормативные юридические факты.

Ключевые слова: закон; ненормативный закон; нормативные юридические факты; правоприменительный закон; смешанный закон; юридическая нормативность.

1. Введение

Сложившееся в теории права понятие нормативности охватывает только общеобязательные правила поведения, которым свойственны неперсонифицированность и возможность многократного применения. Поэтому данное понятие распространяется лишь на содержание юридических норм [1; 2; 3; 4, с. 47; 5, с. 8; 6, с. 33].

В свою очередь, закон преимущественно понимается как нормативный правовой акт, т. е. как юридический документ, всегда отвечающий признакам нормативности [6, с. 33; 7, с. 181; 8, с. 81; 9, с. 46], а потому относящийся к средствам лишь нормативного правового регулирования.

Задачей настоящей статьи является анализ фактического использования законов в качестве средств индивидуального правового регулирования, а также обоснование необходимости расширения понятия юридической нормативности за счёт включения в него нор-

мативных юридических фактов. Это позволит уточнить понятие и классификацию правовых актов в форме законов и привести их в соответствие с реалиями российской правовой системы.

2. Методология

В данном исследовании использованы общенаучные методы (анализ, синтез), общелогические методы (индукция, дедукция, обобщение, классификация), специально-юридические методы (формально-юридический, метод толкования норм права).

3. Ненормативные законы

Несмотря на то, что закон в отечественной юриспруденции считается видом нормативных правовых актов, в современной России законы достаточно широко используются и как средства индивидуального правового регулирования. Причём такие факты встречаются не только на федеральном, но и на региональном уровне. Указанные законы считаются ненормативными, поскольку не со-

держат норм права и издаются для регулирования отдельной, конкретной ситуации. Использование трактуемых подобным образом ненормативных законов в качестве средств индивидуального правового регулирования вызвано причинами объективного и субъективного плана.

Объективной причиной существования ненормативных законов является российский вариант реализации конституционного принципа разделения властей, предусматривающий ситуации, когда органы законодательной власти могут осуществить отдельные полномочия только с помощью ненормативных законов [10]. Например, на федеральном уровне издаются следующие виды ненормативных законов:

- законы об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации ;

- законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации (такие законы тоже не содержат юридических норм, порождающих правоотношения, что подтверждается не только док-тринальным анализом, но также их толкованием в судебной практике );

- законы, устанавливающие перечни участков недр, право пользования которыми осуществляется на условиях раздела продукции в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;

- законы о передаче государству, заявившему претензию, перемещённой культурной ценности, имеющей уникальный характер, особо важное историческое, художественное, научное или иное культурное значение (издание соответствующих федеральных законов предусмотрено ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»).

Субъектами Российской Федерации ненормативные законы издаются:

- при утверждении годовых отчётов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда4;

- при роспуске представительного органа муниципального образования в случае, предусмотренном ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», т. е. когда соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трёх месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт;

- при утверждении передаточного (разделительного) акта относительно имущественных обязательств органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающих в силу правопреемства5;

- при утверждении договора о переводе долга при принятии на себя субъектами Российской Федерации денежных обязательств муниципальных образований и юридических лиц перед Российской Федерацией в целях

проведения их последующей реструктуриза-

6

ции ;

- при утверждении заключённых дополнительных соглашений в целях реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам7.

Субъективными причинами появления ненормативных законов являются:

1. Нарушение правил юридической техники, которое может происходить как неумышленно, так и с целью придания легитимности единичным исключениям из общего порядка правового регулирования без изменения его нормативной основы [10].

Так, в научной юридической литературе имеются примеры индивидуальных федеральных законов, принятых в 1994-1996 гг. и регулирующих конкретные ситуации, ка-

сающиеся жилья, материальной помощи и медицинского обслуживания семей умерших депутатов . Эти законы издавались для преодоления пробелов Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [10]. При их создании наши законодатели вместо того, чтобы установить общий порядок, распространяющийся на всех депутатов, предпочли индивидуальный подход, принимая каждый раз отдельный федеральный закон, когда один из депутатов уходил из жизни. Конец этой практике был положен лишь в 1998 г., когда был принят Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 137-ФЗ «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Стремление придать особую, самую высокую общественно-политическую значимость какому-либо вопросу путём издания посвящённого ему закона.

Таковым является, например, Федеральный закон от 28 декабря 1995 г. № 217-ФЗ «О строительстве столицы Ингушской Республики», который был принят с целью укрепления государственности Республики Ингушетия и обеспечения стабильности в регионе Северного Кавказа [10].

Примером регионального закона такого рода служит Закон Санкт-Петербурга от 29 мая 2008 г. № 334-48 «О присвоении звания "Почётный гражданин Санкт-Петербурга"», в соответствии с которым в знак признания его впечатляющих достижений в продвижении престижа и значимости Санкт-Петербурга в России и за рубежом, а также его усилий по развитию спорта в городе звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга» было присвоено главному тренеру футбольного клуба «Зенит» Дику Адвокаату [10]. В данном случае Законодательное Собрание Санкт-Петербурга с помощью индивидуального закона обошло положения нормативного Закона Санкт-Петербурга от 14 декабря 1995 г. № 145-22 «О звании почётного гражданина Санкт-Петербурга», который установил, что количество награждений указанным званием не должно превышать двух ежегод-

но, а в 2008 г. эти звания уже были присвоены двум жителям Санкт-Петербурга.

Ещё одним примером служат Закон Калининградской области от 10 марта 2009 г. № 334 «О присвоении звания "Почётный гражданин Калининградской области" Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу» и Закон Калининградской области от 2 июля 2015 г. № 440 «О присвоении звания "Почётный гражданин Калининградской области" Леонову Алексею Архиповичу»: на момент их издания действовали нормативные законы Калининградской области, согласно которым решение о присвоении почётных званий оформляется не региональным законом, а объявляется указом Губернатора Калининградской области9.

В других субъектах РФ также существует подобная практика. Так, в Томской области присвоение почётного звания области производится законом Томской области, и на сегодняшний день здесь принято 24 указанных индивидуальных закона .

Необходимо констатировать, что наличие ненормативных законов в законотворческой практике - это реальность. Отказ от признания данного факта может быть вызван либо незнанием этой практики, либо нежеланием расстаться с постулатом советской правовой доктрины о том, что законами являются только нормативные правовые акты [11].

Итак, причины издания ненормативных законов, как уже отмечалось, различны: в одних случаях это прямо предусмотренно действующим законодательством, в других - обличение в форму закона правоприменительного акта происходит в целях достижения каких-то политических задач. Однако всегда ли законы, которые не содержат общеобязательных правил поведения, ненормативны? Если рассмотреть законы в системе с нормативными юридическими фактами, то можно прийти к выводу, что таковыми их можно считать не всегда.

4. Нормативность и юридические факты

В научной юридической литературе при характеристике понятия нормативности о нормативных юридических фактах практически не упоминается. Вместе с тем распространение на них концепции юридической нормативности важно, поскольку позволяет

более точно определить содержание ряда законов, которые принято классифицировать в качестве ненормативных.

В теории права под юридическими фактами понимаются жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий [12, с. 336; 13, с. 3] и которые являются элементом механизма правового регулирования11 [14, с. 505; 15, с. 7-14; 16; 17; 18; 19]. По «материальному содержанию» (субстрату) юридические факты - это обычные явления, которые охватывают широкий спектр естественных и социальных жизненных ситуаций - от явлений природного мира до индивидуального поведения, в том числе актов органов государственной власти.

В зависимости от круга лиц и количества ситуаций, для которых порождаются правовые последствия, юридические факты бывают индивидуальными и нормативными. Нормативные юридические факты вызывают правовые последствия для неперсонифици-рованного круга лиц и неограниченного числа ситуаций. Они являются результатом волевых актов правотворческих органов, в результате которых возникает, изменяется или прекращается объективное право (нормы права) [15, с. 33], и представляют собой факты-состояния, благодаря которым юридические нормы способны неизменно приводить к типичным правовым результатам, тем самым обеспечивая воспроизводство и стабильность правового регулирования [20, с. 23]. Стоит отметить, что понятие нормативного юридического факта впервые ввёл Л. И. Петражицкий ещё в начале ХХ в. [21, с. 24, 38-39, 59-61, 68-69, 75-76, 139 и др.; 22, с. 5, 10-13, 20-21, 111-114 и др.], но в современной юриспруденции оно используется крайне редко.

Выяснение природы закона в качестве средства фиксации нормативного юридического факта предполагает одновременное установление и его назначения в регулировании общественных отношений [15, с. 28].

Нормативные юридические факты выступают средством нормативного правового регулирования [23]. Их отличительной чертой является то, что они порождают общие правовые связи между всеми потенциальными участниками будущих правоотношений,

а не индивидуализированные связи-правоотношения. Поэтому состоящие в них лица не идентифицируются, а их права и обязанности не конкретизируются [20, с. 24].

Очевидно, что понятие нормативности, которое общепринято в юриспруденции, является ограниченным, поскольку оно не учитывает нормативные юридические факты, без которых невозможно нормативное правовое регулирование.

В качестве примера законодательной фиксации нормативного юридического факта можно привести федеральный закон о создании / упразднении суда12, поскольку такой закон опосредует возникновение или прекращение существования органа судебной власти13. Нормативный юридический факт создания / упразднения суда вызывает правовые последствия для всех субъектов, которые могут быть или были связаны с данным органом судебной власти его местоположением, подведомственностью (подсудностью) ему юридических дел и т. д. Поэтому подобные нормативные юридические факты, закреплённые законами, являются общезначимыми: устанавливаемые ими правовые последствия обязательны для неперсонифицированного круга лиц, т. е. для любых субъектов, с кото -рыми суды взаимодействуют или могут взаимодействовать при осуществлении своих полномочий [20, с. 23].

Вступление в силу, приостановление действия и прекращение действия международного договора, закреплённое федеральным законом о его ратификации, приостановлении или денонсации, также является нормативным юридическим фактом, поскольку определяет начало или прекращение нормативного правового регулирования для неперсонифицированного круга лиц.

Нормативные юридические факты закрепляются и федеральными законами об установлении перечней участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с упоминавшимся Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Отнесение законов данного вида (законов об установлении перечней участков недр) к числу законов, закрепляющих нормативные юридические факты, определяет то обстоятельство, что именно после их приня-

тия возможно заключение соглашения о разделе продукции любыми (т. е. неперсонифи-цированными) хозяйствующими субъектами, имеющими соответствующий интерес.

Законы о присвоении наименования улиц, принимаемые в некоторых субъектах РФ, также закрепляют нормативные юридические факты, поскольку с момента их вступления в силу соответствующие наименования становятся обязательными для всех, кто их использует (например, для отправителей почтовой корреспонденции)14.

Проведённый анализ приводит к выводу о том, что понятие юридической нормативности при характеристике закона нельзя ограничивать лишь наличием в нём общеобязательных правил поведения - юридических норм. Необходимо распространить это понятие и на законы, закрепляющие нормативные юридические факты, без которых нормативное правовое регулирование в принципе невозможно. Поэтому нормативными следует считать не только законы, содержащие нормы права, но и законы, в которых данных норм хотя и нет, но зато в них фиксируются нормативные правовые факты.

5. Уточнение классификации законов

Вышесказанное позволяет уточнить существующую классификацию законов. В зависимости от круга адресатов и количества регулируемых ситуаций законы бывают нормативными, ненормативными (индивидуальными, правоприменительными) и смешанными.

Нормативные законы порождают юридические последствия для неперсонифициро-ванного круга лиц и распространяются на неограниченное число случаев их реализации.

Ненормативные законы вызывают правовые последствия для индивидуализированных лиц и рассчитаны на урегулирование единичной (конкретной) ситуации.

Смешанные (нормативно-ненормативные, индивидуально-нормативные) законы содержат юридические предписания как индивидуального, так и нормативного характера.

В свою очередь, нормативные законы, в зависимости от характера содержащихся в них нормативных юридических явлений, подразделяются на два вида:

1) нормативные законы, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права);

2) нормативные законы, фиксирующие нормативные юридические факты.

6. Заключение

Рассмотрение вопроса о понятии и видах ненормативных законов позволяет сделать вывод о том, что юридическая нормативность, воплощаемая в законах, является более широким понятием, чем это принято считать в правовой теории. Она включает в себя не только юридические нормы, но и юридические факты.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Данная процедура регламентирована п. «з» ст. 71, п. 3 ст. 75, п. 5 ст. 101, п. 3 ст. 104, п. «а» ст. 106, п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, ч. 4 ст. 149, ч. 5 ст. 264.2, ч. 3 ст. 264.7 Бюджетного кодекса РФ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Указанные полномочия предусмотрены п. «г» ст. 106 Конституции РФ, ст. 14, 17, 36, 37 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2015 г. по делу № А74-2494/2012. - URL: https://kad.arbitr.ru/ Document/Pdf/2e0ea577-3816-48e0-b3c6-ebeb3f62b 18a/d60c041f-b68e-40d5-84cc-cda8e77faf13/A74-2494-2012_20150616_ Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddSta mp=True (дата обращения: 13.05.2023).

4 Указанные полномочия предусмотрены ч. 7 ст. 149, ч. 5 ст. 264.2 Бюджетного кодекса РФ. -Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

5 Предусмотрено ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Подпункт «а» п. 13 Постановления Правительства РФ от 21 июля 2004 г. № 366 «О проведении в 2004-2014 годах реструктуризации денежных обязательств перед Российской Федерацией, принимаемых на себя субъектами Российской Федерации» (вместе с «Правилами переоформления в обязательства субъектов Российской Федерации денежных обязательств муниципальных образований и юридических лиц перед Российской Федерацией», «Правилами проведения реструктуризации денежных обязательств перед Российской Федерацией, принимаемых на себя субъектами Российской Федерации»). - Дос-

туп из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

7 Предусмотрено пп. «з» п. 11 Постановления Правительства РФ от 13 декабря 2017 г. № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» (вместе с «Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам»), пп. «б» п. 10 Постановления Правительства РФ от 28 июня 2021 г. № 1029 «Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. № 205-ФЗ «О жилищном, материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи В. Н. Швецова», Федеральный закон от 28 декабря 1995 г. № 219-ФЗ «О материальном обеспечении и медицинском обслуживании вдовы Д. А. Волкогонова», Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 11-ФЗ «О материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи

B. В. Савицкого», Федеральный закон от 17 апреля 1995 г. № 42-ФЗ «О материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи

C. Г. Скорочкина», Федеральный закон от 7 декабря 1994 г. № 58-ФЗ «О материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи В. С. Мартемьянова», Федеральный закон от 28 декабря 1995 г. № 216-ФЗ «О жилищном, материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи С. А. Маркидонова». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 Статья 5 Закона от 26 сентября 2007 г. № 161 «О наградах Калининградской области». - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» ; ст. 5 Уставного закона Калининградской области от

20 сентября 2010 г. № 488 «О наградах Калининградской области». - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». Написание должности «Губернатор» приводится в статье в соответствии с указанными законами.

10 Статья 11 Закона Томской области от 14 июля 1998 г. № 13-ОЗ «О наградах и почётном звании в Томской области». - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

11 См.: Рябов А. Е. Юридические факты в механизме правового регулирования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. - Н. Новгород, 2005. - С. 10.

12 Часть 1 ст. 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что федеральные суды (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации) создаются и упраздняются только федеральным законом. В настоящее время приято 54 таких закона.

13 Стоит отметить, что суд не является юридическим лицом, поскольку он имеет право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица. См.: ОК 028-2012 раздел 3 00 00 -«Организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица», п. 3 00 08, Письмо ФНС России от 15 сентября 2017 г. № ГД-3-14/6173@. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14 Закон Красноярского края от 30 сентября 2002 г. № 4-546 «О присвоении вновь построенной в п. Курагино Курагинского района улице имени Генерала А. И. Лебедя». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Закон Пензенской области от 20 мая 2008 г. № 1526-ЗПО «О присвоении улице в городе Заречном Пензенской области имени М. В. Процен-ко». - URL: https://docs.cntd.ru/document/ 949108697 (дата обращения: 06.05.2023).

ЛИТЕРАТУРА

1. Марченко М. Н. Источники права : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2021. - 672 с.

2. Бошно С. В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал российского права. - 2004. - № 2. - С. 95-106.

3. Василевич Г. А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. -Минск : Право и экономика, 1999. - 231 с.

4. Котелевская И. В., Митюков М. А., Мицкевич А. В., Постников А. Е., Рахманина Т. Н. Страшун Б. А., Тихомиров Ю. А., Чернобель Г. Т., Чеснокова М. Д. Конституция, закон, подзаконный акт / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. - М. : Юрид. лит., 1994. - 136 с.

5. Шебанов А. Ф. Нормативные акты советского государства : лекции юрид. фак. / Моск. гос. ун-т имени М. В. Ломоносова. - М. : Изд -во Моск. ун-та, 1956. - 39 с.

6. Керимов Д. А. Культура и техника законотворчества. - М. : Юрид. лит., 1991. - 160 с.

7. Рыбаков В. А. Теория государства и права : конспекты лекций (для студентов юридического факультета). - Омск : Омск. гос. ун-т, 2005. - 309 с.

8. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. - М. : Статут, 1999. - 712 с.

9. Авдеева Е. В. Основные направления повышения эффективности реализации уголовного наказания в контексте претворения принципов уголовного права и уголовного закона // Российский судья. -2022. - № 5. - С. 45-49. - Б01: 10.18572/1812-3791-2022-5-45-49.

10. Иванов Р. Л. Квазиправотворческие акты и отношения в российской правовой системе // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2011. - № 2 (27). - С. 7-20.

11. Иванов Р. Л. Юридические обычаи и ненормативные законы как «нетипичные» средства правового регулирования // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2020. - Т. 26, № 4 (79). - С. 4652.

12. Алексеев С. С. Собрание сочинений : в 10 т. [+ Справоч. том]. Т. 3: Проблемы теории права : курс лекций. - М. : Статут, 2010. - 781 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Долинская В. В. Понятие и классификации юридических фактов: очерк систематизации // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - № 4. - С. 91-102.

14. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М. : Юристъ, 2001. - 776 с.

15. Зинченко С. А. Юридические факты в механизме правового регулирования : монография. - М. : Вол-терс Клувер, 2007. - 142 с.

16. Разбейко Н. В. Юридический факт как элемент механизма правового регулирования // Вестник Института экономических исследований. - 2017. - № 3 (7). - С. 178-185.

17. Александрова Н. В., Федоров И. З. Юридические факты в механизме гражданско-правового регулирования // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). - С. 35-38.

18. Бенькович К. С. Юридические факты в механизме правового регулирования // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2011. - № 2 (2). - С. 51-54.

19. Демин А. А., Ягунова Е. Е. Юридические факты и их место в механизме гражданско-правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2021. - № 7. - С. 14-18.

20. Иванов Р. Л. Нормативные юридические факты // Вестник Омского университета. Серия «Право». -2018. - № 2 (55). - С. 22-28.

21. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности : в 2 ч. Ч. 1. - М. : Юрайт, 2023. - 237 с.

22. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности : в 2 ч. Ч. 2. - М. : Юрайт, 2023. - 343 с.

23. Иванов Р. Л. Пределы правового регулирования: понятие и виды // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2011. - № 4 (29). - С. 6-18.

Информация об авторе

Музалевская Елена Павловна - адвокат,

управляющий партнёр адвокатского бюро

Адвокатское бюро «АВЕДА»

Адрес для корреспонденции: 644010, Россия,

Омск, ул. Маршала Жукова, 74, корп. 1,

оф. 616

E-mail: e.muzalevskaia@yandex.ru SPIN-код: 7816-3803, Author ID: 1065026

Информация о статье

Дата поступления - 18 мая 2023 г.

Дата принятия в печать - 15 января 2024 г.

Для цитирования

Музалевская Е. П. Ненормативные законы и проблема юридической нормативности // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2024. Т. 21, № 1. С. 15-23. й01: 10.24147/ 1990-5173.2024.21(1).15-23.

NON-NORMATIVE LAWS AND THE PROBLEM OF LEGAL NORMATIVITY

E.P. Muzalevskaya

AVEDA Law Office, Omsk, Russia

Introduction. The relevance of this scientific article is due to the insufficient elaboration of the problem of non-normative laws in the theory of law, as well as the need to clarify the concept of legal normativity, which does not take into account the existence of normative legal facts. Purpose. The purpose of the article is to study certain aspects of non-normative laws, substantiate the expansion of the concept of legal normativity by including normative legal facts in it. Methodology. In the preparation of this article, general scientific methods (analysis, synthesis), general logical methods (induction, deduction, generalization, classification), special legal methods (formal legal, method of interpretation of legal norms) were used. Results. It is noted that in the Russian legal system, the use of non-normative laws in legislative practice has become quite widespread. At the same time, the correctness of the qualification of certain types of laws as non-normative acts in some cases is questionable, since it does not take into account the possibility of fixing in them not only individual legal prescriptions, but also regulatory legal facts. A broader understanding of legal normativity than the traditional one makes it possible to clarify the substantive classification of laws, including regulatory laws. Conclusion. It is summarized that the concept of legal normativity should cover two types of its manifestation: generally binding rules of conduct and normative legal facts.

Keywords: law; non-normative law; normative legal facts; law enforcement law; mixed law; legal normativity.

REFERENCES

1. Marchenko M.N. Sources of law, textbook. Moscow, Norma Publ., INFRA-M Publ., 2021. 672 p. (In Russ.).

2. Boshno S.V. Development of signs of a normative legal act in the Modern practice of law-making. Zhurnal Rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2004, no. 2, pp. 95-106. (In Russ.).

3. Vasilevich G.A. Regulatory legal acts of state bodies of the Republic of Belarus. Minsk, Pravo i ekonomika Publ., 1999. 231 p. (In Russ.).

4. Tikhomirov Yu.A. (ed. in ch.), Kotelevskaya I.V., Mityukov M.A., Mitskevich A.V., Postnikov A.E., Rakhmanina T.N., Strashun R.A., Chernobel G.T., Chesnokova M.D. Constitution, law, by-law. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1994. 136 p. (In Russ.).

5. Shebanov A.F. Normative acts of the Soviet state, lectures by the Fuculty of Law of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov. Moscow, Publishing house of Moscow University, 1956. 39 p. (In Russ.).

6. Kerimov D.A. Culture and technology charity. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1991. 160 p. (In Russ.).

7. Rybakov V.A. Theory of state and law, lecture notes (for students of the Faculty of Law). Omsk, Omsk State University Publ., 2005. 309 p. (In Russ.).

8. Alekseev S.S. Law: ABC - theory - philosophy. The experience of complex research. Moscow, Statut Publ., 1999. 712 p. (In Russ.).

9. Avdeeva E.V. The main areas of raising the efficiency of implementation of a criminal punishment within the framework of principles of criminal law and criminal act. Rossiiskii sud'ya = Russian Judge, 2022, no. 5, pp. 45-49. DOI: 10.18572/1812-3791-2022-5-45-49. (In Russ.).

10. Ivanov R.L. The Quasi-legislative acts and relationships in legal system of Russia. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravо" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2011, no. 2 (27), pp. 7-20. (In Russ.).

11. Ivanov R.L. Legal Customs and Non-Normative Laws as Non-Typical Means of Legal Regulation. Nauchnyi vestnik Omskoi akademii MVD Rossii = Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the MIA of Russia, 2020, vol. 26, no. 4 (79), pp. 46-52. (In Russ.).

12. Alekseev S.S. Collected works, in 10 volumes. Vol. 3: Problems of the theory of law, course of lectures. Moscow, Statut Publ., 2010. 781 p. (In Russ.).

13. Dolinskaya V.V. The concept and classification of legal facts: an essay on systematization. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika = Laws of Russia: experience, analysis, practice, 2018, no. 4, pp. 91-102. (In Russ.).

14. Matuzov N.I., Malko A.V. (eds.). Theory of State and law, course of lectures, 2nd ed., reprint. and additional. Moscow, Yurist Publ., 2001. 776 p. (In Russ.).

15. Zinchenko S.A. Legal facts in the mechanism of legal regulation, monograph. Moscow, Volters Kluver Publ., 2007. 142 p. (In Russ.).

16. Razbeyko N.V. Jural fact as an element of legal regulatory mechanism. Vestnik Instituta ehkonomicheskikh issledovanii = Vestnik of the Institute of Economic Research, 2017, no. 3 (7), pp. 178-185. (In Russ.).

17. Alexandrova N.V., Fedorov I.Z. Legal facts in the mechanism of civil-law regulation. Vestnik Rossiiskogo universiteta kooperatsii = Vestnik of the Russian University of Cooperation, 2014, no. 1 (15), pp. 35-38. (In Russ.).

18. Benkovich K.S. Legal facts in regulatory management mechanism. Novyi universitet. Seriya: Ehkonomika i pravo = A new university. Series: Economics and Law, 2011, no. 2 (2), pp. 51-54. (In Russ.).

19. Demin A.A., Yagunova E.E. Legal facts and their locality in the mechanism of civil law regulation. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika = Laws of Russia: experience, analysis, practice, 2021, no. 7, pp. 14-18. (In Russ.).

20. Ivanov R.L. Normative legal facts. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravо" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2018, no. 2 (55), pp. 22-28. (In Russ.).

21. Petrazhitsky L.I. Theory of law and the state in connection with the theory of morality, in 2 part. Part 1. Moscow, Yurait Publ., 2023. 237 p. (In Russ.).

22. Petrazhitsky L.I. Theory of law and the state in connection with the theory of morality, in 2 part. Part 2. Moscow, Yurait Publ., 2023. 343 p. (In Russ.).

23. Ivanov R.L. Limits of legal regulation: the concept and the forms. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravо " = Herald of Omsk University. Series "Law ", 2011, no. 4 (29), pp. 6-18. (In Russ.).

About the author

Muzalevskaya Elena - Lawyer, Managing Partner AVEDA Law Office

Postal address: office 616, 74, building 1, Marshala Zhukova ul., Omsk, 644010, Russia

E-mail: e.muzalevskaia@yandex.ru

SPIN-code: 7816-3803, Author ID: 1065026

Article info

Received - May 18, 2023 Accepted - January 15, 2024

For citation

Muzalevskaya E.P. Non-Normative Laws and the Problem of Legal Normativity. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2024, vol. 21, no. 1, pp. 15-23. DOI: 10.24147/1990-5173.2024. 21(1).15-23. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.