Научная статья на тему 'Немцы, которые спасали евреев'

Немцы, которые спасали евреев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Третий рейх / Холокост / антигитлеровское Сопротивление / немцы-спасатели / праведники народов мира / Third Reich / Holocaust / anti-Hitler Resistance / German rescuers / Righteous Among the Nations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борис Львович Хавкин

Социальная роль и мотивация действий участников немецкого антинацистского Сопротивления была намного шире и разнообразнее, чем это считалось в историографии ранее. В статье на основе немецких и российских источников и литературы рассказывается о малоизвестной странице в истории немецкого антигитлеровского Сопротивления – спасении немцами евреев от «всеобщего и окончательного» решения еврейского вопроса (т.е. изгнания всех евреев из Германии и их полного уничтожения), которое осуществлял нацистский режим. Спасателей евреев в Германии было не так уж мало. Они принадлежали к разным социальным группам, конфессиям, возрастам и профессиям. Среди них были рабочие, крестьяне, помещики, служащие, чиновники, лица свободных профессий – адвокаты, университетские преподаватели и школьные учителя, священники, монахи, врачи, литераторы, художники, актеры, домашние хозяйки, люди без определенных занятий, даже военные, полицейские и жандармы. Спасатели отвергали нацизм и антисемитизм и, помогая евреям, противостояли гитлеровскому режиму. Деятельность спасателей была проявлением «восстания совести» – морального неприятия гитлеризма частью немецкого народа. Это доказывают приведенные в статье истории спасения немцами евреев от Холокоста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Germans who saved the Jews

The social role and motivation for the actions of participants in the German anti-Nazi Resistance was much broader and more diverse than previously thought in historiography. The article, based on German and Russian sources and literature, tells about a little-known page in the history of the German anti-Hitler Resistance the Germans’ rescue of Jews from the “general and final” solution to the Jewish question (i.e. the expulsion of all Jews from Germany and their complete destruction), which was carried out by Nazi regime. There were quite a few rescuers of Jews in Germany. They belonged to different social groups, religions, ages and professions. Among them were workers, peasants, landowners, employees, officials, people of liberal professions – lawyers, university professors and school teachers, priests, monks, doctors, writers, artists, actors, housewives, people without certain occupations, even military men, policemen and gendarmes. The rescuers rejected Nazism and anti-Semitism and, by helping Jews, opposed the Hitler regime. The activities of the rescuers were a manifestation of the “rebellion of conscience” – the moral rejection of Hitlerism by part of the German people. This is proven by the stories given in the article of the Germans saving Jews from the Holocaust.

Текст научной работы на тему «Немцы, которые спасали евреев»

УДК 94(100)»1939/45»

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-3-80-89

Дата поступления (Submitted) 02.03.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 12.03.2024

Немцы, которые спасали евреев

БОРИС ЛЬВОВИЧ ХАВКИН

доктор исторических наук, профессор Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета 125047, Москва, Миусская площадь, д. 6 e-mail: novistor@mail.ru

Аннотация. Социальная роль и мотивация действий участников немецкого антинацистского Сопротивления была намного шире и разнообразнее, чем это считалось в историографии ранее. В статье на основе немецких и российских источников и литературы рассказывается о малоизвестной странице в истории немецкого антигитлеровского Сопротивления - спасении немцами евреев от «всеобщего и окончательного» решения еврейского вопроса (т.е. изгнания всех евреев из Германии и их полного уничтожения), которое осуществлял нацистский режим. Спасателей евреев в Германии было не так уж мало. Они принадлежали к разным социальным группам, конфессиям, возрастам и профессиям. Среди них были рабочие, крестьяне, помещики, служащие, чиновники, лица свободных профессий - адвокаты, университетские преподаватели и школьные учителя, священники, монахи, врачи, литераторы, художники, актеры, домашние хозяйки, люди без определенных занятий, даже военные, полицейские и жандармы. Спасатели отвергали нацизм и антисемитизм и, помогая евреям, противостояли гитлеровскому режиму. Деятельность спасателей была проявлением «восстания совести» - морального неприятия гитлеризма частью немецкого народа. Это доказывают приведенные в статье истории спасения немцами евреев от Холокоста.

Ключевые слова: Третий рейх, Холокост, антигитлеровское Сопротивление, немцы-спасатели, праведники народов мира

The Germans who saved the Jews

BORIS LVOVICH KHAVKIN

Doctor of Historical Sciences, Professor of the Historical and Archival Institute Russian State Humanitarian University 125047, Moscow, Miusskaya square, 6 e-mail: novistor@mail.ru

Abstract. The social role and motivation for the actions of participants in the German anti-Nazi Resistance was much broader and more diverse than previously thought in historiography. The article, based on German and Russian sources and literature, tells about a little-known page in the history of the German anti-Hitler Resistance - the Germans' rescue of Jews from the "general and final" solution to the Jewish question (i.e. the expulsion of all Jews from Germany and their complete destruction), which was carried out by Nazi regime. There were quite a few rescuers of Jews in Germany. They belonged to different social groups, religions, ages and professions. Among them were workers, peasants, landowners, employees, officials, people of liberal professions - lawyers, university professors and school teachers, priests, monks, doctors, writers, artists, actors, housewives, people without certain occupations, even military men, policemen and gendarmes. The rescuers rejected Nazism and anti-Semitism and, by helping Jews, opposed the Hitler regime. The activities of the rescuers were a manifestation of the "rebellion of conscience" - the moral rejection of Hitlerism by part of the German people. This is proven by the stories given in the article of the Germans saving Jews from the Holocaust.

Keywords: Third Reich, Holocaust, anti-Hitler Resistance, German rescuers, Righteous Among the Nations

ПОСТАНОВКА И ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

В литературе существует мнение, что политика нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и массо-

вому уничтожению евреев (ныне обозначаемая термином Холокост [1]) не затрагивала большинства немцев: о геноциде евреев в Третьем рейхе они якобы ничего не знали [2].

Так ли это?

«Скрепами» Третьего рейха был не только террор, но и идеология национал-социализма, основанная на идее «превосходства арийской расы». Эта идеология была тотальной, а крайний антисемитизм - одной из ее сущностных характеристик. Как отмечал немецкий филолог и писатель еврейского происхождения Виктор Клемперер [3], «в сознании немецкого обывателя антисемитизм и расовое учение - это синонимы» [4, с. 171].

От немцев не было секретом, что нацисты стремились к «всеобщему» и «окончательному» решению «еврейского вопроса». Под первым понималось полное изгнание евреев из Германии. Под вторым - поголовное уничтожение еврейского народа [5, с. 1035]. Большинство немцев поддерживало преступный нацистский режим [6].

Петербургский историк О.Ю. Пленков подвел общий итог гонений и убийств немецких евреев нацистами: из 500 тыс. немецких евреев из Третьего рейха эмигрировали 278 тыс. Эмиграция, впрочем, не всегда спасала от Холокоста. Число уничтоженных нацистами немецких евреев колеблется между 160 тыс. и 195 тыс.; около 15 тыс. евреев, будучи в браках с немцами, пережили войну; менее 6 тыс. смогло пережить концлагеря; около 5 тыс. всю войну нелегально скрывались в Берлине и Вене. О.Ю. Пленков отмечал: так как приказа (письменного документа) об «окончательном решении еврейского вопроса», наверное, не было, вопрос, знали ли немцы об ужасах концлагерей, излишен. «Да, знали, но сделать что-либо не хотели или не могли... Тем более велика цена помощи немногих по-настоящему милосердных и человечных немцев, рискнувших пойти против нацистского режима и попытаться спасти хотя бы одного еврея. На самом деле возможности спасать евреев были, только пользовались ими редко» [7, с. 364-366].

Среди немецкого народа было меньшинство, которое, спасая евреев, оказывало Сопротивление гитлеровской диктатуре. Движение Сопротивления в Германии в 1933-1945 гг. никогда не было общенациональным массовым и народным, однако оно было значительно шире, чем это ранее представлялось и во многом определило послевоенный процесс «преодоления прошлого» [8].

По приказу гестапо от 24 октября 1941 г. немцев, уличенных в помощи евреям, отправляли в концлагерь, что нередко заканчивалось их гибелью. Мужчин обычно наказывали строже, чем женщин. С приближением краха Третьего рейха свирепость нацистов нарастала. На оккупированных немцами территориях Советского Союза и Польши расплата за «пособничество евреям» (Judenbegйnstigung) была однозначной - смертная казнь. В рейхе за это же обычно бросали в концлагерь. Разница в карательных мерах в

рейхе и на оккупированных территориях объяснялась политико-идеологическими соображениями. Нацистское руководство стремилось представить помощь немцев евреям не как сознательное сопротивление политике преследований и геноцида, а как аномальное поведение отдельных «оторванных от нации и введенных в заблуждение людей». По мнению бывшего руководителя Центра исследований антисемитизма Технического университета Берлина Вольфганга Бенца, это были единичные случаи, которые и трактовать нужно каждый в отдельности [9]. Однако этих случаев было не так уж мало.

По данным израильского национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма Яд Вашем на 1 января 2020 г., из 27712 человек, причисленных к Праведникам народов мира за спасение евреев, граждан Германии было 638 [10].

СПАСАТЕЛИ

«Спасатели, - как отмечал исследователь этой темы С.А. Мадиевский, - принадлежали к самым различным слоям общества, практически ко всем его социальным группам. Среди них были рабочие, мастера, промышленники, коммерсанты (мелкие, средние и крупные), банкиры, крестьяне и помещики, чиновники и служащие, лица свободных профессий (адвокаты, врачи, аптекари, журналисты, писатели, художники, актеры), преподаватели и учащиеся, священники и монахи, старьевщики и прачки, домашняя прислуга, профессиональные преступники, проститутки, пенсионеры и люди без определенных занятий. Были домашние хозяйки, несовершеннолетние члены семей. Были солдаты, унтер-офицеры и офицеры вермахта, служащие Организации Тодта, полицейские и жандармы, даже штурмовики, эсэсовцы и гестаповцы. Широту этого спектра наглядно иллюстрируют истории спасения, описанные выжившими. Большая часть спасателей изначально отвергала нацизм. Но были и такие, кто вследствие политической наивности, влияния окружающих и пр. поддался социальной или национальной демагогии нацистов, поверил "добрым намерениям" Гитлера или был ослеплен его внутренними и внешними успехами. Кое-кто вступил даже в НСДАП, СА и СС. Позже, отрезвленные столкновением с реальностью, испытывая сожаление, стыд, угрызения совести, такие люди стремились как-то искупить вину» [11, с. 59-60].

Начиналось все с простых, будничных проявлений сочувствия, солидарности - вопреки нацистским призывам, а затем и запретам. Немцы продолжали покупать у евреев, лечиться у них, давать заказы еврейским ремесленникам, помогать соседям-евреям делать закупки (товары отпускались евреям лишь в определенные часы). И, конечно, поддерживать родственные, дружеские, деловые, коллегиальные связи с евреями.

Немцы, готовые идти дальше, предоставляли евреям убежище в «Хрустальную ночь» всегер-манского погрома 9-10 ноября 1938 г. Чемпион мира и олимпийских игр по боксу Макс Шмелинг, которого нацистская пропаганда прославляла как «символ арийской расы», «воплощение тевтонской красоты и мощи», в «Хрустальную ночь» укрыл приятеля-еврея с двумя его сыновьями в своем гостиничном номере в центре Берлина, а через пару дней на личном «мерседесе» перевез их в свой загородный дом. Вскоре спасенная Шмелингом семья смогла эмигрировать в Шанхай [12, S. 221-222].

Берлинская журналистка Рут Андреас-Фри-дрих в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. приютила у себя более десятка друзей и знакомых [13, S. 99]. Евангелический пастор Генрих Грюбер прятал евреев в дачных домиках берлинского пригорода Каульсдорф, где находился его приход [14], медсестры церковной больницы во Вредене близ Мюнстера - в хозяйственной пристройке на территории больницы [15, S. 137].

На следующий день после «Хрустальной ночи» бывшая домработница пробралась в опечатанный гестапо дом прежних хозяев (их 9 ноября увели, а жилье разграбили) и отыскала спрятавшуюся в шкафу на чердаке дочь-малолетку, считавшуюся пропавшей. Женщина взяла ребенка к себе, выдав соседям за дальнюю родственницу. От всего пережитого девочка онемела, речь вернулась к ней лишь через полвека [11, с. 16].

Нарастание дискриминации и преследований, исключение евреев из общественно-политической, культурной, а затем и хозяйственной жизни, угроза личной безопасности вынуждали все большее число людей к эмиграции. До осени 1941 г. легальная эмиграция из Германии была еще возможна, хотя и была сопряжена с большими трудностями. Сочувствующие евреям в меру сил и возможностей помогали их преодолевать.

Так, Иоганна Зольф, вдова видного дипломата времен Веймарской республики, немецкого посланника в Токио, и ее дочь графиня Лаги фон Баллестрем использовали свои связи в МИДе, иностранных посольствах и консульствах, чтобы добыть для эмигрирующих разрешения на выезд [16, S. 132-133].

Генеральный директор электротехнической компании «Бош» Ганс Вальц, действуя с согласия владельца фирмы Роберта Боша, через работников фирмы снабжал отъезжающих деньгами. Финансовую поддержку и помощь в переправке имущества за рубеж оказывали председатель правления сталелитейных заводов «Ферайниг-те штальверке» в Дюссельдорфе Эрнст Пёнсген и отставной дипломат граф Альбрехт фон Бернсторф. В меру сил помогали владелец небольшой берлинской типографии Теодор Гёрнер, бухгалтер-ревизор Эрхард Эвердик [11, с. 16-17].

Евреям разрешалось вывозить с собой из Гер-

мании лишь 10 марок. Поэтому друзья, выезжая за рубеж, контрабандой провозили их деньги и ценности [13, S. 102]. В деле легальной эмиграции большую роль играли «Особая организация благотворительной помощи» при католическом «Обществе Св. Рафаэля для содействия эмиграции», евангелическое «Бюро пастора Грюбера», созданное по инициативе некоторых деятелей оппозиционной властям Исповедующей церкви, и «Бюро помощи» при «Обществе друзей» (квакеров). Первая из названных организаций опекала в основном католиков - «неарийцев», вторая -протестантов еврейского происхождения, третья - евреев, отошедших от иудаизма и не примкнувших к христианским церквям.

Пока деятельность этих организаций соответствовала нацистским планам вытеснения евреев из Германии, власти ее терпели. «Общество Св. Рафаэля» продолжало даже получать государственную субсидию; однажды госсубсидия перепала и «Бюро пастора Грюбера». Однако в 1941 г. с запретом эмиграции евреев из Германии все три организации были закрыты.

Наряду с легальной, спасателями финансировалась и поддерживалась эмиграция нелегальная (тех, кто не имел средств или не мог выправить необходимые документы). Упомянутый Вальц с согласия Боша передал на эти цели до полумиллиона марок. Член «Кружка Зольф» отставной дипломат д-р Рихард Куенцер использовал свои связи с немецкими эмигрантами, проживавшими в Швейцарии, для помощи беглецам. Писатель Герхард Поль, чей дом находился близ границы с Чехословакией, помогал эмигрантам нелегально перейти границу (естественно, до оккупации Германией этой страны) [11, с. 18].

В августе 1941 г. был запрещен выезд из Германии евреев призывного возраста (от 18 до 45 лет), а в октябре того же года - эмиграция вообще.

В 1942 г. в Берлине возникла конспиративная группа для нелегальной переправки евреев через швейцарскую границу. В нее входили совладельцы магазина, торговавшего коврами и антиквариатом: художник-галерист Франц Хе-кендорф и декоратор Николаус Иозеф Лебенс, сын Хекендорфа Гюнтер, а также уроженец пограничной баденской деревушки Отто Альтен-бургер и владелец вокзального ресторана Вильгельм Мартин. До своего провала в феврале 1943 г. они, по разным оценкам, переправили в Швейцарию от 20 до 80 человек [17, S. 157-158].

Берлинка Луиза Майер, 58-летняя домохозяйка, вдова бухгалтера и мать четырех взрослых детей, вместе с жителем приграничной деревушки Готмадинген слесарем Иозефом Хёфлером и его помощниками - электромонтером Вилли Форвальдером, механиком Вильгельмом Рици и таможенником Гуго Вецштайном, в 1943-1944 гг. помогли перейти границу 28 евреям. Луиза Май-ер сопровождала их от Берлина до пограничного

Зингена, там беглецов встречал Хёфлер, который известными ему тропами подводил их к границе (позднее это делали Рици или Вецштайн) [18, S. 205-218].

Однако далеко не все евреи могли или хотели уехать из рейха. Во-первых, ни одна из стран не горела желанием принимать их. Это наглядно продемонстрировала Эвианская конференция 5-16 июля 1938 г. Въездные визы евреям выдавались - если выдавались - в малом количестве и на очень жестких условиях (высокий денежный залог или финансовые гарантии родственников). С другой стороны, легальный выезд из Германии тоже требовал определенных денежных средств и преодоления бюрократических рогаток, а нелегальный был сопряжен с большим риском. Подчас потенциальные эмигранты не решались оставить старых и больных, нуждавшихся в помощи близких родственников, а те, в свою очередь, не находили сил и решимости для такого шага.

Был и еще один фактор, сдерживающий еврейскую эмиграцию: многие евреи полностью не осознавали грозившей им опасности. Искренние патриоты Германии, немецкие евреи подчас не представляли себе жизни в иной стране. Так, например, Генрих Мюзам, редактор, уволенный в 1934 г. из издательства «Ульштейн», отвечал друзьям в ответ на уговоры уехать: «Родина там, где на стене написано «Пауль дурак», где играл в камешки, в разбойников и жандармов. Все гитлеры земли не могут этого отнять. Уехать, чтобы быть несчастным в Канаде? Вырванным из почвы в Штатах? Отчаявшимся на Филиппинах? Есть такая степень привязанности к месту, которая исключает мысль о бегстве». Мюзам, инвалид на деревянном протезе, и его престарелая мать были в 1942 г. депортированы и в 1943 г. погибли [13].

Карла Раве из г. Лемго - единственная, кто выжил из большой семьи, - вспоминала после войны: «Моему отцу трудно было на это решиться. Моя бабушка говорила: «Я здесь родилась, я немка, здесь со мной ничего плохого не случится... » Язык, образ мыслей, поведение... все в нас было немецким, и поэтому мы цеплялись за Германию» [11, с. 20].

«Бюро пастора Грюбера» оказывало своим подопечным, оставшимся в Германии, правовую, материальную и моральную помощь; используя связи в кругах министерской бюрократии, оно пыталось помогать еврейским организациям ходатайствами об отсрочке или смягчении антиеврейских мер. Во время очередных переговоров об эмиграции евреев начальник отдела гестапо по делам евреев Адольф Эйхман спросил Грюбера: «Объясните мне причину, по которой Вы помогаете этим евреям. У Вас нет никаких еврейских родственников. Вы не обязаны защищать этих людей. Никто Вам никогда не скажет спасибо! Я не понимаю, почему Вы это делаете!»

Пастор ответил гестаповцу: «Вы знаете дорогу из Иерусалима в Иерихон! На этой дороге однажды лежал ограбленный и избитый еврей. Один самаритянин, не связанный с евреем ни расой, ни религией, пришёл и помог ему. Господь, единственно от которого я принимаю повеления, сказал мне: Иди, и делай то же самое» [19, S. 26].

Благодаря работе Генриха Грюбера и сотрудников его бюро из Германии смогли эмигрировать около 2 тысяч евреев, принявших христианство, а также их супруги и дети. Гестапо отдало приказ закрыть бюро до 1 февраля 1941 г. Многих сотрудников берлинского бюро Грюбера арестовали. Тех, кто по Нюрнбергским законам считался евреем, нацисты депортировали в гетто и концентрационные лагеря. В 1941 г. Грюбера отправили в концлагерь Дахау, в Баварии, в котором он просидел до 1943 г. [14, S. 114]. Вернувшись в Берлин, Грюбер продолжил пасторское служение в кальвинистской общине. 22 апреля 1945 г. Грюбер с белым флагом отправился навстречу Красной Армии, с надеждой предотвратить кровопролитие. 18 мая 1945 г. советский комендант Берлина генерал Н. Э. Берзарин назначил Грюбера заместителем управляющего Совета по церковным вопросам. Грюбер вновь открыл своё бюро, чтобы теперь помогать тем, кто пережил Холокост, был депортирован или дискриминирован и скрывался от преследования в годы нацизма. В 1964 г. Яд Вашем признал Генриха Грюбера праведником народов мира [20, S. 130].

Оставшиеся в нацистской Германии евреи болезненно переживали свою изоляцию от немецкого общества. Нацисты постарались окружить их непроницаемой стеной отчуждения; в основном им это удалось. Берлинец Исаак Бехар, который был тогда подростком, вспоминал: «Большинство наших нееврейских знакомых и друзей отвернулось от нас... Некоторые пытались объяснить нам, почему они теперь должны это сделать, большинство же избегало при встрече любых объяснений... Они просто переходили на другую сторону улицы или забегали в магазины, куда евреи в эти часы входить не могли» [21, S. 12, 73]. Измена или равнодушие прежних друзей, знакомых, подчас даже родственников, школьных и университетских товарищей, коллег по работе, соседей, деловых партнеров, клиентов, пациентов и пр. - все это порождало у преследуемых ощущение одиночества и отверженности. «Тем ценнее были любые, даже самые малые проявления сочувствия, симпатии, солидарности», - отмечал историк С.А. Мадиевский [11, с. 21].

С 19 сентября 1941 г., когда для всех евреев старше шести лет стало обязательным ношение специального опознавательного знака - шестиконечной желтой звезды [22, с. 66], нередко бывало, что кто-то демонстративно вставал со своего места в трамвае, метро или поезде, пред-

лагая его носителю клейма. Юрист из Бадена Герхард Кеммерер наставлял своих детей приветствовать на улице каждого отмеченного такой звездой [23].

Имели место и другие проявления солидарности. Так, Фердинанд Леви из Франкфурта вспоминал: в центре города, «в двух шагах от оперного театра совершенно незнакомый, приличного вида человек соскочил вдруг со своего велосипеда и обратился ко мне: «Разрешите пожать вам руку и заверить вас - я и мои друзья поклялись, что все причиненное вам будет отомщено. Не теряйте мужества, вы не всеми покинуты»» [24, S. 281].

Аналогичный случай приводит Беата Штек-хан: «Однажды, когда я, опустив голову, шла по улице, где тогда жила - это было в западной части Берлина, - ко мне приблизилась какая-то дама и сказала: «Пожалуйста, держите голову высоко. Не вы должны стыдиться, а те, кто причиняет вам все эти страдания»». Чиновник в полицейском участке, куда Штекхан вызвали по поводу не сданного ею телефонного аппарата (евреям запретили иметь телефон), прощаясь, встал, подал ей пальто и, пожав руку, сказал: «Держитесь! Вся эта несправедливость не может продолжаться долго» [25, S. 182-183].

В тогдашних условиях, когда большинство немцев не хотело или не могло противостоять «принуждению к бесчеловечности», такие поступки имели, несомненно, немалое психологическое значение. Бехар в связи с этим пишет: «Любой, самый малый жест, улыбка или одобряющий взгляд возвращали нам частицу человеческого достоинства. И это ведь не было опасно для жизни» [24, S. 219].

Куда опаснее были публичные проявления солидарности - например, открыто идти по улице рядом с носителем желтой звезды или, того пуще, под руку с ним: с октября 1941 г. это стало уголовно наказуемым. И тем не менее пасторы Исповедующей церкви в Берлине д-р фон Ра-бенау и Герхард Лене, а также сестра Герхарда Хильда Лене делали это. Учительница Элизабет Флюгге общалась с прежними учениками-евреями, жена директора франкфуртского театра Нидди Импековен посещала знакомую в «еврейском доме». Викарий евангелической церкви Св. Марии Магдалины в Бреслау Катарина Штариц пошла дальше: в циркулярном письме, разосланном руководителям, членам и служащим церковных общин в сентябре 1941 г., она призвала не допускать какой-либо дискриминации верующих еврейского происхождения в общинах («они имеют в церкви те же права, что и другие члены общин, и особо нуждаются в утешении словом Божьим». За это письмо церковные власти отрешили Штариц от должности, гестапо арестовало ее и отправило в концлагерь Равенсбрюк [23, S. 113, 159].

С октября 1941 г. для всех евреев Германии

была официально введена принудительная трудовая повинность (фактически же она существовала с 1940 г.). Их направляли, как правило, на самые тяжелые, грязные или опасные работы -прокладку и ремонт дорог и железнодорожных путей, мощение и уборку улиц, производство боеприпасов и военного снаряжения. Рабочий день длился по десять и более часов, а рацион состоял из порченого картофеля, брюквы и малых количеств молока, смальца и сахара. Хлеба выдавалось по 500 грамм в неделю против 2500 для «арийцев» [11, с. 23]. В этих условиях очень важным проявлением солидарности была помощь продовольствием.

Раввин д-р Лео Бек, в 1939-1943 гг. возглавлявший последнюю из еврейских организаций

- «Имперское объединение евреев в Германии», вспоминал: «Каждую пятницу в мою квартиру приходила одна графиня и приносила овощи, которые евреям по карточкам не выдавались. Иногда я находил у своих дверей сумку с фруктами, принесенную неизвестным. Однажды в переполненном вагоне метро ко мне придвинулся какой-то мужчина и спросил: «Тиргартен - это на следующей остановке?» После чего прошептал: «Я из деревни, я сунул в вашу сумку несколько яиц». В другой раз на улице ко мне подошел человек и уронил на землю конверт. Затем, оглянувшись, поднял его и передал мне со словами: «Это вы потеряли». В конверте была пачка продовольственных карточек» [26, S. 346].

Конечно, можно объяснить такие жесты тем, что Бек был известен и его, возможно, узнавали на улице. Но такие же или сходные факты находим в воспоминаниях «маленьких», никому не известных тогда людей. Продукты передавались евреям на работе, на улице, иногда их приносили на дом. Инспектор рейхсбанка Август Шмигель и его жена Хильдегард, например, выставляли в условленное время сумку на порог своего особняка - через минуту ее забирал кто-либо из членов проживавшей рядом еврейской семьи. Некоторые крестьяне или владельцы продовольственных лавок припрятывали продукты для постоянных клиентов-евреев, другие выделяли из своих запасов для раздачи незнакомым им людям [11, с. 24].

В октябре 1941 г. началась систематическая депортация немецких евреев на Восток. В 1940 г. им предшествовали «выборочные» депортации: из Штеттина, Штральзунда и Шнайдемюля

- в Польшу, из Бадена, Пфальца и Саарланда -в южную Францию. Сотрудники полиции и других учреждений, особенно же частных фирм, осведомленные о предстоящих акциях, подчас предупреждали о них знакомых евреев, что давало тем возможность своевременно «лечь на дно». В силу этого т. н. «фабричная акция» 27-28 февраля 1943 г. -имперская облава, ставившая целью депортировать всех остававшихся в Германии евреев, в основном занятых на предприя-

тиях военного значения, - увенчалась лишь частичным успехом. В Берлине, который Гитлер и Геббельс (гауляйтер столицы) особо стремились очистить от евреев, ушло в подполье около 4 тысяч человек [27, S. 137-177].

Официально депортация именовалась «переселением на Восток с целью трудового использования», поэтому временно нетрудоспособные получали отсрочку до выздоровления. Используя это, врачи ставили знакомым ложные диагнозы, производили без особой необходимости операции (или просто имитировали их) и старались как можно дольше удержать такого пациента в больнице. Кому-то действительно удалось таким образом спасти в конечном счете жизнь.

В редких случаях тот же эффект достигался с помощью связей с высшим или местным начальством. Профессор Фрайбургского университета Карл Абец (брат известного нацистского дипломата, посла при правительстве Виши Отто Абеца) обращением к крайсляйтеру (окружному руководителю) нацистской партии Фричу добился изъятия из списков на депортацию вдовы своего коллеги и друга Женни Рааб [11, с. 25].

Депортации осуществлялись не только из «Старого рейха» (Германии в границах 1937 г.), но и из оккупированных нацистами стран. Уникальный пример саботажа таких акций - деятельность т. н. «отдела сомнительных расовых случаев» в генеральном комиссариате юстиции немецкой оккупационной администрации Нидерландов. Руководитель этого отдела юрист Ганс Кальмайер и его сотрудники капитан д-р Герхард Вандер и чиновник-пенсионер Генрих Миссен путем юридического крючкотворства, осуществляемого под прикрытием скрупулезного соблюдения нюрнбергских расовых законов, с помощью поддельных документов превращали «полных» евреев в «полукровок» или даже «евреев на четверть», таким образом спасая их от депортации. Главный еврейский синод Нидерландов, со своей стороны, охотно свидетельствовал, что проситель никогда не состоял членом еврейской общины, в других случаях это устанавливалось решением нидерландского суда при отсутствии возражений со стороны еврейской общины. (В рейхе судебное оспаривание принадлежности к общине не допускалось).

С началом в 1941 г. массовых депортаций на Восток уход в подполье стал для евреев единственно возможной формой сопротивления, единственным, пусть зыбким и ненадежным, шансом на выживание. Из 164 тысяч евреев, остававшихся к тому времени в Германии, на такой шаг решилось от 10 до 15 тысяч человек [11, с. 27]. Несмотря на все уже пережитое, в их сознание не укладывалась мысль, что «их страна» осуществляет тотальное физическое уничтожение евреев. Из чувства психической самозащиты они гнали ее от себя.

С 1941 г. основным видом помощи немцев

евреям стало предоставление убежища. Где только немцы ни прятали евреев: у себя дома, у родных и друзей, в роскошных виллах и трущобах, фамильных замках и сельских хижинах, в гостиницах и пансионах, на чердаках и в подвалах, в кладовых и на антресолях, в гаражах и на складах, в сараях и амбарах, конюшнях и хлевах, в овинах и на сеновалах, в цехах и мастерских, магазинах и конторах, в церквях и монастырях, в больницах и кладбищенских склепах, в сиротских приютах и домах престарелых, в садовых и лодочных домиках, в борделях и бродячих цирках! Кто-то укрыл на день-другой, а кто-то - на несколько лет. Жизнь в подполье была исключительно трудна по многим причинам: для нее нужны были физическая и психическая устойчивость, деньги связи с неевреями, готовыми помочь.

Большинству немецких евреев не удалось избежать депортации в гетто и лагеря на Востоке. Поначалу немецкие евреи в большинстве своем исходили из того, что, хотя условия жизни и труда в гетто и лагерях будут очень тяжелыми, для тех, кто сохранит работоспособность, останется шанс выжить. По мере того, как догадки, подозрения, предположения, что депортация означает более или менее быструю гибель, постепенно превращались в уверенность, росло число самоубийств, с одной стороны, и уходов в подполье - с другой [28, S. 135-159].

Но даже тем, кто попал в колеса депортаци-онной машины, благодаря отчаянно смелым действиях спасателей иногда удавалось выскочить из-под этих колес. Восемнадцатилетняя Катарина Майер (позднее по мужу - Оверат) пришла к воротам сборного лагеря Мюнгерсдорф близ Кёльна, надеясь передать продукты находившейся там пожилой еврейской чете Бер-науэр (мать Катарины ранее была у них няней и домработницей). Катарине удалось усыпить бдительность охраны и под видом своих родителей, работающих на лагерной кухне, вывести супругов Бернауэр за территорию охраняемой зоны [29, S. 130-135].

Были случаи, когда евреев спасали охранники. Из варшавского гетто, как известно по воспоминаниям, ряду узников удалось бежать благодаря содействию немецких полицейских, жандармов и даже эсэсовцев. Четверо служащих полицейской тюрьмы в Инсбруке (Тироль) в январе 1945 г. помогли бежать двум девушкам-еврейкам, которых должны были отправить в концлагерь; пятый - инспектор местной полиции - снабдил их фальшивыми документами. Старшая надзирательница тюрьмы во Франкфурте помогла одной из заключенных-евреек попасть в больницу, что дало той возможность бежать; затем тюремщица приютила беглянку в своей квартире и, наконец, переправила в Висбаден, где та и дождалась освобождения [11, с. 43].

В конце войны, когда узников концлагерей

«маршами смерти» нацисты перегоняли на запад, иногда находились охранники, делившиеся с ними пайком. Женщины в немецких деревнях, лежавших на пути следования «маршей смети», иногда бросали заключенным что-нибудь съестное. В ряде случаев местные жители укрывали тех, кому удавалось сбежать по дороге [20, S. 96189].

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ-СПАСАТЕЛИ

На свой манер старались помочь оставшимся в Германии евреям и некоторые немецкие предприниматели. Используя острую нехватку рабочей силы, вызванную призывом миллионов работоспособных мужчин в армию, они привлекали евреев на производство, спасая от принудительных работ, а также на какое-то время и от депортации в гетто и концлагеря.

Как спасатель известен крупный немецкий бизнесмен Бертольд Байц, в годы войны - коммерческий директор нефтяного общества «Бес-киды» в Дрогобыче, а затем и фирмы «Карпатен Оль» в Бориславе. Он спас от депортации сотни евреев. В 1950-е годы Байц возглавил «обновленный», «извлекший уроки из прошлого» концерн Круппа [30].

В литературе о спасателях имеются сведения о деятельности на Украине представителя строительной фирмы «Иозеф Юнг» (Золинген) Германа Гребе, управляющих текстильными фабриками в Белостоке Артура Шаде и Отто Бенешека, управляющего фабрикой кожтоваров во Львове Макса Коля, владельца лакокрасочной мастерской и магазина художественных изделий в Белостоке Отто Буссе, управляющего мыловаренной фабрикой и фабрикой по производству обувного крема в провинции Заглебие Дабров-ске (Западная Польша) Иоганна Пшейдта, Юлиуса Мадрича - владельца швейной фабрики и Раймунда Тича - технического руководителя этой фабрики, работавшей сначала в Подгорце, а затем в гетто Кракова и Тарнова и в концлагере Пласцов [23].

Полуслепой предприниматель Отто Вайдт владел в Берлине фабрикой по производству метел, веников и щеток. У него работали почти исключительно слепые и глухонемые. В 1940 г. Вайдт добился для фабрики статуса «важного в оборонном отношении предприятия» - армии тоже нужны были щетки, веники и метла. Вайдт нанимал на работу евреев из Еврейского дома для слепых и тем самым спасал их от депортации. В 1941-1943 гг. из 33 слепых и глухих работников фабрики 30 были евреями. С помощью взяток и хитроумных уловок Вайдт, в обход строгого запрета бюро по найму, брал на работу и зрячих евреев. Зрячую еврейскую девушку Ингу Дойчкрон (после войны она стала писательницей) Вайдт сделал своей секретаршей и до конца войны прятал ее вместе с матерью в своей берлинской квартире.

Когда гестапо начало активные аресты и депортации его работников, Вайдт продавал часть продукции фабрики на черном рынке; вырученные деньги шли на подкуп офицеров. Хозяин фабрики стал подделывать документы работникам и при необходимости прятать евреев на заднем дворе, снабжая их предметами первой необходимости. Он боролся за каждого еврея со своей фабрики. Когда несколько из них были арестованы, он в последний момент добился их освобождения. Предупрежденный о готовящейся в феврале 1943 г. «фабричной акции», Вайдт закрыл фабрику. Но многие его работники были депортированы. Вайдт переправил в Терезиен-штадт 150 посылок с продуктами для евреев. За счет посылок Отто Вайдта, концлагере кормилось 25 человек. Вайдт приезжал в Терези-енштадт и вытаскивал из лагеря тех, кого было можно. Так, ему удалось перевести в другой лагерь и тем спасти нескольких человек, зрячих и незрячих. После войны Отто Вайдт организовал приют для еврейских детей, выживших в концлагерях. Ему оставалось жить недолго: в 1947 г. он умер от сердечного приступа в возрасте 64 лет [31].

В 1971 г. мемориал «Яд Вашем» признал Отто Вайдта Праведником народов мира. А в 1993 г. Инга Дойчкрон собственноручно прикрепила на стену бывшей фабрики на Розенталер-штрас-се, 39 памятную доску. В 2000 г. это здание получило статус памятника истории; с 2005 г. там работает музей. В 2014 г. про Отто Вайдта снят кинофильм «Слепой герой». Фильм основан на воспоминаниях 92-летней писательницы Инге Дойчкрон [32].

Всемирную известность как спасатель евреев приобрел фабрикант Оскар Шиндлер. Он родился в 1908 г. в Австро-Венгрии в Судетах в моравском городе Цвиттау (в настоящее время Республика Чехия) в католической семье. Его семья принадлежала к среднему классу и была частью немецкоговорящей общины в Судетах. Молодой Шиндлер, который закончил немецкую среднюю школу и изучал инженерное дело, должен был пойти по стопам отца, чтобы со временем управлять семейной фабрикой сельскохозяйственной техники. Как и большинство немецкоговорящей молодежи в Судетах, он вступил в Судето-немецкую партию Конрада Генлейна, которая решительно поддержала нацистскую Германию и ратовала за раздел Чехословакии и ее присоединение к Германии. В 1935 г. Шиндлер был завербован германской военной разведкой (абвером). Когда в 1938 г. Судеты вошли в состав Германии, Шиндлер стал членом нацистской партии. В сентябре 1939 г. Шиндлер появился в оккупированном немцами польском городе Кракове. До Второй мировой войны в этом городе проживало 60 тыс. евреев. Германские оккупационные власти сразу же ввели в отношении евреев дискриминационные

ограничения. Еврейские активы передавались в управление «арийцам». Благодаря этому с помощью чиновников, причастных к перераспределению собственности, Шиндлер смог приобрести в Кракове недвижимость [33, S. 97-99].

В октябре 1939 г. Шиндлер стал владельцем перешедшей в «арийское» распоряжение фабрики по производству эмалированной посуды в краковском районе Заблоче. Фактическим управляющим фабрики Шиндлер сделал еврея-бухгалтера Исаака Штерна, который сумел внушить хозяину мудрость из Талмуда «Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Шиндлер получил от Штерна и деловой совет, и моральный принцип, который привел Шиндлера к такому использованию труда евреев, которое спасло их жизни. В 1956 г. Шиндлер писал о Штерне: «Его высокие этические ценности, его бесстрашная готовность помочь, его жертвенные усилия для его братьев в сочетании со скромностью в собственной жизни неоднократно вызывали моё восхищение и уважение. Г-н Исаак Штерн был важной составляющей тех условий, благодаря которым мои усилия по спасению были успешными». Штерн также высоко отзывался о Шин-длере: он утверждал, что хозяин с самой первой встречи относился к евреям иначе, чем другие немцы. Например, 4 декабря 1939 г. он предупредил Штерна о грядущем еврейском погроме в Кракове [33, S. 100-102].

К концу 1942 г. предприятие Шиндлера превратилось в гигантский завод по производству эмалированной посуды и амуниции для немецкой армии, на котором работали 800 человек. 370 из них были евреями из Краковского гетто.

Любитель наслаждений и игрок, Шиндлер вел распутный образ жизни, устраивал шумные застолья, пьянствовал с высокопоставленными эсэсовскими чиновниками и волочился за красивыми женщинами. Казалось, он не имел никаких оснований негативно относиться к нацистскому режиму. Однако постоянно растущее неприятие бессмысленной жестокости нацистских преследований беззащитных евреев породили стремление Шиндлера вырвать как можно больше людей из рук нацистских палачей. В конце концов, в попытках сохранить жизнь еврейским рабочим он не только готов был расстаться со всеми деньгами, но и поставил на кон собственную жизнь.

Когда «его евреям» грозила депортация в Аушвиц, он требовал их освобождения, утверждая, что отсутствие квалифицированных рабочих серьезно повредит производству продукции, важной для военной экономики. Гестапо несколько раз арестовывало Шиндлера, предъявляя обвинения в нарушении приказов и в покровительстве евреям. Однако Шиндлер продолжал помогать евреям. В 1943 г. по просьбе еврейской американской организации Джойнт он предпринял крайне опасную поездку в Буда-

пешт, где встретился с двумя представителями венгерского еврейства. Речь шла об отчаянном положении евреев в Польше и возможностях оказания им помощи.

В марте 1943 г. гетто было ликвидировано, а оставшиеся евреи переведены в концлагерь Плашов на окраине Кракова. У коменданта лагеря и своего собутыльника гауптштурмфюрера СС Амона Гета Шиндлер добился разрешения создать филиал лагеря для еврейских рабочих его фабрики. Там легче было создать относительно терпимые условия существования евреев, увеличить их более чем скудный рацион питания продуктами, купленными на черном рынке на собственные деньги владельца фабрики. На территорию филиала было запрещено входить эсэсовцам.

В конце 1944 г. концлагерь Плашов и все его филиалы получили указание эвакуироваться в связи с приближением Красной Армии. Большинство узников - более 20 тыс. мужчин, женщин и детей - были отправлены в лагеря уничтожения. Получив приказ об эвакуации, Шиндлер обратился в специальный отдел Верховного командования сухопутных сил Германии и сумел получить официальное разрешение на продолжение производства на фабрике, которую он и его жена Эмили открыли в Брюннлице в Судетах. Предполагалось, что все рабочие из Заблоче, к которым были добавлены и большое количество узников лагеря Плашов, переедут на новую фабрику. Однако, вместо Брюннлица 800 мужчин - среди них 700 евреев - и 300 женщин из списка Шиндлера были отправлены в лагеря Гросс-Розен и Аушвиц [34].

Узнав о случившемся, Шиндлер позаботился об освобождении мужчин из лагеря Гросс-Розен и послал свою секретаршу в Аушвиц для переговоров об освобождении еврейских женщин. Последняя сумела договориться, пообещав платить за каждую работницу 7 немецких марок в день. Это единственный случай в истории лагерей уничтожения, когда такой большой группе людей дали возможность покинуть территорию лагеря живыми в то время, когда газовые камеры еще функционировали.

Одним из выдающихся поступков Оскара и Эмили Шиндлер было освобождение 120 евреев из концлагеря Голешов, филиала Аушвица. Шин-длеры взяли на себя уход за выжившими, страшно истощенными людьми, с обмороженными конечностями: они организовали медицинскую помощь и постепенно все больные вернулись к жизни [34].

В последние дни войны Шиндлеру удалось перебраться в Германию, в американскую зону. Промышленный магнат военного времени не имел теперь ни гроша. Еврейские организации помощи и группы переживших Холокост поддерживали его, как могли, финансировали его эмиграцию в Южную Америку (оказавшуюся, в ито-

ге, неудачной). Когда в 1961 г. Шиндлер впервые посетил Израиль (всего визитов было 17), его восторженно встретили 220 человек, спасенных им от смерти. Шиндлер жил то в Израиле, то в Германии. После его смерти в Германии в 1974 г., скорбящие евреи перевезли его прах в Израиль и похоронили на католическом кладбище в Иерусалиме. Надпись на его надгробье гласит: «Незабвенному спасителю от 1 200 гонимых евреев» [35].

В 1962 г. в честь Шиндлера было посажено дерево на Аллее Праведников. В 1993 г. Оскар и Эмили Шиндлер были удостоены почетного звания Праведник народов мира. Его история легла в основу книги австралийского писателя Томаса Кенэлли «Ковчег Шиндлера» (1982 г.) и основанной на ней исторической драмы американского режиссёра Стивена Спилберга «Список Шиндлера» (1993 г.).

***

В послевоенные десятилетия судьбы немцев, спасавших евреев, складывались непросто в обеих германских государствах. Ни в ФРГ, ни в ГДР они не считались участниками Сопротивления, к которым относили лишь тех, чьи действия были непосредственно нацелены на свержение

Литература и источники

нацистского режима. В ГДР в центре внимания государства и общества было коммунистическое Сопротивление; в ФРГ - заговор против Гитлера 20 июля 1944 г.

На вопрос, мог ли «маленький» человек в Третьем рейхе предпринять что-либо против гитлеровской диктатуры, миллионы «простых немцев» спокойно отвечали: «нет». Имена немцев, спасавших евреев, оставались неизвестными: о них не писали газеты, о них не говорили по телевизору, их не замечали власти. Главной причиной такого отношения к спасателям историк Петер Штайнбах (ФРГ) считал нежелание большинства немцев вспоминать о своем конформистском поведении в годы нацизма [36].

Если бы в центре общественного внимания в послевоенной Германии оказались другие «простые» немцы - те, кто осмелился саботировать антисемитскую политику нацистов и сопротивляться ей, послушное диктатуре молчаливое большинство не смогло бы после войны жить со спокойной совестью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако поведение спасителей было, несомненно, Сопротивлением; оно разрушало миф о единстве «народного государства фюрера» -идеологическую и политическую основу «арийского расового сообщества».

1. Холокост. Энциклопедия. Ред. У. Лакёр. М.: Росспэн, 2005.

2. Зотов Г. «Евреи уехали на море». Правда ли немцы при Гитлере не знали о концлагерях? // АиФ, 22.06.2020.

3. Благодаря жене Еве, урожденной Шлеммер, «чистокровной арийке», Виктор Клемперер не был депортирован нацистами в гетто или лагерь смерти. Ему была сохранена жизнь, но горькую чашу унижений и преследований ему пришлось выпить до дна. - См.: Беркович Е. Слово и дело//Вестник. 6.07.1999. http://www.vestnik.com/ issues/1999/0706/win/berkov.htm (дата обращения - 10.03.21).

4. Клемперер В. LTI. Язык третьего рейха. М.: Прогресс-Традиция, 1998. С. 171.

5. Холокост на территории СССР. Энциклопедия. М., 2011. С. 1035.

6. Götz Aly. Hitlers Volksstaat. Raub, Rassenkrieg und nationaler Sozialismus. Frankfurt a.M. 2005.

7. Пленков О.Ю. Государство и общество в Третьем рейхе. Проект национал-социализма. СПб: Владимир Даль, 2017. С. 364-366.

8. Борозняк А.И. ФРГ: опыт становления антитоталитарного согласия. Проблема «преодоления прошлого». М., 1999.

9. Benz W. Überleben im Dritten Reich. Juden im Untergrund und ihre Helfer. München. C.H. Beck-Verlag, 2003.

10. Яд Вашем. Мемориальный комплекс истории Холокоста. - https://www.yadvashem.org/ru/righteous/statistics. html (дата обращения - 26.02.21).

11. Мадиевский С.А. Другие немцы. Сопротивление спасателей в Третьем рейхе. М.: Дом еврейской книги. 2006.

12. Silver E. Sie waren stille Helden. Frauen und Manner, die Juden von den Nazis retteten. Aus dem Englischen von V. Koch. Mtinchen-Wien, 1994.

13. Friedrich K. «Er ist gemein zu unseren Freunden...». Das Retternetz der Gruppe «Onkel Emil». — Überleben im Dritten Reich. Juden im Untergrund und ihre Heifer. Hrsg. von W. Benz. München, 2003, S. 99.

14. Winkler D. Heinrich Grüber, Protestierender Christ. Berlin-Kaulsdorf (1934-1945). Berlin, 1993.

15. Uhlmann A. «Es ist nicht leicht, darüber zu sprechen».Hrsg. von A. Bierhaus. Borken, 1988, S. 137.

16. Mix F. Hilfe im katholischen Milieu // Überleben im Dritten Reich, S. 132-133.

17. Schilde K. Grenzüberschreitende Flucht und Fluchthilfe (1941-1945). Ereignisse, Interessen und Motive. — Überleben im Untergrund, S. 157-158.

18. Schoppmann С. Fluchtziel Schweiz. Das Helfnetz um Luise Meier und Josef Höfler. — Überleben um Dritten Reich, S. 205-218.

19. Mehnert P. Heinrich Grüber. Sein Dienst am Menschen. Berlin 1988, S. 256.

20. Lexikon der Gerechten unter den Völkern: Deutsche und Österreicher. Göttingen, Wallstein-Verlag, 2005.

21. Behar I. Versprich mir, dass Du am Leben bleibst. Ein jüdisches Schicksal. Berlin, 2002, S. 12, 73.

22. Хавкин Б.Л. Расизм и антисемитизм в гитлеровской Германии. Антинацистское Сопротивление немецких евреев. М.: РГГУ, 2018. С. 66.

23. Исток. Март 2024 / 5784 - http://www.istok.ru/library/134-drugie-nemtsy-3-vidy-i-formy-pomoschi.html (дата обращения: 04.03.2024).

24. Frankfurter Jüdische Erinnerungen. Ein Lesebuch zur Sozialgeschichte 1864-1951. Hrsg. von E. Pracht. Sigmaringen, 1977, S. 281.

25. Steckhan B. Was ihr getan habt einem unter diesen meinen geringsten Brüdern, das habt ihr mir getan // Stärker als die Angst. Hrsg. von H. Fink. [Ost-] Berlin, 1968, S. 182-183.

26. Baker L. Hirt der Verfolgten. Leo Beck im Dritten Reich. Stuttgart, 1982. S. 346.

27. Gruner W. Die Fabrik-Aktion und die Ereignisse in der Berliner Rosenstraße. Fakten und Fiktionen um den 27. Februar

1943 - 60 Jahre danach // Jahrbuch für Antisemitismusforschung. Berlin, 2002, S. 137-177.

28. Kosmala B. Zwischen Ahnen und Wissen. Flucht vor der Deportation (1941-1943) // Die Deportation der Juden aus Deutschland. Pläne- Praxis -Reaktionen 1938-1945. Göttingen, 2004. S. 135-159.

29. «...das durfte keiner wissen!». Hilfe für Verfolgte im Rheinland von 1933 bis 1945. Gespräche, Dokumente, Texte. Hrsg. von G.B. Ginzel. Köln, 1995. S. 130-135.

30. Sandkühler T. «Endlösung» in Galizien. Der Judenmord in Ostpolen und die Rettungsinitiativen von Bertold Beiz 19411944. Bonn, 1996. 592 S.

31. Kain R. Otto Weidt: Vom Anarchisten zum «Gerechten unter den Völkern» // Der vergessene Widerstand der Arbeiter — Gewerkschafter, Kommunisten, Sozialdemokraten, Trotzkisten, Anarchisten und Zwangsarbeiter. Hrsg. von Hans Coppi und Stefan Heinz. Berlin, 2012.

32. Deutschkron I. Sie blieben im Schatten. Ein Denkmal für «stille Helden». Berlin, 1996.

33. Ich, Oskar Schindler. Die persönlichen Aufzeichnungen, Briefe und Dokumente. Hrsg. von E. Rosenberg. München, 2000.

34. Crowe D. M. Oskar Schindler: The Untold Account of His Life, Wartime Activities, and the True Story Behind the List. Cambridge, MA, 2004. 766 p.

35. Ковчег Шиндлера - https://knigogid.ru/books/61778-kovcheg-shindlera/toread?update_page (дата обращения -10.03.23).

36. Steinbach P. Widerstand im Widerstreit. Paderborn, München, Wien, Zürich. Ferdinand Schöningh-Verlag. 1994. 297 S.

References

1. Boroznyak A.I. FRG: opyt stanovleniya antitotalitarnogo soglasiya. Problema „preodoleniya proshlogo" [Germany: experience in the formation of anti-totalitarian consent]. Moscow, 1999.

2. Benz W. Überleben im Dritten Reich. Juden im Untergrund und ihre Helfer. München. C.H. Beck-Verlag, 2003. 349 S.

3. Schilde K. Grenzüberschreitende Flucht und Fluchthilfe (1941-1945). Ereignisse, Interessen und Motive. — Überleben im Untergrund, S. 157-158.

4. Schoppmann С. Fluchtziel Schweiz. Das Helfnetz um Luise Meier und Josef Höfler. — Überleben um Dritten Reich, S. 205-218.

5. Behar I. Versprich mir, dass Du am Leben bleibst. Ein jüdisches Schicksal. Berlin. 2002. 240 S.

6. Götz Aly. Hitlers Volksstaat. Raub, Rassenkrieg und nationaler Sozialismus. Frankfurt a.M. 2005. 445 S.

7. Silver E. Sie waren stille Helden. Frauen und Manner, die Juden von den Nazis retteten. Aus dem englischen von V. Koch. MünchenWien, 1994. 256 S.

8. Friedrich K. «Er ist gemein zu unseren Freunden...». Das Retternetz der Gruppe «Onkel Emil». — Überleben im Dritten Reich. Juden im Untergrund und ihre Heifer. Hrsg. von W. Benz. München, 2003. 349 S.

9. Winkler D. Heinrich Grüber, Protestierender Christ. Berlin-Kaulsdorf (1934-1945). Berlin, 1993. 252 S.

10. Uhlmann A. «Es ist nicht leicht, darüber zu sprechen». Hrsg. von A. Bierhaus. Borken, 1988. 110 S.

11. Überleben im Untergrund. Bd. 5. Hilfe und Rettung für Juden in Deutschland 1941-1945. Hrsg. Beate Kosmala, Claudia Schoppmann. Metropol Verlag. Berlin 2002. 408 S.

12. Plenkov O.Yu. [Gosudarstvo i obshchestvo v Tret'em rejhe. Proekt nacional-socializma] State and society in the Third Reich. The National Socialist Project. St. Petersburg: Vladimir Dal, 2017. 783 p.

13. Mehnert P. Heinrich Grüber. Sein Dienst am Menschen. Berlin 1988. 256 S.

14. Lexikon der Gerechten unter den Völkern: Deutsche und Österreicher. Göttingen, Wallstein-Verlag, 2005. 372 S.

15. Frankfurter Jüdische Erinnerungen. Ein Lesebuch zur Sozialgeschichte 1864-1951. Hrsg. von E. Pracht. Sigmaringen, 1977. 328 S.

16. Steckhan B. Was ihr getan habt einem unter diesen meinen geringsten Brüdern, das habt ihr mir getan//Stärker als die Angst. Hrsg. von H. Fink. [Ost-] Berlin, 1968. S. 198.

17. Baker L. Hirt der Verfolgten. Leo Beck im Dritten Reich. Stuttgart, 1982. 512 S.

18. Jahrbuch für Antisemitismusforschung. Hrsg. für das Zentrum für Antisemitismusforschung der Technischen Universität Berlin. Metropol Verlag. Berlin, 2002, 336 S.

19. Die Deportation der Juden aus Deutschland. Pläne— Praxis —Reaktionen 1938-1945. Hrsg. von Birthe Kundrus und Beate Meyer. Wallstein Verlag. Göttingen, 2004. 272 S.

20. «...das durfte keiner wissen!». Hilfe für Verfolgte im Rheinland von 1933 bis 1945. Gespräche, Dokumente, Texte. Hrsg. von G.B. Ginzel. Köln, 1995. 365 S.

21. Deutschkron I. Sie blieben im Schatten. Ein Denkmal für «stille Helden». Berlin, 1996. 159 S.

22. Kosmala B. Verbotene Hilfe. Deutsche Retterinen und Retter während der Holocaust. Zürich, 2003. 39 S.

23. Khavkin B.L. Rasizm i antisemitizm v gitlerovskoj Germanii. Antinacistskoe Soprotivlenie nemeckih evreev [Racism and anti-Semitism in Hitler's Germany. Anti-Nazi Resistance of German Jews]. Moscow: RSUH, 2018. P. 66.

24. Steinbach P. Widerstand im Widerstreit. Paderborn, München, Wien, Zürich. Ferdinand Schöningh-Verlag. 1994. 297 S.

25. Sandkühler T. «Endlösung» in Galizien. Der Judenmord in Ostpolen und die Rettungsinitiativen von Bertold Beiz 1941-1944. Bonn, 1996. 592 S.

26. Deutschkron I. Ich trug den gelben Stern. S. 224

27. Crowe D. M. Oskar Schindler: The Untold Account of His Life, Wartime Activities, and the True Story Behind the List. Cambridge, MA, 2004. 766 p.

28. Ich, Oskar Schindler. Die persönlichen Aufzeichnungen, Briefe und Dokumente. Hrsg. von E. Rosenberg. München, 2000. 448 S.

29. Holocaust. Encyclopedia. Ed. W. Laqueur. [Holokost. Enciklopediya. Red. U. Lakyor] Moscow: Rosspen, 2005.

30. The Holocaust on the territory of the USSR. Encyclopedia [Holokost na territorii SSSR. Enciklopediya]. Moscow, 2011. P. 1035.

31. Klemperer V. LTI. The language of the Third Reich [Yazyk tret'ego rejha]. Moscow: Progress-Tradition, 1998. 392 p.

32. Madievsky S.A. Other Germans. Resistance of rescuers in the Third Reich [Drugie nemcy. Soprotivlenie spasatelej v Tret'em rejhe]. Moscow: House of Jewish Books, 2006. 112 p.

33. Mix F. Hilfe im katholischen Milieu // Überleben im Dritten Reich, S. 132-133.

34. Kain R. Otto Weidt: Vom Anarchisten zum «Gerechten unter den Völkern» // Der vergessene Widerstand der Arbeiter — Gewerkschafter, Kommunisten, Sozialdemokraten, Trotzkisten, Anarchisten und Zwangsarbeiter. Hrsg. von Hans Coppi und Stefan Heinz. Berlin, 2012.

© «Клио», 2024 © Хавкин Б.Л., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.