Научная статья на тему 'Немецкий опыт пенсионной реформы Ристера'

Немецкий опыт пенсионной реформы Ристера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА РИСТЕРА / ГЕРМАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Немецкий опыт пенсионной реформы Ристера»

Немецкий опыт пенсионной реформы Ристера

ВЛ. Байдин

(Московский государственный университет им. МВ. Ломоносова)

В 1957 году, когда был заключен действующий и по сей день «договор поколений», на одного пенсионера приходилось почти восемь работающих плательщиков взносов. Однако это соотношение резко изменилось в связи с кризисом рождаемости, наступившим в последующее время. Как показывает прогноз на следующие четыре десятилетия, в странах Западной Европы будет продолжаться процесс старения населения. В западноевропейских странах число лиц в возрасте 65 лет и старше к концу 2030 г. увеличится с 50 млн до 70 млн, при этом существенно снизится численность людей трудоспособного возраста.

Так, в 1999 г. в Германии доля жителей в возрасте старше 60 лет составляла 22,4% от общей численности населения. По прогнозу федерального статистического ведомства, доля этой группы людей возрастет к 2050 г. до 38,7%. С другой стороны, доля немцев в возрасте от 20 до 59 лет за этот же период должна сократиться с 56,2% до 45,8%1.

Основными причинами этих демографических изменений в Западной Европе стали улучшение медицинского обслуживания, рост уровня жизни и снижение рождаемости. Развитие медицины заметно повлияло на увеличение продолжительности жизни. В настоящее время средняя продолжительность жизни в Гер-

мании составляет около 74 лет у мужчин и 80 у женщин. Более того, эксперты подсчитали, что средняя продолжительность жизни в Германии может увеличиться к 2030 году еще на два года.

Снижение рождаемости (в Германии она неуклонно сокращалась в течение последних 30 лет) частично является следствием развития страхования. После «бэби-бума» 60-х годов, когда только в Западной Германии порой рождалось ежегодно более миллиона детей, к середине 70-х годов показатели рождаемости сильно снизились. Правда, в последующие годы они вновь немного возросли, однако они, как и прежде, весьма далеки от «уровня воспроизводства». Вместо необходимых по статистике 2,4 ребенка каждая женщина рожает в среднем 1,4 ребенка2. А это означает, что количество рожденных в один год детей сегодня меньше, чем во времена их родителей. Вследствие этого происходит долгосрочное старение населения, численность которого снижается.

Если раньше родители хотели иметь по возможности больше детей, чтобы обеспечить свою старость, то в настоящее время их обеспечивает государство, работодатель или они сами себя обеспечивают. В 1997 г. количество пенсионеров составило около 17,9 миллиона человек, в 1998 г. - 18,2 миллиона, в 1999 г. - 18,5

миллиона. Это означает, что в будущем трудоспособному населению будет противостоять все большее количество пенсионеров. Если сегодня на одного пенсионера приходится два плательщика взносов в государственный пенсионный фонд, то, по расчетам экспертов, примерно через 30 лет демографическая ситуация будет такова, что содержать одного пенсионера придется всего лишь одному плательщику.

Сегодня 2,4 работающих по найму должны обеспечивать пенсию для одного пенсионера. Согласно прогнозам, в 2030 году число пенсионеров практически сравняется с числом людей трудоспособного возраста, так что каждый плательщик должен будет финансировать «своего» пенсионера.

Таким образом, несмотря на повышение ставок пенсионных взносов и увеличение государственных дотаций, система пенсионного страхования испытывает все большие проблемы, тем более что с объединением Германии на нее легла дополнительная нагрузка. В конце концов, законодатели начали принимать «меры противодействия». В 1992 году размер пенсий стали последовательно привязывать не к брутто, а к нетто-зарплатам. Таким образом, стандартная нетто-пенсия после 45 лет страховых выплат была установлена на уровне без малого 70 процентов от прежнего заработка, а возрастной ценз выхода на пенсию был одновременно повышен до 65 лет. С этого момента тот, кто хочет уйти на покой досрочно, должен иметь в виду, что до наступления нормативного пенсионного возраста он будет получать ежегодно пенсию на 3,6 процента меньше обычной.

Но всё это, как вскоре выяснилось, оказалось лишь той самой пресловутой «каплей в море». В 2001 году государство вынуждено было предоставить пенсионным кассам дотации в размере 53,4 миллиарда евро3. Прежние рецепты решения проблемы финансирования такие, как повышение взносов или сокращение пенсий, уже отжили своё. После того, как в 1997 году взносы в пенсионные кассы

впервые превысили отметку 20% от брут-то-зарплаты, стало ясно, что эту «гайку» вряд ли удастся закрутить сильнее. Подобная попытка привела бы к чрезмерной нагрузке на каждого отдельно взятого плательщика взносов и резкому увеличению накладных расходов по заработной плате, что оказало бы негативное влияние на экономическую ситуацию в Германии. Однако резкое сокращение размера пенсий также было невозможным, ибо это породило бы нежелательный риск возрастания нищеты в старости. Все эксперты сходились на том, что без дальнейших решительных изменений систему предписанного законом пенсионного страхования рано или поздно ожидает финансовый крах.

Содержание пенсионной реформы Ристера

Федеральное правительство Германии проложило путь к новой системе пенсионного обеспечения. «Закон о содействии обязательному пенсионному страхованию и о поощрении солидарных капиталообразующих накоплений на старость», который был одобрен 11 мая 2001 года Бундесратом и вступил в силу 1 января 2002 года, ознаменовал принципиально новый подход к германской системе пенсионного обеспечения. «Наряду с пенсионным страхованием, - заявил 26 января 2001 года Федеральный министр труда и социальных дел Вальтер Ристер, -мы вводим также накопительные пенсии и тем самым дополняем одну систему другой. Мы укрепляем сильные стороны и устраняем недостатки». По его словам, пенсионная реформа, не является перекройкой системы социального страхования в Германии, а лишь ее дополнением. Таким образом, в значительной степени сохраняется перераспределительная система, дополняемая накопительной системой.

Ядром пенсионной реформы является закон о структуризации пенсий, принятый бундестагом 1 1 мая 2001 года. Реформа системы пенсионного обеспечения вступила в силу 1 января 2002 года. Эта

реформа будет носить продолжительный характер и, по расчетам, продлится до 2030 г. Согласно реформе, максимальная ставка взноса в фонд пенсионного страхования до 2020 г. останется ниже 20%. До 2030 г. она не должна превысить 22%4.

Чтобы не допустить превышения этого значения, по расчетам Федерального министерства труда и социальных дел, к 2030 г. максимальный уровень пенсий должен составить от 67 до 68 процентов от уровня заработной платы в стране. Эффект от снижения пенсий начнет ощущаться лишь с 201 1 г.

Снижение размера пенсии должно компенсироваться самими трудящимися путем частного страхования — «новой пенсией Ристера».

В основе Закона о структуризации пенсий лежат следующие положения:

1 . К прежней системе обязательного пенсионного страхования добавляется элемент частного накопления пенсионного капитала для того, чтобы гражданин в пенсионном возрасте мог поддерживать свой прежний уровень жизни.

2. Работники наемного труда получают право на индивидуальное пенсионное обеспечение со стороны своего предприятия, финансируемое в равных долях самим работником и его предприятием.

3. Вводится базовая ставка пенсии. Предполагается, что тем самым гражданин в старости будет защищен от нищеты.

4. Все застрахованные будут каждый год получать от соответствующего органа пенсионного страхования информацию об уровне накопленного ими пенсионного капитала.

Благодаря гибкой налоговой политике государство создает стимулы для частного накопления пенсионного капитала. От них выигрывают, в частности, люди с невысоким доходом и семьи с детьми. В 2008 г., когда система накопительных пенсий будет полностью создана, государство будет выделять на эти цели 10 млрд евро в год.

Государственная поддержка пойдет на пользу всем застрахованным в системе органов пенсионного страхования, т. е., в первую очередь, работникам наемного труда. Из системы государственных субсидий исключаются лица, обеспеченные пенсией иным способом, например, государственные чиновники, служащие государственных учреждений, самостоятельные предприниматели или лица, участвующие в системе частного пенсионного обеспечения.

В директивах правительства определено, какие договоры обеспечения по старости считаются дополнительным частным пенсионным обеспечением и, таким образом, могут пользоваться поддержкой государства. Они перечислены в специальном Законе о сертификации договоров пенсионного страхования. Исходя из положений данного закона, Федеральное ведомство по надзору за страховой деятельностью, выдающее сертификаты, проверяет, соответствуют ли страховые продукты критериям, позволяющим получать государственные дотации. Страховые договоры должны соответствовать следующим трем критериям:

1 . Они должны быть привязаны к достижению страхователем 60-летнего возраста или к моменту, когда он выходит на пенсию. Тем самым должно быть гарантировано, чтобы государство поддерживало только те финансовые услуги, которые предназначены для пенсионного обеспечения.

2. Они должны гарантировать выплату пожизненной ежемесячной ренты.

3. Страховщик должны обязаться накапливать страховые взносы, а затем текущие ежемесячные платежи.

Государство поддерживает частное накопление пенсионного капитала в компаниях по страхованию жизни, негосударственных пенсионных фондах, инвестиционных фондах, банках и некоторые другие виды обеспечения по старости. Условием поддержки является наличие в накопительных программах фондов и банков плана выплат и обязательства пожизненно выплачивать пенсию застрахованному лицу.

Государственное субсидирование частного пенсионного страхования производится в качестве дополнения к собственным взносам страхователя. На практике это выглядит так: страхователь делает взносы в фонд пенсионного страхования, а государственная субсидия по заявлению страхователя вносится на специальный льготный счет. Субсидия складывается из базовой надбавки, одинаковой для всех, и переменной составляющей, размер которой зависит от семейного положения и числа детей у страхователя. Базовая субсидия должна быть установлена с 2002 г. по 2008 г. в четыре этапа. Тот, кто будет вносить с 2002 г. один процент, с 2004 г. два, с 2006 г. три и, наконец, с 2008 г. четыре процента своего облагаемого социальными взносами дохода за предыдущий год в фонд дополнительного частного пенсионного страхования, получит государственную субсидию по максимальной ставке. Эта ставка составила в 2002/2003 гг. примерно 37 евро, вырастет к 2008 г. до примерно 1 50 евро для одиноких граждан и будет выплачиваться в последующие годы. Для супружеских пар максимальная субсидия составит в 2002 г. 75 евро и вырастет к 2008 г. до 300 евро. За каждого ребенка государство будет выплачивать субсидию, которая вырастет с 45 евро в 2002/2003 гг. до 180 евро в 2008 г. Эта ставка также останется неизменной в последующие годы.

Поскольку накопление частного пенсионного капитала является добровольным, граждане могут вносить в этот фонд меньшую долю своего дохода, чем указанные выше ставки. При этом, однако, будет меньше и ставка государственной субсидии. Граждане с высоким доходом, начиная с 2002 г., могут уменьшать свой налогооблагаемый доход на сумму расходов на свое дополнительное пенсионное страхование.

Последствия реформы для страховых компаний.

Пенсионная реформа, безусловно, придаст новый импульс развитию страхо-

вого рынка. В 2002—2008 гг. приток средств на рынок пенсионного обеспечения оценивается в 150 млрд евро. Начиная с 2008 г., когда вступит в силу последний этап пенсионной реформы, ожидается, что около 30 млрд евро5 будет ежегодно тратиться на пенсионное обеспечение.

Возникнет новый огромный рынок, за который будут бороться банки, инвестиционные фонды и страховщики. Причем конкуренция будет чрезвычайно острой. Преимущество страховщиков заключается в том, что их услуги наилучшим образом подходят к осуществлению правительственных планов - развития частной системы обеспечения по старости. Для этого необходима технология накопления уплачиваемых взносов и выплаты пожизненной пенсии, что является обычной практикой для страховщиков. Поэтому страховщики смогут быстрее своих конкурентов предлагать адаптированные к требованиям пенсионной реформы услуги.

Пенсионная реформа еще не была окончательно принята, как страховщики и другие кредитно-финансовые учреждения развернули обширную рекламную кампанию с предложениями «новой пенсии Ри-стера». На протяжении последних месяцев 2001 г. было заключено около 1 млн6 предварительных договоров, при условии получения разрешения от федерального ведомства по надзору за страховой деятельностью.

Еще одним свидетельством растущего интереса страховых компаний к «пенсии Ристера» служит поступательное увеличение числа компаний, предлагающих данный продукт. С принятия закона в Германии в мае 2001 г. до конца этого года более 50 страховых компаний стали предлагать предварительные договора по «пенсии Ристера», причем следует отметить, что наиболее крупные страховые компании заявили о своих намерениях предлагать клиентам продукты новой пенсии одними из первых. Уже к сентябрю 2001 г. такие компании как Allianz, Axa, Victoria и Hamburg-Mannheimer, входящие в страховой концерн Ergo, Generalli Lloyd, чья совокупная доля рынка оцени-

вается в 25%-30%, предложила клиентам предварительные договора7.

Пенсия Ристера стала едва ли не спасением для немецкого рынка страхования жизни. Согласно исследованию СйУ, несмотря на значительные потери на фондовом рынке и, остающуюся актуальной, проблему платежеспособности, в 2002 г. рост премий составил 4%, причем основой этого роста явился возросший спрос на аннуитеты и пенсионное страхование. Так, среди общего числа контрактов, заключенных в 2002 г. (11,8 млн по отношению к 2001 г. рост составил 39%), 2,5 млн контрактов были заключены по пенсионному страхованию и аннуитетам (рост составил 164% по отношению к 2001 г.)

Таким образом, можно спрогнозировать дальнейшее увеличение спроса на «пенсию Ристера» и рост доходов страховщиков на этом сегменте рынка. Тем не менее, представляется, что конкуренция на этом рынке возрастет за счет более активного участия других финансовых посредников, таких как банки и пенсионные фонды. Но за счет своих преимуществ (услуги страховщиков наиболее полно отвечают планам правительства), а также более мощного финансового состояния по сравнению, например, с пенсионными фондами, чьи активы не идут ни в какое сравнение с активами страховых компаний, наконец, за счет исторических тради-

ций (страхование жизни в Германии исторически носило защитный, во многом социальный, характер), именно страховые компании будут доминировать на этом рынке.

Активное участие немецких страховых компаний в проводимой реформе является принципиальным отличием от проводимой пенсионной реформы в России. Несомненно, нельзя сравнивать объемы и возможности немецких страховщиков и российских. Тем не менее, представляется, что участие российских страховых организаций в проводимой реформе, придало бы ей дополнительный импульс. По крайней мере, немецкий опыт свидетельствует об этом.

Примечания:

1 По данным консалтингового агентства МоКІПБеу

2 По данным Немецкого Союза Страховщиков

3 По данным консалтингового агентства

МоосІуБ

4 www.mckinsey.Ce

5 По оценке Немецкого Союза Страховщиков

6 www.gCv.Ce

7 www.kpmg.com

Н.Г. Вилкова

Инкотермс 2000. Правила толкования торговых терминов. Учебное пособие.

- М.:ВАВТ, 2004. - 72 с.

В учебном пособии, подготовленном профессором ВАВТ Н.Г. Вилковой, изложены и прокомментированы базисные условия поставок в международной торговле, действующие в настоящее время. Автор включил в текст пособия некоторые решения МКАС при ТПП РФ в качестве иллюстрации выхода из запутанных ситуаций.

Учебное пособие может быть использовано при чтении ряда курсов частного права. Ознакомиться с книгой можно в библиотеке ВАВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.