Научная статья на тему 'Нематериальное культурное наследие народа саха как объект сохранения в контексте евразийской интеграции'

Нематериальное культурное наследие народа саха как объект сохранения в контексте евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
460
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нематериальное культурное наследие народа саха как объект сохранения в контексте евразийской интеграции»

УДК 398 (=512.1)

А.Е.Захарова1

1 Арктический государственный институт культуры и искусств, научный сотрудник

677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДА САХА КАК ОБЪЕКТ СОХРАНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Вопросы сохранения нематериального культурного наследия каждого этноса России, независимо от его численности, сегодня являются актуальными в силу сложившихся обстоятельств исторического прошлого этих народов и вызовов современного мира. По международной терминологии (ЮНЕСКО ООН) нематериальное культурное наследие представляет собой явление, передаваемое от поколения к поколению, которое постоянно воссоздается сообществами и группами людей в зависимости от окружающей среды, их взаимодействия с природой, формируя у них чувство самобытности, преемственности, уважения к творчеству отдельного человека для сохранения культурного разнообразия.

В Конвенцию по охране нематериального культурного наследия (ЮНЕСКО, 2003г.) входят следующие явления и формы, внутри которых они делятся на отдельные элементы: устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами [3].

Базовую основу нематериального культурного наследия народа саха составляют архаические элементы народной культуры, которые были востребованы народом в различные этапы его развития, помогая сохранить этническую идентичность. Сегодня вопросы их сохранения и взаимодействия стали наиболее актуальными в силу их быстрого угасания в современном мире.

Якуты сохранили реликтовые основы древнетюркского языка и архаические элементы народной культуры (героический эпос олонхо, шаманизм-ой-ууннааhын, национальный праздник ысыах, круговые танцы осуохай, вар-ган-хомус, разновидности горлового пения: кыль^ах, хабарга ырыата, шаманское песнопение-кутуруу и др.), а также разнообразные виды деко-

ративно-прикладного искусства и народных промыслов. В силу своей ре-ликтовости они сохранили в себе наиболее древние тюрко-монгольские элементы евразийской культуры. Почему сегодня стало возможным сохранение некоторых архаических элементов нематериального культурного наследия народа саха? Причина в одном: благодаря востребованности у народа и их наибольшей популярности в прошлом. Однако следует отметить, что сегодня утрачиваются наиболее ценные и древние основы технологии исполнения и изготовления.

Республика Саха (Якутия) - сегодня один из немногочисленных регионов Российской Федерации, где все еще присутствует живое бытование устных жанров фольклора и видов традиционной культуры. Тем не менее, как и у многих малочисленных народов России, у якутов наиболее уязвимые и ранимые явления народной культуры уже безвозвратно утеряны или находятся на грани исчезновения.

В последнее двадцатилетие по сравнению с советским периодом развития национальной культуры, произошел огромный прорыв в самосознании народа саха, что дало возможность войти нашей культуре в мировое культурное пространство и занять там свое достойное место через международную организацию ЮНЕСКО. Достижением Республики Саха (Якутия) последнего десятилетия по сохранению элементов нематериального культурного наследия стала результативная работа по приданию статуса шедевра якутскому героическому эпосу олонхо в Третьем Провозглашении шедевров ЮНЕСКО 25 ноября 2005 г.

Тесные связи якутов с тюрко-монгольскими народами ярко проявляются не только в героическом эпосе олонхо, в видах традиционной культуры (в предметах материальной культуры), в особенностях погребальных обрядов. Кузнецы и мастера декоративно-прикладного искусства и народных промыслов прошлого утилитарные вещи и предметы обихода довели до уровня народного искусства с необычайно богатыми узорами и орнаментами, создавая бесценные образцы ручной технологии, не превзойденные до сих пор.

Многие виды декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в прошлом достигли высокохудожественных образцов, благодаря тому, что они несли двойную функцию: утилитарную и обрядовую. Сегодня эти две функции утрачиваются, и с ними утрачиваются многие традиционные технологии ручной обработки материалов и старинная ручная технология изготовления уникальных предметов быта и украшений.

Хотя в настоящее время из этих видов переживает расцвет лишь ювелирное дело, но народными мастерами уже забыты старинные традиционные

технологии литья ювелирных изделий, на их место пришла более простая и дешевая автоматизированная штамповка. Потому появились другие изделия, более упрощенные и менее ценные в художественном отношении, т. е. идет разрушение веками сложившихся традиций в ювелирном деле. К сожалению, это относится и к другим видам.

Например, изготовление кумысной утвари, используемой во время праздника Ысыах, у якутов считалось вершиной народного искусства. Центральное место среди кумысной деревянной утвари занимала деревянная чаша-чорон, имевшая в прошлом утилитарное и обрядовое применение, и, соответственно, несла в себе наибольшую смысловую и символическую нагрузку. Вырезанные рукой древнего мастера из одного корня березы чороны высотой полметра с танцующими узорами, сегодня, к сожалению, не могут воспроизводиться их потомками, утратившими эту древнюю технологию. Их сегодня массово заменяет утилитарная керамическая и фарфоровая штамповка, воспроизводимая в лучшем случае на китайских фарфоровых заводах. Главное, многие из этих изделий в прошлом носили на себе ярко выраженные южные элементы общетюркской культуры.

Предварительный анализ сегодняшней ситуации по нематериальному культурному наследию в республике выявил в целом безрадостную картину. Сегодня давно ушли из быта коренных народов республики многие традиционные виды одежды, утвари, жилища, утилитарных орудий труда, связанные с традиционным укладом жизни и типом хозяйствования на Севере. К сожалению, сегодня только в музеях остались эти образцы самобытного декоративно-прикладного искусства и народных промыслов исчезнувших и исчезающих народов Крайнего Севера. Это обстоятельство не может не вызвать тревогу у нас и у коренных народов Севера в республике. Возникает вопрос: всегда ли были оправданными эти утраты, когда речь идет о малочисленных народах и их веками сложившейся традиционной культуре? Якуты и северные народы веками создавали эти утонченные художественные и технологические приемы, отразившиеся в их самобытных орнаментах и узорах, ставших самостоятельной областью мировой художественной культуры, с образцами которых мы сегодня знакомимся только в ведущих музеях мира, а не у себя дома.

В настоящее время ситуация в этой отрасли в республике, как и в целом по Крайнему Северу, Сибири и Дальнему Востоку, остается сложной. Недостаточность инвестиций в производство, низкий жизненный уровень мастеров и умельцев на местах, производящих художественные и сувенирные изделия, наличие на потребительском рынке импортной сувенирной и подарочной продукции, являются основными факторами

исчезновения уникальных традиционных видов народных промыслов сегодня. Производство изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции осуществляется в основном за счет собственных средств художников, мастеров народных промыслов, ремесленников без поддержки и инвестиций извне.

Наиболее сложным остается и вопрос сырья. Например, Якутия, являясь единственным поставщиком мамонтовой фауны во всем мире, не может обеспечить сырьем своих мастеров. «В России ежегодно добывается до 50 тонн кости, а мастера по всей стране используют максимум 1,5 тонны. Вся остальная масса вывозится за рубеж, в подавляющем объеме в Китай. Это объясняется крайним несовершенством существующих федеральных законов, регулирующих добычу мамонтовой фауны... Вообще в России странное отношение к этому природному ресурсу. Фактически страна - монополист этого сырья, из общего мирового объема кости 80% находится на севере Якутии» [9]. А мы не можем обеспечить даже немногочисленных мастеров Якутии минимальным сырьем, когда как в Китае это дело поставлено на поток. Именно Китай сегодня стал мировым монополистом косторезного дела на нашей мамонтовой кости.

Между тем Якутия имеет богатые художественные традиции по косторезному делу. В связи с данной ситуацией нависла большая опасность утраты преемственности в поколениях и школах народных мастеров по косторезному и ювелирному делу, изготовлению традиционной деревянной утвари, народному костюму и т. д. Сегодня стоит большая проблема сохранения этого огромного пласта уникального нематериального культурного наследия наших предков. У народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока была не только общность их языка и культуры, но в древности была и общность территории, сохранившая богатые археологические артефакты и устные свидетельства общности их духовной и материальной культуры.

Следовательно, сохранение, изучение, передача и популяризация нематериального культурного наследия народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, сегодня должны выйти на другой уровень. С одной стороны, мы долго отстаивали свое право на самобытное развитие своей культуры, чтобы сохранить своеобразие, обеспечивающее этническую идентичность. С другой стороны, также долгие годы велась другая политика разъединения нас, родственных народов, чтобы мы не помнили своего родства, свою праматерь, вскормившую нас в евразийских степях, в глубине веков. Но сегодня наступает другое время, пришло «время собирать камни», объединиться и сообща искать пути евразийской интеграции, что

пойдет только на благо развития культуры наших народов. Позитивным примером евразийской интеграции культур на территории Сибири является традиционное проведение с 2001 г. этнокультурного фестиваля «Ёрдынские игры», возникший на основе древних круговых танцев народов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Он проводится как совместный проект Республики Саха (Якутия) и Иркутской области, где круговой танец собирает тысячи участников вокруг священной Горы Ёрд около острова Ольхон на Байкале, который воплощен по идее и реконструкции бурятского исследователя, доктора исторических наук Д.С. Дугарова, знатока древнего обрядового комплекса евразийских народов.

Передаваемые от поколения к поколению устным ли способом, или через рукотворчество, эти древние традиции определяют настоящее и будущее духовной составляющей евразийских народов России. Поэтому главным хранителем и ревностным приверженцем сохранения традиций всегда выступал и выступает сам народ. Носители, творцы и исполнители этой культуры являются истинными патриотами, передавая свои знания молодому поколению, которое должно гордиться своим причастием к прошлой истории своего народа. Через участие в этих формах народной культуры у молодого поколения формируется чувство гражданственности, любовь к своей малой родине и причастность к общечеловеческой культуре.

Нематериальное культурное наследие любого малочисленного народа России, как объект сохранения, сегодня должен стать приоритетным в культурной политике региона и быть источником духовной и материальной культуры народа, будучи тем проводником, который строит мост между прошлым, настоящим и будущим.

Литература

1. Гоголев, А.И. Якуты: проблемы этногенеза и формирования культуры. - Якутск: Илин, 1993. - 175 с.

2. Гоголев, А.И., Бурцев А.А. Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии. - Якутск: ГУ «АН РС(Я)», 2012. - 74 с. - С. 61, 74.

3. Конвенция об охране нематериального культурного наследия от 17 октября 2003 г. // Сайт правозащитного центра Всемирного русского народного собора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: WWW.URL:http://pravovrns.ru.

4. Константинов, И.В. Происхождение якутского народа и его культуры. -Якутск, 2003. - 92 с. - С. 27.

5. Окладников, А.П. Якутский эпос (олонхо) и его связь с югом. - Якутск: Сайдам, 2013. - 64 с. - С. 37.

6. Пухов, И.В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо. -Якутск: Изд-во Якут. фил. СО РАН., 2004. - 328 с.

7. Сокровища культуры Якутии / Серия «Наследие народов Российской Федерации». - Вып.14. - М., 2014. - 960 с.

8. Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов и ремесел Крайнего Севера и Дальнего Востока. Труды I региональной научно-практической конференции 27-28 ноября 2003 г. - Якутск, 2004. - 190 с.

9. Яковлева, А. Добыча мамонтовой кости. Как выйти из сумрака? - «Якутск вечерний». - 2014. - 7 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.