Научная статья на тему 'Нематериальное культурное наследие как инструмент создания туристического продукта и источник социально-экономического развития местных общин'

Нематериальное культурное наследие как инструмент создания туристического продукта и источник социально-экономического развития местных общин Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
382
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ОЧАГ КУЛЬТУРЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / ВСЕУКРАИНСКИЙ ЦЕНТР ВЫШИВКИ И КОВРОДЕЛИЯ (ВЦВК) / ОNLINE-HUB / QR-КОД / ART HUB / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Безносюк Е. И., Вакуленко Н. В.

В статье рассматриваются примеры работы с элементами нематериального культурного наследия, а именно, использование их в качестве нового туристического предложения для создания интересного современного туристического продукта отдельного направления. Исследуется понятие нематериального культурного наследия, акцентируется внимание на роль местных общин в создании и развитии этого направления, взаимодействие общин с Украинским центром культурных исследований при Министерстве культуры Украины в исполнение актов, принятых ЮНЕСКО. Детализируется значимость отдельного звена национальной культуры в г. Решетиловка Полтавской области и перспективы, которые могут стать результатом создания и деятельности Всеукраинского центра вышивки и ковроделия (ВЦВК). Рассматривается отдельная часть работы Центра, направленная на формирование туристической деятельности в виде предложений проведения досуга, рекреации, обучения, удовлетворяющих растущий интерес к изучению национальной культуры и формированию коммуникаций. Для визуализации изложенного материала предлагаются таблицы, схема, карта, фотографии.The article deals with the examples of using of intangible cultural heritage elements, namely as an interesting tourist offer to create a new tourist product as a separate stream. The concept of intangible cultural heritage is explored. The article emphasizes on the role of local communities in the development of this trend as well as on the importance of the communities interacting with the Ukrainian Center for Cultural Research under the Ministry of Culture of Ukraine to implement the acts issued by UNESCO. The importance of a separate cultural center in Reshetyivka, Poltava region, is worked out in detail, as well as the prospects that can result from the creation of the All-Ukrainian Center of Embroidery and Carpet Weaving (UCECW), part of the work of which will become tourist activity as a form of leisure and recreation. That in turn will help to meet the needs of the public in national culture studying, leisure and communication. To visualize the material a table, a schematic outline, and photos illustrating this process are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нематериальное культурное наследие как инструмент создания туристического продукта и источник социально-экономического развития местных общин»

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА И

ГОСТЕПРИИМСТВА

УДК 911.385

Е.И. БЕЗНОСЮК

старший научный сотрудник1 преподаватель, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, г. Киев, Украина,

E-mail:beznosiukoi_kvb@bigmir. net

Н.В. ВАКУЛЕНКО

и.о. директора1

1Всеукраинский центр вышивки и ковроделия, г. Решетиловка, Полтавская область, Украина, заслуженный мастер народного творчества, E-mail: [email protected]

Статья поступила 6 апреля 2020г.

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА И ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ ОБЩИН

В статье рассматриваются примеры работы с элементами нематериального культурного наследия, а именно, использование их в качестве нового туристического предложения для создания интересного современного туристического продукта отдельного направления. Исследуется понятие нематериального культурного наследия, акцентируется внимание на роль местных общин в создании и развитии этого направления, взаимодействие общин с Украинским центром культурных исследований при Министерстве культуры Украины в исполнение актов, принятых ЮНЕСКО. Детализируется значимость отдельного звена национальной культуры в г. Решетиловка Полтавской области и перспективы, которые могут стать результатом создания и деятельности Всеукраинского центра вышивки и ковроделия (ВЦВК). Рассматривается отдельная часть работы Центра, направленная на формирование туристической деятельности в виде предложений проведения досуга, рекреации, обучения, удовлетворяющих растущий интерес к изучению национальной культуры и формированию коммуникаций. Для визуализации изложенного материала предлагаются таблицы, схема, карта, фотографии.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, нематериальная культура, Конвенция об охране нематериального культурного наследия, очаг культуры, туристический продукт, культурное многообразие, Всеукраинский центр вышивки и ковроделия (ВЦВК), Оnline-HUB, QR-код, Art HUB, региональное развитие.

BEZNOSIUK O.I., Senior Researcher1 Lecturer

National University of Physical Education and Sport of Ukraine, Kyiv, Ukraine E-mail: [email protected]

VAKULENKO N.V., Acting Director1

1All-Ukrainian Center of Embroidery and Carpet Weaving, Reshetylivka, Poltava Region, Ukraine, Honored Master of Folk Art

E-mail: [email protected]

INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE AS A TOOL OF A TOURIST PRODUCT CREATION AND A SOURCE OF LOCAL COMMUNITIES SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

The article deals with the examples of using of intangible cultural heritage elements, namely as an interesting tourist offer to create a new tourist product as a separate stream. The concept of intangible cultural heritage is explored. The article emphasizes on the role of local communities in the development of this trend as well as on the importance of the communities interacting with the Ukrainian Center for Cultural Research under the Ministry of Culture of Ukraine to implement the acts issued by UNESCO. The importance of a separate cultural center in Reshetyivka, Poltava region, is worked out in detail, as well as the prospects that can result from the creation of the All-Ukrainian Center of Embroidery and Carpet Weaving (UCECW), part of the work of which will become tourist activity as a form of leisure and recreation. That in turn will help to meet the needs of the public in national culture studying, leisure and communication. To visualize the material a table, a schematic outline, and photos illustrating this process are offered.

Keywords: intangible cultural heritage, intangible culture, Convention ^for the Safeguarding of Intangible Cultural Heritage, cultural center, tourist product, cultural diversity, All-Ukrainian Center of Embroidery and Carpet Weaving (UCECW), Online-HUB, QR-code, Art HUB, regional development.

Введение. В Украине формируется прецедент рождения молодых, интересных и перспективных туристических брендов, для которых фактором, способствующим коммуникативным событиям, популяризации национального культурного наследия и развития туризма в регионах, и в Украине в целом, становится нематериальное культурное наследие (НКН). Это инновационная ниша рыночного пространства культурно-познавательного туризма, которая остается стабильно популярной в последнее десятилетие [3; 22, с. 163].

Не всегда памятники истории, культуры и природы, организация транспортного обслуживания и условий проживания определяют привлекательность туристической территории. Ядром системы, которая может формировать туристический продукт территории, должно стать нематериальное культурное наследие (НКН).

Нематериальную культуру мы рассматриваем как ресурсы территории, которые существовали всегда, передавались от поколения к поколению. Эти ресурсы возникли в результате разнообразной (не туристической)

деятельности человека. Несмотря на то, что происхождение первичных компонентов не связано с туризмом, именно они сегодня создают часть территориального потенциала, благодаря которому туризм может развиваться.

В регионах украинский туристический продукт развит неравномерно. Во многих областях остается нерешенным вопрос поиска привлекательных дестинаций для их развития в перспективе. Украина активно сотрудничает с ЮНЕСКО по сохранению и популяризации культурных и природно-заповедных объектов Всемирного наследия, а в 2008 году присоединилась к Конвенции об охране нематериального культурного наследия. В результате стал возможным процесс выявления элементов нематериальной культуры, бытующих на отдельных территориях, и формирования на их основе туристического продукта путем создания туристического бренда региона. Этот процесс не может прогрессировать без использования примеров лучших реализованных образцов европейского и мирового уровня инновационного сервисного обслуживания.

В помощь пришло выполнение ряда Все-украинских программ, в том числе программы по сохранению национального историко-культурного наследия, с проведением работы по усовершенствованию нормативно-правовой базы и созданием Экспертного совета по вопросам нематериального культурного наследия при Министерстве культуры (2013 год) [23].

Актуальность исследования. Мировой опыт демонстрирует нам значительные возможности рекламы и позиционирования этнических особенностей культурного наследия того или иного народа, мотивируя туристов к их просмотру и посещению.

Одновременно культурное наследие, или «живое наследие», как еще называют НКН, может выступать в качестве важного элемента при формировании нового туристического продукта. Этот вопрос освещается в статьях ученых и общественных деятелей: Босого

A.Г., Босык З.А., Снегиревой Л. Н., Телеуцы

B. В., Френкель И.В., Фетисова И.Б., Шевченко Е.В., Голубца И.М. и других.

Одним из ярких примеров применения НКН в качестве туристического продукта является традиция исполнения танца дервишей в Турции (в репрезентативный список ЮНЕСКО занесена в 2008 году), который насчитывает более 800 лет своей истории существования. Данная аттракция позволяет туристам почувствовать сопричастность к этой непрерывной традиции духовной практики турецкого народа и получить личный познавательный опыт. Для известных туристических компаний Сога1 travel и Anex tour, которые используют видео этой традиции в своих рекламах, элемент танца дервишей (кружение) стал их визитной карточкой.

Не менее интересной является традиция празднования мусульманского праздника Навруз (21 марта), символизирующего начало нового сельскохозяйственного года (в репрезентативный список ЮНЕСКО праздник включен в 2009 году по представлению Турции совместно с Азербайджаном, Индией, Ираном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном, Пакистаном). Этот праздник сопровождается большим количеством традиционных обрядов, участниками которых часто становятся иностранные туристы.

В Испании 11 элементов входят в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, среди них, например, «Castells» [19] и проведение праздника «Falles» в Валенсии, ежегодно привлекающие более миллиона туристов со всего мира. Разнообразие

культурных мероприятий в разных странах мира уже много лет является весомым фактором влияния на развитие туризма в стране.

От Украины в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества внесены такие элементы, как: «Петриювський розпис - украшське декора-тивно-орнаментальне малярство Х1Х - ХХ1 ст.» (2013), «Козацью шсш Дншропетровщи-ни» (2016) и «Традици косiвськоl розписно! керамши» (2019).

Несмотря на мировое признание, перечисленные элементы НКН еще очень мало известны внутри Украины и пока не стали известными туристическими объектами в мире. Поэтому возникает необходимость изучения опыта и способов продвижения этих элементов и еще более десяти элементов НКН, занесенных в Национальный реестр по сохранению нематериального культурного наследия, в категорию популярных туристических центров в масштабах страны и мира.

Результаты исследования. Региональный консерватизм Украины сыграл положительную роль в сохранении культурных особенностей, помешав культурной глобализации. Это дает возможность сегодня открывать обществу уникальные примеры нематериальной культуры в достаточно большом количестве. Мы становимся свидетелями развития особой индустрии, продукция которой не товары, не обычное обслуживание, а запрограммированные чувства: ощущение от пребывания в уникальном месте, ощущение причастности к уникальному событию, сопричастность к оригинальному процессу. Нематериальное культурное наследие становится фактором, способствующим созданию коммуникаций между людьми и взаимопониманию между ними, фактором, направляющим развитие туризма в дестинации.

В туризме различают продукт туристической компании и продукт туристической территории (дестинации) как места посещения туристами, которое привлекает их своими специфическими природными и рекреационными ресурсами, историческим и культурным наследием [17, с.165]. Европейская Комиссия дает определение дестинации как «территории, которая отдельно идентифицируется и поддерживается в качестве места посещения туристами, и в пределах которой туристический продукт производится одним или несколькими предприятиями или организациями» [4, с.120].

Кифяк В.Ф. отмечает, что туристическая услуга является составляющей туристическо-

го продукта компании, а сам туристическим продукт он рассматривал как комплексное понятие, которое формируется из многих взаимосвязанных составляющих в виде туристических услуг [11, ст. 64-66].

Киптенко В.К. классифицирует туристический продукт по элементам, которые определяют суть продукта: предмет, событие, услуга, мероприятие, объект, маршрут, место. Анализируя перечисленные виды туристического продукта, автор предлагает объединить их в две основные группы: базовые и интегрированные продукты. К первой группе относятся простые продукты - услуга и предмет, а ко второй - более сложные, организационно и / или пространственно интегрированные продукты [10, с. 45, 46]. Для того чтобы совокупность предметов и услуг

стали единым туристическим продуктом, все его компоненты должны быть взаимосвязаны общей идеей - замыслом продукта (рис.1).

Одним из признаков определения туристической территории, по мнению М. Бору-щак, является определение условия, при котором территория, имеющая объекты туристического интереса, осуществляет возможность предоставления необходимых услуг для удовлетворения потребностей туристов такого качества, которое ожидает клиент [1, с. 7].

По состоянию на конец 2019 года в Украинский национальный перечень внесены 14 элементов нематериального культурного наследия (таблица 1).

Рисунок 1. - Составляющие туристического продукта

Таблица 1. - Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины

Регистрационный номер НКН Название элемента нематериального культурного наследия (украинский) Название элемента нематериального культурного наследия (латиница)

1 2 3

001 НКС Традиции косовской расписной керамики Tradytsiyi kosivs'koyi rozpysnoyi keramiky

002 НКС Кролевецкое переборное ткачество Krolevets'ke pereborne tkatstvo

003 НКС Опишнянская керамика Opishnyans'ka keramika

004 НКС Петриковская роспись - украинская декоративно-орнаментальная живопись Х1Х - ХХ1 вв. Petrykivs'kyy rozpys - ukrayins'ke dekoratyvno-ornamental'ne malyarstvo KHIKH - KHKHI st.

005 НКС Казацкие песни Днепропетровщины Kozats'ki pisni Dnipropetrovshchyny.

006 НКС Песенная традиция села Луки Киево-Святошинского района Киевской области Pisenna tradytsiya sela Luka Kyyevo -Svyatoshyns'koho rayonu Kyyivs'koyi oblasti

007 НКС Технология выполнения вышивки «белым по белому» города Решетиловка Решетиловского района Полтавской области Tekhnolohiya vykonannya vyshyvky «bilym po bilomu» mista Reshetylivka Reshetylivs'koho rayonu Poltavs'koyi oblasti

Окончание таблицы

1 2 3

0208 НКС Традиции растительного ковроткачества города Решетиловка Решетилов-ского района Полтавской области Tradytsiyi roslynnoho kylymarstva mista Reshetylivka Reshetylivs'koho гауопи Poltavs'koyi оЬ^й

0039 НКС Орьнек - крымскотатарский орнамент и знания о нем Or'nek - kryms'kotatars'kyy отатеП; ta znannya рго n'oho

010 НКС Традиция орнаментальной росписи Бубновской керамики Tradytsiya ог^те^^'ш^ rozpysu Bubnivs'koyi keramiky

011 НКС Бортничество Bortnytstvo

012 НКС Традиция гуцульськой пысанки Tradytsiya hutsul's'koyi pysanky

013 НКС Традиция приготовления эт аяклак (караимский пирожок с мясом). Традиция - опыт караимов Мелитополя Tradytsiya pryhotuvannya et ayaklak (karayims'kyy pyrizhok z m"yasom). Dosvid karayimiv Melitopolya

014 НКС Традиция обряда «Вождение куста» в селе Сварицевычи Дубровицкого района Ровненской области Tradytsiya obryadu «Vodinnya kusta» и seli Svaгytsevychi Dubrovyts'koho rayonu Rivnens'koyi oblasti

Подчеркивая значение НКН как главного источника культурного многообразия и гарантии устойчивого развития туризма, ЮНЕСКО в 1989 году выработало важный акт в виде принятия Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора и далее, в 2001 году, принятие Всемирной Декларации о культурном многообразии, в 2003 году Конвенции об охране нематериального культурного наследия [7].

Согласно Конвенции, нематериальное культурное наследие проявляется в устных традициях и формах выражения, в частности: в языке как носителе нематериального культурного наследия, исполнительском искусстве, обычаях, обрядах и праздниках, знаниях и практиках, касающихся природы и Вселенной или связанных с традиционными ремеслами.

Сохранить богатство украинской народной культуры в качестве основы нематериального культурного наследия является сегодня одной из приоритетных задач, где приоритетными направлениями являются: разработка научно-методического обеспечения реализации Конвенции об охране НКН, анализ работы по выявлению новых объектов НКН в отдельных областях Украины в течение последних пяти лет (табл. 2) [16].

Наиболее иллюстративным результатом в рамках исследований, связанных с НКН, стала работа областного организационно-методического Центра культуры Закарпатской области в виде разработки каталога элементов НКН, в котором отражены традиции народа, проживающего на этой территории, с описанием 8 новых локаций НКН За-

карпатья: «Традици лозоплетшня вщ Вiри Вучкан», «Техшка великоберезького ткацтва вщ Ольги Баков», «Давня рецептура приго-тування колочавсько! ршлянки вщ Мари Маркович», «Старовинний звичай велико! ватри - Петрiвська суб^ка у прських селах Вишка, Люта i Тихш» и др. [5, 13]. Создан интернет-сайт ОпНпе-НиВ, который дает возможность виртуального путешествия в Закарпатский край, наполняя это путешествие информацией о давних традициях [6, 18]. В качестве инновационных технологий для просмотра объектов НКН предложены QR-коды, что позволило туристам легко ориентироваться, даже не зная украинского языка [12].

В течение последнего десятилетия туристические бренды формируются вокруг чрезвычайно мощных очагов культуры, в местах жизни и деятельности хранителей народных традиций. Таким примером стал небольшой, но самодостаточный город Решетиловка на Полтавщине. В местной общине сформировался культурный центр, ядро которого составляют мастера, являющиеся носителями нематериального культурного наследия [16, 22].

Решетиловская нематериальная культура представлена оригинальной вышивкой «белым по белому» - одним из самых сложных и изысканных видов украинской народной вышивки в перечне известных вышивок мира, а также решетиловским ковром с оригинальным аутентичным растительным орнаментом (Рис. 2).

Таблица 2. - Динамика наполнения областей объектами НКН

Область 2015 2016 2017 2018 2019 Всего

Винницкая 5 5

Волынская 7 4 4 15

Днепропетровская

Донецкая 3 1 4

Житомирская 1 нет данных нет данных нет данных нет данных

Закарпатская 6 3 4 2 1 16

Запорожская 4 1 5

Киевская

Кировоградская 8 8

Луганская 6 4 10

Николаевская 2 5 7

Одесская 5 1 6

Ровенская 3 3

Сумская 1 2 5 8

Тернопольская 1 1

Харьковская 1 7 1 1 10

Хмельницкая 3 3

Черкасская 1 7 8

Черновицкая 5 5

Черниговская 4 7 11

Всего* 8 24 15 29 50 126

*Ивано-Франковская, Львовская, Полтавская, Херсонская области не имеют результатов отчетности в 2019г.

Признанием высокого уровня исполнения вышивки стала Золотая медаль на Всемирной выставке в 1925 году в Париже [8, с. 21; 19]. В качестве подарка от имени украинского народа вышитые тонкими белыми узорами изделия дарили королеве Великобритании решетиловские мастера Надежда Вакуленко и Алла Кись [18, с. 4].

Изделия решетиловских мастеров узнаваемы в представительствах Украины за рубежом. Особой гордости заслуживают ковер «Дерево жизни» лауреата Шевченковской премии, кавалера ордена Святой княгини Ольги Н.Н. Бабенко, который с 1969 года украшает Голубой зал штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, и гобелен «Рожденные родной землей» лауреата Шевченковской премии,

кавалера ордена «Знак почета», народного художника Украины Л.С. Товстухи, который был подарен Украиной в 2005 г. Совету Европы и находится в г. Страсбург (Франция) [8, с. 86; 87].

Уникальность культурного центра Реше-тиловки заключается в сохранении традиций и передачи майстерства из поколения в поколение. «Вишивка бшим по бшому» в 2017 году внесена в Национальный украинский реестр по сохранению нематериального культурного наследия, а в 2018 году в Национальный реестр вошли «Традицй рослинно-го килимарства Решетилiвщини» [23, с. 6485].

а б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2. - Работы мастеров вышивки и ковроткачества: а - Ю. Тушко, б - А. Бабенко

В октябре 2018 года был открыт Всеукра-инский центр вышивки и ковроделия в г. Ре-шетиловка (ВЦВК) [16], это позволило стать мастерам решетиловской общины в один ряд с такими признанными в Украине и мире центрами культуры, как Опишнянский центр керамики на Полтавщине и Петриковской росписи на Днепропетровщине.

Интересен тот факт, что все три туристически привлекательные дестинации: город Решетиловка, село Опишне и село Петриков-ка территориально находятся на небольшом расстоянии друг от друга (рис. 3), что теоретически упрощает создание мощного туристического ядра и популяризацию объектов нематериального культурного наследия.

На практике, при всей туристической привлекательности объектов НКН на данных территориях, планы реализации пока на начальной стадии своего освоения. Причины просты - отсутствие качественного сервиса, полное отсутствие гостиничных предложений, современной логистики и, как следствие, отсутствие маркетинговой политики.

Несмотря на это, уже существует наработанный опыт проведения ряда фестивалей: «Решетилiвська весна», который десятилетиями формировался как событие Полтавского региона, а в 2020 году приобрел статус Все-украинского значения; Национальный фести-

валь гончарства в Опишне, в рамках которого проводятся «Вакула Фест-ХХ1», «Гончарне перевесло», гончарный бодипейнтинг (декорирования тела на гончарную тематику); ежегодный этнографический фольклорный фестиваль «Петриювський диво цвт>, которые собирают сотни тысяч туристов, способствуя экономическому развитию местных общин и региона в целом.

Усилиями обычных, но необыкновенно талантливых людей, которые составляют культурный центр Решетиловщины, «Ви-шивка бшим по бшому» и «Традици рослин-ного килимарства» планируют войти в Репрезентативный список сохранения нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В перспективе планируется создание в Решетиловке Art HUB с обеспечением условий для приема людей с инклюзией и особыми потребностями, а программа их посещения может стать частью специальной реабилитационной помощи. Для этой категории посетителей планируется создать условия в соответствии с Требованиями универсального дизайна [21]. В рамках реализации проекта издан каталог «Решетитвсью дивотвори», который знакомит с мастерами и династиями мастеров - носителями НКН, их работами [18].

Рисунок 3. - Туристическая дестинация: Решетиловка, Опишня, Петриковка находятся на расстоянии 70 - 170 - 120 км друг от друга

Планируется издание расширенной и улучшенной версии каталога, с размещением QR-кодов и кратким описанием процесса изготовления решетиловских ковров и техник вышивания. Дополнительно будет сделан перевод каталога на английский, что сделает информацию доступной для читателей всего мира.

Реализация проекта позволит проводить в его стенах научные форумы и конференции международного масштаба по принципу работы Азербайджанского государственного музея ковра и народного прикладного искусства и Национального музея туркменского ковра [14,15].

Выводы.

1. Несмотря на изменения в мировом культурном пространстве, связанные с процессом глобализации, сохранение и охрана нематериального культурного наследия является одной из основных задач для Украины, ведь это культурно-духовное наследие, указывающее на аутентичную культуру, формирующее национальную идентичность.

2. Учитывая опыт деятельности уже существующих в мире успешных центров нематериальной культуры, можно представить нематериальное наследие в качестве туристического бренда Украины и параллельно способствовать превращению его в источник социально-экономического развития местных общин, как это сегодня и происходит на примере общин г. Решетиловка, поселка Опишня на Полтавщине, села Петриковка Днепропетровской области.

3. Туризм имеет возможность выступить в роли «катализатора» регионального развития. В культурных центрах Решетиловка, Опишня и Петриковка уже состоялись первые три стадии формирования территориальной туристической отрасли. Прошел этап выборочного создания локальных туристических объектов и развития туристической инфраструктуры: появились музеи и выставочные залы, объекты для проведения фестивалей, предприятия обслуживания туристов.

4. В перспективе планируется создание нового территориального туристско-рекреационного комплекса с гостиницей и Арт Хабом, в рамках деятельности Всеукра-инского Центра вышивки и ковроделия. Это окажет положительное влияние на изменение местной инфраструктуры и дальнейшее экономическое развитие местных общин, за счет расширения количества основных и сопутствующих рабочих мест, а также увеличение

финансовых поступлений в местный бюджет в результате увеличения туристического потока.

Список литературы

1. Борущак, М. А. Стратепя розвитку тури-стичних регюшв : автореф. дис. ... д-ра екон. наук : 08.00.05 / М. А. Борущак ; 1н-ститут регюнальних дослщжень НАН Украши. - Львiв, 2008. - 28 с.

2. Vseukrainskyitsentr [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www. facebook.com. - Дата доступа: 23.04.2020.

3. Гарбера, О. €. Терш^альний брендинг як шструмент тдвищення конкурентоспро-можностi туристично! дестинаци / О. G. Гарбера // Ефективна економша. - 2016. -№ 10. - С. 82-86.

4. Дутчак, О. I. Нематерiальна культурна спадщина ЮНЕСКО в Укра1ш: перспек-тиви використання в шдустри туризму / О. I. Дутчак // Карпатський край. - 2017. -№1. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/kkr 2017 1 17. pdf. - Дата доступа 18.03.2020.

5. Закарпаття онлайн [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://zakarpattya.net.ua/News/187865-Zakarpattia-otrymalo-napovnennia-rehionalnoho-pereliku-elementiv-nematerialnoi-kulturnoi-spadshchyny-FOTO.

- Дата доступа: 10.04.2020.

6. Закарпаття онлайн [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://zakarpattya.net.ua/News/196639-V-Uzhhorodi-prezentuvaly-rezultaty-proektu-Onlain-KHAB-dlia-nematerialnoi-kulturnoi-spadshchyny-Zakarpattia-FOTO. - Дата доступа: 11.04.2020.

7. Про присоединение Украины к Конвенции о сохранении нематериального культурного наследия : Закон Украины от 06.03.2008г. № 132. - Киев : Ведомости Верховного Совета Украины, 2008. - № 16. - C. 153.

8. Iсторiя украшського декоративного ми-стецтва : в 5 т. / редкол.: Г. Скрипник (гол. ред.) [i шш.]. - Ки!в: НАНУ 1МФЕ iм. М. Т. Рильського, 2011. - 4т.

9. Кастеллес башни из людей [Електронний ресурс] / Экскурсии в Барселоне. - Барселона, 2000-2020. - Режим доступа : https://barcelonatours.org/kastellets-bashni-iz-ludey.php. - Дата доступа : 05.04.2020.

10. Кштенко, В. К. Менеджмент туризму : тдручник / В. К. Кштенко. - Ки!в : Знан-ня, 2010. - 502 с.

11. Кифяк, В. Ф. Оргашзащя туристично! дiяльностi в Укра!ш : навч. пошбник / В. Ф. Кифяк. - Чершвщ : Зелена Буковина, 2003.-312 с.

12. Мельник, М. Т. Популяризащя укра!нсь-ко! культури в мереж iнтернет / М. Т. Мельник // 1мплементащя конвенцп про охорону нематерiально! культурно! спад-щини : пiдсумки та перспективи : ма-терiали II Всеукра!нсько! наук.-практ. конф., - Ки!в, 16 грудня 2016 р. / Укра!н-ський центр культурних дослщжень; ред-кол.: Буценко О.А. [та ш]. - Ки!в, 2016. -С.46-48.

13. Мишанич, В. В. Традици житимуть / В. В. Мишанич // Культуролопчш джерела. -2019. - №4(48). - С. 29-32.

14. Музей туркменського килиму [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://uk.wikipedia.org/wiki/. - Дата доступа : 28.03.2020.

15. Музей азербайджанського килиму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //azcarpetmuseum.az/front/az. - Дата доступа: 28.03.2020.

16. Нематерiальна культурна спадщина Укра!ни [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://mincult.kmu.gov.ua/control/uk/publish/ article?art_id=245154362&cat_id=24515416 4. - Дата доступа: 30.03.2020.

17. Решетилiвськi дивотвори: каталог. - Полтава: АСМ1, 2018. - 28с.

18. Онлайн Хаб. Нематерiальна культурна спадщина Закарпаття [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nks.zakfolkcenter.info/. - Дата доступа: 3.04.2020.

19. Решетилiвщина - мш рщний край: юто-рико - краeзнавчi нариси / Козюра 1.В., Гмиря 1.О., Кисiль Ю.М., В. М. Козюра, Г. В. Кошкалда, Р. М. Рейда, Н. О. Ширшова, В. I. Гайдар, М. В. Яресько. - Полтава : АСМ1, 2018. - 198 с.

20. Смочко, Н.М. 1нновацшш технологи в туризмi : навч. пошбник / Н.М. Смочко. -Мукачево : МДУ, 2012. - 253 с.

21. Скрипка, Н. С. Доступшсть до об'екпв житлового та громадського призначення для людей з швалщшстю : методичний поабник / Н. С. Скрипка, Я. Грибальсь-кий. В. Азш. - 5-те вид. доповн. - Ки!в : Ки!вська правда, 2012. - 248 с.

22.Територiальний брендинг як iнструмент шдвищення конкурентоспроможностi туристично! дестинацii [Электронный ресурс] . - Режим доступа: /http://www.economy.nayka.com.ua/?op=1& z=5182. - Дата доступа: 13.04.2020.

23. Френкель. I. Елементи нематерiальноi культурно! спадщини Укра!ни / I. Френкель, I. Фетисов.- Ки!в : Твори, 2018. -152 с.

References

1. Borushchak M. Strategiya rozygrysha turisticheskikh restoranov [The regions development strategy]. Institute of Regional Research, NAS of Ukraine. Lviv, 2008, 28 p. (in Ukrainian)

2. Vseukrainskiy tsentr [All-Ukrainian center]. (in Ukrainian). Available at: https: // www. facebook.com (accessed: 04/23/2020).

3. Harbera E. Territorial'nyy brending i investitsionnyy konkurs konkurentosposobnoy turisticheskoy kukhni [Territorial branding as a tool of increasing of the tourist destination competitiveness]. Effective Economics Magazine, 2016, no 10, p. 82-86. (in Ukrainian)

4. Dutchak O. Nematerial'naya kul'turnoye naslediye YUNESKO v Ukraine: perspektiva viktorianstva v turizme [UNESCO Intangible Cultural Heritage in Ukraine: usage perspectives in the tourist industry]. (in Ukrainian). Available at: http://nbuv.gov.ua/UJRN/kkr_2017_1_17

5. Zakarpat'ye onlayn [Transcarpathia online] [Electronic resource]. (in Ukrainian). Available at : https://zakarpattya.net.ua/News/187865-Zakarpattia-otrymalo-vidminno-za-napovnennia-rehionalnoho-pereliku-elementiv-nematerialnoi-kulturnoi-spadshchyny-FOTO (accessed: 10.04.2020).

6. Zakarpat'ye onlayn Transcarpathia online [Electronic resource]. (in Ukrainian). Available at: https://zakarpattya.net.ua/News/196639-V-Uzhhorodi-prezentuvaly-rezultaty-proektu-Onlain-KHAB-dlia-nematerialnoi-kulturnoi-spadshchyny-Zakarpattia-FOTO (accessed: 11.04.2020).

7. O prisoyedineniye Ukrainy k Konventsii o sokhranenii nematerial'nogo kul'turnogo naslediya [The Law of Ukraine "On Ukraine Accession to the Convention for the Safeguarding of Intangible Cultural Heritage"]. Law of Ukraine of 06.03.2008 no.

132. Kiev Vedomosti of the Supreme Council of Ukraine, 2008, no.16, 153 p.

8. Skrypnik G. (Ch. Ed.) [And others] Istoriya ukrainskogo dekorativnogo iskusstva [History of Ukrainian Decorative Art]. Kiev, Publishing House of Institute of art history, folkloristics and ethnology n.a. M.T. Rylskyi, 2011.Vol. 4, 512 p. (in Ukrainian)

9. Kastelles bashni iz lyudey [Castells: a human towers]. (in Ukrainian) Available at: https://barcelonatours.org/kastellets-bashni-iz-ludey.php

10. Kiptenko V.K. Menedzhment turizma [Tourism management]: textbook. Kiev: Knowledge, 2010. 502 p. (in Ukrainian)

11. Kifiak V.F. Organizatsiya turisticheskoy deyatel'nosti v Ukraine [Organization of tourist activity in Ukraine]: textbook. allowance, Chernivtsi: Zelena Bukovyna, 2003. 312 p. (in Ukrainian)

12. Melnyk M.T. Populyarizatsiya ukrainskoy kul'tury v seti internet [Ukrainian Culture Promotion on the Internet]. [Convention for the Safeguarding of Intangible Cultural Heritage implementation] Implementatsiya konventsii ob okhrane nematerial'nogo kul'turnogo naslediya: itogi i perspektivy: materialy II Vseukrainskoy nauchno-prakticheskoy. konf. [Results and perspectives. Information from the Second All-Ukrainian Research-to-practice conference], Kyiv: National Academy of managerial personnel of Ukraine, 2016, p. 46-48. (in Ukrainian)

13. Myshanych V. Traditsii zhit' [The traditions will live]. Culturological Sources Magazine. 2019, no. 4 (48), pp. 29-32/ (in Ukrainian)

14. Muzey turkmenskogo kovra [Museum of Turkmenian Carpet] (in Ukrainian). Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/

15. Muzey azerbaydzhanskogo kovra [Museum of Azerbaijani Carpet]. (in Ukrainian). Available at: http : //azcarpetmuseum .az/front/az

16. Nematerial'noye kul'turnoye naslediye Ukrainy [Intangible Cultural Heritage of Ukraine]. (in Ukrainian). Available at:

http: //mincult.kmu. gov .ua/ control/uk/publish/ article?art id=245154362&cat id=24515416 4

17. Reshetilovskiye divotvory [Reshetylivski dyvotvory]: catalogue. Poltava: ASMI LLC, 2018. 28 p. (in Ukrainian)

18. Onlayn Khab. Nematerial'noye kul'turnoye naslediye Zakarpat'ya [Online Hub. Intangible Cultural Heritage of Transcarpathia]. (in Ukrainian). Available at: http: //nks.zakfolkcenter.info/

19. Koziura I.V., Hmyria I.O., Kysil Y.M., Koziura V.M., Koshkalda G.V., Reida R.M., Shyrshova N.O., Gaidar V.I., Yaresko M.V. Reshetilovshchine - moy rodnoy kray: istoriko - krayevedcheskiye ocherki [Reshetylivka region - my native land: local history essays]. Poltava: ASMI LLC, 2018.198 p. (in Ukrainian)

20. Smochko N.M. Innovatsionnyye tekhnologii v turizme: ucheb. posobiye [Innovative technologies in tourism: an educational guidance]. Mukachevo: MSU, 2012. 253 p. (in Ukrainian)

21. Skrypka N., Grybalskyi Y., Azin V. Dostupnost' k ob"yektam zhilogo i obshchestvennogo naznacheniya dlya lyudey s invalidnost'yu: metodicheskoye posobiye [Accessibility to housing and community facilities for people with disabilities: study guide]. Kyiv: Kyivska Pravda Publishing House, PJSC of Ukrvydavpoligrafiia SJSC, 2012. 248 p. (in Ukrainian)

22. Territorially brending kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti turisticheskoy destinatsii [Territorial branding as a tool to increase a tourist destination competitiveness]. (in Ukrainian). Available at: http://www.economy.nayka.com.ua/?op=1&z =5182

23. Frenkel I., Fetysov I. Elementy nematerial'nogo kul'turnogo naslediya Ukrainy [Elements of Intangible Cultural Heritage of Ukraine]. Kyiv: Tvory LLC, 2018. 152 p. (in Ukrainian)

Received 6 April 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.