Том 161
ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА
1967
НЕЛИНЕЙНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ МУС-Д С ППУ "Ф
А. П. ИНЕШИН, В. А. СЕВАСТЬЯНОВ
(Представлено научным семинаром кафедры «Электропривод и автоматизация промышленных установок» УПИ)
В [1] показано, что в приводах по системе МУС-Д с ППУ стабилизирующая цепь ЯС передает с выхода преобразователя (якоря электродвигателя) на вход ППУ большой уровень помех частоты 300 гц, что приводит к снижение коэффициента усиления САР, ограничению диапазона регулирования скорости и других статических показателей привода. Ниже рассматриваются возможные структурные ограничения электроприводов МУС-Д с ППУ в динамике.
Структурная схема глубокорегулируемого электропривода МУС-Д показана на рис. 1. Здесь в состав внешнего контура (1) входят: полу-проводниково-магнитный преобразователь, состоящий из промежуточного полупроводникового (ППУ) и^ силового магнитного (МУС) усилителей, и исполнительный электродвигатель постоянного тока с тахо-метрической обратной связью. Передаточные функции этих' элементов САР могут быть представлены в виде:
О\
-и*
■9
ып /
1+ЪуР
к?
Мк
КкРТк
1+ЪеР
Кд I Утг
ит„р+ъщ-
(р)
ЭД^ппу ^му
кп
1 + Ттр
^д (р) —
к,
1 + Тмр+Т
Т рг '
МЭГ
0)
Рис. 2.Структурная схема электропривода МУС-Д.
где: /<п — коэффициент усиления преобразователя; Тму, т— постоянная времени МУС и полупериодное запаздывание;
результирующий передаточный коэффициент двигатель-тахо-генератор;
эквивалентные электромеханическая и электромагнитная постоянные времени электродвигателя с учетом МУС.
Статическая точность и диапазон регулирования САР обеспечиваются большими значениями Кп . При этом по условию устойчивости внешнего контура (I) преобразователь, включающий звенья с наибольшими и нестабильными коэффициентами и параметрами, необходимо 152
Ты. Тэ
охватить типовой цепью коррекции (цепь или дифференцирующий трансформатор) с передаточной функцией:
Ш (ПКкРТк
Реализация дайной структуры привода при заданных параметрах возможна при выполнении необходимой дополнительной проверки [3} устойчивости внутреннего контура (II), размыканием его в точке 2 (рис. 1).
Однако в реальной системе с высоким коэффициентом усиления, спроектированной в соответствии с линейной теорией, могут возникнуть автоколебания [2], связанные с нелинейностью элементов преобразователя, высоким уровнем помех и клювообразным характером ам-плитудно:фазовой частотной характеристики (АФЧХ) САР.
Типичной ^нелинейностью рассматриваемой системы является насыщение ППУ и МУС, вызванное ограниченной величиной напряжения питания этих элементов. Для учета влияния насыщения следует разомкнуть в соответствии с [3] структуру рис. 1 не по выходу системы в точке 1, как это делается обычно при анализе устойчивости САР, а непосредственно в точке 3 на входе преобразователя. Теперь оба контура системы, внешний и внутренний разомкнуты и передаточная функция САР, соответствующая клювообразной АФЧХ, имеет вид:
Ц7р (р) = Г п (р) [ Г д (р) + и?к (р)]. (2)
На рис. 2 представлены АФЧХ, соответствующие передаточным функциям: 1 — разомкнутой САР; 2 — разомкнутого внешнего охвата; 3 — разомкнутого внутреннего охвата; 4 — разомкнутой системы без учета запаздывания МУС.
Рис. 2. Амплитудно-фазовые частотные характеристики системы.
Характеристики построены для реального электропривода [1] с принятыми параметрами: Кп =2000; Тму = 0,45 сек\ Тм = 0,2 сек\ Тэ = 0,02 сек\ Тк = 0,05 сек; т = 0,01 се/с; Кд = 0,067; Кк = 0,04.
. На участке о> =0-^(0! влияние запаздывания ничтожно и АФЧХ разомкнутой САР определяется в основном передаточной функцией внешнего охвата:
^Р(Р)=^п(Р)-^д(Р)=/1 , т -г (ЗУ
(1 + ^муР) (1+ТмР+ТмТг р2;
На частоте со = о)1 фаза разомкнутой САР будет:
ср (оз1) = тг = arctg а)! Тму + срд. (4)
Ввиду явного соь ТМу > 1, агс (ё ш^Тму —следовательно ш4 близка к резонансной частоте двигателя:
/rV (5)
Г / ,
м э
Отсюда модуль АФЧХ на частоте coi можно найти из соотношения:
ки Ад _к К
rp Y — Ап Ад гр
м м = " V = Ки кл . (6)
му
На участке а>=(гз^-оо запаздывание необходимо учитывать и АФЧХ в основном определяется передаточной функцией разомкнутого внутреннего контура:
г, (р) - W. (?) *„(,)- ^^ • -j/^g-. (7)
На частоте о> = о)3 ввиду ш3Гк > 1 влиянием цепи коррекции на фазу разомкнутой САР можно пренебречь, тогда:
Ф (о)3) = тс — arc tg ш3Тму + 0)3~. (8)
Отсюда
и модуль АФЧХ на частоте ш3 будет:
2т
М (саз) = пг к =КпКк-т— < 1, (Ю)
что является аналитической записью условия устойчивости по Найк-висту внутреннего контура [2].
Координаты ©2 и Ai(co2) второго пересечения АФЧХ системы вещественной отрицательной полуоси рис. 2 можно приближенно определить без учета запаздывания, тем же способом, считая:
Ф (юа) = 180° = фп + ф(тгд + wK) и фп (ша) = arc tg о)2 Тму = 90°.
Отсюда ф{^д + > (ш2)» 90°.
Следовательно, равенство нулю вещественных составляющих передаточных функций и>2) и Wк (ш2) позволит найти значение ш2, а сумма мйимых составляющих Wa(m2) и Н7к(ш2) после подстановки найденной ша определит модуль АФЧХ системы на этой частоте:
(Ты + Тэ) о)2/Ск Тк 1
+ (I + <оа2г*) ]"
Учет характерных соотношений выше приведенных параметров САР приводит к более простым приближенным выражениям частоты и модуля:
Ш*ТЫУ
<i)¡
И
«Ws^. (12)
Лд 1 му
Найденные соотношения (5), (6), (9). (10), (11), (12) позволяют быстро найти характерные точки клювообразной АФЧХ системы, не прибегая к ее точному расчету и построению.
В результате действия помех и насыщения преобразователя его коэффициент усиления Кп уменьшается [1], при этом АФЧХ системы рис. 2 стягивается к началу координат. Если действие помех приведет к уменьшению Кпв М(со2) раз, то АФЧХ разомкнутой системы охватит критическую точку с координатами — 1, /0 и в системе возникнут автоколебания с частотой, близкой к соь Такое наглядное представление следует использовать при проектировании приводов, когда необходимо проверить, удовлетворяют ли выбранные по линейным соображениям параметры САР условию отсутствия нелинейных автоколебаний из-за действия помех и насыщения системы. При этом исходная величина модуля М((о2) АФЧХ системы равносильна своеобразному исходному запасу помехоустойчивости САР. Реально М(ш2) =2~\ 6, то есть весьма невелик.
В [2] предлагается простой
метод устранения возможных я ^_—-
автоколебаний в подобных системах, если уменьщение коэффициента усиления САР происходит в результате насыщения преобразователя при достаточно больших амплитудах входного сигнала, поступающего по цепи тахометрической обратной связи. При этом в системе между точками суммирования сигналов главной обратной связи и цепи коррекции включается нелинейный элемент типа насыщения НЭ (рис. 3), ограничивающий амплитуду входных сигналов системы по внешнему контуру величинои Хм , которая достаточна для нормальной работы привода, то есть Хм > Хноч рис. 3, но в то же время исключает возможность снижения МЫ до величины меньшей 1.
Однако этот способ применительно к системам МУС-Д лишь частично устраняет возможность возникновения автоколебаний, так как в этих системах высокий уровень помех передается цепью коррекции [1]. Поэтому заслуживает внимания использование других способов стабилизации, например электромагнитного [1], отличающегося меньшим уровнем помех.
ЛИТЕРАТУРА
1. В. А. Севастьянов, А. П. Инешин. Системы электропривода с маг-нитно-полупроводниковыми преобразователями МУС-Д с ППУ. Приволжское книжное издательство, 19*36.
2. Каган В. Г. Влияние насыщений в автоколебаниях систем повцшенной точности. Автоматика и телемеханика, т. XXVI, № 1, 1965.
3. Мееров М. В. Синтез структур систем автоматического регулирования высокой точности, ФизмаТгиз, 1959.
и.
х^х
ном
НОМ
Рис. 3. Схема включения нелинейного элемента.