Научная статья на тему 'К вопросу анализа цепей коррекции приводов МУС-Д'

К вопросу анализа цепей коррекции приводов МУС-Д Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу анализа цепей коррекции приводов МУС-Д»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

Том 153 1965

К ВОПРОСУ АНАЛИЗА ЦЕПЕЙ КОРРЕКЦИИ ПРИВОДОВ МУС-Д

В. А. СЕВАСТЬЯНОВ, А. П. ИНЕШИН, А. И. ЕСИИ

(Рекомендовано научным семинаром кафедры ЭПП Томского политехнического института)

Разработка и выпуск комплектных приводов широкого диапазона регулирования скорости с силовыми магнитными усилителями с самонасыщением (МУС), их лабораторные исследования и промышленные испытания позволяют в настоящее время сделать ряд выводов относительно особенностей коррекции приводов указанного типа. Этот вопрос представляет значительный интерес еще и потому, что в известных схемах аналогичных приводов зарубежных фирм AEG и др., где применяется отрицательная обратная связь по скорости двигателя с помощью тахогёнератора, а в качестве последовательного каскада усиления используются серийные транзисторные усилители постоянного тока, цепи коррекции не показаны [1].

В приводах отечественного производства [2] вопросы коррекции и стабилизации решаются посредством применения структур, широко апробированных в регулируемых приводах с электромашинными усилителями (ЭМУ).

Однако МУС принципиально отличается от ЭМУ передаточной функцией, включающей, в частности, звено запаздывания, дискретным характером работы и нереверсивностью из-за наличия вентилей в силовой цепи. Поэтому заслуживает внимания вопрос разработки стабилизации применительно к системам с МУС.

Динамические свойства нескорректированной системы определяются из анализа передаточной функции разомкнутой системы привода (рис. 1 а или б)

ЛАЯ ^ Кппу ' Кму ' £ ^ 'Кд - 7 , .

wtp> = (1 + рТМу)(1 ^рТм + Р2ТмТя) '

где Кму, КППу ~ соответственно коэффициенты усиления МУС и ППУ;

Кд - Кд, • Кд2; 7 — коэффициенты передачи электродвигателя и ТГ;

Тму; Тм; Тя — постоянные времени, характеризующие МУС и двигатель;

т —- постоянное запаздывание в полупериод несущей частоты, которым в замкнутых САР пренебрегать нельзя.

Частота среза сос и возможный по условию устойчивости статический коэффициент усиления такой системы определяются из анализа выражений для модуля А (со) и фазы <p(w), ее амплитудно-фазовой частотной характеристики (АФЧХ). Система имеет угол запаздывания 180° на частоте, для' которой:

со Т

?(о>) - тг Шс ? —arctg 0)сТму -Г arc tg __ ^ 2 (2)

Г

Рис. 1

При этом по условию устойчивости аналитическая запись критерия

Найквиста будет:

= ^--------

^ VI + (-С Тму)2 -VII- «с2 Тм Тя)2 + (Тм <Ос)2

Принимая, что частота среза разомкнутой системы не превышает резонансной используемого двигателя, при которой вещественная часть его частотной характеристики равна нулю, можно выражение (3) преобразовать в вид:

Кипу • Кыу • Кд . 7 ^

Тм ' |/(">с;- Тму):

1

где Тму>> 1, a —ш18о

Решая (4) относительно возможной до условию устойчивости величины критического коэффициента усиления, получим:

Т,

тя

П Известия, т. 153. 161

К = Кппу-К1;у-Кд-т<~т^-' (5)

что свидетельствует о низких динамических и статических свойствах

нескорректированных систем МУС-Д, способных обеспечить небольшой диапазон регулирования скорости. Одним из обязательных условий при расширении диапазона регулирования скорости исполнительного двигателя является применение цепей коррекции [3], что позволяет реализовать большей коэффициент усиления САР без потери ее устойчивости. Так, например, в приводах серий ППМУ для диапазона регулирования 100-г1 с целью обеспечения устойчивости работы привода I, схему вводится [2] параллельная коррекция — цепь ИС, охватывающая преобразователь — МУС и ППУ. Структурная схема этой САР приведена на рис. 1 а.

Передаточная функция скорректированной разомкнутой САР имеет вид.

\У(р)

(р)

1 ; Ш„(Р) • АУК(Р)

(6)

гае \У„:(р); Ш„(р); АУд(р) — соответственно передаточные функции корректирующего звена, преобразователя и электродвигателя.

Для устойчивой системы при (р)• \¥„ (р) >> 1 в полосе пропускания частот САР, единицей в знаменателе выражения (6) можно пре небречь и тогда:

ли, ^ ^^

и'(р) = тг;- , т. е. динамическая характеристика

\У,ДР)

преобразователя стабилизируется цепью коррекции.

Для последовательного введения сигнала стабилизирующего звена и контур сравнения (рис. 2) можно получить выражение для входного тока промежуточного усилителя в операторной форме

КкрТкия(р).

(р)

Ц,ч (р)

Н.Х

иа(р)

где Т,. Г,;(К'к 1<):

Етг(р)

К.- г гв

1 + рТк.

Яп

Ип- «(1

; Кк =

Иг

Ик+Н

(7)

< 1.

и

<- Тг

У

/ п

'6х

Рис. 2.

Заслуживает внимания способ введения сигнала коррекции параллельно вход} ППУ рис. 2 (пунктиром), принятый рядом станкостроительных организаций, например [3]. В этом случае в выражении (7)

Н'пх

Тк — г к - - Ск Кк; Кк •-■= К'к = —р--,

где 1?'Г1Х = • а (1 — а) гтг Не ■

При регулировании'коэффициента усиления в функции уставки скорости рассмотренные способы введения сигнала коррекции неравноценны, так как Кк при прочих равных условиях, пропорционален ИРХ только во втором случае. Сопротивление Я\х можно выбирать в широких пределах, поэтому К'к может иметь значение как меньше, так и больше 1, что позволяет обеспечить большие пределы регулирования настройки коррекции. Выбор коэффициента передачи цепи коррекции Кк и постоянной времени Тк следует осуществлять в соответствии с [3] из диаграмм анализа обобщенных структур. Особенностью расчета параметров гибкой обратной связи применительно к системе МУС-Д является зависимость Ты от тока 1Я нагрузки вследствие нелинейного сопротивления силовых селеновых вентилей [2].

1 1

Ки — -------Ту -

1 <8> н К Кк^В ' (9)

* Я * Я

где А и В — обобщенные параметры системы, выбираемые из условия* допустимой величины перерегулирования о % и минимального времени регулирования 1р.шш.

Выбранные по (8,9) параметры, коррекции необходимо проверять по условию устойчивости преобразователя с учетом постоянного запаздывания г при охвате его дифференцирующим звеном [4]. Для структурной схемы разомкнутого внутреннего охвата САР, представленной на рис. 1 а, АФЧХ имеет вид:

\УВ0 (Н = А во (со) • е~ = К1шу . • с . к* •• Т_" ,

(1+в>Т!1у) (1+№)

%

где А во(ю) — модуль АФЧХ внутреннего охвата при, Фво(ю) — фаза. Условие устойчивости внутреннего охвата по Найквисту при

ш18о ' Тму >> 1 и

К • ] ^ ? во • Тк 1 + ]*Ш180 * Тк

Кк будет

^ппу * Кму * Кк Кппу • Кму • Кк /1П\ Аво К80) - г ~ ----^-<1 (Ю)

У КвО • Тму)2 ш180 1му

И ¥воК80) — 1С =агсtg ш]80 • Тму + Ш180 • Т як — + О)180т. Отсюда ■>

11*

103

Величина критического коэффициента усиления преобразователя:

к -к (П)

'мни- 1Ч-М\' О-;/

Расширение диапазона регулирования скорости исполнительного двигателя в приводах с МУС при использовании параллельной коррекции цепью ИС, как следует из (11), возможно обеспечить лишь за счет увеличения постоянной времени преобразователя Тму . Таким образом, требования увеличения диапазона регулирования и статической точности системы находятся в противоречии по условию устойчивости внутреннего охвата САР с ее быстродействием. Поэтому применение рассмотренной параллельной коррекции в диапазоне более чем 100:1, нецелесообразно. Кроме того, ввиду существенной пульсации выходного напряжения МУС, по цепи НС па вход ППУ передается сильнейший уровень помех (рис. 2).

В связи с этим, заслуживает внимания вопрос разработки и исследования для системы электроприводов МУС-Д другого более помехоустойчивого, например, электромагнитного варианта коррекции. В [5] показано, что для снятия корректирующего сигнала электромагнитным путем можно использовать свободную обмотку управления магнитного усилителя, что эквивалентно применению дифференцирующего трансформатора. ,,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На кафедре «Электропривод и автоматизация промышленных установок» Ульяновского политехнического института разработан электропривод МУС-Д с ППУ класса Д диапазона 200:1. Структурная схема эгого электропривода изображена на рис. 1 б. Здесь: ИД — исполнительный электродвигатель, МУС — магнитный усилитель само-пасыщения. ППУ — промежуточный полупроводниковый усилитель класса Д, ТП — тахогенератор. УС — узел сравнения с переменным коэффициентом передачи ш, ГОС — гибкая обратная связь по производной суммарного магнитного потока МУС, ТО — цепь токоограни-чения.

Магнитный усилитель с выведенным сигналом электромагнитной коррекции при этом структурно разделяется на два звена, из которых

К V1

первое — апериодическое вида _охвачено цепью коррекции,

1 + р • Тму

(гибкой отрицательной обратной связью), а второе, звено чистого за-

паздывапия вида 1\му2 е входит в контур внешнего охвата [5].

Внутренний охват, включающий безынерционный ППУ, цепь управления — МУС и собственно звено электромагнитной коррекции, теперь является устойчивым при любых значениях коэффициентов усиления охваченных звеньев, что следует из (11) при т = 0.

Исследование электромагнитного варианта коррекции в приводе проводилось по схеме рис. 3.

Указанные на рис. 3 величины регистрировались с помощью шлей-фового осциллографа.

Для изменения уровня сигнала стабилизации в цепь коррекции был введен ключ управления (переключатель на 4 положения). Результаты экспериментального испытания зарегистрированы на приведенной осциллограмме (рис. 4). На начальном участке осциллограмм кривые 1.{1 п и ик свидетельствуют о вполне стабильной работе привода в установившемся режиме (п^Сопэ!). Кривые 1Я и Ц\, имеют пульсации

х, 380

Рис. 3.

с частотой 300 и 100 гц. Последняя является следствием работы широт-по-импульсного модулятора ПГ1У на этой несущей частоте. В момент времени ^ переключатель переводится в положение 2, а в момент 12 на валу ИД с помощью тормозного устройства создается толчок нагрузки. Ввиду действия ослабленной коррекции колебания привода носят затухающий характер. Частота колебаний составляет 6,3 гц. В момент времени 1 з переключатель переводился в положение 3. Ввиду размыкания цепи коррекции привод переходит в режим жесткого возбуждения автоколебаний с частотой 4 гц. Осциллограмма показывает, что напряжение сигналов коррекции 1)к на всех участках пропорционально производным 1я и ия. Кривые 1я и ия ввиду предельного переключения ППУ

большими сигналами на его входе содержат пульсации лишь частоты 300 гц. В момент времени и переключатель был переведен в положение 4. Ввиду восстановления цепи коррекции с исходными параметрами начинается процесс стабилизации привода. Из осциллограммы на этом участке видно, что включение цепи коррекции через 0,5 сек. приводит к стабилизации и установившемуся движению привода с заданной скоростью, однако, как и для случая коррекции КС, при этом ухудшается быстродействие САР.

Рис. 4.

Pi.-с. 5.

Для сравнительной оценки влияния помех в схеме привода с электромагнитной коррекцией (рис. 3) по сравнению с рассмотренной КС коррекцией снята осциллограмма (рис. 5).

Исполнительный двигатель, вращающийся с минимальной ско-. ростью на холостом ходу в момент времени 1ь нагружался моментом полуторакратным от номинального. Динамическая просадка скорости' двигателя составляла при этом 100%, то есть двигатель останавливался, а затем по мере роста тока и момента на его валу вновь набирал заданную скорость вращения. При этом регистрировались изменения величин напряжений на обмотке коррекции иок и на якоре исполнительного двигателя ия. Величина напряжения помехи Цж возрастает на 25%, а величина напряжения помехи ия соответственно на 625% при увеличении тока якоря от 2 а до 25 а. Следовательно, с точки зрения влияния помех на статическую точность системы электромагнитный, способ коррекции выгодно отличается от НС коррекции тем, что величина напряжений помех, а следовательно, и ее влияние на коэффициент усиления системы, в значительно меньшей степени зависит от величины нагрузки двигателя. Действие помехи при таком способе коррекции сводится лишь к первоначальному снижению коэффициента усиления ППУ, что может быть учтено при выборе коэффициента усиления промежуточного усилителя.

Выводы

1. Нескорректированная система МУС-Д из-за плохих статических и динамических свойств может применяться в электроприводах только с небольшим диапазоном регулирования скорости.

2. Реализация структуры с параллельной коррекцией цепью „КС для диапазона регулирования более чем Г00:1 затруднительна ввиду плохой помехозащищенности и противоречия между условием. устойчивости внутреннего охвата преобразователя и динамикой системы.

3. Заслуживает внимания применение в системах электропривода МУС-Д с ППУ вариант электромагнитной коррекции, отличающийся помехоустойчивостью и позволяющий в связи с этим получить более широкий диапазон регулирования скорости при удовлетворительных, динамических показателях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Системы бесконтактного управления ведущих зарубежных фирм. Москва, 1962.'

2. А. Я- Петровский, Я. Б. Р о з м а н. Регулируемый электропривод с магнит-иыми усилителями. Изд. «Энергия», 1964.

3. Я. С. Бровман, В. Г. К а г а н, Ф. Д. К о.ч у "б и е в с к и й. Электроприводы с полупроьодниковым управлением. Системы с электромашинными преобразователями (ПМК-Г-Д). «Энергия», 1964.

4. М. В. М е е р о в. Синтез структур систем автоматического регулирования высоко"! точности». Физматгиз, 1960.

5. М. А. Р о з е н б л а т. Магнитные усилители. Изд. «Советское радио», 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.