НЕЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СВЯЗНОСТИ НАУЧНОГО ТЕКСТА
Сидор Л.Н. ©
Преподаватель кафедры иностранных языков № 4 Института иностранной филологии Крымского федерального университета
имени С.И Вернадского
Аннотация
В статье рассмотрены неличные формы глагола как средство создания коммуникативной связности в научном тексте. Идентифицированы неличные формы глаголов для понимания их грамматического значения и функций.
Ключевые слова: неличные формы глагола, научный текст, функция, инфинитив, предикатив.
NON-FINITE VERB FORMS AS MEANS OF CREATION COMMUNICATIVE CONNECTIONS IN THE SCIENTIFIC TEXTS
Summary
The article deals with impersonal forms of the verb as a means of creating communicative connectivity of the scientific text. Identified non-personal forms of verbs to understand their grammatical meaning and function.
Keywords: non-finite verb forms, scientific text, function, infinitive predicates.
В научном тексте частотность употребления неличных форм глагола существенна: они входят не только в состав сказуемого, используются в функциях дополнения, подлежащего, обстоятельства и определения, но и формируют предикативные конструкции. Как показывает практика отсутствие прочных навыков идентификации неличных форм глагола и предикативных конструкций, понимания их грамматического значения и синтаксических отношений между компонентами в предложении является существенным недостатком и источником ошибок в научных текстах [2, С. 44].
Рассмотрением вопросов о неличных формах глагола занималось много ученых и исследователей. Но на данное время этот вопрос применительно создания коммуникативной связности научного текста еще досконально не изучен.
Целью статьи и является формирование устойчивых навыков распознавания, глубокого применения и понимания неличных форм глагола для создания коммуникативной связности научного текста.
Как неличные, так и личные формы глаголов имеют морфологическую структуру (т.е. формы словоизменения и способы выражения грамматических значений) и могут являться частью синтаксической конструкции (т. е. соединенное по правилам грамматики целое, состоящее из слов, предложений и словосочетаний, где грамматические классы слов (части речи) выполняют синтаксическую функцию в речи). Правильная грамматическая интерпретация является ключом к глубокому пониманию информационной составляющей, что особенно важно для текстов научного содержания [4, С. 188].
Научному стилю свойственны такие характерные черты изложения информации, как краткость, логичность и полнота доказательности, поэтому ему присущи специфические
© Сидор Л.Н., 2016 г.
грамматические и лексические особенности. В данной статье мы не уделяем специального внимания лексическим особенностям научных текстов, словарный состав которых содержит как общеупотребительные слова, так и специфическую терминологию, так как главной нашей целью являются грамматические особенности научного стиля изложения и конкретно текстов (учебников, монографий, и статей) по медицине. Поскольку весь иллюстрирующий текстовой массив пособий, учебников, статей содержит только профессионально ориентированную литературу, то студенты будут иметь реальную возможность существенно расширить лексическую и терминологическую базу в общем процессе освоения английского языка в рамках своей специальности.
Особенности изложения и грамматическая структура научных текстов характеризуются употреблением как сложных по структуре предложений с подчинительными и сочинительными связями, так и употреблением большого количества причастных и инфинитивных оборотов.
Обычно мы говорим и, тем более, пишем полными предложениями, в которых разные части речи выполняют разные синтаксические функции, становясь членами предложения. Члены предложения - это знаменательные слова, которые обозначают определенные синтаксические отношения и находятся между собой в определенных синтаксических связях. Входящие в состав предложения слова, являющиеся различными частями речи, исполняют синтаксические функции, главные из которых - сказуемое и подлежащее, и второстепенные члены предложения - обстоятельство, дополнение и определение.
Неличные формы глагола - это инфинитив, причастие и герундий. Эти формы, а также содержащие их конструкции представляют немалые сложности для адекватного понимания. У этих форм нет части грамматических категорий, которые есть у личных форм, а именно: лица, числа, грамматического времени и наклонения, но есть категории залога, перфекта, вида.
Лексическое значение неличных форм не отличается от значения личных форм, грамматическая же разница между ними заключается в том, что неличные формы имеют значения второстепенного действия, процесса или состояния, связанного с основным -первичным, выраженным глаголом в личной форме, т.е. сказуемым. Второстепенное действие носит характер производного, вспомогательного, добавочного или сопутствующего по отношению к главному действию.
В научных текстах неличные формы глагола могут выполнять синтаксическую функцию, которой обладают как глагол, так и неглагольные части речи (существительное, прилагательное, наречие). Так инфинитив может выполнять главные синтаксические функции существительного, а именно подлежащего. Все неличные формы глагола являются структурным элементом в так называемых предикативных конструкциях, которые представляют собой структуру-словосочетание, относящуюся к группе конструкций с неличными формами глаголов, обозначающих вторичную номинацию.
Идентифицируем неличные формы глаголов, что бы понять их грамматическое значение и их функцию. Анализируемые глагольные формы мы выделили в отдельные группы.
Первая группа. В первую группу входят фрагменты, включающие в себя два главных члена предложения, то есть сказуемое и подлежащее, в состав которого входят неличные формы глаголов как часть простого глагольного сказуемого. Такая форма сказуемого называется аналитической. Поясним: морфологические категории имеют 2 метода формирования: простой или синтетический, если формообразующий элемент входит в состав слова (3 лицо, единственное число; простое прошедшее время) и сложный или аналитический, состоящий, по крайней мере, из двух глагольных элементов: вспомогательных глаголов и значимых глаголов. Значимые глаголы представлены неличными формами. Это может быть причастие I, причастие II, инфинитив в его разных формах [3, С. 125]. В этом случае вспомогательные глаголы не имеют лексического значения, их роль чисто грамматическая.
Вторая группа. Во вторую группу входят фрагменты предложений, включающие в себя, как и в первой группе, 2 главных члена предложения, то есть сказуемое и подлежащее. В эту группу включены только сказуемые, в состав которых неличные формы глагола входят как часть составного глагольного сказуемого. Глаголом-связкой в составном глагольном сказуемом могут быть модальные глаголы, выражения модального характера или глаголы, указывающие на начало, продолжение, повторение и завершение действия.
Третья группа. В третью группу входят инфинитивы в непредикативной синтаксической функции. Инфинитив обладает грамматическими категориями: совершенный-несовершенный вид, активный-страдательный залог, общий-продолженный аспект. Эти грамматические характеристики инфинитива зафиксированы в его морфологических формах. Однако он не обладает категориями грамматического времени, лица и числа. Неперфектная форма инфинитива указывает на действие, одновременное с действием первичным, т.е. временем действия личной формы глагола в синтаксической функции сказуемого. Перфектный инфинитив всегда означает действие, предшествующее времени действия личного глагола -сказуемого предложения. Форма продолженного инфинитива подчеркивает продолжительность процесса во времени.
Четвертая группа. В четвертую группу входят предложения с герундием в непредикативной синтаксической функции, т.е. в функции подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства. В русском языке нет грамматической формы, аналогичной герундию. Грамматическое значение герундия - это процесс или действие. Частотность употребления грамматических форм герундия в текстах научного стиля неравномерна, чаще всего в этих текстах присутствует простая форма типа discussing [1, С. 39]. Неперфектный герундий означает, что процесс, выраженный им, протекает в одно время с первичным действием, выраженным сказуемым предложения и соответственно личной формой глагола.
Пятая группа. В пятую группу входят все предложения с причастиями (в непредикативной синтаксической функции), которые в предложении могут исполнять роль определения или обстоятельства. В научной литературе причастия и причастные обороты используются очень широко.
Шестая группа. К шестой группе были отнесены предикативные конструкции. Все неличные формы глагола могут входить в состав этих конструкций. Они являются двухкомпонентной синтаксической единицей, в которой существительное или местоимение и неличная форма глагола находятся в предикативных отношениях, подобных отношениям подлежащего и сказуемого в тексте.
Предикативные комплексы - это конструкции или структуры, занимающие промежуточную позицию между словосочетанием и текстом. В отличие от словосочетания в предикативных комплексах имеют место субъектно-предикативные отношения. Именная часть выражает деятеля или обладателя определенного состояния или качества, а предикативная часть может быть выражена инфинитивом или причастием [5, С. 197]. В отличие от текстов субъектно-предикативные отношения в них не имеют четкого грамматического выражения, т.е. в них нет личной формы глагола, поэтому эти комплексы не имеют ни реального подлежащего, ни реального сказуемого. Отсутствие личной формы глагола в таком комплексе демонстрирует или дает возможность показать грамматически их зависимость от главного предложения с реальным подлежащим и реальным сказуемым, указывая, таким образом, на их зависимый или второстепенный статус. Такие комплексы, поскольку в них есть, хотя и "нереальные", но семантически понимаемые отношения типа "подлежащее и сказуемое", могут быть трансформированы в придаточные предложения: сложное подлежащее и с ложное дополнение. Рассмотрим последовательно каждую структуру.
Сложное подлежащее. Этот оборот состоит из существительного или местоимения и инфинитива смыслового глагола, выступающего в качестве вторичного предиката (нереального сказуемого). Эта конструкция, являясь потенциальным эквивалентом дополнительного придаточного предложения, входит в состав простого предложения, сказуемое которого выражено личной формой глагола.
Сложное дополнение. Дополнение является третьим по значимости членом предложения. Субъектно-предикатная структура, т.е. подлежащее и сказуемое в предложении, часто не является законченным, т. к. сказуемое (личная форма глагола) требует обязательного употребления дополнения для придания смысловой законченности.
Герундиальный комплекс. Комплексы с герундием встречаются в научных текстах довольно редко. Герундий по своей природе очень близок по значению к существительному. Он еще не называет действие, как это делает отглагольное существительное, но в нем сохраняется обозначение процесса, то есть опредмечивание некоторого действия. Герундий и инфинитив в предложении практически выполняют одинаковые функции, отличаясь только внутренним характером самого действия, поэтому в случае, если мы хотим сделать акцент на факт того, что действие представляется как процесс его протекания, мы в речи выражаем его формой герундия.
Вывод. Навыки идентификации неличных форм глагола, понимания их грамматического значения и синтаксических отношений между компонентами в предложении являются существенным средством создания коммуникативной связности научного текста.
Литература
1. Евстафиади О.В. Персонализированные условные ситуации в английском научном дискурсе // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2014. - № 1.1. - С. 38-42.
2. Ермолаева Е.В. Неличные формы глагола и их место в системе современного языка // Материалы VII Международной научно-практической заочной конференции. - 2014. - С. 42-46.
3. Казначеева Т.В. Причастие II как неличная форма глагола // Актуальные вопросы переводоведения и практики перевода. - 2015. - С. 124-128.
4. Макаев Х.Ф. Грамматические особенности научно-технического текста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - Т. 2. - № 10. - С. 187-189.
5. Махоткина Е.В. Сравнительное использование инфинитива и причастия в современном английском языке // Культура. Образование. Наука. - 2015. - № 1 (34). - С. 196-200.