Научная статья на тему 'Неличные формы глагола как средство создания коммуникативной связности научного текста'

Неличные формы глагола как средство создания коммуникативной связности научного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
284
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА / NON-FINITE VERB FORMS / НАУЧНЫЙ ТЕКСТ / SCIENTIFIC TEXT / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / ИНФИНИТИВ / ПРЕДИКАТИВ / INFINITIVE PREDICATES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сидор Л.Н.

В статье рассмотрены неличные формы глагола как средство создания коммуникативной связности в научном тексте. Идентифицированы неличные формы глаголов для понимания их грамматического значения и функций.The article deals with impersonal forms of the verb as a means of creating communicative connectivity of the scientific text. Identified non-personal forms of verbs to understand their grammatical meaning and function.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неличные формы глагола как средство создания коммуникативной связности научного текста»

НЕЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СВЯЗНОСТИ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Сидор Л.Н. ©

Преподаватель кафедры иностранных языков № 4 Института иностранной филологии Крымского федерального университета

имени С.И Вернадского

Аннотация

В статье рассмотрены неличные формы глагола как средство создания коммуникативной связности в научном тексте. Идентифицированы неличные формы глаголов для понимания их грамматического значения и функций.

Ключевые слова: неличные формы глагола, научный текст, функция, инфинитив, предикатив.

NON-FINITE VERB FORMS AS MEANS OF CREATION COMMUNICATIVE CONNECTIONS IN THE SCIENTIFIC TEXTS

Summary

The article deals with impersonal forms of the verb as a means of creating communicative connectivity of the scientific text. Identified non-personal forms of verbs to understand their grammatical meaning and function.

Keywords: non-finite verb forms, scientific text, function, infinitive predicates.

В научном тексте частотность употребления неличных форм глагола существенна: они входят не только в состав сказуемого, используются в функциях дополнения, подлежащего, обстоятельства и определения, но и формируют предикативные конструкции. Как показывает практика отсутствие прочных навыков идентификации неличных форм глагола и предикативных конструкций, понимания их грамматического значения и синтаксических отношений между компонентами в предложении является существенным недостатком и источником ошибок в научных текстах [2, С. 44].

Рассмотрением вопросов о неличных формах глагола занималось много ученых и исследователей. Но на данное время этот вопрос применительно создания коммуникативной связности научного текста еще досконально не изучен.

Целью статьи и является формирование устойчивых навыков распознавания, глубокого применения и понимания неличных форм глагола для создания коммуникативной связности научного текста.

Как неличные, так и личные формы глаголов имеют морфологическую структуру (т.е. формы словоизменения и способы выражения грамматических значений) и могут являться частью синтаксической конструкции (т. е. соединенное по правилам грамматики целое, состоящее из слов, предложений и словосочетаний, где грамматические классы слов (части речи) выполняют синтаксическую функцию в речи). Правильная грамматическая интерпретация является ключом к глубокому пониманию информационной составляющей, что особенно важно для текстов научного содержания [4, С. 188].

Научному стилю свойственны такие характерные черты изложения информации, как краткость, логичность и полнота доказательности, поэтому ему присущи специфические

© Сидор Л.Н., 2016 г.

грамматические и лексические особенности. В данной статье мы не уделяем специального внимания лексическим особенностям научных текстов, словарный состав которых содержит как общеупотребительные слова, так и специфическую терминологию, так как главной нашей целью являются грамматические особенности научного стиля изложения и конкретно текстов (учебников, монографий, и статей) по медицине. Поскольку весь иллюстрирующий текстовой массив пособий, учебников, статей содержит только профессионально ориентированную литературу, то студенты будут иметь реальную возможность существенно расширить лексическую и терминологическую базу в общем процессе освоения английского языка в рамках своей специальности.

Особенности изложения и грамматическая структура научных текстов характеризуются употреблением как сложных по структуре предложений с подчинительными и сочинительными связями, так и употреблением большого количества причастных и инфинитивных оборотов.

Обычно мы говорим и, тем более, пишем полными предложениями, в которых разные части речи выполняют разные синтаксические функции, становясь членами предложения. Члены предложения - это знаменательные слова, которые обозначают определенные синтаксические отношения и находятся между собой в определенных синтаксических связях. Входящие в состав предложения слова, являющиеся различными частями речи, исполняют синтаксические функции, главные из которых - сказуемое и подлежащее, и второстепенные члены предложения - обстоятельство, дополнение и определение.

Неличные формы глагола - это инфинитив, причастие и герундий. Эти формы, а также содержащие их конструкции представляют немалые сложности для адекватного понимания. У этих форм нет части грамматических категорий, которые есть у личных форм, а именно: лица, числа, грамматического времени и наклонения, но есть категории залога, перфекта, вида.

Лексическое значение неличных форм не отличается от значения личных форм, грамматическая же разница между ними заключается в том, что неличные формы имеют значения второстепенного действия, процесса или состояния, связанного с основным -первичным, выраженным глаголом в личной форме, т.е. сказуемым. Второстепенное действие носит характер производного, вспомогательного, добавочного или сопутствующего по отношению к главному действию.

В научных текстах неличные формы глагола могут выполнять синтаксическую функцию, которой обладают как глагол, так и неглагольные части речи (существительное, прилагательное, наречие). Так инфинитив может выполнять главные синтаксические функции существительного, а именно подлежащего. Все неличные формы глагола являются структурным элементом в так называемых предикативных конструкциях, которые представляют собой структуру-словосочетание, относящуюся к группе конструкций с неличными формами глаголов, обозначающих вторичную номинацию.

Идентифицируем неличные формы глаголов, что бы понять их грамматическое значение и их функцию. Анализируемые глагольные формы мы выделили в отдельные группы.

Первая группа. В первую группу входят фрагменты, включающие в себя два главных члена предложения, то есть сказуемое и подлежащее, в состав которого входят неличные формы глаголов как часть простого глагольного сказуемого. Такая форма сказуемого называется аналитической. Поясним: морфологические категории имеют 2 метода формирования: простой или синтетический, если формообразующий элемент входит в состав слова (3 лицо, единственное число; простое прошедшее время) и сложный или аналитический, состоящий, по крайней мере, из двух глагольных элементов: вспомогательных глаголов и значимых глаголов. Значимые глаголы представлены неличными формами. Это может быть причастие I, причастие II, инфинитив в его разных формах [3, С. 125]. В этом случае вспомогательные глаголы не имеют лексического значения, их роль чисто грамматическая.

Вторая группа. Во вторую группу входят фрагменты предложений, включающие в себя, как и в первой группе, 2 главных члена предложения, то есть сказуемое и подлежащее. В эту группу включены только сказуемые, в состав которых неличные формы глагола входят как часть составного глагольного сказуемого. Глаголом-связкой в составном глагольном сказуемом могут быть модальные глаголы, выражения модального характера или глаголы, указывающие на начало, продолжение, повторение и завершение действия.

Третья группа. В третью группу входят инфинитивы в непредикативной синтаксической функции. Инфинитив обладает грамматическими категориями: совершенный-несовершенный вид, активный-страдательный залог, общий-продолженный аспект. Эти грамматические характеристики инфинитива зафиксированы в его морфологических формах. Однако он не обладает категориями грамматического времени, лица и числа. Неперфектная форма инфинитива указывает на действие, одновременное с действием первичным, т.е. временем действия личной формы глагола в синтаксической функции сказуемого. Перфектный инфинитив всегда означает действие, предшествующее времени действия личного глагола -сказуемого предложения. Форма продолженного инфинитива подчеркивает продолжительность процесса во времени.

Четвертая группа. В четвертую группу входят предложения с герундием в непредикативной синтаксической функции, т.е. в функции подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства. В русском языке нет грамматической формы, аналогичной герундию. Грамматическое значение герундия - это процесс или действие. Частотность употребления грамматических форм герундия в текстах научного стиля неравномерна, чаще всего в этих текстах присутствует простая форма типа discussing [1, С. 39]. Неперфектный герундий означает, что процесс, выраженный им, протекает в одно время с первичным действием, выраженным сказуемым предложения и соответственно личной формой глагола.

Пятая группа. В пятую группу входят все предложения с причастиями (в непредикативной синтаксической функции), которые в предложении могут исполнять роль определения или обстоятельства. В научной литературе причастия и причастные обороты используются очень широко.

Шестая группа. К шестой группе были отнесены предикативные конструкции. Все неличные формы глагола могут входить в состав этих конструкций. Они являются двухкомпонентной синтаксической единицей, в которой существительное или местоимение и неличная форма глагола находятся в предикативных отношениях, подобных отношениям подлежащего и сказуемого в тексте.

Предикативные комплексы - это конструкции или структуры, занимающие промежуточную позицию между словосочетанием и текстом. В отличие от словосочетания в предикативных комплексах имеют место субъектно-предикативные отношения. Именная часть выражает деятеля или обладателя определенного состояния или качества, а предикативная часть может быть выражена инфинитивом или причастием [5, С. 197]. В отличие от текстов субъектно-предикативные отношения в них не имеют четкого грамматического выражения, т.е. в них нет личной формы глагола, поэтому эти комплексы не имеют ни реального подлежащего, ни реального сказуемого. Отсутствие личной формы глагола в таком комплексе демонстрирует или дает возможность показать грамматически их зависимость от главного предложения с реальным подлежащим и реальным сказуемым, указывая, таким образом, на их зависимый или второстепенный статус. Такие комплексы, поскольку в них есть, хотя и "нереальные", но семантически понимаемые отношения типа "подлежащее и сказуемое", могут быть трансформированы в придаточные предложения: сложное подлежащее и с ложное дополнение. Рассмотрим последовательно каждую структуру.

Сложное подлежащее. Этот оборот состоит из существительного или местоимения и инфинитива смыслового глагола, выступающего в качестве вторичного предиката (нереального сказуемого). Эта конструкция, являясь потенциальным эквивалентом дополнительного придаточного предложения, входит в состав простого предложения, сказуемое которого выражено личной формой глагола.

Сложное дополнение. Дополнение является третьим по значимости членом предложения. Субъектно-предикатная структура, т.е. подлежащее и сказуемое в предложении, часто не является законченным, т. к. сказуемое (личная форма глагола) требует обязательного употребления дополнения для придания смысловой законченности.

Герундиальный комплекс. Комплексы с герундием встречаются в научных текстах довольно редко. Герундий по своей природе очень близок по значению к существительному. Он еще не называет действие, как это делает отглагольное существительное, но в нем сохраняется обозначение процесса, то есть опредмечивание некоторого действия. Герундий и инфинитив в предложении практически выполняют одинаковые функции, отличаясь только внутренним характером самого действия, поэтому в случае, если мы хотим сделать акцент на факт того, что действие представляется как процесс его протекания, мы в речи выражаем его формой герундия.

Вывод. Навыки идентификации неличных форм глагола, понимания их грамматического значения и синтаксических отношений между компонентами в предложении являются существенным средством создания коммуникативной связности научного текста.

Литература

1. Евстафиади О.В. Персонализированные условные ситуации в английском научном дискурсе // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2014. - № 1.1. - С. 38-42.

2. Ермолаева Е.В. Неличные формы глагола и их место в системе современного языка // Материалы VII Международной научно-практической заочной конференции. - 2014. - С. 42-46.

3. Казначеева Т.В. Причастие II как неличная форма глагола // Актуальные вопросы переводоведения и практики перевода. - 2015. - С. 124-128.

4. Макаев Х.Ф. Грамматические особенности научно-технического текста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - Т. 2. - № 10. - С. 187-189.

5. Махоткина Е.В. Сравнительное использование инфинитива и причастия в современном английском языке // Культура. Образование. Наука. - 2015. - № 1 (34). - С. 196-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.