ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Рисунок. График вероятности р0
приведенной выше формулы и графика следует, что при случайном размещении пробных площадей р0 = 0,368, то есть около 40 % территории окажется необследованной, а на некоторых единицах площади будет избыток из нескольких пробных площадей. Причем, при случайном размещении пробных площадей вся изучаемая территория не будет покрыта ими никогда.
Поэтому при статистической инвентаризации лесов регулярное размещение постоянных пробных площадей или их кластеров считается более целесообразным, широко и, как показывает приведенный выше анализ, давно применяется на практике, в том числе и в России, рекомендовано ФАО ООН.
При организации и проведении ГИЛ в целях экономии средств рекомендуется совмещать регулярные сети мониторинга состояния лесов и статистической инвентаризации. Такое совмещение эффективно практикуется в США на протяжении многих лет. К сожа-
лению, в Федеральном агентстве лесного хозяйства России мониторинг состояния лесов на регулярных сетях пробных площадей проводит Национальный центр защиты леса и его областные подразделения, а инвентаризацию - ФГУП «Рослесинфорг» по другой методике.
Библиографический список
1. Алексеев, А.С. Теоретические основы государственной (национальной) инвентаризации лесов / А.С. Алексеев // Лесное хозяйство. - 2009. - № 4.
- С. 31-33.
2. Алексеев, А.С. Теоретические основы организации и проведения государственной (национальной) инвентаризации лесов / А.С. Алексеев // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. - СПб., 2010. - Вып. 1(21). - С. 163-184.
3. Богословский, С.А. Лесоэкономические исследования: их задачи, программы м методы / С.А. Богословский. - Л.: 1926. - 105 с.
4. Богословский, С.А. Статистический метод учета лесных ресурсов / С.А. Богословский, В.П. Зиновьев. - М.-Л., 1932. - 120 с.
5. Зиновьев, В.П. Статистический метод учета лесных ресурсов / В.П. Зиновьев // Лесной специалист.
- 1930. - № 9-10. - С. 23-30; № 11-12. - С. 24-28.
6. Орлов, М.М. Очередные вопросы нашего лесоустройства / М.М. Орлов // Лесное хозяйство и лесная промышленность. - 1929. - № 4. - С. 7-14.
7. Орлов, М.М. Технические лесные реформы (Дискуссионная статья) / М.М. Орлов // Лесное хозяйство и лесная промышленность. - 1929. - № 8-9.
8. Федосимов, А.Н. Инвентаризация леса выборочными методами / А.Н. Федосимов. - М.: Лесная пром-сть, 1986. - 190 с.
НЕЛЕГАЛЬНЫЕ РУБКИ И МЕРЫ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
С.Б. ПАЛЬЧИКОВ, президент НПСА «Здоровый лес», канд. с.-х. наук
По данным Федерального агентства лесного хозяйства, в 2011 г. ущерб Российской Федерации от незаконных рубок составил 11 млрд руб. Независимые эксперты оценивают ежегодный ущерб в 30-50 млрд руб. Это, без преувеличения, раковая опухоль, поразившая лесное хозяйство страны.
Почему у нас возникла такая ситуация? Что мешает бороться с этим злом? К сожалению, причин много - среди них и законодательные, и социальные проблемы.
Особое внимание следует обратить на вопросы формирования доказательной базы. При этом ключевой проблемой при расследовании преступлений, связанных с нелегальным оборотом древесины, являлась отсутствовавшая ранее возможность доказательства того, что срубленная древесина происходит с места незаконной рубки. По этой причине подавляющее большинство уголовных дел «разваливались» в судах и нарушители избегали наказания. Как извес-
124
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
тно, безнаказанность рождает алчность и приводит к катастрофе.
Специалисты знают, что эта колоссальная проблема в настоящее время устранена благодаря внедрению в практику борьбы с нелегальным оборотом древесины дендрохронологических методик. На протяжении 4 лет совместная группа ученых НПСА «Здоровый лес» и МГУЛ, по заданию Федерального агентства лесного хозяйства, на уникальном научном оборудовании вела соответствующие обширные исследования.
В результате, сегодня судебно-ботаническая экспертиза с применением методов дендрохронологии отвечает на очень важные вопросы:
1. Где произрастала древесина?
2. В каком календарном году были срублены деревья?
3. Являлись ли деревья сухостойными на момент рубки?
4. Являлись ли ранее отдельные фрагменты древесины (например ствол и пень) частями организма одного и того же дерева?
В настоящее время дендрохронологические методики успешно внедряются в дело борьбы с нелегальным оборотом древесины в ряде субъектов РФ. Их применяют сотрудники ЭКЦ УМВД по Вологодской области, ЭКЦ УМВД по Иркутской области и ЭКЦ УМВД по Алтайскому краю. Сложилась устойчивая положительная судебная практика, благодаря которой с нарушителей взыскиваются миллионы рублей.
Но ученые на этом не остановились и продолжили исследования. Их результатом явилась методика и технология по автоматизации процесса идентификации места происхождения срубленной древесины. Создан уникальный программный комплекс для автоматического анализа дендрохронологической информации, который позволяет формировать различные банки данных древесно-кольцевых хронологий в границах лесничества или целого субъекта (например, разыскиваемой древесины с мест незаконных рубок, отводимых в рубку лесосек, потенциально привлекательных для «черных лесорубов» участков леса или особо ценных участков и т.д.). С его помощью работ-
ники лесного хозяйства, правоохранительных органов, таможенных структур могут быстро и точно определять как регион происхождения древесины, так и конкретный участок лесного массива, на котором произрастала древесина.
В последние годы многие уважаемые российские ученые предлагают различные способы и методы борьбы с нелегальным оборотом древесины: от ужесточения норм действующего административного и уголовного кодексов до кардинального изменения системы пользования лесными ресурсами (например, введение оплаты за фактически заготовленный объем древесины и т.д.). В 2011 г. Рослесхоз выступил с инициативой введения в действие Федерального закона «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов», вместе с которым должна была начать функционировать Единая государственная автоматизированная информационная система оборота круглых лесоматериалов. У этой идеи появились не только сторонники, но и противники. В результате надежды, которые возлагали специалисты на этот закон, не оправдались - он просто застрял в длинных коридорах российской бюрократии. Кому это на руку - неизвестно, но факт налицо - наша страна продолжает терять десятки миллиардов долларов. С сожалением следует констатировать, что не все субъекты РФ заинтересованы в искоренении проблемы незаконных рубок.
Вне зависимости от того, насколько кардинально наши законодательные и исполнительные органы власти захотят и смогут навести порядок в лесопользовании, в настоящее время в Российской Федерации существует острая потребность в выстраивании надежной системы контроля достоверности предоставляемой информации при лесозаготовках. К сожалению, и документацию, и различные способы маркировки древесины можно подделать. Невозможно подделать только дендрохронологическую информацию, так как структуру годичных колец, как, кстати, и структуру кожи пальцев рук человека, создала сама природа.
Может возникнуть вопрос: «Что может дать широкое распространение разработанных дендрохронологических методик лесопользователям, лесному хозяйству, стране и гражданам?»
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
125
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Во-первых - лесопользователи смогут всегда подтвердить и доказать законность происхождения заготовленной древесины как при ее экспорте, так и при ее реализации на внутреннем рынке.
Во-вторых - лесное хозяйство получит не только надежный инструмент, позволяющий достоверно определять место происхождения древесины, но и будет обладать уникальной научной информацией о процессах формирования древостоев, с помощью которой можно оптимизировать затраты на ведение лесного хозяйства.
В-третьих. Мы увеличим поступления в бюджет страны на миллиарды рублей ежегодно.
Но для того, чтобы это стало возможным, необходимо рекомендовать субъектам РФ, Министерству внутренних дел РФ внедрить в практику борьбы с нелегальным оборотом древесины, утвержденную Федеральным агентством лесного хозяйства методику применения дендрохронологической информации.
Мы должны не только бережно сохранить уникальное лесное богатство нашей страны, но и приумножив передать будущим поколениям!
Библиографический список
1. Лесной кодекс, 2007 г.
2. Бюджетный кодекс, 2012 г.
3. Лесная политика РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства, 2013 г.
ЧТО МЕШАЕТ И ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
для устойчивого лесоуправления в стране
А.Ю. ЯРОШЕНКО, руководитель лесного отдела Гринпис России
Принято считать, что наша страна - самая обеспеченная лесными ресурсами страна мира: на её долю приходится больше 20 % лесов планеты. Однако состояние этого баснословного лесного богатства весьма плачевно, причем, с любой точки зрения - природоохранной, социальной или экономической. Наиболее заметными лесными проблемами, прямо затрагивающими жизнь большинства граждан России и вызывающими самый большой общественный резонанс, в последние годы стали катастрофические пожары, «распил» лесных земель, их массовое изъятие из общего пользования и застройка, гибель больших площадей леса от вредителей и болезней, опустошительные рубки разной степени законности, захламление и замусоривание лесов и некоторые другие. В последние годы интерес российского общества к проблемам лесов и лесного хозяйства явно растет, но связано это, к сожалению, главным образом с лесными проблемами, сказывающимися даже на жителях больших городов: задымлением при пожарах, потерями излюбленных мест отдыха, ростом социальных проблем в лесных деревнях, поселках и моногородах.
alexeyyaroshenko@gmail. ru
Существующие проблемы лесов и лесного хозяйства России накапливались десятилетиями, но именно в нулевые годы XXI в. был принят ряд решений, приведших в конце концов к глубочайшему за всю историю упадку российского лесного хозяйства. К наиболее катастрофическим последствиям привели два таких решения: ликвидация самостоятельных федеральных ведомств, отвечавших за леса и охрану природу (Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии РФ) 17 мая 2000 г., и введение нового Лесного кодекса РФ с 1 января 2007 г. Ликвидация Федеральной службы лесного хозяйства привела к длительному периоду неопределенности во всей системе государственного управления лесами и в итоге - к уходу большого количества наиболее ярких и талантливых руководителей государственного масштаба. Введение Лесного кодекса 2006 г. и проведение основанных на нем реформ разрушило почти до основания старую систему управления лесным хозяйством, но не позволило выстроить сколько-нибудь работоспособную новую.
В настоящее время можно выделить следующие главные причины упадка лесно-
126
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013