НЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРЭД школьников и его влияние на их дальнейшую жизнь
Галина Владимировна Резапкина,
старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования
Евгений Олегович Пятаков,
психолог
Идея статьи возникла случайно в ходе кулуарной беседы коллег-редакторов за чашкой чая. Разговор зашёл о проблемах современной молодёжи. Одним из участников чаепития был задан вопрос: «Всё это замечательно, но что конкретно вы можете предложить тем же подросткам и молодым людям, которые стоят у метро, болтают, курят, пьют пиво и никуда не торопятся? Они ведь отлично знают, что хорошая работа им «не светит», учёба в престижном вузе — тоже. Какие у них перспективы, неясно». По всем законам жанра, вопросу полагалось «повиснуть в воздухе» — остаться риторическим. Но внезапно на свободу вырвался жёсткий и предельно конкретный ответ: «Пусть курьерами поработают для начала, а там, глядишь, поймут, что к чему, и в более серьёзные дела втянутся».
• деньги • власть • слава • профориентация • престиж профессии • привычка к труду • требования рынка труда • выбор • мотивы • убеждения • ценности
С
тратегическая задача профориен-тационной работы — психологическая, мировоззренческая подготовка вчерашнего школьника и студента к переходу из «мира учёбы» в «мир труда». Переход этот сложен для неподготовленного человека, например, экс-сту-дента-«краснодипломника», который ещё вчера свысока смотрел на своих подрабатывавших сокурсников-троечников, а уже сегодня столкнулся с миром циничных, «некомпетентных» и «неправильных» работодателей. Неправильных постольку, поскольку они «ни в грош» не ставят его
диплом. Мало того, ему, отличнику, они предпочитают этих бывших троечников.
Проблема — в отсутствии у бывшего отличника практических знаний, ценностей и навыков, востребованных работодателями. А также в том, что, в отличие от бывших сокурсников, он упустил возможность развития нужных качеств.
Казалось бы, решение подобной проблемы полностью входит в компетенцию специалистов по профориентации. В отечественной и зарубежной профориентации за сто лет накоплен весь необходимый теоретический и методологический арсенал, надо только интенсивнее его осваивать.
Однако, на наш взгляд, есть одна проблема, которую не в состоянии решить даже лучший специалист.
Стать профессионалом в каком-либо виде деятельности невозможно без развития определённых личностных качеств, зачастую универсальных, общих и для дворника, и для генерального директора крупной корпорации. Причём качеств, полноценное формирование которых возможно только в реальном труде — сезонном, неквалифицированном, неоплачиваемом (работа волонтёра).
Привычку к постоянному труду, ответственность перед обществом, перед коллегами невозможно развить в полноценном виде никакими имитационными, игровыми, диагностическими, агитационными мероприятиями.
Именно поэтому для формирования из школьников и студентов будущих полноценных хозяев собственной жизни необходимо задействовать те ресурсы, которые сегодня даёт сама жизнь, — стимулировать молодых людей к приобретению настоящего рабочего опыта параллельно с учёбой, консультировать их по конкретным вопросам выбора временной работы, психологически поддерживать.
И в этих вопросах педагоги, психологи, социальные работники и родители могут помочь своим подопечным, оказав опосредованное, но очень важное влияние на их дальнейшую жизнь. В этих целях можно использовать игровые и активизирующие методы, учитывающие новые реалии, например, тренинг «Парад профессий» (см. приложение). Но главное — мы сами должны освободиться от стереотипов, мешающих ясно воспринимать картину мира во всем её многообразии и противоречивости.
Во многих странах общество уже давно дозрело до понимания важности таких действий. Дети даже очень богатых родителей, метящие на посты топ-менеджеров и генеральных директоров, не стесняются в юности работать официантами и уборщиками в летних кафе.
Не пора ли и нам менять своё отношение к будущей карьере наших детей и перестать цепляться за идеи «счастливого бездеятельного детства» и жёсткого разделения жизни на эта-
пы «до и после учёбы»? Тем более, что и сами дети с определённого возраста начинают тяготиться ролью несмышлёнышей, от которых ничего не зависит.
Что такое престиж профессии и надо ли его «поднимать»?
Социологические исследования свидетельствуют: учащиеся имеют недостаточное представление о своих возможностях, требованиях профессии и рынка труда; влияние взрослых и школы на выбор профессии или незначительно, или деструктивно; выбор профессии большинством выпускников определяется соображениями престижа, а не требованиями рынка труда. Из этих фактов делается парадоксальный вывод — надо поднять престиж профессий, не пользующихся популярностью у молодых людей.
Насколько решаема эта задача и что стоит за её постановкой — наивность, благие намерения или попытка отвлечь внимание от более важных проблем?
В основе любого выбора, в том числе и профессионального, лежат мотивы, убеждения, ценности. Конструктивные, то есть направленные на личностный рост и благо общества, надо воспитывать и взращивать. Деструктивные, как сорняки, пробиваются сами, а если их ещё и удобрять, задушат всё здоровое, что ещё осталось.
Фильмы и книги как формы профпропа-ганды, моделирующие привлекательный, но далёкий от реальности образ профессии, активизируют желание быть на виду, в центре внимания, чтобы о человеке знали и говорили, не важно, хорошо или плохо. Так развивается тщеславие, качество, которое сплошь и рядом встречается у политиков, так называемых общественных деятелей, людей искусства, тех, кто себя к ним причисляет, и тех, кто им подражает. Оно не имеет ничего
общего с профессиональной успешностью, более того, блокирует творческие способности и разрушает личность.
Кроме мотива привлечь внимание к своей персоне, есть ещё один мощный мотив — стремление к власти. Проще отказаться от денег и славы, чем от власти. Эта потребность не насыщаема, история даёт множество примеров тому, как человек держится за власть вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Если стремление к власти не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества.
Наиболее понятный и очевидный мотив — деньги. Известный психолог Эрих Фромм называет этот деструктивный мотив «стяжательским», а тип человека, работающего исключительно из материальных соображений, — рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. Дороже всего стоят услуги на грани и за гранью закона.
Все три мотива тесно переплетены и известны с древних времён как славолюбие, властолюбие и сребролюбие. Так, жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремление к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Более того, логическое развитие этих мотивов — патологические состояния, граничащие с психическими заболеваниями.
Задачи «повышения престижа рабочих профессий», «перераспределения трудовых ресурсов с учётом потребностей рынка труда», «ориентации молодёжи на профтехобразование» не могут быть решены ни в приказном порядке, административными мерами, ни с помощью манипуляции перечисленными мотивами. Престиж профессии — это степень её уважения в обществе. По тому, ка-
кие профессии престижны, можно ставить диагноз обществу. Но лечить надо не симптомы, а болезнь.
Если мы сегодня бросим все силы на пропаганду рабочих или инженерных профессий, на агитацию в педагогические и медицинские вузы и колледжи, эксплуатируя стремление человека к деньгам, власти и славе, мы получим новое поколение людей, готовых на всё ради денег, власти или славы.
Среди факторов, искажающих выбор профессии, «престиж» — самый коварный. Проблемы престижа профессии поднимались ещё в 1980 годы психологами, социологами и философами. Смысл предложений учёных сводился к тому, чтобы направить усилия не на перераспределение мест профессии в иерархии престижа, а на сокращение, «сжатие» этой иерархии путём обесценивания престижа как мотива выбора профессии в глазах молодёжи на этапе профессионального самоопределения.
Деление на престижные и непрестижные профессии — скорее, следование стереотипам, чем проявление действительной практичности, адекватного оценивания своих способностей и объективных обстоятельств, потому что не существует рыночных и нерыночных профессий. Среди престижных профессий подростки чаще всего называют профессии юриста, экономиста, менеджера, дизайнера, психолога, а среди непрестижных — дворника, уборщицы, плотника, врача, учителя.
В Словаре русского языка С.И. Ожегова «престиж» определяется как «влияние, уважение, которым пользуется кто-либо или что-нибудь» (от франц. prestige — обаяние, очарование; лат. — praestigium — иллюзия, обман чувств). В социологическом словаре престиж определяется как отрицательная или положительная оценка индивидуальных качеств или социальной эффективности. В этом значении термин «престиж» близок к социальному смыслу понятия «статус».
Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий, складывающаяся из уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т.д.
Престиж профессии представляет собой оценку социальной значимости профессии, выработанную обществом, и является элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения.
Молодёжь, не имея собственного профессионального опыта, копирует транслируемые семьёй и обществом модели восприятия профессий. Поэтому любые попытки изменить представления о «престижности» или «непрестижности» определённых профессий неэффективны, если не меняется общественное мнение. Более того, попытки манипулировать сознанием подростков могут вызвать обратный эффект в силу свойственного возрасту негативизму.
Временная работа: как получить опыт и сохранить достоинство
Рассмотрим варианты временной работы, которая может стать не только источником дохода, но и школой трудолюбия, ответственности и смирения.
Билл Гейтс написал свод правил, которые помогли ему достичь успеха. Пятое правило в этом списке таково: «Подавать гамбургеры не ниже вашего достоинства. Ваши дедушки и бабушки использовали другое слово для раздачи котлет — они называли это возможностью».
Подросткам, не имеющим профессиональных знаний, навыков и опыта, в первую очередь надо признать, что они не могут считаться квалифицированным персоналом. К неквалифицированному персоналу относятся не только дворники, уборщики, грузчики, но и упаковщики, комплектовщики, транспортировщики, разнорабочие, работники call-центров, рекламные агенты, статисты в массовках, торговые агенты, охранники. Страшно пред-
ставить, что произойдёт, если не станет этих специалистов.
Гипермаркеты испытывают большую потребность в кассирах и консультантах отделов, которые также считаются неквалифицированной рабочей силой. Даже страховые компании и банки готовы нанимать сотрудников без познаний в финансовой сфере, в дальнейшем надеясь обучить их работе с клиентами. Раньше поиск персонала такого рода был невыгоден кадровым агентствам. За последние годы в связи с повышением спроса и развитием новых технологий многие агентства стали оказывать услуги в области массового рекрутинга.
В службе занятости предлагают такие виды временных работ, как озеленение, благоустройство дворов, улиц городов и посёлков, памятных мест, пришкольных территорий; ремонт детских площадок, спортивных сооружений, ремонт школ, школьной мебели; помощь ветеранам, инвалидам, людям пожилого возраста; работа в школьных лесничествах; работа по оформлению и доставке различных документов.
Труд не должен наносить ущерба здоровью подростков, поэтому их трудоустройство допускается только при наличии медицинской справки, подтверждающей возможность работы по состоянию здоровья и письменного согласия одного из родителей или законного представителя. Главное преимущество работы в рамках государственной программы — социальная защищённость.
Самостоятельный поиск подработки повышает как риски, так и возможности. Вот далеко не полный список занятий:
• Участвовать в рекламных, нестандартных агрессивных промоакциях.
• Делать уборку, в том числе и в производственных помещениях.
• Монтировать стенды или конструкции.
• Сканировать стикеры на товарах из покупательских тележек.
• Выполнять неквалифицированные строительные и земляные работы на приусадебных участках.
• Работать на складе, сортировать и маркировать продукцию.
• Расклеивать и раздавать листовки.
Час подобной работы обычно не превышает 100 руб.
Даже временная работа может носить творческий характер. Можно вспомнить о своих интересах, хобби и постараться найти для них практическое применение. Например, любители компьютерных игр могут стать продавцами-консультантами в специализированных магазинах.
Если у вас есть литературные способности или вы планируете заняться журналистикой, пишите статьи в печатные и интернет-издания по интересующей вас тематике, это будет профессиональная проба пера.
Если вас интересует кино, телевидение или шоу-бизнес, обратите внимание на приглашения сняться в массовке. Участники всех телевизионных ток-шоу — в основной массе наёмные статисты, которые получают 500—700 руб. за свои бурные аплодисменты с утра до вечера. И смогут увидеть себя по телевизору в новогодней программе, снятой в ноябре.
Приглашаем зрителей на съёмки программы 1000 МЕЛОЧЕЙ! Ток-шоу о дизайне интерьеров и вообще дизайне в нашей повседневной жизни! Ведущий программы, профессиональный дизайнер с большим опытом, расскажет много интересного, научит находить ошибки в дизайне квартир и доводить обстановку до совершенства. Мы ждём молодых, интересных, прилично выглядящих людей в возрасте от 16 до 45 лет. Если вы имеете привычку приходить на съёмки в нетрезвом виде, с грязными волосами, в свитерах или спортивных костюмах — не записывайтесь! Одевайтесь в красивую стильную одежду ярких цветов. Чёрные, серые, тёмные цвета не желательны.
Всегда много вакансий в сфере обслужи вания, куда можно устроиться официантом, барменом или охранником. Однако работа в позднее время может плохо отразиться на вашей учёбе.
Для студентов и даже школьников актуальна раздача рекламных листовок на улицах или участие в презентациях различных товаров, расклейка объявлений и афиш.
СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ! ПРОМО НА РАЗДАЧУ ЛИСТОВОК ВОЗЛЕ СПА-САЛОНА.
Требование: жен.-муж. 15—25 лет, модельная внешность, грамотная речь.
Условия: 5/2, 10.00-15.00 либо 15.00-20.00.
Оплата: 600р. день + проценты от пришедших, оплата еженедельно.
Выбирая способ подработки, следует помнить о трёх вещах.
Во-первых, то, что вы делаете, не должно приносить вред другим людям. Если вы чувствуете, что вас используют «втёмную» или открыто вовлекают в сомнительный бизнес, не соглашайтесь ни за какие деньги.
Во-вторых, вы должны с достоинством выполнять свою работу, независимо от того, что думают о ней другие. Одно только ваше отношение к работе способно поднять или опустить вас в глазах ваших клиентов.
И, в-третьих, остерегайтесь мошенников, которые наживаются на людской доверчивости и неопытности. Вас должно насторожить предложение вложить деньги в покупку товаров или сырья, привести в бизнес друзей (это часто практикуется в сетевом маркетинге), непонятные и трудновыполнимые условия работы, требование пройти испытательный срок без оплаты. Эти ловушки стары, как мир, но действуют безотказно. Внимательно читайте документы, которые подписываете, и ни в коем случае не отдавайте
потенциальному работодателю свои документы, иначе вместо подработки вы рискуете долгие годы выплачивать кредиты, которых не брали.
Путь к профессиональному успеху может быть извилистым и долгим. «Приз» получает тот, кто не боится трудностей и не ждёт быстрых результатов. Современный рынок труда даёт молодым людям возможность зарабатывать трудом, напрямую не связанным с будущей профессией. И здесь в выигрыше окажутся те, чьё сознание свободно от навязанных стереотипов о «непрестижности» профессий.
Подростки очень часто выбирают профессию из соображений престижа. Между тем представления о престижности профессий тесно связаны с завышенным уровнем притязаний молодых людей, их нереалистичными представлениями о себе и мире профессий, во многом навязанными средствами массовой информации.
Ролевая игра «Парад профессий» помогает преодолеть некоторые стереотипы, мешающие сделать осознанный выбор профессии. В ходе игры учащиеся не только знакомятся с содержанием наиболее популярных и востребованных профессий, но и начинают понимать смысл всякой профессиональной деятельности как уникальной и незаменимой. Участники ролевой игры самостоятельно и с помощью ведущего ищут и находят аргументы в защиту жизненно необходимых, но в массовом сознании не пользующихся уважением профессий.
Ролевая игра «Парад профессий» предназначена для подростков 12—14 лет. Рекомендуемое число участников — 20—25 человек. Время проведения — 1 час 20 минут. Место проведения — класс или просторное помещением со стульями, расставленными по кругу. Список профессий может быть сокращён или дополнен с учётом численности участников.
Необходимые материалы: карточки с назва ниями и кратким описанием профессий, по тр жетона для каждого участника.
Ход игры
I этап. «Престижные» и «непрестижные» профессии (20 минут)
На партах или стульях, поставленных в круг, лежат карточки с названиями и кратким описанием профессий: автомеханик, дворник, политик, строитель, актёр, животновод, программист, священник, ведущий телерадиопрограмм, журналист, продавец, учитель, водитель, инженер, психолог, экономист, врач, менеджер, режиссёр, экстрасенс, губернатор, милиционер, сантехник, юрист.
Ведущий. Придумайте несколько словосочетаний со словами «престиж», «престижный». Как вы понимаете слово «престиж»? Как престиж влияет на выбор профессии? У каждого из вас есть список из 24 профессий. Отметьте в этом списке три, на ваш взгляд, самые престижные и три самые непрестижные профессии.
Обсуждение задания. Участники зачитывают свои списки, желательно с комментариями, а ведущий записывает на доске профессии, которые звучали чаще всего.
Ведущий. Одна из самых распространённых ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофёра считалась более престижной, чем профессия актёра. Что касается моды на профессию, то, как говорил Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.
II этап. Защита профессий (40 минут)
Ведущий. Назовите профессии своих родителей. Как ваши родители относятся к своей работе? Знаете ли вы, чем они руководствовались, выбирая эти профессии?
ри
Обратите внимание на профессии, которые многие из вас отметили как «престижные»
Приложение Ролевая игра «Парад профессий»
(Г.В. Резапкина)
и «непрестижные». Есть ли среди них профессии ваших родителей? Как вы относитесь к этим профессиям?
Интересно, что ещё в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:
• нужные и полезные науки (образование, здравоохранение, экономика, право, сельское хозяйство, физика, биология, математика);
• щегольские или увеселяющие науки (литература, искусство);
• тщетные и вредительские науки (алхимия, астрология, колдовство).
К сожалению, и в наше время наивные и малообразованные люди пользуется услугами экстрасенсов и астрологов, нанося тем самым непоправимый урон своему здоровью и здоровью близких и материально поддерживая современных шарлатанов и вредителей.
Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест. Особую категорию специалистов составляют учёные, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, лётчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это «штучный» товар. Если в эту нишу устремляется большое количество людей, возникает падение спроса и конкуренция — неизбежные следствия рыночных отношений. Подготовьте краткое, на 2—3 минуты, выступление, в котором сможете доказать важность и преимущества доставшейся вам профессии (время на подготовку — 5 минут).
Ведущий. Я прошу выступить тех, в чьих конвертах — «престижные» и «непрестижные» профессии. Остальные участники могут отдать свои жетоны тем, кто сумеет их переубедить. Победителем станет тот, кто наберёт больше всех жетонов.
III этап. Рейтинг профессий (20 минут)
Ведущий. О важности многих вещей люди начинают задумываться только тогда, когда их лишаются. Ваши представления о профессиях сегодня могли измениться, потому что вы узнали о них много нового. Оцените профессии, учитывая их необходимость в повседневной жизни. Проранжируйте профессии, поставив в своём списке рядом с самой важной, на ваш взгляд, профессией, цифру «1», рядом со второй по значимости — цифру «2» и так до «24» рядом с самой неважной, по-вашему, профессии.
Подведение итогов
Ведущий. Ответы зарубежных школьников на вопрос «Кем ты хочешь стать?» поразительно отличаются от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтом, пианистом, актёром, писателем, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками. Кто, по-вашему, более реалистично подходит к вопросу выбора профессии? В чём заключается этот реализм? Цель нашего занятия — расширить представления о мире профессий и преодолеть стереотипы, затрудняющие правильный выбор. Изменились ли сегодня ваши представления о профессиях? Кому вы отдали свои жетоны и почему?
Подростки рассказывают о своих впечатлениях и называют самых активных участников ролевой игры «Парад профессий», которые затем награждаются символическими призами. НО