УДК 622.378 Ю.В. Кобазова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Изложены проблемы регионов России по эффективной профессиональной ориентации в соответствии с потребностями регионального рынка труда и экономической целесообразности.
Ключевые слова: профориентация, горнодобывающая отрасль, региональный рынок труда, выбор профессии, профессиональные ценности.
Основные направления государственной образовательной и социальной политики Российской Федерации ориентированы на обеспечение защиты конституционных прав и социальных гарантий детей, совершенствование механизмов социализации школьников с учетом их индивидуального развития [1]. Создание условий для успешной социализации учащихся на основе гендерного равенства регулируются государственной политикой, Конвенцией о правах ребёнка, концепций развития системы дополнительного образования детей и другими нормативно-правовыми актами [2].
В регионах России остро стоит проблема эффективной профессиональной ориентации в соответствии с потребностями регионального рынка труда и экономической целесообразности. Региональная специфика современного рынка труда проявляется в дис-комфортности условий проживания, преобладание слаборазвитых транспортных связей основной части территории, носящих выраженный сезонный характер, в удорожающем факторе удаленности территорий, профилирующей роли промышленности с незаконченным производственным циклом.
Особенностью профориентационной деятельности в гимназии №1 г. Нерюнгри является учет постоянного миграционного оттока из Республики Саха (Якутия) в регионы центральной России обучающихся для поступления и обучения в ВУЗах, их родителей для проживания. Учащиеся, получившие образование в центральных регионах России, в город не возвращаются из-за отсутствия объективных условий для самореализации. Еще одной особенностью профессионального самоопределения старшеклассников гимназии является ориентация на поступление в высшие учебные заведения,
без учета потребностей региона, Республики. В связи с этими тенденциями в городе уменьшается численность потенциально экономически активного населения на фоне возрастающей потребности предприятий и организаций в работниках, а на рынке труда Республики складывается негативная тенденция - нехватка квалифицированной рабочей силы.
С целью изучения особенностей профессионального самоопределения старших школьников проведено анкетирование, в ходе которого были проанализированы основные мотивы выбора профессии. Составлена анкета, выпускникам предстояло ответить на вопросы, касающиеся мотивов своего выбора будущей профессии. Отношение к выбору как к неизменному в профессиональной сфере в общей сложности отмечают 79% старшеклассников. В большинстве случаев эта тенденция характерна для мальчиков (86%), тогда как, только 72% девочек уверены, что они делают выбор на всю жизнь. В ходе собеседования по результатам анкетирования старшеклассники поясняли, что намерены регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Изменение выбора, освоение новой специальности предполагают в будущем только 21% школьников. Решение о смене профессии, по мнению школьников, будет основано на изменении ситуации на рынке труда, жизненной необходимости. Так, 18% девушек отмечают возможности смены профессиональной деятельности при рождении ребенка для установления свободного графика работы, однако 69% девушек не согласны менять специальность под давлением семейных обстоятельств. Юноши видят возможность смены профессии при условии более высокооплачиваемой деятельности (24%), даже если эта деятельность не будет их удовлетворять.
Самый большой процент популярности имеет пункт «Техническая специальность» - 30% (специалист в области электроники, информатики т. д.). За ней следуют профессии сферы экономики - экономист, бухгалтер, финансист, банковский работник и т. д. - 21%. На третьем месте управленческая специальность - управленец, менеджер, предприниматель - 19%. На четвертом месте специальность сферы услуг и сервиса - 16%; На пятом профессии, связанные с миром культуры и искусства (в их числе модельер, дизайнер) - 13,1%; Примерно одинаковую популярность показали медицинские специальности - 9% и педагогическая профессия - 8,3%. Самой непопулярной среди девятиклассников оказалась профессия, связанная с геологией, горным де-
лом, металлургией. Ее отметили лишь 3,6%. Отметили вариант «иную» профессию - 8% опрашиваемых.
По мнению старшеклассников большое значение для самоопределения имеет город, ВУЗ, факультет. Влияние города для обучения и высшего учебного заведения на выбор профессии отмечают 21% старшеклассников. Среди старшеклассников гимназии №1 престижным считается поступления в ВУЗы таких городов как Москва, Санкт -Петербург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск.
Бытующее мнение о престижности профессии является важным для 59% школьников. Стереотипы проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, непрестижными. Для юношей это такие профессии как грузчик, дворник (48%), для девушек - нянечка, уборщица, мойщица посуды (56%), профессии, не требующие высокой квалификации. Однако старшеклассники различают понятия недостойные и непрестижные. На данный момент непрестижными для молодежи являются профессии, требующие большой физической силы, рабочие специальности, а так же мало оплачиваемые специальности (учитель, библиотекарь, геолог, металлург). Овладеть «модной», высокооплачиваемой профессией, но не приносящей удовольствия специальностью согласны 43% школьников (юноши -42%, девушки -44%).
Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать) не рассматривают для себя 68% школьников. Юноши (72%) и девушки (63%) выбирают профессиональную сферу, основываясь на своих способностях, предпочтениях.
Большое влияние на выбор профессии оказывают родители старших школьников. Этот вариант ответа назвали 28% респондентов. Большинство учащихся считает, что решение, принимаемое ими, основано на собственных наблюдениях и выводах (68%). Практически это же большинство (28%) указали в качестве влияющего фактора и родителей. Совершенно очевидно, что на самоопределение в выборе профессии подростков, прежде всего, влияет семья. Изучая далее факторы влияния на выбор профессии рассмотрим ответы респондентов на вопрос: «Почему выбирают эти специальности?» Наибольшую популярность имел ответ «Нравится, интересная профессия, специальность» у 29,2% респондентов. Старшеклассникам важно заниматься интересной для них деятельностью, любить свое будущее дело. Второй по значимости стоит материальная заинтересованность (23%). Третьим по значимости является престижность города, ВУ-
За, факультета (21%) На четвертом месте (11,6% респондентов) желание с помощью профессии сделать интересной свою жизнь, а также учитывается реальная возможность трудоустройства. Видят возможность улучшить жизнь общества благодаря своей профессии 8,3% учащихся. Для 6,5 % респондентов немаловажно уважение в обществе. Мотив преемственности профессии от родителей или родственников присутствует у незначительной части старшеклассников (4,2 %).
Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии на саму профессию отмечают 26% обучающихся. Сюда же входят обучающиеся, отмечающие внешнюю сторону профессиональной деятельности, чем оценивают степень успешности различных представителей профессий. К таким специальностям относят профессию тележурналиста (18%), манекенщицы (24%), дизайнера (24%), актера (16%), политика (26%).
Одним их факторов, также оказывающих влияние на выбор профессии, является и представление о жизненных ценностях. Из предложенных 13-ти вариантов жизненных ценностей необходимо было отметить не более 4-х в порядке значимости. Жизненные приоритеты расположились в следующем порядке: «любовь» -57,1%; «здоровье» - 53,6%; «счастливая семейная жизнь» - 52,4%; «наличие верных, хороших друзей» - 52,2%; «интересная работа» -49,4%; «материальная обеспеченность» - 26,2%; «хорошее образование» - 25%; «жизнь, полная удовольствий и развлечений» -11,9%; «приносить пользу обществу» - 7,1%; «активная и деятельная жизнь» - 6,5%; привлекательная внешность - 3,6%; душевное спокойствие - 3,6%; творчество - 2,4%.
Одним из мотивов выбора профессии является отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Старшеклассники (63%) в большинстве случаев ассоциируют профессии с несколькими школьными предметами, обычно соответствующими вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность. Этому же способствует профильная направленность в старшей школе.
Недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии отмечается у 21% обучающихся. Основной проблемой в ходе профессиональной ориентации старших школьников является неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях), эту
проблему отмечают у себя 64% гимназистов. А так же незнание основных действий, этапов при решении, обдумывании выбора профессиональной сферы.
Обобщая полученные результаты можно отметить, что учащиеся выбирают профессии в соответствии с собственными желаниями, прислушиваясь к советам родителей. Профиль обучения не всегда соответствует профессиональной направленности учащихся и осуществляется без учета потребностей рынка труда, индивидуальных и гендерных особенностей. Выбор профессии зачастую происходит, основываясь на критериях престижности, моды, желании получать новые впечатления, материальной заинтересованности.
Своевременное и адекватное определение у молодого человека призвания к будущей профессии является чрезвычайно важной и актуальной научно-практической проблемой, как для отдельной личности, так и для общества в целом [3]. Любое общество заинтересовано в том, чтобы процесс самоопределения проходил в ранней юности. От этого зависит удовлетворенность трудом и продуктивность в работе человека.
Таким образом, наше исследование показало, что предъявление подросткам профессиональных ценностей в «готовом виде» недостаточно для осмысленного и осознанного их принятия, т.к. может произойти формальное их усвоение. Чтобы этого избежать, необходимо перевести подростка на новый уровень рефлексии -самоанализу и самооценке.
Данные результаты подтверждают сложившуюся на протяжении последних лет динамику профессионального самоопределения старшеклассников. Выбор профессии осуществляется без учета потребностей регионального рынка труда, индивидуальных и гендерных особенностей, гендерной асимметрии в профессиональной сфере. Низкий уровень учета региональных потребностей Якутии старшеклассниками можно объяснить тем, что большинство юношей и девушек планируют после окончания высшего учебного заведения остаться в центральных регионах России.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Киногосервис, 2005. - 48 с.
2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Одобрена Правительством РФ 29 декабря 2001 года) // Вестник образования. - 2002. - №6. - С. 11-40.
3. Кухарчук А.М. Человек и его профессия [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. -Минск : Соврем, слово, 2006. - 544 с. ВТШ
Kobazova U. V.
REGIONAL ASPECTS OF VOCATIONAL GUIDANCE
There are stated problems of regions of Russia in effective vocational orientation according to the requirements of regional labour market and economic reasonability.
Key words: vocational guidance, mining branch, regional labour market, occupational choice, professional values.
— Коротко об авторе ----------------------------------------------
Кобазова Ю.В. - аспирант, Технический институт (филиал) ГОУ ВПО Якутского гоуниверситета им. М.К. Амосова в г. Нерюнгри, [email protected]