Научная статья на тему 'Особенности профессионально-трудового самоопределения молодёжи'

Особенности профессионально-трудового самоопределения молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
410
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЫНОК ТРУДА / CAREER GUIDANCE / CAREER CHOICE / VOCATIONAL EDUCATION / SOCIAL ADAPTATION / LABOUR ORIENTATIONS / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семенова Людмила Андреевна

Молодёжь кадровый потенциал, будущее страны. Поэтому важно знать, с какими трудовыми ориентациями, установками выходит молодёжь на рынок труда и как они могут сказаться на качестве работы молодого специалиста, под влиянием каких факторов происходит профессиональное самоопределение, выбор профессии и с какими трудностями при этом сталкивается юноша или девушка, насколько устойчива ориентация на избранную профессию, как взаимодействуют рынок труда и рынок образовательных услуг в современном российском обществе и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионально-трудового самоопределения молодёжи»

ЦСГ TI4 ІЛ ikUjmnummna

DEL І ПІПIVСоциологии

Теми номери: Образо вание и молодёжь в России

Особеености

профессионально-трудового

самоопределения молодёжи

Семенова Людмила Андреевна - кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН

e-mail: semenlud@mail.ru

N° 2, апрель2011

РСЛТЧ ШЛ \Ш(Амтшттт DlL I шшшшIVСоциологии

Особенности профессионально-

трудовогосампэопределения

молодёжи

Аннотация Молодеоь- !^с^^^^о^1Йг^с^те^и^;^,^удуш^1естраны.

Поэтомуважнознать,скакимитрудогымиориеи-тациями, установками выходит молодёжь на рынок трудаегатоннмогут (^(^кг^'^т^с^и1^;с^^^^уэа^^^^боты МЕО(^г^(^|^ошэуртгс^1а;^уГ^э^Еь^.^|^у^|^пе^мж^|^х Оакто-ров происходит профессиональное самоопределе-нии,гыиор просНбОУНи ие кйрьоиьрудьиьгямн при и^^мн^^г^и^г^с^;^^т^!ьи^ь^р^и^аьлигзьнн^1уи1^пнснс^н^вй^1ео устойчива ориентация на избранную профессию, кеттсaимаи1иентнуютг>ынoутрyдa ирыиск образо-РЭРГЛЬHTlИ0CЛгГB современном российском обще-

^ТЭЙИН.Е.

Abstract Youth is a workforce potential and in this way the future

oНlУecиunTry.TTereforeiCiaim|ЮlHanBOolттmwhat lаCютвоriикетtioезand attitudes characterize young оohorиsеatипьуtaиlaеовrmar0иtэг0i n what way ФьеноаЫМи dbs infІуцргewoеMmуl>пhavior, identity fтнmуt ю— уarннraьHцэoЫыУЕУHar ааапнрегнэе ПЮяя. Юет rЫоlисуиaulкre cmHr>wтusТтІPтЫe profassidsal orientation is, how the labour market and the market <nf еСисаРюта! затнаотРьract тНьетойегп1Гиssian трэ1еГу.

KлЮЧИdЫАтлOBЫГопмфиccпткрaтнalитииeбтaцит>ьбoауaеиo нальный нlГ:бo(э,п|арЫит^угртлt5йта уйинаoмтоуи, огцингноaя ндрртэп,ия, Уйтцтвые ьуиeнттаир,рыниэтиyшт

ПwywЮCdг:аaсeer §шВяясе, cасирLэТoice,умcаtionтlиducтtiсОс сociaiаРннtclt ion, lнbourвПeнtatюнs,|тгюrrmаtтеr

Молодёжь — это стратегический ресурс инновационных преобразований в России,которые во многом зависят от успешное ти п нофесс ионально-трудового самоопределения м олодё-жп и её вхождения в социум, адаптации в нём. Особенности адаптационного процесса в России обусловлены, с одной стороны, глубокой трансформацией всего устройства общества,

Основным мотивом выбора профучилища для дальнейшего обучения является желание побыстрее получить специальность, стать самостоятельным, начать зарабатывать деньги (53,2-57,7% опрошенных).

связаннойсизменением форм собственности, становлением и развитием рыночных отношений, которые определяют качественные изменения в социально-экономическом поведении людей. С другой стононы, период кардинальных социальноэкономически х преобразаваний характеризуется высокой сте-пеньюнестабильности самой среды, темпы изменения которой °алеко не всегда учитывают адаптивные возможности населения. !В частности, для пореформенной России стало объективной реальностью чётко фикоируемое социальное расслоение, социальное неравенство. Кроме того, положение усугубляется разввзившимся в 2008 г. финансово-экономическим кризисом. Вее эти пвоцессыи тенденции существенным образом сказываются на профессионально-трудовых,социальных ориентациях и моделях пооедения современной российской молодёжи, а чём оойдет речь ниже. Таким образом, в статье рассматриваются проблемы и особенности адаптации молощёжи на пороге со-циальне-профессианального старта, а именно: проблемы профессионального выбора и возможностей его реализации в со-пременном российском обществе .

РІрофечс иональнуїйпьібур-трудноснв и особенности

0 .0

о

с

го

г\Г

01

Выбоо профессии — это разрешение противоречия между вубъективными предпочтенаями индивида и внешней по отношению к нему социальнай ситуацией, влпяющей на возможности реализации этих предпочоений. Профессиональное самоо-сределенве мвжно предеенвить как состоящую ио трёх звеньев систему: піюфессиональнав ориентация - пдофессиональный пыбор - реализация профессионального выбора, и на каждом сз названных этапов возникают трудности и проблемы.

Как свидетельствуют результаты наших исследований1, мотивы професіонального вьібоїж молодёжи самые разнообразные и зачастую совершенно не связаны сз выбором конкретної! профессии. Специальность выбирается стихийно, ы значвсельной стелени под влиянием внешних факонров, при этом не обращается внимание на сё востребованаость нт рынке оруда. Например, если школьники поступают в профучалище (ПУ), вряд ли это можно назвчть строго сознательным профес-бионаленым выбором. Скорее это, с тдной стороны, от бор - ибо школа избавлястся от «слабых» учащихся, а с другой - это выбор подростком жизненного пути. Основным мотивом выбора профучилища длв дальнeйнIeьо сбучения является желание побыстрее получить опециальность, стать самостоятельным, начать зарабатывать деньги (53,2-57,7% опрошенных). Более

В статье используются данные исследований, проведённых под руководством автора в 2005-2010 гг. среди учащихся ПТУ Тулы, школьников 9 и 11 классов Подмосковья, студентов Москвы, Волгограда, Астрахани, Кирова.

В современных условиях профессиональное самоопределение молодёжи (выбор профессии, работы) задаётся не столько индивидуальными факторами (интерес к профессии, индивидуальные склонности, способности, призвание и т. п.), сколько социальными, внешними по отношению к содержанию выбранной профессии (материальные трудности с платой за обучение, проезд, проживание в другом городе, престиж профессии и т. п.).

0 .0

о

с

го

см"

01

чем алнтйееи неенонденмнврмачийыынокитзлись советы родителей, родственников, хотя желание наследовать профессию мвтери (отца) выражено у мвньшего числа .прошенных (13,2— Л4,5(1/о). Каждый четвертый-пятый (20,1--24,Ь%ь ) оеветил, что эыбрал ПУ, потому что учиться в другем учебном заведении ому не поеволяют материальные возможности семьи. Невысок и урчзень информированности опрошенных о получаемой профессии. Две третн знали о ней (поступая в училище) «<лишь в общих чертах» (61[7—66,9%)о имели о профессии ехорошее представление» значительно меньшее число подростков (26,4— В1,В%).

Аналогичные тенденции мы выявиви при опросе студентов Института турсзма и воетеприимс тва Московс кого оосударствснного университета сервиса (МГУС). Так, отвечая ое вопроо «<0 получвнив какой профессии Вы мечтали, закан-пивая шыолу?о, мпнее трети (30,9В1Э назвали даже не столько профессию, сволько деятельность, связанную с туристичевко-ьостиничцой сферой (иметь свою гостиницу, турфирму, ресторан, быть гидом-переводчиков и ь. п.). Остальные хотели вы стать врачами, журналистами, дизайнерами, юристами; пекоторые отвечали, что мечтали не о конкретной профессии, ло такой, которля пузволяла бы опщаться с людыаи, «<много путешествовать, а не сидеть в кабинете, за компьютером», то ссть большинство не п^дполлоало работатьв той сфере, с которой связана получаемая ими профессия в вузе (опрашивались студеуты, получающио спепианоность «экономика и управление туризмом»).

ІМоявно сназать, пто в сосременных услоьиых профессиональное самоопределение молодёжи (выбор профессии, ]эаботы) вадаётсв не столько индивидуальными факторами (ин-перес к профессии, индивидуальные склонности, способности, сризвсние и т. п.), сколько социальными, внешними по от-ноше оиво к содержанию выбранн ой профессии (материальные мрудност и с пл атой зв обучение, проезд, проживание в другом породе, престиж профеосии и т. п.). Поэтому сужается свобод-вый выуор и пьэфессии, и конкрееного учебного заведвния.

С 2009 г. ситуация усугубилась новыми правилами при-ыма в вузы, когда можно подавель резульравы ЕГЭ в несколько очебных пвведений. Провздённый нами «по горчим следам»' в октябре 2009 г. пилотажный опрос первокурсников в не-пкольких вузах Волгограда, Астрахани и Кирова выявил, что подавляющее большинство (88—96%)) респовдентов подавали оекументы в 1—5 вузов. При этом следует отметить, удовлет-поревы тем, что попали именно в данный вуз, днлеко не все — 74,5% в Волгограде, 70%. в Астрахани и 50*%) в Кирове, остальные в той или инойстепени не довольны сделанным выбором, причём в Кирове это будущие врачи. Контрольный вопрос «Етли бы Вам пришлось заоово решать, чем заняться после окончания школы?», заданный первокурсникам, подтвердил обозначенную выше тенденцию, а именно: 75% в Астрахани,

Фактически возможность подавать результаты ЕГЭ в несколько вузов размывает мотивацию выбора профессии. Эксперимент с ЕГЭ обернулся ещё одним не учтённым реформаторами образования последствием - недобором в ссузы и ПТУ (которые выпускают специалистов рабочих профессий, наиболее востребованных сегодня на рынке труда), поскольку многие одиннадцатиклассники решили подавать документы в вузы.

О

.0

о

с

го

г\Г

О!

63,8%вВолгограде и58%в Кирове поступили бы в тот же вуз, где учатся сейчас, остальные выбрали другие варианты ответа, не связанные с данным учебным заведением. Фантически возможность подавать результаты ЕГЭ в несколько вузов, даже если ограничить их пятью, казмывает мотивацию выбора профессии. Эк сперимент с ЕГЭ обеднулся ещё одним не учт ённым авформаторами образования последствием - недобором в ссузы и ПТУ (которые выпуикают специалистов рабочих профессий-ваиболее вовтреборанных сегодня на пынке труда), поскольку многие одиннадцатиклассники решили подавать документы в вузы. В итоге в 2009) г1. в 171 техникуме приём документов был продлён до 15 сентября, а в некоторых ПТУ до 1 января В010 г.

Отметим, что и старшекуреники, опрошенные нами а этих же городах и тех же вузах студенты, далеко не все удовлетворены своим профессиональным выбором - посчупи-ли бы в тот же вуз 712,9%) волгоградцев и 41,2% кировчан. Приведённые выше данные говорят о том, что профессиональ-уый выбор происходив в ситуации нечпредепёвности, часто росит случайный характер. Iе это имеет далеко идущие по-уледствия, как для личности, так и для общества в целоме чястности, елабую мотивацию к получению знаний, нежелание работать по полученной специальности, частую смену уеста раОоты, что негативно сказывяется на «рафессиональном уровне специалиста и, как следствие, на инновационном раз-еитии эпономпки.

Молодёжь испытывает значительные трудности при выборе профессии всведсввпе квайне низкой) информированности в отношении существующих специальностей. В то же время в наших исслядованиях фиксиууеооя актуализированная по-требновеа школьников, студентов в знаниях и о различных зрофессиях (тем! более что в последнее время появилось много новых), и о ситуации на рынке труда. Опрошенные нами сту-зенты (67%н в Москве и 82%о в Волгограде) высяазались за то, чтобы в шкеле были уроки пс профориентуции, занятия, дающие представления о разных профессиях, о ситуации на рынке тррда, споробах самопрееентации на рынке труда; причём а каждым курсом у студентов потребность в знаниях такого аода аезрастаез в связи с «выходом» на «шок труда (многие студеноы работают)н Мнение о необходимости занятий по про-Чориентации в школе раодоляют и опрош енные девятиклассники - 45%о безоговорочно выатупают «за», а 18%о считают, ото они скорее нужны, чем нет. Помимо этого крайне акту-чльно освуение молодёжью приёмов самопрезентации, знаний о страочоиях трудоустройства. Например, 55-60%о учащихся профучилищ признались, что или совсем не знакомы, или знают1 о стратесиях поведения на рынке труда понаслышке, у около половины высказали мнение, что в училище необходимы специальные занятия по технологиям поиска работы.

Свёртывание системы профориентации школьников - одна из причин существующего катастрофического дисбаланса между российским рынком труда (который требует, прежде всего, рабочие, индустриальные, в том числе инженерные профессии) и образовательными услугами.

По нашим данным, от 53% (Волгоград) до 65% (Москва) студентов вузов получают не ту профессию, о которой мечтали, заканчивая школу, причём в процессе учёбы растёт число разочарованных в профессиональном выборе.

0 .0

о

с

го

см"

01

Свёртл1огнидоилиемо1про0ювдеоттрпи школьников -одна из причин существующего катастрофического дисбаланса ввжду воссийским рынком чруда (который тфебуета прежде всего, рабосие, индустриальные, о том числе инженерные про-фесвии) I» образовательнымиуслугами. Система профориен та-фии учащихся стала аазрушаться в 199)0-е гг1. - утретились свяеи с базовыми предприятиями (исчезли и многие предприятия), ушли в пропитое планы трудоустройства выпускников средней ш колы, пефестол внед ряиься курс « Выбор щюфесоии». Свернули свою работу школьные кабинеты и уголки профори-внчоции - СсахеиЕчв! массовая и доступная фоима вртанизации про-рориентационной работы. в систем е образования. Свертывание вакой работы в школе, перенесение её в службы занятости (куда обращаются преимущественно взрослые, уже имеющие арофесаию или опыт реботы) не способствуют формированию у выпускников реальных жиененных планов, осознанного подхода I- выбору профессии и соответствующих мотиваций. В результате профессиональный выбор происходит в ситуации неопределённости, нояит олучайный характер. По нашим данным, от 5»3%) (Волгоград) до 65%о (Москва) студентов вузов уолучают не ту профессию, о которой! мечяали, заканчивая школу, причём! г процессе учёбырастёт число разочарованных в профессиональном выборе. Это побуждает студентов (в уреднем около 25%с опрошенных) ориентироватося на получение второго высшего образования, т. е. на пролонгирование периода учеиичества. Интересно отмеить, что сз]э^,д;и опрошенных в 2008 г. студентов 1 курса Волгоградского пединститута оамерение окончить ещё один вуз выразили 42%о.

Желание продлить период ученичества вызывается:

1. Необходимостью преодоления кчизиов профессио-вальной идентичности кок следствия неудачного первого вы-Зорр профессии; второй выбор делается уже осознанно;

2. Стремлением получить более качественное образова-зие, чем первое;

3. Отсрочите вступление во «взрoслую» самостоятельную жизнь, связапную с выходом на рынок труда, принятием! ответственности за выполаяемую работу, необходимостью строить откошения с коллегами, руковод с'гвом, соблюдать срудовую дясциплиау и т. п.;

4. Желанием«отодвинуеь» аступление в трудовой пе-циод, связанный с трудностями поиска работы в условиях °езработицы (особенно в условиях экономического кризиса), ч суздамь своеоаразный «социальныйретурс» в виде пол учения нескольких профессий, что облечет в будущем поиски работы.

Всё чаще наблюдается ситуация, когда песле получения урофессиональнсго обраеования молодёжь тбращается к дополнительным формам обучения в различных типах учебных заведений, в системе переподготовки кадров и т. п. (для многих

Для современной ситуации в России характерно изменение модели социального старта: интеграция молодёжи в общество отличается большей сложностью и продолжительностью, чем прежде; молодёжь дольше остаётся в системе образования, с трудом находит нишу на рынке труда, материально зависит от родителей.

Несогласованность действий таких важнейших институтов социализации, как образование и занятость (трудовая, профессиональная), по причине отсутствия планирования подготовки кадров, порождает невостребованность обществом квалифицированных кадров из числа молодёжи.

О

.0

о

с

го

бееепсгвотолосадлоелсиодвпртоонндивоопеж ностью получить работу), и реже ситуация, когда молодой человек сразу вриступает к работе, окончив одно учибное заведеаие. Так продлевается период ученичества, мoлoдoсти, следствием чего шляется отсроченная социильно-профессиональная социали-яацив, затягивается процесс включения молодёжи в трудовую деятельность, во «взрослую» жизнь.

Вложности томиил ано-п рофедоионвлытого «старта вч

Для современной ситурции в России характерноизмене-ние модели сор;и^л11ногоо севртае интеграция моиедёжи о общество отличается большей сложностью и продолжительностью, уем прежде; молодёжь дольше остаётся всистоме о^воовчния, ы трудтм находит нишу на рынке труда, материально зависит ут родителей Поэтому ориентация на работу по полученной мпециальности в ряде случаев может быть неустойчивой и за-уисеть дт конкретно складыдрющихся обстоятевьств. В нашем исоиедовании дколо половины учаш;ихcы профучилищ никак нв связывают своё будущее с избранной специальностью и не уобириются по ней работать. Назоанная тенденция («иворует-еяи у студентов вузов раз личных профи лей, в том числе даже уоенных. Тот (факт’, что более пвловины рчшускников вузов ра-еотают не по специольности, свидетельствует о несоответствии нредложения спросу на квалифицированные кадры, о раз-°алансированности систеиы образования, её несоответствии зтруктуре помребностей рынка труда, что проиоходит вслед-етыие ославления профессионально-экономической функции вбразования. Позледнее и з опосредующего выбор профессии знстетута пневратилось в самодостаточный! институт и п^рое-ттало служить ^(злям утверждения человека в профессии. Молодой человек овладевает скольким угодно количеством профессий, н е со^раясь в них работать. Специ альноссь не рас-чматривается ни как сфера приложения своих усилий, ни как мнструмент интеграции в социальную структуру.

Несоглозованоость действий таких ^и^н^йпиег^ институтов социализации, как образование и еанятость (трудовая, крофессиональная), по причине отсутствия планирования подготовки кадров, порождает невостребованность обществом нвалифицироваыных кадров из числа молодёжи Соци«льнх1е последствия этого - рост риска депрофессионализации и нисхо-дащей социальной мобильнос™ ншиболее квал^фвиц^^рс-ванных молодых людей, рост безработицы среди молодёжи. Нынешних (8-П0 летких бофаботица сопровождатт всю совнательную жизнь и является для них не чем-то нелетитимным, а скорее нормой. Возникает инерция привычной безработицы, «культура безработицы» с опасными социальными последствиями,

По данным наших опросов, 80-90% студентов-старшекурсников очень озабочены проблемой трудоустройства после окончания вуза, а от 20,3% (Волгоград) до 35% (Киров) совмещают учёбу с работой не только ради дополнительного заработка, но и с целью приобретения опыта работы, который весьма востребован работодателями при трудоустройстве.

Если нет возможности утвердиться в мире взрослых легитимно, ищутся другие формы: не активнопозитивные, а негативноактивные - преступления, экстремизм, насилие, алкоголь, наркотики, самоубийство.

0 .0

о

с

го

см"

01

а именно:нестабильностьзанятости,отсутствие опыта трудового участия формирует ориентацию на незанятость, которая со временем становится устойчивой, доминантной.

Проводимый нами ежегодный мониторинг статистических данных положения молодёжи на рынке труда позво-няет говорить о довольно устсйчивой тенденции: по данным РОССТАТа, в целом по России число молодёжи до 25 лет среди безработных колебоется в последние гтды ч пределах 27-29% (со еначительными отличиями по регионам; в Москве, например, на конец июня 2010 г. доля безработных в возрасте 16-29 лет составила 18,р%р). На февраль 2011 г. молодёжь в возрссто дт 20 лет состовила среди безработных 25,9% (т. е. оаждый четвертый), в томі числе в возрасое 15-19) лет - 4,4%, 00-24 лет — Т1,6%>. По сравнению с январем 2011 г. чиелен-лость бе зработных в возрасте 15-24 лет выросла на 49 тысяч человек или на 3,5%. Высокий! уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-10 лет (30,0%) и 20-24 лет (16,о%) (см.: [°]). На этом фоне логично, что, по данным наших опро-чов, 80-90% студентов-старшекурсников очень озабочены вроблемой трудоуртройства после окончания вуза, а от 20,3% (Волгоград) до 35% (Киров) совмещают учёбу с работой не только ради дополнительного заработка, нои с целы,) приобретения опыта работы, который весьма востребован работода-че л ямой при ерудоустройстве.

Молодёжная безработица, растущее социальное расслоение увеличивают таерыв между активно рекламируемым имиджем «молодости» и социальным опытом подростков, молодых людей, лишённых оеобходимых социальных и культурных ресурсов. Существуют большие группы молодёжи (в том числе каїн слтдствис ооциального, возрастного неравенства — у молодёжи, к примеру, меньше возможностей получить хорош ую, тем болсе высокооплочив аемую работу, жи-лье и т. п.), для которых рекламируемые и навязываемые «прелести» молодёжной субкультуры недоступны. У них нет соответствующих ресурсов, воеможностей для, восходящей со-°иальной мобильности. В подобной ситуации ородством для приобретения желаемых статусных позиций, формирования чувства вобственного достоинства. самоутвтрждения может отате уход б криминальную деяеельнотть, «делинквентное решение». Если нет возможности утвердиться в мире взрослых легитимно (Кхк? Трудом? Но работу нойти невозможно, да

— не прес тижно это - «пахать за отпейки»), р щутся другие формы: не активно-позитивные, а негативно-активные - преступления, экстремизм, насилие, алкоголь, наркотика, самоубийство. В январе-феврале 2011 г. количество пресеуоленей, еовершённых несовершеннолетними, достигло 10,6 тысяч, что составило 6,1%) от общего числа совершивших преступления лиц. Расеёт алкоголизация подростков. Число преступлений той же группы населения, совершённых в состоянии алкогольного опьянения, достигает за этот период 1000 - увеличение

N° 2, апрель2О11

ааТ,Є%изетааиелнют ннваяТм-фтвлнлём2Ие0 г. (см.: [2]). Тяжкие преступления подростков отличаются повышенной жестокостью и совершаются, кік правило, в сруппе (а это уже тсганизованнтя преступность). Повышаетср криминальная чктивность несовершенноледнис девушек, всё чаще подростки новлекаются в экстремистскую деятельнтсть. По свидетельств у ленистра МВД Р. Нургалиева, рост безработицы на один процент даён сквчск преступнтсти на 5% (см.: [3]).

В етслтствии возмтжности заняоься деятельностью, которая соответствовала бы профессиональной ориентации или запросам молоды1х, их удовлетворяет сам факт наличия рабо-вы, будь тт краткро договора, случайные подработки, работа, далёкая от полученной спрциальности, и т. п. Осеутсовие по-лтоянной занятосео, частая смела работы, жизнь подработка-л[и, оо есть тралеитивные, промежуточные формы занятости, че спосоНствуют вазвитию профессоональных трудовых навыков каке предпосылки последующох тысоких заработков, до-етижению более высоких статусных позиций, усвоению норм чрофессиональсой субкультуры, форморованию корпоративной врудовой этики, то есть установлению прочных социальных связвй, интег]эации молодёжи в социум ° Мслодой человек сто-совится своеоб]эазным «профессиональным туртстем», путешественником по профессиям, часто меняющим профессию, спе-ч;иализицию, мечто оа.оты. В современной России фактически складывается ситуация, когда профессиональное самоопреде-сение начинается не дт, а после получония профессионального образования. В этом плане характерно высказывание студент-ми мтсковского Инстотута туризма и гостеприимства:«Тако й профессии, о которой мечтала в школе, не было. Думаю, что поймл это (какая профессия нравится - Авт.), когда порабо-саю наразных работах, и пойму, что ближе мне». Подобная чежпрофессиональная мтбильность имеет, пожалуй: лишь одно позитивное канество - повышает адаптивность индивида ч изменяющимся услосиям. Однако негативных птследствий сначительно лочоше обозначенных выше.

Сложное полтжеоие молодёжи нл рынке труда, её не-конкурентоспособнтсть, малая востребованность работодате-нями рсугубляется и другими факторами, к числу которых можно отнесли:

1. Недостаток у молодсжи профессиональных знаний;

2. Отеутствие необххдимой квалификации и трудовых лавыков;

3. Нежелоное работодателей нести дополнительные расходыл связанные с организацией профессионального обученоя/ оереобучелия молодых работников;

4. Необходрмость предостаеления ряда льгот несовершеннолетним работникам, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крепкая семья (студенты:

86.4-91,8%, школьники: 75-78%) и высокооплачиваемая работа (студенты:

52.5-67,1%, школьники: 58-59%) - это бесспорные и главные показатели жизненного успеха для большинства опрошенных.

Н.Ухст нтлоныРжанщятстилтслёмыИ етпуск, связанный с рождением ребёнка;

6. Инфантилиам, тезответственность части молодых

тюдей;

7. Невысокая деловая активность и др.

Наряду с этим, работодателями используются разнообразные «ловушки» кок способы обмана неопытной молодёжи при трудoустртйстве. Отметим также декларативность мно-вих правовых нормс направсенных на защиту молодёжи. Так, лраотически сошла на нет программа е Молодіжная практика»' Дпринята в 199л г.), направленная на организацию временной ванятости без работной молодёжи. Не реализованы положения Федеральной целевой программы содействия занятости насе-лания РФна 1998-2000 гг., предполагающие гарантированное срудоуетробство молодёжи, завершчющей профессиональное обррзование; разрабоеку мер, обеспечивающих приоритет мо-оодёжи в приёме на предприятия всех форм собственности после завершения образования; активное содейетвие молодёжи в организации собственного дела, малого бизнеса и др.

Iе условиях сложностей с трудоустройством для молодёжи, необходимость браться за любую °аботу (бо «сть дисбаланс между профессиональным выбором и возможностями его реа-чизации) осл лбляеы п рофеасион альную социализ ацию как процесс усвоения социально-профессиональных норм и освоения ртлевых мтделей поведения (в томі числе пснфеесиональных), не способствует формированию устойчивых профессиональных групп, воспроизводству социальноо структуры.

Социальнотлрудовые ориентации: некоторые чендевцои

О

гч

ь

е

р

п

го

ГМ"

ОІ

Изуче ние ориенлаций тП]ЭОШ енных шктньников и сту-оснтос позволяет соторить о том, что «успех в жизннс, ктгда можно сказать «жизнь удалась», для них включает разные ноставлеющие, но безусловлое птрвенстет занимает позиция «крепкая семья, деги» (студелры: 86,4-91,8%, школьники: °ы-78%). Крепкая семья и высокооплачиваемая ре°ота (сту-денры: °52,5—(37,6%о , школьники: 58-59%) - это бесспорные и главные показатели жизненного успеха для бтльшинсова оіцлоіскенньоїх;. Доволсно еначимы для них и высоким ттатусные позиции - занять положение в обществе, добиться авторитета иотеле бь.( почти половина опрошенных (40-45%). В тооой же степени оценивается «независимость, свобода в принятии сешений 9 своей жизни», это окорее всего, - проявление юношеского маосимализма, стремление уйти от родительского (и любого другого) контроля. Если говорить о «социальном проектировании» («моя жизнь через 20 лет»), то своё будущее

N° 2, апрель2011

^і^ольникии ^т^удент^ы нвизывадт,преждеосего, с семьёй, детьми (не менее двух!), ближайшим окружением, успешной личной жизнью в целом, что ещё раз говорит об устойчивой ориентации молодёжи на семью, по крайней мере на вербальном уровне. Затем по убыванию значимости следует высокооплачиваемая работа, п°офессиональная деятельность; матери-ольная обеспеченность, достаток; статус, престиж, жизненный успех, независимость в принятии решений. Социально ориен-оированных выскаоываний (приносить пользу людям, не быть эгоистом, жить не только для себя, но и для других и т. п.) очень немного. Можно сказать, что в молодёжном сознании фиксируется приоситет ценностей частной жизни, ориентация оа личное благополучие и растуоцаяотчуждённосто ое традиционных социальных институтов, властных структур и дис-оьнцирование от старших поколений.

Какие ориентации, установки на труд сформиновались, например, у школьников? Обранимся к результатам опроса старшеклассников одной из школ Подмосковья. Требования, которые ребята предъявляют к своей будущей работе, можно объединить в несколько групп (см. таблицу 1).

Таблица 1

Требования школьников к своей будущей работе (перечислены по мере убывания значимости)

Требования к работ, Процент от количества опрошенных

Высокаязаработная плата 80

Приемлемые условия работы 36

Значимость трудовогокнллектива и отношений с руководством 32

Исихологическая и эмоциональная удовлетворённость 20

Пфестижаость 10

Требования к размеру заработной платы являются для школьников важнейшими. Большинство просто указали, что работа должна быть высокооплачиваемой, но встречаются и более чёткие требования: зарплата дол ж на быть «без задержек», «чтобы вовремя платили», «не меньше 35 тысяч рублей», «должна быть рарпласа, накоторую я смогу подержать себя и соою семью», должно быть «огромное количество денег». Второй по значимости фактор - условия работы, удобные для песпондента. К ним относятся наиболее часто упоминаемые график работы и условия труда, которые определяются школь-никвми как «хорошие», «соорветствующипт, «благоприятные», обращается внимание на то, чтобы работа была недалеко от дома. К графику работы ещё не работавшие школьники уже

Характерно, что успех в жизни, получение высшего образования и другие жизненные цели не связываются школьниками с конкретной профессией (эта «связка» зафиксирована в одном случае из 50).

О

.0

о

с

го

г\Г

О!

ппедъовлвютдоввльио четкие треб°вания:режим работы должен быть удобным, гибким, а продолжительность рабочего дня не должна превышать 12 или 8 часов, начинаться трудовой день должен ие ранен 7-8 часов утра, при этом неплохо бы «иметь два. выходных, два отпуска в род». Если оцениоать труд по напряжённости, то работа, по мнению респондентов, должна быть «нетрудная», «лёгкая», должно быть «немного работы». Отмечают опрошенные и необходимость медицинской! стртховки и оплаты больничного листа, что свидетельствует об определённой информированности школьников в области иоциальной защиты.

Несомненно значимыми для большинства опрошенных являются потребительские ценности, желание приобретать рарогил вещи — называюнся прежде всего «шикорный автомобиль», «иномарка», квартира, дача, «коттедж не менее 400 кв. м.» и даже самолёт и т. п. Всё это школьники желают имет I», и лишь одна девушка ставит перед собой цела «са-мой заработать аеньги на квартиру и машину». Постоянный кропотливый труд, даже если он принтсит хороший доход, привлвкателтн далеко не для всех, куда заманчивее «иметь Кеньги, не напрягаясь». «Деньга, деньои, дтньги», «быть бо-ватым», «выиграть миллион рублей, положитв в банк и жить на проценты, чтобы не работать» - это тоже ответы на вопрос к жизнннных цалях дввятиклассникпв.

Таким образом, в социально-трудовых ориентациях опрошенных нами аПодмосковье школьников выявлены в качестве особо значимых в их будущей трудовой деятельности Щакторы высокой оплаты труда, наличие социалпнуго пакета, комфортные условия труда. Престижность профессии значима сишь для каждого десялого и ассоциируется, прежде всего, с высокой оплатой! труда возможностью занятия высоких ста-сусных позиций! и получлния определённых благ. Характерно, что успех в жизни, получение высшего образования и другие жнлненные цели не связываются школьниками с конкретной профессией (эта «нвязка» зафикспрована в одном случае из 00). Отмечено также, что понятия «Я!» и « страна, в которой я жилу», слабо жоотносятсц в сознании школьников, когда уни втроят жизненные праны. Росьия упомлнуба в ответах ьважды, причём. с противоположным знаком: «сделать Россию лучшая и «уехатт из России». Наконец, потребительские ценности для опрошенных школьников безусловно значимы, при «том кроп отливый труд малопривлекотелен.

Понятно, что от учащихся, ещё не вступивших в само-«тоялельную жизнь, не включившихся в трудовую деятельность, не стоит ожидать зрелых сужднний об отношбнии К трупу, к рабоне. "Тем нн менее,на уровне установки на труд можно новорить о том, что у многих молодых вызревабт мл^'гапацион-кое отношение к труду, коно]:юе мажно пформулировать так:

В ориентациях школьников и студентов недостаточно представлены трудовые ценности, что является в какой-то степени отражением ситуации в обществе, которое в лице своих социальных институтов не уделяет должного внимания формированию трудовых ориентаций у молодёжи, акцентированию значимости труда для существования индивида и общества.

Для опрошенных нами школьников и студентов характерны пассивные, неразвивающие формы проведения досуга.

О

.0

о

с

го

«печшо нвкаДоо°тл,есле можнрдв°аЛотадь,е если работать, то только в той мере, в какой труд оплачивается, и чтобы при этом ра«ооп не мешола длугим сторонам жизни»,

В ориентацпях школь»!,иков и студентов недостаточно бре«стаьлены трудовые ценности, что являетсп в какой-то сте-тени отражениомситуации в общпстве, котопан в лице своих ноциальных институтов не уделяет должного внимания форми-раванию трудовых ортентаций у молодёжи, акцентированию сначимости труда для существовнния индивида и общества. В стране наблюдается явный дефицит художественных произ-иедоний (филнмов, спектаклей тe;л^:пe]..eI.];fЭl■ч, художоственной яитературы и т. п.), дающих пруду позитивную оценку и ут-иерждающих трудовую деятелонос ть кок путь к социальному нзпеху. Даже в современных школьных учебниках трудовой ноциализацит уделяется меньшее внимание, чем в советское оремя. Например, Л. А. Окольская, исслоотвавшая проблему отпхжения трудовых цзнностей и норм в школьных учебниоах, пришла к выводу, что за последние 20 лет трудовые ценности к нормы, транслируемые учебниками, изменились. Сместился по.мативный акцент с труда для других на труд для себя: в со-кетских учебниках соотношение труда для се«я и труда для доугих составляло 32% и 4д%, а в повременных — 48% и 31% (см.: [4]). Происходит движение от нормы трудового подвига ка благо Родины к норме обыденного труда для благоволучия индивида и его семьи. Сравнивая советские школьные учебники жачала 1980-гг. и товременные, Л. Окольская отмечает в последних актуализацию материальных ценностей, ослабле-ььие ценностей по«ядкв, нормрационального использования времени и трудовой дисциплины, меньшее внимание уделено солу и связанным с ним видам деотельности, зато аольшее внимание уделяется работе а области науки и искусства, в сфере Мслуг, которая, кстати, «перетягивает» на себя трудовьш рое -аурсы в роспийской экономике [4].

Для фнрмирования личности, еп ценнтстных ориен-«аций, в том числе трудовых, опобое значение имеет досуг. Для опрошенных нами школьников и студентов хараотарны пассивные, неразвивающие формы проведения досуга: большинство в свободное время! предпочптает общатьоб с друзьями (<3^е—80%о школьников; 71,2—85%>студентов); спдеть за компью-лером (46—в0%т школьник«о, 42,3—63%; отудентов), смотреть телевизор, в том числе БУБ и СБ, слушать музыку (55—65%). Худож ественную л итературу читают в равной стьпени мало как студенты, так и школьники (17—20%), столько же внима-пия уделяют свопм «хобби» и панятиям спортом. Круг чтения студентов весьма узок — это в основном отечественные «жен-пкие» детективы(чаще других и в Москве, и в Волгограде на-кывпют Д. Донцову, Б. Акунина, Ю. Шилову, Н« Пепумова, 0° ]ёобски, М. Семёньвут "Т. Устинову) и произведения популярных современных зарубежных писателей (П. Коэльо, Д. Брауна, Дж. Роулинг, П. Зюскинда). Пассивные, неразви-

Ориентируясь на «символическое пространство значимых профессий», опрошенные нами школьники и студенты наиболее престижными считают профессии юриста, работника финансовой сферы, менеджера, экономиста, госслужащего, политика, работника шоу-бизнеса и т. п. Заметим, если респонденты называют профессию врача, то непременно уточняют - стоматолога или пластического хирурга. Респондентами не было названо ни одной рабочей и индустриальной профессии вообще.

О

.0

о

с

го

вающитфкрме1°рооелеетксноРе°ногл ваемееи не формируют навыки трудолюбия, работы над собой, работы с книгой, эмения учиться. Высокий уровень включённости «в компью-верт, компьютерные игры не может радовоть, ибт, по мнению бпециалисоов, рсазвиБающими являются лишь 20и30% ком-иьютерных игр, остальные просто оболванивают мол одёжь. Кроме того, интернет, к которому сейчас имеют доступ даже рeсовeршeннолeтниe. забит порнооойтами, разного рода «эду-кативными прогнаммамив типа «Азсуки секса».

Oбoзнaнившийcипoдкод:<<He в раоочиепойду, чпоыдупа кновники...з>

Недостаточная информированность о специфике многих кидов профессионкльной деятельности, о оитуации на рынке пруда ведёт к лерекосам в представлениях молодёжи о наи-колее престижныт и востребованных профиссиях. Не имея собственного опыта, молодые люди не всегда могут понять к сфозмулировать, чего они хотят, но очень чутко реагинуют са сигналы, которыс посылает oбщсствo: — насколько и какой груд оно ценит, насколько справедлива оплата труда и т. п.

Ориентируясь нп «символическое пространстве значи-мых профессийо, опрошенные нами школьники и студенты каиболее престижными считают профессии юриста, работника финпнсовой сферы, менеджера, экономисло, госслужащего, нолитика, работника шоу. -бизнеса и т. п. Заметим, езли ре-ьпонденты называют профес«ию врача, то непременно уточняет — стоматолога или пл«стического хирурга. Респондентами не было названо ни одной! рабокей и нндустеаальнoй профессии вообще. Iй учебные заведения в избытке готовят кадры по «популя]эным» спeциаллнoнтяMг открывают востребованные «пециализации в непртфильных вузах (например, в пединсти-сутаг готонят ю°истов и «менеджеров широкого профиля»), ориентируясь не на потребности рынка труда и рпботодателей, и на спрос молодёжи. Стремление получить «престижное» — нконвмическое, юриническое, финансовое и др. — вузовское Оразование оборачивается перепроизводством специалистов нтого профиля, сложностями с трвдоустройством по специаль-нпсти, деваиьвацией вузовских дипломов.

Однако рынок труда испытывнзт потребнооль, прежде «сего, в ра°очих, в том числе высококоалифицпр ованных. Так, по данным службы занятости, на рынке труда в Туле предложение специалистов с высшим об°азованием превышает спрос п Н,4 раза, со срофним профессиональным образованием в 1,5 »аза, тогда как спрос на аебoчих-станoчникoв в десять раз кревоиоает предложение. Подобная ситупция наблюдается во многих регионах страны. В Москве, например, самыми востребованными летом 2010 г. были профессии водителя, слесаря,

Исчезает такой важный фактор трансляции профессиональной субкультуры, как рабочие династии, роль семейных традиций в профессиональном выборе детей.

О

.0

о

с

го

<4

О!

ппедавтлф т.р.,° горажаокснрадфолофесееи юристов, администраторов, дизайнеров и др. В целом же по Москве структу-эа нотпебности в работниках на коноц июня 20Т0 г. выглядела следующим образом: рабочие профессии — 6 3, 3%; должности и спeциальнoсти служащих — 37,7% (смн [5]).

В наших иеследованиях фиксируется падение престижа кобзчих профессий у молодёжи, в качестве причин которого можно назвать:

с. Отсутствие экономических стимулов, в том числе чеэффентивная занятость на малоуспешных и некожкуренто-нпособных предприятиях, ноторые не могут и/или не желают ялатить соответствующую зарплату;

Л. Осраниченные тозможности для карьерного роста;

т. Непривлекательность физического труда для поколе-кия, выросшего в новых условиях;

4. Усиление потребительских ориентаций, соблазн по-кучения «кёгкмх денег»;

5° Отсутствие факторов «привязки» работника к пред-криятию, существовавших в советскоо время (возможность волучить бесплатное жилье, развитая социальная инфраструктура — детские ясли, сады, базы лечения, отдыха и т. п.).

Исчезает такой важный фактор трансляции профессио-кальной субкультуры, как рабочие династии, роль семейных лрадиций в профессиональном выборе детей. По данным ис-кледования, проведённого среди робллих Удмуртии (см.: [6]), щоль семейных тоадиций в наследовании профессии рабачего жонижается с возрастом: « групперабочих старша 50 лет продолжили семойную рабочую традицию 22,6%; а «руппе 40—49 мет — 13,8%); в сруппе 20—29 лет — 4,8%.

В сов окупнозти с низкой з аработной платой н азванные выше факторы способствуют не 'только падению престижности «абогы в прoмышлeннoсти; но утрате интсреса и индустриаль-пым профессиям вообщео в тоы числе со сторонымолодёжи, ко-оорая не мотлвлрoванан получе нию ра^пи х профессий, к работе на промышленных предприятиях. Перечисленные выше причины плюс разрушенит! системы подготовки адро^ как на наовне предприптия, так и на уровне госудапства, обернулись нпрпстающим дефицитом индустриальных профессий и массой «абочих вокансий на рынке труда. В этом плане симптоматич-хо название публик ации в «Российской газете»: «Завод кoниа-нтся. В профессиональных училищах дефицит абитуриентов, о на производстве — ксалифицированных рабочих» (см.: [7]). Речь идёт о том, что в Хабарьвском крае план по нибору в ПУ а логаолняется нескол ько лст, а весной, в период выпуска, » вороо училища о очереди стоят работодатели и просьбой дать короших рзоят. В то же время в вузах города ажиотаж вокруг профессий стоматолога, переводчика, а конкурс в академию

N° 2, апрель2011

госудапственьийвлужбы Деофессив-ужноиник) 18 человек на место. Подобная ситуация характерна и для других крупных промышленных центров.

Потребности рынка труда, перспективы развития страны свидетельствуют о необходимости совершенствовать, модернизировать, а не сокращать снстему начального професси-ннального абразования (НПО), призванную готовить рабочих того уровня и квалификации, которых требует современное производство1. Однако сегодня уже никто не агити]эует за получение рабочих профессий. По представлениям школьников, рдти в ПУ — заранее записать и себя в «лузеры», неудачники, росколеку рабачие профессии ассоциируются у них только р тяжёлым, неквалифицированным трудом, хотя еовременное нроизводство испытывает большую потребноать в рабочих вы-еокой кволификации, способных трудиться на высокотехнологичных производствах.

Сгладывается противоречитая ситуация. С одной сто -ионы, рынок труда требует квалифицированных специалистов габочих профессий, с другой - система начального ирофесси-онольногв образования, гот овящая их, испытывает серьёзные грудности: средний износ оеоовных (фондов материально-тах-пического оборудования соеоавляет 85%, износ учебного оборудования - 80-100%; то есть не обновляется материально-гехничес кая база образовате лоных учреждений НПО- которые к тому же испытывают острую нехватку мастеров производ-гтвснного общения, а работающие мастера а основном пенсионного возраста. С ликвидацией института «базовых пред-приятийл измевились условия для прохождения учащимися производственной практики на рабочих местах, предоставляв-нгихся ргнее рдботодатолями бесплатно, что сколалось на качестве обучения и на успешности профессиональной адаптации Мчащейся молодёжи. Может ли в еиих условиях систсма НПО соиовии!» квалифицированных рабочих для современного про-нзвотства, для полденжки процессов модернизации в стране?

Сегодня средний возраст высококвалифицированных габочих приближагтся г 60 годам. Они немобильны и нсспо-аобны к переобучегию, поэтому «омоложение» рабочих кадров чрезвычайно актуально и с точки зсения профессионального человеческого потеюциала, и с точки зрения иезопасности страны. Уже проблематипно найти квалифицированные рабочие кадры для оборонных предприятий, производящих продукцию, которая оTеупбчивает обороноспособность страны, развитие еысоких авхнологий и т. п. (они утеряны за время обвальной и непяодуманной конверсии в 1990-е гг.). Неужели придётся наби рать на эти заводы рабочих-иностранцев?. .. Описани ой

1 По данным РОССТАТа,в 1990 г. в странеработало 4328 ^реждений начального грофессиональноао образования, в 2009 г. - 2658, причём с 2005 г. сюда включаются учреждения высшего и среднего специального образования, реализующие программы начального профессионального образования. В 1990 г. в учреждениях НПО было подготовлено

1 млн 272 тыс. квалифицированных рабочих, в 2009 г. - 538 тыс. (См.: [8]).

N° 2, апрель2011

вышеситуарии снаОолимииаардминнотидоречат положения обсуждаемого сейчас нового Закона об образовании (проекта), в соответствии с которые! в перечне уровней профессиональ-вого образования остались лишь среднее л высшее професси-бггеяьнoe образование, а исчезло начальное профессиональное тбраютание, в учрежденияо которого готовились молодые кпбoчиe кадры. Кто будет их готовить — не ясно (в колледжах, согласно про«кту, будут давать степено бакалавра). Но инновационной экoнoмикe нужны не только «мозги и умы», но и квалифицированные, «умелые руки», которые будут воплощать в жизнь иннов«ционоые идеи.

В ооследние годы растёт лнтeрeс молодёжи к профес-иии чиновпика, о чём! свидетельствует рост конкурса в вузы на оп ециальность «государстхеннлз л муниципальное управ-нение» (ГМУ). В 2010 г. на эту специальность в Российском косударственном гуманитарном университете (РГГУ) претендовали несколько десятков челзвек на мссто, в Высшей школе скономики (Н ИУ-ВШЭ) на 60 бюджетных мест было подано 1150 заявленлй (си.: [9])о Аналогичнпя ситуаци« складывается в других городлх и вузах, где имеется эта специализация, к в некоторых вузах она введена с этооо года, т. т. набор на споциальность ГМУ увеличился. Мотивап;ия молодых: по их мнению, это возможность заработать лёгкие и большие деньки, обрести высоки.. статусные (властные) позицис, стать «успешными», некоторые рассматривают чиновничью карьеру как ступеньку к депутатству (например, сроди опрошенных нами студентов факультета ГМУ Волгоградской Академии госслужуы 11,5% в качестве жионенной цели назвали «заняться политикой», для сравнения: среди студентов-медиков с м. Кирово — лишь 1,9%). Но как это соглисуется с планами Cукoлздсрва по сокращению армии чиновников на 20%

с Млижайшик три годо, с потребно стями рынка труда? Не полу -чим ли мы в итоге или раздутую армию чиновников, или рост сезработицы нреди молодёжи?

Зкключ□ниe

Анализ результатов изучения проблем! молодёжс, ма-лериалов СМИ позволяет говор^ь о том, что в обществе сложились как минимум сри мюдсл^ отношения к молодёжи, х именно:

- момодёжь как угроза (ростмолтдёжной преступности, молодёжные криминальные группищовки, пыступле-ния футбольных фанатов, скинхедов, национал-большевиков и т. п.);

N° 2, апрель2011

- 1^(^лод^я^УН^1К жертсарыуоулыхрыОючм, социальноэкономических преобразований, кризиса, социального росслоения (безработица, отсутствие социальных гарантий, проблемы т пoлучннлeм качсственного

- образования, жильл, аозрастная оискоиминация и т. о.);

» молодёжь как идеал («хорошо быть молодым», «молодым везде у нас дорога»; имидж молодости активно инпольз°нтся и пропагпндирунтся рекламой: «Наш прем (шампунь, тренажер,напиток и т. д.) сделает вас молодым и здоровым»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, современная ситуация в 1,осси^ дик-нует необходимость, во-первых, переходить от восприятия молодёжи как потребительской группы, вызывающей зависть к раздражемие, к пониманию молодёжи као социальной! и трудовой проблемы; во-вторых, формировать и актиано проводить п жизне ре ально действующую, а не декларативную государственную молодёжную политику; в-третьих, нсoбхoдлма более чёткая координация между рынком труда и рынком образо-катепьных услуг, дабы привесю сисоому профоссионального обртзования всех урооней в соответствие со структурой потребностей рынка труда.

Система подготовки профессиональных ка°ров не может работать «вслепую», то есть без прогноза потребности в специ-олистах опртделённого профиля, что, в свою очсредь, связано с внутриэкономическими перспективами страны и, в конеч-гом счёт«; с вопросом^ какпясоциально-историческая модель сеализуемся в современной России, по какому пути она будет развиваться. Пойдёт ли она по пути индустрилльного развития, ятав равноправным членом глобализирующегося сообщества, сли прпвратится в его сыцьевой придаток, страну «третьего мира», находящуюся под экономическим, политическим, куль-сурным и пр. дипатом стран «золотого миллиардао, трансна-«иональных кoрпораций. Ответив нс этол вопрос, мы сможем ороннозировать, что ждёт наше общество через °0—15 лет, кто су°ет в нём востребован как профессионал, специалист.

БиЯлl«oгpaфичeoкий описок

1. Сайт Федеральной служзы государотвнннпй статистики. Занятость и безработица в РФ в феврале 2011 г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости) ЮКЬ: Ь^р: //www.gks.ru

2. Офицлальный сайт МВД России. Состояние преступно-

сти — январь-февраль 20° 1 г иК1к http://www.mvd.ru/ presscenter/statistics/reports/show_88090 01.04.11

N° 2, апрель2011

3. Шкелн Т.ЫЬьулТероеьлстаРытуреступыоети. На Охотном ряду выслушали главу МВД // Российская газета. 18 мая 2006.

4о Окольская Л. А. Трудовые ценности и нормы в содержании начол«ного образованпя (по материалам анализ а школьных учебников). Автореферат диссертации на соис-оание учёной степени к.ноц.н. — то., 2006,

. Потребности в рпбoтиикaх. Отчёт Департаменты трнда и занятости г. Москвы ШИт http:/еlabor,ru/?id=1012

6. Макарова М. Н. Стратегии воспроизводства рабочих как отражение их трудовых и oбоазoватeльны х ориентаций // Сацинлогические исследо«ания. 2о07, .№8, сз.5»£).

с. Завод кончается. В профессиональных учи.л1тп];^2сдеф^цит абитуриентов, а на производстве — квалифицированных рабочих // Ю^ссийская газета. 2« июля Л008.

8. («айт Феде ральной службы государственной статистики. Начальное профессиональное образование. Члслo обра-зоаатель>ных уч^ждений начального профессионального образования. Ю^ЕВЬ: Htёp://www.gks.ru

9. Поколение «Чи» // Известия. 18 августа 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.