_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 342
Сипягин Олег Николаевич
соискатель, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»,
г. Саранск, РФ E-mail: sipjaginy@mail.ru
НЕКТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы, возникшие у Российской Федерации в сфере национальных взаимоотношений, после распада СССР. Изложены законодательные пути выхода из сложившейся ситуации, путем заключения Федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и регионов. Последующий отход от данной практики в связи со стабилизаций ситуации в стране.
Ключевые слова
Национальные отношения. Федеративный договор. Конституция. Разграничение полномочий.
После распада СССР сфера национальных взаимоотношений в России оказалась в эпицентре проходящих перемен. Национальные проблемы были «включены» и в политическое противоборство, которое по мере формирования основ Российской Федерации разгоралось все сильней, усиливались центробежные процессы в стране. Российская Федерация, являлась уникальной страной, на тот период в ней проживало около 180 наций, народностей, этнических групп, были представлены 5 мировых цивилизаций и практически все религии мира [1, с.577]. Проходившие процессы обусловили смену единой советской идентичности различными, часто конкурирующими, формами региональных, этнических и религиозных идентичностей. Этнические, религиозные и культурные традиции народов России в этот период становились не фундаментом многонационального единства, а причинами нестабильности государства и обособления регионов. Так при обострении межнациональных отношений в части Северо-Осетинской и части Ингушской республик вводилось чрезвычайное положение. По данным некоторых исследований на тот период на территории бывшего СССР существовало около 200 потенциальных конфликтных ситуаций способных стать этнополитическими конфликтами. В ряде случаев такие ситуации разрешались на уровне вооруженного противостояния. Это происходило в Таджикистане, Азербайджане, Грузии, Молдавии.
Складывающаяся в стране ситуация приводила к пониманию того, что государственное устройство в полиэтничной стране, нормальное развитие федеративных и национальных отношений - это проблема жизни и смерти российской государственности, важная составляющая национальной безопасности. Для этого необходимым являлось создание правового поля, оптимального законотворческого климата для введения этнических процессов в конституционное русло. В связи с недостаточностью законодательного регулирования федеративных отношений и обеспечения сохранения единства и целостности Российского государства 17 июля1990 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «О Федеративном договоре», определяющим этапы подготовки Федеративного договора, а 31 марта 1992 года он был подписан.
Структурно договор состоял из трех договоров с тремя группами субъектов РФ (республики; автономные образования: автономные округа и автономная область; бывшие административные единицы: края, области, города федерального значения), а его текст был включен в виде приложения в обновленную Конституцию РФ 1978 года. Появление Договора изменило модель федерализма, а именно, произошло
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
преобразование Федерации, построенной на принципах национальной автономии, в конституционно -договорную, с охватом федеративными отношениями всех ее субъектов. По мнению большинства ученых -государствоведов он стал компромиссом, обеспечившим сохранение территориальной целостности и государственного единства России в начале 90-х годов 20 века. Договор установил гибкую модель взаимоотношений между органами государственной власти Российской Федерации и входящих в нее субъектов. Само разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и регионов было важным шагом в сторону децентрализации федеральной власти. В то же время Федеральный договор породил ряд проблем в сфере федеративных отношений, в частности проблему асимметрии субъектов Федерации [2, с.2]. Так, республики имели свою конституцию и характеризовались как государство, что может быть понято как признание ее суверенитета и международно -правовой правосубъектности.
Конституция РФ от 1993 года закрепила Федерацию, состоящую к тому времени из 89 субъектов, из которых 21 были республиками, 1-автономной областью, 10-автономными округами и 57-краями, областями и городами (Москва и Санкт-Петербург). При этом края, области и города не являлись национальными по названию и своему характеру, а остальные субъекты (республики, автономные области и автономные округа), напротив, олицетворяли ту или иную меру национальной государственности. В то же время предусматривалось равенство всех граждан, особенно важное в национальных субъектах, где доля титульной нации зачастую составляла менее половины населения [3 с.128]. Восприняв модель территориального устройства и модель разграничения компетенции, закрепленные в Федеративном договоре, Конституция внесла в них существенные изменения. Определены принципы, на которых основывалась российская модель федерализма, в т.ч. единство системы государственной власти, верховенство Федеральной Конституции, приоритет федерального законодательства по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения. Была предпринята попытка соединения этих принципов с преодолением асимметрии субъектов РФ, закреплено, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Определялась вспомогательная роль договоров. В сочетании с установлением единого перечня предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения для всех субъектов Федерации конституционные нормы, раскрыли новые возможности партнерства Российской Федерации и регионов, вывели их отношения на более высокий уровень справедливости.
В дальнейшем вопрос о соотношении конституционных и договорных начал в российском Федерализме имел политико-прикладной характер. Поскольку ряд важнейших для России вопросов федеративных отношений, особенно в сфере совместного ведения, в 90 -х годах пытались решить путем заключения договоров между органами государственной власти Российской Федерации, и ее субъектов. Всего с 1994 по 1998 год было заключено 42 договора федерального центра с органами государственной власти 46 субъектов РФ. Такие договора помогали разрешать некоторые текущие сложности правового регулирования и целом они стали вынужденной уступкой со стороны федерального центра во избежание серьезных конфликтов и сепаратистских тенденций.
Однако многие положения заключенных договоров не соответствовали Конституции и федеральному законодательству. В связи с чем по мере укрепления федеральных органов власти и правовой системы России необходимость в заключении Федеративных договоров утрачивало свою актуальность. Федеральный центр в 1999 году прекратил заключать новые договоры и начал приводить в соответствие с Конституцией РФ и федеральным центром уже заключенные. Законодательно установленный предельный срок действия договора (10 лет) снял проблему приведения в соответствие с Федеральным законодательством ранее заключенных договоров - их действие было прекращено в силу истечения срока либо досрочно по соглашению сторон. В период с 21 декабря 2001 года по 20 мая 2003 года было прекращено действие 33 договоров с 34 субъектами РФ. К концу 2005 года практически все договоры прекратили действие в соответствие со ст. 5 Федерального закона от 4 июля 2003 года №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2, с.3]. Однако ввиду того, что Конституция не разграничила полномочия по предметам совместного ведения Федерации, и ее субъектов, а федеральные законы, необходимые для нормального развития субъектов РФ не всегда вовремя принимались, практика заключения договоров временно сохранилась. Однако Федеральный центр постепенно корректировал и сворачивал договорные отношения, поскольку резкие шаги в этом направлении могли бы привести к осложнению ситуации в отдельных субъектах РФ.
Важную роль в решении проблемы внутригосударственных договоров и соглашений, определения их новой роли и места в правовой системе России сыграл Федеральный закон от 24 июня 1999 года №110-ФЗ « О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Принятый закон очертил условия и рамки договорного регулирования, которые не позволяли нарушать Конституцию России при заключении договоров с органами государственной власти субъектов РФ, что способствовало приостановлению договорного процесса. Дальнейшее совершенствование Российского законодательства позволило найти новые механизмы решения возникающих проблемных вопросов, что ослабляло стремление отдельных субъектов к обособлению. Соответственно заключение договоров обуславливалось уже в основном юридически значимыми особенностями того или иного субъекта РФ.
Помимо Федеративного договора, а также договоров между органами государственной власти Российской Федерации, и ее субъектов, использовались так же соглашения между органами государственной власти. Роль соглашений определялось действующим законодательством как вспомогательная по отношению к законодательному регулированию. Практика заключения соглашений применялась гораздо шире, чем договоров. Они не создавали юридических коллизий в таком количестве и такого масштаба, как многие договоры. Значительная часть соглашений помогала решить ряд проблем в развитии российских территорий, уточнить полномочия государственных органов. В начале 90-х годов они явились действенным механизмом правового регулирования целого ряда вопросов в отношениях Федерации, и ее субъектов. Соглашения, как правило, использовались для передачи осуществления исполнительно-распорядительных полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации. Это было допустимо, если передача осуществления полномочий носила индивидуальный характер и сами полномочия связаны с конкретным объектом, проектом, программой и т.п.
В настоящее время заключение соглашений так же оправдано, но лишь в случаях, когда проблему правового регулирования невозможно или нецелесообразно решить с помощью федерального закона или другого правового акта соответствующего органа государственной власти. При исчезновении обстоятельств, вызвавших необходимость заключения соглашения, оно утрачивает силу полностью или в части противоречащей новому федеральному законодательству.
Практика показала, что совершенствование законодательства по разграничению полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов, а также использование договорных отношений федерального центра с регионами позволили укрепить государственность Российской Федерации и не допустить национального обособления отдельных регионов.
Список использованной литературы:
1. Национальная политика России: История и современность, монография. Отв. ред. Н.Мещерякова. - М.: Издательство «Русский мир». 1997. С.57.
2. Чертков А.Н., Кистринова О.В. Договорной аспект разграничения полномочий в Российской Федерации: история и современность. // «Журнал российского права». 2014. - №8. С.3
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2011. - 768 с.
4. Исаев И.А. История отечественного государства и права: Учебник для вузов. М., 2014. - 432 с.
© О.Н.Сипягин, 2015