Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О САНИТАРНЫХ НОРМАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (Н 101-54)'

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О САНИТАРНЫХ НОРМАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (Н 101-54) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О САНИТАРНЫХ НОРМАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (Н 101-54)»

Из активированного осадка сточных вод в Мильвоки (США) был получен витамин В12.

Важным является вопрос об опасности наличия в осадке патогенных возбудителей. За много лет не было указаний на опасность для здоровья от применения осадка сточных вод в сельском хозяйстве. Патогенные возбудители не могут сохраняться в жизнеспособном состоянии в течение длительного периода разложения осадка, который попадает в сельское хозяйство не раньше чем через полгода после его получения. Однако нельзя применять свежеполученный осадок для удобрения таких культур, как салат, который идет в пищу в сыром виде.

Поступила 19/УП 1955 г.

Ъ т5г

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О САНИТАРНЫХ НОРМАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (Н 101-54)

Проф. Л. К. Хоцянов, старший научный сотрудник. В. Г. Мацак

Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий, изданные в 1954 г. (Н 101-54), являются третьим по счету государственным документом, вышедшим за послевоенное десятилетие и определяющим санитарно-гигиенические требования к проектированию промышленных предприятий. Н 101-54 вышли взамен НСП 101-51, которым предшествовал ГОСТ 1324-47. Каждый из этих документов в той или иной степени дополнял, развивал, уточнял и улучшал гигиеническое содержание и гигиеническую направленность предшествующего документа.

В целях оценки новых санитарных норм проектирования промышленных предприятий с точки зрения соответствия современному уровню научных гигиенических данных, мы сделали сопоставление Н 101-54 с НСП 101-51. Данные сопоставления и оценка отдельных положений были доложены на двух совещаниях в Институте гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, на которые были приглашены руководящие работники в области санитарии и гигиены. В изложенные ниже замечания были включены и основные пожелания участников этих совещаний.

Прежде всего нельзя не отметить значительное увеличение текста новых норм — с 63 страниц в НСП 101-51 до 112 страниц в Н 101-54. Это увеличение произошло как за счет дополнения новыми пунктами (с 146 по 183) и параграфами, так и вследствие включения в Н 101-54 пяти больших по объему новых приложений: «Требования к звукоизоляции ограждающих конструкций», «Нормы естественного освещения», «Нормы искусственного освещения», «Состав и площади помещений прачечных», «Состав и площади помещений пунктов питания».

Несколько изменилась и структура новых норм в отношении входящих в них разделов.

Представляется наиболее целесообразным рассмотреть и оценить новые пункты, включенные в Н 101-54, и те изменения и уточнения, которым подверглись пункты НСП 101-51, следуя основным разделам документа и дтмечая как положительное их значение, так и недостатки, снижающие достоинства Н 101-54 как документа, преследующего обеспечение санитарных норм на производстве.

I. Область применения норм

Примечание 3 к § 1 Н 101-54, гласящее: «Нормы не распространяются на проектирование объектов мелких предприятий простейшего типа с общим числом рабочих на предприятии не более 50, а также на проектирование производственных зданий, рассчитанных на кратковременную эксплуатацию (до 5 лет)», создает весьма неблагоприятные предпосылки в отношении санитарного благоустройства и содержания мелких предприятий и предприятий временного характера. В условиях громадного размаха строительства в стране на временных предприятиях занято большое количество работающих, обеспечение которых нормальными санитарными условиями труда не менее важно, чем на постоянно действующих предприятиях. Вряд ли допустимо рассматривать предприятия с 5-летним сроком эксплуатации как временные.

При современном прогрессе техники и максимальном стремлении к механизации процессов производств будет расти число предприятий с количеством работающих до 50 человек. Эти предприятия могут строиться с пониженными к ним санитарными требованиями, независимо от характера осуществляемых в них технологических процессов, так как в понятие «мелкие предприятия простейшего типа» могут быть отнесены любые производства, в том числе и с вредными условиями труда. Пункт 3 примечания находится в то же время в известном противоречии с п. 2 того же примечания, который совершенно ясно оговаривает, что отступления от требований настоящих норм при проектировании мелких предприятий (независимо от числа занятых в них рабочих) допускается только по согласованию с органами Всесоюзной государственной санитарной инспекции.

II. Требования к генеральному плану

Новые пункты, как п. 9 о выборе пород насаждений для озеленения санитарно-защитных зон, п. 16 об установлении разрывов от открытых складов угля и других пылящих материалов до вспомогательных (20 м) и административно-конторских зданий (50 м) и п. 20, требующий отвода мест для отвалов и отходов производства за пределами предприятия, являются необходимыми и ценными дополнениями в отношении требований к генеральному плану. То же относится к примечанию 2 п. 9, согласно которому в зонах санитарного разрыва не допускается устройство стадионов, а также парков и скверов общего пользования; к п. 10, в котором говорится о необходимости защиты от шума, пыли и газов заводоуправлений, столовых и др. и окружения их зелеными насаждениями, и к п. 15, уточняющему санитарные разрывы между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, с примечаниями к этому пункту о высотных сооружениях типа башен и силосов и высоте продольных фонарей, расположенных ближе 3 м от фасада здания.

Вместе с тем, не останавливаясь на менее удачной и менее четкой редакции отдельных пунктов этого раздела в Н 101-54 по сравнению с НСП 101-51, необходимо отметить следующие неправильные и ненужные изменения, внесенные в некоторые из них. Сюда относится п. 3, содержащий требования чисто технического характера, например, в отношении качества грунтов, уменьшения объема земляных работ и др. В то же время в него не включено весьма важное требование об одновременности выбора площадок для строительства предприятий и для строительства жилищ. Пункт 12, содержащий требования о расположении зданий относительно стран света, и п. 17 о расположении их в отношении направления господствующих ветров сформулированы в противоречии с аналогичным пунктом в НСП 101-51 (п. 13).

III. Водоснабжение и канализация

Этот раздел в Н 101-54 дополнен рядом новых и полезных пунктов, например, п. 21 об обязательном устройстве внутренних водопроводов, пп. 24, 25 и 26 о запрещении соединения городского водопровода с другими питьевыми водопроводами, об использовании подземных и под-русловых вод и о зонах санитарной защиты источников водоснабжения, п. 27 о нормах расхода воды на хозяйственно-питьевые нужды, в частности, о нормах на поливку, п. 28, включающий в существующие нормы расхода воды в умывальниках и лечебных учреждениях.

В пп. 33 и 34 более полно, чем в п. 20 НСП 101-51, приведены условия, при которых не допускается объединение стоков, дающих химические реакции, и условия спуска в канализационную сеть сточных вод, содержащих ядовитые вещества.

Наряду с этими полезными и необходимыми дополнениями, некоторые пункты данного раздела являются или излишними, или нуждаются в дополнениях гигиенического характера. Так, примечание 3 к п. 27, гласящее: «Расход воды на производственные нужды предприятий надлежит принимать в соответствии с их технологическими требованиями», с гигиенической точки зрения является излишним. Вместо этого было бы необходимо предусматривать расход воды, связанный с ее использованием в скрубберах и других устройствах для очистки воздуха от пыли (гидроочистка) и для охлаждения воздуха (воздушные души и др.).

Пункт 30, содержащий положения и о спуске сточных вод в водоемы, и о запрете их спуска в поглощающие колодцы и в буровые скважины, как имеющий исключительно важное гигиеническое значение, целесообразнее было бы оставить в виде двух самостоятельных пунктов а) спуск в водоемы и б) спуск в поглощающие колодцы и буровые скважины, как это и было приведено в п. 17 НСП 101-51. Пункт 35 следует исключить, так как фекальная канализация не прокладывается, как правило, наземной, а вопрос о наземной прокладке газопроводов и трубопроводов не имеет никакого отношения к разделу водоснабжения и канализации.

IV. Требования к производственным зданиям и помещениям

В этот большой раздел, охватывающий 42 пункта в НСП 101-51 и 54 пункта в Н 101-54, входят подразделы, касающиеся размеров и планировки зданий, их конструктивных элементов, вентиляции, отопления и освещения. Наиболее существенными дополнениями и изменениями, внесенными в этот раздел и имеющими положительное гигиеническое значение, являются следующие.

1. Пункт 52 Н 101-54 (соответствующий п. 35 НСП 101-5Г) дополнен табл. 4 о числе слоев стекла в остеклении световых проемов в зависимости от метеорологических условий в производственных помещениях, расчетных перепадов температур между внутренними и наружными ограждениями и расположения рабочих мест от остекленных световых проемов. В примечании 2 к этому пункту следовало бы указать, что устройство аэрационных фонарей без остекления допустимо в том случае, если боковое остекление обеспечивает естественное освещение здания.

2. Редакция пп. 53—62 в Н 101-54 более полно отражает требования к устройству и последующей эксплуатации створных оконных и фонарных переплетов и других открывающихся устройств, чем это имело место в соответствующих пунктах НСП 101-51. То же можно сказать и в отношении устройства полов и стен и последующей их эксплуатации.

3. В п. 68, касающемся использования неорганизованного притока, более полно определены условия подобного использования в отношении предотвращения снижения температуры внутреннего воздуха, тумано-сбразования и конденсации водяных паров на поверхности стен, покрытий и остекления фонарей, углы наклона которых к горизонту меньше 55°, чем это было сформулировано в НСП 101-51. Весьма важно и примечание к этому пункту, отсутствующее в НСП 101-51, о недопустимости устройства механической вытяжной вентиляции, не компенсируемой организованным притоком в зданиях с печным отоплением.

Также более полно и конкретно изложен п. 76 Н 101-54 о воздушных завесах и п. 82 в отношении выбора систем отопления и температур на поверхности приборов.

4. Пункты 84, 85, 86 и 87, относящиеся к применению воздушного отопления и к рециркуляции при нем, отсутствующие в НСП 101-51, хотя и не в полной мере определяются гигиеническими соображениями, но несколько уточняют область применения воздушного отопления с рециркуляцией.

Однако далеко не все дополнения и изменения, внесенные и в этот раздел, отвечают содержанию и духу санитарных норм. В этом отношении некоторые пункты являются либо излишними, либо менее точными, а отдельные из них просто неприемлемыми. Так, пп. 49, 50 и 51 Н 101-54, новые в сопоставлении с НСП 101-51, имеют главным образом строительное (защита от разрушения конструктивных элементов зданий), а не гигиеническое значение и могли быть опущены в санитарных нормах. Пункт 65, как он изложен, допускает считать, что метеорологические условия должны в основном обеспечиваться вентиляционными, а не отопительными установками. Поэтому было бы целесообразнее сохранить этот пункт в редакции п. 44 НСП 101-51, в котором говорится, что санитарно-гигиенические условия воздушной среды должны быть обеспечены вентиляционно-отопительными установками при расчетных температурах для проектирования вентиляции и отопления.

5. В п. 71 совершенно неправильно опущен первый абзац, имеющийся в соответствующем пункте (50) НСП 101-51, а именно: «Место забора приточного воздуха выбирается в зоне наименьшего его загрязнения от окружающих призводственных и вентиляционных выбросов».

6. В п. 72 при сопоставлении его с соответствующим пунктом (51) НСП 101-51 неправильно опущено указание о том, чтобы при использовании рециркуляции количество наружного воздуха составляло не менее 10% по отношению к внутреннему рециркулируемому.

7. Пункт 73 вносит неясность в отношении случаев запрета применения рециркуляции, ограничивая этот запрет только случаями применения воздушного отопления и совершенно не упоминая, что запрет рециркуляции должен распространяться и на приточные системы вентиляции, если в рециркулируемом воздухе помещения содержатся болезнетворные микроорганизмы, сильно действующие ядовитые вещества и резко выраженные неприятные запахи.

8. Пункт 74 сформулирован так, что применение рециркуляции в холодный период года при определенных условиях обязательно требуется (вместо того, чтобы допускать только ее применение). Поэтому он совершенно не отвечает духу санитарных норм и не приемлем для них в изложенной редакции.

9. Пункт 75 менее правильно и менее определенно, чем п. 52 НСП 101-51, решает с гигиенической точки зрения положение о зонах подачи приточного воздуха. Важное с гигиенической точки зрения положение о возможности подачи приточного вздуха в верхнюю зону вынесено в примечание, а не изложено как самостоятельный пункт.

10. Пункт 81 не отражает основного положения, определяющего необходимость устройства дежурного отопления в цехах со значитель-

ными тепловыделениями, покрывающими теплопотери здания, на время остановки подобных цехов на ремонт или по другим причинам.

11. В п. 83 отсутствует важное в гигиеническом отношении и имеющееся в п. 61 НСП 101-51 требование о заборе рециркуляционного воздуха из незагрязненных зон или его предварительной очистке.

V. Требования к вспомогательным зданиям промышленных предприятий

В этот объединенный раздел Н 101-54, как уже указывалось выше, вошли три раздела НСП 101-51. В раздел, состоящий из 83 пунктов, включен ряд новых пунктов, дополнений и изменений, часть которых, несомненно, улучшает и уточняет содержание раздела. Такими, в частности, являются: п. 94 о естественном освещении вспомогательных зданий и помещений (соответствующего пункта не было в НСП 101-51), п. 100 о вентиляции светокопировальных мастерских (этого пункта не было в НСП 101-51), п. 118 об изоляции помещений для обезвреживания, сушки и обеспыливания одежды, п. 127 о шлюзе при уборных, п. 145 об уборных при душевых, что улучшает санитарные удобства.

Более четко и полно изложен ряд пунктов, имеющих важное гигиеническое значение, как, например, п. 98 об изоляции цеховых контор и конструкторских бюро, п. 99 о площадях на одного человека, и в частности, в чертежных (до 5 м2), п. 93 о высоте помещений, п. 105 о месте расположения бытовых помещений в зависимости от группы производственных процессов по санитарой характеристике, п. 124 о размещении уборных в многоэтажных зданиях (не реже чем через один этаж), пп. 141 и 142 об устройстве раздевалок при душах. Пункт 183 о медицинских учреждениях для предприятий с числом рабочих более 2 000 человек в отличие от соответствующего п. 146 НСП 101-51 распространяется на лесозаготовительные и лесосплавные предприятия и, таким образом, расширяет область применения этого пункта на больший круг трудящихся.

Однако и при составлении этого, наиболее обширного по объему раздела Н 101-54 допущен ряд существенных недостатков как по содержанию отделов пунктов, так и по их изложению.

1. Раздел начинается п. 90, дающим перечень вспомогательных зданий и помещений, входящих в состав промышленного предприятия. Этого пункта, по существу ничего не разъясняющего, не было в НСП 101-51. Редакция пункта является неудачной, а сам пункт в целом совершенно излишним.

Лишен какого-либо санитарного значения и п. 92, дающий мало конкретные и сниженные указания о местах расположения цеховых конторских и бытовых помещений (например, на антресолях, в полуподвальных и подвальных помещениях). То же относится к п. 95, взятому из строительных норм и правил и касающемуся отношения площади окон к площади пола.

2. В п. 147, говорящем об индивидуальных смесителях, не содержится важного указания о температуре воды при отсутствии индивидуальных смесителей. Это указание было в п. 118 НСП 101-51 и его следовало бы сохранить и в Н 101-54.

3. В п. 171 опущено требование, имеющееся в соответствующем п. 130 НСП 101-51, о расположении столовых-заготовочных на обособленной территории на границе производственной части предприятия или вблизи нее.

4. В п. 173 неправильно ограничивается устройство умывальников при пунктах питания лишь случаями, когда пункты питания располага-

4 Гигиена и санитария, № 5

25

ются на расстоянии более 50 м от общих умывальных помещений. Умывальники при пунктах питания следует устраивать независимо от дальности расстояния пунктов от умывальных помещений.

5. Пункт 182 о запрещении применения водяного отопления с перегретой водой в помещениях здравпунктов, располагаемых в отдельно стоящих зданиях, отсутствующий в НСП 101-51, является излишним, так как, согласно п. 82 Н 101-54, температура на приборах отопления в административных зданиях, поликлиниках, амбулаториях и здравпунктах рекомендуется не более 95° (см. табл. 4 и 6).

Необходимо констатировать в отношении всех приложений в целом большую небрежность, граничащую с недопустимой неряшливостью при составлении и редактировании столь важного государственного законодательного документа. Так, в приложении I «Санитарная классификация производств и защитных зон» сохранились все опечатки и несообразности, имевшиеся в НСП 101-51, а именно: в п. 4 класса I и в п. 56 класса II напечатано «нафталенового» вместо «нафталинового»; в пункте 12 класса I бензол, толуол, ксилол, нафтол, фенол названы маслами, а не ароматическими соединениями; в п. 3 того же класса вместо «алкиламин» напечатано «алкиламинол», в п. 13 исключены органические соединения мышьяка; не включено в класс I защитных зон производство тетраэтилсвинца (пропущено совсем).

Логичнее и правильнее производство синтетического аммиака (п. 30 класса II) перенести из класса II в класс I защитных зон, так как станция или производство водяного газа как составная часть производства синтетического аммиака отнесено к классу I (п. 7).

Неправильно в п. 3 класса I и в п. 55 класса II перечисленные в них полупродукты отнесены к веществам эфирного ряда, поскольку среди них нет ни одного эфира.

В классе III не согласованы пп. 74 и 80 — п. 74, относящий к этому классу производство фенолальдегидных и других искусственных смол в количестве более 300 т/год, и п. 80, относящий к этому же классу производство тах же продуктов в количестве менее 300 т/год.

Неправильно для производства твердых сплавов (п. 152, класс V) установлена защитная зона шириной в 50 м, что не соответствует собранным за последние годы данным о выбросах этими производствами.

Зона разрыва для заводов силикатного кирпича, установленная в 100 м (производства строительной промышленности — класс IV, п. 176), совершенно недостаточна, независимо от того, имеются ли при этих заводах известковые обжигательные печи, для которых зона разрыва установлена в 500 м (класс II, п. 168), или они работают на привозной извести. И в этом случае, как показывают наблюдения (Московской областной санитарно-гигиенический научно-исследовательский институт), выбросы заводов силикатного кирпича являются источниками значительного запыления прилегающих территорий жилой застройки.

Было бы весьма желательно пополнить приложение I зонами разрыва для производства металлического натрия, хлора, фосгена, тротила и пироксилина, установив для них защитную зону порядка 1000 м.

Приложение 3 «Предельно допустимые концентрации ядовитых газов, паров и пыли», к сожалению, за исключением снижения концентрации для бензола с 0,1 до 0,05 мг/л, осталось без изменения и охватывает довольно ограниченный круг веществ, далеко не соответствующий громадному количеству производимых и используемых промышленностью продуктов, обладающих токсическими свойствами.

Несомненно, приложение 3, включенное в Н 101-54, могло быть пополнено рядом новых веществ, как озон, таллий, карбонилникель и др. Однако для этого, несомненно, необходима более интенсивная работа научно-исследовательских институтов гигиены труда и кафедр гигиены труда медицинских вузов по установлению предельно допустимых кон-

центраций в отношении ряда широко вводимых в промышленность химических веществ.

Приложение 4 «Предельно допустимые концентрации нетоксической пыли» в новой редакции повышает требования в отношении оценки опасности нетоксичных пылей, устанавливая норму в 2 мг/м3 для видов пыли, содержащих кварц в количестве более 10%, а не более 50%, как это допускалось в приложении 4 НСП 101-51. Несомненно, новая норма более обоснована и представляет значительное улучшение, имеющее важное гигиеническое значение, так как существенно расширяет круг производств, на которых будет распространена эта более строгая предельно допустимая концентрация нетоксической пыли. С введением нормы в 2 мг/м3 для видов пыли с содержанием более 10% кварца устраняется противоречие, имевшее место между НСП 101-51 и нормой для пылей в горнорудной промышленности, указанной в соответствующем постановлении, относящемся к борьбе с силикозом в данной отрасли промышленности.

Включение в Н 101-54 ряда других приложений, помимо относящихся к естественному и искусственному освещению, вряд ли может быть оправдано, так как они, и в частности, приложение 11 о прачечных и приложение 12 о пунктах питания, представляют выписки из соответствующих разделов строительных норм и правил.

Приложение 9, содержащее требования к звукоизоляции ограждаю! щих конструкций и отсутствующее в НСП 101-51, хотя и восполняет существующий в этом отношении серьезный пробел, не выдержано, однако, в духе санитарных норм и других приложений, ибо составлено как слишком специально техническое и расчетное.

Выводы

Приведенное сопоставление содержания и изложения Н 101-54 с предшествующим ему документом (НСП 101-51) позволяет установить, что в новых нормах имеется значительное количество полезных дополнений, но вместе с тем и ряд принципиально неправильных с гигиенической точки зрения положений. Небрежное редактирование многих пунктов самого документа и приложений существенно снижает значение Н 101-54. Подобное положение, несомненно, создает затруднения при использовании и применении Н 101-54 как проектирующими организациями, так и органами предупредительного и текущего санитарного надзора.

Было бы желательно во избежание указанных затруднений пересмотреть Н 101-54 и внести в него необходимые изменения, имеющие в первую очередь принципиальное гигиеническое значение, так как указанный документ должен в основном быть выдержан в духе санитарных норм и требований.

Богатому в целом содержанию санитарных норм строительного проектирования в СССР должно полностью отвечать тщательное их редактирование в отношении последовательности изложения, полной согласованности пунктов, устранения излишних частностей и примечаний, а также неправильных определений и опечаток.

Поступила 6/1 1956 г.

-А- -А-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.