Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СОТРУДНИКАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ'

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СОТРУДНИКАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ИНТЕРНЕТ- РЕСУРС / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Левкина Е.А.

Статья посвящена рассмотрению закономерностей формирования общественного мнения по отношению к сотрудникам правоохранительных органов в зависимости от содержания сферы интернет-ресурсов. Актуальность данной темы обусловлена все большим распространением информации, находящейся в свободном доступе, о сотрудниках правоохранительных структур, которая вызывает и формирует у общества как положительное, так и отрицательное мнение о сотрудниках правопорядка. В статье рассмотрены различные предположения по поводу формирования мнения людей через средства массовой информации и информационных потоков, закономерности формирования общественного мнения, представлены варианты решения проблемы распространения негативной информации о работе сотрудников внутренних органов в сети Интернет, а также рассмотрены механизмы формирования положительного образа сотрудника ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PATTERNS OF FORMATION OF THE PUBLIC OPINION IN RELATION TO LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN THE MODERN REALITIESOF THE INTERNET ENVIRONMENT

The article is devoted to the consideration of the regularities of the formation of public opinion towards law enforcement officers, depending on the content of the sphere of Internet resources. The relevance of this topic is due to the increasing dissemination of freely available information about law enforcement officers, which causes and forms both positive and negative opinions about law enforcement officers in society. The article considers various assumptions about the formation of people’s opinions through mass media and information flows, patterns of public opinion formation, presents solutions to the problem of spreading negative information about the work of internal affairs officers on the Internet, and also considers the mechanisms of forming a positive image of an internal affairs officer.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СОТРУДНИКАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ»

Шаг в науку • № 2, 2023

УДК 159.9

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СОТРУДНИКАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ

Левкина Евгения Андреевна, студент, специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: z271438@yandex.ru

Научный руководитель: Болдырева Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: ttatianna@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению закономерностей формирования общественного мнения по отношению к сотрудникам правоохранительных органов в зависимости от содержания сферы интернет-ресурсов. Актуальность данной темы обусловлена все большим распространением информации, находящейся в свободном доступе, о сотрудниках правоохранительных структур, которая вызывает и формирует у общества как положительное, так и отрицательное мнение о сотрудниках правопорядка.

В статье рассмотрены различные предположения по поводу формирования мнения людей через средства массовой информации и информационных потоков, закономерности формирования общественного мнения, представлены варианты решения проблемы распространения негативной информации о работе сотрудников внутренних органов в сети Интернет, а также рассмотрены механизмы формирования положительного образа сотрудника ОВД.

Ключевые слова: информационное воздействие, сотрудник правоохранительных органов, интернет-ресурс, сеть Интернет, общественное мнение, информационная среда, информационное общество.

Для цитирования: Левкина Е. А. Некоторые закономерности формирования общественного мнения по отношению к сотрудникам правоохранительных органов в современных реалиях интернет-среды // Шаг в науку. - 2023. - № 2. - С. 34-37.

SOME PATTERNS OF FORMATION OF THE PUBLIC OPINION IN RELATION TO LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN THE MODERN REALITIES OF THE INTERNET ENVIRONMENT

Levkina Evgeniya Andreevna, student, specialty 37.05.02 Psychology of official activity, Orenburg State University, Orenburg e-mail: z271438@yandex.ru

Research advisor: Boldyreva Tatyana Aleksandrovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology and Personality Psychology of Orenburg State University, Orenburg e-mail: ttatianna@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of the regularities of the formation of public opinion towards law enforcement officers, depending on the content of the sphere of Internet resources. The relevance of this topic is due to the increasing dissemination of freely available information about law enforcement officers, which causes and forms both positive and negative opinions about law enforcement officers in society. The article considers various assumptions about the formation of people's opinions through mass media and information flows, patterns ofpublic opinion formation, presents solutions to the problem of spreading negative information about the work of internal affairs officers on the Internet, and also considers the mechanisms offorming a positive image of an internal affairs officer.

Key words: information impact, law enforcement officer, Internet resource, Internet, public opinion, information environment, information society.

34 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. © Б. А. Левкина, 2023

Cite as: Levkina, E. A. (2023) [Some patterns of formation of the public opinion in relation to law enforcement officers in the modern realities of the Internet environment]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 2, pp. 34-37.

В настоящее время все большее значение в жизни людей занимает Интернет, который стал неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. Однако первое упоминание термина «информационное общество» появилось еще в ХХ веке, когда активно начали развиваться информационные и телекоммуникационные технологии. Это означало переход постиндустриального общества в более новое, улучшенное состояние информационного общества [6].

Понятие «информационное общество» впервые было введено американским экономистом Ф. Ма-хлупом и японскими исследователями Т. Умесао и Ю. Хаяши во второй половине ХХ века. Термин «информационное общество» раскрывает объективный процесс постепенного осознания обществом значимости информации как некоторой самостоятельной фундаментальной сущности и превращения ее в реальную производственную силу. Информационные технологии и телекоммуникации делают общедоступными знания и информацию, выступая технологической базой развития информационной модели общественного устройства [6].

В наши дни в новостных лентах, которые формируются с учетом интересов пользователей, всегда присутствует и информация о сотрудниках правоохранительных органов. Информация самая разнообразная, это могут быть нейтрально изложенные факты о действиях сотрудников правоохранительных органов или представленные в виде восторженных откликов сообщения о действиях полицейских, либо противоположная информация: сетования и осуждения сотрудников за превышение полномочий или же, наоборот, бездействие. Поскольку новостная лента формируется исходя из интересов и запросов конкретных пользователей, количество и качество публикаций о сотрудниках правоохранительных органов, попадающих в нее, будет различным. Новостная лента, с одной стороны, формируется исходя из информационных интересов пользователя, а с другой, пользователь оказывается в том пространстве новостей и той информации, которую в соответствии с продемонстрированными им интересами ему предоставляет алгоритм браузера. При формальной свободе информационного пространства человек может оказаться замкнутым в кругу сгенерированных алгоритмом событий, идей и представлений.

Однако перед непосредственным теоретическим обоснованием данной темы стоит разобраться в самом определении термина «информационный

ресурс», и какое значение он имеет в повседневной жизни каждого пользователя сети Интернет.

Само понятие «интернет-ресурс» отображает совокупность информации, предназначенной для публикации в сети Интернет. Другими словами, это сайты, веб-сайты, веб-ресурсы, которые предоставляют доступ различного рода информации в сети Интернет [4].

Сегодня информационная среда, которая окружает человека, весьма неоднородна, имеет различную скорость протекания, и, соответственно, различную степень психологического влияния на сознание человека. В ней может быть задействована различного рода информация, как адекватно отображающая существующую реальность, так и информация, искажающая восприятие окружающей действительности. Наше восприятие также зависит от многих факторов, не связанных непосредственно с содержанием информационного воздействия. Например, неполнота наших знаний об окружающем мире, сложность психических процессов каждого человека, его субъективная оценка действительности и многое другое [2; 3].

На сегодняшний день, информация в интернет-ресурсах предъявляется в основном в виде креоли-зованных текстов, что позволяет повысить эффект именно эмоционального воздействия на человека. Сочетание краткого текста и изображения заставляет не столько осмысливать написанное, сколько эмоционально отреагировать на изображение. Чем больше визуальной информации в креолизованном тексте, тем в большей мере он рассчитан на формирование нерефлексивной эмоциональной реакции реципиента [2].

Рассмотренные нами преставления о влиянии информационной среды на сознание человека могут быть применимы и по отношению к конкретной проблеме: проблеме формирования отношения пользователей сети Интернет к сотрудникам правоохранительных органов.

Взгляды на работу правоохранительных структур постоянно изменялись в зависимости от политических и социальных факторов. С изменением социального строя менялось и мнение народа о правоохранительных структурах. Например, в 60-х - 80-х годах во времена правления коммунистического строя, сотрудник правоохранительных органов представлялся советскому человеку в виде некого идеала человека, который был физически развит, морально устойчив, умен, вежлив и т.д. Однако с наступлением перестройки (90-е - 00-е года)

Левкина Е. А.

во времена разгула преступности, безработицы, появления большого количества криминальных группировок, общественное мнение сложилось в том ключе, что в правоохранительных структурах находится много взяточников, которые связаны с криминалом. Конечно же, тогда огромную роль сыграли желтые прессы и газеты, которые и разносили эту информацию.

С появлением Интернета значительно увеличилось влияние на мнение народа. Обширный информационный поток стал охватывать огромное количество людей. Появился большой объем информации, как достоверной, так и неверной, о работниках правоохранительных структур. На сегодняшний день любой интересующийся человек может найти сведения не только о положительных моментах работы органов правопорядка, но и негативные сведения (превышение полномочий, коррупция и т.д.). Само собой, многие интернет-пользователи не обходят стороной подобные новости. И здесь стоит говорить о том, какое влияние на общество оказывает подобного рода негативная информация о сотрудниках правопорядка.

Отношение массовой общественности к работе органов внутренних дел напрямую связано с возникающими угрозами в сфере социальной жизнедеятельности, так как именно в обществе формируются основные угрозы общественной безопасности [7]. Таким образом, крайне важно сформировать у общества положительный образ сотрудника правоохранительных органов.

Вопрос об отношении к сотрудникам правоохранительных органов, в зависимости от содержания сферы информационных интересов, в данный момент плохо изучен, поэтому мы не имеем никаких конкретных данных и экспериментальных исследований по этой тематике. Однако проведенные исследования и публикации, которые находятся в свободном доступе по схожим темам, могут послужить основой для написания и последующего изучения этой темы.

Среди подобных были выделены следующие, анализ которых поможет более четко понять значение общественного мнения в оценке деятельности органов правопорядка в зависимости от содержания сферы информационных интересов.

О. А. Абрамов рассмотрел оценочные критерии работы сотрудников правоохранительных органов со стороны общественного мнения. Было также обращено внимание на влияние различных субъективных и объективных факторов на результаты мнения общества [1].

В сети Интернет в свободном доступе находится информация о работе сотрудников правопорядка,

которая может активно обсуждаться общественностью. Соответственно, даже при идеальной работе сотрудников, всегда найдутся граждане, высказывающие негативное мнение по поводу работы органов правопорядка. Связано это может быть с имеющимся отрицательным опытом в общении с сотрудниками ОВД, либо же с наличием проблем с законом у некоторых граждан. В связи с этим абсолютизация значения опросов общественного мнения в процессе оценки деятельности органов внутренних дел вряд ли целесообразна [1].

Несмотря на все сложности и тонкости при работе с людьми, общественное мнение все же остается одним из главных критериев оценки работы любого социального института, в том числе и правоохранительных органов. А у руководителей одной из приоритетных задач является формирование позитивного мышления у людей к деятельности подчиненных служб и подразделений.

Для решения данной задачи автор статьи предлагает продолжить формирование эффективной системы информирования граждан о деятельности органов внутренних дел, включающей в себя взаимодействие со средствами массовой информации, отчеты перед законодательными (представительными) органами власти, населением, использование возможностей сети Интернет и т. д. [1].

По словам О. А. Абрамова, особо пристальное внимание необходимо уделять именно информационному потоку по освещению деятельности правоохранительных органов. Должна быть налажена система мониторинга всей размещаемой в сети информации о деятельности ОВД. Необъективная и недостоверная информация должна своевременно опровергаться, а к лицам, размещающим указанную информацию, должны применяться меры, предусмотренные действующим законодательством [1].

Такие мероприятия будут наиболее эффективны в улучшении динамики общественного мнения о деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Рассматривая вопрос распространения конкретно негативной информации о сотрудниках правоохранительных органов, важно понимать, каким образом у граждан формируется отношение к сотрудникам правопорядка, и проанализировать основные каналы получения информации в современном обществе.

Признавая объективную неизбежность возникновения в интернет-пространстве негативной информации о деятельности правоохранительных органов, О. И. Ильянова предлагает сделать акцент на нивелировании её разрушительного для общественного мнения эффекта. Для этого она считает не-

обходимым создание определенной системы. И эта система подразумевает собой два основных этапа: мониторинг информации о сотрудниках правоохранительных структур, размещаемой в сети Интернет и ранжирование видеороликов, определение их эмоциональной окраски [5].

Факты опровержения и пропагандистские материалы должны быть преподнесены пользователям интернет-ресурсов как такие же любительские видеоролики, но с положительным настроем. В этом случае информация, формирующая положительный имидж сотрудников ОВД, будет распространяться вместе с негативным контентом и частично или полностью нивелировать его воздействие на общественное мнение [5].

Исходя из вышесказанного, образ сотрудника правоохранительных органов может формироваться у людей через информацию в интернет-ресурсах. Для наибольшего влияния на сознание общественности, в сети Интернет часто задействованы такие механизмы, как креолизованный текст (например, публикации, включающие в себя не только текстовую информацию, но и изобразительный текст, т. е. картинку или изображение).

Таким образом, в современном обществе формирование положительного образа сотрудника правоохранительных органов оказывается одной из важнейших задач в сфере формирования благоприятного эмоционального фона у населения в сфере обеспечения общественной безопасности. Это позволит и повысить доверие граждан к правоохранительным органам, и сделать более престижной работу в них, и обеспечить содействие населению работы правоохранительных органов. В информационном обществе, каковым мы и являемся в настоящее время, помимо объективных успехов в сфере обеспечения безопасности и правопорядка немаловажным является аспект организации информационного поля. Таргетирование информации, выявление психологически обоснованных пропорций разнородной информации о работе правоохранительных органов видится как актуальная задача, однако ее разрешение будет возможно только на основе формирования методологически обоснованного психологического подхода, позволяющего организовывать целевые аудитории не только по принципу социальной стратификации, но и с учетом субъектных характеристик пользователей сети Интернет.

Литература

1. Абрамов О. А. Значение общественного мнения в оценке деятельности органов внутренних дел // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2015. - № 3. - С. 20-24.

2. Болдырева Т. А. Креолизованный текст, медиатекст как объект психологического анализа // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), Оренбург, 25-27 янв. 2021 г. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2021. - С. 3270-3276.

3. Ежевская Т. И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 2(37). - С. 38-41.

4. Жукова Е. А. Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды // Молодой ученый. - 2017. -№ 19(153). - С.18-20.

5. Ильянова О. И. Проблемные вопросы распространения негативной информации о деятельности сотрудников органов внутренних дел в сети Интернет // Человек: преступление и наказание. - 2019. - Т. 27, № 4. - С. 554-560.

6. Маланьин А. В. Информационное общество // Молодой ученый. - 2010. - № 9(20). - С. 136-138.

7. Ширшов И. Е. Формирование положительного образа сотрудника полиции как одно из приоритетных направлений деятельности МВД России // Отечественная юриспруденция. - 2018. - № 7(32).

Статья поступила в редакцию: 30.03.2023; принята в печать: 05.06.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.