Шаг в науку • № 2, 2023
УДК 159.9
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕГАТИВНОМУ ИНФОРМАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Яббарова Светлана Ильдаровна, студент, специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности,
Оренбургский государственный университет, Оренбург
e-mail:[email protected]
Научный руководитель: Болдырева Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург
e-mail:[email protected]
Аннотация. Предметом исследования является негативное информационно-психологическое воздействие на личность сотрудников правоохранительных органов. Анализируются причины и условия негативного психологического воздействия, возможности и способы противодействия им. В связи с этим раскрываются основные подходы к формированию и развитию морально-психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов к негативному информационному воздействию. В контексте превенции негативного информационного воздействия рассматривается понятие психологической готовности к противостоянию психологическому давлению, опосредованному социальными сетями. Также проведен анализ некоторых методов борьбы с негативным информационным воздействием, которые могут быть использованы для нивелирования воздействия дискредитирующих правоохранительные органы сообщений.
Ключевые слова: негативное воздействие, информационно-психологическое воздействие, психологическое давление, информационное давление, морально-психологическая готовность.
Для цитирования: Яббарова С. И. Структура и содержание противодействия негативному информационному воздействию на сотрудников правоохранительных органов // Шаг в науку. - 2023. - № 2. - С. 53-57.
STRUCTURE AND CONTENT OF COUNTERACTION TO NEGATIVE INFORMATION IMPACT ON LAW ENFORCEMENT STAFF
Yabbarova Svetlana Ildarovna, student, specialty 37.05.02 Psychology of official activity, Orenburg State
University, Orenburg
e-mail:[email protected]
Research advisor: Boldyreva Tatyana Alexandrovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology and Psychology of Personality, Orenburg State University, Orenburg e-mail:[email protected]
Abstract. The subject of the study is the negative information and psychological impact on the personality of law enforcement officers. The causes and conditions of the negative psychological impact, the possibilities and ways of counteracting them are analyzed. In this regard, the main approaches to the formation and development of moral and psychological resistance of law enforcement officers to negative information impact are revealed. In the context of the prevention of negative information impact, the concept of psychological readiness to resist psychological pressure mediated by social networks is considered. Also, an analysis was made of some methods of combating negative information impact, which can be used to level the impact of messages discrediting law enforcement agencies.
Key words: negative impact, information and psychological impact, psychological pressure, information pressure, moral and psychological readiness.
Cite as: Yabbarova, S. I. (2023) [Structure and content of counteraction to negative information impact on law enforcement staff]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 2, pp. 53-57.
Контент поступай под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. © С. II. Яббарова 2023
Современный этап развития общества определяется исследователями как информационный [3]. За последние два десятилетия произошли большие технические изменения. На сегодняшний день люди не представляют жизнь без телефонов, особенно без Интернета. Информационный фон, транслируемый посредством самых разнообразных источников, становится фактором психического развития детей, выступает условием для формирования картины мира, становится детерминирующим фактором поведенческих реакций [11]. Социальные сети привнесли в жизнь вместе с расширением возможностей общения доступность каждого негативному информационному воздействию. Негативному информационному влиянию подвержены как обычные граждане, так и сотрудники правоохранительных органов. За последние несколько лет информация, способы её доведения до целевой аудитории и специальные приёмы представления стало оружием нового поколения, поэтому его воздействие на психику и сознание человека рассматривается как элемент военной мощи государства [9].
Собственно, понятие «негативное информационное воздействие» - общеупотребительное. Его содержание интуитивно понятно, однако приведем определение, которое представлено в статье Е. В. Чернышевой. «Негативное информационно-психологическое воздействие на сотрудников органов внутренних дел, - пишет Е. В. Чернышева, -это целенаправленная деятельность различных субъектов, нацеленная на дезориентацию и деморализацию сотрудников, дезинтеграцию служебных коллективов и дезорганизацию их деятельности с целью достижения политических, социальных и иных целей» [14].
Примером деятельности, направленной на дезорганизацию работы и профессионального самосознания сотрудников, могут служить повторяющиеся на протяжении определённого периода времени сообщения о минировании зданий. Данное действие направленно на то, чтобы усыпить бдительность правоохранительных органов. Ведь, чем чаще повторяется одно и то же действие с одним и тем же объектом, тем более рутинными они воспринимаются, могут редуцироваться, возникает ложное чувство безопасности и необязательности тщательного выполнения инструкций. Психологическое воздействие в данном случае преследует цели убеждения сотрудников в бессмысленности части выполняемой работы, развитию усталости от монотонных действий, и, наряду с этим, возникновении чувства бессилия и неспособности противостоять столь неопределенной угрозе.
В возникающей ситуации неопределенности на первый план выходят вопросы превентивной работы по сохранению морально-психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов, сохранения бдительности в условиях накопления усталости от монотонных и воспринимающихся как заведомо необоснованные действия и усилия, ощущения несерьёзности выполняемой работы, сомнений в социальной полезности выездов и проверок зданий. В этом смысле устойчивая гражданско-правовая позиция сотрудников правоохранительных органов, поддержание выдержки, повышение навыков регуляции не только эмоционального состояния, но и смысловых компонентов мотивации профессиональной деятельности, приобретает наибольшую актуальность [4].
Происходящее в настоящее время накладывает большой отпечаток на население. Достигшее своего апогея идеологическое противостояние в мире, угрозы, связанные с множащимися военными конфликтами, усугубляются за счет возможностей фактически беспрепятственного распространения информации. Глобализация, еще несколько лет назад представляющаяся благом, обретает в настоящее время иное значение, что особенно ярко проявилось в период пандемии новой коронавирусной инфекции. То есть, сохранение и укрепление общественной безопасности предполагает разработку способов и методов отражения информационных атак, противодействия явному и скрытому психологическому давлению, способы которых отличаются многообразием, разнородностью и в некотором смысле изощренностью. Угроза информационно-психологического воздействия может поступать через СМИ, социальные сети и иные источники транслирования информации. Источником информационно-психологических опасностей служит часть информационной среды, где человека вводят в заблуждение, намеренно утаивают правду и искажают реалии. Психологически неподготовленный сотрудник может не справиться с данной информацией и поступить опрометчиво. В связи с этим общая психологическая подготовка сотрудников предполагает и усвоение представлений о формах и видах пропаганды, латентного негативного информационного воздействия. Формирование «образа Я» сотрудника правоохранительных органов должно включать, помимо представлений о собственных возможностях, о непреложной ценности выполняемой им социальной функции, еще и включение в эту «Я-концепцию» представлений о том, что он, его сознание - это еще и цель негативного информационного воздействия [15].
Источниками негативного информационно-психологического воздействия выступают различные субъекты - организации, социальные группы и сообщества, отдельные личности. Субъекты преследуют разные цели, которые совпадают в способе их достижения - организации, проведении и участии в несанкционированных акциях и протестах, рассогласовании мотивации отдельных сотрудников, «разрыхлении» ценностно-смыслового единства представлений о себе как человеке и как сотруднике правоохранительных органов, за счет чего принятие решений в каждый конкретный момент времени в действительно сложных и требующих немедленного принятия ситуациях может увеличиваться. «Разрыхленная» идентичность может стать глубинной причиной несвоевременных и/или неверных решений [6].
Современный гражданин нашей страны уже не может представить свою жизнь без гаджетов и социальных сетей. Социальные сети - благоприятное пространство для оказания информационно-психологического давления. Каждый день создаются десятки новых сайтов, сообществ, которые дискредитируют работу сотрудников органов внутренних дел [5]. Это проявляется в создании дискредитирующих видео, так называемых электронных листовок, сюжеты которых строятся на сравнении поступков сотрудников ОВД с другими странами, в эмоциональном осуждении сотрудников. Такого рода информация может оказать влияние не на самого сотрудника, а на его родных и близких, что может привести к напряженным отношениям внутри семьи, к подрыву доверия между её членами. В связи с этим важно работать не только с самими сотрудниками, но и членами их семьи. Иными словами, проблема формирования психологической устойчивости должна быть экстраполирована не только на самих сотрудников, но и на членов их семей.
Направленное негативное информационное воздействие имеет своей целью снижение как морально-психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов, так и психологической устойчивости членов их семей. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос соотношения морально-психологической и психологической устойчивости.
Если под психологической устойчивостью обычно понимают «стабильность приоритетов цен-ностно-мотивационной сферы», немаловажную роль в которой играют доминирование внутренней профессиональной мотивации над внешней, неизменный приоритет социально значимых ценностей, осознанное принятие и соблюдение моральной
нормативности как в профессиональном деятельности, так и вне её, то морально-психологическая устойчивость может быть определена, как чаще всего понимается, как система личностных качеств, обеспечивающая способность сотрудника эффективно выполнять профессиональные обязанности в любых условиях и при любой обстановке [10; 13].
Поскольку негативное информационное воздействие направлено не только на самих сотрудников, но и их ближайшее окружение, количество контента продолжает оставаться значительным, речь может идти о массированном информационно-психологическом давлении.
Примером такого давления являются фейковые информационные сообщения, где сотрудников органов внутренних дел выставляют в таком негативном ключе так, чтобы подорвать к ним доверие близких. Вследствие этого ухудшение отношений с близкими становится своеобразным инерционным эффектом.
Все приведенные факты заставляют констатировать, что качество и интенсивность психологической подготовки на современном этапе требует более тщательного подхода. Если система морально-психологической подготовки не будет отвечать современным вызовам, морально-психологическая готовность сотрудников может стать существенным препятствием к достижению целей, стоящих перед нашим обществом на современном этапе.
То есть, помимо развития и поддержания морально-психологической устойчивости, актуальность обретает ещё и формирование морально-психологической готовности сотрудников для реализации профессиональных задач в условиях массированного негативного информационного воздействия.
Понимая под морально-психологической готовностью «состояние и систему профессиональных качеств сотрудника», В. И. Сорокин приводит критерии её оценивания [11]. К их числу относят готовность к конкретной деятельности, или содержательную предметно-деятельностную ориентацию, степень готовности и продолжительность сохранения готовности в соотношении со сложностью решаемой задачи.
Морально-психологическая готовность, таким образом, предполагает не только процесс ее формирования, но и систематическую работу по её поддержанию и актуализацию в связи с изменениями решаемых профессиональных задач. Это реализуется посредством таких методов, как психологическая и физическая подготовка, воспитательные мероприятия, систематические тренировки и специально организованная рефлексия опыта,
которые приобретаются сотрудниками непосредственно в процессе реализации профессиональной деятельности.
Целенаправленное формирование, поддержание и актуализация морально-психологической готовности сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, «позволяет уменьшить количество их ошибок, повысить уверенность в своих силах, эффективность и оправданность их действий в сложных условиях оперативно-служебной обстановки, противостоять негативному информационно-психологическому воздействию» [10].
Чтобы благополучно противодействовать попыткам информационно-психологического влияния, нужно выстраивать благоприятный социально-психологический климат среди сотрудников и поддерживать морально-психологическое состояние личного состава, которое определяется в осознании своей профессиональной деятельности, высоким профессионализмом, готовностью к исполнению должностных функций.
Основными направлениями и методами информационно-психологической борьбы можно выделить:
- обнаружение и классифицирование возможных и реальных источников и потоков нега-
тивного информационного и психологического воздействия, установление методов и средств их воспрепятствования и устранение последствий их деятельности;
- профилактическое информирование личного состава о наиболее актуальных темах и вопросах;
- обучение сотрудников приемам защиты от негативного информационно-психологического воздействия, различных форм манипулирования, основам информационной безопасности;
- поддержание уникальности и собственного мнения, выстроенного на фундаментальном наборе ценностей;
- защита своих культурных границ и традиций;
- навыки критического восприятия информации, полученной при личном опыте, от специалистов; опора на единомышленников;
- выработка у сотрудников психологической готовности к выполнению задач в стрессовых условиях под влиянием негативного информационно-психологического воздействия;
- индивидуальная работа с лицами, наиболее подверженными восприятию негативного воздействия.
Литература
1. Баранов В. В., Рудакова О. Н. Цифровой этикет как фактор формирования информационной безопасности сотрудников органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. - 2021. - №2 3 (59). - С. 20-31.
2. Богданов А. И., Ильинский И. И., Хазов Е. Н. Экстремистская среда - ресурсная база терроризма // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 2. - С. 188-194.
3. Богомолов А. И., Невежин В. П. Информационное общество - новый этап развития человечества // Хроноэкономика. - 2017. - № 5 (7). - С. 6-13.
4. Болдырева Т. А., Вдовина А. А. Психологические и гражданско-правовые аспекты профессионально важных качеств сотрудников ФСИН // Оренбургские горизонты: прошлое, настоящее, будущее : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию Оренбургской губернии и 85-летию Оренбургской области, Оренбург, 21-22 ноября 2019 г. - Оренбург: ООО «Фрон-тир», 2019. - С. 209-212.
5. Дьяченко Н. Н. Формы и виды дискредитации сотрудников органов внутренних дел // Научный портал МВД России. - 2013. - № 3 (23). - С. 55-59.
6. Зубова Л. В., Соловых О. В. Аутентичность в становлении личности // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), Оренбург, 30 янв - 1 фев 2013 г. - Оренбург: Издательско-по-лиграфический комплекс «Университет», 2013. - С. 3088-3090.
7. Караяни А. Г., Караяни Ю. М. Методы негативного информационно-психологического воздействия на правоохранителей в ходе протестных акций в зарубежных странах // Российский девиантологический журнал. - 2021. - № 1(1). - С. 70-83.
8. Караяни А. Г., Корчемный П. А., Марченков В. И. Психологическая подготовка боевых действий войск. - М.: Военный университет, 2011. - 188 с.
9. Костюк И. И. Информационно-психологическое обеспечение органов внутренних дел в сфере информационной безопасности общества/ И.И. Костюк, М.Н. Курочкина // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2015. - № 26.
10. Сибирко М. А., Мещерякова Е. И. Формирование морально-психологической устойчивости курсантов к действиям в экстремальных условиях // Научный портал МВД России. - 2012. - № 4. - С. 121-126.
11. Сорокин В. И., Грищенко А. А. Морально-психологическая подготовка основная функциональная часть системы морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2014. - Т. 4, № 1(6). - С. 465-486.
12. Тхоржевская Л. В., Болдырева Т. А., Башкина Ю. Д. Влияние агрессивной Интернет среды на уровень тревожности и агрессии слабослышащих подростков // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Оренбург, 29-30 мая 2019 г. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2019. - С. 309-316.
13. Цветков В. Л. Психология служебной деятельности: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности»/ [В.Л. Цветков и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 367 с.
14. Чернышева Е. В., Боблева Т. Ю. Особенности информационного воздействия на сотрудников органов внутренних дел // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - № 4. - С. 77-80.
15. Щербинина О. А., Стрымова С. А. Актуальность изучения образа-Я у сотрудников правоохранительных органов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), Оренбург, 23-25 янв 2020 г. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2020. - С. 1375-1379.
Статья поступила в редакцию: 03.04.2023; принята в печать: 05.06.2023.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.