Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ О ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ПО ИТОГАМ ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПЕРМСКОМ КРАЕ'

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ О ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ПО ИТОГАМ ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПЕРМСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основной государственный экзамен / информатика / результаты / анализ / рекомендации / main state exam / computer science / results / analysis / recommendations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталия Геннадьевна

проводится анализ результатов основного государственного экзамена по информатике в 2023 г. в Пермском крае; на основании анализа делаются выводы об уровне преподавания информатики в основной школе в Пермском крае; выделяются проблемы в обучении и причины их возникновения; определяются содержательные линии, которые освоены обучающимися на хорошем уровне; формулируются рекомендации для учителей по устранению проблем в обучении информатике в основной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME CONCLUSIONS ABOUT TEACHING INFORMATION SCIENCE IN BASIC SCHOOL BASED ON THE RESULTS OF THE OGE IN INFORMATION SCIENCE IN THE PERM REGION

an analysis of the results of the main state exam in computer science in 2023 in the Perm region is carried out; based on the analysis, conclusions are drawn about the level of computer science teaching in primary schools in the Perm region; problems in learning and the causes of their occurrence are highlighted; content lines that are mastered by students at a good level are determined; recommendations are formulated for teachers to eliminate problems in teaching computer science in primary schools.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ О ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ПО ИТОГАМ ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПЕРМСКОМ КРАЕ»

III. ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

УДК 372.8

DOI: 10.24412/2222-7520-2023-1 -67-79

Иванова Наталия Геннадьевна

преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники,

учитель информатики

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: ivanovang@pspu.ru

Лицей НИУ ВШЭ Пермь 614000, г. Пермь, Бульвар Гагарина, 37, e-mail: ivanovang@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ О ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ПО ИТОГАМ ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Natalia G. Ivanova

Lecturer at the Department of Informatics and Computer Science

Teacher of Informatics

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 614990, Perm, st. Sibirskaya, 24, e-mail: ivanova_ng@pspu.ru@pspu.ru Lyceum of the National Research University "Higher School of Economics" Perm 614000, Perm, Gagarin Boulevard, 37, e-mail: ivanovang@yandex.ru

SOME CONCLUSIONS ABOUT TEACHING INFORMATION SCIENCE IN BASIC SCHOOL BASED ON THE RESULTS OF THE OGE IN INFORMATION SCIENCE IN THE PERM REGION

Аннотация: проводится анализ результатов основного государственного экзамена по информатике в 2023 г. в Пермском крае; на основании анализа делаются выводы об уровне преподавания информатики в основной школе в Пермском крае; выделяются проблемы в обучении и причины их возникновения; определяются содержательные линии, которые освоены обучающимися на хорошем уровне; формулируются рекомендации для учителей по устранению проблем в обучении информатике в основной школе.

© Иванова Н.Г., 2023

Ключевые слова: основной государственный экзамен, информатика, результаты, анализ, рекомендации.

Abstract: an analysis of the results of the main state exam in computer science in 2023 in the Perm region is carried out; based on the analysis, conclusions are drawn about the level of computer science teaching in primary schools in the Perm region; problems in learning and the causes of their occurrence are highlighted; content lines that are mastered by students at a good level are determined; recommendations are formulated for teachers to eliminate problems in teaching computer science in primary schools.

Key words: main state exam, computer science, results, analysis, recommendations.

Содержание контрольно-измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) по информатике определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).

Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики в соответствии с ФГОС. Охвачен наиболее значимый материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики.

В Пермском крае при преподавании информатики в основной школе традиционно используются следующие УМК:

- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика, 9 класс. Изд-ва: «БИНОМ. Лаборатория знаний»; «Просвещение»;

- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика, 9 класс. Изд-ва: «БИНОМ. Лаборатория знаний»; «Просвещение»;

- Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Зайдельман Я.Н., Тарасова В.В. Информатика, 9 класс. Изд-ва: «ДРОФА»; «Просвещение».

На протяжении последних двух лет в Пермском крае наблюдается рост обучающихся, выбирающих ОГЭ по информатике в качестве экзамена по выбору в 9 классе. В 2022 г. этот экзамен сдавали 10520 человек, а в 2023 -12 632. В 2023 г. по отношению к 2022 г. рост количества участников ОГЭ составляет 2132 человека (20 %). Количество участников экзамена по информатике вплотную приближается к количеству участников экзамена по обществознанию (самому популярному экзамену по выбору в 9 классе).

Таким образом, два фактора: содержание экзамена, охватывающее основные содержательные линии УМК по информатике, и массовость участия обучающихся 9 класса в этом экзамене позволяют говорить о корреляции результатов ОГЭ по информатике с качеством обучения информатике в основной школе в Пермском крае.

Вариант КИМ (контрольно-измерительные материалы) ОГЭ состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий [1]. Количество заданий, проверяющих каждый из предметных результатов, зависит от его вклада в реализацию требований ФГОС и объёмного наполнения материалов в курсе информатики основной школы.

При выполнении любого из заданий от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение; либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной или новой ситуации. Часть 2 работы содержит практические задания, проверяющие наиболее важные практические навыки курса информатики: умение создать презентацию или текстовый документ, умение обработать большой числовой массив данных, умения разработать и записать простой алгоритм.

Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом.

В КИМ предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

- задания на вычисление определённой величины (задания 1-4, 6, 8-10);

- задания на установление правильной последовательности, представленной в виде строки символов по определённому алгоритму (задание 5, 7).

Часть 2 содержит 5 заданий, для выполнения которых необходим компьютер. Задания этой части направлены на проверку практических навыков использования информационных технологий. В этой части два задания с кратким ответом и три задания с развёрнутым ответом в виде файла.

В работу включены задания из всех разделов, изучаемых в курсе информатики.

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:

- единицы измерения информации;

- принципы кодирования информации;

- моделирование;

- понятие алгоритма, его свойства, способы записи;

- основные алгоритмические конструкции;

- основные элементы математической логики;

- основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях;

- принципы адресации в Интернете.

Задания, проверяющие сформированность умений применять свои знания в стандартной ситуации, включены в части 1 и 2 работы. Это следующие умения:

- подсчитывать информационный объём сообщения;

- использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

- формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

- создавать и преобразовывать логические выражения;

- оценивать результат работы известного программного обеспечения;

- производить поиск информации в документах и файловой системе;

- компьютера.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит в часть 2 работы. Это следующие сложные умения:

- создание небольшой презентации из предложенных элементов или создание форматированного текстового документа, включающего формулы и таблицы;

- разработка технологии обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных;

- разработка алгоритма для формального исполнителя или на языке программирования с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий.

Каждое из заданий 1-12 оценивается в 1 первичный балл; за задания 13, 15 можно максимально получить 2 первичных баллов; задание 14 оценивается тремя первичными баллами. Максимально за работу можно получить 19 первичных баллов.

Для анализа результатов ОГЭ по информатике в Пермском крае использована статистика из отчета председателя региональной ПК по информатике и ИКТ (автора статьи) [2].

Рассмотрим распределение первичных баллов по результатам экзамена в 2023 г. (рисунок). На нем изображена диаграмма распределения первичных баллов по результатам экзамена: какое количество участников (вертикальная ось) получили указанное число баллов (горизонтальная ось).

Распределение первичных баллов

1200

1000 I I

800 600 400 200 О

О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Диаграмма распределения первичных баллов

Характер распределения первичных баллов существенно не изменился по отношению к 2022 г.: кривая на диаграмме 1 имеет максимум в точке 9 (как и 2022 г.), кривая смещена в правую сторону (в сторону больших баллов). Таким образом, количество хороших работ - большое.

Тем не менее динамика результатов ОГЭ по информатике в целом отрицательная. Количество участников экзамена, получивших оценку «2» -419 человек (3,3 % от общего количества сдававших экзамен). Это на 0,5 % больше, чем в 2022 г. При этом 23 человек получили 0 баллов, а 126 - 4 балла (верхний порог отрицательной оценки).

Количество оценок «3» тоже увеличилось: 5727 человек (45,3 % от общего количества сдававших экзамен). Это на 2,2 % больше, чем в 2022 г. При этом 642 человека достигли нижнего порога удовлетворительной оценки (5 первичных баллов) и 1006 - верхнего порога (10 первичных баллов).

Оценку «4» получили 4083 участников экзамена (32,3 % от общего количества сдававших). Это несущественно меньше на 0,4 %, чем в 2022 г. При этом 1006 человек достигли нижнего порога оценки «4» (11 первичных баллов) и 734 - верхнего порога (15 первичных баллов).

Оценку «5» получили 2403 участников экзамена (19 % от общего количества сдававших). Это меньше на 2,3 %, чем в 2022 г. При этом 717 человек достигли нижнего порога оценки «отлично» (16 первичных баллов) и 405 - верхнего порога (19 первичных баллов).

Отрицательная динамика результатов ОГЭ по информатике имеет ряд объективных оснований:

- Увеличилось количество обучающихся, выбирающих ОГЭ в качестве экзамена.

- Низкое пороговое значение оценки на экзамене по информатике (5 первичных баллов - нижний уровень положительной оценки) - еще одна причина отрицательной динамики результатов, так как на экзамен пришли немотивированные в предмете учащиеся, и, соответственно, имеющие нестабильные знания.

Результаты ОГЭ рассмотрим на основе статистических данных о выполнении заданий ОГЭ по обобщенному варианту экзаменационной работы (таблица).

Средний процент выполнения вычисляется по формуле р = ^ где N -сумма первичных баллов, полученных всеми участниками группы за выполнение задания, п - количество участников в группе, т - максимальный первичный балл за задание.

Статистический анализ результатов ОГЭ по информатике по заданиям

Номер задания в КИМ Проверяемые элементы содержания / умения Уровень сложности задания Средний процент выполнения Процент выполнения по региону в группах, получивших отметку

«2» «3» «4» «5»

1 Измерение информации / Оценивать объем памяти, необходимый для хранения текстовых данных. Б 80,93 24,5 69,7 92,3 98,6

2 Кодирование информации / Уметь декодировать кодовую последовательность Б 94,23 75,8 92,7 95,9 98,7

3 Основы математической логики / Определять истинность составного высказывания Б 43,26 5,1 25,1 51,2 79,6

4 Информационное моделирование / Анализировать простейшие информационные модели объектов Б 82,79 27,3 73,1 93,3 98,4

5 Алгоритмы и исполнители / Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд Б 83,17 23,1 73,5 94,4 99,3

6 Основы программирования / Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования Б 33,51 4,8 13,9 39,4 75,3

7 Компьютерные сети и Интернет / Знать принципы адресации в сети Интернет Б 87,39 34,4 80,1 95,9 99,5

8 Компьютерные сети и Интернет / Понимать принципы поиска информации в Интернете П 65,49 16,3 49,5 76,5 93,7

9 Информационное моделирование/Умение анализировать информацию, представленную в виде схем П 62,36 7,2 42,0 77,3 95,3

10 Системы счисления / Записывать числа в различных системах счисления Б 49,69 6,7 28,8 60,7 88,2

11 Файловая система операционной системы / Поиск информации в файлах и каталогах компьютера Б 70,90 25,9 60,7 78,1 91,3

Номер задания в КИМ Проверяемые элементы содержания / умения Уровень сложности задания Средний процент выполнения Процент выполнения по региону в группах, получивших отметку

«2» «3» «4» «5»

12 Файловая система операционной системы. Измерение информации / Определение количества и информационного объема файлов, отобранных по некоторому условию. Б 49,55 7,3 30,7 59,7 84,8

13 Информационные технологии / Создавать презентации (вариант задания 13.1) или создавать текстовый документ (вариант задания 13.2) П 57,68 15,9 42,3 67,1 86,2

14 Информационное моделирование. Информационные технологии / Умение проводить обработку массива данных с использованием средств электронной таблицы В 32,81 0,6 6,7 40,2 88,1

15 Алгоритмы, исполнители. Основы программирования / Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (вариант задания 15.1) или на универсальном языке программирования (вариант задания 13.2) В 43,91 1,4 14,6 59,3 94,9

К успешно усвоенным элементам содержания / освоенных умений, навыков на базовом уровне можно отнести следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Измерение информации / Оценивать объем памяти, необходимый для хранения текстовых данных.

- Кодирование информации / Уметь декодировать кодовую последовательность.

- Информационное моделирование / Анализировать простейшие информационные модели объектов.

- Алгоритмы и исполнители / Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.

- Компьютерные сети и Интернет / Знать принципы адресации в сети Интернет.

- Информационное моделирование / Умение анализировать информацию, представленную в виде схем.

- Файловая система операционной системы / Поиск информации в файлах и каталогах компьютера.

- Компьютерные сети и Интернет / Понимать принципы поиска информации в Интернете.

- Информационные технологии / Создавать презентации (вариант задания 13.1) или создавать текстовый документ (вариант задания 13.2).

Для достижения таких результатов учащиеся применяли теоретические и практические виды познавательной деятельности. Отдельно стоит отметить задание 13. По отношению к 2022 г. задание выполнено лучше во всех группах экзаменуемых.

К недостаточно усвоенным элементам содержания / освоенных умений, навыков на базовом уровне можно отнести следующие:

- Основы математической логики / Определять истинность составного высказывания.

- Основы программирования / Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования.

Данные элементы предметного содержания требуют математической подготовки, развитого логического, алгоритмического и процедурного мышления.

Задания высокого уровня вызвали существенные затруднения. Это следующие элементы содержания / освоенные умения, навыки:

- Информационное моделирование. Информационные технологии / Умение проводить обработку массива данных с использованием средств электронной таблицы.

- Алгоритмы, исполнители. Основы программирования / Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (вариант задания 15.1) или на универсальном языке программирования (вариант задания 15.2).

Выполнение этих заданий требует стандартных видов познавательной деятельности, но при этом требуется умение анализировать и структурировать информацию, преобразовывать ее из одного вида в другой, критически оценивать полученные результаты. Кроме того, требуются такие развитые свойства мышления как логичность, процедурность, хорошая память и умение работать с большим текстом.

Согласно ФГОС ООО, в процессе обучения должны быть достигнуты не только предметные, но и метапредметные результаты обучения [3]. Рассмотрим некоторые из них в соотношении с заданиями ОГЭ по информатике.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. (1)

Этот метапредметный результат достигается в ситуациях, когда учащиеся владеют разными алгоритмами решения заданий, умеют их критически оценивать и осуществлять выбор наиболее эффективного для решения конкретного задания. В простых заданиях базового уровня (задания 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9) этот результат демонстрируется на хорошем уровне (средний процент

выполнения выше 60 %). В заданиях 6, 10 базового уровня метапредметный результат (1) демонстрируется в среднем на удовлетворительном уровне (ниже 50 %). Задание 6 представлено большим количеством вариантов, предполагает множество альтернативных многооперационных способов решения. В заданиях 10, 12 выбор и применение алгоритма отягощено возможной вычислительной ошибкой.

В заданиях высокого уровня 14 и 15 метапредметный результат (1) демонстрируется на низком уровне (средний процент выполнения - не выше 40 %). В данных заданиях учащиеся должны были построить алгоритмы решения заданий. При этом содержание этих заданий разнообразно, поэтому универсального решения нет.

Таким образом, недостаточная сформированность метапредметного результата (1) негативно повлияла на выполнение заданий 6, 10, 12, 14, 15.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (2).

Наиболее ярко демонстрируется этот результат при выполнении задания

13.

В заданиях 13.1 и 13.2 учащийся должен действовать в соответствии с инструкцией, данной в задании, в которой определен образец готового продукта. Для успешного выполнения задания необходимо критически сравнить полученный результат с описанием образца. Учащимися было совершено много ошибок при выполнении этих заданий, при этом они не выполнили работу по коррекции своих результатов. Средний процент выполнения этих работ ниже 60 %.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (3).

В задании 15 учащиеся должны написать программу, реализующие решение задачи, описанной в задании. Для отладки программы учащийся должен составить тесты и проверить ими программу. Этот навык сформирован в недостаточной степени. Средний процент выполнения этого задания - 45 %.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (4).

Недостаточная сформированность этого метапредметного навыка проявилась в группе выполнивших экзаменационную работу на оценки «3» и «2». Задания, требующие выполнения вычислений или построения логических выводов (задания 1-5, 8, 9, 12), предполагают наличие умений и навыков осуществления перепроверки. Средний балл выполнения заданий 3, 6, 10,12 ниже 60 %. Неумение проверить себя по инструкции в заданиях 13-15 привело к выполнению этих заданий на уровне ниже 60 % в задании 13 и ниже 40 % в заданиях 14, 15.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (5).

Данные умения прежде всего необходимы при решении заданий 3, 5, 6, 11, 14, 15. Средний балл в заданиях 3, 6, 12, 14 и 15 ниже 40 %. Это говорит о недостаточной сформированности результата (5).

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (6).

Данные умения активно использовались учащимися в заданиях 2, 4. С этими заданиями учащиеся справились хорошо: средний балл выше 60 %.

Смысловое чтение (7).

Данный метапредметный результат проявлялся во всех заданиях ОГЭ. Заметна корреляция между объемом текста в задании и уровнем его выполнения. Явно видно, что осознание больших текстов в задании вызвало затруднения, особенно в группе получивших оценки «2» и «3» (задания 13-15). Результат (7) проявляется на экзамене при выполнении заданий 2 части: учащимся нужно было именовать и сохранять файлы с выполненными заданиями 13-15 в соответствии с инструкциями. Практика экзамена показала, что и здесь учащиеся сделали много ошибок (на результаты экзамена это не повлияло, однако это серьезно осложнило работу экспертной комиссии).

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (8).

Данные умения применялись экзаменуемыми при выполнении задания 13.1. По заданию требовалось выбрать текст содержания презентации по предложенной теме, распределив его на слайдах, заголовки которых должны быть придуманы учащимися. Анализ проверенных работ показал, что не все учащиеся справились с именованием слайдов. Подбор текстов на слайдах выполнен хорошо. Варианта, когда экзаменуемые сами сочиняли текст, ожидаемо не было.

К вероятным причинам затруднений и типичных ошибок обучающихся Пермского края можно отнести следующее:

- Недостаточное владение вычислительными навыками без применения технических средств привело к обидным вычислительным ошибкам.

- Отсутствие навыков смыслового чтения не позволило учащимся осознать смысл содержания задания.

- Несистемное изучение информатики не позволило построить логические взаимосвязи между темами предмета. Это привело к ошибкам, когда содержание задания отличалось от стандартных, отработанных на уроках.

- Недостаточное уделение внимания темам, посвященным алгоритмике, программированию. Следствием этого стало неожиданно маленькое количество выполненных заданий 15.2.

- Недостаточное количество практических занятий при реализации курса информатики в образовательных учреждениях.

- Недостаточно развитое критическое мышление, а также таких личностных качеств как внимание, аккуратность привело к большому количеству ошибок в ситуациях, когда требовалось действовать по инструкции.

- Успешность обучающихся на ОГЭ по информатике зависит от их математической подготовки, так как большинство заданий имеют математическое содержание. Недостаточное владение математическим аппаратом у некоторых обучающихся вызвало большое количество вычислительных ошибок и ошибок, связанных с построением математических моделей.

- Низкий пороговый балл, назначенный в предмете, привлекло к экзамену учащихся, которые не имеют выраженной мотивации к информатике. Соответственно, они не имели мотивации к качественной системной подготовки к экзамену.

На основании выполненного анализа можно сформулировать рекомендации по совершенствованию преподавания информатики в Пермском крае:

- Для организации процесса обучения следует выбирать полные УМК, в которых предусмотрены практикумы и задачники. Организовать процесс обучения нужно системно с 7 по 9 класс. При этом в 9 классе нужно выделить 2 часа в неделю для изучения предмета.

- Использовать разнообразные активные технологии обучения: смешанное обучение, перевернутый класс, игровые технологии, проектные и др.

- На уроках следует обязательно показывать альтернативные варианты решений заданий, сравнивать их, оценивать их эффективность.

- Подбирать задания, имеющие практическую значимость для учащихся. При этом содержание работ можно черпать в других предметных областях.

- Создавать ситуацию осознанного выбора учащимися экзамена по предмету. Учащиеся из групп «2» и «3» скорее всего выбрали информатику в качестве экзамена по выбору из-за неверного представления о сложности предмета. Чтобы не создавалась такая ситуация необходимо при организации процесса обучения использовать задачи повышенного уровня.

- Учитель должен объективно оценивать знания учащихся в течение учебного года.

- Необходимо добиться, чтобы учащиеся знали таблицу степеней 2, свободно производили действия со степенями, соотношение единиц измерения информации, могли свободно ими манипулировать.

- Педагоги должны создавать ситуации, когда учащиеся отрабатывают навыки работы с текстом, в том числе, навыки внимательного чтения, а также когда учащиеся развивают свое внимание в целом. Педагоги должны отрабатывать метапредметные компетенции учащихся, таких как, осмысленное чтение, грамотные расчеты.

- Все диагностические работы на уровень выполнения заданий ОГЭ, которые реализует учитель, должны сопровождаться работами над ошибками и последующей коррекцией результатов. Поскольку содержание заданий ОГЭ коррелирует с содержанием всех наиболее используемых в регионе УМК по предмету, это возможно сделать в рамках обычных уроков, т.е. задания ОГЭ следует включать в диагностические и контрольные работы по темам курса предмета.

- Педагоги должны пересмотреть календарно-тематическое планирование с целью выделить больше времени для изучения программирования.

- Педагоги должны создавать ситуации для отработки личностных компетенций, таких как, ответственность принятия решения, критическое мышление.

- Необходимо организовать работу учителей и учащихся с открытым банком заданий ФИПИ.

- Проблемы методики обучения информатике - предмет обсуждения на методических совещаниях. Имеет смысл обсудить разнообразные методы решения заданий по темам «Решение текстовых задач», «Кодирование информации», «Задания по программированию», «Решение заданий в среде электронных таблиц». Это можно реализовать через семинары, которые проводят опытные преподаватели информатики.

Для повышения осмысленного мотивирования к продуктивным занятиям информатикой в образовательном учреждении нужно создавать ситуации интеграции учебных предметов и добиваться устойчивой функциональной информационной грамотности обучающихся. Для этого:

- Необходимо активно использовать межпредметные связи. Например, необходимо отрабатывать математические навыки счета. Физика может «подарить» способы моделирования решения задач. Идеально было бы, чтобы педагоги математики, физики и информатики договорились об единых подходах к решению текстовых задач.

- Рекомендуется создать в ОО ситуацию, когда выработаны единые обобщенные критерии оформления работ, выполненных с применением информационно-технологических технологий: в среде текстового редактора, электронного процессора, электронных презентаций. Эти требования должны использоваться во всех предметных областях. Тогда умения и навыки, полученные на информатике, будут актуальны для учащихся и превратятся в устойчивый элемент функциональной грамотности.

Специфика ОГЭ по информатике требует от обучающего хорошего, устойчивого владения навыками работы с файловой системой операционной системы: нужно сохранить файл в нужном формате и в нужном месте, правильно именовать файл. Эти навыки должны быть доведены до автоматизма, а это достигается востребованностью этих навыков в любой подходящей учебной ситуации.

При корректировке календарно-тематического планирования учителям следует предусмотреть дифференцированное дидактическое наполнение:

- Мотивированных учащихся следует вовлекать в соревновательную деятельность, предлагая им задачи повышенного и высокого уровней.

- Для слабо мотивированных учащихся следует организовать систему консультаций.

- На заседаниях методических объединений создать возможность обмена опыта работы учителей по организации дифференцированного обучения.

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Отрицательная динамика результатов ОГЭ объясняется увеличением количества сдающих экзамен. Но результаты обучающихся, получивших высокие оценки, говорит о повышении качества обученности в этой группе.

Средний тестовый балл ОГЭ по информатике - 55,6, что соответствует оценке 3,67. Это выше, чем средние баллы по физике и обществознанию. Однако количество учащихся, получивших на экзамене по информатике оценку «5» (2403) выше, чем на экзамене по математике (2077).

Следующие элементы содержания и соответствующие умения, навыки нельзя считать освоенными в целом учащимися на достаточном уровне:

- Основы программирования / Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования.

- Информационное моделирование. Информационные технологии / Умение проводить обработку массива данных с использованием средств электронной таблицы.

- Алгоритмы, исполнители. Основы программирования / Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (вариант задания 15.1) или на универсальном языке программирования (вариант задания 13.2).

Практические и теоретические виды познавательной деятельности, применяемые в простейших случаях, освоены устойчиво хорошо.

Сформулированные в статье рекомендации по совершенствованию преподавания информатики в Пермском крае представлены педагогической общественности на семинарах для учителей края, заседаниях методических объединений учителей информатики.

Список литературы

1. Демонстрационная версия КИМ ОГЭ по информатике [Электронный ресурс]. - URL: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatorv-!/tab/173801626-5

2. Методический анализ результатов ОГЭ 2023 г. [Электронный ресурс]. -URL: http s: //kraioko .perm.ru/res/

3. ФГОС. Основное общее образование [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.