Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ЖКХ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / УСЛУГИ ЖКХ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рустамова С.М.

Статья посвящена вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг ЖКХ. Дается характе- ристика законодательства о защите прав потребителей в этой области и порядок его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ЖКХ»

УДК 347.02 С.М. Рустамова

Некоторые вопросы защиты прав потребителей в области оказания услуг ЖКХ

Дагестанский государственный университет; svetamavludovna@,mail.ru

Статья посвящена вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг ЖКХ. Дается характеристика законодательства о защите прав потребителей в этой области и порядок его применения.

Ключевые слова: защита прав потребителей, услуги ЖКХ, законодательство о защите прав потребителей.

The article is devoted to the issues of consumer right protection in sphere of delivering housing and communal services. It defines the legislation on consumer right protection in this area and its administration.

Keywords: consumer right protection, housing and communal services, legislation on consumer right protection.

Защита прав потребителей - один из важнейших институтов цивилизованного рынка. Особую значимость приобретает на современном этапе законодательное регулирование защиты прав потребителей, деятельность контролирующих государственных органов, общественных объединений потребителей, а также судебная практика по искам о защите прав потребителей.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг гражданам-потребителям.

Наиболее уязвимыми можно считать отношения по оказанию услуг ЖКХ. Это отношения, связанные со снабжением тепловой энергией, газом, водой и другими товарами через присоединяющую сеть. Правовое регулирование публичных отношений в сфере ЖКХ в условиях рынка играет особую роль, поскольку рынок жилья является одним из самых значительных секторов рыночной экономики, способствует быстрому и свободному перемещению капитала.

Очевидно, что состояние и специфика ЖКХ, его функционирование на современном этапе требуют новых подходов к его реформированию. И поскольку ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели - повышение качества жизни людей.

Отношение к отрасли ЖКХ всегда носило потребительский характер. Финансирование осуществлялось по остаточному принципу, накапливались долги. И несмотря на то, что жилищно-коммунальный комплекс является одним из самых больших секторов экономики Российской Федерации, ЖКХ - самая неразгосударствленная отрасль экономики.

Но все же можно сказать, что на современном этапе наметился поворот в жилищно-коммунальной сфере от административных методов управления к рыночным механизмам. В целях социальной защиты внедрены механизмы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, которые позволили поддержать малоимущие слои населения. Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Регулируются названные отношения как Законом о защите прав потребителей, так и нормами Гражданского кодекса (ГК) РФ, Жилищного кодекса (ЖК) РФ, другими правовыми актами, утвержденными Правительством РФ.

Так, отношения между снабжающими организациями и абонентами-гражданами по энергоснабжению, отношения, связанные со снабжением тепловой энергией, водой и другим товаром через присоединяющую сеть, регулируются в главе 30 ГК РФ, если иное не установлено законом или другими правовыми актами или не вытекает из существа обязательств. К указанным отношениям с участием потребителей-граждан применяются нормы Закона о защите прав потребителей и принятых в соответствии с ним иных правовых актов в части, не противоречащей ГК РФ.

При применении положений Закона о защите прав потребителей к названным отношениям необходимо учитывать, что ГК РФ установлена ограниченная ответственность на неисполнение

или ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения - сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим только реальный ущерб (ст. 547 ГК), кроме того, п. 2 ст. 542 ГК РФ предусмотрено, что в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. Например, если напряжение в электросети не соответствует установленным 220 Вт, то, проведя соответствующие замеры, потребитель вправе ее не оплачивать.

Такая ситуация часто складывается по некоторым районам г. Махачкалы, но потребителю очень трудно доказывать факт предоставления энергии ненадлежащего качества. Замеры необходимо проводить регулярно с обязательным привлечением лицензированных специалистов, чтобы получить их заключение о том, что при существующем положении дел энергоснабжаю-щая организация просто не может надлежащим образом оказать услуги. Проблемным также выступает доказывание незаконных отключений, прерываний подачи электроэнергии.

Кроме того, в вопросе потребления услуг ЖКХ следует руководствоваться Жилищным кодексом РФ, в котором определены порядок и размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей организации (устанавливается на срок не менее чем один год). Если вносятся какие-либо изменения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, потребитель об этом должен быть извещен заранее.

В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества потребителю необходимо сообщить об этом в письменной форме, потребовать регистрации в аварийно-диспетчерской службе. Законодатель допускает сделать это в устной форме или по телефону, но тогда трудно говорить об обязательной регистрации факта нарушения.

При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы при известности ему причины нарушения прав потребителя обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации. Эта отметка и будет основанием для признания исполнителем факта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Если же сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны причины непредоставления или ненадлежащего предоставления коммунальных услуг, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт (в 2-х экземплярах) о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем или их представителями. Потребитель должен знать, что именно такой акт и является основанием для уменьшения размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств. Такой же акт, фиксирующий факт причинения вреда, составляется, если был причинен ущерб жизни, здоровью или имуществу потребителя, не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу.

Для защиты своих нарушенных прав потребителю также надо иметь в виду, что при предо -ставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества он вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, к примеру, в следующих случаях:

1) если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг;

2) если давление холодной или горячей воды, а также температура горячей воды в точке разбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

3) если давление сетевого газа в жилом помещении не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

4) если параметры напряжения и частоты в электрической сети в жилом помещении не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

5) если температура воздуха в жилом помещении в многоквартирном доме (в т. ч. в отдельной комнате в квартире) или в жилом доме ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры. Если

иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период;

6) если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщений потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредоставлении.

Кроме того, потребитель должен знать, что обращаться с заявлением к исполнителю о восстановлении его нарушенных прав необходимо в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения.

Как видим, чтобы защитить свои права, потребитель должен обладать немалым объемом правовых знаний и умений. И задача государства состоит в обеспечении потребителя соответствующими знаниями и гарантиями защиты его потребительских прав.

Литература

1. ДолгошеевМ.А. Проблемы обеспечения прав граждан Российской Федерации на жилище: конституционно-правовые аспекты // Семейное и жилищное право. - 2010. - № 1.

2. Закон о защите прав потребителей. Практические рекомендации / под ред. Т.Ю. Касьяновой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АБАК, 2011.

3. Куркатов С.В. О защите прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Ч. II. - 2010. - № 2.

4. Магомедова К.И. Правовая природа жилого помещения // Семейное и жилищное право. -2009. - № 4.

5. Маринкин Д.Н. Современные способы экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса России // Семейное и жилищное право. - 2010. - № 1.

6. Симанович Л.Н. Совершенствование законодательства в сфере взаимодействия субъектов жилищно-коммунального хозяйства // Семейное и жилищное право. - 2009. - № 6.

Поступила в редакцию 21 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.