п
• I
Самед Рахбери Банаиян Аббасгулу оглу,
докторант кафедры уголовного права и криминологии Бакинского государственного университета (г. Баку)
некоторые вопросы уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в азербайджанской республике и исламской республике иран
Наркотизация современного общества представляет в настоящее время реальную угрозу безопасности как каждого государства, так и всего мирового сообщества. По мнению экспертов Программы ООН по международному контролю за наркотиками, даже усиление координации действий и предпринимаемые меры не позволяют международному сообществу изменить ситуацию к лучшему. Статистические данные ООН подтверждают тенденцию стабильного роста незаконного оборота наркотиков. К 2000 г. число наркоманов в мире составляло 185 млн. человек, а уже к 2003 г. их число превысило 200 млн. человек. В докладе демографического департамента ООН в 2003 г. прогнозировалось, что к 2050 г. население Земли составит примерно 9 млрд. человек, а смертность возрастет до 200 млн. человек, в том числе и из-за массовой болезни наркоманов. Наркотрафик оценивается экспертами более чем в 400 млрд. долл. США ежегодно, составляя почти 9% всего мирового товарооборота, и в нем участвуют до 2 млн. человек [4, с. 586].
В современном периоде подлинно национальным бедствием не только в России, но и в Азер-байждане и Исламской Республике Иран стало интенсивное распространение наркомании. Уголовная статистика фиксирует стабильный прирост количества преступлений, связанных с наркотиками и психотропными веществами. По официальным данным, в Азербайджане сейчас насчитывается 25005 человек, употребляющих наркотики. Если брать общепринятый в подобных случаях поправочный коэффициент на ла-тентность явления (от 7 до 10), то реальная цифра
составит около 200 тыс. человек. При населении Азербайджана в 9 млн. человек это означает, что чуть ли не каждый пятидесятый житель употребляет наркотики. Согласно имеющейся правоприменительной практике, каждый наркоман, занимающийся распространением наркотиков, в течение года вовлекает в потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов от 5 до 7 человек [2, с. 35-44].
Серьезную угрозу национальной безопасности проблема наркотиков и наркобизнеса представляет для Азербайджана, который вплоть до середины 80-х годов находился в стороне от мирового наркотрафика. К концу 80-х годов прошлого века с распадом СССР и открытием границ Азербайджан оказался не готовым к стремительному распространению наркотиков и наркобизнеса на своей территории. Особенности геополитического и георафического положения страны превратили ее в перевалочную базу между Европой и Азией. Территория государства все чаще используется для международного транзита наркотиков. Маршрут наркотрафика: Афганистан - Иран - Азербайджан - Россия - страны Европы. Эксперты прогнозируют рост поставок наркотических средств и прежде всего героина из Афганистана. По официальным данным, в 2010 году в Азербайджане зарегистрировано 3161 преступление, связанное с наркотическими средствами и психотропными веществами. Особенно тревожным является то обстоятельство, что возрастает доля участия молодежи в преступлениях, связанных с незаконным оборотом этих веществ. Если в 2000 году наркопреступников в возрасте от 18 до 30 лет было 590 человек, то в 2009 году их коли-
чество увеличилось до 616, а в 2010 году до 636 человек [6, с. 55]. Сведения о зарегистрированных преступлениях, связанных с наркотиками, показывают постоянный рост регистрируемых преступлений в виде незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических средств или психотропных веществ.
По действующему уголовному законодательству Азербайджанской Республики к преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, относятся: незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 234 УК) [8, с. 311-314]; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 235 УК) [8, с. 314-315]; склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 236 УК) [8, с. 315316]; незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 237 УК) [8, с. 316-317]; организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 238 УК) [8, с. 317]; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 239 УК) [8, с. 239]. В отличие от Российского уголовного закона, в Азербайджанском Уголовном кодексе эти преступления собраны в главе XXVI, которая называется «Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Как и в Российском Уголовном кодексе [9, с. 228-233], в статье 234 УК Азербайджанской Республики есть примечание, согласно которому лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление [8, с. 313-314]. В действуюшем УК Азербайджанской Республики, как более строгий вид наказания, является лишение свободы на срок до пятнадцати лет.
Общественная опасность рассматриваемых преступлений определяется и особым характером предмета - наркотическими средствами, психотропными веществами, и ростом числа
преступлений, связанных с их незаконным оборотом и ростом наркоманов, что не только представляет угрозу для генофонда населения, но и способствует росту организованных преступных групп в сфере наркооборота. При неконтролируемом потреблении данные предметы оказывают резко негативное воздействие на человеческий организм, приводят к быстрой деградации личности, ее физическому и психическому истощению и даже к смерти. Высокая степень опасности распространения наркотиков обусловливается не только причинением серьезного вреда здоровью человека, в результате чего он лишается социальных функций (из 100 наркоманов, потребляющих героин, при традиционном разовом лечении только 3-5 человек окончательно выходят из наркозависимости), но и другими сопутствующими факторами [3, с. 360].
Если нет предмета преступления - реального наркотического средства, психотропного вещества, обладающего определенным видом, объемом, весом, - состав преступления отсутствует. Вопрос о размере наркотического средства решается в каждом конкретном случае исходя из фактического его количества, а также свойств различных видов наркотических средств по степени их воздействия на организм человека. Степень активности наркотического средства устанавливается с помощью экспертизы. А.Э. Жалинский правильно указывает, что микроскопическое количество наркотического средства, не способное оказать вредного воздействия на организм человека, не может быть предметом преступления, связанного с наркотиками. По мнению автора при этом надо иметь в виду, что нередко вредное воздействие на организм оказывает прием даже сравнительно незначительного количества некоторых наркотиков (героина, кокаина, морфина, промедола, омнопона и т.п.) [7, с. 423].
Предмет анализируемых преступлений должен отвечать двум критериям - медицинскому и правовому. Медицинский критерий означает, что наркотическими средствами признаются только те вещества, которые обладают способностью воздействовать на центральную нервную систему и приводят к состоянию особого наркотического состояния и наркотической зависимости. Психотропные вещества (психофармокологиче-ские средства) - различного происхождения вещества, оказывающие влияние на психические функции, эмоциональное состояние и поведение человека. Правовой критерий означает, что перечень этих предметов должен содержаться в специальных нормативных актах [3, с. 362].
I_10
В современной юридической литературе высказываются различные предложения по проблемам борьбы с наркоманией. С одной стороны, серьезно обсуждается вопрос о легализации потребления легких наркотиков, в частности, марихуаны, а с другой - активно отстаиваются предложения об установлении уголовной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Третья группа авторов полагает, что криминализация потребления наркотических средств не способна повлиять на реальный их оборот, и от этого будет больше вреда, нежели пользы [1, с. 273; 5, с. 28-34].
Авторы «Курса уголовного права» считают справедливым и целесообразным полное исключение уголовной ответственности за приобретение, изготовление, переработку, перевозку и хранение наркотических средств и психотропных веществ, выполняемых в целях личного потребления, независимо от их размера. Если главной задачей является привлечение к уголовной ответственности изготовителей и распространителей наркотических средств или психотропных веществ, то не имеет принципиального значения, в каких размерах приобретаются и хранятся наркотические средства или психотропные вещества - небольших или крупных. Принципиальным является то обстоятельство, что лицо не имеет намерения их сбывать [3, с. 369]. Упор на ответственность призводителей или распространителей наркотических средств делается и в некоторых уголовно-правовых системах зарубежных государств. Так, в параграфе 3 Закона о преступлении (наказании) 1997 г. Англии, который посвящен ответственности за незаконный оборот наркотиков, используется лишь термин «торговля наркотиками». В ст. 368 и 369 УК Испании ответственность устанавливается за выращивание, производство, торговлю либо обладание с целью побуждения, способствования или облегчения незаконного потребления токсических веществ, наркотиков или психотропных веществ. Мы полагаем, что при принятии таких предложений, деятельность правоохранительных органов, безусловно, значительно усложнится, поскольку нужно будет не только установить факт наличия у задержанного лица соответствующего вещества в крупных размерах, но и доказать наличие цели его сбыта.
Основным непосредственным объектом всех этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие здоровье и безопасность населения. В то же время рассматриваемые
деяния могут причинять ущерб другим общественным отношениям, например, собственности (при хищении или вымогательстве наркотических средств и психотропных веществ).
В 1998 году в Иране был принят закон, предусматривающий ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ. Несмотря на то, что в сентябре 2008 года парламент Ирана проголосовал за новый проект закона «Уголовный кодекс Исламской Республики Иран» (его поддержали 196 парламентариев, лишь семеро были против), вопросы привлечения к уголовной ответственности решаются этим законом.
Согласно ст. 1 Закона, следующие деяния считаются преступными:
1) посев конопли и мака с целью производства наркотических веществ;
2) импорт, экспорт и производство разных наркотических веществ;
3) хранение, перевозка, купля, распространение, сокрытие, транзит и продажа наркотических веществ;
4) формирование и руководство местами, созданными для употребления наркотических веществ;
5) употребление каких-либо наркотических веществ за исключением случаев, предусмотренных в законе;
6) подготовка каких-либо приборов или конструкций для купли, продажи, хранения и употребления наркотического вещества;
7) содействие побегу и укрывательство арестованных или разыскиваемых лиц в связи с преступлениями, связанными с наркотическими веществами;
8) сокрытие или уничтожение инструментов, используемых преступниками;
9) размещение наркотических веществ или средств употребления наркотиков в каком-нибудь месте с целью оговорить другого.
Согласно ст. 4 Закона, лица, занимающиеся импортом, экспортом, перевозкой, подготовкой, распространением, продажей опиума, его гари или остатка, будут осуждены и наказаны, в зависимости от количества вещества, следующим образом:
1) за 50 г - штраф до 4 миллионов риалов и 50 ударов плетью;
2) от 50 г до 500 г - штраф от 4 до 50 миллионов риалов и 24-70 ударов плетью и до 3 лет лишения свободы по усмотрению суда;
3) за больше чем 5 кг - смертная казнь и конфискация имущества (с учетом нормальных потребностей его семьи).
В примечании статьи указано, что за преступление, указанное в ст. 4, суд может назначить наказание в виде пожизненного лишения свободы, 74 ударов плетью, конфискации имущества с учетом нормальных потребностей семьи, если преступление совершено впервые и вес наркотического вещества не превышает 20 кг. В любом случае, когда вес наркотического вещества превышает 20 кг, лицу назначается смертная казнь.
В ст. 8 Закона регулируются вопросы ответственности за импорт, экспорт, производство, распространение, перевозку, куплю, продажу, хранение, сокрытие и отправку героина, кокаина и морфия, в зависимости от количества и качества вещества:
1) за 1 мг - штраф от 500 000 до 1000 000 риалов и 20-50 ударов плетью;
2) от 5 мг до 1 г - 2-6 миллионов риалов и 3-70 ударов плетью;
3) за 1-4 г - 8-20 миллионов риалов, 2-5 лет лишения свободы и 30-70 ударов плетью;
4) за 4-15 г - 20-40 миллионов риалов, 5-8 лет лишения свободы и 30-74 ударов плетью;
5) за 15-30 г - 40-60 миллионов риалов, 10-15 лет лишения свободы и 30-74 ударов плетью;
6) за больше чем 30 г - смертная казнь и конфискация имущества с учетом нормальных потребностей семьи.
В примечании этой статьи также указано, что за это преступление может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы с конфискацией имущества с учетом нормальных потребностей семьи, если преступление совершено впервые и вес наркотического вещества не превышает 100 г. Вооруженная контрабанда наркотических веществ карается смертной казнью, и наказание исполняется публично по месту жительства преступника.
Смертная казнь в Исламской Республике Иран может быть назначена за убийство, изнасилование, богохульство, супружескую измену, шпионаж, а также за торговлю наркотиками. Иранские власти считают смертную казнь эф-
фективным сдерживающим фактором развития преступности в стране. Несмотря на то, что Иран присоединился к Конвенции по правам ребенка, в нём неоднократно применялась смертная казнь к лицам, не достигшим 18 лет. В статье 37 Конвенции о правах ребёнка, в свою очередь, говорится, что «ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет». Тем не менее, согласно иранскому законодательству, уголовная ответственность для мальчиков наступает с 14 лет и 7 месяцев, а для девочек с 8 лет и 9 месяцев. В частности, сообщается, что в 2006 году там казнили четырех несовершеннолетних преступников, а в 2007 году трех несовершеннолетних, которым было от 13 до 16 лет. В августе 2008 года были совершены казни двух несовершеннолетних, которым было 15 и 16 лет. Кроме того, известны случаи вынесения смертного приговора несовершеннолетним с последующим исполнением по достижении приговорёнными 18-летнего возраста. Международная организация Amnesty International приводит список 24 несовершеннолетних правонарушителей с 1990 по 2007 годы которые были казнены в Иране [10].
Все ценности, приобретенные путем контрабанды наркотиков, конфискуются в пользу государства. Средства передвижения, захваченные при перестрелке с контрабандистами, конфискуются судом, в пользу сил, участвующих в операции. Повторное совершение преступления и большой вес наркотиков всегда оцениваются в качестве отягчающих обстоятельств.
Сравнительный анализ уголовного законодательства Азербайджанской Республики и Исламской Республики Иран показал, что в ИРИ проведена более детальная дифференциация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических веществ, и наказания за такие преступления в Исламской Республике Иран более тяжелые.
Использованная литература
1. Гасанов Э.Г. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями, связанными с наркотиками (антинаркотизм). - Одесса, 1998. - 273 с.
2. Комиссаров В.С., Дворецкий М.Ю. Современная уголовно-правовая политика в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Вес. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. - 2008. - № 2.
3. Курс уголовного права. Особенная часть. Том 4. Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Борзенкова и В С. Комиссарова. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. - 672 с.
4. Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. - М., 2005.
5. Наумов А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков // Российская юстиция. - 2000. № 7.
6. Преступность и правонарушения в Азербайджане. Статистический сборник. - Баку, 2011. - 98 с.
7. Уголовное право России: Учебник для вузов. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / Под ред. д.ю.н., проф. А.Н. Игнатова и д.ю.н., проф. Ю.А. Красикова. - М.: Издательство «НОРМА», 2000. - 816 с.
8. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. - Б.: Изд-во «Правовая литература», 2006. -416 с.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, 2004.
10. http://ru.wikipedia.org/wiki.
Мацалада Эзгрбайжан Республикасы жэне Иран Ислам Республикасындагы есгрткШк жэне психотроптъщ заттардыц зацсыз айналымымен треске цатысты цылмыстыц жауапкершмктщ кейб1р мэселелер1 царастырылады. Салыстырмалы талдау нэтижеанде царастырылган эрекет Yшiн Эз1рбайжан Республикасына цараганда Иран Ислам Республикасында цылмыстыц жауапкерштк цатал жэне нацты цуцыцтыцреттелгеш айтылады.
В статье рассматриваются некоторые вопросы уголовной ответственности по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Азербайджанской Республике и Исламской Республике Иран. На основе сравнительного анализа выявлено, что уголовная ответственность за рассматриваемые деяния более строгое и правовое регулирование более детальное в ИРИ, чем в АР.
In article some questions of a criminal liability on struggle against illegal circulation of narcotics and psychotropic substances in the Azerbaijan Republic and Islamic Republic Iran are considered. On the basis of the comparative analysis it is revealed that a criminal liability for considered acts more strict and legal regulation more detailed in IRI than in AR.
Ty^h сездер: ешрткшк заттар, психотроптыщ заттар, прекурсорлар, ^ылмыстьщ-к¥^ьщтьщ сая-сат, кримининализация, декриминализация.
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, уголовно-правовая политика, криминализация, декриминализация.
Keywords: narcotics, psychotropic substances, precursors, the criminally-legal policy, criminalization, decriminalization.