Научная статья на тему 'Некоторые вопросы теоретических основ мультипликативного воздействия туристической индустрии на социально-экономическую сферу Чеченской республики'

Некоторые вопросы теоретических основ мультипликативного воздействия туристической индустрии на социально-экономическую сферу Чеченской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы теоретических основ мультипликативного воздействия туристической индустрии на социально-экономическую сферу Чеченской республики»

Батыжева Л.Ш.

Некоторые вопросы теоретических основ мультипликативного воздействия туристической индустрии на социально-экономическую сферу Чеченской Республики

Важнейшими направлениями социально-экономического развития Чеченской республики на долгосрочную перспективу, являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижения социального неравенства, сохранение и приумножение национальных культурных ценностей народа. Определяя приоритеты развития социальной политики, следует отметить, что наряду с другими отраслями сервисного обслуживания населения, тенденция развития туристско-рекреационной сферы имеет перспективу в Чеченской Республике.

Туризм, является социальным фактором отдыха, оздоровления, взаимопонимания между людьми, доступа к историческим и культурным ценностям развития личности, политической и социальной стабильности. Туризм стимулирует развитие сопредельных отраслей экономики: торговлю, транспорт, связь, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления. В условиях рыночной экономики туризм становится чисто коммерческим явлением. Успешное развитие индустрии туризма прямо и косвенно повлияет на экономику ЧР, так как данная отрасль, способна динамично влиять на социальную политику, культуру, укрепление традиций, образа жизни, здоровья нации. Туристическая индустрия при условии государственной поддержке и создания соответствующей инфраструктуры, способна придать новый импульс социологизации возрождающейся экономики.

Современная экономическая теория на основе мультипликативного эффекта туризма позволяет создать практический инструмент такого учета в виде туристского мультипликатора- коэффициента, отражающего увеличение доходов региона в зависимости от расходов туристов. Для повышения мультипликативного эффекта от туризма в Чеченской республике, располагающей богатыми туристскими экологически чистыми ресурсами, необходимо повысить уровень потребительской сферы, создать высокий туристский имидж, наладить производство импортозамещающих товаров, продуктов, напитков и услуг. Становление и развитие любой отрасли начинается с разработки системы ее правового регулирования, а также системы учета и отчетности

В настоящее время для различных отраслей экономики существуют модели и методы расчета обобщенного мультипликатора ( Д.Кейнс, П.Самуэльсон, С.Фишер ) (1)

Согласно предложенной модели, воздействие мультипликативного эффекта туризма, по сравнению с воздействием эффекта иных видов деятельности, наиболее значительно, ибо он является исходным катализатором развития многих отраслей. Научно обоснованной теории и моделей расчета туристского мультипликатора в научной литературе не существует, но на наш взгляд, наряду с существующими моделями расчета обобщенного мультипликатора следовало бы разработать методику учета косвенного влияния туристического-рекреационного комплекса на ряд составляющих экономики и социальной сфе-

ры для того, чтобы выделить вклад отраслей данного комплекса в создание валового внутреннего продукта, создание дополнительных рабочих мест, увеличении доходов населения республики, развитие сопутствующих отраслей. Понятие «мультипликативный эффект», согласно учению английского экономиста Р.Кана (2) базируется на теории дохода, т.е увеличение инвестиций на 1 приводит к увеличению дохода на большую величину (1+Р). Данная зависимость описывается моделью бесконечной геометрической прогрессии.

Оценка влияния туристического бизнеса на экономику, позволит прогнозировать прямое и косвенное влияния отрасли, учитывать данный параметр при формировании бюджета, оценке платежного баланса, оптимизации инвестиций, совершенствование туристской инфраструктуры, использование и воспроизводство рекреационных ресурсов.

«Туристский мультипликатор», является инструментом учета косвенного воздействия туризма на экономическую и социальную сферы.(3) Иначе говоря, расходы туристов в месте их пребывания - это доходы туристских предприятий, транспортных компаний, сферы торговли, бытового обслуживания, предприятий сферы досуга и развлечений др. Такие доходы служат дополнительной прибылью, инвестициями, заработной платой, дополнительными налогами, платежами, сборами и пошлинами. Следующим шагом в очередном цикле оборота средств является, дополнительный доход предприятия, реализуемый в инвестиции его развития, который является дополнительным доходом предприятия, поставляющих оборудование, материалы, реализующих строительство и др.

В результате воплощается модель бесконечной геометрической прогрессии: расходы-доходы-расходы-доходы...

Косвенное воздействие туризма на экономику зависит не только от расходов туристов в месте их пребывания, но и от склонности к накоплению населения и предприятий участвующих в данном цикле. Накопления могут выражаться в виде сбережений населения, вывода предприятием части дохода из оборота за счет импортных закупок продуктов, напитков, оборудования, формирование различных резервных фондов, депозита и т. д.

Основным показателем мультипликативного эффекта являются расходы туристов, следовательно, на наш взгляд, экономическая политика республики должна быть направлена на максимальное стимулирование таких расходов и снижение уровня накоплений( сбережений) для максимизации мультипликативного эффекта.

Наряду с существующими моделями расчета обобщенного мультипликатора, используемых в научной литературе, математическая модель туристского дифференцированного мультипликатора представлена по принципу мультипликации туристских расходов. Первичные расходы реализуются на предприятиях индустрии туризма (размещение, питание, транспортное обслуживание, экскурсии). Полученные доходы данными предприятиями должны тратиться на инвестиционные проекты, формирование дополнительного фонда оплаты труда, создание новых рабочих мест, накопление резервных фондов, оплату местных товаров и услуг. Первая группа расходов предприятий индустрии туризма

будет трансформироваться в виде дополнительных доходов местных жителей и иных предприятий республики. В свою очередь дополнительные доходы граждан и предприятий снова трансформируются в виде расходов и накоплений. Число оборотов генерируемой части зависит от числа выпадений из оборота и скорости оборота.

Следует отметить, что оценка отдельных составляющих туристского мультипликатора должна базироваться на четкой методологической основе и наличии соответствующего программного обеспечения. В основе оценки влияния туризма на экономику республики должна лежать соответствующая учетная политика, когда национальные счета позволяют оперативно рассчитывать величину туристского мультипликатора.

Литература:

1.КейнсД.М. Общая теория занятости, процента и денег.- М., 1936

2.БогдановЕ.И. К вопросу об эффективности инвестиций в туризм. Сб. «Актуальные вопросы теории и практики туризма». Труды Академии туризма. Вып.2.-СПб.. 1997.

3. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие, М., «Финансы и стати-стика»2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.