Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое и территориальное планирование / факторы / сдерживающие развитие / промышленное производство / сельское хозяйство / строительство / качество жизни / инженерные сети / сведения о границах / населенные пункты / территориальные зоны / strategic and territorial planning / factors constraining development / industrial production / agriculture / construction / quality of life / engineering networks / information about borders / settlements / territorial zones
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА»

Тараканов О.В

д.т.н., профессор, декан факультета «Управление территориями», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства tarov60@mail.ru Утюгова Е. С.

специалист по учебно-методической работе, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства elena-ut1@mail.ru Ярахмедова Д.Р.

студент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА

Ключевые слова: стратегическое и территориальное планирование, факторы, сдерживающие развитие; промышленное производство, сельское хозяйство, строительство, качество жизни, инженерные сети, сведения о границах, населенные пункты, территориальные зоны.

Keywords: strategic and territorial planning, factors constraining development, industrial production, agriculture, construction, quality of life, engineering networks, information about borders, settlements, territorial zones.

Стратегическое и территориальное планирование в настоящее время определяют эффективность развития территорий любого региона Российской Федерации. Вполне естественно, что подготовка соответствующих документов должна основываться на детальном анализе современного технико -экономического и социального состояния региона и на определении приоритетных направлений развития с целью создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого движения вперед.

В данной работе кратко рассмотрены некоторые вопросы и проблемы, являющиеся сдерживающими фактор ами развития территорий Пензенского региона. Отметим, что при разработке стратегии перспективного социально -экономического развития региона (далее Стратегия) следует учитывать сильные стороны, которые позволяют осуществлять эффективное развитие, но в то же время нельзя не учитывать факторы, сдерживающие и препятствующие этому процессу.

Для Пензенской области в Стратегии1 определены сильные стороны развития региона. Однако, несмотря на положительные факторы, определены и слабые стороны, к которым относятся следующие:

- наличие дисбаланса между сельскохозяйственным производством и сферой переработки, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья, нехватка мощностей по хранению сельскохозяйственной проду кции;

- недостаточные объемы инвестиций в экономику региона ;

- высокая зависимость экономики региона от государственного оборонного заказа;

- небольшой размер внутреннего потребительского рынка, низкий платежеспособный спрос населения региона, сокращение спроса на жилищное строительство;

- высокий износ коммунальной и энергетической инфраструктуры, наличие проблем с чистой питьевой водой в ряде муниципалитетов;

- низкая обеспеченность внутренними источниками генерации электроэнергии (менее 25%);

- недостаточно высокая доля высокотехнологичной продукции;

- нехватка объектов инженерной инфраструктуры для ряда инвестиционных площадок (газ, электроэнергия);

- природно-климатическое расположение области в зоне рискованного земледелия с тенденцией истощения почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

- наличие «теневой» экономики и неформальной занятости;

- диспропорции в территориальном развитии;

- ограниченность мест для размещения иногородних и иностранных обучающихся и несоответствие общежитий современным требованиям по качеству проживания;

- недостаточная обеспеченность населения врачами и младшим медицинским персоналом, особенно в сельских территориях;

- высокая моральная и физическая степень износа объектов социальной и культурной инфраструктуры;

- низкий уровень мотивации населения к ведению здорового образа жизни, ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения;

1 https://docs.cntd.ru/document/553289282

- наличие большого числа несанкционированных свалок, снижение емкости легальных полигонов ТБО к 2020 г., отсутствие мусороперерабатывающего завода с замкнутым безотходным циклом производства;

- низкая степень освоения расчетной лесосеки, вывоз за пределы региона необработанной древесины, высокая антропогенная нагрузка на леса, высокая доля низкосортной древесины;

- недостаточное вовлечение местных сырьевых ресурсов в разработку и производство на их основе строительных материалов, изделий и конструкций;

- низкая собственная бюджетная база муниципалитетов;

- отсутствие единой системы территориального планирования и градостроительной деятельности;

- отсутствие надлежащих дорожных условий, отсутствие и износ инфраструктурных объектов транспорта, низкие темпы модернизации объектов инфраструктуры пассажирского транспорта, низкое качество и слабая развитость автодорожной сети в периферийных районах области; изношенность материально-технической базы автотранспортных предприятий.

Если проанализировать сильные и слабые стороны, то по многим позициям возникает ощущение некого несоответствия. Например, к положительным сторонам развития региона относится благоприятный инвестиционный климат и лидирующие позиции в растениеводстве и животноводстве, но в то же время к слабым сторонам отнесены недостаточные объемы инвестиций в экономику региона, наличие дисбаланса между производством и сферой перер а-ботки, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья, нехватка мощностей по хранению продукции. Подобные сравнения логично провести и по другим позициям.

Казалось бы, стратегически определены сильные и слабые стороны развития, далее следовало бы ожидать основных стратегических решений сложившихся проблем. Однако при дальнейшем анализе Стратегии социально -экономического развития Пензенской области до 2035 года становится ясно, что многие вопросы проанализированы и рассмотрены весьма поверхностно, без детального технико -экономического анализа существующего развития региона и разработки проектных предложений.

В разделе 3.4 Стратегии определены приоритеты социально -экономического развития Пензенской области:

- обеспечивающие наибольший рост показателей по ключевым индикаторам Стратегии;

- обеспечивающие качественный рост производительности труда;

- направленные на улучшение демографической ситуации;

- заметно улучшающие имидж Пензенской области как инновационно -активного, безопасного, комфортного для проживания и личностного развития региона и обеспечивающие его дифференциацию среди других регионов страны в тех сферах, где область является лидером или ведущим игроком;

- соответствующие приоритетам социально -экономического, научно -технического и инновационного развития Российской Федерации;

- основанные на межотраслевом, межрегиональном и межведомственном взаимодействии, в том числе на у сло-виях государственно -частного партнерства и на привлечении внешних ресурсов (федеральных, частного сектора, международных);

- обеспечивающие взаимодействие образовательных, научных организаций и субъектов бизнеса с целью формирования центров инновационного, технологического, компетентностного развития для удовлетворения потребностей экономики Пензенской области;

- направленные на поддержку и развитие кадрового потенциала Пензенской области в приоритетных направлениях развития экономики, формирование инновационного общества;

- направленные на диверсификацию экономики, развитие инфраструктуры.

Кратко рассмотрим некоторые приоритеты социально -экономического развития в разрезе Стратегии. Одним из основных направлений развития любого региона является повышение качества жизни населения, создание благопр и-ятных условий для проживания, труда и отдыха, а также возрождение села. Вполне очевидно, что ключевым вопросом в этом процессе является реализация эффективной жилищной политики и создание благоприятной социальной среды. В настоящее время в Пензенском регионе наметилась тенденция резкого возрастания объема аварийного и ветхого жилья. По данным Стратегии вероятность его увеличения к 2030 году составляет до 37 млн. квадратных метров. Это в свою очередь потребует увеличения количества нового жилья, а, следовательно, модернизации структуры предприятий строительной отрасли и коммунального обслуживания и т.д.

В Стратегии развития Пензенской области ключевым показателем развития жилищного строительства является обеспечение ввода жилья к 2035 году в объеме 1,2 млн. квадратных метров в год. Отметим, что достижение подобного показателя возможно только на основе научно -обоснованных и ресурсно -подтвержденных расчетов. Возникает логичный вопрос: на каком основании в Стратегии появилась эта цифра. Известно, что для успешного развития строительной отрасли необходимо развитие системы смежных предприятий по производству цемента, кирпича, щебня, песка, бетонных и железобетонных конструкций, изоляционных и лакокрасочных конструкций, материалов из дерева и пластика, стекла и других материалов. Подобных технико-экономических и стратегических расчетов потребности в материалах, а, следовательно, в производственных мощностях предприятий в Стратегии не произведено.

Аналогичная ситуация складывается с перспективой развития инженерных сетей. Вместе с тем, развитие жилищного строительства во многом зависит от модернизации системы жилищно -коммунального хозяйства. В настоящее время износ основных коммуникаций составляет 50 -70%. Однако в Стратегии этому вопросу практически не уделяется должного внимания.

Отметим, что градостроительная политика в значительной степени определяется правовым статусом земельных участков и их границами. По состоянию на 01.01.2021 года в большинстве муниципальных районов Пензенской об-

ласти количество населенных пунктов, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), составляет от 20 до 40%, а сведения о территориальных зонах внесены в ЕГРН лишь на 58%. Подобная ситуация значительно осложняет процедуру определения градостроительных регламентов и выдачи разрешений на строительство.

Возвращаясь к Стратегии 2035 отметим, что многие стратегические вопросы рассматриваются без должного анализа и технико -экономического обоснования. Например, в отношении развития промышленного комплекса ставится задача увеличения производительности труда к 2035 году по сравнению с 2020 годом в 2,4 раза. Однако, что лежит в основе подобных расчетов и на какое промышленное производство они ориентированы, не совсем ясно. Много вопросов возникает по целевым показателям развития сельского хозяйства. Например, объем валовой продукции должен увеличиться к 2035 году по сравнению с 2020 с 101,2 млрд. рублей до 176,0 млрд. рублей. Снова возникает вопрос: за счет какой продукции сельскохозяйственного производства возможно достижение подобного роста.

Таким образом, по многим направлениям социально -экономического развития Пензенского региона целевые показатели не подтверждены соответствующими расчетами. Кроме того, при реализации проектных показателей Стратегии 2035 следует иметь представление о территориальной привязке проектных предложений. Иными словами, при разработке проектных решений по размещению промышленных или сельскохозяйственных предприятий, объектов социальной, коммунальной, транспортной и др. инфраструктур, в документах территориального планирования должны быть определены соответствующие территориальные зоны и земельные участки, на которых будут размещены эти объекты.

Однако во многих муниципальных районах и населенных пунктах Пензенской области документы территориального планирования не актуализированы и проходят процедуру внесения изменений. Кроме того, около 30-40% сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон не внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В соответствии с ФЗ-166 (в редакции от 08.06.2020) и ФЗ -507 (в редакции от 31.12.2017) органами государственной власти и органами местного самоуправления должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов и границах территориальных зон в соответствии с Градостроительным кодексом до 1 июня 2023 года, и необходимые сведения о них должны быть направлены в Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН в целях обеспечения внесения таких сведений в ЕГРН в срок не позднее 1 января 2024 года. Это означает, что актуализация документов территориального планирования фактически продлена до июня 2023 года и, соответственно, проектные предложения, определяющие приоритеты социально-экономического развития Пензенского региона, могут быть территориально обозначены.

Таким образом, высокая эффективность реализации стратегии социально -экономического развития Пензенского региона может быть достигнута только при совместных решениях ключевых проблем развития региона, основа н-ных на технико-экономических обоснованиях проектных решений и с соответствующей территориальной привязкой этих решений в документах территориального планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.