Научная статья на тему 'Некоторые вопросы совершенствования техники левой руки гитариста'

Некоторые вопросы совершенствования техники левой руки гитариста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Касаткина Т. М.

Для гитариста-исполнителя очень важно насколько четко организована работа его левой руки. Данная статья рассматривает важные аспекты правильной постановки левой руки, а также затронута проблема смен позиций, поскольку она является ключевой в работе на грифе инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы совершенствования техники левой руки гитариста»

5. Попова В.И. Профессионально-педагогическая направленность внеаудиторной деятельности студентов. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. - 364 с.

6. Селиванов В.С., Сластенин В.А. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. - изд. 6. - Изд-во Академия, 2008. - 336 с.

7. Щуркова Н.Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней // Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. - М.: Вентана; Граф, 2002.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЛЕВОЙ РУКИ ГИТАРИСТА

© Касаткина Т.М.*

Дом детского творчества «Исток», г. Москва

Для гитариста-исполнителя очень важно насколько четко организована работа его левой руки. Данная статья рассматривает важные аспекты правильной постановки левой руки, а также затронута проблема смен позиций, поскольку она является ключевой в работе на грифе инструмента.

В подготовке исполнителей гитаристов нужно уделять большее внимание целесообразной организации работы левой руки: ее постановке, развитию беглости пальцев, смене позиций, аппликатуре. Обратив особое внимание на эти аспекты, музыкант обеспечит себе большую свободу: как техническую, так и творческую. Брейтгаупт в своей книге «Естественная фортепианная техника» пишет: «Нельзя говорить о каком-либо постоянном положении руки во время игры. Положение пальцев и формы руки в процессе игры постоянно меняется. Нельзя навязывать ученику навсегда определенную постановку руки. Это помешает естественной игре ученика. При каждой новой мелодии - новая задача» [1].

Вышесказанная цитата относится к положению руки во время игры, но существует исходное, начальное положение руки:

1. Гриф гитары не касается основания большого пальца.

2. Ладонь не должна быть прижата к грифу.

3. Рука от предплечья образовывает мягкий полукруг: предплечье -запястье-кисть (иначе невозможно ощутить опору всей руки через палец на грифе).

4. Локоть находится в естественном положении - свободно свисает вниз вдоль корпуса исполнителя. Нередко у гитариста локоть отводится

* Педагог дополнительного образования.

138

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

резко влево вверх или же прижимается к корпусу. Такие недостатки тормозят развитие технических возможностей учащихся. Следовательно, исходное положение левой руки должно быть таким, чтобы можно было обеспечить свободные действия во всей руке - от плеча до пальцев.

Рассмотрев вопросы постановки левой руки гитариста, необходимо сказать и о положении пальцев на грифе.

Пальцы на грифе гитары следует держать «молоточками», а гитаристу нужно учитывать, что падение пальца на струну должно быть активным, энергичным. Пальцы падают на струны отвесно, сверху, почти перпендикулярно грифу ногтевой фалангой. Прижимать струны следует кончиком пальцев («подушечками»), ближе к ногтю. Кроме того, очень важно соизмерять силу падения пальцев на гриф, то есть нажим на струну. При недостаточном нажиме пальцев на струны звук получается некачественный, иногда дребезжащий. При игре пальцы не следует поднимать высоко. Благодаря низкому положению пальцев над струнами исполнитель избегает лишних движений и обеспечивает лучшую координацию обеих рук, а также достигает хорошей беглости пальцев.

Принципиальное значение в совершенстве левой руки имеет работа со сменой позиций на грифе. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с этой темой.

«Проблема смен позиций - одна из важнейших проблем музыкального исполнительства. Изучение этой стороны техники не может быть плодотворным без целенаправленного и постоянного подчинения ее задачам художественного исполнения» (Ю. Янкилевич) [5].

Игру на любом инструменте подразделяют на позиционную и внепози-ционную. Позиционная игра облегчает владение инструментом, давая возможность левой руке избегать лишних скачков и других движений. Но игра в одной и той же позиции не представляет особой сложности. Исполнительство на гитаре постоянно связано со сменой позиций, то есть с внепозици-онной игрой, в чем и заключается сложной игры. На вопросах смены позиций мы остановимся подробней.

В своей книге «Основы скрипичной аппликатуры» И. Ямпольский [4] описывает несколько основных способов смены позиций при помощи:

- Скольжения одним и тем же пальцем;

- Скольжение одного пальца с последующим падением на струну другого (выше- или нижележащего);

- Сужения пальцев;

- Растяжки пальцев;

- При помощи открытой струны.

Применяя звучание открытых струн при смене позиций, гитарист имеет возможность незаметно переменить положение руки, приготовив ее для

последующих движений. Этот прием целесообразен при переходах в дальние позиции. Исполнителю не следует забывать, что осуществлять смену позиций следует быстро, без слышимого глиссандо. Важную роль здесь играет аппликатура. Неправильно подобранная аппликатура ухудшает качество перехода, делает их более заметными.

Камилларов Е. в книге «О технике левой руки скрипача» дифференцирует понятие позиции, «ибо фактически по природе своей оно двойственно»: имеется пальцевая позиция и позиция руки. Пальцевая позиция определяет расстояние между и первым и четвертым пальцами. Позиция руки определяется ее положением на грифе инструмента [2].

Таким образом расширяется представление о внепозиционных формах игры. Следует различать внепозиционное расположение руки и внепозици-онное расположение пальцев. Когда пальцы выходят за пределы позиции, мы говорим о внепозиционной игре, а под внепозиционным положением руки мы понимаем такое положение, которое не соответствует точно одной позиции и позволяет охватить несколько. Понятие позиции мы теперь рассматриваем шире, и в соответствие с этим, по-разному осмысливается работа крупных и мелких частей рук. Быстрые, мелкие и близкие переходы не обязательно выполнять всей рукой. Здесь достаточно движений кисти и пальцев. Переход в смежные позиции не требует участия крупных частей руки, особенно в более подвижном темпе, а переход на большие расстояния вызывает необходимость участия и крупных частей руки (предплечья и плеча).

«Если проанализировать какой-либо пассаж, то мы увидим, что при его исполнении возникают следующие движения: одно - крупное, на весь пассаж (совершается крупными частями руки), и на его фоне производится множество мелких движений, которые охватывают промежуточные звенья пассажа «от позиции до позиции» (Е. Камилларов) [2].

Исходя из этого высказывания, важно обратить внимание на действие крупных частей руки и ими объединить пассаж, сделать его единым посредством единого общего движения всей руки.

«Взяв первую ноту, исполнитель как бы нацеливается на последнюю. Рука делает одно общее движение, подготавливая заранее всепозиционные переходы, совершаемые кистью и пальцами» (Е. Камилларов) [2].

При смене позиций большое значение имеет также мысленное представление, «мысленный охват» предстоящего пассажа, отрывка, так как «движение начинается в голове». Исполнитель должен представить себе сначала мысленный образ.

«В преодолении технических трудностей, по мнению Г. Нейгауза, большую роль играет не только гибкость движений, но и умение заглядывать вперед, т.е. предвидеть нужные действия с тем, чтобы не быть застигнутым «врасплох» внезапно возникшей трудностью» [3].

При больших переходах, как в верхние, так и в нижние позиции, должна присутствовать направляющая роль локтя и предплечья. Нередко у гитаристов

140

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

смена позиций, осуществляемая в нисходящем движении, происходит труднее, чем при перенесении руки в восходящей позиции. Гитаристы не пользуются направляющим движением локтя, а часто прижимают его к корпусу.

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что при смене позиций активную роль должен выполнять слух музыканта. Только слуховой контроль поможет учащемуся правильно, иррационально работать, контролировать качество звука, так как вне звучания мы не можем рассматривать техническую сторону игры.

«Конечный же результат - это звук. Движение и звучание являются двумя нераздельными сторонами одного и того же процесса» (Ю. Янкилевич) [5].

Список литературы:

1. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Тезисы Пятой научно-практической конференции / ред.-сост. В.Р. Ганеев. -Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. - 177 с.

2. Брейтгаупт Р.М. Естественная фортепианная техника / Пер. и ред. М. Мейчика. - М.: Моно Музторг, 1927.

3. Камилларов Е. О технике левой руки скрипача. - Л.: Музгиз, 1961.

4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1958.

5. Ямпольский И. Основы скрипичной аппликатуры. - М.: Музгиз, 1963.

6. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. - М.: Музыка, 1983.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ЮМОРИСТИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАЛОЙ ПРОЗЫ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

© Романишина Н.В.*

Ровненский государственный гуманитарный университет, Украина, г. Ровно

В статье рассмотрены некоторые аспекты технологии изучения студентами филологических специальностей педагогических университетов литературной юмористики; автор сравнивает школьную и вузовскую модели, определяет внутренние противоречия обучения, предлагает ориентировочный план анализа сатирико-юмористического произведения.

Ключевые слова: малая проза, повествовательные юмористические жанры, художественный анализ, модель, технология.

* Доцент кафедры Украинской литературы, кандидат филологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.