Научная статья на тему 'Некоторые вопросы совершенствования реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий'

Некоторые вопросы совершенствования реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1008
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / НАДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ / ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / INSTITUTIONS OF LOCAL GOVERNMENT / PUBLIC POWER / GOVERNMENT POWERS / CLOTHE OF GOVERNMENT POWERS / ABATEMENT OF POWERS / PRACTICABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зейнутдинов Марат Наилович

В настоящей статье речь идет о некоторых вопросах, касающихся регламентации содержания федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В настоящее время на федеральном уровне не регламентирован конкретный порядок прекращения осуществления переданных отдельных государственных полномочий. В статье также затрагивается вопрос целесообразности возложения исполнения отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зейнутдинов Марат Наилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS PERFECTION REALIZATION OF INSTITUTIONS OF LOCAL GOVERNMENT SEPARATE GOVERNMENT POWERS

On present article concerns certain questions regard regulation content federal law, law of subject of Russian Federation, provide clothe institutions of local government of separate government powers. At present time on federal level don't regulation concrete process abatement realization passed separate government powers. On article also affect question of practicability assignment administration separate government powers on institutions of local government.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы совершенствования реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий»

I. ПРАВО

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

1.1. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Зейнутдинов Марат Наилович, аспирант, кафедра конституционного права и прав человека Казанского (Приволжского) Федерального Университета Контакты автора: zeinutdinov@inbox.ru

Аннотация. В настоящей статье речь идет о некоторых вопросах, касающихся регламентации содержания федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В настоящее время на федеральном уровне не регламентирован конкретный порядок прекращения осуществления переданных отдельных государственных полномочий. В статье также затрагивается вопрос целесообразности возложения исполнения отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, публичная власть, государственные полномочия, наделение государственными полномочиями, прекращение полномочий, целесообразность

SOME QUESTIONS PERFECTION REALIZATION OF INSTITUTIONS OF LOCAL GOVERNMENT SEPARATE GOVERNMENT POWERS

Zeinutdinov Marat Nailovich, graduate student of Kazan (Volga) Federal University

Annotation: On present article concerns certain questions regard regulation content federal law, law of subject of Russian Federation, provide clothe institutions of local government of separate government powers. At present time on federal level don’t regulation concrete process abatement realization passed separate government powers. On article also affect question of practicability assignment administration separate government powers on institutions of local government.

Keywords: institutions of local government, public power, government powers, clothe of government powers, abatement of powers, practicability

Наиболее острой проблемой в системе местного самоуправления на сегодняшний день является соотношение общественных и государственных интересов.

Правовая основа местного самоуправления показывает, что в нем сочетаются черты как государственной властной деятельности (регулирование общественно значимых отношений, общеобязательность решений, территориальный принцип организации, гарантированность решений силой государства и др.), так и общественной организации (социальная инициатива, непосредственное волеизъявление, экономическая целесообразность). В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но, тем не менее, они, наряду с государственными органами, осуществляют публичную власть.

Публичная власть, в лице органов государственной власти и местного самоуправления, пользуется системой общеобязательных велений, адресованных неопределенному кругу лиц. Особенностью публичной власти является то, что ее объект и субъект обычно не совпадают, что характерно как для государственной власти, так и для местного самоуправления, поскольку и в первом, и во втором случаях аппарат управления отделен от населения.1

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления помимо законодательно закрепленных за ними на федеральном уровне предметов ведения могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Данные полномочия находятся вне рамок вопросов местного значения и являются дополнительными функциями, то есть по своей природе не относятся к сфере ведения местного самоуправления.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регламентирует глава 4. В данной главе раскрывается понятие государственных полномочий, определяется порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, их осуществление и организация государственного контроля. При этом важно, что впервые на законодательном уровне дается определение понятия «государственные полномочия». Согласно названному Закону (ч.1 ст.19) отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, являются полномочия этих органов, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным данным Федеральным законом к вопросам местного значения. Таким образом, по своей сути отдельные государственные полномочия - это все иные полномочия органов местного самоуправления,

1 Костикова Г.В. Некоторые вопросы совершенствования реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Российская юстиция. 2010. N 2. С. 19 - 22.

Бизнес в законе

2'2011

не отнесенные к вопросам местного значения и закрепленные законом за муниципальными образованиями.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, ч.2 ст.19 Федерального закона N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Федеральный закон N 131-ФЗ в ч.6 ст.19 регламентирует содержание федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, например, указание вида или наименования муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями, перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий, способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты, перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня, порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий, порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль, условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

На наш взгляд, в законах субъектов Российской Федерации, наряду с условиями, целесообразно регламентировать конкретный порядок прекращения осуществления переданных отдельных полномочий.

Данная необходимость связана с неоднозначным подходом субъектов Российской Федерации к порядку прекращения осуществления переданных отдельных государственных полномочий.

Примером этому может служить законодательство Республики Татарстан и Республики Башкортостан.

В Законе Республики Татарстан от 30.12.2005 №142-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Татарстан в области социального обслуживания населения» указано, что прекращение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий производится законом Республики Татарстан, в трех случаях, а именно, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления требований действующего законодательства по осу-

ществлению социального обслуживания населения, неисполнения органами местного самоуправления и их должностными лицами предписания об устранении нарушений настоящего Закона, изменения федерального законодательства или законодательства Республики Татарстан, в результате которого исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий становится невозможным.

Законом Республики Башкортостан от 21.06.2005 года № 190-з «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено прекращение осуществления органами местного самоуправления указанных полномочий путем принятия закона Республики Башкортостан об отзыве отдельных государственных полномочий в случае неосуществления, ненадлежащего осуществления, невозможности надлежащего осуществления органами местного самоуправления муниципального образования (муниципальных образований), вида (видов) муниципального образования переданных им государственных полномочий или по инициативе представительных органов местного самоуправления муниципального образования (муниципальных образований), вида (видов) муниципального образования, органам местного самоуправления которого (которых) были переданы государственные полномочия.

Также необходимо отметить, что в большинстве законов субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не конкретизируется орган, уполномоченный осуществлять контроль за осуществлением переданных полномочий, а лишь указывается на то, что контроль осуществляет специально уполномоченный на то орган, что приводит к неоднозначному толкованию положений закона. В связи с этим, считаем, что в законах субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями необходимо конкретизировать орган, а также должностное лицо, полномочное осуществлять контроль за осуществлением переданных полномочий.

В настоящее время в большинстве субъектов приняты законы, регулирующие отдельные вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. На федеральном уровне законодательно не предусмотрено ограничений ни по условиям, с которыми должно быть связано решение о передаче полномочий в конкретных случаях, ни по количеству государственных полномочий, передаваемых одному и тому же муниципальному образованию. Ввиду этого, количество принятых законов о передаче полномочий в субъектах Российской Федерации различно. Так, в Красноярском крае принят 21 закон о передаче различных полномочий этого субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, в Республике Татарстан - 16. Таким образом, в настоящее время остается нерешенным вопрос о пределах делегирования государственных полномочий и о том, какие именно государственные полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.

Конституция РФ определяет ряд условий, выполнение которых обязательно при делегировании полномочий государственными органами либо возложении функций государственных органов на местное самоуправление. Эти требования содержатся в ч.2 ст.132 Конституции РФ.

Во-первых, наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями может быть осуществлено только законом. Таким законом может быть как федеральный закон, так и закон, принятый соответствующим представительным органом субъекта Федерации.

Второе требование - закон как федеральный, так и субъекта Федерации должен содержать норму, согласно которой передача полномочий сопровождается выделением необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Третье требование, содержащееся в конституционной норме, заключается в обязанности государства осуществлять контроль за реализацией переданных местным органам самоуправления полномочий. Функции контроля принадлежат соответствующим государственным органам. Такой контроль может включать в себя не только проверку выполнения предписаний закона, порядка расходования выделяемых финансовых средств, но и дачу указаний по поводу осуществления переданных полномочий, требования отчета по выполнению предписаний и оценку деятельности органов местного самоуправления как с точки зрения законности, так и с точки зрения целесообразности.

При делегировании полномочий, необходимо, прежде всего, решить вопрос о целесообразности возложения исполнения отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления или же исполнения этих полномочий существующими либо специально создаваемыми территориальными органами государственного управления. Характер переданных государственных полномочий, особенно при сохранении строгих государственных рамок, характерных для публичной сферы, и способа позитивного обя-зывания должен быть адекватен интересам населения муниципального образования2.

Таким образом, представляется целесообразным законодательно урегулировать условия, с которыми должно быть связано решение о передаче полномочий в конкретных случаях, а также количество государственных полномочий, передаваемых одному и тому же муниципальному образованию. При передаче государственных полномочий нельзя допускать подмены государственной власти местным самоуправлением и искажения природы самого местного самоуправления.

Рецензия

научного руководителя на статью Зейнутдинова М.Н., аспиранта кафедры конституционного права и прав человека Казанского (Приволжского) федерального университета на тему: «Некоторые вопросы совершенствования реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий»

Актуальность и практическое значение темы статьи связаны, в первую очередь с тем, что в настоящее время на федеральном уровне не регламентирован конкретный порядок прекращения осуществления переданных отдельных государственных полномочий.

Автор творчески подошел к рассмотрению проблемы, достаточно подробно проанализировав нормы законодательства, регламентирующие порядок прекращения осуществления переданных отдельных государственных полномочий.

Принципиальные предложения в работе автора четко обоснованы. Аргументация автора убедительна, мотивировки достаточны.

В связи с вышеизложенным, Считаем, что статья Зейнутдинова М.Н. отвечает предъявленным требованиям и может быть рекомендована для опубликования в журнале «Черные Дыры» в российском законодательстве».

Список литературы:

1. Костикова Г.В. Некоторые вопросы совершенствования реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Российская юстиция. 2010. N 2. С. 19 - 22.

2. Акмалова А.А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2003. С. 61 - 62.

2 Акмалова А.А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2003. С. 61 - 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.