Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ / ОПЫТ СУБЪЕКТОВ РФ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуштайкина Ксения Владимировна, Горбачева Дарья Александровна

Базируясь на утверждении о том, что дети - важнейший приоритет семейного воспитания, в статье рассматривается вопрос регламентации основ социального обеспечения, правового регулирования гарантий для детей- инвалидов как в нашей стане, в свете изменений в основном законе государства, опыт регионального уровня, так и анализ международного регулирования данного вопроса, на основе анализа действующего законодательства, составлены определенные предложения для эффективного регулирования вопроса и соблюдения базовых прав детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF SOCIAL SERVICES FOR DISABLED CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION

Based on the assertion that children are the most important priority of family education, the article discusses the issue of regulating the foundations of social security, legal regulation of guarantees for disabled children both in our country, in the light of changes in the basic law of the state, the experience of the regional level, and and analysis of international regulation of this issue, based on the analysis of current legislation, certain proposals have been drawn up for effective regulation of the issue and observance of the basic rights of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2020_11 _242

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НУШТАЙКИНА Ксения Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и социального права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский институт управления - филиал. E-mail: k.nushtaikina@gmail.com;

ГОРБАЧЕВА Дарья Александровна,

аспирант кафедры трудового и социального права,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Уральский институт управления - филиал. E-mail: bay_lynx@mail.ru

Краткая аннотация: Базируясь на утверждении о том, что дети - важнейший приоритет семейного воспитания, в статье рассматривается вопрос регламентации основ социального обеспечения, правового регулирования гарантий для детей- инвалидов как в нашей стане, в свете изменений в основном законе государства, опыт регионального уровня, так и анализ международного регулирования данного вопроса, на основе анализа действующего законодательства, составлены определенные предложения для эффективного регулирования вопроса и соблюдения базовых прав детей-инвалидов.

Abstract: Based on the assertion that children are the most important priority of family education, the article discusses the issue of regulating the foundations of social security, legal regulation of guarantees for disabled children both in our country, in the light of changes in the basic law of the state, the experience of the regional level, and and analysis of international regulation of this issue, based on the analysis of current legislation, certain proposals have been drawn up for effective regulation of the issue and observance of the basic rights of children with disabilities.

Ключевые слова: социальное обеспечение, социальное обслуживание детей-инвалидов, опыт субъектов РФ, международное регулирование

Keywords: social security, social services for children with disabilities, experience of the constituent entities of the Russian Federation, international regulation

В соответствии с ч.4 ст.67.1 Конституции РФ дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Для изучения темы социального обслуживания детей-инвалидов в Российской Федерации важным является постулат о том, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России».

Надо заметить, что в широком понимании данная норма права не является какой-то новеллой законодательства.

Если обратиться к Конвенции о правах ребенка1 (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.; вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), то мы видим, что уже несколько десятилетий принцип приоритета интересов ребенка признается немалым количеством стран.

В Конвенции о правах инвалидов2 (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г. №61/106, ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ, вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 года) также указано, что во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (ч.2 ст.7).

Следовательно, и Конвенция о правах инвалидов отдель но в статье 7 акцентирует внимание на правах детей-инвалидов.

1 Конвенция о правах ребенка. 1989 г. // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.- № 45 Ст. 955.

2 Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006г. // Опубликована 22.04.2013 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.

Таким образом, конституционные нормы содержат основополагающие принципы, определяющие безусловное право детей-инвалидов на социальное обеспечение.

Развитие эти принципы получают в тексте федеральных законов, в том числе в Федеральном законе от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи"3, Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"4, Федеральном законе от 28.12.2013 №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федера-ции"5 (далее - Закон об основах социального обслуживания).

Вместе с тем, анализируя региональное законодательство нескольких субъектов Российской Федерации, М. И. Аверьянова справедливо отмечает, что их нормативно-правовые акты по большей части повторяют рекомендательные положения, установленные на федеральном уровне6. Этот вывод актуален и для других субъектов нашей страны. Хотя нормативно-правовые акты регионального уровня не в меньшей, а зачастую и в большей мере влияют на то, каким образом осуществляется социальное обслуживание детей-инвалидов в том или ином субъекте Российской Федерации.

Следует отметить, что социальное обслуживание детей-инвалидов в Российской Федерации - это тема, которая недостаточно детально изучена в настоящее время в науке права социального обеспечения. Безусловно, многие ученые работали над изучением социального обслуживания, в целом, и социального обслуживания

3 О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 ( с изм. и доп.) №178-ФЗ// N 142. 23.07.1999.

4 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11. 1995( с изм. и доп.) №181-ФЗ // РГ N 234. 02.12.1995.

5 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2013 ( с изм. и доп.) №442-ФЗ // СЗ 30.12.2013. N 52 (часть I). ст. 7007.

Аверьянова М.И. — Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2017. - № 6. - С. 35 - 49.

Трудовое право; право социального обеспечения

инвалидов, в частности7.

Вместе с тем, социальное обслуживание детей-инвалидов в Российской Федерации - это тема, которая имеет некоторые отличительные особенности и заслуживает того, чтобы ее изучению была отведена отдельная работа.

Авторы данной статьи полагают, что существует ряд правовых вопросов, которые остаются неразрешенными, что, в свою очередь, не позволяет оказывать социальные услуги детям-инвалидам в субъектах Российской Федерации на достойном уровне, сравнимом с положительным опытом европейских стран. Указанные вопросы обуславливают актуальность данной темы для изучения.

Например, одним из таких вопросов является непроработанность законодательства на региональном уровне в части, касающейся правового статуса поставщиков социальных услуг, их доступа к бюджетному финансированию, отсутствие целевых программ, и, как следствие, возникающие проблемы:

1) правовая неопределённость статуса поставщиков социальных услуг, не являющихся государственными учреждениями и неподконтрольных региональным органам власти. Зачастую такие поставщики социальных услуг не имеют возможности участвовать в предоставлении социальных услуг на равных условиях, встречая на своем пути бюрократические преграды. Налицо нарушение основополагающего принципа равенства всех перед законом.

Показательным является мониторинг общего количества поставщиков социальных услуг, а также анализ соотношения количества государственных и негосударственных поставщиков.

Согласно Реестру поставщиков социальных услуг Свердловской области8 общее количество поставщиков социальных услуг - 190. Из них государственными поставщиками социальных услуг являются 152 поставщика (или 80% от общего количества поставщиков социальных услуг Свердловской области). Но обращает на себя внимание тот факт, что среди негосударственных поставщиков социальных услуг немалая их часть, имеющая организационно-правовую форму «автономная некоммерческая организация», в учредителях имеет всё те же «государственные учреждения».

В Реестре поставщиков социальных услуг Кировской области9 всего 39 поставщиков социальных услуг, из которых государственными являются 35 поставщиков (или 90% от общего количества поставщиков социальных услуг Кировской области).

В Реестре поставщиков социальных услуг Кировской об-ласти10 всего 94 поставщика социальных услуг, из которых государ-

7 См., например, Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики

(теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М.: МГЮА, 2003. С. 6, 7, Шипулина Л.Н. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации: правовые вопросы : автореферат дис. ... кандидата юридических наук. Екатеринбург: УрГЮА, 2012. С. 5, 6, другие.

8 См.: Реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://isson.msp.midural.ru/sonsvd/orglist.jsp

9 См.: Реестр поставщиков социальных услуг Кировской области / [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.socialkirov.ru/social/root/uson/registry.htm 0 См.: Реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области / [Элек-

тронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://social.gov39.ru/reestr-

postavshchikov-sotsialnykh-uslug-kaliningradskoy-oblasti.

ственными являются 57 поставщиков. Но также обращает на себя внимание тот факт, что среди негосударственных поставщиков социальных услуг большая их часть, имеющая организационно-правовую форму «автономная некоммерческая организация», в учредителях имеет всё те же «государственные учреждения».

Постановлением Правительства Свердловской области №50-ПП 11 установлены цели, условия, процедура предоставления из областного бюджета субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, срочных социальных услуг, на конкурсной основе а также процедура возврата субсидий в случае нарушения условий. Вместе с тем, отсутствие конкретизации в данной правовой норме того, в каком именно из многочисленных разделов сайта уполномоченного органа размещается данное объявление, приводит к тому, что некоммерческие организации, заинтересованные и имеющие возможность участвовать в данном конкурсном отборе, не могут это сделать, так как своевременно не могут увидеть данное объявление.

Фактически, региональным законодателем принята неисполнимая правоприменителем-НКО правовая норма, которая позволяет участвовать в конкурсе только той организации, которая заранее знает о проведении данного конкурсного отбора. Но это уже выходит за рамки действия закона в правовом государстве.

Постановлением Правительства Калининградской области от 02.12.2014 № 80712 утвержден Порядок выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

Согласно п.5 указанного Порядка, условием для получения соответствующей компенсации поставщиком социальных услуг является включение в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области и прохождение конкурсного отбора, который осуществляется каждый год.

Таким образом, для получения компенсации негосударственный поставщик должен сначала войти в реестр поставщиков социальных услуг, затем оказывать бесплатно для получателей социальных услуг социальные услуги, а потом еще проходить конкурсный отбор с многочисленными дополнительными требованиями, не

11 Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, срочных социальных услуг: Постановление Правительства Свердловской области №50-ПП от 01.02.2018г.// Областная газета №020 (8320) от 3 февраля 2018 г.

12 О порядке выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа): Постановление Правительства Калининградской области от 02.12.2014 № 807 // «Калининградская правда» от 17.12.2014г. №233 (приложение «Официальный вестник Правительства Калининградской области»)

имея гарантии того, что ему будет выплачена компенсация за оказанные социальные услуги.

Полагаем, что норма, содержащаяся в региональном нормативно-правовом акте и установившая обязательность проведения конкурсного отбора среди поставщиков социальных услуг, противоречит п.8 ст. 30 Закона об основах социального обслуживания, согласно которой поставщик социальных услуг, включенный в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвующий в выполнении государственного задания (заказа) имеет право на получение компенсации в случае оказания социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой.

Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о том, что региональный законодатель создает такие нормативно-правовые акты, которые заранее ставят участников данных правоотношений в неравное положение.

Если же мы обратимся, например, к Закону об основах социального обслуживания, то увидим более узкое определение понятия «поставщик социальных услуг».

На основании п.4 ст.3 Закона об основах социального обслуживания поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

В Законе об основах социального обслуживания законода-

Библиография:

1. Аверьянова М.И. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2017. - № 6. - С. 35 - 49.

2. Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / В.А. Агафонов [и др.]; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.

3. Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М.: МГЮА, 2003.

4. Право социального обеспечения. Институт социального обслуживания: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция»/ Т.Л.Адриановская, С.С.Баева, Н.И. Сапожникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019.

5. Социальные договоры в праве: монография/ Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В.. М.: Проспект, 2017. Гл. 7.

6. Шайхатдинов В.Ш. Проблемы российской системы социального обслуживания граждан в контексте Федерального закона №442-ФЗ // Российское право: образование, практика, наука. 2017. №6. С.93.

7. Шипулина Л.Н. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации: правовые вопросы : автореферат дис. ... кандидата юридических наук. Екатеринбург: УрГЮА, 2012.

8. Шкатулла В.И. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: постатейный научно-практический комментарий. - М.: Редакция «Российской газеты», 2016.

9. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации/Под ред.профессора Е.И.Холостовой, профессора Г.И.Климантовой. М.: ИТК «Дашков и К», 2018.

10. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/social_tools/social_order/media/.

11. Реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://social.gov39.ru/reestr-postavshchikov-sotsialnykh-uslug-kaliningradskoy-oblasti.

12. Реестр поставщиков социальных услуг Кировской области / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.socialkirov.ru/social/root/uson/registry.htm.

13. Реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://isson.msp.midural.ru/sonsvd/orglist.jsp.

14. Реестр поставщиков социальных услуг Тюменской области / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://109.233.229.25/aspnetkp/base_index.html.

тель не позволяет физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, самостоятельно осуществлять социальное обслуживание, быть поставщиком социальных услуг, участвовать в оказании социальных услуг, они не могут быть включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.

Конечно, Закон №189-ФЗ о госзаказе еще не вступил в законную силу, никто не знает, каким образом он будет реализован на практике, но очевидным становиться то, что вектор развития законодательства направлен на стимулирование проявления в социальной сфере частно-правовых начал и уменьшение влияния государства до уровня политического (с целью соблюдения основных конституционных принципов нашего государства, как правового и социального) и законотворческого.

Авторы данной статьи полагают, что договорные начала в праве социального обеспечения, о которых более подробно пишут такие ученые, как Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В. (Социальные договоры в праве: монография/ Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В.. М.: Проспект, 2017. Гл. 7), в ближайшие годы будут иметь решающее значение в организации социального обслуживания населения, в том числе детей-инвалидов, в нашей стране. Причем доля некоммерческих поставщиков в общем количестве поставщиков социальных услуг неизбежно будет увеличиваться, что приведет к повышению качества оказания социальных услуг, улучшению социального обслуживания детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.