Научная статья на тему 'Социально значимые рынки в системе правового регулирования общественных отношений'

Социально значимые рынки в системе правового регулирования общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ РЫНОК / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ УСЛУГ / РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ / SOCIALLY SIGNIFICANT MARKET / NON-PROFIT ORGANIZATIONS PERFORMING PUBLIC SERVICES / DEVELOPMENT OF COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кицай Юлиана Анатольевна

В статье дается оценка перехода к рыночным механизмам хозяйствования в социальной сфере. Автором выделены признаки социально значимого рынка. Выявлено, что сферы деятельности, подпадающие под определение социально значимого рынка, не связаны с признаками и природой той или иной деятельности. Основное значение для выделения социально значимого рынка имеет решение уполномоченного государственного органа и социально-экономические потребности регионов России. В связи с этим можно ожидать усиление значимости регионального уровня правового регулирования и договорного регулирования в сфере социального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially Important Markets in the System of Legal Regulation of Public Relations

The article gives an assessment of the transition to market mechanisms of economic management in the social sphere. The author singles out the signs of a socially significant market. It is revealed that the spheres of activity falling under the definition of a socially significant market are not connected with the characteristics and nature of any activity. The decision of the authorized state body and the social and economic needs of the regions of Russia is of primary importance for identifying a socially significant market. In this regard, we can expect the strengthening of the significance of the regional level of legal regulation and contractual regulation in the sphere of social security.

Текст научной работы на тему «Социально значимые рынки в системе правового регулирования общественных отношений»

Вопросы частного права

УДК 349.3

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ РЫНКИ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГуЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

© Кицай Ю. А., 2017

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград

В статье дается оценка перехода к рыночным механизмам хозяйствования в социальной сфере. Автором выделены признаки социально значимого рынка. Выявлено, что сферы деятельности, подпадающие под определение социально значимого рынка, не связаны с признаками и природой той или иной деятельности. Основное значение для выделения социально значимого рынка имеет решение уполномоченного государственного органа и социально-экономические потребности регионов России. В связи с этим можно ожидать усиление значимости регионального уровня правового регулирования и договорного регулирования в сфере социального обеспечения.

Ключевые слова: социально значимый рынок; некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг; развитие конкуренции.

Современный период развития общества и экономики связан с реформированием многих традиционных институтов, переходом к новым механизмам правового регулирования. Существенное значение в этих процессах занимает регулирование отношений, связанных с социальным обеспечением населения.

Достаточно сложные экономические условия в стране порождают опасения, что отдельные категории населения могут оказаться неспособными самостоятельно поддерживать необходимый уровень качества жизни. Считается, что «в условиях обострения кризисных ситуаций необходима активизация роли государства и усиление методов государственного регулирования социально-трудовых отношений» [1]. И, действительно, на протяжении достаточно длительного периода право социального обеспечения в нашей стране рассматривалось как отрасль, связанная с публично-правовым регулированием. Однако переход к рыночным отношениям в стране внес существенные изменения и в данную сферу. Например, действующее законодательство о социальном обслуживании граждан расширяет возможности участия в поставке таких услуг организаций и индивидуальных пред-

принимателей независимо от формы собственности и принадлежности к государству [2]. Ранее оказание подобных услуг связывалось с деятельностью государственных учреждений и органов государственной власти. Кроме того, сама сфера социального обслуживания на сегодняшний день должна рассматриваться как более многогранное явление, чем право социального обеспечения советского и постсоветского периодов.

Описываемые изменения связаны с выделением трех общественных секторов в гражданском обществе: коммерческого, публичного и некоммерческого [3]. И если в начале рыночных преобразований в большей степени были представлены коммерческий и публичный сектора, то в последние годы все большее значение уделяется развитию некоммерческого. Роль некоммерческих организаций в деятельности современного общества огромна. На их долю приходится решение тех вопросов, которые «выходят» за рамки коммерческой деятельности и не представляют интереса для предпринимательских организаций. Государство также стремится «освободиться» от монопольной реализации функции социальной поддержки и помощи различным категориям населения в силу недостатка имею-

щихся ресурсов и разделяемого многими специалистами убеждения в неэффективности прежней модели реализации социальной функции государством.

Помимо расширения возможности участия в решении социальных проблем негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, за последние годы были приняты знаковые решения, свидетельствующие об увеличении «пространства» [4] применения частно-правовых механизмов в регулировании социально значимых услуг, предоставляемых населению. Была введена новая градация юридических лиц — некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг [5], сформированы требования к организации субъектами Российской Федерации конкурентных отношений на социально значимых рынках [6]. Предполагается, что некоммерческие организации, зарекомендовавшие себя как добросовестные участники рынка, эффективно и профессионально участвующие в определенных сферах общественной жизни, смогут получить государственную поддержку. Государство тем самым фактически «уходит» от осуществления той или иной социальной деятельности, оставляя за собой функции контроля и финансирования. Представляется, что подобный подход содержит определенные недостатки и риски. Он изначально ориентирован на признание эффективности деятельности частных некоммерческих организаций в сравнении с государственными учреждениями. Вместе с тем анализ правоприменительной практики свидетельствует о наличии схожих проблем в управлении некоммерческими организациями, осуществлении ими уставной деятельности, контроле за расходованием денежных средств вне какой-либо зависимости от формы собственности юридического лица. Однако общая нацеленность на формирование конкурентной среды может оказать позитивное влияние на выявление действительно тех субъектов, кто предлагает высокое качество услуг и адекватную ценовую политику.

Тем не менее однозначного понимания того, что признавать социально значимым рынком, на сегодняшний день нет. На наш взгляд, заслуживает внимания определение социально значимого рынка, данное Л. С. Шаховской: «Это система долгосрочных экономических отношений по поводу

производства, обмена, распределения и потребления жизнеобеспечивающих благ и услуг, социальная значимость которых обусловлена высокой степенью охвата потребителей, масштабами создаваемых внешних положительных эффектов и значительной ролью государственного вмешательства в механизм их функционирования» [7]. Главной особенностью формирования взаимодействия на таких рынках указана необходимость сочетания возможности саморегуляции и государственного управления в интересах всех агентов данного типа рынков [8]. Тем не менее можно выделить и еще одну особенность социально значимого рынка. Конкретный вид экономических отношений, который включается в это понятие, может меняться в зависимости от изменения социально-экономических условий, определения актуальных, значимых проблем для населения. Социально значимые рынки связаны в большей степени с императивным определением их таковыми, чем с выявлением важных признаков, позволяющих отнести ту или иную сферу общественных отношений к социально значимым.

Правительство РФ сформировало обязательный перечень рынков [9], в отношении которых целесообразно придерживаться установленных числовых значений целевых показателей либо установить числовые значения целевых показателей с учетом региональной специфики. Субъект РФ вправе дополнить данный перечень иными видами социально значимых рынков.

Перечень обязательных рынков содержит достаточно разнообразные виды экономической деятельности — от рынка услуг дошкольного образования и организации детского отдыха до рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли и услуг связи. В зависимости от редакции Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации сначала выделялось 6 рынков, в настоящее время — 11 [10]. Отдельно необходимо выделить рынок услуг социального обслуживания населения.

Стандарт развития конкуренции внедрялся в регионах специальными актами [11]. В Калининградской области перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в регионе сначала был единым [12]. В него в 2015 г. были включены 9 рынков. В

2016 г. перечень был разделен [13]. Приоритетным рынком назван рынок сельскохозяйственной продукции, к социально значимым рынкам отнесены 11 видов рынков. Из прежнего перечня остались рынок услуг дошкольного образования, рынок медицинских услуг, рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства, розничная торговля, рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом, рынок услуг связи. Были дополнительно включены рынок услуг детского отдыха и оздоровления, рынок услуг дополнительного образования детей, рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, рынок услуг в сфере культуры. Ранее названный рынок социальных услуг в соответствии с изменившимся перечнем получил название «рынок социального обслуживания населения». Из перечня оказался исключен рынок туристических услуг. В настоящее время в качестве приоритетного рынка рассматривается рынок реализации изделий из янтаря [14].

Анализ выделенных сфер социально-экономической деятельности показывает неоднородность в определении параметров социально значимых рынков. Часть из них связана с социальными функциями государства, другие рынки в большей степени ориентированы на экономические показатели развития региона, комплексного улучшения жизни населения без выделения каких-то особых категорий граждан. Применение рыночных механизмов управления и хозяйствования в таких разнообразных видах деятельности (иные варианты осуществления деятельности не могут быть ориентированы на развитие конкуренции) связано с общими глобальными тенденциями развития государства. «Во время проведения реформы сферы социального обеспечения государство обязано гарантировать его предоставление, в том числе негосударственными субъектами, поскольку именно государство создает условия для функционирования некоммерческих организаций, открывая возможность их финансирования из бюджетных источников» [15]. Марченко М. Н. верно отмечает, что в современных условиях, связанных с процессом глобализации, обеспечение прав человека становится еще более важной обязанностью государства, так как происходит «вовлечение» бизнеса во все сферы жизни общества [16]. Иные авторы расставляют акценты еще более

жестко, отмечая, что «усиление вмешательства государства в экономику, появление социального государства приводят к эрозии и мутациям в традиционных экономических отношениях, классически относившихся к предмету частного права» [17]. На наш взгляд, правовое регулирование социально значимых рынков и является примером такой «мутации», когда смешиваются две сферы — гражданско-правового регулирования и регулирования области социального обеспечения. Можно говорить о комплексном регулировании, можно выделить признаки публицизации тех или иных общественных отношений и проявления конвер-генционного механизма. Но проведенный анализ доказывает, что прежняя система отраслевого деления не позволяет эффективно осуществлять правовое воздействие на выделенные сферы социальной и экономической деятельности с учетом тех целей и задач, которые определены государством. Например, такая область, как социальное партнерство, традиционно рассматривается в русле права социального обеспечения как «основанная на сотрудничестве система взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, иными уполномоченными объединениями работников), работодателями и государством по обеспечению социальной стабильности» [18]. Но и в рамках данных взаимоотношений устанавливается обязанность участников партнерства осуществлять мониторинг регулирования основных социально значимых рынков и рынков, имеющих инфраструктурное значение для экономики страны [19]. Какие последствия будут иметь изменения законодательства для регулирования отношений, подпадающих под определение социально значимых и приоритетных рынков, можно только предполагать. С нашей точки зрения, должно возрасти значение регионального уровня правового регулирования и договорного регулирования. В ином случае цели стратегии развития данных рынков и обеспечения конкурентоспособности субъектов не будут достигнуты. Е

1. Лушникова М. В., Лушников А. М., Тарусина Н. Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений: история, теория и практика (сравнительно-правовое исследование). Ярославль, 2001. С. 110.

2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : федер. закон от 28 дек. 2013 г.

№ 442-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 7007.

3. Сесявин Е. А. Понятия «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136.

4. Серова О. А. «Пространство» гражданского законодательства как проблема развития частного права / / Advances in Law Studies. 2014. Т. 2, № 2. С. 53-57.

5. См. об этом: Кицай Ю. А. Некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг: мнение эксперта о законопроекте / / Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2016. Т. 2, № 66. С. 71—74; Ее же. К вопросу о конкурентных преимуществах негосударственных субъектов в социальной сфере // European Scientific Conference : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза, 2017. С. 239—242.

6. Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 5 сент. 2015 г. № 1738-р // Собр. законодательства РФ. 2015. № 37. Ст. 5176.

7. Шаховская Л. С. Социально значимые рынки: теория, методология, механизм взаимодействия [Электронный ресурс] // Управленец. 2010. № 7-8. URL: http://cyberle-ninka.ru/article/n/ sotsialno-znachimye-rynki-teoriya-metodo-logiya-mehanizm-vzaimodeystviya.

8. Там же.

9. Приложение к Стандарту развития конкуренции в субъектах Российской Федерации : утв. Распоряжением Правительства РФ от 5 сент. 2015 г. № 1738-р // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

10. О новой редакции Стандарта развития конкуренции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сент. 2015 г. № 1738-р [Электронный ресурс] : письмо ФАС РФ от 16 сент. 2015 г. № ЦА/49542/15. URL: www.consultant.ru

11. О внедрении на территории Калининградской области стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] : распоряжение Губернатора Калинингр. обл. от 18 марта 2016 г. № 130-р. URL: http://economy.gov39.ru/Rasporyajenie GK018032016 n 130r0vnedreniiStandartavK0. pdf

12. Об утверждении перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Калининградской области [Электронный ресурс] : распоряжение Губернатора Калинингр. обл. от 27 февр. 2015 г. № 96-р. URL: http://economy.gov39.ru/ RasporyajenieGK 027022015n96r0bUnverjdeniiPerechnya.PDF.

13. О внесении изменения в распоряжение Губернатора Калинингр. обл. от 27 февр. 2015 г. № 96-р [Электронный ресурс] : распоряжение Губернатора Калинингр. обл. от 4 июля 2016 г. № 391-р. URL: http://economy.gov39.ru/ RasporyajenieGK04 072016n391r0V neseniiIzmeneniiV96r.pdf.

14. Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Калининградской области за 2016 год [Электронный ресурс] : доклад URL: http://econo-my.gov39.ru/ 39_ДОКЛАД%20 Калининград%202017%20 конкуренция.pdf.

15. Елисеева С. Н. Конституционно-правовой механизм реализации права граждан РФ на социальное обеспечение // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития : сб. науч. тр. / под ред. В. В. Бехер, Н. Н. Лайченковой. Вып. 4. Саратов, 2016. С. 388.

16. Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2015. С. 377.

17. Правовые акты: оценка последствий : науч.-практ. пособие / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2010. С. 20.

18. Лушникова М. В., Лушников А. М., Тарусина Н. Н. Указ. соч. С. 110.

19. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014—2016 годы (с изм. от 29 дек. 2016 г.) // Рос. газ. 2013. 30 дек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства РФ. — 2013. — № 52 (ч. 1). — Ст. 7007.

Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 5 сент. 2015 г. № 1738-р // Собр. законодательства РФ. — 2015. — № 37. — Ст. 5176.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014—2016 годы (с изм. от 29 дек. 2016 г.) // Рос. газ. — 2013. — 30 дек.

О новой редакции Стандарта развития конкуренции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сент. 2015 г. № 1738-р : письмо ФАС РФ от 16 сент. 2015 г. № ЦА/49542/ 15 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О внедрении на территории Калининградской области стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] : распоряжение Губернатора Калинингр. обл. от 18 марта 2016 г. № 130-р. — URL: http://economy.gov39.ru /Rasporyaj enieGKO18032016n130r0vnedreniiStandart avKO.pdf

О внесении изменения в распоряжение Губернатора Калининградской области от 27 февраля 2015 г. № 96-р [Электронный ресурс] : распоряжение Губернатора Калинингр. обл. от 4 июля 2016 г. № 391-р. — URL: http://economy.gov39.ru/ Raspory ajenieGK04072016n391r0VneseniiIzmeneniiV96r.pdf.

Об утверждении перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Калининградской области [Электронный ресурс] : распоряжение Губернатора Калинингр. обл. от 27 февр. 2015 г. № 96-р. — URL: http://econo my.gov39.ru/Rasporyajenie GK027022015n96r0bU nverjdenii Perechnya.PDF.

Елисеева С. Н. Конституционно-правовой механизм реализации права граждан РФ на социальное обеспечение // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития : сб. науч. тр. / под ред. В. В. Бехер, Н. Н. Лайченковой. — Саратов, 2016. — Вып. 4. — С. 387—390.

Кицай Ю. А. К вопросу о конкурентных преимуществах негосударственных субъектов в социальной сфере / / European Scientific Conference : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. — Пенза, 2017. — С. 239—242.

Кицай Ю. А. Некоммерческие организации — исполнители общественно-полезных услуг: мнение эксперта о законопроекте / / Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. — 2016. — Т. 2, № 66. — С. 71—74.

Лушникова М. В. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений: история, теория и практика (сравнительно-правовое исследование) : монография / М. В. Лушникова, А. М. Лушни-ков, Н. Н. Тарусина. — Ярославль : Яросл. гос. ун-т, 2001. — 416 с.

Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации / М. Н. Марченко. — М. : Проспект, 2015. — 400 с.

Правовые акты: оценка последствий : науч.-практ. пособие / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. — М. : ИД «Юриспруденция», 2010. — 224 с.

Серова О. А. «Пространство» гражданского законодательства как проблема развития частного права / / Advances in Law Studies. — 2014. — Т. 2, № 2. — С. 53-57.

Сесявин Е. А. Понятия «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. — 2015. — № 9-2. — С. 136-140.

Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Калининградской области за 2016 год [Электронный ресурс] : доклад. — URL: http:/ / economy.gov39.ru/39_ДОКЛАД% 20Калининград%202017%20 конкуренция.pdf.

Шаховская Л. С. Социально значимые рынки: теория, методология, механизм взаимодействия [Электронный ресурс] // Управленец. — 2010. — № 7—8. — URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/ sotsialno-znachimye-rynki-teoriya-metodologiya-meha-nizm-vzaimodeystviya.

Socially Important Markets in the System of Legal Regulation of Public Relations

© Kitsai J., 2017

The article gives an assessment of the transition to market mechanisms of economic management in the social sphere. The author singles out the signs of a socially significant market. It is revealed that the spheres of activity falling under the definition of a socially significant market are not connected with the characteristics and nature of any activity. The decision of the authorized state body and the social and economic needs of the regions of Russia is of primary importance for identifying a socially significant market. In this regard, we can expect the strengthening of the significance of the regional level of legal regulation and contractual regulation in the sphere of social security.

Key words: socially significant market; non-profit organizations performing public services; development of competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.