Научная статья на тему 'Некоторые вопросы социально-экономического развития агулов в XVIII XIX веках'

Некоторые вопросы социально-экономического развития агулов в XVIII XIX веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРАСНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / ФОРМЫ СКОТОВОДСТВА / ДОМАШНЯЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕМЕСЛА / ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / ПУТИ СООБЩЕНИЯ. / TERRACE AGRICULTURE / FORMS OF CATTLE BREEDING / DOMESTIC INDUSTRY / CRAFTS / TRADE / TRADE CENTERS / TRANSPORT LINKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ибрагимов И. Г.

В статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития агулов в XVIII XIX вв. В рассматриваемый период основными отраслями хозяйственной деятельности были земледелие и скотоводство, значительное развитие в рамках натурального хозяйства получили домашние промыслы и ремесла. Отдельные общества агулов были связаны не только между собой, но и с соседними народами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE AGULS in the XVIII XIX centuries

The paper considers some aspects of social and economic development of the Aguls in the XVIII-XIX centuries. During the period under study agriculture and cattle breeding were the basic economic activities; crafts were also developed significantly within the limits of a subsistence economy. Some Agul communities had economic links not only between themselves, but also with neighboring nations.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы социально-экономического развития агулов в XVIII XIX веках»

УДК 94(47) И.Г. Ибрагимов

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГУЛОВ в XVIII - XIX веках

В статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития агулов в XVIII - XIX вв. В рассматриваемый период основными отраслями хозяйственной деятельности были земледелие и скотоводство, значительное развитие в рамках натурального хозяйства получили домашние промыслы и ремесла. Отдельные общества агулов были связаны не только между собой, но и с соседними народами.

Ключевые слова: террасное земледелие, формы скотоводства, домашняя промышленность, ремесла, торговля, торговые центры, пути сообщения.

I.G. Ibragimov

SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE AGULS in the XVIII - XIX centuries

The paper considers some aspects of social and economic development of the Aguls in the XVIII-XIX centuries. During the period under study agriculture and cattle breeding were the basic economic activities; crafts were also developed significantly within the limits of a subsistence economy. Some Agul communities had economic links not only between themselves, but also with neighboring nations.

The key words: terrace agriculture, forms of cattle breeding, domestic industry, crafts, trade, trade centers, transport links.

Изучение вопроса социально-экономического развития отдельных владений и обществ Дагестана представляется чрезвычайно важным. Эта проблема изучалась во многих работах, статьях, монографиях дагестанских ученных - одни осмысляли ее более широко, другие - менее [3; 5; 8; 11; 14; 15]. Несмотря на это в дагестанской исторической литературе все же еще недостаточно внимания уделено социально-экономическому развитию отдельных владений.

Территория, занимаемая агулами, относится к тем частям Дагестана, где издревле было распространено земледелие. Об этом свидетельствует археологический материал, в частности остатки заброшенных довольно крупных размеров поселений и множество террас в их окрестностях. Террасное земледелие представляло собой значительное агротехническое достижение горцев Дагестана, которое способствовало интенсивным формам ведения земледелия.

С присоединением Дагестана к России политическая обстановка на Кавказе в целом стабилизировалась, что способствовало возрождению традиционных торговых связей. В таких условиях агулы уделяли меньше внимания производству зерна. Недостающий дешевый хлеб они могли свободно приобрести у лезгин, табасаранцев и других народов, живущих в предгорной и равнинной зонах, в обмен на продукты животноводства. Путешественник А. Беккер отмечал: «В предгорной части Кюринского ханства, в районе Капира и Кураха на полях произрастает отличная пшеница» [1, с. 30 - 51]. Он же называл Кюринское ханство житницей для значительной части Дагестана, особенно рутульцев, агулов, цахуров. Во второй половине XIX в. многие террасы, которые обрабатывались в более ранний период, были заброшены. Все это дало повод путешественникам, представителям военной администрации, историкам и другим, побывавшим в Агуле, утверждать об отсталости земледелия у агулов. Все эти авторы в основном опе-

рируют материалами второй половины XIX в. и даже начала ХХ в. Несмотря на это многие данные свидетельствуют о том, что земледелие наряду со скотоводством являлось одной из древних и ведущих отраслей хозяйства агулов.

Показателем древнего характера земледелия у агулов и его роли в экономике является обилие фольклорного материала, сохранившегося до настоящего времени. Это пословицы и поговорки, связанные с земледелием, наличие развитого земледельческого календаря, многочисленных аграрных культов, обрядов, собственные названия злаковых культур и сельскохозяйственного инвентаря.

У агулов в древности и в позднем средневековье широко культивировались полба и рожь. Они отличались холодостойкостью и давали хороший урожай. Побывавшие здесь специалисты и путешественники после присоединения Дагестана к России единодушно подтверждают, что самым распространенным злаком у агулов являлась рожь.

В результате многовекового опыта агулов в земледелии выработался интересный, четкий земледельческий календарь, который строго регламентировал все циклы сельскохозяйственных работ Во всех селениях существовали свои солнечные ориентиры, по которым определялось наступление того или иного времени.

Следует отметить, что в экономике агулов в XVIII -XIX вв. огромное место занимало скотоводство, являясь древним занятием, как и у всех жителей горного Дагестана. Судя по археологическим данным, скотоводство в горах развивалось еще в начальный период бронзового века.

Формы скотоводства и содержания скота у агулов были достаточно развиты. Свидетельствует об этом прежде всего наличие летних и зимних пастбищ с недалеким отгоном. Как справедливо отмечает М -З.О. Османов, «одним из самых важных компонентов природ-

ных условий и вообще совокупности фактов, определяющих зарождение и бытовые формы скотоводства, являются кормовые угодья. Именно они в первую очередь определяют особенности сезонно-зонального содержания скота» [12, с. 37].

Сельские общины агулов разработали строжайшие правила передвижения скота с зимних пастбищ на весенне-летние и обратно. Это позволяло с максимальной пользой использовать имеющиеся природные ресурсы.

Наряду с земледелием и скотоводством важную роль в крестьянском хозяйстве агулов играли кустарные промыслы. Агулы издавна, как и другие горцы Дагестана, перерабатывали разнообразное сырье, выработав определенные технические и художественные приемы и навыки в этой области. Кустарная промышленность у них исторически связана с земледелием и скотоводством, потреблением металла, обработкой дерева, переработкой продукции животноводства, с чем они были знакомы с древних времен. Об этом свидетельствуют археологический материал, первоисточники, устная традиция, наличие исключительно собственных названий кустарных изделий, а также своеобразный стиль и художественное оформление предметов промысла, сохранившихся до настоящего времени.

Одним из видов кустарных промыслов была обработка шерсти. В «Дагестанском сборнике» каждый год отмечалось, что «лучшими качествами шерсти отличаются овцы горных частей округа, в особенности Курах-ского участка» [6, с. 63]. Шерсть в основном шла на производство сукна и ковров. Изготовление сукна начиналось с выбора и подготовки шерсти. Предназначенная для пряжи шерсть предварительно перебиралась, затем тщательно промывалась в холодной воде без моющих средств. По традиции, как и у всех горцев Дагестана, все работы, связанные с обработкой шерсти до получения конечной продукции у агулов выполняли женщины. Естественно, в средневековую эпоху, и даже в наше время, это трудоемкая работа, требующая от женщин не только мастерства, но и художественных способностей. Об этом в свое время Е.М. Шиллинг писал так: «Сколько усилий, сколько непроизводительной затраты времени нужно было делать женщине, чтобы в темных и тесных саклях или где-нибудь в хлеву, на окружающей дом галерее, под навесом, вести кропотливый и точный подсчет ворсовых узлов, сравнивая растущую на станке ткань с оригиналом - каким-нибудь старым ковром, орнаментику которого она воспроизводила и который ей даже негде было удобно для себя расстелить» [16, с. 168].

Кроме того, женщина для каждого узора должна была подбирать краску. В узорах агульских ковров преобладали голубой, темно-синий, желтый, оранжевый, зеленый, красный, т.е. преимущественно яркие цвета. В исследуемое время краски готовили из местных трав, цветов, корней ольхи. Возможно, широко использовался и красильный материал из марены. Растительные краски, по единодушному признанию специалистов, являлись прочными. Но позднее, в конце XIX в., они были заменены фабричными. К.Ф. Ган по этому поводу писал: «К сожалению, даже в этих отдаленных местностях простые растительные краски уже заменяются анилиновыми» [4, с. 321]. Ковровые (ворсовые)

изделия отдельных селений ценились не только в Дагестане, но и в Закавказье. «Южный Дагестан был признанным центром коврового производства. Ковроткачество наиболее было развито в Табасаране, в лезгинских селениях Микрах, Ахты... Рутул, Шиназ Рича, Тпиг и др.» [14, с. 142].

Повсеместно в горах, в том числе и в Агуле, широкое распространение получило производство войлока. Технология изготовления войлока у всех горцев была одинаковой. Войлок использовали как постельную принадлежность, им застилали полы дома, он служил также мягкой попоной как для ездовых, так и для вьючных животных.

Традиционным и немаловажным промыслом у агулов оставалась выделка овчины и кожи. Этим занимались только мужчины. Овчина шла в основном на изготовление верхней одежды: шубы с ложными рукавами («х!якуп»), тулупы («кул»), полушубки; из овчины шили также штаны, телогрейки-майки, папахи («бармак»).

Высокого совершенства достигла в Агуле строительная техника, имевшая многовековую историю, основанная на древнейших традициях. Со строительством жилищ, мостов, мечетей, крепостей непосредственно была связана и художественная обработка камня. В Агуле, согласно имеющемуся материалу (например, эпитафиям), выделялся определенный слой масте-ров-профессионалов. Это привело к развитию декоративного и прикладного искусства в Агуле. Наибольшее число памятников архитектуры сохранилось в селениях Рича, Буршаг Тпиг, Арсуг с надписями, позволяющими не только определить время сооружения, но и выяснить имена мастеров декоративных работ. Особенно много строительных надписей встречается в селении Рича [18, с.409 - 413]. Большое число строительных надписей с указанием имен строителя, писца, наличие в них звания устад дает право говорит о том, что в Агуле были профессиональные мастера-строители и мастера по архитектурно-декоративным работам [17, с. 55].

Определенное развитие в хозяйстве агулов получило гончарное производство. Следует отметить, что до позднего средневековья этим видом ремесла занимались почти все горцы Дагестана. В древний период гончарные изделия были необходимы в хозяйстве для хранения сыпучих и жидких продуктов.

Большое значение в экономической жизни агулов имела торговля. Торговля, возникшая еще в древности на основе продуктообмена, широкое развитие получила в последующую историческую эпоху. Расширение торговых связей, в свою очередь, способствовало развитию земледелия, скотоводства и домашних промыслов. Особое значение для развития торговли имела древняя торгово-стратегическая магистраль, проходившая через территории расселения агулов. Торговля в целом в XVIII - XIX вв., как и в предшествующие периоды, развивалась в рамках натурального хозяйства. Но в этот период увеличивается ассортимент продукции домашней промышленности, выставляемой на рынок. Это было связано с дальнейшим углублением хозяйственной специализации отдельных естественно-географических зон. Несомненным следствием специализации производства являлось расширение ассортимента товаров, улучшение их качества.

Кроме того, в этот период четко определились крупные торговые центры, игравшие огромную роль в экономической жизни. Так, например, селение Ахты являлось центром не только населения Южного Дагестана, сюда стекалось по торговым делам и население высокогорных районов Дагестана. «Приезжают с товарами и горцы ... андийцы с бурками (в Ахты - И.И). Впрочем, -пишет Ал. Беккер, - эти и другие горцы проезжают только через Ахты, направляясь в Нуху» [13, с. 40]. Естественно, в Ахтах, в Дербенте и Кубе агулы сталкивались с различными этносами Дагестана и приобретали их продукцию, те. происходил взаимообмен товарами, устанавливались тесные торгово-экономические контакты. Особенно часто агулы реализовывали свои товары на базаре в селении Касумкент. Они привозили сыр, масло, шерсть, шубы, шерстяные носки и другие товары и приобретали здесь зерно, мануфактуру, фрукты и овощи. Этот базар сыграл большую роль в сближении агулов с лезгинами [10, с. 530].

Большим торговым центром, куда периодически собирались торговцы с различных районов Дагестана и Чечни, был Кази-Кумух. Казикумухский рынок отличался широким ассортиментом товаров. Для агулов и рутулов Кази-Кумух был основным местом сбыта своей продукции и покупки необходимых товаров. Агулы называли Кази-Кумух лакским городом («якул шагьар»), что свидетельствует о той огромной роли, которую играл Кумух в экономической жизни агулов. Н.И. Воронов отмечал, что известностью пользовался казикумухский базар, собиравшийся традиционно по четвергам. Сюда съезжались лакцы, агулы, рутульцы, даргинцы, аварцы и др. [2, с. 38]. Значение Кумуха, как торгового центра, куда стекались не только горцы Дагестана, но и торговые люди из Закавказья и Северного Кавказа, подчеркивают авторы XIX в. В частности, Васильев пишет: «По четвергам в главном ауле Кумух бывает базар, по своей многолюдности напоминающий ярмарку Сюда съезжались аварцы, даргинцы, лезгины, агулы, грузины, чеченцы и др.» [9, с. 111].

Естественно, внутренняя торговля в горах носила натуральный характер. При наличии общественного разделения труда горцы нуждались в тех продуктах сельского хозяйства, домашней промышленности и т.д., которые у них не производились. Агулы испытывали потребность во фруктах, соли, зерне и сельхозорудиях. Они их приобретали в обмен на продукты животноводства, главным образом, масло, сыр, шерсть, мясо и ковровые изделия. Агулы вырабатывали значительное количество животноводческих продуктов: мяса, масла, молока , сыра и шерсти .

Большое значение для дальнейшего развития торгово -экономических отношений имели колесные дороги и мосты, построенные русскими войсками с помощью местного населения в первой половине XIX в. В этот период была проведена колесная дорога от Дербента через Табасаран до агульского селения Буршаг,

расположенного на высоте 3000 м над уровнем моря. Дорога эта шла по древнему торгово-стратегическому пути Чираг - Кумух - Согратль, Голотлинский мост, по Аварскому Койсу, Анди и далее на Северный Кавказ. Были расширены горные перевальные пешеходные тропы, связывающие Агул с Касумкентом: 1) по р. Чи-рах-чай - Тпиг - Дулдуг - Гоа - Хоредж - Хив - Касумкент; 2) Рича - Усуг - Курах - Касумкент. Намного была улучшена древняя дорога для вьючных животных, ведущая в Ахты: Чираг - Шиназ - Рутул - Ахты.

Вышесказанное позволяет нам сделать выводы о том, что основными отраслями хозяйства жителей Агула в XVIII - XIX вв. были земледелие и скотоводство. Значительную роль в экономической жизни играли всевозможные домашние промыслы и ремесла. В целом с ростом торговли стали развиваться товарно-денежные отношения, способствовавшие втягиванию агулов в общее русло русского капиталистического рынка. Превращение товаров, т.е. предметов хозяйственной деятельности, в деньги способствовало развитию скотоводства и других отраслей хозяйства. Это, в свою очередь, привело к ускорению процесса имущественной и социальной дифференциации агульского общества.

1. Беккер Ал. Поездки по Южному Дагестану // ССКГ. Тифлис, 1876. Вып. IX. Отд. IV.

2. Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану // ССКГ. 1870. Вып. III.

3. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М.,1961.

4. Ган К.Ф. Экскурсия в Нагорную Чечню и Западный Дагестан летом 1901 г. // Известия КОИРГО. Тифлис, 1902. Т. 15.

5. Гасанов М.Р Из истории Табасарана XVIII - начала XIX вв. Махачкала,1978.

6. Дагестанский сборник. Темир-Хан Шура, 1904. Вып. II.

7. История Дагестана. М., 1967. Т. 1.

8. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - XIX вв. Махачкала, 1956.

9. Маршаев Р., Бутаев Б. История Лакцев. Махачкала, 1992.

10. Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1.

11. Османов ГГ. Социальный строй Дагестана в конце XVIII - начале XIX в. // УЗ ИИЯЛ Т. VII. 1958.

12. Османов М-З.О. Формы традиционного скотоводства народов Дагестана в XIX - начале XX в. М., 1990.

13. Поездка г. Беккера по Южному Дагестану // ССКГ. 1876. Т. IX. Отд. 4.

14. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964.

15. Хашаев Х-М. О. Общественный строй Дагестана в XX веке. М., 1961.

16. Шиллинг Е.М. Ковроткачество Дагестана // СЭ. 1934. № 4 - 5.

17. Шихсаидов А.Р. Дагестан в X - XIV вв. Махачкала, 1975.

18. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.