Научная статья на тему 'Борьба агулов с татаро-монгольскими завоевателями (к 770-летию ричинского сражения 1239 года)'

Борьба агулов с татаро-монгольскими завоевателями (к 770-летию ричинского сражения 1239 года) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1174
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРО-МОНГОЛЫ / РИЧА / МАГЪУ-ДЕРЕ / ДЕРБЕНТ / ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ НАДПИСИ / ГЕРОИЧЕСКАЯ БОРЬБА / ШИРВАН / КУФИЧЕСКИЕ НАДПИСИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ибрагимов Ибрагим Гаджиевич

В статье рассматривается борьба народов Дагестана против татаро-монгольских завоевателей в начале XIII в. Дагестанцам на протяжении всего средневековья приходилось отстаивать независимость в борьбе против иноземных завоевателей. Нормальный ход политического и экономического развития региона регулярно нарушался из-за вмешательства внешнеполитических сил. Так было и в начале XIII века, когда начались походы монголов на Кавказ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба агулов с татаро-монгольскими завоевателями (к 770-летию ричинского сражения 1239 года)»

БОРЬБА АГУЛОВ С ТАТАРО-МОНГОЛЬСКИМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ (к 770-летию Ричинского сражения 1239 года)

©2009,,, ., г Ибрагимов И.Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается борьба народов Дагестана против татаро-монгольских завоевателей в начале XIII в. Дагестанцам на протяжении всего средневековья приходилось отстаивать независимость в борьбе против иноземных завоевателей. Нормальный ход политического и экономического развития региона регулярно нарушался из-за вмешательства внешнеполитических сил. Так было и в начале XIII века, когда начались походы монголов на Кавказ.

The author of the article explores the struggle of the peoples of Daghestan against Tatar-Mongol invaders in the early 13th century. Daghestan peoples throughout the Middle Ages had to defend their independence struggle against the foreign invaders. The normal course of political and economic development of the region had been regularly disturbed by the interference of foreign forces. The situation remained the same in the beginning of the 13th century, when the Mongols began military campaigns in Caucasus.

Ключевые слова: татаро-монголы, Рича, Магъу-дере, Дербент,

эпиграфические надписи, героическая борьба, Ширван, куфические надписи.

Keywords: Tartar Mongols, Richa, Magu-dere, Derbent, epigraphic inscriptions, heroic struggle, Shirvan, Kufic inscriptions.

Начиная с 20-х годов XIII века над Дагестаном и над всем Ближним Востоком нависла опасность вторжения иноземных захватчиков - монголов. Современник похода монголов Ибн ал-Асир (1160-1234 гг.), потрясенный ужасами этого нашествия, писал: «...о великом событии и большом несчастии, подобного которому дни и ночи еще не родили; оно постигло всех людей, но в особенности мусульман» [6. С. 135].

Устроив погром в закавказских странах и получив богатый выкуп, монголы решили двинуться на родину через Грузию. Но, как пишет Рашид ад-Дин, «вследствие того, что монголы увидели в пределах Грузии лесные дороги и труднопроходимые чащи, они вернулись назад в Арран» [10. С. 310].

Весной 1222 г. монголы подошли к Дербенту. Однако они не смогли пройти через укрепленный Дербент. Взять крепость хитростью монголам также не удалось. Тогда они пошли на хитрость, предложив Ширваншаху - дербентскому правителю - отправить к ним посольство для заключения мира. Он послал десять человек из лучших своих знатных людей, а монголы одного убили, остальным же сказали: «Если вы укажете нам дорогу, по которой нам пройти, то вам будет пощада, а если не сделаете этого, мы убьем и вас» [7. С. 658].

Оставшиеся в живых девять посланцев вынуждены были провести монгольских завоевателей через Кавказские горы.

Опираясь на собранный нами историко-этнографический материал, можно предположить, что монголо-татары, обойдя Дербент, прибыли в Касумкент, оттуда в Хив по ущелью Магъу-дере Агул, Кумух, Чох, Хунзах, Ботлих и через Андийский перевал в Чечню. Для монголо-татар не было необходимости после неудачной попытки пройти через Дербент возвращаться обратно к Самуру и отсюда через Курах идти к Кумуху. В силу ограниченности сведений письменных источников, отсутствия данных эпиграфики, касающихся первого вторжения монгольских полчищ, сложно определить степень участия народов Дагестана в борьбе против них. Однако поскольку монголы прошли через территорию агулов, полагаем, что и агулы не остались в стороне от этих событий и оказывали упорное сопротивление.

Проходя через Дагестан, монголы с присущей им жестокостью убивали, грабили, уничтожали населенные пункты. Они и с лакзами обошлись очень жестоко «и произвели резню среди встречавших их враждебно жителей тех стран, и дошли до алан» [6. С. 142], - сообщает Ибн ал-Асир.

В целом, как это отмечено в «Истории народов Северного Кавказа», первый поход татаро-монгольских войск имел разведывательный характер и не привел к установлению господства в Дагестане и на Северном Кавказе [8. С. 153]. Перед разведывательным отрядом была поставлена конкретная задача - пройти через Иран, Кавказ, Дешт-и-Кипчак и возвратиться на родину. Бесспорно, монголы хорошо были знакомы с географией тех стран, через которые должен был пройти двадцатитысячный отряд. И, главное, они точно знали, через какую часть Кавказа можно пройти в сторону кипчаков и затем снова возвратиться на родину, но не ожидали, что им окажут упорное сопротивление, как это было в Дербенте.

Надо сказать, что пока еще неизвестно, сколько длился переход татар через территорию Дагестана. Согласно сведениям источников, еще зимой 1222 г. монголы находились на своей «базе» в муганской степи. «Зиму они (татары -И.И.) проводили в плодородных и плодоносных местах Мугана в Стране Албании, ... весной шли дальше и разрушали всякие страны», - сообщает армянский историк XIII века Давид Багишеци [2. С. 23].

С этого времени начинаются беспрерывные нашествия монголов в кавказские страны, сопровождавшиеся неслыханными жестокостями. Преодолев упорное сопротивление населения, опустошив страны и истребив множество людей, монголо-татары в течение 1235-1238 гг. подчинили себе почти все земли Закавказья, такие, как Гянджа, Ани, Карс, Тифлис, Шемаха и др. [4. С. 651-675].

После взятия Дербента в 1239 году монголы перешли к планомерному завоеванию Дагестана. С этой целью они одновременно отправили многочисленные отряды с двух сторон во внутреннюю часть Дагестана. Один отряд двигался через территорию лезгин, табасаран и агулов. Здесь существовали перевальные дороги, связывающие Южный Дагестан с землями лакцев, даргинцев, аварцев и других народов. Главная магистраль проходила по территории агулов. По реке Самур до Агула можно было добираться двумя проходами: 1) Ахты-Рутул-Шиназ-Чираг; 2) Ахты-Хлют-Играх-Усуг-Рича. По реке в Касумкент тоже существовали две дороги, ведущие через Агул во внутренний Дагестан: 1) Касумкент-Хив-Хоредж-Гоа-Дулдуг-Тпиг-Рича; 2)

Касумкент-Икра-Курах-Усуг-Рича (по Курах-чаю). Вероятно, этими проходами и пользовались татаро-монго-лы. Второй отряд монголов двигался по побережью Каспия через Кайтаго-Таба-саран в глубь Дагестана.

Естественно, трудно точно определить маршрут татаро-монголов из Дербента до агульских селений. Каким именно из четырех переходов они пользовались в своем продвижении? В любом случае все они проходили через Агул. И, как нам кажется, больше всех в Южном Дагестане от татаро-монголов и в первом и во

втором походах пострадали агулы. Несомненно, они оказывали героическое сопротивление продвижению монголов. Об этом свидетельствуют первые письменные известия о пребывании татаро-монголов в горах Дагестана с начала второго похода.[11]

Согласно устной традиции, монголы пришли в сел. Рича именно по ущелью «Магъу-дере». Как предполагают, средневековые поселения, расположенные в районе сел. Рича, имея развитую систему оборонительных сооружений, оказывали упорное сопротивление монголам. О силе их красноречиво свидетельствует характер разрушений этих селений: они были разграблены, оборонительные стены до основания разрушены, сохранилась кладка оборонительных стен в два-три ряда камней, жилые комплексы погибли при пожаре (об этом говорят многочисленные следы пожаров), все это и положило конец экономическому и политическому развитию целого ряда поселений агулов, которые впоследствии распались. Об ожесточенном характере сопротивления горцев против завоевателей говорят и сохранившиеся здесь народные предания. Так, в предании из сел. Рича говорится, что когда ричинцы получили известие о приближении монголо-татар, то они организовали оборону и совместно с населением соседних сел выступили против них. Агулы сражались упорно и долго и на некоторое время задержали завоевателей. Но силы были неравные, местное население не выдержало натиска превосходящих сил монголов. Много ричинцев погибло в этой битве, а оставшихся в живых монголы погнали в Убратт и растоптали копытами коней. После этого завоеватели сожгли все селение [9. С. 65].

В 1848 г. известный востоковед Н. В. Ханыков, находясь в высокогорном Рича, обнаружил надпись, которая была вставлена в стену минарета. В последующем она была издана в августовском номере известного французского журнала « иогпа! Аэ1ай дие» вместе с рисунком, расшифровкой и французским переводом [12. С. 14]. Ричинские надписи интересны тем, что они вносят ясность в вопрос о времени пребывания монголов в Дагестане и маршрутах продвижения. Кроме того, в эпитафиях отражена героическая борьба агулов против татар. В частности, одна из надписей гласит:

(1) Во имя Аллаха, милостивою, милосердною. Аллах! Аллах! Аллах!

(2) Пришло войско татар, — да не будет им от Аллаха большего предела'.!

(3) в Баб ал-Кист Риджу, когда оставалось от месяца

(4) раби ал-аввал десять дней. Затем возвали с ними жители Риджи,

(5) до середины раби ал-ахира года тридцать семь

(6) и шестьсот (т. е. шестьсот тридцать седьмого). Потом построить эту крепость приказал Сабадж.

(7) б. Сулайман в месяце эи-л-хиджжа, (одном) из месяцев года.

(8) шестьсот тридцать восьмого11.

Из этой надписи мы узнаем также, что Ридж (Рича) назван еще Баб ал-Кист, что в переводе с арабского означает «Ворота справедливости». Оборона Рича, как утверждают исследователи, продолжалась примерно с 20 октября по 15 ноября 1239 г. [12. С. 14].

В этом сражении вместе с ричинцами активное участие приняли и жители близлежащих сел. В течение 25 дней ричинцы и их соседи отчаянно защищались. В этом, как справедливо отмечает Ш. Ахмедов, помогала развитая система оборонительных сооружений [1. С. 12]. Согласно устной традиции, ко времени прихода монголов Рича была крупным населенным пунктом, где было 700 дворов и мощная крепость, расположенная на господствующей вершине Хъюхъвал. «По обеим сторонам реки Чирах-чай располагались две сторожевые башни, связанные между собой цепями. Оборонительные башни имели связь с основной крепостью в сел. Рича» [1. С. 13]. Хотя ричинцы и их союзники отчаянно защищались, но силы были неравные и почти все население аула погибло, а последняя горстка храбрецов нашла убежище за стенами мечети. «Разъяренные монголы, - утверждает А. Р. Шихсаидов, - разрушили мечеть, бывшую, видимо, опорным пунктом оборонявшихся, а также все селение». [13. С. 180].

О силе их сопротивления красноречиво свидетельствует характер разрушения этих городищ: они были до основания разрушены, жилые комнаты были уничтожены при пожаре, о чем свидетельствуют многочисленные следы этого в культурном слое.

Монгольские завоевания положили конец экономическому, политическому развитию этих городищ, оставшиеся жители были рассеяны, часть, судя по легендам, ушла в Азербайджан, а часть основала современный аул Рича. Согласно устной традиции, Рича семь раз строился и столько же разрушался. Монголы не сумели окончательно уничтожить всех жителей сел. Рича и разрушить селение. Видимо, оставшиеся жители разрушенных поселений

переселились в Рича и аул снова возродился: через год правитель области Рича построит крепостные сооружения [3. С. 14].

Надо полагать, что из Дербента монгольские завоеватели совершили грабительские набеги и в другие районы горного Дагестана, при этом беспощадно истребляя местное население за оказанное им сопротивление. Но больше всего от нашествия монголов страдало население плоскостной части. Как об этом свидетельствуют многочисленные предания и легенды, сохранившиеся в народной памяти, жители равнинного Дагестана, чтобы спастись от врага, переселялись в горные труднодоступные места. К сороковым годам XIII в. монголы силой подчинили многие земли Кавказа. Но в Дагестане монголы, кроме покорения приморской полосы, большего добиться не могли.

Подтверждением этому служит сообщение Гильома Рубрука, который писал: «За ними (черкесы и аланы - И.И.), вблизи моря или озера Этилии, находятся некие сарацины, именуемые лесгами, которые главным образом не подчинены (татарам). За ними находятся «Железные ворота» [5. С. 28]. Судя по тексту, речь здесь идет о народах, живших между аланами и Дербентом. Видимо, под лесгами следует подразумевать всех горцев Дагестана, которые в середине XIII века продолжали вести борьбу против татаро-монголов. Горцы Дагестана не числятся также в списке покоренных Плано Карпини - автора середины XIII в. Он дает подробный перечень стран и народов, которых монголы подчинили своей власти. Здесь упоминаются аланы, черкесы, комуки и другие тюркоязычные народы Северного Кавказа.

Таким образом, приведенный выше материал свидетельствует о том, что агулы в первом и втором походах оказали упорное сопротивление монголам и преградили им дорогу во внутренний Дагестан.

Примечания

1. Агулы. Махачкала, 1975. С. 13. 2. Ализаде А.А. Социально-экономическая и политическая история Азербайджана ХШ-Х1\/ вв. Баку, 1956. С. 357. 3. Ахмедов Ш.М. История сельского общества Рича. Махачкала, 1969. С. 14. 4. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Аекции1-2. Соч. Т.2. С. 62-63. 5. Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов ХШ-ХУШ вв. / Составление, введение, вступительная статья к текстам и примечания В. Г. Гаджиева. Махачкала, 1992. С. 28. 6. Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камиль / Пер.Жузе. Баку, 1940. С. 135. 7. Ильминский Н.И. Выписки из Ибн-ал-Атира о первом нашествии татар на Кавказские и Черноморские страны с 1220 по 1224 годы // Ученые записки Академии наук. Т.Н. Вып. 4. СПб., 1854. С. 658. 8. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988. С. 193. 9. Ичалов Г.Х. В глубь столетий. Махачкала, 1985. С. 65. 10. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М.-Л., 1952. Т.1. Кн.2. С. 310. 11. Ханыков Н.В. Археологические известия // Газета «Кавказ». 1850. №53. 12. Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают. Махачкала, 1969. С. 15. 13. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969. С. 180.

Статья поступила в редакцию 29.10.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.