Научная статья на тему 'О развитии торговли и дорожного строительства на юге Дагестана в хviii-хiх вв'

О развитии торговли и дорожного строительства на юге Дагестана в хviii-хiх вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ТОВАР / ДОМАШНЯЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПЕРЕВАЛЫ И ДОРОГИ / ПУТИ СООБЩЕНИЯ / ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / ФАБРИЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / КЕРАМИКА / УТВАРЬ / НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ибрагимов Ибрагим Гаджиевич

В статье рассматривается развитие торгово-экономических взаимоотношений между народами Южного Дагестана в XVIII-XIX вв. Огромное значение в экономической жизни имела торгово-экономическая магистраль, проходившая через территорию Южного Дагестана. Во второй половине XIX века со строительством новых дорог и мостов усиливается процесс дальнейшего развития экономических и культурных отношений народов Южного Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии торговли и дорожного строительства на юге Дагестана в хviii-хiх вв»

О РАЗВИТИИ ТОРГОВЛИ И ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ЮГЕ ДАГЕСТАНА В XVIII-XIX вв.

® 2008 Ибрагимов И.Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается развитие торгово-экономических взаимоотношений между народами Южного Дагестана в XVIII-XIX вв. Огромное значение в экономической жизни имела торгово-экономическая магистраль, проходившая через территорию Южного Дагестана. Во второй половине XIX века со строительством новых дорог и мостов усиливается процесс дальнейшего развития экономических и культурных отношений народов Южного Дагестана.

The author of the given article reviews the development of trading and economic relations between the peoples of the Southern Daghestan in the 18-19th centuries. Trading economic pathway, stretched upon the territory of Southern Daghestan had significant importance for the economic life. In the second half of the 19th century the construction of new roads and bridges accelerated the process of the further development of economic and cultural relations between the peoples of Daghestan.

Ключевые слова: торговля, товар, домашняя промышленность, перевалы и дороги, пути сообщения, торговые центры, фабричные изделия, керамика, утварь, натуральное хозяйство, обрабатывающая промышленность.

Keywords: trade, goods, domestic industry, mounting passes and roads, means of communication, shopping centers, factory-made goods, ceramics, utensils, natural facilities, processing industry.

Изучение многовековых и разносторонних связей народов Дагестана (экономических,

культурных и военно-политических) является одной из актуальных задач исторической науки. Общность исторических судеб народов Дагестана наглядно выявляется при ближайшем изучении истории их взаимоотношений. Схожие условия жизни, вековые экономические и культурные связи, поддержка и взаимовыручка способствовали их тесному сближению и

взаимовлиянию.

Важное значение в экономической жизни народов Южного Дагестана имели торгово-стратегические пути и магистрали, проходившие через территории расселения народов Южного Дагестана. Впервые на

значение внутреннего пути, соединяющего южные страны с северокавказскими степями, обратил внимание Б. К. Малачиханов [7. С. 287]. Народы Южного Дагестана были вовлечены в межкавказские торговые связи еще с раннего

средневековья. «Впоследствии, -отмечает А. Р. Шихсаидов, -примерно в XV века в связи с

падением торгового значения

Дербента, этот внутренний путь приобретает еще большее значение. По этому пути горцы поддерживали регулярные связи с Северным

Кавказом и Азербайджаном» [12. С. 131]. Можно сказать, что лезгины, агулы, табасараны, рутульцы и цахуры благодаря своему

месторасположению еще в ранние исторические периоды были втянуты

в круговорот торговых отношений. Об этом свидетельствуют археологические материалы из развалин раннесредневековых

поселений, расположенных на перевальных путях и по трассе следования торговых караванов. Археологический материал, а также небольшие разведочные работы на этих памятниках выявили наличие здесь большого количества фрагментов поливной керамики, которая проникла сюда из Дербента, ставшего со второй половины VIII в. крупным центром по ее производству [6].

Существует также мнение о том, что поливная керамика в этот регион попала из Грузии [3. С. 242].

«Вероятно, по древней торговой магистрали Дербент - Курах - Кумух,

- пишет Ш. М. Ахмедов, -

осуществлялись интенсивные

торговые операции и многие привозные вещи реализовывались здесь» [1. С. 63]. По этому пути в весенне-летний период проходили большие караваны верблюдов с разнообразными товарами в Кумух [9]. Об этом в свое время писал Б. Малачиханов, который отмечал, что по этому пути поддерживались торговые взаимоотношения и в поздний период. В подтверждение сказанного он приводит факт прохождения по этой магистрали каравана с грузом нефти. «Живой иллюстрацией такого положения, - пишет он, - являлись заезжие из нынешнего Азербайджана верблюжьи караваны с грузом нефти» [7. С. 287], которых наблюдали жители сел, расположенных вдоль этой дороги. В XVII веке джамаат Тпига, построив каменный мост на р. Чирах-чай, намного улучшил эту древнюю торговую дорогу. Торговля народов Южного Дагестана в целом в XVIII-XIX вв., как и в предшествующие периоды, развивалась в рамках натурального хозяйства. В этот период увеличивается ассортимент продукции домашней промышленности,

выставляемой на рынок. Это было

связано с дальнейшим углублением хозяйственной специализации

отдельных естественно

географических зон [4. С. 282].

Несомненным следствием

специализации производства

являлось расширение ассортимента товаров, улучшение их качества.

Историко-этнографический материал показывает, что народы Южного Дагестана поддерживали постоянные торговые связи с различными районами Дагестана. С давних времен балхарцы возили свой товар в лезгинские и табасаранские села через Агул. В этой связи у агулов бытует поговорка «Что ты, как балхарец с разбитыми кувшинами». В свою очередь через территорию агулов табасараны и лезгины провозили свой товар в Кумух, Акуша, Цудахар и другие внутренние районы Дагестана.

Свидетельством традиционных торгово-экономических и культурных связей народов Южного Дагестана с соседними народами является то, что агулы, табасараны, рутульцы и цахуры знали лезгинский язык. В свою очередь на почве торговых отношений и территориальной близости жители агульских сел Буршаг, Худиг, Арсуг свободно говорили на табасаранском языке, знали лакский и даргинский. Рутульцы и цахуры, граничащие с Азербайджаном, владели

азербайджанским языком.

Торговый путь из Касумкента в Кумух, проходящий через Агул, назывался «Яхулиз фидай рехъ» («дорога в лакскую землю») [10]. Агулы, табасараны, рутульцы и цахуры принимали активное участие в торгах на базарах местного значения -в селениях Курах, Икра, Хив, Хучни, Кандик и Тпиг. Так, южные табасараны и агулы с далеких времен поддерживали между собой тесные торгово-экономические контакты. К агулам табасараны возили зерно, сельхозорудия, фрукты, джулинскую гончарную посуду, сукно, паласы,

шерстяные изделия [2. С. 64]. Жители Агулдере больше были связаны с лезгинами, у них они обменивали зерно, фрукты, сельхозорудия и

продукцию животноводства.

Во многих селениях Южного

Дагестана появилась прослойка торговцев, занимавшаяся скупкой и сбытом товара. Скупщики доставляли из крупных торговых центров Дагестана и Закавказья фабричнозаводскую продукцию, соль и пр. Из Баку, например, они приносили в агульские горы в мешках из козьих шкур мазут, служивший для

освещения жилья горцев. Из агульских ущелий скупщики вывозили шерсть, ковры, скот, наживая большие барыши [8. С. 85].

В конце XVIII в. усиливается влияние царской России на Кавказе. Русское командование придавало большое значение стратегическому положению селений Бедюк и Рича и для контроля дороги Кумух - Рича -Курах; Рича - Тпиг - Хив; Рича -Чираг - Ашты - Кайтаг, Рича -Буркихан - Буршаг - Табасаран приступило к постройке крепостных сооружений в виде фортов.

В целях дальнейшего усиления своего влияния в Дагестане царское командование начинает ремонт дороги, ведущей в селение Хосрех через аул Бедюк у горы Алахундаг. Несмотря на труднодоступность горных перевалов и дорог, экономическая и культурная жизнь между народами Южного Дагестана развивалась активно. Население близлежащих аулов следило за дорогами, ремонтировало мосты, убирало частые завалы.

Большое значение для дальнейшего развития торговоэкономических отношений имели колесные дороги и мосты, построенные русскими войсками с помощью местного населения в первой половине XIX века. В рассматриваемое время была проведена колесная дорога от Дербента через Табасаран до

агульского селения Буршаг,

расположенного на высоте 3000 м над уровнем моря. Дорога эта шла по древнему торгово-

стратегическому пути Чираг - Кумух

- Согратль, Голотлинский мост, по Аварскому Койсу, Анди и далее на Северный Кавказ. По Аварскому Койсу, начиная от Короды, шла другая колесная дорога - АвароКахетинская, соединяющая

Нагорный Дагестан с Грузией. Она имела ответвления в сторону Хунзаха и другие участки Внутреннего Дагестана.

В последующем были расширены горные перевальные и пешеходные тропы, связывающие Агул с Касумкентом: 1) Чирах-чай - Тпиг -Дулдуг - Гоа - Хоредж - Хив -Касумкент; 2) Рича - Усуг - Курах -Касумкент. Намного была улучшена древняя дорога для вьючных животных, ведущая в Ахты: Чираг -Шиназ - Рутул - Ахты. Все эти пути сообщения были проведены в период Кавказской войны в военностратегических целях. После завершения Кавказской войны они сыграли значительную роль в улучшении экономической жизни народов Южного Дагестана. Особенно это стало заметным во второй половине XIX в., когда в торговые центры Дагестана интенсивно стали поступать российские фабричные изделия. Русские товары, благодаря своей «дешевизне и добротности, входили с каждым годом в большое употребление» [11. С. 195].

С образованием Дагестанской области в 1860 г. и введением так называемого «военно-народного управления» значение дорожного строительства возрастает. Развитию товарно-денежных отношений,

усилению экономических связей в значительной степени способствовало строительство грунтовых и шоссейных дорог на территории Дагестана. Был проложен почтовый тракт с 15 станциями, соединявший Дагестан с

Терской областью и Бакинской губернией, длиной в 271 версту [4. С. 198].

Суровые климатические условия природы Нагорного Дагестана, слабое развитие добывающей и

обрабатывающей промышленности и другие причины вынуждали горцев закупать недостающий хлеб на базарах в окружных центрах, а иногда идти в г. Темир-Хан-Шуру, теряя при этом 5-6 дней [11. С. 31].

В 60-70 гг. XIX века были сооружены грунтовые дороги

экономического значения.

Шоссейные и грунтовые дороги, соединявшие многие горные аулы

между собой, были проведены силами самого населения.

Таким образом, с ростом торговли стали развиваться товарно-денежные отношения,

способствовавшие втягиванию

народов Южного Дагестана в общее русло русского капиталистического рынка. Превращение товаров, то есть предметов хозяйственной

деньги развитию отраслей очередь, процесса социальной дагестанского

деятельности, в

способствовало скотоводства и других хозяйства. Это, в свою привело к ускорению имущественной и дифференциации общества.

Примечания

1. Агулы. Махачкала, 1975. С. 63. 2. Алимова Б.М. Табасаранцы. Махачкала, 1972. С. 64. 3. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, 1964. С. 242. 4. История Дагестана. T.I. М., 1968. С. 282. Т.П. С. 198. 5. Калоев Б.А. Агулы (историко-этнографический очерк)//КЭС. М.-Л., 1962. Вып.III. С. 85. 6. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М., 1982. 7. Малачиханов Б.К. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане/Ученые записки ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Махачкала, 1965. Т. XIX. С. 287. 8. Обозрение Российских владений за Кавказом. Ч. IV. С. 195. 9. Полевой материал, собранный нами в Агульском районе в 1996 г. 10. Полевой материал, собранный нами в Агульском районе в 1997 г. 11. РФ ИИЯЛ. ДНЦ РАН. Ф. 2. Оп. 1 Д. 773. Дорожное дело в Дагестане. М. С. 31. 12. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом

Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала, 1975. С. 131.

Статья поступила в редакцию 24.10.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.