Научная статья на тему 'Некоторые вопросы сохранения и проблемы использования памятников наскального искусства Тувы'

Некоторые вопросы сохранения и проблемы использования памятников наскального искусства Тувы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРОГЛИФЫ / ЗОНА ЗАТОПЛЕНИЯ / САЯНО-ШУШЕНСКАЯ ГЭС / ПОСЕТИТЕЛЬСКИЕ НАДПИСИ / ПРИРОДНЫЙ И АНТРОПОГЕННЫЙ ФАКТОРЫ / PETROGLYPHS / FLOODED AREA / SAYANO-SHUSHENSKAYA HYDROELECTRIC STATION / VISITOR INSCRIPTIONS / NATURAL AND ANTHROPOGENIC FACTORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чадамба Л.Д.

В статье рассматриваются природный и антропогенный факторы, оказывающие негативное влияние на сохранность наскальных изображений Тувы. Результаты многолетних исследований и мониторинга состояния местонахождений петроглифов, проведенных автором в составе Тувинской археологической экспедиции ИИМК РАН (г. Санкт-Петербург), показывают, что древние изображения на скалах республики одновременно пострадали как от природных факторов, так и во многом от деятельности человека. Природный фактор разрушения во многом был спровоцирован созданием искусственного водохранилища, изменившего климатические условия на огромной территории, где сосредоточены уникальные рисунки, относящиеся к различным историческим периодам. К сожалению, реставрация разрушающихся памятников и использование их в различных целях на сегодняшний день невозможны в силу отсутствия достаточного финансирования и заинтересованных лиц.The article discusses natural and anthropogenic factors with a negative impact on the preservation of rock paintings of Tuva. The results of many years of research and monitoring of the location of petroglyphs undertaken by the author in the team of the Tuvan archaeological expedition of IHMC RAS (St. Petersburg) show that the ancient rock images in the republic have been affected by both natural factors and to a large extent human activity. The destructive natural factor was largely caused by the creation of an artificial reservoir that changed the climatic conditions in a vast area where unique drawings from different historical periods are concentrated. Unfortunately, today the restoration of crumbling monuments and their use for various purposes is impossible due to the lack of sufficient funding and interested persons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы сохранения и проблемы использования памятников наскального искусства Тувы»

УДК 904:903.27(571.52)

Л.Д. Чадамба

Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, Кызыл, Россия

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТУВЫ

В статье рассматриваются природный и антропогенный факторы, оказывающие негативное влияние на сохранность наскальных изображений Тувы. Результаты многолетних исследований и мониторинга состояния местонахождений петроглифов, проведенных автором в составе Тувинской археологической экспедиции ИИМК РАН (г. Санкт-Петербург), показывают, что древние изображения на скалах республики одновременно пострадали как от природных факторов, так и во многом от деятельности человека. Природный фактор разрушения во многом был спровоцирован созданием искусственного водохранилища, изменившего климатические условия на огромной территории, где сосредоточены уникальные рисунки, относящиеся к различным историческим периодам. К сожалению, реставрация разрушающихся памятников и использование их в различных целях на сегодняшний день невозможны в силу отсутствия достаточного финансирования и заинтересованных лиц.

Ключевые слова: петроглифы, зона затопления, Саяно-Шушенская ГЭС, посетительские надписи, природный и антропогенный факторы.

Одним из регионов России, насыщенных памятниками наскального искусства, является Республика Тува. Местонахождение скал с древними рисунками приурочено в основном к руслам рек.

В Кызыле, столице республики, реки Бии-Хем и Каа-Хем, соединяясь, образуют Улуг-Хем - Енисей, который, протекая в западном направлении, сливается с р. Хемчик и уходит на север, в Минусинскую котловину. Берега рек Улуг-Хем и Хемчик издревле были очень благоприятны для жизни людей, поэтому они наиболее богаты археологическими объектами. Среди них особенно интересны местонахождения с древними рисунками.

Петроглифы Тувы стали известны еще с конца XIX в., благодаря работам исследователя древностей Сибири А.В. Адрианова [1888, с. 404-405].

К сегодняшнему дню в Туве археологами из Санкт-Петербурга, Москвы, Кемерово, а также местными специалистами в разной степени изучено более 70 памятников наскального искусства. На каждом памятнике присутствуют изображения, оставленные древними и средневековыми кочевниками. В каждое историческое время сюжеты и изобразительные приемы перекликаются в разных местонахождениях петроглифов, что говорит о различных миграционных процессах, влияниях и заимствованиях различных культур. При этом на территории республики наравне с выраженными тенденциями культурных контактов и взаимовлияний проявляются и самостоятельные направления развития наскального искусства. Об этом можно судить по многочисленным рисункам на скалах Тувы.

В настоящее время состояние большинства памятников наскального искусства Тувы вызывает большую тревогу. Многолетний монито-

ринг показывает, что творения древних художников исчезают в результате влияния природных и антропогенных факторов.

К сожалению, древние изображения, являясь частью скальных массивов, зависимы от внешних климатических процессов, и камни с петроглифами испытывают систематическое воздействие деструктивного характера.

Наибольшее количество местонахождений наскального искусства, подвергающихся уничтожению, сосредоточено в Саянском каньоне Енисея, в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС.

Из-за ежегодного затопления водами Саяно-Шушенской ГЭС, с последующим замерзанием влаги в трещинах, скальные поверхности расслаиваются, разрушаются, вместе с ними уничтожаются древние петроглифы.

Водохранилище начинает заполнять огромные территории в конце июня, максимальные отметки наблюдаются в сентябре. Вода, прибывая и убывая, наносит негативное влияние на береговую линию, которая систематически разрушается. В эту зону попадает и часть территории Чаа-Хольского, Улуг-Хемского районов Тувы.

При наиболее низком уровне заполнения водой открываются скалы с петроглифами, которые в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. были исследованы петроглифическим отрядом Института археологии РАН под руководством М.А. Дэвлет (Дэвлет, 1976, 1980, 1982, 1990, 1993, 1998, 2001, 2004, 2009 и др.).

Петроглифы расположены по обоим берегам Енисея: с левой стороны в урочище Мугур-Саргол и Устуу-Саргол, с правой - на скалах Алдыы-Мозага, Алага и Устуу-Мозага в устье реки Чинге, «Каменный компас», Бижиктиг-Хая на Енисее. На памятнике мирового значения Мугур-Саргол камни с изображениями распространены вдоль берега реки. Валуны в течение многих десятилетий нахождения под водой стали более окатанными, многие рисунки погребены под слоем иловых и песчаных наносов. На Алдыы-Мозага и Устуу-Мозага наблюдается расслаивание структуры камня.

В долинах горных рек Куйлуг-Хем и Беделиг расположены местонахождения петроглифов Ийме (Куйлуг-Хем), Шолде-Тей, Беделиг, представленные изображениями различных исторических периодов. После создания водохранилища скалы с рисунками стали подвергаться интенсивной ветровой эрозии. На этих памятниках происходит процесс отслаивания камней, зарастание лишайниками, также плоскости покрываются землей и осадочными породами. На сохранность памятников влияет также и более обильное выпадение осадков [Килуновская, 2012, с. 117-119].

Ежегодному затоплению подвергается памятник буддийского искусства, представляющий собой барельеф Будды, находящийся в глубине скалы. Слева и справа от него изображены ученики Амитабхи. Вход в пещеру «охраняют» двое стражников. Буддийская ниша большую часть года находится под водой, что сказалось на ее сохранности. В связи с этим рядом с ней на более высоком месте в 2012 г. была высечена точная ее копия.

Многие петроглифы Тувы выбиты на скальных выходах песчаника, состоящего из песка и минералов, частицы которых прочно скреплены между собой глиной и известняком. Отличительной чертой песчаника является хрупкость. Древняя выбивка на песчанике со временем становится менее заметной, поэтому многие изображения подновляются нашими современниками. Такую картину можно наблюдать на памятнике с уникальными крупными изображениями гунно-сарматского времени Малый Баян-Кол, близ г. Кызыл, на пунктах Ээрбек-2, 3, 4, расположенных близ пос. Ээрбек Кызылского района, и на многих других.

Территория Тувы находится в зоне высокой сейсмоактивности. В результате подвижки земной коры камни сдвигаются с места. Многие плоскости с рисунками на Малом Баян-Коле, присутствующие на фотографиях А.В. Адрианова, сделанные им в начале XX в., сегодня отсутствуют. Вероятно, после скатывания с горы плоскости с изображениями оказались находящимися «лицом к земле» [Беликова, 2014, с. 104].

Зарастание скал лишайниками - весьма распространенное явление в Туве. Слои лишайников заполняют углубления изображений и тем самым скрывают их. Лишайники, вырабатывая органические кислоты, химически разрушая структуру камня, приводят к их разрушению. На территории Тувы почти на всех местонахождениях с петроглифами наблюдается присутствие лишайников.

Расслаивание структуры камня проиходит не только на памятниках, подвергающихся затоплению, но и на других местонахождениях.

Однако антропогенный фактор в настоящее время можно считать главным, влияющим на сохранность памятников наскального искусства Тувы. Это, прежде всего, посетительские надписи, вандализм и физическое воздействие на памятник и его окружающую среду.

Посетительские надписи выявлены почти на всех местонахождениях петроглифов, которые расположены вблизи населенных пунктов.

Наибольшее количество их на памятнике Малый Баян-Кол. Само расположение памятника, на невысоких скалах вблизи г. Кызыла, у слияния рек Бии-Хема и Каа-Хема, где с древних времен были поселения тувинцев и заимки русских переселенцев, сделало его наиболее посещаемым. На одном из камней с бегущим медведем выгравирована глубокая надпись м.asagan, которая может относиться к концу XIX - XX в., когда здесь работали финские экспедиции. В 2012 г. на этой же плоскости поверх фигуры медведя белой масляной краской нанесены посетительские надписи. Такие же надписи оставлены вандалами и на остальных плоскостях с рисунками. Большими буквами Буян+Доланна перекрыта уникальная композиция с изображением лося, всадника и других животных.

Петроглифы Малого Баян-Кола пострадали не только от посетительских надписей. Памятник подвергся разрушению также в связи с хозяйственной деятельностью человека. В середине XX в. здесь проводилась добыча камня для строительства. Многие рисунки безвозвратно исчезли [Чадамба, 2009, с. 97-103].

Такими же надписями изобилуют и памятники наскального искусства Ээрбек-1, 4, расположенные вблизи пос. Ээрбек. Многие древние рисунки перекрыты современными надписями и рисунками, сделанными масляной краской. Пункт Ээрбек-2 частично пострадал в процессе взрывных работ при строительстве новой дороги. Происходят отслаивание рисунков, обрушение скал.

Рядом с пос. Бижиктиг-Хая в Барун-Хемчикском районе расположен одноименный памятник с уникальными рисунками, датированными эпохой бронзы. Близость к населенному пункту сказалась на сохранности изображений. Наблюдаются многочисленные современные надписи, как нанесенные краской, так и глубоко врезанные.

Для строительных нужд использовались плиты с рисунками близ пос. Хандагайты (Южная Тува), в пунктах Овюр, которые были исследованы в середине XX в. археологом А.Д. Грачем [1957, 1958].

В 2008-2010 гг. петроглифический отряд Тувинской археологической экспедиции под руководством М.Е. Килуновской, членом которой является автор, проводил мониторинг состояния памятников наскального искусства, расположенных в Овюрском районе республики. Мониторинг показал, что многие рисунки потеряны в результате естественных факторов - это корковые разрушения, образование трещин, обрастание лишайниками и мхом, а также в результате использования плит с рисунками для строительных работ жителями пос. Хандагайты.

В Улуг-Хемском кожууне находится еще один известный памятник древнего наскального искусства - Сыын-Чурек (Маралье Сердце).

На южной стороне одиноко возвышающейся горы, посередине равнины, зафиксировано более 300 рисунков [Вайнштейн, 1974]. Скалы с рисунками расслаиваются, сильно разрушаются. В 1970-х гг. гору взрывали и плиты использовали для постройки зданий в пос. Иштии-Хем.

Таким образом, памятники наскального искусства Тувы, помимо природных факторов, в наибольшей степени страдают от людского невежества, непонимания важности и ценности наследия, оставленного нам далекими предками.

В последние годы сделаны попытки использования памятников наскального искусства в культурно-образовательном туризме. В 2018 г. на памятнике Малый Баян-Кол силами студентов Тувинского государственного университета, получивших грант, были проведены работы по благоустройству территории и строительство лестничных подходов к плоскостям с рисунками. Однако работа по очистке петроглифов от посетительских надписей осложнена тем, что памятник включен в реестр федеральных объектов культурного наследия, и, согласно федеральному законодательству, необходимо проведение согласовательных работ, требующих финансовых вложений.

Библиографический список

Адрианов А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. По поручению Императорского русского географического общества членом сотрудником А.В. Адриановым // Зап. РГО по общей географии. СПб., 1888. С. 404-405.

Беликова О.Б. Последняя экспедиция А.В. Адрианова: Тува, 1915-1916 гг. Археологические исследования. Томск, 2014. 569 с.

Вайнштейн С.И. Народное искусство Тувы. М., 1974. 223 с.

Грач А.Д. Петроглифы Тувы. I. (Проблемы датировки и интерпретации, этнографические традиции) // Сб. МАЭ. М.; Л., 1957. Т. XVII. С. 385-427.

Грач А.Д. Петроглифы Тувы II. (Публикация комплексов, обнаруженных в 1955 г.) // Сборник МАЭ. М.; Л., 1958. Т. XVIII. С. 339-385.

Килуновская М.Е. Мониторинг археологических памятников Республики Тыва // Археологические памятники России: охрана и мониторинг. СПб., 2012. С. 121.

Чадамба Л.Д. Современное состояние памятника наскального искусства Малый Баян-Кол (Республика Тыва) // Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование: мат. Меж-дунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Национального музея им. Алдан-Маадыр. Кызыл, 2009. Ч. 1. С. 97-103.

L.D. Chadamba

Tuva Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research, Kyzyl, Russia

SOME QUESTIONS OF THE PRESERVATION AND PROBLEMS OF THE USE OF ROCK ART MONUMENTS OF TUVA

The article discusses natural and anthropogenic factors with a negative impact on the preservation of rock paintings of Tuva. The results of many years of research and monitoring of the location of petroglyphs undertaken by the author in the team of the Tuvan archaeological expedition of IHMC RAS (St. Petersburg) show that the ancient rock images in the republic have been affected by both natural factors and to a large extent human activity. The destructive natural factor was largely caused by the creation of an artificial reservoir that changed the climatic conditions in a vast area where unique drawings from different historical periods are concentrated. Unfortunately, today the restoration of crumbling monuments and their use for various purposes is impossible due to the lack of sufficient funding and interested persons.

Key words: petroglyphs, flooded area, Sayano-Shushenskaya hydroelectric station, visitor inscriptions, natural and anthropogenic factors.

УДК 342(470)+502.77:571

К.В. Чурилова

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, Барнаул, Россия

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В статье исследуются основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.