Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / НЕСООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бархатова Екатерина Николаевна

Исследуются спорные вопросы и пробелы российского законодательства, регламентирующего ответственность за преступления террористического характера. Анализируются изменения и дополнения, внесенные в УК РФ и направленные на ужесточение борьбы с терроризмом, предлагаются разъяснения по некоторым вопросам квалификации подобных преступлений. Акцентировано внимание на подробном изучении таких составов преступлений, как содействие террористической деятельности, несообщение о преступлении, акт международного терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF THE CRIMINAL LIABILITY REGULATION FOR TERRORIST CRIMES

Explores controversial issues and gaps in legislation regulating the responsibility for terrorist crimes. The author analyzes the changes and additions made to the Criminal Code and to tighten the fight against terrorism, offered clarifications on some issues of qualification of such crimes. The attention is focused on a detailed study of such offenses as facilitating terrorist activity, failure to report a crime, an act of international terrorism.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

УДК343.326

ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА БАРХАТОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Исследуются спорные вопросы и пробелы российского законодательства, регламентирующего ответственность за преступления террористического характера. Анализируются изменения и дополнения, внесенные в УК РФ и направленные на ужесточение борьбы с терроризмом, предлагаются разъяснения по некоторым вопросам квалификации подобных преступлений. Акцентировано внимание на подробном изучении таких составов преступлений, как содействие террористической деятельности, несообщение о преступлении, акт международного терроризма.

Ключевые слова: терроризм, пособничество, международный терроризм, финансирование, несообщение о преступлении.

E. N. Barkhatova, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of Criminal Law and Criminology of The East-Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia The East-Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: Solncevelvet@rambler.ru, tel.: 8 (3952) 42-26-07.

Some questions of the criminal liability regulation for terrorist crimes

Explores controversial issues and gaps in legislation regulating the responsibility for terrorist crimes. The author analyzes the changes and additions made to the Criminal Code and to tighten the fight against terrorism, offered clarifications on some issues of qualification of such crimes. The attention is focused on a detailed study of such offenses as facilitating terrorist activity, failure to report a crime, an act of international terrorism.

Key words: terrorism, aiding and abetting, international terrorism, financing, failure to report a crime.

В настоящее время вопрос о противодействии терроризму стоит наиболее остро. На протяжении последних лет человечество все чаще сталкивается с его проявлениями.

Так, в 2016 г ряд ужасающих событий потряс мировое сообщество. В марте 2016 г серия терактов произошла в столице Бельгии Брюсселе (взрывы в аэропорту и метро), в результате которых погибли 13 человек, 35 - пострадали. В июне 2016 г взрывы прогремели в турецком аэропорту им. Ататюрка (погибли 36, пострадали более 150 человек). В июле 2016 г исламисты захватили церковь во Франции, где находились пятеро прихожан и священник, которому преступники перерезали горло [1].

Многочисленными стали факты совершения террористами-одиночками террористических актов способами, не характерными для такого рода преступлений.

Так, в Ницце во время фестиваля водитель грузового автомобиля на высокой скорости врезался в толпу и проехал несколько километров прямо по людям. В Мюнхене 18-летний выходец

из Ирана открыл огонь по посетителям торгового центра, в результате убил 9 человек, ранил 35, после чего покончил с собой [1].

Необходимо отметить, что за последние годы теракты в Европе участились, это связано в том числе с просчетами в миграционной политике.

Россию также не обошли стороной угрозы террористического характера. По данным «Российской газеты», только в 2015 г во время контртеррористических операций были нейтрализованы более 150 боевиков, в том числе около 40 бандгла-варей. Удалось предотвратить свыше 30 терактов, а также выезд более 100 граждан в Сирию и Ирак для участия в вооруженных формированиях. По итогам 2015 г. к уголовной ответственности привлечены 832 россиянина, прошедшие подготовку в рядах боевиков террористической организации «ИГИЛ», в том числе 22 вербовщика [2].

По данным МВД России, за 5 месяцев 2016 г в стране зарегистрировано 1 035 преступлений террористического характера (+55,9%), или 0,1% от общего числа зарегистрированных преступлений. Раскрыто только 197 из них (-10,5%),

или 19%. Органами внутренних дел выявлено 682 преступления экстремистской направленности (+10,4%), раскрыто - 455 (+9,9%).

На 200% в стране возросло число террористических актов (с 4 до 12), ни один не раскрыт. Зарегистрировано четыре факта захвата заложников (+33,3%), раскрыто - два (-77,8%). Раскрыто два террористических акта прошлых лет, один из которых совершен организованной группой [4].

Усиливающиеся процессы глобализации, несмотря на очевидные положительные моменты, в некоторой степени несут в себе и отрицательный заряд, открывая новые возможности для деятельности террористических группировок. Преступники беспрепятственно пересекают границы между государствами под благовидными предлогами по настоящим документам, поскольку чаще всего действительно являются гражданами, не вызывающими подозрений, а правоохранительным органам несвоевременно становится известно о том, что данные граждане завербованы террористами.

Терроризм возникает и развивается в результате взаимодействия многих факторов, имеющих исторические, этнопсихологические, политические и другие корни.

Одним из условий, способствующих распространению терроризма в мире и в России, является несовершенство системы борьбы с этой угрозой. Несмотря на принимаемые меры, система противодействия террористической преступности продолжает оставаться несовершенной, поскольку преступники разрабатывают новые методики, принимают на вооружение последние достижения науки и техники.

В основе терроризма лежат три компонента: идеологический, организационный и деятель-ностный. Идеологический компонент, на наш взгляд, играет решающую роль в распространении терроризма, чему способствуют современные информационные технологии. Посредством сети Интернет, через социальные сети преступники осуществляют распространение идеологии терроризма и вовлечение в свою деятельность новых членов, преимущественно молодых людей. Кроме того, формированию и насыщению идеологии терроризма способствуют недостатки в различных сферах общественной жизни, например, такие, как слабая социальная защищенность граждан, высокий уровень коррупции, недостатки в вопросах образования и воспитания.

В целях предупреждения преступлений террористической направленности международным сообществом, органами государственной власти

Российской Федерации и общественными организациями разрабатываются и применяются правовые и организационные меры, постоянно совершенствуется нормативно-правовая база.

Так, 6 июля 2016 г. принят Федеральный закон № 374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (далее - Закон № 374-Ф3).

Закон № 374-ФЗ вносит коррективы в нормы, регламентирующие взаимодействие органов власти в вопросах противодействия терроризму и его профилактики. Законом устранены пробелы, касающиеся вопросов регламентации административной ответственности за неисполнение решений органов власти по вопросам предупреждения терроризма.

Положительным моментом является включение в Закон № 374-Ф3 ст. 5.2, конкретизирующей полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму.

Так, в обязанности органов местного самоуправления входят подготовка и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма, проведение информационно-пропагандистских мероприятий в муниципальных образованиях, обеспечение требований к антитеррористической защищенности, выработка предложений по вопросам участия в профилактике терроризма.

В целях усиления мер по предупреждению террористических проявлений в киберпростран-стве перечень оперативно-розыскных мероприятий, отраженных в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», дополнен мероприятием «получение компьютерной информации».

Законом предлагается определение миссионерской деятельности и порядок ее осуществления в целях отграничения ее от террористических проявлений. Необходимо отметить, что при разъяснении действий, которые запрещено совершать в рамках осуществления миссионерской деятельности, законодателем упоминается гипноз - термин, который в нормативных правовых актах стараются избегать, учитывая недостаточный объем знаний о данном явлении, его латентность и труд-нодоказуемость.

Усилена административная ответственность за правонарушения, касающиеся осуществления миссионерской деятельности, в том числе совершаемые иностранными гражданами.

Кроме совершенствования нормативно-правовой базы, отлаживаются механизмы контроля за перемещением нелегальных мигрантов, осуществляется постоянный мониторинг информационных ресурсов.

Противодействие терроризму предусмотрено в качестве одного из основных направлений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В рамках ее реализации органы внутренних дел осуществляют регулярные проверки мест концентрации иностранных граждан, посещение их по месту жительства, беседы с лидерами этнических диаспор. Активно проводится разъяснительная работа среди молодежи в высших и средних специальных учебных заведениях.

6 июля 2016 г. в целях совершенствования законодательной базы противодействия терроризму принят Федеральный закон № 375-ФЗ, вносящий изменения в УК РФ и УПК РФ в части установления дополнительных мер по противодействию терроризму и обеспечению общественной безопасности. Насколько действенны предложенные в данном Федеральном законе меры?

Итак, ч. 3 ст. 12 УК РФ, регламентирующей действие уголовного закона по кругу лиц, в части регламентации нормативной базы дополнена иными документами международного характера, содержащими основания, по которым иностранный гражданин или лицо без гражданства, не проживающие постоянно на территории Российской Федерации, совершившие преступление вне ее пределов, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с уголовным законодательством России.

Что относится к иным документам? Федеральный закон, а также пояснительная записка к его проекту не уточняют содержание данного термина, в связи с чем не совсем понятно, что же все-таки за нормативные акты имелись в виду.

Полагаем, что законодателем подразумевались такие документы, как Международные Конвенции различного характера (Конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г и т. д.). Кроме того, международное законодательство, направленное на борьбу с терроризмом, представлено резолюциями Совета Безопасности ООН. Так, например, резолюция № 1269, принятая в 1999 г., обязывает государства к сотрудничеству в целях предотвращения и пресечения террористических актов и привлечения к ответственности лиц, виновных в их совершении. К международным же договорам относятся, следуя логике законодателя, исключительно договоры, хотя, на наш взгляд, не совсем логично ссылаться

прежде всего на договоры, а затем упоминать не менее, а может быть, и более важные международные нормативные правовые акты как иные документы, преуменьшая их значение.

Следующее изменение касается возраста уголовной ответственности за преступления террористического характера, который для ряда статей снижен до 14 лет.

Так, с 14 лет теперь подлежат ответственности лица, проходящие обучение в целях осуществления террористической деятельности, принимающие участие в террористическом сообществе, в деятельности террористической организации, в незаконном вооруженном формировании, не сообщившие о преступлении (в рамках ст. 205.6 УК РФ). Подобное решение представляется обоснованным, поскольку эмансипация подростков в настоящее время стала проявляться на более ранних этапах, а вовлечению их в преступную деятельность активно способствуют получившие широкое распространение социальные сети и интернет-форумы.

Несомненно, положительным является факт увеличения размеров наказания за преступления террористического характера или повышения его нижних пределов.

В ч. 2 ст. 205.2 УК РФ, устанавливающей ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, конкретизированы способы преступления, состав которого будет являться квалифицированным, - с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Данное уточнение имеет важное значение, поскольку, если сеть Интернет правоприменитель еще относит к средствам массовой информации, то иные электронные сети остаются за пределами поля зрения правоохранительных органов, во всяком случае, формально. Указание на право их использования существенно расширяет возможности правоохранителей по предупреждению такого рода преступлений.

По нашему мнению, нельзя назвать удачной редакцию примечания к ст. 205.2 УК РФ, из которого по неясным причинам исключена ч. 1, предлагающая довольно внятное понятие публичного оправдания терроризма, однако введена ч. 2, содержащая определение террористической деятельности, сформулированное путем перечисления всех статей УК РФ, подпадающих под предложенную категорию, т. е., по сути, не раскрывающее содержание понятия. Возможно, это верный подход, однако думается, что таким образом необоснованно ограничивается содержание понятия, обозначающего явление, имеющее

тенденцию к трансформации. Это значит, что в случае возникновения новых форм терроризма, которые законодатель также решит закрепить в законе, существующие формы, потерявшие актуальность, необходимо будет исключить и указанное примечание также подвергнется изменениям.

Справедливо ужесточены и основания освобождения от уголовной ответственности за участие в деятельности террористической организации. Если ранее лицу, принимавшему участие в такой деятельности, достаточно было добровольно отказаться от дальнейшего участия в ней независимо от того, являлось ли оно ранее участником подобной организации или нет, то теперь обязательным условием освобождения от уголовной ответственности наряду с добровольным отказом является еще и факт совершения преступления впервые.

Представляется недостаточно обоснованным включение в УК РФ ст. 205.6 «Несообщение о преступлении». Полагаем, что подобные деяния будут обладать высокой степенью латентности, лица, их совершающие, останутся безнаказанными, а сама норма - «мертвой». Кроме того, смущает формулировка «по достоверно известным сведениям», имеющая место наряду с примечанием, гласящим: «лицо не подлежит ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником». Во-первых, лицо, достоверно знающее о подготовке преступления террористического характера, скорее всего, само принимает в нем участие либо опасается, что его заподозрят в соучастии, если оно сообщит об этом в правоохранительные органы. Маловероятно получение от него подобной информации. Во-вторых, обратная ситуация: лицо предполагало, что достоверно знает о готовящемся преступлении и, учитывая существующую уголовную ответственность за несообщение о таковом, сработало на предупреждение, однако заблуждалось относительно преступления. В данном случае силы правоохранительных органов будут необоснованно отвлечены, а само лицо, в случае ошибки в квалификации его действий и некачественного установления субъективной стороны, рискует быть привлеченным к уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Примером соблюдения принципа гуманизма в российском уголовном законе является примечание к ст. 208 УК РФ, гласящее, что лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности. Вместе с тем в рамках ужесточения ответственности за преступления террористического характера примечание было

конкретизировано законодателем. Обязательным условием освобождения от уголовной ответственности, наряду с добровольным прекращением участия и сдачей оружия, теперь является еще и совершение преступления лицом впервые.

В целях повышения роли воспитательной функции уголовного закона увеличены минимальный и максимальные пределы наказания за преступления экстремистской направленности. Так, за организацию экстремистского сообщества предусмотрено лишение свободы от шести до десяти лет, в то время как ранее оно составляло от двух до восьми лет. Таким образом, данное преступление в полном объеме переведено законодателем в категорию тяжких.

Также ужесточено наказание за возбуждение ненависти либо вражды, а равно за унижение человеческого достоинства и ряд других деяний, предусмотренных статьями гл. 29 УК РФ.

Важнейшим дополнением в УК РФ, на котором следует акцентировать внимание, является ст. 361, предусматривающая ответственность за акт международного терроризма. Статья состоит из трех частей, устанавливающих ответственность за разные по своему характеру действия.

Так, ч. 1 ст. 361 УК РФ предусматривает ответственность непосредственно за акт международного терроризма. Объективная сторона данного преступления выражается в совершении действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан. В данном случае для квалификации преступления важное значение имеет такой факультативный признак объективной стороны, как место. Террористический акт должен быть совершен вне пределов Российской Федерации. В этом состоит, на наш взгляд, основное отграничение от ст. 205 УК РФ. Далее указывается обязательный для квалификации факультативный признак субъективной стороны - цель. Указанное преступление должно быть совершено с целью нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направлено против интересов России. Кроме того, объективную сторону рассматриваемого состава образует угроза совершения подобных действий.

Часть 2 ст. 361 УК РФ предусматривает ответственность за финансирование акта международного терроризма или вовлечение в участие в нем.

Третья часть указывает на последствия в виде смерти человека, произошедшей в результате акта международного терроризма.

Необходимо признать, что в целом идея закрепления в УК РФ ответственности за подобное деяние неплоха. Вместе с тем уголовное законодательство практически всех стран содержит

нормы об ответственности за преступления террористического характера, в том числе за террористический акт. Поэтому лицо в любом случае будет привлечено к уголовной ответственности. При этом уголовный закон государства, на территории которого совершено подобное деяние, может, как и УК РФ, содержать норму, запрещающую выдачу собственных граждан. В таком случае необходимо разъяснение либо соответствующее положение в международном нормативном правовом акте либо в международном договоре. Однако не все страны подобные договоры ратифицируют. В случае возникновения такой ситуации в данный момент не понятно, как ее разрешить.

Что касается нового состава «Несообщение о преступлении», то неизбежно возникают вопросы о доказательственной базе. Представляется, что в подобном случае под подозрение может попасть рядовой гражданин, проживающий по соседству и действительно не подозревавший о готовящемся преступлении. Подобные меры, на наш взгляд, носят репрессивный характер. Более того, особо бдительные граждане для избежания ответственности за несообщение станут сообщать в органы внутренних дел любую информацию, вызвавшую у них подозрение, которую необходимо будет проверять. Вместе с тем данная информация в большинстве случаев не подтверждается.

С учетом проведенных реформ и сокращения штата органов внутренних дел проблематично качественно осуществлять проверку большого количества подобных сообщений, не отвлекая при этом силы, задействованные в инициативной работе по выявлению готовящихся террористических преступлений. Но это лишь предположения, надеемся, они окажутся безосновательными. Кроме того, действия, составляющие объективную сторону рассматриваемого состава, подпадают под признаки пособничества в осуществлении террористической деятельности и могут быть квалифицированы по ст. 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности», тем более что санкция ч. 3 ст. 205.1 УК РФ гораздо жестче и в большей мере способствует реализации цели восстановления социальной справедливости. Поэтому дополнение УК РФ ст. 205.6 представляется необоснованным и излишне перегружающим его.

Особенности законодательной конструкции статей уголовного закона, устанавливающих ответственность за преступления террористического характера, вызывают многочисленные вопросы.

Так, представляет интерес ст. 205.1 УК РФ, устанавливающая ответственность за содействие террористической деятельности. В диспозиции данной статьи наряду с вербовкой, склонением,

подготовкой и иными действиями присутствует указание на финансирование терроризма. В качестве особо квалифицированного состава в ч. 3 рассматриваемой статьи выделено пособничество в совершении террористических преступлений. Исходя из определений, предложенных в примечании к статье, признаки финансирования полностью охватываются признаками пособничества.

Так, под финансированием, согласно примечанию, необходимо понимать предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277-279 и 360 УК РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений. Пособничество же выражается в умышленном содействии совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также в обещании скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно в обещании приобрести или сбыть такие предметы.

Финансовые средства, направляемые на поддержание функционирования террористических организаций, могут быть расценены как предоставляемые пособником средства совершения террористического преступления (к примеру, ст. 205.3, 205.4 УК РФ). Кроме того, само по себе финансирование можно расценить как устранение препятствия к совершению преступления, а именно - невозможности его совершения без надлежащего обеспечения. Более того, на наш взгляд, подпадают под признаки пособничества не только финансирование терроризма, но и остальные действия, перечисленные в ст. 205.1 УК РФ. Если мы обратимся к этимологии слов «содействие» и «пособничество», то увидим, что под содействием понимается деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-либо деятельности [3, с. 834]. Пособничество же определяется как содействие в преступлении [3, с. 772]. Таким образом, можно говорить о равнозначности используемых законодателем терминов.

С какой же целью был введен дополнительный состав преступления, выделяющий пособничество как особо опасный вид содействия? Представляется, что законодатель стремился подчеркнуть опасность, которую содействие терроризму представляет для общества.

Ввиду распространенности в последние годы склонения и вербовки (в частности) граждан России к участию в деятельности террористических организаций дополнение закона указанной статьей представлялось социально обусловленным.

Введение данной статьи позволило определить единый вид и размер наказания за содействие в различных видах террористической деятельности без привязки к конкретной статье. Вместе с тем перечисленные аргументы представляются недостаточно вескими. Отдельная статья, еще и разделенная на части, вносит путаницу в правоприменительную практику. Разграничение ч. 1 ст. 205.1 УК РФ с ч. 3 ст. 205.1 УК РФ практически не всегда возможно. Кроме того, если рассматривать норму, существующую в актуальной редакции, можно заметить, что в примечании, раскрывающем понятие «финансирование», почему-то не нашла отражения ст. 361 УК РФ. Вместе с тем ответственность за финансирование акта международного терроризма устанавливается ч. 2 указанной статьи. В подобных случаях отмечается отсутствие единообразного подхода законодателя к урегулированию ответственности за рассматриваемые преступления. Кроме того, отсутствует логика построения норм, когда в одном случае (ст. 205.1 УК РФ) финансирование и вовлечение в террористическую деятельность выносятся в первую часть статьи, а в другом (ст. 361 УК РФ) - во вторую часть. Удивительна и конструкция ст. 361 УК РФ, во вторую часть которой вынесено деяние, обладающее меньшей степенью общественной опасности, нежели деяние, размещенное в первой части.

На основе анализа указанных положений мы приходим к выводу о том, что выделение содействия терроризму в отдельную статью, а также финансирования акта международного терроризма и вовлечения в участие в нем в ч. 2 ст. 361 УК РФ представляется излишним, поскольку подобные деяния могут быть квалифицированы как пособничество в совершении соответствующего террористического преступления без сложных, не оправдывающих себя, конструкций.

Практика привлечения к уголовной ответственности лиц по ст. 205.6 и ст. 361 УК РФ пока отсутствует, в связи с чем сложно говорить об их актуальности или о безосновательности их включения в закон, ориентируясь на практику. Вместе

с тем прецеденты позволили бы не только получить подкрепление теории, но и поставить и решить практические вопросы квалификации с разъяснением отдельных нюансов, которые, без сомнения, будут иметь место при применении таких сложных составов.

Подводя итог, необходимо обратиться к зарубежному опыту противодействия терроризму, в рамках которого внимание акцентируется на разработке качественной нормативно-правовой базы. Между тем большинство международных нормативных актов действует уже достаточно продолжительное время. Данные акты призваны обеспечить единый подход к борьбе с терроризмом. Однако, как показывает практика, такой подход на сегодняшний день не выработан. Представляется, что основные усилия должны быть сосредоточены не на «перекраивании» нормативной базы, а на выработке качественных мер предупредительного воздействия за счет грамотной организации профилактической работы. Разумеется, важную роль в организации подобной работы играет обмен опытом. Подготовка единой площадки для такого обмена позволила бы консолидировать профилактические меры и выбрать наиболее действенные и актуальные из них. Важное значение имеет также противодействие вербовке граждан в ряды террористов. Пресечение вовлечения граждан в террористическую деятельность должно осуществляться на раннем этапе вплоть до осуществления контроля за гражданами, выезжающими с различными целями в страны с осложненной террористической обстановкой. Предупредительные меры, безусловно, являются приоритетными, совершенствование же нормативной базы путем усложнения законодательных конструкций и их размножения явно не способствует борьбе с терроризмом.

Список использованной литературы

1. Данные информационного канала «Вести» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.vesti.ru/

2. Егоров, И. Спецслужбы РФ предотвратили 30 терактов в 2015 году [Электронный ресурс] / И. Егоров // Официальный сайт «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru (дата обращения : 27.07.2016).

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов [Текст] / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : Оникс ; Мир и Образование, 2007.

4. Статистика МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mvd.ru (дата обращения : 30.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.