Научная статья на тему 'Некоторые вопросы регулирования трудовых отношений в свете требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»'

Некоторые вопросы регулирования трудовых отношений в свете требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ / ПРИОРИТЕТ / РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / CONFLICT OF INTEREST / DEGREE / PRIORITY / WORK TIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завгородний Александр Васильевич

Основные усилия проводимой Россией реформы в сфере образования за последние годы были направлены на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства. Учитывались потребности развития инновационной экономики и международные обязательства России в сфере образования. Обращалось внимание на комплексную модернизацию законодательства об образовании и на установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования. Уделялось большое внимание повышению эффективности механизма правового регулирования, а также обеспечению стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ на федеральном уровне. Библиогр. 8 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF LABOR RELATIONS IN THE LIGHT OF THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL LAW “ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION”

The main efforts undertaken by the Russian Federation in the field of education reform in recent years have focused on the creation of legal conditions for the renewal and development of the Russian education system in accordance with the modern demands of human society and the state. Th is addresses the needs of an innovative economy and Russia's international obligations in the field of education. Attention was drawn to the comprehensive modernization of the education law and to establishing a systematic and functionally more complete legal regulation of social relations arising in the fi eld of education, in order to pay more attention to improving the effectiveness of the mechanism of legal regulation, as well as the stability and continuity in the development of the education system and its legislative framework at the federal level. Refs 8.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы регулирования трудовых отношений в свете требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»

2015 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 14 Вып. 3

ТРУДОВОЕ ПРАВО

УДК 349.2

А. В. Завгородний

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Основные усилия проводимой Россией реформы в сфере образования за последние годы были направлены на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства. Учитывались потребности развития инновационной экономики и международные обязательства России в сфере образования. Обращалось внимание на комплексную модернизацию законодательства об образовании и на установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования. Уделялось большое внимание повышению эффективности механизма правового регулирования, а также обеспечению стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ на федеральном уровне. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: образовательная организация, конфликт интересов, ученая степень, приоритет, рабочее время.

А. Zavgorodniy

SOME QUESTIONS OF LABOR RELATIONS IN THE LIGHT OF THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL LAW "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION"

The main efforts undertaken by the Russian Federation in the field of education reform in recent years have focused on the creation of legal conditions for the renewal and development of the Russian education system in accordance with the modern demands of human society and the state. This addresses the needs of an innovative economy and Russia's international obligations in the field of education. Attention was drawn to the comprehensive modernization of the education law and to establishing a systematic and functionally more complete legal regulation of social relations arising in the field of education, in order to pay more attention to improving the effectiveness of the mechanism of legal regulation, as well as the stability and continuity in the development of the education system and its legislative framework at the federal level. Refs 8.

Keywords: educational organization, conflict of interest, degree, priority, work time.

Завгородний Александр Васильевич — кандидат юридических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]

Zavgorodniy Alexander V. — Candidate of Law Sciences, Associate Professor, St. Petersburg State University; 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]

64

В связи с реформированием российского образования был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [1] (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Этот закон вступил в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением тех положений, для которых закон устанавливает иные сроки вступления их в силу (ст. 111). С 1 сентября 2013 г. также были признаны утратившими силу Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [2] и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3].

В настоящее время все образовательные организации России обязаны руководствоваться Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Данный закон сохранил существующие базовые принципы и нормы в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования. Сохранены права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями гражданина, обучения на родном языке, правовые гарантии доступности и качества образования.

В тексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нашли отражение закрепленные действующим законодательством принципы общедоступности и бесплатности образования в России. Так, государство гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые.

Однако Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает и ряд нововведений, обусловленных необходимостью модернизации системы образования в современных условиях. На наш взгляд, целесообразно рассмотреть некоторые изменения, учитывая их существенное значение.

1. Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что принятый закон ввел новое понятие «образовательная организация», к которой относятся образовательные учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды и иные некоммерческие организации, ведущие образовательную деятельность.

Термин «образовательное учреждение», применяемый ранее в различных нормативных актах устарел и в настоящее время не соответствует действующему гражданскому законодательству, согласно которому учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. «Организация» же есть обобщенное понятие для различных организационно-правовых форм.

Закон также дает определение образовательной организации: это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности согласно целям, ради достижения которых такая организация создана.

Исходя из этого, наименования и уставы всех образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с п. 5 ст. 108 Закона «Об образовании в Российской Федерации» и переименованы в образовательные организации не позднее 1 января 2016 г.

Также следует иметь в виду, что в декабре 2014 г. законодателем в ТК РФ, и в частности в главу 52, был внесен ряд изменений [4]. Трудовой кодекс был

65

дополнен главой 52.1 «Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей». Хотелось бы обратить внимание на то, что с 1 января 2015 г. в соответствии с внесенными изменениями в ТК РФ «образовательная организация высшего образования» теперь именуется как «организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ» (далее — образовательная организация).

2. Принципиально новым является введение в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» понятия «конфликт интересов педагогического работника».

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Конфликты могут возникать в связи с противоречиями: поиска, когда сталкиваются новаторство и консерватизм; групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов; связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы.

Конфликт вызывает недоверие и тревожность, он накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека. Еще недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми, в том числе в образовательных организациях. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми.

Законодатель косвенно называет лишь один случай конфликта интересов педагогического работника — ситуацию, при которой у работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества. Конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (см. п. 33 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Представляется, что репетиторство является наиболее очевидным примером, когда в деятельности педагогического работника может возникать конфликт интересов. Так, ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» запрещает осуществление педагогическим работником репетиторской деятельности в отношении обучающихся в организации, где он работает, если это приводит к конфликту интересов, поскольку в данном случае допустимо говорить о несоблюдении педагогическим работником обязанности воздерживаться от совершения определенных действий.

Возможны и иные ситуации такого конфликта, например: участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся, что особенно часто имеет место в организациях среднего образования; принятие участия в распределении различных льгот, поездок, стажировок и иных бонусов для обучающихся;

66

вступление педагогического работника в отношения гражданско-правового характера, такие как приобретение товаров, получение различных услуг от самих обучающихся или от их родителей.

Представляется, что конфликт интересов может быть связан как с материальной, так и с личной выгодой педагогического работника.

Материальная выгода — экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Личная выгода — выгода, не являющаяся материальной выгодой, но выражающаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды. Однако не являются личной выгодой повышение по работе (службе) и объявление благодарности педагогическому работнику.

Следует заметить, что исчерпывающего перечня ситуаций конфликта интересов не существует и не может существовать, в силу чего педагогическим работникам всегда следует иметь в виду возможность их возникновения.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 45) предусматривает необходимость создания в образовательных организациях комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование. При этом одним из вопросов, который должен передаваться на ее рассмотрение, является вопрос о возникновении конфликта интересов педагогического работника.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. При соблюдении указанного соотношения 2/3 членов комиссии будут представлять обучающиеся и только 1/3 — работники образовательной организации. Здесь следует иметь в виду, что не во всякой организации, осуществляющей образовательную деятельность, есть несовершеннолетние обучающиеся. Очевидно, в случаях их отсутствия в состав комиссии будут входить представители работников и совершеннолетних обучающихся на паритетной основе.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнение решений комиссии устанавливаются локальным нормативным актом. Этот акт принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Как мы видим, регулирование собственно процедурных вопросов функционирования комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений отнесено к компетенции самих образовательных организаций.

Следовательно, образовательной организации необходимо утвердить своим локальным нормативным актом Положение о комиссии по урегулированию споров

67

между участниками образовательных отношений и отразить в нем все вопросы, связанные с ее деятельностью.

Целесообразно также в указанном Положении отразить и такие вопросы, как примерный перечень ситуаций конфликтов интересов; права и обязанности участников образовательных отношений в связи с конфликтом интересов; процедуры урегулирования конфликта интересов и недопущения негативных последствий в случае его возникновения и др.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников этих отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Тем не менее это решение может быть в последующем обжаловано в установленном законом порядке.

Нарушение педагогическим работником требований о конфликте интересов может повлечь применение к нему также определенных мер юридической ответственности. Исходя из п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в случаях непринятия педагогическим работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, трудовой договор с ним может быть расторгнут, если указанные действия дают основание для утраты доверия к этому работнику со стороны работодателя. Однако данные нормы трудового законодательства имеют диспозитивный характер, и увольнение педагогического работника, не принявшего необходимые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является возможным, но не обязательным.

Представляется, что в случае возникновения спора по поводу законности увольнения на работодателя (образовательную организацию) ложится бремя доказывания не только факта возникновения конфликта интересов у педагогического работника и соблюдения всех связанных с его установлением и урегулированием процедур, но и фактов непринятия педагогическим работником мер по предотвращению или урегулированию возникшего конфликта. Работодатель обязан будет также доказать, что данные обстоятельства дают основания для утраты доверия к педагогическому работнику, что может вызвать определенные сложности в случае единичного нарушения работником требований о конфликте интересов.

При увольнении педагогического работника по данному основанию работодатель обязан указать конкретное правонарушение, послужившее основанием для утраты доверия к работнику. Учитывая, что увольнение педагогического работника на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является дисциплинарным взысканием, увольнение должно быть проведено с соблюдением всех предусмотренных ТК РФ правил привлечения к дисциплинарной ответственности (учет тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен; получение от работника письменного объяснения; наличие вины, сроки наложения дисциплинарного взыскания и др.). Следует также учитывать, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

3. В п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлены следующие три уровня высшего образования:

1) высшее образование — бакалавриат;

2) высшее образование — специалитет, магистратура;

3) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

68

Переход на трехуровневую систему обучения был обусловлен тем, что в 2003 г. Россия вступила в Болонский процесс, подписав 19 сентября Декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонскую декларацию). В Декларации говорится о том, что принимаемая система базируется на двух главных этапах: получение высшего образования и получение ученой степени. Доступ к третьему этапу и получению ученой степени предполагает успешное прохождение первого и второго уровней высшего образования.

В соответствии с п. 2-4 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к освоению программ бакалавриата или программ специалиста допускаются лица, имеющие среднее полное образование, а к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются только лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура) (п. 4 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Третий уровень обучения — подготовка кадров высшей квалификации предполагает, что лицам, освоившим эту программу в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в 1803 г. в России впервые были введены ученые степени кандидата, магистра и доктора наук [5, с. 8-9]. Официальным документом, закрепившим порядок получения ученой степени, было принятое в 1819 г. Положение о производстве в ученые степени. Однако оно определяло порядок получения лишь ученой степени магистра и доктора наук, так как степень кандидата к этому времени была упразднена. Для получения степени необходимо было сдать письменные и устные экзамены, подготовить тезисы и публично защитить диссертацию, причем магистерскую диссертацию нужно было представить на русском языке, латинском или другом языке, а докторскую — только на латинском языке. В последующем Положение об испытаниях на ученые степени 1837 г. позволяло представлять и докторскую диссертацию на русском языке.

Положение об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени 1864 г. предусматривало уже порядок получения трех ученых степеней: кандидата, магистра и доктора наук.

В то время структура ученых степеней в России выглядела следующим образом:

— первая ученая степень — «кандидат»: ее получали студенты, окончившие полный курс университета с отличными результатами и представившие письменное сочинение;

— вторая ученая степень — «магистр наук», присваивалась лицам, имеющим степень «кандидата», сдавшим экзамены и публично защитившим магистерскую диссертацию;

— третья ученая степень — «доктор наук» присваивалась лицам, имеющим ученую степень «магистр наук» и публично защитившим докторскую диссертацию.

Магистр в дореволюционной России занимал место между кандидатом и доктором наук и имел немалые привилегии. Он вправе был подавать прошение

69

о зачислении в потомственные почетные граждане, мог зачисляться на должность экстраординарного профессора (сверхштатный, находящийся за штатом) университета, получал право на чин девятого класса при поступлении на гражданскую службу, получал серебряные академические знаки и т. п.

В конце XIX в., точнее в 1884 г., когда был принят новый университетский устав, ученая степень «кандидат» была снова упразднена.

В октябре 1918 г. были упразднены все ученые степени и звания, и только в январе 1934 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «Об ученых степенях и званиях», утвердившее ученые степени «кандидат наук» и «доктор наук». Содержание и статус новой степени «кандидата наук», несмотря на созвучие с первой ученой степенью дореволюционного периода, стали качественно иными. Тем более что ученая степень «магистра наук» была выведена из обращения.

В настоящее время ученая степень кандидата наук присуждается советом по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее — диссертационный совет) по результатам публичной защиты диссертации соискателем ученой степени, успешно сдавшим кандидатские экзамены. Порядок сдачи, перечень и примерные программы кандидатских экзаменов утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

К соисканию ученой степени кандидата наук допускаются лица:

— освоившие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), соответствующему научной специальности, предусмотренной номенклатурой научных специальностей, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — номенклатура), по которой подготовлена диссертация;

— освоившие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), не соответствующему научной специальности, предусмотренной номенклатурой, по которой подготовлена диссертация;

— имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, подготовившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук в организации, давшей положительное заключение по данной диссертации, к которой они были прикреплены для подготовки диссертации и сдачи кандидатских экзаменов без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) на срок и в порядке, которые установлены Министерством образования и науки Российской Федерации.

Соответствие направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) научным специальностям, предусмотренным номенклатурой, устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Ученая степень доктора наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем ученой степени, имеющим ученую степень кандидата наук.

К соисканию ученой степени доктора наук допускаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук и подготовившие диссертацию на соискание ученой степени доктора наук на основе результатов проведенных ими научных исследований.

70

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук научными и педагогическими работниками может быть подготовлена в докторантуре организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных образовательных программ (далее — образовательные организации), в которых созданы диссертационные советы.

Диссертационные советы несут ответственность за объективность и обоснованность принимаемых ими решений при определении соответствия диссертаций установленным критериям, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, а также за соблюдение порядка представления к защите и защиты диссертаций.

Требования к образовательным организациям, на базе которых могут создаваться диссертационные советы, требования к кандидатам в члены диссертационных советов и порядок создания диссертационных советов определяются положением о диссертационном совете, которое утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о выдаче диплома доктора наук или кандидата наук принимает Министерство образования и науки Российской Федерации на основании решения диссертационного совета о присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук.

Диплом доктора наук выдается Министерством образования и науки Российской Федерации на основании указанного решения и подписывается министром образования и науки Российской Федерации или по его поручению заместителем министра образования и науки Российской Федерации.

Диплом кандидата наук выдается образовательной организацией, где проходила защита диссертации, по результатам которой диссертационным советом, созданным на базе этой организации, присуждена ученая степень кандидата наук, на основании решения Министерства образования и науки Российской Федерации и подписывается руководителем этой образовательной организации.

Формы дипломов доктора наук и кандидата наук и технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Как мы видим, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» бакалавр не может быть принят в аспирантуру (адъюнктуру). В аспирантуру (подготовка научно-педагогических кадров) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных образовательных программ, на конкурсной основе принимаются граждане РФ, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломами специалиста или магистра. Следовательно, лица, имеющие диплом бакалавра, не вправе претендовать на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров, хотя ранее по общему правилу соответствующие образовательные программы могли осваивать и лица, получившие образование по направлению бакалавриата. В настоящее время законодатель, лишив бакалавра права поступать в аспирантуру, минуя магистратуру, тем самым ограничил его возможности получить ученую степень кандидата наук. Следует заметить, что для замещения ряда преподавательских должностей

71

требуется не только наличие высшего профессионального образования соответствующего уровня, но и ученая степень и (или) ученое звание.

Таким образом, выпускники образовательной организации с дипломом бакалавра не должны допускаться к педагогической деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных образовательных программ.

4. Важно отметить, что Закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит норму о его приоритете в сфере образования перед иными законодательными актами (см. ч. 4 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Этой нормой Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» придает юридический приоритет самому себе не только над подзаконными актами, но и над равнозначными федеральными законами, устанавливая, что все иные нормы, регулирующие отношения в сфере образования, кроме норм Конституции России, должны соответствовать его предписаниям. Если предположить, что правовые нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» близки к идеальным, то установленный в законе приоритет создает дополнительные гарантии гражданам в области образования.

Нечто подобное мы наблюдаем и в других федеральных законах. Например, среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс РФ. ТК РФ закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между наемными работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все иные законы должны соответствовать ТК РФ. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

ТК РФ впервые установил механизм, гарантирующий его приоритет. В ст. 5 ТК РФ указано, что в случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК РФ. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения будут внесены в ТК РФ.

В соответствии с требованиями ТК РФ и ч. 4 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в ряд статей ТК РФ были внесены изменения, которые позволили устранить несоответствие между отдельными нормами ТК РФ и нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [6].

Тем не менее из юридического приоритета Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в самом же законе сделано исключение. Так, ч. 8 ст. 4 закона обращает внимание на то, что для МГУ, СПбГУ и инновационного центра «Сколково» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами. Как мы видим, в этом случае наблюдается определенное противоречие между ч. 8 и ч. 4 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

72

Однако проблема, связанная с приоритетом одного федерального закона над другим федеральным законом, остается открытой. Хотелось бы обратить внимание на то, что на эту тему существуют два противоположных решения Конституционного Суда РФ. В первом — Конституционный Суд отрицает возможность какого-либо главенства одного федерального закона (кодифицированного) над другим федеральным законом [7]; во втором — предпочтение все же отдается кодифицированному федеральному закону [8].

Представляется, что приоритет кодифицированному федеральному закону следует отдавать при следующих условиях:

— если приоритет правовых норм кодифицированного федерального закона прямо закреплен в самом законе относительно всех других федеральных законов, в том числе и принятых ранее;

— если приоритет правовых норм кодифицированного федерального закона (кодекса) может использоваться только при невозможности применения принципа приоритета специальных правовых норм перед общими нормами;

— если иной федеральный закон не является кодифицированным федеральным законом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— если правовая норма иного федерального закона не регулирует отношения, являющиеся предметом регулирования кодифицированного федерального закона.

В указанных случаях действует общетеоретическое правило о приоритете нормативного правового акта, близкого (специального) к предмету правового регулирования, а также изданного позднее.

Источники и литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.

2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

3. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 4135.

4. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 443-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О науке и государственной политике" в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей» // СЗ РФ. 2014. № 52. Ст. 7554.

5. Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень: пособие для соискателей. М., 2000.

6. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г., с изм. от 14 октября 2014 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» (с изм. и доп., вступ. в силу со 2 августа 2014 г.) // СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.

7. Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. № 182-О «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"» // СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6460.

8. Определение Конституционного Суда РФ от 5 октября 2000 г. № 199-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кушнарева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 1.

73

References

1. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29 dekabria 2012 g. № 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012. N 273-FZ]. SZRF [SZ the Russian Federation], 2012, no. 53, Art. 7598. (In Russian)

2. Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 10 iiulia 1992 g. № 3266-1 «Ob obrazovanii» [The Law of the Russian Federation of July 10, 1992 N 3266-1 "On education"]. SZ RF [SZ the Russian Federation], 1996, no. 3, Art. 150. (In Russian)

3. Federal'nyi zakon ot 22 avgusta 1996 g. № 125-FZ «O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii» [Federal Law of August 22, 1996 N 125-FZ "On Higher and Postgraduate Professional Education"]. SZ RF [SZ the Russian Federation], 1996, no. 15, Art. 4135. (In Russian)

4. Federal'nyi zakon ot 22 dekabria 2014 g. № 443-FZ «O vnesenii izmenenii v Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii i Federal'nyi zakon "O nauke i gosudarstvennoi politike" v chasti sovershenstvovaniia mekhanizmov regulirovaniia truda nauchnykh rabotnikov, rukovoditelei nauchnykh organizatsii, ikh zamestitelei» [Federal Law of December 22, 2014 N 443-FZ "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation and the Federal Law" On Science and Public Policy" interms of improving the mechanisms of regulation of the labor of scientists, heads of scientific organizations, their deputies"]. SZ RF [SZ the Russian Federation], 2014, no. 52. Art. 7554. (In Russian)

5. Raizberg B. A. Dissertatsiia i uchenaia stepen': posobie dlia soiskatelei [Thesis and academic degree: A guide for applicants]. Moscow, 2000. (In Russian)

6. Federal'nyi zakon ot 2 iiulia 2013 g. № 185-FZ (red. ot 21 iiulia 2014 g., s izm. ot 14 oktiabria 2014 g.) «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii i priznanii utrativshimi silu zakonodatel'nykh aktov (otdel'nykh polozhenii zakonodatel'nykh aktov) Rossiiskoi Federatsii v sviazi s priniatiem Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii"» (s izm. i dop., vstup. v silu so 2 avgusta 2014 g.) [Federal Law of 02.07.2013 N 185-FZ (as amended on 21.07.2014, as amended on 10.14.2014) "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation, and Repeal of legislative acts (certain provisions of the legislation) of the Russian Federation in connection with ad option of the Federal law «On Education in the Russian Federation»" (as amended, entered into force on 08.02.2014)]. SZ RF [SZ the Russian Federation], 2013, no. 27, Art. 3477. (In Russian)

7. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 5 noiabria 1999 g. № 182-O «Po zaprosu Arbitrazhnogo suda goroda Moskvy o proverke konstitutsionnosti punktov 1 i 4 chasti chetvertoi stat'i 20 Federal'nogo zakona "O bankakh i bankovskoi deiatel'nosti"» [Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of 05.11.1999 N 182-O "On request of the Arbitration Court of Moscow on the constitutionality of paragraphs 1 and 4 of the fourth paragraph of Article 20 of the Federal Law" On Banks and Banking Activity]. SZ RF [SZ the Russian Federation], 1999, no. 52, Art. 6460. (In Russian)

8. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 5 oktiabria 2000 g. № 199-O «Ob otkaze v priniatii k rassmotreniiu zhaloby grazhdanina Kushnareva Andreia Mikhailovicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav polozheniiami chasti pervoi stat'i 40.1 Kodeksa zakonov o trude Rossiiskoi Federatsii i punkta 1 stat'i 12 Zakona Rossiiskoi Federatsii "O zaniatosti naseleniia v Rossiiskoi Federatsii"» [Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of 05.10.2000 N 199-O "To refuse to accept for consideration the complaint of citizen Kushnareva Andrei's a violation of his constitutional rights provisions of Section 40.1 of the Labour Code of the Russian Federation, and paragraph 1 of Article 12 of the Law of the Russian Federation «On employment in the Russian Federation»"]. Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF [the Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation], 2001, no. 1. (In Russian)

Статья поступила в редакцию 28 мая 2015 г.

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.