Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная коммерция / цифровое налогообложение / концепция электронной коммерции / коммерческие организации / киберпространство / платформа электронной коммерции / интернет-магазин / интернет-торговля / информационно-коммуникационные технологии / e-commerce / digital taxation / e-commerce concept / commercial organizations / cyberspace / e-commerce platform / online store / online commerce / information and communication technologies / тиҷорати электронӣ / андозбандии рақамӣ / консепсияи тиҷорати электронӣ / ташкилотҳои тиҷоратӣ / киберфазо / майдони электронии савдо / интернет-мағоза / интернет-савдо / технологияҳои иттилоотӣ-коммуникатсионӣ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасанова Мухиба Ильхомджановна

Подчеркнута необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в бизнесе. Проанализированы точки зрения ученых-экономистов о термине «электронная коммерция» и дано его авторское определение. Раскрыта история появления и развития электронной коммерции и сгруппированы виды коммерции по заключаемым сделкам. Представлен опыт развитых стран по регулированию, контролю и налогообложению электронной коммерции, отражены его положительные и отрицательные стороны. Также была изучена налоговая система страны по регулированию электронной коммерции. Проведен анализ показателей электронной коммерции Согдийской области Республики Таджикистан за 2017-2021 годы и определена динамика ее развития. Кроме того, сделаны полезные предложения по дальнейшему развитию электронной коммерции в Республике Таджикистан, в том числе в Согдийской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES CONCERNED WITH THE REGULATION OF ELECTRONIC TRADE IN SUGHD VILOYAT OF TAJIKISTAN REPUBLIC

The author of the article underscores a necessity of utilization of informational-communicational technologies in business. He analyzes the viewpoints of scholars-economists concerned with the term “e-commerce” giving a definition of his own. The history of appearance and development of electronic commerce is disclosed and the types of the latter are grouped according to transactions struck. There is presented the experience of developed countries on regulation, control and taxation of e-commerce; its positive and negative sides being reflected. The tax-system of the country on e-commerce regulation has been studied. The analysis of e-commerce indices has been conducted in Sughd viloyat of Tajikistan Republic for the years of 2017-2021 with the dynamics of its development being determined. Into the bargain, the author moved useful suggestions on the further development of electronic commerce in Tajikistan Republic, Sughd viloyat inclusive.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

УДК339.1

Хасанова Мухиба Ильхомджановна,

докторант ТГУПБП, 1-го курса обучения специальности 6Д050602 - «Региональная экономика» (Таджикистан, Худжанд)

Хасанова Мухиба Ищомцоновна,

докторанти курси 1, ихтисоси 6Д050602 -Ицтисодиёти минтацави, ДДХрСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Hasanova, Muhiba Ilkhomdjanovna, first year Doctoral student of TSULBP, speciality 6D050602 - "Regional Economy" (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: muhiba-1997@mail.ru

Ключевые слова: электронная коммерция, цифровое налогообложение, концепция электронной коммерции, коммерческие организации, киберпространство, платформа электронной коммерции, интернет-магазин, интернет-торговля, информационно-коммуникационные технологии

Подчеркнута необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в бизнесе. Проанализированы точки зрения ученых-экономистов о термине «электронная коммерция» и дано его авторское определение. Раскрыта история появления и развития электронной коммерции и сгруппированы виды коммерции по заключаемым сделкам. Представлен опыт развитых стран по регулированию, контролю и налогообложению электронной коммерции, отражены его положительные и отрицательные стороны. Также была изучена налоговая система страны по регулированию электронной коммерции. Проведен анализ показателей электронной коммерции Согдийской области Республики Таджикистан за 2017-2021 годы и определена динамика ее развития. Кроме того, сделаны полезные предложения по дальнейшему развитию электронной коммерции в Республике Таджикистан, в том числе в Согдийской области.

Калидвожа^о: тицорати электроны, андозбандии рацами, консепсияи тицорати электроны, ташкилотуои тицорати, киберфазо, майдони электронии савдо, интернет-магоза, интернет-савдо, технологиями иттилооти-коммуникатсиони

Зарурати истифодабарии технологиями иттилооти-коммуникатсиони дар соуаи тицорат таъкид карда шудааст. Ацида^ои олимону ицтисоддонон оид ба консепсияи тицорати электрони тащил карда шуда, таърифи муаллифии мафуум пешнщод гардидааст. Таърихи ташаккул ва инкишофи тицорати электрони барраси ва аз руи амалиётуои баанцомрасанда гуруубандй карда шудааст. Тацрибаи давлат^ои мутарацци оид ба танзим, назорат ва андозбандии тицорати электрони зикр гардида, цанба^ои мусбату манфии он ба тащил кашида шудааст. Инчунин, низоми андозбандии мамлакат дар танзими тицорати электрони омухта шудааст. Нишондщандауои тицорати электронии вилояти Сугди Цум^урии Тоцикистон дар сол^ои 2017-2021 омухта, динамикаи рушди он муайян карда шудааст. Оид ба рушди минбаъдаи тицорати электрони дар вилояти Сугд ва умуман дар Цум^урии Тоцикистон пешнщодуои муфид ироа гардидаанд.

DOI10.24412/2411-1945-2022-2-100-108

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

БА ЪЗЕ МАСЪАЛАХОИ ТАНЗИМИ ТИЦОРА ТИ ЭЛЕКТРОНИИ ВИЛОЯТИ

СУFДИ цумхурии

ТОЦИКИСТОН

SOME ISSUES CONCERNED WITH THE REGULA TION OF ELECTRONIC TRADE IN SUGHD VILOYAT OF TAJIKISTAN REPUBLIC

Keywords: e-commerce, digital taxation, e-commerce concept, commercial organizations, cyberspace, e-commerce platform, online store, online commerce, information and communication technologies

The author of the article underscores a necessity of utilization of informational-communicational technologies in business. He analyzes the viewpoints of scholars-economists concerned with the term "e-commerce" giving a definition of his own. The history of appearance and development of electronic commerce is disclosed and the types of the latter are grouped according to transactions struck. There is presented the experience of developed countries on regulation, control and taxation of e-commerce; its positive and negative sides being reflected. The tax-system of the country on e-commerce regulation has been studied. The analysis of ecommerce indices has been conducted in Sughd viloyat of Tajikistan Republic for the years of 2017-2021 with the dynamics of its development being determined. Into the bargain, the author moved useful suggestions on the further development of electronic commerce in Tajikistan Republic, Sughd viloyat inclusive.

С начала информационного века проблема регулирования, контроля и налогообложения электронной коммерции стала очень актуальной. Основной причиной появления проблемы является бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, которые стали основой появления деловых отношений на интернет-площадках. Электронная коммерция — один из секторов цифровой экономики, включающий финансовые и коммерческие операции на основе информационно-коммуникационных технологий. К электронной коммерции относятся: электронный обмен данными, электронное движение капитала, электронные деньги, электронный маркетинг, услуги цифрового страхования, интернет-банкинг и другие. Но в результате трансформации традиционной экономики и возникающих в ней отношений возникает ряд проблем в регулировании электронной коммерции.

Если взглянуть на историю появления электронной коммерции, то ее зарождение как отдельной экономической структуры относится к 60-м годам XX века. Первые признаки электронной коммерции были представлены американской компанией American Airlines и IBM, которые продавали и бронировали авиабилеты [1]. За счет автоматизации купли-продажи авиабилетов была снижена стоимость услуг компании и увеличено количество пассажиров. А в 1971 году студенты Стэнфордского университета и Массачусетского технологического института запустили транзакцию с марихуаной, используя компьютерную сеть ARPANET [2]. Позднее ученые назвали этот процесс первой онлайн-транзакцией и началом электронной коммерции.

Ученые расходятся во мнениях относительно концепции электронной коммерции. Чтобы получить точное представление об этой концепции, мы поместили мнения нескольких ученых в следующую таблицу: Таблица 1

Взгляды некоторых ученых на термин «электронная коммерция»

Источник Сущность термина

Козье Д. Электронная коммерция. -Москва: Русская редакция, 2000. - С. 25. Электронная коммерция — это процесс совершения коммерческой сделки в цифровом пространстве

Соколова А.Н. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. - Москва: Открытые системы, 2000. - С. 14. Электронная коммерция - процесс использования сети Интернет для проведения деловых операций между организациями, предприятиями и потребителями

Денисова А.Л., Молоткова Н.В. Электронная коммерция: основы Электронная коммерция — это новая сфера бизнеса, где Интернет — это инструмент для

организации и ведения бизнеса. - Тамбов: ФГБОУ ВПО 'ПТУ. - 2012. - С. 17. ведения бизнеса

Высоцкий В. Особенности организации и деятельности систем электронной коммерции // Вестник Национального политехнического университета Львова. -Львов, 2008. - С. 56. Электронная коммерция представляет собой эффективный процесс ведения бизнеса с использованием информационных и коммуникационных технологий для обеспечения сотрудничества между покупателями и продавцами

Науменкова С.В., Мишенко С.В. Рынок финансовых услуг. - Киев: Знание, 2010. -С.32. Электронная коммерция — это форма интеграции, описывающая систему, процесс, организацию и улучшение онлайн-торговли

Васиев Ф.М. Инновационная занятость и развитие электронного бизнеса // Вестник ФМГУ им. М.В. Ломоносова. Серия гуманитарных и экономических наук. -2017. - 4 (1). - С. 57. Электронная коммерция - это постоянная активация товаров и услуг, а также производственных коммуникаций посредством использования цифровых технологий и сети Интернет

Источник: составлено автором.

В экономической литературе выделяется несколько видов электронной коммерции. На этот счет у экономистов имеются разные взгляды и мнения. Мы решили классифицировать электронную коммерцию и её виды следующим образом: Рисунок 1

Классификация электронной коммерции

Источник: Составлено автором с использованием следующих материалов: - Makotto Yokko. Electronic commerce: Theory and practice. - Germany, 2008. - p. 170. -URL:www.wikipedia.org/wiki - информационный сайт (дата обращения: 12.02.2022).

Из представленной картины можно сделать вывод, что мы классифицировали электронную коммерцию по типу операций. То есть, каждая отдельная сделка, совершаемая между потребителем и коммерческой организацией или иными субъектами электронной коммерции, является самостоятельной сделкой и отличается характером её исполнения. На практике часто встречается сотрудничество между потребителем и коммерческой организацией.

В настоящее время в экономической литературе и в практике мировой экономики отсутствует общее определение термина «цифровое налогообложение». Сейчас интернет-магазины стали очень востребованными и часто используются, поэтому экономисты разрабатывают правильный механизм налогообложения электронной коммерции. Производители цифровых услуг: Facebook, Apple, Amazon, Google, Microsoft, Netflix и другие, имеют самую высокую рыночную капитализацию - около 4,5 трлн долларов в год. Однако они не являются хорошими примерами налогоплательщиков.

Исходя из опыта стран мира, можно сделать вывод, что под цифровым налогом часто понимают плату за использование Интернета. Например, в Венгрии действует цифровой налог на использование интернет-трафика, в Испании - плата за интернет-услуги, а во Франции - налог на прибыль организаций с инновационными технологиями [3].

При изучении опыта развитых и соседних стран выяснилось, что единого подхода к налогообложению электронной коммерции не существует и в каждой стране свой подход к решению вопроса. Интернет-торговля труднее регулируется и контролируется, потому что имеет трансграничный характер. Проблема налогообложения электронной коммерции в сфере налогового администрирования начинается с определения точного места ведения бизнеса. Из традиционной экономики известно, что все организации и предприятия имеют физическое присутствие, которое легче определить по географическому положению.

В течение длительного времени международные организации изучали и по сей день изучают вопрос: «Являются ли интернет-магазины и веб-сайты, с которыми ведется бизнес, постоянными и долгосрочными, чтобы облагаться налогом?» На этот счет в Евросоюзе и США принято постановление, согласно которому деятельность предпринимателя должна облагаться налогом, если помимо места работы у него есть специализированное оборудование (компьютер, телефон, блокчейны и другие гаджеты) [4]. Однако такой подход не является правильным и применимым во всех случаях, так как предприниматель может скрыть специализированное торговое оборудование. Еще одна проблема, связанная с налогообложением предприятий электронной коммерции, заключается в определении характера их доходов. Например, если в результате реализации товара покупатель приобретает товар для использования в личных нуждах, то налог на прибыль уплачивает продавец. Однако если покупатель покупает товар для коммерческого использования, то с покупателя взимается роялти.

В соответствии с правилами, принятыми Европейским союзом, с 2002 года все транзакции в цифровом пространстве приравниваются к услугам и облагаются налогом. В трансграничном обеспечении B2B в Евросоюзе имеется механизм обратной уплаты налогов. То есть, налог на добавленную стоимость взимается с покупателя, и в этом случае коммерческая деятельность продавца налогом не облагается. Кроме того, для облегчения администрирования налога на добавленную стоимость в 2015 году в Европейском союзе был введен специализированный механизм Mini One Stop Shop. Он позволяет возложить на продавца обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, а поставщику можно принять сумму товара только путем подачи декларации [5]. Однако этот механизм не реализован в полную силу, так как не все страны-члены ЕС приняли этот механизм, а продавцы провозят товары покупателям контрабандой. Несоблюдение решений ЕС некоторыми странами удваивает риск двойного налогообложения, и в этом случае может пострадать предприниматель.

Согласно Конвенции налоговых моделей на доходы и капиталы Организации экономического сотрудничества и развития, налогообложение предусмотрено в двух основных случаях: при членстве или постоянном гражданстве налогоплательщика и источнике его налогообложения. Эти особенности соглашений облегчают проблемы налогообложения.

Независимо от мировых масштабов электронной коммерции, данная сфера в Республике Таджикистан находится на стадии развития. Большинство граждан, особенно молодежь, предпочитают покупать товары онлайн, потому что имеются положительные стороны:

- легкость и удобство приобретения продукции;

- относительно дешевый и рентабельный процесс закупок;

- экономия времени.

Отрицательные стороны электронной коммерции в основном касаются продавца и государства:

- не все индивидуальные предприниматели в сфере электронного бизнеса регистрируются

в госучреждениях;

- несовершенная логистическая инфраструктура и служба доставки продукции;

- отсутствие механизма контроля в сети Интернет;

- вероятность неуплаты или повторного взыскания налога с налогоплательщика.

Следует отметить, что теоретически электронная коммерция приводит к получению статуса нерезидента. Сложность определения местоположения бизнеса являются сложной задачей для правительства, поскольку с развитием современных технологий все труднее определить, в какой стране и в каких условиях создается бизнес.

В плане контроля и регулирования электронной коммерции, в Налоговый кодекс Республики Таджикистан внесены дополнения и изменения от 23.12.2021, №1844. В статье 259 кодекса указано: «Электронная торговая площадка - это сайт, интернет-портал, шлюз, интернет-магазин, торговые площадки или иные подобные площадки, через которые посредник (оператор площадки) осуществляет передачу третьему лицу (получателю), но не включает деятельность по обработке платежей» [6]. Как было сказано ранее, в соответствии с правилами Европейского союза электронная коммерция является услугой. Этот пункт также упоминается в Налоговом кодексе Республики Таджикистан. За услуги, оказываемые через электронную торговую площадку и не имеющие постоянного представительства, налогоплательщик уплачивает налог на добавленную стоимость в размере 15% (статья 264 НК РТ).

В настоящее время в Республике Таджикистан существует большое количество интернет-магазинов. По данным организации по обеспечению программной безопасности LIVO, пять интернет-магазинов в стране имеют международный уровень [7]:

1. «Волна» - торгово-технический центр, адаптированный под телефонные программы;

2. Alif-shop - сайт, предлагающий продукцию в кредит без процентов;

3. DeFacto - интернет-магазин одежды и обуви с доступом в кредит;

4. Xiaomi - интернет-магазин мобильных телефонов и мобильных устройств;

5. Avrang — интернет-магазин бытовой техники.

Также существуют сайты, предоставляющие услуги по доставке товаров и продуктов питания: Magnit.tj, Arba.tj, Shef.tj, Bomazza.tj, Kulob.online, Beeyor.tj, Somon.tj, Avito.tj. Эти сайты предоставляют услуги только в нашей стране. Кроме того, существуют интернет-магазины других стран, которые используются в Республике Таджикистан и тоже предоставляют услуги: AliExpress, Amazon, Wildberries и другие, которые осуществляют оплату товаров с помощью международных банковских систем Unistream, Western Union, «Золотая корона», Money Gram, Swift. По мнению зарубежных исследователей, использование цифровых технологий в коммерции является основой социально-экономического развития страны. Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан является одной из наиболее влиятельных структур, формирующих и совершенствующих торговую политику страны при содействии и непосредственном участии других структур.

Теперь, обсудив теоретическую и юридическую часть электронной коммерции, рассмотрим ее положение на практике. Для более точного анализа и выводов изучим ситуацию с электронной коммерцией в Согдийской области Республики Таджикистан. По данным некоторых государственных органов, предприниматели, работающие в сфере цифровой коммерции, работают по сертификату или патенту. До 2017 года ни один предприниматель, работающий в киберпространстве Согдийской области, не был зарегистрирован Налоговым

управлением региона. Динамика увеличения количества предпринимателей, занимающихся электронной коммерцией, представлена в следующей таблице. Таблица 2

Количество предпринимателей, занимавшихся электронной коммерцией в Согдийской области Республики Таджикистан

2017 2018 2019 2020 2021

В регионе: 20 42 128 223 280

В городах и районах:

г.Худжанд 4 11 21 48 69

Айнинский район 0 0 2 5 7

Деваштичский р-н 0 1 5 7 7

Зафарабадский р-н 0 1 5 6 5

г. Исфара 2 2 13 26 27

г. Гулистон 3 3 9 13 13

г. Бустон 2 2 7 11 18

г. Канибадам 3 4 13 21 26

Матчинский район 0 1 2 5 6

Спитаменский район 0 2 7 9 13

г. Истаравшан 1 4 6 12 16

г. Пенджикент 2 2 3 8 9

Джабборрасуловский р-н 0 1 5 8 9

Бабаджангафуровск. р-н 3 8 27 39 48

Шахристанский р-н 0 0 0 0 0

г. Истиклол 0 0 0 0 0

Аштский район 0 0 3 5 7

Источник: Годовой отчет Налогового управления Согдийской области Республики Таджикистан за 2017-2021 годы.

Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что предприниматели в области электронной коммерции работают не во всех городах и районах Согдийской области. Часто причиной становится отдаленность регионов, что приводит к отсутствию должных знаний об использовании информационно-коммуникационных технологий и жители мигрируют в другие страны в поисках заработка. Есть и положительные стороны, выявившиеся из анализа таблицы: количество предпринимателей, занятых в электронной коммерции, по всему региону увеличилось с 20 в 2017 году до 280 в 2021 году. Но если принять во внимание долю предпринимателей, занимающихся электронной коммерцией, в общем количестве предпринимателей региона, то их доля значительно ниже, что показано в следующей таблице.

Таблица 3

Общие показатели предпринимательской деятельности в Согдийской области

2017 2018 2019 2020 2021

Общее количество индивидуальных предпринимателей в регионе, (ед.) 99 008 105 006 108 790 111 358 112 955

Общее количество предпринимателей, занимающихся 20 42 128 223 280

электронной коммерцией (ед.)

Доля предпринимателей, занимающихся электронной коммерцией, в общем количестве предпринимателей региона (%) 0,02 0,03 0,11 0,2 0,24

Источник: Составлено автором с использованием материалов Единого государственного реестра Управления статистики Согдийской области и статистического сборника Согдийской области «Таджикистан: 30 лет государственной независимости».

Из данных таблицы видно, что доля предпринимателей, занимающихся электронной коммерцией, в общем количестве индивидуальных предпринимателей Согдийской области очень небольшая. Для сравнения: если в 2021 году общее количество предпринимателей, осуществляющих электронную коммерцию, составляло 280 единиц, что равно 0,24% от общего числа индивидуальных предпринимателей, то доля зарегистрированных в области дехканских хозяйств равна 65 542 единицам, или 58 % от общего числа индивидуальных предпринимателей. Это еще раз доказывает, что электронная коммерция в стране развивается медленно и требует изменений.

Также важен вопрос валового годового дохода предпринимателей электронной коммерции, так как в прошлом году, то есть в 2021-м, общий доход предпринимателей электронной коммерции составил 273 700 сомони. Суммарный годовой доход предпринимателей по городам и районам области приведен в следующей таблице.

Таблица 4

Валовой годовой доход предпринимателей, занимающихся электронной

В регионе: 2017 2018 2019 2020 2021

36850 64950 108900 197900 273700

В городах и районах:

г.Худжанд 6000 6700 13000 27000 39000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Айнинский район 0 0 5000 9000 10500

Деваштичский район 0 4000 5600 11000 12500

Зафарабадский район 0 4300 6200 11000 12500

г.Исфара 4600 5800 9000 18000 24600

г.Гулистан 4850 5650 6000 13000 19200

г.Бустон 5200 5800 6000 13000 19000

г.Канибадам 3300 5000 7000 12500 18600

Матчинский район 0 3000 4200 7000 12300

Спитаменский район 0 4200 5000 9600 13900

г.Истаравшан 3400 5000 8000 11500 15200

г.Пенджикент 3600 5000 8000 10500 15000

Джабборрасуловск. р-н 0 4200 8200 13200 16300

Бабаджангафуровск. р-н 5900 6300 11200 22600 28900

Шахристанский р-н 0 0 0 0 0

г. Истиклол 0 0 0 0 0

Аштский район 0 0 6500 9000 16200

Источник: Годовой отчет Налогового управления Согдийской области

Из показателей таблицы видно, что годовой доход от электронной торговли в Согдийской области не очень высок. В 2021 году среднегодовой доход предпринимателей этой сферы составил всего 562,5 сомони. Для сравнения: общая выручка одного китайского интернет-магазина AliExpress в первом полугодии 2021 года составила 7,8 млрд долларов [8]. Цель сравнения заключается в том, что, хотя количество интернет-магазинов в регионе составляет 280, эффективность их работы низкая. Это связано с тем, что охват аудитории у них маленький, они занимаются продажей одного вида продукции, у них не развита маркетинговая политика; есть и другие влияющие факторы.

В заключение следует отметить, что развитие цифровой экономики в Республике Таджикистан, и особенно в Согдийской области, требует времени. Правительство должно использовать опыт развитых стран по регулированию, контролю и налогообложению электронной торговли, чтобы обеспечить развитие этого сектора. Поэтому, принимая во внимание указанные проблемы, мы предлагаем:

- разработать мероприятия по повышению осведомленности населения, в том числе

отдаленных районов, об использовании информационно-коммуникационных технологий;

- разработать специализированные нормативно-правовые акты по регулированию и

контролю предпринимательской деятельности на электронных площадках;

- внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс страны с использованием опыта развитых

стран;

- разработать новую технологическую модель регистрации бизнеса в киберпространстве с

привлечением высококвалифицированных программистов и специалистов в области цифровизации.

Также, с учетом перечисленных предложений и опыта других стран, можно сделать вывод, что государство - сторонник фискального регулирования электронной коммерции, так как налоги являются основным инструментом управления в экономической политике. Поддержание необходимого уровня активности налоговых структур позволит обеспечить сбалансированность государственного бюджета, создать благоприятные условия для развития деятельности частного предпринимательства, наладить справедливое распределение государственных доходов в обществе.

Список использованной литературы:

1. URL:ru.m.wikipedia.org/wiki/- информационный сайт (дата обращения: 06.02.2022). -Текст: электронный.

2. Michael P. Online highs are old as the net: the first e-commerce was drugs deal /Michael P. - Text: direct /. - The Guardian. - 2013. - №4. - p. 56-75.

3. Investigation Report on Frances's Digital Services Tax URL:https://ustr.gov/sites/default/fles/Report_On_France%27s_Digital_Services_Tax.pdf (дата обращения: 07.02.2022). - Текст: электронный.

4. Кондрашин А.В. Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе / Кондрашин А.В. - Текст: непосредственный //Молодой ученый. - 2018. - № 27. - С. 85-87.

5. Чепурная Е.В. Проблемы налогообложения электронной коммерции /Чепурная Е.В. -Текст: непосредственный / Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами». - Москва, 2021. - С. 142-144.

6. Налоговый кодекс Республики Таджикистан: [утв. постановлением Правительства Республики Таджикистан от 23.12.2021, № 1844]. - 2021.- 323 с. - Текст: непосредственный.

7. URL:http/www.tass.ru -информационный сайт (дата обращения: 10.02.2022). - Текст: электронный.

8. URL:www.1prime.ru - информационный сайт (дата обращения: 11.02.2022). - Текст: электронный.

Reference literature:

1. URL:ru.m.wikipedia.org/wiki/- information site (06.02.2022). - Text: electronic.

2. Michael P. Online highs are old as the net: the first e-commerce was drugs deal /Michael P. - Text: direct /. - The Guardian. - 2013. - №4. - pp. 56-75.

3. Investigation Report on Frances's Digital Services Tax URL:https://ustr.gov/sites/default/fles/Report_On_France%27s_Digital_Services_Tax.pdf (07.02.2022). - Text: electronic.

4. Kondrashin A.V. Problems of Taxation of Electronic Commerce at the Present Stage / Kondrashin A.V. - Text: direct // Young Scientist. - 2018, № 27. - pp. 85-87.

5. Chepurnaya Ye.V. Problems of E-Commerce Taxation / Chepurnaya Ye.V. - Text: direct / Materials of the international scientifico-practical conference "Development of the Theory and Practice of Managing Social and Economic Systems." - Moscow, 2021. - pp. 142-144.

6. Tax Code of the Republic of Tajikistan: [approved. Decree of the Government of the Republic of Tajikistan Dated 23.12.2021, № 1844]. - 2021.- 323 p. - Text: direct.

7. URL:http/www.tass.ru - information site (10.02.2022). - Text: electronic.

8. URL:www.1prime.ru - information site (11.02.2022). - Text: electronic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.