Научная статья на тему 'Некоторые вопросы развития совместных предприятий в России'

Некоторые вопросы развития совместных предприятий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1601
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / JOINT VENTURES / LEGISLATION / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов И. А.

Статья рассматривает проблему развития совместных предприятий в России с точки зрения урегулирования деятельности таких организаций в российском правовом поле. В статье проведен анализ российского законодательства, а также зарубежного опыта в части определения понятия совместных предприятий, его урегулирования нормативно-правовыми актами РФ и необходимости дальнейшего развития законодательства в данной области. В статье также анализируется динамика развития совместных предприятий с начала 90-х годов по настоящее время и их влияние на экономику России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF JOINT VENTURES DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article considers the problem of joint ventures development in Russia in terms of legal regulation. The article contains the analysis of Russian and foreign experience of joint venture determination, regulation and development as a specific term in Russian legislation. The article also analyzes the dynamic of the joint ventures economic development starting from the beginning of 90-s to the present moment and their influence on Russia’s economy.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы развития совместных предприятий в России»

Следует отметить привлекательность российской пищевой промышленности для иностранных инвесторов, которые планируют продолжать инвестировать в развитие производства и в продвижение продукции собственных марок. Такие же позиции в инвестировании и продвижении собственных марок занимают и крупные российские игроки.

Кроме того, необходимо учесть инициативы со стороны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, направленные на развитие и модернизацию пищевой и перерабатывающей промышленности. В частности, предлагается при разработке Гос-программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2013-2017 гг. предусмотреть мероприятия по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, а также инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка. Особое внимание при этом должно быть уделено вопросам технической, технологической модернизации и внедрения современных инновационных решений в производство с целью снижения стоимости готовой продукции на потребительском рынке и повышения ее конкурентоспособности.

В контексте сказанного необходимо решать задачи рационального управления инвестированием предприятий пищевой промышленности, повышения эффективности формирования их отношений с инвесторами, обусловленных, в том числе, и сложностью выбора тех или иных наиболее доступных и целесообразных методов и моделей инвестирования.

Литература:

1. Заводы по производству сахара и свинофермы - основные направления инвестиций в АПК и пищепром юга России / [Электронный ресурс] URL: http://stavropol.rosfirm.ru/companies_news/ апа1Шс/саг^514896 (дата обращения 08.05.2012 г.).

2. Инвестиции в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011.

- 303 с.

3. Промышленность России. 2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 453 с.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.1999 № 778-р.

5. Российский рынок слияний и поглощений: итоги 2011 года / [Электронный ресурс] иКЬ: http://rating.rbc.ru/artic1e.shtm172012/ 02/16/33565594 (дата обращения 05.05.2012 г.).

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Кузнецов И.А., аспирант кафедры Государственного, муниципального и корпоративного управления ФГОУ ВПО «Финансовый

университет при Правительстве Российской Федерации»

Статья рассматривает проблему развития совместных предприятий в России с точки зрения урегулирования деятельности таких организаций в российском правовом поле. В статье проведен анализ российского законодательства, а также зарубежного опыта в части определения понятия совместных предприятий, его урегулирования нормативно-правовыми актами РФ и необходимости дальнейшего развития законодательства в данной области. В статье также анализируется динамика развития совместных предприятий с начала 90-х годов по настоящее время и их влияние на экономику России.

Ключевые слова: совместные предприятия, законодательство, экономика.

SOME ISSUES OF JOINT VENTURES DEVELOPMENT IN RUSSIA

Kuznetsov I., The post-graduate student, State, municipal, and corporate governance chair, FROU VPO «Financial Academy under the

Government of the Russian Federation»

The article considers the problem of joint ventures development in Russia in terms of legal regulation. The article contains the analysis of Russian and foreign experience of joint venture determination, regulation and development as a specific term in Russian legislation. The article also analyzes the dynamic of the joint ventures economic development starting from the beginning of 90-s to the present moment and their influence on Russia’s economy

Keywords: joint ventures, legislation, economy.

Словосочетание «совместное предприятие» (далее - СП) сегодня можно часто встретить в новостях или заголовках деловых газет и журналов. Как правило, речь идет о создании партнерства между российскими и зарубежными компаниями в различных отраслях отечественной экономики. Один из последних примеров - решение

о создании СП между руководством ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и кампаниями Korea Western Power и CHT Korea по созданию угольных электростанций в энергодефицитных регионах юга России. Еще один пример - обсуждение возможного СП крупнейшей российской металлургической компании ОАО ГМК Норильский никель и транснациональной горно-металлургической компании BHP Billiton в Австралии по совместной разработке никелевых месторождений1. Таким образом, СП в России создаются и развиваются, представляя собой один из наиболее эффективных способов международного сотрудничества и глобальной интеграции экономик разных стран.

Вместе с тем, говоря о развитии СП в России, необходимо, прежде всего, понимать, что представляет собой СП и какую роль они могут играть в экономике страны. С этой целью рассмотрим СП в двух аспектах: экономическом и юридическом. С экономической точки зрения СП - это форма хозяйственной организации, учрежденной двумя или большим числом юридических лиц. СП создаются национальными предприятиями или с зарубежными партне-рами2. Цели, которые преследует создание СП, связаны с рядом экономических преимуществ, которые получают его участники. К ним относят:

• повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг на рынке;

• расширение финансовой и ресурсной базы предприятия;

• привлечение и использование новых технологий, в том числе иностранных;

• получение доступа на новые рынки сбыта, использование торговой марки и сети партнера для повышения конкурентоспособности;

• приобретение нового опыта и повышение качества управления в сфере работы с персоналом и производстве;

• снижение рисков предпринимательской и инвестиционной деятельности путем их распределения между участниками;

• развитие экспортной базы и сокращение нерационального импорта.

Вместе с тем, общие цели создания СП, связанные с получением экономических преимуществ, в каждом конкретном случае формирования СП имеют разную приоритетность для инвестора и образуют свою иерархию целей, ради которых происходит объединение. В таблице 1 приведены основные цели создания СП в России в зависимости от стороны-участника СП.

Таким образом, СП несут в себе значительные преимущества, которые могут быть эффективно использованы сторонами-участ-никами СП для дальнейшего роста и развития помимо внутренних и внешних источников. Для экономики страны создание СП способно обеспечить повышение конкурентспособности выпускаемой предприятиями продукции на мировом рынке, создание новых ра-

Таблица 1.

Российские участники Иностранные участники

1. Выход на новые региональные (отраслевые) рынки 1. Освоение новых национальных рынков сбыта

2. Привлечение иностранных инвестиций, расширение (укрупнение) бизнеса 2. Сокращение издержек производства

3. Доступ к современным высококачественным технологиям 3. Приобретение новых источников сырья

4. Повышение качества управления и эффективности производства (бизнеса) 4. Повышение эффективности использ ования морально устаревшего или экологически вредного оборудования

бочих мест и повышение занятости, увеличение доходов в бюджеты всех уровней, повышение уровня жизни населения, создание и улучшение инфраструктуры, а также потенциал для модернизации экономики страны в целом.

Однако, обращая внимание на юридическую сторону вопроса, интересным представляется следующий факт. В российском законодательстве сегодня определение понятия СП полностью отсутствует. Таким образом, с точки зрения закона, в России совместных предприятий не существует, соответственно и порядок их создания, управления, реорганизации и ликвидации также не закреплен.

Вместе с тем следует отметить, что в начале становления в нашей стране рыночной экономики, а именно в 1991 году, Постановлением Верховного совета РСФСР №1546-1 от 4 июля 1991 года был введен в действие Закон РСФСР № 1545-1«Об иностранных инвестициях в РСФСР». В тексте данного документа содержалось понятие «совместное предприятие». Так, в статье 12 «Организационно-правовые формы и виды предприятий с «иностранными инвестициями» главы 3 Закона отмечалось:

«На территории РСФСР предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных законодательством РСФСР.

На территории РСФСР могут создаваться и действовать:

• предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;

• предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;

• филиалы иностранных юридических лиц».

Иначе говоря, в Законе говорилось, что совместное предприятие есть предприятие с иностранным капиталом, где иностранной компании принадлежит определенная доля в активах.

Далее в Законе описывался порядок государственной регистрации совместных предприятий (статья 16 «Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями» главы 3 Закона) с указанием перечня документов, необходимых для регистрации предприятия в уполномоченных государственных органах.

К середине 1991 года в России было зарегистрировано около 2500 совместных предприятий, в то время как в СССР в 1989-1990 гг. было создано всего 620 совместных предприятий3. Таким образом, за период с 1990 г. по 1991 г. число СП в стране увеличилось более чем в 4 раза, что свидетельствовало о безусловном интересе зарубежных инвесторов к российской экономике и использовании ими СП как перспективного механизма инвестирования в Россию и объединения с российским капиталом.

Однако Закон №1545-1«Об иностранных инвестициях в РСФСР» утратил свою силу в связи с изданием действующего Закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Понятие «совместное предприятие» в нем отсутствует. Вместо этого, в Законе упоминается понятие «коммерческая организация с иностранными инвестициями». Несмотря на

то, что четкое определение и этого понятия в Законе также отсутствует, из текста статьи 4 п.6 следует, что «российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом». И далее «Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом». Таким образом, по сути, в российском законодательстве понятие СП было заменено понятием «коммерческая организация с иностранными инвестициями» (КОИИ). В дальнейшем мы будем использовать понятие СП, подразумевая под ним КОИИ согласно действующему законодательству.

При этом важно отметить, что ни в Законе № 1545-1 от 4 июля 1991 г., ни в ФЗ РФ № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. понятие СП не связано с организационно-правовой формой юридического лица, но отражает структуру собственности в данной компании и ее распределение между участниками. Управление в СП, а также порядок создания и ликвидации определялись в соответствии с НПА в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, которое могло быть одним из хозяйственных обществ (ООО, ЗАО, ОАО) или товариществ, предусмотренных законодательством. На сегодняшний день, предприятия с подобной структурой собственности могут создаваться в форме ООО, ЗАО или ОАО, и должны полностью соответствовать требованиям законодательства, установленным для данных организаций.

При этом следует отметить, что, несмотря на вышесказанное, СП с точки зрения российского законодательства обладают рядом преимуществ, которые выделяют их среди прочих организаций с аналогичной организационно-правовой формой. Это, прежде всего, гарантии и льготы, которые получает предприятие в рамках ФЗ №160-ФЗ, а также правовой режим, который устанавливается для таких предприятий, а именно в соответствии с п.1 ст. 4 ФЗ: «Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами».

Одним из наиболее существенных, на наш взгляд, преимуществ, которые дает ФЗ предприятиям с иностранными инвестициями является гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (Статья 9 ФЗ). Так, при законодательном изменении ввозных таможенных пошлин,

1 Терентьева А. «Норникель может создать СП с BHP Billiton в Австралии» // Ведомости - 2011

2 Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2010

3 Адрианов В.Д. «Место и роль иностранного капитала в экономике России»// Общество и экономика - 2002.

Рис. 1. Численность предприятий с иностранными инвестициями в РФ (без малых предприятий)

федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, либо иных изменениях, приводящих к увеличению совокупной налоговой нагрузки на инвесторов и компании с иностранными инвестициями и т.д., новые федеральные законы и иные НПА РФ, а также изменения и дополнения, вносимые в уже действующие правовые акты РФ, не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет с момента начала инвестирования. Тем самым государство страхует часть рисков иностранных инвесторов, связанных с изменением правового поля коммерческой и инвестиционной деятельности в стране.

По данным Госкомстата, на 1 октября 2011 года в России было зарегистрировано 19 977 предприятий с иностранными инвестициями, совокупный оборот которых составил около 19 трлн. руб. Динамика численности предприятий с иностранными инвестициями за период 2005-2011 гг. представлена на рисунке 14.

Из рисунка 1 видно, что число действующих предприятий с иностранными инвестициями в России ежегодно увеличивалось в течение 2005-2011 гг. За последние 6 лет их количество выросло более чем в 1,5 раза. Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что предприятия с иностранными инвестициями в России развивались и продолжают развиваться. Эту позитивную тенденцию можно связать с улучшением инвестиционного климата в России, повышением уровня благосостояния населения, увеличением потребительского спроса на товары и услуги и общим развитием экономики страны в последние годы.

Численность занятых на предприятиях с иностранными инвестициями на 1 октября 2011 г. составила 3,1 млн. человек, или 4% от общей численности занятого населения в экономике РФ. По отношению к аналогичному показателю 2010 года численность занятых на предприятиях с иностранными инвестициями в 2011 году снизилась на 3%. С точки зрения занятости, деятельность предприятий с иностранными инвестициями не играет существенной роли в экономике России.

Вместе с тем, как уже отмечалось, совокупный оборот предприятий с иностранными инвестициями по итогам 3 кварталов 2011 года составил 18,9 трлн. руб. Таким образом, на данные предприятия приходилось около 27% от общего оборота российских предприятий за аналогичный период 2011 года. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятия с иностранными инвестициями в России имеют сильные позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, оказывая существенное влияние на развитие бизнеса и экономики страны в целом.

Вместе с тем, организации могут создаваться и без участия иностранного капитала в рамках партнерства между российскими компаниями. С экономической точки зрения, подобные альянсы несут те же экономические преимущества и выгоды их участникам, что и в случае объединения с иностранными компаниями: это и выход на новые региональные (отраслевые) рынки, использование новых технологий в производстве и управлении, расширение продуктовой линейки и сети сбыта продукции; имеют схожие цели и задачи, а также структуру капитала, в которой каждая из органи-заций-участников имеет свою долю. В связи с этим в ряде литературных источников подобные организации также объединяют понятием СП.

Однако юридически, с точки зрения действующего законодательства РФ, компания, учрежденная двумя или более российскими компаниями без участия иностранного капитала, выступает как хозяйственное товарищество или общество, и регулируется соот-

ветствующими нормативно-правовыми актами. При этом данные предприятия не пользуются гарантиями и льготами со стороны государства в отличие от предприятий с иностранными инвестициями, о которых говорилось ранее.

Если обратиться к зарубежному опыту, то в законодательстве США, Великобритании и других развитых стран, термин «совместное предприятие» (joint venture) определяется как объединение двух или более юридических лиц для достижения общих целей и извлечения прибыли. Совместные предприятия в этом смысле во многом схожи с бизнес партнерством, за исключением одного принципиального отличия: совместные предприятия, как правило, создаются для реализации конкретного бизнес-проекта (одного или нескольких), после чего ликвидируется, в то время как партнерство предполагает долгосрочное сотрудничество. Таким образом, в зарубежной литературе совместные предприятия иногда называют краткосрочным партнерством5, а само понятие СП не привязано к участию иностранного капитала в создаваемом предприятии. Более того, если рассматривать правовую основу совместных предприятий, например в США, то их функционирование полностью урегулировано юридическими соглашениями, в соответствии с которыми они возникли. Наиболее распространены СП без создания нового юридического лица. Такие предприятия работают в рамках правового статуса компаний-партнеров, то есть учредителей. В связи с тем, что СП не обладают статусом юридического лица, они не могут заключать контракты, нанимать сотрудников или иметь собственные налоговые обязательства. Этими вопросами занимаются компании-партнеры от своего имени, а возникающие правоотношения регулируются соответствующими договорами6. В США совместные предприятия регулируются законом о партнерствах (Partnership Law), договорным правом (Contract Law), законом о коммерческих операциях (сделках) (Commercial Transactions law). Совместные предприятия с иностранными инвестициями подчиняются международному законодательству о торговле и внутреннему законодательству зарубежных стран, где они создаются7.

Анализ развития совместных предприятий в России позволяет сделать следующие выводы:

1. Создание СП в России может стать эффективным инструментом развития экономики страны. Практика участия российского и иностранного капитала в рамках совместно создаваемых предприятий получила широкое распространение в последние годы. На сегодняшний день в России зарегистрировано почти 20 тысяч предприятий с иностранными инвестициями, совокупный оборот которых составляет около 19 трлн. рублей. На данные предприятия приходится около 27% от общего оборота российских предприятий, что свидетельствует об их значительном влиянии на развитие бизнеса и экономики России. При этом, СП обеспечивают приток иностранных инвестиций и технологий в российскую экономику, способствуя повышению конкурентоспособности отечественного производства и создавая предпосылки для модернизации экономики страны в целом.

2. С юридической точки зрения определение понятия «совместное предприятие на текущий момент не находит своего отражения в российском законодательстве. Некогда существовавшее определение совместного предприятия в Законе РСФСР №1545-1 от

4 июля 1991 г. было, по сути, заменено понятием «коммерческая организация с иностранными инвестициями» в Федеральном законе №160-ФЗ от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в РФ», ставшим преемником Закона РСФСР №1545-1 от 4 июля 1991г.

Поэтому понятие СП в современной экономической литературе имеет разное содержание, разные авторы вкладывают в СП разный смысл. Некоторые полагают, что СП является любая организация, учрежденная более чем одним юридическим или физическим лицом, и могут создаваться в форме ООО, ЗАО и ОАО. С точки зрения закона подобные организации регулируются соответствующим законодательством РФ, и не содержат в себе какой-либо специфики, выделяющей СП в отдельную категорию организаций (кроме СП с иностранными инвестициями, особенности регулирования которых изложены в ФЗ №160-ФЗ от 9 июля 1999 г.). Сложившаяся в России законодательная практика в отношении СП не соответствует зарубежному опыту наиболее развитых стран. Так, в США и Великобритании СП и бизнес-партнерства урегулированы специальными законодательными актами, которые дают однозначное понимание понятия СП. Таким образом, на сегодняшний день совместные предприятия не урегулированы российским законодательством, что, на наш взгляд, является значительным пробелом, на который законодателю следует обратить внимание, учитывая значимость СП для экономики РФ.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ;

2. Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

4. Закон РСФСР от 4 июля 1991 года № 1545-1«Об иностранных инвестициях в РСФСР»;

5. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.:

Книжный мир, 2010;

6. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. - М.: ИНФРА-М, 2005;

7. Гарнер Дэниэл Привлечение капитала : Учеб. пос.: пер. с англ. / Гарнер Д., Оуэн Р., Конвей Р. — М. : Джон Уайли энд Санз, 1995;

8. Гаррет Б., Дюссож П. Стратегические альянсы. - М.: ИНФА-М, 2002;

9. Совместные предприятия, международные объединения и организации на территории СССР: Нормат. акты и коммент. / Отв. ред. Голубов Г.Д. — М. : Юрид. лит., 1988;

10. Адрианов В.Д. «Место и роль иностранного капитала в экономике России»// Общество и экономика - 2002;

11. Кауи Р. Совместные предприятия в России: Рыночная практика // Слияния и поглощения .— 2011 .— № 12 ;

12. Климова А. Проблемные моменты структурирования совместных предприятий в России // Слияния и поглощения .— 2010;

13. Терентьева А. «Норникель может создать СП с BHP Billiton в Австралии» // Ведомости - 2011;

14. Основные показатели деятельности организаций с участием иностранного капитала: российский статистический ежегодник

- Федеральная служба государственной статистики, 2012;

15. Структура и основные показатели деятельности хозяйствующих субъектов: статистический бюллетень./ Федеральная служба государственной статистики,-2010;

16. Johnson, Howard E. Reducing the Risks in Joint Ventures. -CMA Management, 2010;

17. Encyclopedia of Small Business - The Gale Group Inc., 2006

18. Legal Information Institute under Cornell University Law School, NY -http://www.law.cornell.edu/

4 Основные показатели деятельности организаций с участием иностранного капитала: российский статистический ежегодник - Федеральная служба государственной статистики, 2012

5 Encyclopedia of Small Business - The Gale Group Inc., 2006

6 Johnson, Howard E. Reducing the Risks in Joint Ventures - CMA Management, 2000.

7 Legal Information Institute under Cornell University Law School, NY - http://www.law.cornell.edu

АУДИТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ (В РАМКАХ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ФСС ПО ОТКАЗУ ОТ ЗАЧЕТНОГО МЕХАНИЗМА ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ)

Панкратов Е.Г., аспирант Финансового университета при правительстве РФ

Статья посвящена методологии проведения аудита информационных систем, используемых при оказании государственных услуг населению. Рассмотрены информационные системы и процедуры информационного обмена, используемые в рамках пилотного проекта ФСС по отказу от зачетного механизма выплаты пособий. В статье даны рекомендации по совершенствованию информационных систем, программного обеспечения, регламентов обмена информацией между участниками пилотного проекта.

Ключевые слова: электронные государственные услуги; аудит информационных систем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AUDIT OF INFORMATION SYSTEMS USED IN THE PAYMENT OF BENEFITS ON SOCIAL INSURANCE (WITHIN THE SIF PILOT PROJECT)

Pankratov E., the post-graduate student, Finance University under the Government of the Russian Federation

The article describes the methodology of the audit of information systems used in the provision of public services. Information systems and information exchange procedures used in the SIF pilot project for the rejection of the crediting mechanism for payment of benefits are considered. The paper gives recommendations for improving information systems, software, rules of information exchange between the participants of the pilot project.

Keywords: electronic public services,information systems audit

С 1 июля 2011 года на территории Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республики проходит пилотный проект Фонда социального страхования Российской Федерации по переходу от зачетного принципа выплаты пособий по социальному страхованию на прямые их выплаты территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации. В 2012 году к пилотному проекту так же присоединятся Астраханская, Новгородская, Новосибирская и Тамбовская области, Хабаровский край и Ханты-Мансийском автономный округ. Современная концепция российского бюджетного законодательства предусматривает отказ

от зачетных схем в процессе исполнения бюджета, а также кассовое обслуживание всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства. Переход на кассовое обслуживание бюджетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.