Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ РАДИОАКТИВНОГО ЙОДА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ РАДИОАКТИВНОГО ЙОДА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
368
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF RADIATION PROTECTION IN THE THERAPEUTICAL APPLICATION OF RADIOACTIVE IODINE

The article deals with certain aspects of radiation effect produced on the personnel of medical institutions by radioactive iodine-131 used for treatment of thyrotoxicosis. The available evidence shows the medical personnel to be exposed to radiation doses well below the maximum permissible level.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ РАДИОАКТИВНОГО ЙОДА»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ

ПРИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ

РАДИОАКТИВНОГО ЙОДА

I

М. И. Еникеев

Кафедра радиационной гигиены Центрального института усовершенствования врачей

В 1938 г. Ливингудом и Сиборгом был выделен радиоактивный йод (J131) из облученного теллура. С этого времени началось практическое применение Л131для функциональной диагностики и лечения ряда заболеваний щитовидной железы.

Хорошие результаты, полученные с помощью этого метода, привлекли внимание клиницистов, и J131 стал широко применяться, особенно за последнее десятилетие. Этому способствовал выход большого числа работ, посвященных применению радиоактивного йода как в отечественных, так и зарубежных клиниках. Вопросу применения радиоактивного йода посвятили свои монографии А. А. Атабек (1959), Н. М. Драз-нин (1959, 1961), П. И. Егоров и А. 3. Цфасман (1962).

Для диагностических целей J131 применяют в дозах 2—4 мккюри, для определения локализации метастазов рака щитовидной железы — до 100 мккюри. Для лечебных целей J131 назначают в следующих дозах (на курс лечения): при тиреотоксикозах — до 10—15 мкюри, при лечении сердечно-сосудистых заболеваний — до 30 мкюри, при лечении злокачественных опухолей щитовидной железы — до 100 мкюри. В зависимости от применяемой методики и состояния больного препарат может приниматься однократно или в 2—3 приема. Согласно инструкции Министерства здравоохранения СССР по применению радиоактивного йода, при лечении тиреотоксикозов рекомендуется давать от 2 до 6 мкюри однократно, а повторно •— до 5 мкюри, не превышая суммарной дозы 10 мкюри на курс.

Значительная часть авторов указывает, что лечебное применение радиоактивного йода не представляет особой опасности для обслуживающего персонала и окружающих больного лиц [Д. Г. Рохлин, 1959; А. А. Атабек, 1959; Уоррен и Кауинг (Warren, Cowing, 1953)]. Они основываются на том, что у-излучение от щитовидной железы больного при приеме до 10 мкюри J131 создает на расстоянии 1 м не более предельно допустимой дозы. Загрязнение белья и посуды больных не превышает предельно допустимого уровня. По их мнению больные, получившие до 10 мкюри J131, могут находиться в общих палатах при расстоянии между койками не менее 75 см.

Однако за последнее время, по данным некоторых авторов (В. Я. Голиков и И. И. Гусаров, 1961; М. С. Розанов, 1961, и др.), больные, принявшие лечебные дозы радиоактивного йода, являются источником

загрязнения окружающей среды этим радиоактивным изотопом и источником внешнего у-излучения в размерах, превышающих допустимые уровни. Они же указывают, что в медицинских учреждениях при использовании радиоактивного йода имеют место неблагоприятные условия работы медицинского персонала.

Имеющиеся в литературе разногласия побудили нас заняться этим вопросом и на основании данных литературы и собственных исследований попытаться дать объективную оценку степени этого воздействия.

Применение радиоактивного йода в клинике основано на современных данных о йодном обмене. Установлено, что поглощение кровью и тканевыми жидкостями йода в минуту составляет около 5% наличной концентрации йода в желудочно-кишечном тракте. Изучением распределения йода в организме человека и животных установлено, что основным депонирующим органом для этого элемента является щитовидная

железа. Результаты исследований показывают, что, кроме щитовидной железы, в начальный период после введения наибольшее количество J131 обнаруживается в почках, через которые и происходит в основном его выделение (Я. X. Туракулов, 1959). По данным ряда авторов, у больных тиреотоксикозом отмечается прекращение накопления радиоактивного йода в щитовидной железе через 24 часа. Эффективный период полураспада радиоактивного йода при тиреотоксикозах близок к физическому и составляет 5—7 дней. Это связано с тем, что выделяемый в составе гормонов J131 вновь возвращается в щитовидную железу. Обнаруживаемые при исследованиях более низкие показатели радиоактивности связаны с радиоактивным распадом.

Выделение радиоактивного йода из организма производится практически всеми экскреторными органами. Однако основное количество радиоактивного йода выделяется почками — до 65—80% в зависимости от функционального состояния щитовидной железы [Штрауб (Straub, 1952)]. Считается, что выделение радиоактивного йода с мочой в основном происходит в течение 48 часов. За это время у больных тиреотоксикозом выделяется до 50% введенного количества J131 — 43,6±3,3% (Н. М. Дразнин, 1959). J131 является источником внешнего у-излучения, а выделение из организма той его части, которая не задержана щитовидной железой, будет являться источником загрязнения внешней среды.

Мы проводили дозиметрическое обследование больных, получивших 3—4 мкюри радиоактивного йода при лечении тиреотоксикозов. Измерения проводили динамически на 2-й и 3-й день и далее в течение всего времени, пока вели наблюдения над больными. В табл. 1 показаны средние мощности дозы ^-излучения на различных расстояниях от щитовидной железы больных в течение недели после приема препарата.

Таблица 1

Y-Излучение от щитовидной железы больных, получивших

3—4 мкюри J131

Время, прошедшее после приема J131 (в сутках)

Мощность дозы у-излучения (в мр/час)

расстояние (в см)

1 1,85 0,44 0,19 0,11

2 1,73 0,39 0,18 . 0,10

3 1 ,48 0,35 0,17 0,09

4 1,42 0,33 0,15 0,08

5 1,37 0,29 0,13 0,07

6 1,17 0,27 0,111 0,06

Для решения вопроса о возможности воздействия внешнего излучения от больного на окружающих необходимо установить, в каких реальных условиях и для какой категории лиц происходит накопление дозы, которую могут получить окружающие.

При нахождении больного в стационаре облучению будут подвергаться обслуживающий персонал и соседи по палате. Из обслуживающего персонала наиболее продолжительное время вблизи больных находятся медицинские сестры (по нашим наблюдениям, около 50% рабочего времени). При выполнении различных процедур туловище медицинской сестры удалено на 50—100 см от больных. Если медицинская сестра будет пребывать в течение 3 часов около контингента больных, указанных в табл. 1, то она может облучиться в течение недели дозой 6Н-27 мр (в среднем 17 мр). Обслуживающий персонал радиологических

отделений относится к категории А (профессиональное облучение) и при этих условиях облучается доза1Ми меньше предельно допустимых (предельно допустимый уровень для категории лиц, профессионально связанных с источниками излучения, равен 100 мбэр/неделю)1. Прочий персонал радиологических отделений пребывает вблизи больных меньшее время, и, таким образом, доза внешнего облучения будет меньшей.

В одной палате с больными, получившими лечебный радиоактивный йод, находятся другие больные. Предположим, что больные пребывают в палате вместе все 24 часа в сутки, тогда при расстоянии между больными 1 м (т. е. при расстоянии между койками 75 см) облучение соседа составит 60 мр/неделю, а при расстоянии между больными 1,5 м (расстояние между койками 1 —1,1 м) доза будет равна 22 мр/нед. Учитывая, что больной будет пребывать на стационарном лечении не более недели и что доза облучения от принятого им самим Л131 будет немного больше, облучение от соседа можно не принимать во внимание.

При изучении загрязненности радиоактивным йодом помещений, где находились больные, получившие лечебные дозы Л131, мы получили следующие данные: содержание йода в воздухе палат 4,8Х10~14 кюри/л, на стенах, окрашенных масляной краской, 165—330 $-расп '/150 см2 • мин. на оконных стеклах 140—355 (З-раог •/150 см2-мин, на спинках кроватей 250—2500 $-расп*/\50 см2-мин. Исследования проводили при нахождении в каждой палате 2—3 больных, получивших 3—4 мкюри радиоактивного йода.

Загрязнение поверхностей радиоактивным йодом может происходить вследствие осаждения паров йода, находящегося в воздухе. Основным источником загрязнения воздуха палат является выдыхаемый больными воздух, который, по нашим исследованиям, в первый день после приема Л131 имел среднюю активность 2,0ХЮ~12 кюри/л. Спинки кроватей обычно загрязняются потными руками. Как показали наши исследования, количество Л131 в поте может достигать 4,2—7,0хЮ~6 мкюри/г при приеме внутрь 2—4 мкюри радиоактивного йода. Поэтому понятны причины загрязнения спинок кроватей в большей мере, чем других предметов, окружающих больного, стен и окон. Содержание Л131 в слюне как прямой источник загрязнения внешней среды не представляет опасности, но мельчайшие капельки слюны, выделяемые при кашле, чихании и пр., могут явиться дополнительным источником загрязнения внешней среды изотопом.

Выделение значительного количества радиоактивного йода с мочой (до 50% при тиреотоксикозах), особенно в первые сутки, может приводить к накоплению Л131 в уборных лечебных учреждений. Однако в проведенных нами измерениях на расстоянии 10 см от унитазов мощность дозы у-излучения была в пределах естественного фона.

Возможность поступления в организм радиоактивного йода из воздуха помещений определяют следующим расчетом. Известно, что через легкие взрослого человека проходит в сутки от 1,2X104 до 2,0X104 л воздуха. Если он в течение суток пребывает в помещении, где содержание Л131 в воздухе составляет 1,5Х10~13 кюри/л (наши максимальные данные), то с 2,0Х104 л воздуха в легкие поступит 3,0Х10~9 кюри радиоактивного йода. При поступлении всего количества в кровь и поглощении 30% его щитовидной железой (верхняя граница для здорового человека) здесь может накопиться 0,9Х10~9 кюри (0,9Х10-3 мккюри), что почти на 3 порядка меньше предельно допустимого для щитовидной железы количества (предельно допустимый уровень 0,47 мккюри).

В радиоизотопных лабораториях медицинских учреждений большое значение имеет правильная организация труда медицинского персонала

1 Санитарные правила работы с радиоактивными веществами и источниками ио-

низирующих излучений № 333-60.

при расфасовке радиоактивного йода. В 1962 г. для перевозки открытых радиоактивных изотопов (в основном препаратов радиоактивного йода) начали применять новый тип упаковок УТ вместо стандартных контейнеров типов КС-20, КВ-36-45, КИЗ-29 и др. (рис. 1).

Получение радиоактивного йода в новых упаковках УТ привело* к некоторым затруднениям, так как лаборатории еще не имели приспособлений для вскрытия банок, контейнеров и флаконов. Для открывания контейнера полиэтиленовую пленку разрезают скальпелем, держа контейнер в руках. Все это ведет к дополнительному облучению рук персонала, так как на открывание контейнера затрачивается 25—50 сек., а мощность дозы на поверхности контейнера составляет 40—60 мкр/сек.

При вскрытии банки приспособлением типа ПВБ, показанном на рис. 2, возможность облучения незначительна, так как манипуляция производится на расстоянии (длина ручки ПВБ равна 720 мм) и значительно быстрее.

Облучение рук происходит при вскрытии флакона с радиоактивным веществом, так как для удаления металлического колпачка нет специального приспособления и поэтому его разрезают ножницами или скальпелем. В этих условиях руки оказываются под воздействием прямого пучка улУчей на близком расстоянии и могут облучиться в дозах, несколько превышающих предельно допустимый уровень.

Рис. 1. Транспортная упаковка УТ для

радиоактивных препаратов.

1 — картонная коробка; 2 — металлическая-банка; 3 — сорбент; 4 — контейнер типа КТ; 5 — первичная емкость с раствором препарата

Л181.

Рис. 2. Схема вскрытия банок приспособлением ПВБ.

/ — корпус; 2 — шток; 3 — зубчатка; 4 — нож; 5 — рукоятка; 5— поворотная

ручка; 7 — столик поворотный; 8 — металлическая банка.

При изучении условий расфасовки обычной пипеткой с резиновым баллоном было установлено, что на разлив одной порции лечебного радиоактивного йода затрачивается в среднем мин. Для иллюстрации возможного облучения оператора (врача-радиолога) в табл. 2 приведены средние величины дозы при расфасовке 4 мкюри радиоактивного йода. При ежедневной работе в таких условиях внешнее облучение врача-радиолога будет равно 67 мр/неделю без защитного экрана и 22 мр/нед. в случае применения защитного экрана из свинцового стекла с эквивалентом РЬ, равным 5 мм.

Для уменьшения облучения необходимо процесс приготовления препарата разделить на части. Тогда, например, при приготовлении препарата 10 больным в 2 приема (см. табл. 2) доза облучения будет составлять 36 мр/неделю без защитного экрана и 12 мр/неделю с экраном из свинцового стекла.

Таблица 2

Облучение оператора при разливе препарата Л131 по 4 мкюри

Число разливов Хронометраж-ные данные (в мин.) ' Количество Л131 на рабочем месте (в мкюри) Суммарная доза, создаваемая на туловище без защитного экрана Оммарная доза, создаваемая на туловище с применением экрана, эквивалентного 5 мм РЬ

в контейнере кт в стаканчиках в мр

01 0,5 40 0 0,122 0,041

1 1,0 36 4 0,423 0,141

2 ' 1,5 32 8 0,901 0,300

3 2,0 28 12 1,557 0,519

4 2,5 24 16 2,3£0 0 806

5 3,0 20 20 3,401 1,141

6 3,5 16 24 4,601 1,541

7 . 4,0 12 28 5,987 2,003

8 4,5 8 32 7,562 2.524

9 5,0 4 36 9,294 3,101 .

10 5,5 0 40 * 11,204 3,734

1 Облучение оператора происходит во время подготовки к процессу розлива надевание груши на пипетку, снятие крышки контейнера и т. п.).

Наиболее целесообразным было бы доставлять радиоактивный йод потребителю в готовом, расфасованном виде в быстрорастворимых капсулах для непосредственного приема. Это позволило бы сократить время работы, снизить уровень внешнего облучения персонала, исключить загрязнение лаборатории и образование отходов в ней. При такой системе поставки радиоактивного йода отпадает необходимость в специальном оборудовании лаборатории в соответствии с требованиями санитарных правил № 333-60 для учреждений 2-го класса.

1 ф

Выводы

мР *

1. Больные, получающие с лечебной целью радиоактивный йод, становятся источниками ^-излучения и радиоактивного загрязнения внешней среды. При работе среди больных, получающих Л131 для лечения тиреотоксикозов, доза облучения персонала ниже предельно допустимого уровня в 5 раз и более.

2. Загрязнение окружающей обстановки и воздуха палат Л131 не превышает предельно допустимой концентрации? Для уменьшения концентрации йода в воздухе палаты нужно чаше проветривать, что будет

также способствовать меньшему осаждению паров на предметы обета-

• •

новки.

3. Расфасовка радиоактивного йода может сопровождаться воздействием внешнего облучения и быть связанной с возможностью загрязнения спецодежды и попадания изотопа в организм. С целью уменьшения воздействия изотопа расфасовку необходимо производить в вытяжных шкафах за защитным экраном и только с помощью дистанционных инструментов (приспособления, захваты, дистанционные пипетки).

ЛИТЕРАТУРА

Атабек А. А. Радиоактивный йод в терапии тиреотоксикозов. М., 1959— Г о-

л и к о в В. Я., Г у с а р о в И. И. Мед. радиол., 1961, № 6, стр. 27— Д р а з н и н H. М.

К применению радиоактивного йода в клинике. Минск, 1959.—О иже. Радиоактивный

йод в клинике. Минск, 1961— Розанов М. С. Гиг. труда, 1961, № 1, стр. 48—Р о х-

лин Д. Г. Учен, записки. Ленинградск. мед. ин-т, 1959, т. 3, стр. 433.—Т у р а к у-

лов Я. X. Обмен йода и тиреоидные гормоны. Ташкент, 1959.—Straub С. P., Public

Hlth Rep. (Wash.), 1952, v. 67, p. 298.—Warren Sh., Cowing R. F., Hospitals, 1953, v. 27, p. 97.

Поступила 25/VI 1963 r.

SOME ISSUES OF RADIATION PROTECTION IN THE THERAPEUTICAL

APPLICATION OF RADIOACTIVE IODINE

M. /. Enikeev

• •

The article deals with certain aspects of radiation effect produced on the personnel of medical institutions by radioactive iodine-131 used for treatment of thyrotoxicosis. The available evidence shows the medical personnel to be exposed to radiation doses well below the maximum permissible level.

Ъ Ъ Ъ

МЕДИЦИНСКАЯ ПЕЧАТЬ В БОРЬБЕ ЗА САНИТАРНОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ СТРАНЫ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ

ВЛАСТИ (1918—1920)

М. Б. Мирский

• I

Институт организации здравоохранения и истории медицины имени Н. А. Семашко Министерства здравоохранения СССР

В процессе организации советского здравоохранения огромную роль играла медицинская печать, уделявшая большое внимание вопросам санитарного оздоровления страны. Часто писала об этом первая советская медицинская газета «Известия советской медицины». В качестве примера можно взять статью одного из редакторов «Известий советской медицины» И. В. Русакова «Из жизни санитарной организации Москвы». Руководящим учреждением в то время являлся санитарный совет при Совете районных дум (Муниципальном отделе Московского совета), который должен был направлять деятельность санитарной организации, вырабатывать общегородские руководящие нормы и обязательные постановления, объединять и согласовывать деятельность районных санитарных организаций. Газета ясно видела и критиковала недостатки санитарного совета, состоявшего из «чиновников от медицины», указывала, что его внимание отвлекается от основных вопросов и вообще он не является «высшим коллективным пролетарским органом, творящим новую врачебно-санитарную жизнь». Статья предупреждала против старого пути «обывательщины и крохоборства, кои до сего времени были отличительной чертой московской городской медицины во все времена...». «Во избежание этого, — говорилось далее в статье И. В. Русакова, — мы предлагаем взамен санитарного совета орган, состоящий исключительно из представителей населения, представителей от районных Советов, в число коих входят обязательно заведующие районными медико-санитарными отделами, от Исполнительного комитета и пленума Большого совета (имелся в виду Московский совет рабочих депутатов. — М. М.). Само собою разумеется, в него входят члены президиума Совета, ведающие медико-санитарным делом в городе... При нем дол-

4 Гигиена и санитария. Ne 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.