Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗОТОПОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗОТОПОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
84
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC PROBLEMS IN TRANSPORTATION OF RADIOACTIVE ISOTOPES

The article contains the results of investigations of various types of transport containers in respect to the sanitary-hygienic requirements and the data of individual dosimetric examinations cf a group of workmen employed in the transcription of radioactive isotopes. Various defects have been noted in some types of containers used at present. The data obtained show that it is necessary to improve the system of transportation of radioactive isotopes and construct containers in accordance with the sanitary-hygienic requirements.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗОТОПОВ»

б) различной формой их употребления (инкапсулированные или так называемые закрытые изотопы, или открытые изотопы, т. е. порошки, растворы, газы);

в) различными методическими требованиями, предъявляемыми к защитной аппаратуре при различных видах лечения?

ЛИТЕРАТУРА

Борисов Е. В. Техника безопасности при работе с радиоактивными изотопами. М., 1955. — Гусев Н. Г. Справочник по радиоактивным излучениям и защите. М., 1956. — Егоров А. П., Бочка рев В. В. Кроветворение и ионизирующая радиация. М., 1954. — Же но П. Защита от радиоактивных элементов. М., 1954. — Иванов И. И., Модестов В. К. и др. Радиоактивные изотопы в медицине и биологии. М., 1955. — Козлова А. В. Основы радиевой терапии. М., 1956.—Летавет А. А. В кн.: Действие облучений на организм. М., 1955. — Санитарные правила перевозки, хранения и учета и работы с радиоактивными веществами. М., 1957. — Шрамен-ко А. И. Защита от излучения радия и его заменителей в радиотерапевтических учреждениях. Киев, 1956.

Посту аила 16/VII 1957 г.

HYGIENIC MEASURES IN HOSPITAL DEPARTMENTS USING RADIOACTIVE ISOTOPES

V. Ia. Golikov

The article contains data obtained during the investigation of the working conditions of personnel of radiological departments at the Institute of Obstetrics and Gynecology of the RSFSR Public Health Ministry. The author has studied the gynaecological treatment procedures employing compounds of Co60 in closed form and concludes that the question of personnel protection in radiological departments should be thouroughly investigated with due consideration of every mode of radiation therapy.

■sir ir ГА-

гигиенические вопросы транспортировки радиоактивных изотопов

Р. С. Калинова

Вопросам санитарной регламентации транспортировки радиоактивных изотопов за последнее время уделяется-все большее внимание, однако они не получили еще должного освещения в литературе.

В атомных центрах Англии, занимающихся первоначальной упаковкой радиоактивных изотопов, придерживаются двух основных требований: герметичность упаковки с радиоактивным материалом и обеспечение надлежащей защиты от проникающего излучения. Так, железные дороги Англии принимают от Харуэллского центра изотопы в упаковках двух классов. На поверхности упаковки первого класса излучение в любой точке принимается не более 10 тг за 24 часа, т. е. 0,11 (¿г/сек, и второго класса — выше 10 тг за 24 часа, но не более 100 тг за 8 часов, т. е. более 0,11 ^г/сек, но не выше- 3,47 ¡лг/сек. Упаковки первого класса не отделяются от другого багажа, перевозимого в пассажирских поездах, упаковки второго класса размещаются в пассажирских поездах на расстоянии не менее 1,2 м от других товаров.

В каталоге изотопов французского комиссариата по атомной энергии к перевозке по железной дороге принимаются радиоактивные вещества в упаковках, излучение от которых составляет 80 тг за 8 часов, т. е. 2,74 р-г/сек, на расстоянии 1 м и 200 тг за 1 час, т. е. 55,5 р,г/сек на поверхности упаковки.

4t

Согласно имеющимся положениям, в СССР к перевозке в почтовых вагонах допускаются радиоактивные вещества в упаковках 1-й и 2-й транспортных категорий, мощность дозы у-излучения от которых соответственно не выше 0,1 цг/сек и 2 ¡хг/сек на расстоянии 0,5 м от упаковки.

Сравнение приведенных величин затрудняется и становится почти невозможным, так как мощность дозы проникающего излучения измеряют на различных расстояниях от упаковок: вплотную' (Англия), вплотную и на расстоянии 1 м (Франция) и на расстоянии 0,5 м (СССР). Следует обратить внимание, что мощность дозы у-излучения от транспортных упаковок с радиоактивными изотопами, применяемых для перевозок по железной дороге, принята во Франции более высокая, чем в СССР и Англии.

При транспортировке радиоактивных веществ на автомобилях в Харуэлле (Англия) принимается уровень излучения у сидения шофера или пассажира не выше 100 mr за 8 часов, т. е. не выше 3,47 аг/сек, а допустимое излучение с наружной стороны автомашины должно быть ниже 200 rnr/час, т. е. ниже 55,5 ^г/сек. Подобные величины приняты также и французским комиссариатом по атомной энергии. В СССР устанавливается предел излучения, равный 20—40 ¡ir/сек от группы перевозимых упаковок на расстоянии 0,5 м, а у сидения шофера — 1 — 2 ¡хг/сек. Следовательно, в течение 8 часов работы, согласно руководству Харуэллского центра, облучение шофера может составить 0,1 г, что в 2 раза выше максимально допустимой дозы облучения персонала, принятой в СССР (0,05 г за рабочий день).

При транспортировке радиоактивных веществ на пассажирских или транспортных самолетах в Англии максимальное количество излучения принимается равным 10 шг/час (2,77 ^r/сек) на расстоянии 1 м от контейнера. В правилах перевозки на самолетах допускается транспортировка у-излучающих изотопов на большие расстояния в ограниченном количестве (не более 300 шС) в концах крыльев самолетов в стандартных контейнерах без обычных свинцовых контейнеров. Максимальное количество радиоактивного вещества, излучающего у-лучи, помещаемого в одном контейнере для перевозки на пассажирском или транспортном самолете, не должно быть более 2000 тС. Никаких количественных ■ограничений для веществ, испускающих а- или R- частицы, не устанавливается. Таким образом, на одном самолете практически могут оказаться столь значительные количества радиоактивных веществ, которые создадут определенную опасность в случае аварии самолета.

В проекте европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) приводятся максимально допустимые количества радиоактивных веществ, содержащихся в одной упаковке. Для нераспыляющихся радиоактивных веществ, находящихся в твердом состоянии, максимальное количество определяется в 10 000 тС, т. е. в 10 С на одно грузовое место, для порошкообразных, жидких и газообразных веществ — до 2000 шС. Морган считает, что в одной упаковке можно перевозить не более 2 С радия, полония, плутония и других высокоактивных веществ, дающих более чем 10" распадов в секунду.

Из приводимых данных следует сделать вывод, что нет единых положений в отношении требований к количеству перевозимых радиоактивных изотопов. Необходима строгая регламентация максимально допустимых количеств радиоактивных веществ для перевозки в одной упаковке, а также различными перевозочными средствами.

В литературе уделяется значительное внимание степени загрязненности наружной поверхности упаковок с радиоактивными веществами. Морган считает, что загрязненность не должна быть значительной, т. е. не должна превышать 500 распадов в минуту с поверхности 100 см2 Для а-излучения и примерно 10 000 ¡3-частиц в минуту со 150 см4 дли

J3-активных веществ. В проекте европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов принимается положение об отсутствии каких-либо следов радиоактивного вещества на наружной упаковке. С гигиенической точки зрения наиболее приемлемым является положение, исключающее возможность загрязнения радиоактивными веществами персонала, работающего по транспортировке, а также транспортных средств.

Для гигиенической оценки применяемых в СССР типов транспортных контейнеров нами производились измерения мощности дозы у-излучения на расстоянии 0,5 м от контейнеров, измерения (3-загрязненности наружной поверхности их и др.

Материалы исследований показали, что в настоящее время радиоактивные изотопы перевозятся преимущественно в контейнерах стандартных типов. Для транспортировки радиоактивных изотопов, излучающих только или 0-частицы, используются контейнеры двух типов: АК (карболитовые) и АЧ (дюралиевые); для транспортировки изотопов, излучающих наряду с (3-частицами т_лУчи. используются в основном свинцовые контейнеры типов КС-20, С-30, КВ-36-45/КВ-90-100, чугунные типа КИ и др.

Контейнеры типов АК и АЧ без свинцового вкладыша обеспечивают достаточную защиту при транспортировке ряда изотопов, например Р32, S35, С14 и т. д. При перевозке в контейнерах типа АК со свинцовым вкладышем малых количеств изотопов, излучающих наряду с р -частицами у-лУчи (J131. Fe59), мощность дозы у-излучения на поверхности их обычно не превышает 0,1 ^r/сек. Однако эти контейнеры имеют ряд дефектов. Они недостаточно прочны, неустойчивы при боковых толчках, плохо отмываются от активных загрязнений.

Свинцовые контейнеры типов КС-20, С-30, КВ-36-45, КВ-90-100, предназначенные для транспортировки радиоактивных изотопов, излучающих наряду с 3 -частицами ^"ЛУЧИ. обеспечивают необходимую защиту при перевозке большинства изотопов. Измерения мощности дозы ^-излучения от контейнеров с препаратами на расстоянии 0,5 м показывают, что в значительном большинстве случаев мощность дозы на этом расстоянии составляет 0,1—3,5 ц.г/сек. Однако отмечаются случаи, когда контейнеры используются для перевозки радиоактивных веществ в количествах, превышающих расчетные, и тогда на расстоянии 0,5 м от контейнера создаются мощности физической дозы ^-излучения, превышающие приведенные выше величины, что в гигиеническом отношении совершенно недопустимо, так как при транспортировке таких контейнеров могут создаваться условия для переоблучения персонала и окружающих лиц.

Основные типы контейнеров, применяемых для перевозки у-излу-■чающих изотопов, имеют ряд следующих недостатков: а) наружная поверхность контейнеров типа КВ-36-45, КВ-90-100, КС-20 в процессе эксплуатации становится неровной, появляются царапины и вмятины; б) при неосторожном обращении с контейнерами в пути возможна деформация их корпуса, что приводит в свою очередь к заклиниванию пробок и последующему длительному открыванию их; в) попадание влаги на контейнеры типа С-30 вызывает коррозию стального корпуса и крышки и приводит к необходимости применения дополнительного инструмента для открывания крышки, что нежелательно, так как при этом увеличивается время непосредственного контакта работающих с загруженным контейнером; г) применяемые контейнеры трудно отмываются от активных загрязнений.

Загрязненность наружной поверхности большинства обследованных свинцовых контейнеров (73,4%), направляемых потребителям, была в пределах от уровня фона до 5000 0-частиц в минуту с площади 150 см2, в остальных случаях загрязненность была выше приведенных величин. От потребителя контейнеры возвращаются, имея более высокий уровень

загрязнения. Это можно объяснить тем, что транспортные контейнеры в учреждениях, применяющих радиоактивные изотопы, в большинстве случаев служат и контейнерами для хранения. Вследствие того что изотоп используется потребителем обычно не одномоментно, а в течение времени небольшими порциями, то при небрежном обращении с ампулой возможно проливание радиоактивного вещества на наружную поверхность контейнера. В случаях неправильного вскрытия контейнеров (с применением тяжелого инструмента, чрезмерных ударов по корпусу контейнера), небрежного обращения с ними во время перевозки возможно нарушение целостности стеклянной ампулы с раствором радиоактивного изотопа и вытекание его на поверхность контейнера.

Для защиты обслуживающего персонала и транспортных средств от загрязнений радиоактивными веществами транспортные контейнеры следует помещать в дополнительную упаковку. Такой защитной упаковкой могут быть бумажные или картонные футляры, деревянные или металлические ящики и т. д.

При транспортировке упаковок с радиоактивными веществами на всем пути следования требуется осторожное обращение. Недопустимо при вскрытии контейнеров применять тяжелые инструменты, бросать контейнеры. Необходимо предупреждать потребителя о недопустимости использования транспортных контейнеров для хранения в них радиоактивного вещества до полного использования его. Перед отправкой поставщику контейнеры должны подвергаться потребителем контролю на загрязненность радиоактивными веществами и в случае загрязненности упаковку необходимо подвергнуть надлежащей очистке.

Таким образом, упаковки с радиоактивными веществами должны допускаться к транспортировке только в том случае, если они отвечают следующим требованиям:

а) мощность дозы у-излучения от упаковок не должна превышать величин, определяемых условиями перевозки;

б) внутренние упаковки должны предохранять содержимое от любой утечки;

в) наружная поверхность упаковки не должна содержать радиоактивных загрязнений.

В настоящий момент все предназначенные к отправке упаковки с радиоактивными материалами на месте отправки подвергаются дозиметрическому контролю для определения мощности дозы у-излучения от упаковки и загрязненности наружной поверхности упаковки. На каждый контейнер дозиметрист выдает бирку с обозначением типа и номера контейнера, величины мощности дозы у-излучения на расстоянии 0,5 м от контейнера, даты производства измерений. К каждой упаковке с радиоактивными изотопами прилагают сопроводительный документ, в котором приводят характеристику перевозимого радиоактивного соединения (вид, цвет и т. д.), его весовое количество, удельную активность, общую активность в кюри, дату расфасовки и отправки.

С целью выяснения возможного воздействия ионизирующего излучения на обслуживающий персонал нами были определены методом фотоконтроля интегральные дозы облучения группы из 28 сотрудников в течение 6 месяцев работы. Работающим выдавали кассеты, которые через каждые 12 дней проявляли и замеряли по общепринятой методике фотоконтроля.

Обследованные лица занимались перевозкой радиоактивных изотопов на автомашинах в радиусе 50—60 км и в пассажирских поездах на различные расстояния. В течение рабочего дня Р/г—2 часа они имели непосредственный контакт с контейнерами различных транспортных категорий: принимали и погружали их вручную на автомашины, переносили от машины в помещение потребителей, проверяли пломбы. Значительная часть времени использовалась на сопровождение груза к месту

доставки. Обычно сопровождающий находился в кабине шофера, где уровень у-излучения не превышал 1 рг/сек, реже 2 [хг/сек.

В пассажирских поездах обследованные лиц? сопровождали упаковки, мощность дозы -f-излучения от которых не превышала 5 fir/сек на расстоянии 0,5 м. Было установлено, что средняя месячная доза облучения составляла для большинства обследованных 0,25—0,4 г, максимальная месячная доза облучения не превышала 0,65 г и наблюдалась всего у 2 сотрудников в течение 2 месяцев. За весь период наблюдения переоблучения обследованных не установлено.

ПрЪведенные исследования показали, что назрела необходимость привести все транспортные контейнеры в соответствие с санитарными нормами.

Контейнеры следует изготовлять из материалов, обеспечивающих необходимую защиту. Они должны иметь гладкую наружную поверхность, легко отмываться от активных загрязнений. При закрытой пробке (крышке) проникновение влаги во внутреннюю полость контейнера должно быть исключено, они должны быть устойчивыми и не переворачиваться при боковых толчках, иметь четкую маркировку, ясно различимую на расстоянии 0,5 м.

В санитарных правилах по транспортировке радиоактивных изотопов должна быть строго регламентирована мощность -f-излучения от каждой упаковки с таким расчетом, чтобы не допускать переоблучения работающих по перевозке.

Уровень суммарного облучения персонала, постоянно работающего по перевозке радиоактивных изотопов, за рабочий день не должен превышать 0,05 биологического эквивалента рентгена (или 0,3 бэр за рабочую неделю) по сумме всех воздействий. Должен быть усилен дозиметрический и санитарный контроль за условиями перевозки радиоактивных изотопов. Весь персонал, занятый транспортировкой радиоактивных веществ, должен быть тщательно проинструктирован о правилах обращения с радиоактивными веществами и на случай аварий. Каждый работающий по транспортировке изотопов должен быть снабжен кассетой или индивидуальным дозиметром и не реже одного раза в 12 месяцев подвергаться медицинскому осмотру.

ЛИТЕРАТУРА

Гусев Н. Г. Справочник по радиоактивным излучениям и защите. М., 1956.— Изотопы (каталог). Мин. хим. пром. СССР, «Союзреактив». М., 1957. — Handbook of Federal Regulations Applying to Transportation of Radioactive Materials, Washington, 1955.— Morgan K. Z. J. Appl. Phys., 1948, v. 19, p. 593—598. — The Protection of Workers Against Ionising Radiations. Report submitted to the International Conference on the Peaceful Uses of Atomic Energy (Geneva) Aug., 1955, Geneva.

Поступила 10/IX 1957 r.

HYGIENIC PROBLEMS IN TRANSPORTATION

OF RADIOACTIVE ISOTOPES »

R. S. Kalinova

The article contains the results of investigations of various types of transport containers in respect to the sanitary-hygienic requirements and the data of individual dosimetric examinations cf a group of workmen employed in the transpcrtion of radioactive isotopes. Various defects have been noted in some types of containers used at present. The data obtained show that it is necessary to improve the system of transportation of radioactive isotopes and construct containers in accordance with the sanitary-hygienic requirements.

т?г Ъ -й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.